Глава 11

1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Книга Божья ценна тем, что она учит, как надо поступать в конкретных ситуациях. Весы и деньги постоянно используются в жизни. Нечестные сделки, договора с подвохом — это неверные весы самоуверенных мошенников. Они запрещены и законом (Лев.19:35), и Евангелием (Мтф. 7:12; Флп.4:8). Их ненавидит Бог, они — мерзость пред Ним (20:10; Втор.25:13—16; Ам.8:5—7).

Но эта притча — не просто нравственный принцип. Благополучная христианская церковь получила то же предостережение (1 Фес. 4:6). Неужели нас не пугает, что Бог наблюдает за всеми нашими делами? Они либо мерзки пред Ним, либо Ему угодны.

2. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. Мы знаем, что причиной грехопадения стала гордость (Быт.3:5). Она все еще живет в падшем человеке (Мр. 7:22). Бог навлекает на людей позор, потому что они забывают, кто они, и отказываются занимать смиренное положение, которое Бог определил им (Лк.18:14; Ис.2:17).

Такова глупость гордости, но со смиренными — мудрость. Гордый глупец верит только в то, что может постичь разумом. Блажен нищий духом, принимающий Божье откровение и отрекающийся от своего разума и воли. Он смиренно принимает то, что Бог благоволит дать, и готов с благодарением оставаться в неведении о том, что Бог не дает знать (Кол.2:18).

3. Непорочность— наилучший проводник на самом извилистом пути. Одно только желание знать и исполнять волю Божью непременно осветит нам путь (Пс.142:10). Люди коварные,упражняющиеся в лукавстве, пренебрегают этим божественным правилом — это их губит.

4. Напрасно богачи земли станут искать убежище от гнева Агнца (Откр.6:15—17). Они погибнут вместе со всеми своими надеждами. Беньян очень умело описал эту ситуацию. Невежда, после того как паромщик Напрасноуповающий перевозит его через реку, поднимается на холм в одиночестве. В конце концов его связывают и выбрасывают во тьму внешнюю. «Тогда я понял, — добавляет Невежда с устрашающей серьезностью, — что в ад можно попасть, уже будучи у врат в Небесный Град». «Это не живые надежды, а обманчивые, мертвящие» (Лейтон). С теми, у кого есть якорь души, такое не случится (Евр.6:19)!

8. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. В Божьем промысле праведники меняются местами с нечестивцами. Вмешательство провидения в человеческую жизнь часто являет Божью верность и карающее правосудие. Израильтяне были избавлены от гибели в Чермном море, а египтяне утонули в нем (Исх.14:21—28). Мардохея по замыслу Амана должны были повесить на столбе, но в конце концов вместо Мардохея на нем оказался сам Аман (Есф.5:14; 7:10). Петр был избавлен от смерти, а темничные стражи наказаны. Не всегда нам удается увидеть подобные проявления Божьего милосердия, однако Он по-прежнему продолжает любить нас. Это должно заставить нас раскаиваться в прахе и пепле и утверждать свою надежду на основании непоколебимом.

9. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. Аман, делая вид, что служит царю, пытался уничтожить целый народ (Есф.3:8—13). Сива под тем же предлогом хотел погубить своего ближнего (2Цар.16:1—4; 19:26—27). Лжепророк губит ближнего своим обманом. Таковы уста лицемера. Они хоть и малы по сравнению со всем телом, но исполнены греха и воспламеняются от геенны (Иак.3:5—6). Лицемер в церкви — как волк в овечьей шкуре, пожирающий стадо (Мтф. 7:15).

Но праведники прозорливостью спасаются. Они спасаются «светом и ведением Святого Духа, живым знанием Божьего Слова, которое дает верующему достаточно мудрости, чтобы быть в безопасности» (Диодати). Познайте ценность истинного знания. Чувства, восторженность и воображение не защитят веру от сомнений. А прозорливость помогает твердо стоять на верном пути. В вере должна быть рассудительность (2Пет.1:5). Не увлекайтесь заблуждениями, даже если они похожи на правду: одна истина в отрыве от остальных может превратиться в ложь.

10. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.

Мир, несмотря на врожденную враждебность к святости, одобряет постоянство в благочестии и радуется благоденствию праведников. Когда праведники в уважении и почете, тогда радуются все люди.

11. А вот нечестивыеслужат только проклятием для общества. Великое торжество наступает тогда, когда они гибнут (ст. ю). Так радовался Рим смерти Нерона, таким было всеобщее торжество во время Французской революции, когда умер Робеспьер. Народ Божий объединяется в крике радости, но не из жажды мести и тем более не из-за бесчувственной жестокости по отношению к таким же несчастным грешникам. Не должно ли возвышенное желание Божьей славы объять все чувства, когда Бог вступается за Свое дело, наказывает грех, защищает Церковь? Могут ли праведные тогда молчать? Небесная хвала — это возвышенное свидетельство о праведных судах Господа Бога, который приближает Свое славное Царство (Откр.19:1—2).

12. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. Гордость и жестокость выдают человека скудоумного. Он не знает ни себя, ни ближнего, ни Бога. Ибо разве смог бы он радоваться, заметив соринку в глазу у брата, если бы ему доставало ума увидеть бревно в собственном глазу (Мтф. 7:3—5)? Смог бы он высказывать презрение к ближнему своему, если бы знал его так же, как себя? Его слепота — из-за недостатка ума. «Она показывает, что его разум не в полном порядке, он не может выносить верные суждения и контролировать свои чувства. Такому человеку чуждо доброе и разумное» (Скотт).

Разумный человек видит в своем ближнем многое, что заставляет его сострадать и молиться, но не презирает ближнего за это. Человек разумный, познавший себя, — это человек, исполненный любви. «Он удерживается от высказывания или деяния, которое унизит другого» (Диодати).

13. Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело. Это еще одно нарушение заповеди любви. Евангелие не позволяет нам думать только о себе и не сочувствовать ближним. Оно призывает к вселенской любви. Оно осуждает переносчика, которому нечем заняться и который поэтому сует нос в чужие дела и ради развлечения или какой-то выгоды позорит имя ближнего пустыми рассказами о нем. С таким человеком небезопасно дружить, ибо он играется со счастьем своих друзей. С такой же легкостью, с которой он открыл нам чью-то тайну,он откроет нашу тайну другому. Все узы дружбы разорвутся. Так что пусть и уста, и уши наши будут закрыты в его присутствии. Христианское благочестие включает в себя верность. Друг, если он верный человек,способен таить дело и таким образом хранить мир нашей души.

14. При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует.Мудрый советник может принести помощь даже в личных вопросах. А уж народ безсоветников подобен кораблю посреди рифов без лоцмана. Он в большой опасности. Пусть благий Господь сохранит наш народ от вполне заслуженного суда — пусть избавит от глупых советников.

Давид и Соломон, хотя сами были одарены великой мудростью, правили государством с помощью мудрых советников (ср. Пс.118:98—100 с 2Цар.15:12; 17:14; 3Цар.12:6). Чем больше было таких советников, тем в большей безопасности находился народ. Один такой мудрый советник помог языческому правителю сохранить жизнь своего народа во время голода (Быт.41:38—57).

Церковь также не раз устояла советами своих руководителей (Деян.15:6—31).

15. Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен. Не ручаться за постороннего автор уже советовал нам прежде (см. 6:1—5). Мы должны быть осмотрительными. В то же время этот совет не может служить оправданием эгоизма и равнодушия. Ручаться не следует за неизвестного нам человека (27:13). Ибо такие беспечные добрые дела могут причинить зло нам и нашей семье.

Но есть одно исключение из этого правила. Благословенный Иисус по благодати, когда никто не просил и не искал Его (Ин.19:15, 17—18; Флп.2:6—8), поручился не за друга, а за постороннего. Он стал одной с нами природы, чтобы, подобно нам, оказаться под законом. Он занял наше место, и проклятие нарушенного закона пало на Него (Гал.3:13). Свою душу Он поставил на место нашей, чтобы заплатить наш долг, который не могли бы уплатить все ангелы небесные. Поистине Его страдание было великим! Грех был в полной мере наказан, а значит, полностью прощен. Нам остается только пасть ниц перед такой благодатью и проводить свои дни так, как будем проводить вечность, восхищаясь этим чудесным проявлением божественной славы (Откр.1:5—6; 5:12).

16. Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство. Автор постоянно напоминает нам о великой ценности благочестия. Какими восхитительными качествами оно наделяет женщин (31:10)! Не красота прославляет благонравную жену, а ее сердце (1Тим.2:9—10; 1 Пет. З:З-4). Девора была «матерью в Израиле» и советником заблудшего народа (Суд.3:3—4). Есфирь использовала свое влияние на супруга-язычника во благо своего народа (Есф.7:3—4; 9:12—13, 25). Серну хвалили за ее участие в жизни других (Деян.9:36). Таким людям следует всегда оказывать уважение и почет.

17. Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. Без Бога и благочестия милосердие невозможно, ведь милосердие — не врожденная добродетель. Оно плод Духа, образ Отца нашего, возникающий, когда любовь Христова объемлет нас (Гал.5:22; 2 Кор. 8:9; Кол.3:13). Милосердие — это больше, чем сочувственное слово или взгляд. Когда беда ближнего достигает глубины нашего сердца, вызывая искреннее сочувствие — это милосердие. Настанет великий день, когда Господь отметит его перед всей вселенной (Мтф. 25:34—36).

Бесспорно, что жестокосердыйчеловек разрушает плоть свою. Необузданные страсти внутри нас подобны стихиям ада в сердце. Братья Иосифа страдали оттого, что так жестоко поступили с ним (Быт.42:21). Сокровища сребролюбца погубят его (Иак.5:1—3).Боже мой, спаси меня от тирании похотей моих. Пусть совершенство Твоей милости станет для меня примером и образцом!

18. Оба господина, претендующие на сердце человека, обещают награду. Исполняет ли сатана свои обещания (Быт.3:4—5; Мтф. 4:8—9)? Нет. Нечестивый делает дело ненадежное, и его жизнь заканчивается разочарованием (Евр.3:13; Рим. 6:21). Фараон замыслил уничтожить израильтян, но они вместо того еще больше размножились и в конце концов уничтожили монарха и его войско.

И напротив, сеющему правду достается великая награда. Ни один грешник не ведал полной награды праведности в этой жизни. Ныне награда праведности — это невзгоды, преодоленные при помощи Божьей благодати. Вероятнее всего, ожидая ее получения, мы уподобляемся крестьянину, терпеливо дожидающемуся урожая. Но когда бы она ни была дана, сколько бы ни пришлось ждать ее, это — награда верная. Помните, праведность — это семя, а счастье — урожай.

19. Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. Праведность не просто спасает от смерти, она — сам путь, идя по которому можно достичь жизни. Если праведность стала нашей основной целью, Бог сделает ее нашим лучшим другом. Человек же, стремящийся ко злу, будет уличен в грехе своем. Он скажет тогда: «Если бы я сеял праведность в служении Богу, я был бы безмерно счастлив». Радость истинно праведного человека будет неописуемой (Откр.22:12).

20. Коварныечасто противопоставляются непорочным. Во всех состязаниях Бога с человеком возникает вопрос: чья же воля победит? Мы должны быть признательными за те наказания, которые учат нас подчиняться Христу (Пс.118:67, 71).Коварные сердцем особенно мерзки пред Богом, когда рядятся в одежды религиозности (Лк.16:15).

21. Семя же праведных спасется. «Наилучший способ принести добро своим детям — быть благочестивым» (Додд и Кливер). В этом наше великое утешение, когда приходит время отпустить детей в самостоятельное плавание по этому злому миру.

22. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная. Какое неприятное, но в то же самое время точное сравнение! Давайте видеть вещи такими, какими их показывает Библия. Красотой нужно восторгаться, ведь она дар Божий. Но сам по себе этот дар — всего лишь суета и тлен. Если женщине недостает рассудка, красота ей ни к чему — она настолько же непристойна, как золотое кольцо в носу у свиньи. Неужели украшение может сделать нечистое животное прелестным? Нет. Такое противоестественное сочетание делает описываемую ситуацию омерзительной. Все очарование красоты тускнеет, если женщина безрассудна. Красота приносит ей не уважение, а позор.

«Легкомыслие и причудливость в одежде — это самый верный признак заурядности. Душа, отпавшая от Бога, утратила свои подлинные ценность и красоту. Посему она опускается до уровня ничтожных вещей и служит им; одевает дорогую одежду и взятые в долг драгоценности, хотя сама забыла и потеряла Бога, не ищет Его и не знает, что Он один — ее красота и драгоценность, что Его Дух и благодать — самые роскошные одеяния» (Лейтон). Миловидность нередко скрывает бунтарский дух. Интеллектуальные достижения безрассудного человека бессмысленны. Только по благодати Божьей мы можем плодотворно использовать Его дары.

23. Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев. «Желание — это крылья души, на которых она устремляется к тому, что любит, как орел на свою добычу (Иов.39:30; Мтф. 24:28)» (епископ Рейнольдс). Желание праведных должно быть добром, так как оно — от Бога. Оно обязательно закончится одним добром, потому что оно устремлено только к Богу. Праведник — во Христе, какое земное положение может сравниться с этим? Если стану подчинять свои желания Его воле, я буду счастлив.

Но ожидание нечестивых идет вразрез с Божьей волей. О Господи, помоги мне сообразовывать свои желания с неизменным стандартом, направлять их только к достойному Господу. Даруй мне ликовать в Боге.

24. Бог щедро и повсюду сеет Свои благословения. Уподобляющиеся Ему делают то же самое. Но человек, который сверх меры бережлив, станет бедным. Щедрость — путь к изобилию. Имейте веру в Бога. Мы разбогатеем, если станем раздавать во имя Его.

25. «Как часто, когда мое сердце черствело и мертвело, благодать Божья оживляла меня и помогала сделать добро ближнему, особенно христианину» (Венн). Служитель сам должен вдохновляться от своей проповеди спасения. Учитель воскресной школы многому учится сам, наставляя детей. Каждый духовный дар и всякая добродетель умножаются при упражнении, а бездействие делает их бессильными (Мтф. 25:29).

26. Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение. Это пример священной политэкономии. Он напоминает нам о том, что мы — управители Божьими дарами (2Кор.9:11). Используя их лишь для собственной пользы, не заботясь о ближнем, мы становимся неверными пред Богом (Мтф. 25:26—27). Лишать ближнего главной опоры жизни, хлеба,— страшный грех. Можно урезать норму хлеба во время голода, но жадный, заставляющий бедных страдать, навлечет на себя проклятие. О, если бы вопль о хлебе жизни был столь же страстным, как о хлебе тленном! Если бы все просили о нем!

27. Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит. Человек рожден для того, чтобы действовать. Это правда, как и то, что искры летят вверх, а брошенный вверх камень падает вниз. Все мы совершаем либо зло, либо добро. Бог сотворил человека, а тем более христианина, не для безделья. Наш божественный Господин творил добро,всегда помогая людям. Тот, кто не живет так, как Он, — поддельный христианин. Главное — приносить пользу. Как мы порочны, если можем прожить хотя бы день, не сотворив добра! Мы не имеем права сложа руки ждать, пока представится возможность совершить добро. Мы сами должны усиленно искать ее, рано вставать и с радостью включаться в работу. Мы должны осознать, что нам дана способность благословить собратьев-грешников. Будем же делать то, на что мы способны. Много или мало, делайте это с молитвой и от всего сердца. Не обращайте внимания на пустяковые препятствия. Богу нужна и небольшая сила (Откр.3:8), пригодится и один талант (2Кор.8:12), если он посвящен Ему на служение. И, «заполняя каждый час какой-нибудь полезной работой, работой ли сердца, головы или рук, — как справедливо отмечает Брейнерд, — мы обретаем мир и дерзновение пред Богом». «Религиозные люди в принципе тяжелы на подъем и подвержены унынию, потому что они эгоисты и лентяи. Жить для Бога и спасения человеческих душ — вот единственный путь познания Его истины и спасения» (Венн).

Неутомимая энергия служителей сатаны, ищущих зло, устыжает наше безразличие! Какой плод принесет мое усердие? Станет ли он благословением или проклятием для брата-грешника? Боже мой, пусть все будет от тебя и для Тебя!

28. Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. Вот причина и трагедия грехопадения. Человек должен искать покоя в Божьем благословении, а не в себе самом (Иер.9:23—24). Богатство — это ложная опора для упования (10:15; Лк.12:19). Человек полагается на него, как праведник полагается на своего Бога. Разве это не отвержение Бога, сущего превыше всего? Это не очень популярная истина, так как ее может принять только сердце, распятое крестом Христа. Обладать богатством — не грех. Вспомните дары Божьи Аврааму, Давиду, Соломону. Но упование на богатство — это уже грех (Мр. 10:23). Человек, надеющийся на богатство, обречен на падение.

Но праведник — не засохший листок, который вот-вот упадет на землю. Он, напротив, как зеленый лист, потому что растет на истинной лозе, полон жизни и плода (Ин.15:5). Бывают, как и в природе, времена бесплодности в зимнее время. Но наступает весна и тогда лист зеленеет. Неужели такая перспектива не наполняет нас радостью и желанием хвалить Бога?

29. Расстраивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем. Сплоченная семья процветает под особым благоволением Бога. Но та семья, которая разделилась, потерпит немалый урон. Часто неверующий глава дома лишает семью покоя. И в самом деле, он, оставляя свою душу в пренебрежении, не может не наносить вреда своему дому. Он отнимает у семьи благословение святых молитв, он не дает ей благочестивого примера и только приносит расстройствосвоим безбожием. Сам он получит в удел ветер. Беспечные родители, пренебрегающие молитвами, задумайтесь о том, что вместо благословения вы приносите проклятие в семью!

30. Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души. А вот и плод зеленеющего листа (ст. 28)! Вся жизнь праведника — его влияние, молитвы, наставления, праведные поступки — это древо жизни. Такое же древо жизни, что было в раю, будет и в небесах, и даже в пустыне. Оно будет плодоносить, питать и исцелять (Откр.22:2; 2:7; Прит. 3:18; 15:4). «Поистине мудр тот, кто таким образом влечет души к праведности и спасению» (епископ Хорн). Только Тот, кто приобрел их Своей кровью, может покорить грешника; однако Он избрал людей для труда, чтобы «привлечь души к Богу, и к Его любви, в благости добиваясь их и святостью завоевывая их ради Бога» (Диодати). Такова мудрость нашего божественного Господина. Он рассказывал людям столько, сколько они могли понять (Мр. 4:33). Великий апостол стал всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых (1Кор.9:20—22; 10:33). Да даст Бог, чтобы ни один служитель Христов не провел ни дня без усилия завоевать хотя бы одну душу для неба.

Но, благословенно имя Божье, этот плод, эта мудрость не ограничена святым призванием. Любите ли вы Господа? Встаньте, начнем совершать сей блаженный труд, и Он вознаградит нас. Праведная жена завоевывает душу мужа мудростью своей кротости (1Пет.3:1—2). Благочестивый сосед привлекает своего ближнего, грешника, терпеливой силой веры и любви (Иак. 5:19—20). «Душа — это царство. Сколько душ мы приведем к Богу, столько отвоюем царств!» (Квеснел). Каждая душа, покоренная этой мудростью, станет новым драгоценным камнем на царском венце Спасителя или обтесанным камнем в стене храма, где наш Господь превознесен вовеки веков.

31. Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику. Всякое совершенство Божье прославляется уже здесь, на земле. Как мудрый Отец, Он не позволяет Своим детям безнаказанно грешить. Как святой Бог, Он показывает Свое отвращение к греху. Как Бог верный, Он наказывает для исправления. Но, благословен Бог, с нас снято проклятие и отменен обвинительный приговор. Он воздает на земле, а не в преисподней, как мы того заслуживаем. Мы терпим наказание здесь, чтобы получить вечное помилование и приготовиться к жизни на небе (Евр.12:10).

Если детей наказывают, то тем более нечестивых и грешников (см. 1Пет.4:18).