Глава 16

1. Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. Нужно ответить на важный вопрос: кто начинает дело спасения? Может ли человек сам приготовить свое сердце для благодати Божьей? Эта притча учит, что Господь удаляет камень из сердца, и оно начинает чувствовать; Господь влечет сердце, и оно откликается на призыв; Господь оживляет сердце, и оно живет. Господь ставит печать Своего закона на сердце и заново творит его по образу Своему. Эту работу начинает Бог. Не мы приходим, а потом Бог научает нас. Сначала мы учимся, а потом приходим. Божья благодать и опережает нас, и сотрудничает с нами в деле спасения.

Так что, станем ли праздно ждать, пока Бог начнет действовать? Никак! Мы должны действовать, но быть в зависимости от Бога. Бог не действует без нас, а только с нами, через нас, в нас и нами. А мы трудимся в Нем. С нашей стороны — повиновение, с Его — сила. Он живит наши действия. То, что Он дал нам заповеди, не означает, что мы можем их исполнить — мы полностью зависим от Его благодати. «Творить добрые дела — наш долг, поэтому дела — наши. Но коль скоро от Бога зависит их свершение, они — Божьи. Он дает то, что требует, Его обещания — залог нашего доброделания» (епископ Рейнольдс). Наши дела — это не причина, а результат благодати. Мы бы не смогли совершить их, если бы то не было дано Богом.

Мы зависим от Бога на протяжении всей своей жизни. Приняв благодать, мы все равно сами, без помощи Бога, не способны совершать добрые дела. «Молю, — говорил Иероним, — чтобы получить; а, получив, я снова молю». Упование на Бога не оправдание праздности, а источник энергии для свершения добрых дел.

2. Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. Если бы человек судил себя сам, кто был бы осужден? Человек судит по делам; Бог — по мотивам. Божье око видит в нас много пороков, тогда как все пути человека чисты в его глазах. Более того, человек вряд ли поверит в свою испорченность, пока какое-нибудь изощренное искушение не обнаружит зло внутри его. Боже, положи кровь Своего возлюбленного Сына на весы Твоего правосудия, и мы прославим Тебя за дивное дело благодати.

3. Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. Беспокойный ум — это нешуточное зло. Он червоточина в спокойствии христианина. Беспокойство влияет на способности человека. Память путается, а воля лишается твердости. Только вера может укрепить нас. В ней первоначально заключались счастье и безопасность. Стремление к независимости разрушило наше благоденствие. Только Евангелие может вернуть нас к этой смиренной простоте.

Во всех своих делах ищите Господней силы и руководства. Чтобы во всем преуспеть, взирайте на Него. С уверенностью предайте все свои дела в Божьи руки. Пусть ваше сердце научится постоянно прибегать к престолу благодати. Тогда в час кризиса мгновенная молитва принесет самообладание и решимость. Такая действенная вера поможет нам собраться с мыслями и, укрепив их Божьим миром, сохранить душевный покой. Без сомнения, наше поклонение в большой мере заключается в том, что мы предаем свои дела Богу, и не в общем полагаемся на Его доброту и мудрость, а доверяем Ему конкретные ситуации в своей жизни. Поверив, мы войдем в Его покой (Евр.4:3). Слово строго предупреждает: без веры нет покоя. «Боящиеся Бога заблуждаются, думая, что они зависимы от неожиданных поворотов судьбы и случайных событий. Неожиданности, если Богу будет угодно, будут происходить, но случайности — никогда. Если они однажды сердечно посвятили себя отеческой заботе Бога, значит, все встречающееся на их пути возникает в результате божественного вмешательства, безошибочной божественной мудрости, несравненной Божьей любви. Чего же нам страшиться, если мы находимся под такой опекой? Только давайте при помощи Божьей благодати держаться того пути, на котором Бог так опекает путников, и тогда мы можем быть совершенно уверены, что, хотя мы и не замечаем ничего необычного, невидимая Божья рука направляет ход всех событий, защищая от невосполнимых потерь, даруя великие блага и обеспечивая наилучший исход каждого дела» (Александр Нокс).

4. Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. У каждого ремесленника есть цель в работе. Цель Бога — самая возвышенная. Все было сотворено Богом и для Бога (Кол.1:16): мироздание, история, все блага, посылаемые Его провидением. Все открывает Его славу разумным созданиям.

Даже нечестивых, существование которых трудно примирить с Божьим совершенством, Господь включает в Свой великий промысел для славы Своего имени. «Как велика мудрость Его, если Он может обращать зло человека к Своей славе» (епископ Холл). Когда люди грешат по своей воле, Он определяет их к наказанию, превращая их в памятники Своей силы, справедливости и терпения.

Ясно, что Бог не виновник зла. Он не может наделять тем, чего нет у Него самого, что несовместимо с Его естеством. Безграничное совершенство не может наделить несовершенством. Абсолютная святость не может быть причиной греха, хотя, как и закон, может стать безвинным поводом зла. «Предузнание Богом, который обладает безграничным знанием, некого события означает, что это событие неизбежно. Но знание Бога не обязательно является причиной этого неизбежного события» (Эдвардс). Господь не может ничего постановить, кроме добра. Если Он и попускает зло, то есть не мешает ему свершаться, Он, тем не менее, ненавидит его как зло, допуская его только ради большего блага, ради величайшего из всех благ — более полного откровения Его славы и в этом зле, и вне его. Он прославится во всех Своих творениях. Его карающее правосудие демонстрирует Его славу не меньше, чем богатства благодати (Рим. 9:22—23). По-видимому, искупленным позволено наблюдать за свершением суда и радоваться тому вместе с Богом. Пламя ада вызывает благоговейные возгласы небесного прославления: «Аллилуйя! Дым ее восходит во веки веков» (Откр.19:3). «Бог сотворил человека не для спасения, не для осуждения, а для Своей славы. Она будет явлена и в спасении, и в осуждении. Бог не делал и не делает человека нечестивым. Он создал человека непорочным. Человек сам становится нечестивцем; а раз так, Бог справедливо определит его к проклятию за нечестие, прославив при этом Свое правосудие» (Гилл).

5. Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. Соломон уже говорил о ненависти, заключенной в надменном взгляде (6:17). Но Испытующий сердца знает надменного сердцем, который прячется под личиной смирения (Мтф. 6:16). Люди не питают отвращения к такому качеству. На их взгляд, в нем нет ничего постыдного. В самом деле, надменность часто принимают за благородство. В действительности же она закрывает сердце от Бога, заставляет человека восставать против Него. Она старается завоевать превосходство над Богом. Если она нападает на Господа, то естественно, что Богу мерзок надменный человек.

6. Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. Чтобы верно истолковать этот стих, надо быть осторожным и рассудительным. Мы убеждены, что в Писании нет законнических утверждений, противоречащих Евангелию.Очищение греха, о котором здесь идет речь, как будто подразумевает искупление. Но если оно совершается человеческими милосердием и правдой, то основание Евангелия разрушено. Христианину следует выполнять возложенный на него долг, но его выполнение не может загладить грех.

Человек часто думает, что грех можно искупить покаянием и обрядами. Но Бог искупает грех жертвоприношением. Он не отменяет требования закона Своим милосердием, но являет Свою правду, то есть справедливость, правосудие, удовлетворяя эти требования посредством Заступника, Им же дарованного (Ис.53:6). Ни одно проявление любви не сравнимо с непостижимой любовью Бога, не пожалевшего Своего Сына и позволившего непорочной любви и чистоте умирать в неимоверных страданиях на кресте (Рим.8:32). Однако это удивительное проявление милосердия было не менее удивительным проявлением правды, то есть правосудия. Ибо только так безупречное правосудие могло оправдать виновных (Рим.3:23—26). Как гармонично сочетаются эти два Божьих качества! Мы не спрашиваем, какому из них мы обязаны больше. Милосердие начинает, правда заканчивает. Любовь предоставляет выкуп, а правосудие его принимает. Они держали предвечный совет вдвоем. Они вошли в мир одновременно.

7. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. Благосклонность Бога и благосклонность человека часто идут рука об руку в жизни человека Божьего. И все же у него всегда будут враги, даже если это только его домашние. «Наши враги примирятся с нами тогда, когда мы примиримся с Богом» (епископ Патрик). Для нас опасен Божий гнев, а не их злоба. Никто не может коснуться нас без Его позволения.

Даже если врагампозволено творить зло, даже если они причиняют вред, который Бог позже обращает в большее добро, разве не исполняется обещание этого стиха по существу? «Мудрый человек не станет обвинять другого в нарушении договора, если вместо обещанного фунта серебра получит пуд золота. Разве можно сказать, что человек не держит слова, если он делает вдове больше обещанного?» (епископ Сандерсон). Бог позаботится о Своем народе. Мир ли, война ли — все послужит Его вечному благу.

8. Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. Об этом принципе уже говорилось ранее (15:16). Но здесь яснее сказано, что множество прибытков связано с неправдою. Это очевидно и не требует объяснения. Но все же жажда прибытка столь слепа, что человек, поддавшийся ей, думает только о своих эгоистичных целях и живет только сегодняшним днем. Он ищет того, что не дает истинного наслаждения и вечного покоя. Карающее правосудие близко.

Лучше немногое с правдою. Разве вдова из Сарепты со своим нищенским пропитанием не была богаче царицы Иезавели? Это хороший урок для нас. Чем меньше у нас желаний, тем спокойнее мы живем. Если благочестие есть великое богатство уже в этой жизни, то чем оно будет в вечности?

9. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. Эта притча просто великолепно описывает Божье всевластное правление. Как Бог достигает Своих предопределенных целей при помощи людей, которые при этом не лишены свободы, — непостижимая тайна. Человек без свободной воли — механизм. Бог без предвечного замысла — не Бог. Мы разумные существа, поэтому мы думаем, советуемся, действуем по своей воле. Мы существа зависимые, и Господь проявляет Свою силу, позволяя нам реализовывать свои планы или нет. Таким образом, человек предполагает, а Бог располагает. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. Бог управляет нашей волей, не стесняя свободы и не снимая с нас ответственности. Ибо, пока мы действуем так, как нам нравится, мы отвечаем за свои поступки.

Учение о промысле Божьем отличается от учения о Троице, которое следует принимать верой. Жизненный опыт снабжает нас доказательствами Божьего провидения даже в незначительных событиях, которые, тем не менее, являются частью Его плана. Заурядное дело, удовлетворение любопытства, восполнение потребности, поездка в другие края — все имеет важные последствия. Часто, когда цель кажется предельно ясной, мы обнаруживаем, что планы срываются непредвиденными обстоятельствами, а непредвиденные возможности открываются в совершенно ином месте. В конце концов мы убеждаемся, что Господь вывел нас на прямой путь. Так мы и находим счастье и безопасность, предавая свою волю небесному Проводнику. Он знает весь путь целиком, от начала до конца.

10—13. Перед нами руководство для царей. Здесь не говорится о том, какие цари, здесь сказано, какими их хочет видеть Бог. Они должны стать благословением для своего народа и благодетелями для остального мира. Такой царь — в этом и состоит слава монарха — не имеет никаких иных интересов, кроме общественного блага. Он помнит, что верные весы и весовые чаши — от Господа, а потому справедливо судит народ. Он не только удаляется от беззакония, но, помимо этого, питает особое отвращение к нечестию. Он не только тщательно избавляется от всякого зла сам, но и окружает себя верными советниками. Констанций, отец императора Константина, испытывал своих слуг-христиан, повелевая им приносить жертвы его богам. Некоторые не выдерживали испытания. Но те, кто действительно приобрел истину, не собирался продавать ее ни за какую цену (23:23). Они были несгибаемы. От тех, кто принес жертвы его богам, Констанций избавился. Об оставшихся он сказал: «Этим людям я могу доверять. Я дорожу ими больше, чем всеми своими сокровищами». И в этом он был прав. Тот будет верен своему царю, кто доказал верность своему Богу. Праведники — это столпы земли, львы у престола царя, его слава и защита.

14. Яркое выражение показывает, что на Востоке царь обладал огромной властью. Жизнь и смерть— в его руках. Его воля — закон. Царь-деспот издает указ, а исполнитель воплощает предписание в жизнь без промедления или несогласия. Обычная мудрость не может умилостивить его гнев.

15. Выражение«благоволение царя» также указывает на его абсолютную власть. Восстановление в должности виночерпия фараона было похоже на воскрешение мертвеца. А подумайте о Царе царей, пред которым могущественнейший из монархов — пыль земная. Одна Его улыбка рассеивает самую черную тучу. И благоволение Его — как облако с поздним дождем. «Жив Христос, — говорил Лютер, — если бы это было не так, я бы не желал жить и мгновения». Христианин, какой бы горькой и глубокой ни была твоя печаль, более всего бойся огорчить твоего Господа. Жди с надеждою того времени, когда будешь ходить в свете безоблачном. Господи, «пусть великолепие того дня осветит мою душу, даже на таком расстоянии, не без света и покоя ни одного укромного уголка. Пусть затмит оно все другие радости, превращая мелочные удовольствия мира во множество светлячков, которые светятся лишь в ночи. Отпечатай на сердце моем такое ощущение Себя и Твоей славы, чтобы я скорее забыл себя, чем Тебя и явление Твое» (епископ Патрик).

16. Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. Даже с человеческой точки зрения это весьма разумное суждение. Его произнес человек, у которого было и много золота, и много мудрости. Если на священные весы положить наивысшие интересы неба и земли, души и тела, вечности и времени, кто сможет оспорить результат? Понять духовную сущность этой истины — все равно, что найти огромное сокровище, которым можно сразу же воспользоваться.

17. Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.Здесь путь праведных — это прямая, изъезженная дорога, путь святости, на котором нет зла.

Мы все живем в своем собственном мире зла. Подумайте о своем внутреннем человеке — он наш самый большой враг. Мало, чтобы Бог разобрался с нашими с отдельными поступками — надо, чтобы Он изменил наше внутренне состояние. Будьте снисходительны к другим, но делайте поблажек себе. Не допускайте слабостей характера. Не считайте мелочью то, что мешает вашей христианской жизни. Вред приносит нам не наша жизнь в мире, а жизнь мира в нас.

18. Что лучше может проиллюстрировать эти притчи (ст. 18, 19), чем наше собственное испорченное состояние? Гордость нашего праотца, возжелавшего стать подобным Богу, ввергла всех его потомком в погибель.«О Адам, — восклицал один человек Божий, — что же ты наделал?» А другой святой человек говорил так: «Думаю, что до тех пор пока человек горд, он родня дьяволу, отчужден от Бога и самого себя» (Бакстер). Бог не только красноречиво показывает, что гордость есть зло, Он еще убеждает нас, что она влечет за собой гибель. Если мы не прислушаемся к сему предупреждению, если глубоко не прочувствуем своего бедственного положения, мы окажемся в страшной опасности.

Дух надменный высоко задирает голову. Он смотрит вверх вместо того, чтобы смотреть под ноги. Неудивительно, если он не замечает препятствий на пути и падает. Он любит взбираться вверх. Враг всегда рядом с ним, он готов помочь, но чем больше высота, тем ужаснее падение. Ибо предмет нашей гордости — самая большая опасность для нас.

19. Избежали ли мы явного бесчестья? Подумайте о том, какие скрытые недостатки у вас есть. Найдите их источники. Возможно, у нас есть неосознанная уверенность в своих дарованиях, достижениях и преимуществах. Тогда возблагодарите Бога за болезненное наказание, за милость, сохраняющую от гибельного самовозвеличивания. Конечно, спуск в долину смирения крут и каменист. А кротость — это великая добродетель, сохраняющая от падения. Кающийся мытарь был принят, а хвастливый фарисей ничего не достиг (Лк.18:14). Лучше быть смиренным духом, чем быть надменным, ибо надменные заканчивают свой путь погибелью. В смирении больше счастья, больше чести, оно более приятно Богу и человеку. Лучше быть кротким, нежели занимать высокое положение в мире этом. Но кто же этому поверит? Большинство людей стремится к возвышению, немногие хотят умалиться. Пусть Твой пример, благословенный Спаситель, влечет меня к смирению! «Если Его Величество, — сказал благочестивый Бернард, — смирил себя, стоит ли червю раздуваться от гордости?»

20. Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Если вы хотите благоденствовать, необходимы два условия — разум и вера. Разум учит нас, что мы должны делать для самих себя, вера — чего ожидать от Бога. Пусть юный христианин старательно усвоит эту мудрость. Разум ведет к смирению и постоянству в вере.

Бог не ожидает от нас, что мы сами, своими силами создадим свое счастье. Почувствовав, что мы ничего не знаем, ничего не можем делать, ничего не можем придумать, мы начинаем смотреть на Него как на всевышнее Благо и доверяемся Ему как единственному Другу. Разве такое упование и ожидание кого-нибудь разочаровывало? Мысль о том, что мы в Его руке, рождает в нас полную безмятежность. «В моих руках было много всего, — говорил Лютер, — но я потерял все. Но кое-что я сумел переложить в руку Божью, и этим все еще обладаю». Подобная уверенность помогает решить все внутренние проблемы. Тысячи беспокойных мыслей покидают наш разум. Бог занимает место, которое прежде было захвачено суетой и отчаянием. Душа взирает только на Него. Он властвует над всем, Его очи видят все, Его любящая рука заботится обо всем. Взгляд веры пронизывает самую темную тучу и видит мир и любовь, которые Бог вот-вот пошлет. Целый мир не может украсть у нас ни одного слова Бога. Иногда может показаться, что провидение противоречит Его обещаниям. Но в малейшем обещании Божьем больше подлинности, чем в самом великом свершении человека. «Посему я всегда готов верить Ему на слово — с надеждой, вне надежды, превыше надежды, против надежды — во всех вопросах жизни. Ибо как я смогу довериться Ему в невозможном, не доверяя в вероятном?» (епископ Холл). Привычка доверять Богу позволит нам бесстрашно смотреть любой опасности прямо в лицо. Для Бога дело чести — удостоверить Свое слово исполнением обещания. Блаженны уповающие на Господа (Пс.2:12; Иер.17:7—8).

21. Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. В сердценаходится средоточие мудрости. Но мудрость бесполезна без благоразумного применения. Недостаток благоразумия может превратить Евангелие в камень преткновения для погибающего грешника.

Сладкая речь прибавит к учению. Притягательное красноречие Амвросия приковало внимание Августина, а потом и убедило его разум.

22. Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость. Что такое формальная вера? Это просто сон, притом смертный. В ней нет ничего, что могло взволновать сердце или привести в движение чувства. Но когда разумозаряется настолько, что может видеть духовный мир в его славе, тогда формальность уступает место жизни. Книга Божья начинает сиять новой славой. Каждый стих подобен лучу. Каждое обещание источает божественную любовь. Что ранее казалось бессмысленным набором слов, становится духом и жизнью.Такой духовный разум — настоящий источник жизни. Даже если он не всегда весело журчит, из него постоянно истекает достаточно воды.

Помните, что, если ваш разум не наполнен небесным светом, он будет грязным источником, а не источником жизни. А что если разум чист, а сердце — темно? Что если вам известно об истине Христовой, однако вы еще не научены самим Христом? «Не будем думать о себе много, даже если Бог наделил нас великими природными дарованиями, отменной, почти ангельской, смышленостью, — говорит епископ Рейнольдс. — Ведь если Он не добавит ко всему дар духовной благодати, мы не сможем приобрести истинное знание и наслаждаться небесной тайной».

23. Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Источник жизни невозможно утаить, как бы тихо ни лилась из него вода. Разве сложно понять, прочувствовал ли человек то, о чем говорит? Если нет, он знает сухое, бездушное Евангелие. Если да, он почувствовал аромат этого знания (2Кор.2:14), которое придает сил. Доктор Оуэн замечательно подметил: «Неверующие могут знать о Боге больше верующих, но они ничего не знают, как следует; небесный свет не осветил их разум. Превосходство верующего заключается не в том, что он обладает большим знанием, а в том, что это знание (а оно может быть весьма скромным) дано Духом Божьим и является спасительным, возрождающим знанием. Именно оно и дает нам общение с Богом». Итак, интеллектуальное знание божественной истины не делает нас человеком Божьим. Истинный богослов тот, кто знает о святом от Святого, только ему дан духовный вкус и аппетит. Богословие не выучишь наизусть. Сердце мудрого делает язык его мудрым.

Итак, человеческая вера — в голове, а Божья — в сердце. Следите за тем, кто вас окружает и какое учение вы слышите. Хорошая теория — ледяная пустыня, ясная и морозная. «Знание теории добродетелей, разговоры и рассуждения о ней не только не гарантируют того, что человек, увлекшийся этой теорией, живет в соответствии с ней, но может иметь прямо противоположное действие и сделать человека бесчувственным к собственному безнравственному поведению» (епископ Батлер). Применение истины в жизни воспламеняет жар евангельского света и тепла. Лучше стремиться не к интеллектуальным или богословским достижениям, а искать небесной мудрости. Будем стремиться в первую очередь научить свое сердце. Затем пусть сердцеделает мудрым язык, чтобы в моих устах умножалось знание во славу Бога и к назиданию церкви.

24. Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Слова человека о делах Божьих приятны и целебны. Филипп ободрил евнуха, изъяснив ему Писания (Деян.8:35—39). По дороге в Эммаус два ученика получили вдохновляющее наставление от Господа (Лк.24:32). Когда о Боге учит Дух Божий, произнесенные христианамислова будут поистине приятными. Они превзойдут любые земные наслаждения.

25. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти. Снова мы слышим это серьезное и испытывающее предостережение. Опасность самообмана столь ужасна, что мы только тогда находимся в безопасности, когда постоянно внимаем предупреждениям. Дело не в том, что мы не понимаем — мы любим грешить. Наши суждения искажены, потому что сердце слепо. Путь кажется прямым, но это еще не значит, что он на самом деле прямой. Все пути кажутся человеку прямыми в его глазах, однако ведут они к смерти.

Порой нам кажется, что мы вынуждены стать на путь непослушания. Мы лишь немного отступаем в сторону, но и это небольшое отступление заслуживает наказания, ибо непослушание ничем не лучше колдовства и идолослужения. Путь лжи часто представляется прямым, потому что кажется, что он позволит избежать трудностей.

Только сумасшедший может мечтать о небе, направляясь в сторону ада. Конец их — путь к смерти. Чтобы путь казался прямым, враг душ человеческих старается скрыть от нас конец. Путей, ведущих к смерти, — великое множество. Но есть только один путь в жизнь, и никто не приходит к Отцу, как только через Христа (Ин.14:6). О неземная милость, давшая способность видеть опасность на пути и позволившая слышать голос, говорящий позади: «Вот путь, идите по нему» (Ис.30:21; Иер.6:16)!

26. Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Следите, как вы работаете. Не будем трудиться ради тщеславия, ибо это погубит нас. Пусть нам не приходится работать физически, но распространение знаний — тоже утомительный, хотя и умственный труд. Труд по распространению христианского знания будет вознагражден, потому что трудящийся так трудится не для себя. Бытует мнение, что вся жизнь джентльмена — развлечение. По этому поводу Бэрроу замечает: «Если это правда, если в жизни джентльмена нет ничего другого, тогда он самое презренное, жалкое и несчастное создание на свете. Но на самом деле все совсем не так. Думать, что джентльмен ничего не должен делать, — большая ошибка, ибо никакой другой человек не вынужден делать больше и трудиться прилежнее него».

Однако все труды, физические или умственные, несут зло, если они мешают стремиться к тому, ради чего только и стоит трудиться. Мы говорим не о тленной пище, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин.6:27). Подумайте об этом урожае. Его дает Сын человеческий. Взгляните на нивы — это Евангелие благодати. Мы не перестаем интересоваться этим миром, ибо у него есть право на существование. Но если мы и отдаем руки и время миру, то сердце посвящаем Господу. Все сосредоточено на Боге. Мы должны думать так же, как Августин, который писал: «Весь другой достаток, кроме моего Бога, — одна нищета».

27. Эта притча ярко изображает силу греха. Лукавый человек отбросил все ограничения. Его тело и ум стали слугами греха. Для этого ему пришлось проявить удивительную сосредоточенность ума, целеустремленность сердца и терпеливую настойчивость, которым можно только позавидовать.

На устах его как бы огонь палящий. «Его язык — раскаленная головня, готовая зажечь весь мир» (епископ Холл).

28. Он сеет раздор в каждой борозде. Когда открытые споры не действуют, он использует наушничество, «источник несчастья» (епископ Патрик), которое разлучает друзей.

29. Мы здесь замечаем, что этого неблагонамеренного человека использует сатана, искуситель. Он хочет, чтобы тот помог ему в его деле. Такой человек развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый. Душа его целиком заполнена сатанинскими намерениями.

30. Иногда мы видим, как он прищуривает глаза свои, придумывая коварство. Закусывая себе губы, он погружается в глубокие раздумья, желая произвести какое-нибудь злодейство. «Он тщательно обдумывает, как причинить вред ближнему» (епископ Патрик).

31. Венец славы — седина, которая находится на пути правды. Седина — слава старика, его право на уважение. Старцу следует оказывать почтение (Ис.9:15). Презирать старика греховно, и этот грех будет жестоко наказан. Люди справедливо считают, что пожилой человек мудр и опытен.

Венец этот тогда украшается особым бриллиантом, когда седина находится на пути правды. «Поистине, венец для старца сделан не руками человека. Его создало Царство Божье, оно увенчало его голову» (Маффет).

Но если отнять у сединынебесное достоинство, венец бесславно упадет в прах. «Нет на земле более почтенного и великолепного зрелища, чем пожилой паломник, идущий с Богом; и, напротив, трудно представить себе более неприятного и скорбного зрелища, чем седовласый грешник, проживший свои восемьдесят лет «без Бога в мире», хотя все это время Бог звал, а он отказывался внимать призывам. Теперь его тело согнулось под тяжестью лет; вся удаль и тяга к наслаждениям угасли; каждый час может стать последним; время гонится за ним по пятам, а впереди — целая вечность; душа же его все еще мертва в грехах и преступлениях. Час его отшествия пришел, а он не готов войти в мир, к которому предназначен. С разными чувствами созерцаем мы пожилой возраст такого старика и старость Божьего святого, который с приближением конца земного странствования подходит к цели своих надежд и желаний и, ветшая внешне, внутренне созревает для неба. Для него каждый симптом надвигающейся смерти — это признак грядущей жизни. Он в окончательном изнеможении плоти прощается с миром словами престарелого Симеона: „Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое»» (Вардло).

32. Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. Здесь перед нами и жестокое сражение, и славная победа. Поле битвы — сердце человека. Все его зло и сильные страсти — смертельные враги. С ними нужно встретиться в бою и превозмочь Божьей силой. Людям, не ведающим Бога, не знающим самих себя, они кажутся пустяками. Вместо того чтобы терпеть,они считают, что имеют право злиться, если их рассердили. Они оправдывают себя, полагая, что нельзя оставлять проступки ненаказанными. Поспешный гнев — это немощь. Тот, кто не в состоянии владеть собой, — пленник, а не завоеватель.

«Быть господином самому себе славнее, чем быть господином мира» (Лосон). Филипп Генри в своем дневнике писал: «когда Александру было тридцать, он уже успел покорить весь мир. Я же к этому возрасту еще не покорил куда меньший мир — себя самого». «Ты раб раба, — говорил гордый философ Диоген могущественному завоевателю, — ибо ты раб тех желаний, над которыми я властвую». Когда царь Петр жаловался, что может править своим народом, но не в состоянии господствовать над собой, он тем самым признавал реальную трудность. «Среди всех моих завоеваний, — сказал умирающий Валентиниан, — есть только одно, которое меня успокаивает ныне. Я поразил своего злейшего врага — свое надменное сердце». Так нужно побеждать врага, который покорял завоевателей. Мы, конечно, «все сие преодолеваем». Христианин, не забывай, что победы дает Возлюбивший нас (Рим.8:37).

Эта бескровная победа — столь непохожая на хаос войны — венец христианской добродетели. Без нее сложно совершать другие добрые дела. Ежедневный бой — предвкушение окончательной победы, трофеями которой мы будем наслаждаться в вечности. «Людей, которые покорили свои похоти, всегда меньше, чем тех, которые покорили армии врагов» (Цицерон).

33. В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа. Эта притча учит, что самые незначительные обстоятельства приносят пользу. Бог действует удивительно и тогда, когда одерживает победу над всеми второстепенными причинами, чтобы совершить Свою волю вопреки всем мелким обстоятельствам. «Хотя царства скачут вверх и вниз, словно теннисный мяч, ни одно событие не может вылететь за пределы Божьего провидения. Воробей не может упасть на землю без Его позволения. Не может даже волос, ибо он сочтен» (Полхилл).