Глава 20

1. Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. Человеческая история со времен Ноя (Быт.9:21) подтверждает, что пристрастие к вину и сикере — коварнейший порок. Несчастные жертвы слишком поздно понимают, что напитки поглумились над ними и увлекли с пути верного. Алкоголь порабощает их прежде, чем они сумеют опомниться, обещает мнимые удовольствия. Тем не менее притягательность таких напитков столь велика, что побежденный раб соглашается, чтобы над ним глумились снова и снова.

Сила алкоголя принижает человека, превращает его в буяна. Разум сдается перед похотью, желанием и страстью. В самом деле, увлекающийся ими неразумен.

Алкоголь может довести до животного состояния не только невежд, но и достойных людей. Некогда созданные по образу Божьему теперь тонут в позоре. Еще больнее видеть Божьих людей, валяющихся в этой трясине. Примеры Ноя и Лота записаны не для того, чтобы мы посмеялись над мужами Божьими, а для того, чтобы предупредить святых. Любой, кто думает, что стоит, должен остерегаться, чтобы не упасть (1Кор.10:12). Великий апостол призывает нас не напиваться вином допьяна, а быть исполненными Духом (Еф.5:18).

2. Гроза царя — как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя. До этого о гневе царя уже

однажды говорилось в таком ключе (19:12). Здесь описан результат его гнева. В те времена царь обладал абсолютной властью, непререкаемым авторитетом в вопросах жизни и смерти.

А каков же тогда гнев великого Царя! «Армии ужасов и сомнений — ничто в сравнении с Его гневным лицом. Господи, кто знает силу гнева Твоего и ярость Твою по мере страха Твоего?» (Лейтон). «Несчастный грешник, смягчай гнев Его. Ищи Посредника. Опасайся постоянного греха» (Гир).

3. Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен. Мир руководствуется совсем иными принципами, а это означает, что Соломон высказал здесь божественную мудрость. Мир греха всегда будет миром ссор, потому что он не руководствуется мудростью, сходящей свыше (Иак.3:14—16). Но все же и мир зла есть прекрасный театр, в нем благодать Божья проявляется в плодах мудрости, нисходящей свыше: кротости и нежности. Ранее автор напоминал нам, что слава человека — быть снисходительным к проступкам (19:11); здесь же честь для человека — отстать от ссоры. Многие люди готовы ради своего спокойствия не обращать внимания на обиды. Однако в ссоре им кажется, что честь их попрана; потому они стараются оставить за собой последнее слово. Намного сложнее собрать разлившуюся воду, чем удержать ее в сосуде. Оставить ссору (17:14) — это дело чести (16:32; Рим.12:21), победа над плотью. Ибо как часто глупость человеческой гордыни питает ссору! А ведь ее можно было бы угасить духом мира и любви. Но Божьи избранные отличаются тем, что следуют примеру своего божественного Господина. Они облекаются в кротость и терпение, позволяя Божьему миру царствовать в сердце (Кол.3:12—15).

4. Ленивец зимою не пашет: поищет летом — и нет ничего. Снова яркое описание порока учит нас мудрости (см. 19:15, 24). У ленивца всегда есть десяток причин, по которым он отказывается от трудной работы. Он зимою не пашет, хотя ему не мешает ничего, кроме нежелания трудиться. Не мешает ли подобная мелочь нам, когда сердце наше не предано служению Богу?

Но ленивец пожнет плод своего греха. Если он зимою не пашет, то во время жатвы ничего не соберет. В эти праздничные дни, когда трудящийся получает вознаграждение за свой труд, он ищет, но нет ничего. «Справедливо ожесточаются сердца людей на того человека, который навлек на себя нужду леностью и греховностью» (Пул).

Что может найти духовный ленивец? Он проводит время вдали от дома Божьего. Его душа гибнет от духовного голода. Если бы одно желание неба приводило на него, то разве не все бы на нем оказались? Но равнодушное желание, не распинающее плоть, не дождется исполнения обещаний. Миллионы людей погибли из-за недостатка ревности и жертвенного посвящения, хотя и серьезно относились к вере.

Нет времени на праздность, когда мы стоим у дверей вечности. Мы не можем отлынивать, когда такое великое спасение столь близко. «Блаженны сеявшие ради Бога во время жизни. Какой славный урожай их ожидает! Ангелы помогут им собирать его в день великий. О неописуемая радость этой жатвы! Ангелы будут петь жатвенную песнь, воспевая сеятелей праведности!» (Бэрроуз).

5. Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их. Мы видим, что сердце человека постичь нелегко. Часто оно наполнено скрытым злом, как глубокими водами. Однако человек разумный стараетсявычерпать эти воды, чтобы увидеть свое сердце в настоящем свете мотивы. Павел вывел на чистую воду тайное себялюбие, двигавшее проповедниками Евангелия, раскалывавшими церковь (Флп.1:15—17).

Но в этой притче мудрец говорит не только о плохом. Взгляните на человека Божьего, которого учит сам Бог. Свет духовный углубляет и освещает его природную мудрость. Его ум обогащается плодами изучения Писания и молитвенным размышлением. Человек разумный найдет и вычерпает это ценное наставление.

Но самые ценные воды — это глубокие водами Божьего совета. И не говорите, что у вас нечем черпать воду из глубокого колодца. Умение думать во время молитвы позволит вам с радостью извлекать воду из колодца спасения. Такая молитва принесет в вашу душу источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин.4:14).

6. Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит? В предыдущей притче мудрец говорил о глубинах сердца, а здесь открывает его обманчивость и горделивость. Послушайте, как человек оценивает сам себя, и вы сразу же убедитесь, что он не знает самого себя (16:2). Даже нечестивые похваляются своим милосердием. Фарисей выставлял напоказ свое благочестие на углах улиц. Такова слепота сердца, преданного самообольщению. Господи, научи меня помнить о том, что высоко ценимое людьми мерзко в очах Твоих.

Соломону отвратительно такое высокомерное благочестие, он умеет разбираться в людях, поэтому он почти в отчаянии восклицает: «Правдивого человека кто находит?» Кто найдет бесхитростного родителя или советника? Внимательно исследуйте себя, заглядывайте в зеркало Божьего Слова. Считает ли сосед или друг вас правдивым человеком? Часто ли вы говорите то, что другие хотят услышать, а не правду? Не преуменьшайте важность нравственного целомудрия. Ваше благочестие будет сиять ярче всего тогда, когда вы будете верны во всем (Тит.2:10).

7. Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него! Соломон продолжает изображать правдивого человека (ст. 6). Бог его щедро благословляет. Посмотрите на жизнь отца верующих. Авраам был праведным человеком; Бог принял его, а он ходил перед Богом непорочно. Действие завета, заключенного с Авраамом, Бог распространил и на его потомков. Подобным образом любой из сынов Авраама может ходить перед Богом прямо. Но «они получили эту возможность не благодаря заслугам прародителя, а по милости Божьей и к корню, и к ветвям. Если Бог любит отцов, их детей тоже принимает» (Маффет). «Ветви растут благодаря соку благодати, получаемого от корня» (Суиннок). «Когда Бог говорил, что будет Отцом благочестивому человеку и его детям, я уверен, что благочестивые родители до конца не понимали Его обещания (Деян.2:39; Быт.17:7). Дети верующих родителей — бесспорные наследники завета благодати по праву рождения» (Суиннок). Но, храня веру, мы должны показать свою непорочную жизнь, как наш отец Авраам. Мы не просто должны заключить завет с Богом от имени своих детей, но и научить их исполнять условия завета.

Верующие родители, мы должны сделать непорочность главной чертой семейной веры. Не живите по принципам мира, и детям не позволяйте. Пусть Слово Божье, все Его Слово, станет правилом нашего поведения. Мы должны ежедневно ходить Его путями, хотя окружающие, вполне возможно, будут презирать нас за это. Будем прежде всего искать Царства Божьего и правды Его и для себя, и для своих детей. Тогда наши дети станут по-настоящему блаженными, а их имена будут записаны на небесах благодаря молящейся вере и любви их родителей.

8. Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое. Здесь описан благочестивый царь, такой, как отец автора-мудреца. Он боялся Бога и правил справедливо. В прежние времена он сидел на престоле суда и разбирал судебные тяжбы своего народа. Французский король Людвиг IX дважды в неделю садился на престол, чтобы судить. Перед смертью он завещал своему наследнику не только поставить более честных судей, но и самому следить за их работой. Справедливость царского суда была известна всем, поэтому нечестивцы не смели приходить в присутствие монарха. Давид, человек Божий и правитель народа, не терпел нечестивых рядом с собой (Пс.100:3—8).

Так как же посмеем мы стоять перед великим Царем, который разгоняет очами своими все злое? Пусть встанет Первосвященник между грешником и святым Богом, и тогда мы сможем в благоговении предстать пред Господом.

9. Кто может сказать: «Я очистил мое сердце, я чист от греха моего»? Великий Царь восседает на судейском престоле и требует от каждого чада Адама: «Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» (Иов.38:3). Вопрос приводит в замешательство. Ответ смиряет нас до праха земного. Кто может сказать: «Я очистил мое сердце»? Грешник в самообольщении может счесть себя святым. Но святой никогда не сочтет себя таковым. Кто может сказать: «Я чист от греха моего»? Что, внутри у нас нет ни одной пустой мысли, ни малейшей греховной фантазии? Мы не потворствуем ни невежеству, ни гордыне, ни безразличию, ни мирскому образу жизни, ни неверию? Чем глубже мы исследуем сердце, тем более злобно атакует нас его нечистота. Только тщеславные люди хвалятся, что у них чистые сердца. Но похвальба вовсе не показывает их великодушия, зато отлично демонстрирует слепоту. Человек настолько испорчен, что не может понять собственной порочности. «Я когда-то считал, — говорил один Божий человек, — что святые Божьи слишком уничижительно относились ко мне. Каким же бедным слепым гордецом был! Теперь же я полностью согласен с Эдвардсом: „Лишь бездна бездн может вместить мою греховность»» (Венн). Все дети Божьи прошли через это самоуничижение. Но если бы не откровение благодати Евангелия, нам следовало бы трепетать, ведь наши грехи остались бы без прощения. Итак, чистое сердце — это не сердце без греха, а сердце очищенное и обновленное благодатью.

10. Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое — мерзость пред Господом. Здесь речь идет о нечестивом обычае использовать неодинаковые весы и неодинаковые меры при торговле. Такие дела стали привычными и навлекли Божий суд на народ (Ос.12:7; Ам.8:4—5; Мих. 6:10—11). «Как горестно видеть, что некоторые стали профессиональными жуликами. Они, бессовестные, считают, что этим улучшают свою репутацию и нисколько не порочат звание христианина» (епископ Сандерсон). Однако высоконравственный человек должен отвергнуть вопиющее нарушение золотого правила. Чтобы преодолеть это искушение, как и любое другое, нужно бодрствовать и молиться. Не довольствуйтесь только воздержанием от этого порока. Уничтожьте его ярким светом любви и бескорыстной заботы о ближнем.

11. Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его. Родители должны обращать внимание на привычки своих детей. Острый глаз увидит в молодом саженце взрослое дерево. Дитя само говорит нам, что из него получится, когда оно вырастет. Поэтому мудрый родитель не пропустит маленькие огрехи, не посчитает их невинными детскими шалостями. Если ребенок растет лживым, непослушным и себялюбивым, у нас есть все основания опасаться за его будущее.

Но не стоит забывать, что мы служим Богу надежды. Его благодать не позволяет нам унывать. Мы не сомневаемся в Его верности, поэтому пребываем в терпеливой надежде. Слезы отчаяния сменятся слезами радости. Матери Августина пришлось пройти суровое испытание веры. Но Бог обильно вознаградил терпеливую борьбу. Впоследствии ее сын стал архиепископом и высказал удивительную мысль, которая с тех пор стала для Церкви аксиомой: «Невозможно, чтобы дитя, вымоленное столькими молитвами, погибло».

12. Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь. Зрение и слух — это два чувства, благодаря которым наставление проникает в разум. Это составные части живого сооружения, созданного Творцом (Пс.138:14). О прославленном древнегреческом враче Галене говорили, что он поверил в Бога, когда изучил совершенное строение глаза. Все наделены природными чувствами. А чувства духовные — это особые дары силы и благодати Божьей. Человеку было дано сделать свое духовное ухо глухим, и око — слепым. Он отказался прислушаться к своим духовным чувствам и стал поклоняться произведению своих рук. Но и ухо слышащее, и глаз видящий — и то, и другое создал Господь.

Человек не слышит и не видит истину Божью (Мтф. 13:13-14). Он игнорирует голос милосердия. Он не понимает своей болезни, а посему отказывается от исцеления. Ухо его открыто и житейскому совету, и нравственному наставлению, и правилам этикета. Но Евангелие для него — мертвая буква. Все его чувства притупились; он в оцепенении (2Кор.4:3—4). Только всемогущая сила, которая на земле открывала уши глухим и возвращала зрение слепым, может исцелить от нравственного бессилия. Мы неспособны воскресить свою духовную суть так же, как и сотворить самих себя.

«Ухо слышащее, о котором говорит Соломон, — это ухо, которое верит и послушно исполняет то, что слышит. Глаз же видящий соблюдает то доброе, что находится в поле его зрения» (Карил). Посему мы радуемся, что Господь открыл нам уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть.

13. Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб. Пусть «сон восстанавливает силы уставшего тела» (Янг). Человеку он необходим, а Бог милостиво его предоставляет. Без него человек бы не справился с дневной работой.

Но не люби спать ради самого сна. «Пусть ваш сон лишь восполняет потребность, нужную для здоровой жизни, а не служит праздному провождению времени» (епископ Тейлор). Если вы перестанете следить за собой, праздный сон вскоре станет привычкой, похитит ваш талант и оставит нищим. Человек полон противоречий. Он хочет прожить долгую жизнь, но готов проспать ее. Он ничего не делает для Бога, для души, для ближнего, для неба. Он заслуживает того, чтобы его выгнали, как злого и ленивого раба.

Христианин лишает себя достоинства, излишне потворствуя себе. Когда он уступает сну, то опускается до уровня животного вместо того, чтобы стремиться к общению с ангелами. Те из нас, кого одолевает сильное желание подремать, должны особенно внимательно прислушаться к этому предупреждению — не люби спать.

14. «Дурно, дурно», — говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится. Библия снова и снова показывает, что человек со времени грехопадения не изменился. Есть ли где-нибудь рынок, где не было бы подобного жульничества? Бог придумал торговлю, чтобы люди могли помогать друг другу, но и ее человек исказил своей порочностью. Мудрец уже говорил, что продавцы бывают нечестными (ст. 10). Здесь же он замечает, что и покупатель может совершать грех. Соломон даже использует простонародную речь: «Дурно, дурно!» «Эта вещь низкого качества. Я найду такую же и подешевле. За такие деньги я ее не куплю. Мне она не так уж и нужна. Не знаю даже, что с ней делать». Хитростью и обманом он пытается сбить цену. А потом отходит и хвалится.Он радуется тому, что обманул продавца, ему приятно, что его хвалят за находчивость.

Мы все пользуемся деньгами. Некоторые зарабатывают себе на жизнь денежными операциями. Однако из-за того, что мы сами стремимся к выгоде, и другие ищут своего, и весь мир учит нас нечестности, деньги становятся великим искушением для нас, поэтому нам следует быть благодарными Соломону за столь тонкий анализ нашей лукавой природы. Человек Божий знает, что он должен делать все для славы Божьей.

15. Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь — уста разумные. Стандарты мира иные. Там золото и жемчуг ценятся гораздо выше, чем уста разумные. Так и богатый юноша предпочел свое богатство следованию за Христом. Если золото стало нашей надеждой, оно нас погубит. У Соломона золота и жемчуга было более чем достаточно. Однако в сравнении с небесным учением он считал эти земные сокровища прахом. Драгоценная утварь — уста разумные.

Главным образом, речь здесь идет о божественном знании. Мудрость человеческая может пленить воображение и предоставить разуму полезную информацию. Но слова в большинстве своем умирают по пути к уху. Они не питают сердца. Они не утешают несчастных, не несут надежды отчаявшимся, не учат невежд. Так что они могут быть жемчужинами, но не драгоценной жемчужиной, тем ценнейшим украшением, которое затмевает блеск даже самых великолепных земных бриллиантов (Мтф. 13:45-46).

Но драгоценная утварь — уста разумные. Как прекрасен голос проповедника Евангелия, возвещающего обремененной совести Благую весть о спасении. Поистине, звук его приближения радостен из-за его послания. Слушатели Златоуста так любили слушать его проповеди, что придумали поговорку: «Пусть лучше солнце не сияет, чем Златоуст нам не вещает». Мы тоже должны распространять знание,обогащая слушателей.

16. Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего[18] возьми от него залог. Снова и снова встречаем предупреждение о том, что нельзя поручаться за незнакомца (см. 11:15; 17:18). Мы не должны давать залога за чужого, даже если его вид внушает доверие. Тем более мы не должны ручаться за беспутную женщину (5:1—5), утратившую свое доброе имя. Это верная дорога в погибель. Если человек столь слаб, что предается этому греху, ему не стоит доверять. Не одалживайте ему ничего без твердой гарантии. Если необходимо, можно взять в залог платье его. Формально закон Моисея запрещал это делать (Исх.22:26—27; Втор.24:12—13). Если человек готов отдать в залог даже свое платье, значит, он находится в крайней нужде и достоин сострадания. Здесь же речь идет о неразумных людях, которые нуждаются из-за своей глупости, потому что они сознательно ввергли себя в разорение. Любовь к ближнему не обязывает нас забывать о себе. Путь благочестивого благоразумия — наиболее безопасный для всех сторон. Помогать, если помощь приводит к гибели, — неразумно. Если отказать человеку, у него появится возможность поупражняться в самоотречении.

17. Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою. «Святость сладостна как в конце, так и на протяжении пути. Нечестие иногда сладостно по дороге, но всегда горчит в конце» (Карил). Сатана всегда заманивает неправдой.Он обещает, что служение себе вознаградит прибылью или удовольствием, но непременно горько разочаровывает доверчивых жертв. «Хлеб, приобретенный неправдой, поначалу кажется человеку сладким и приятным, но когда он разжевывает его, становится ясно, что он полон дресвы, ранит язык и беспокоит нёбо» (епископ Холл). «Хлеб, приобретенный неправдой, — это все, что достается нечестным путем» (епископ Патрик).

Ни одного шагу нельзя сделать по дороге благочестия, полностью не отказавшись от злых дел. Закон нельзя нарушить даже в малом. Мельчайший грех разрушает ограждение. А когда оно сломано, побуждения плоти сдержать невозможно. Честность во всем — вот признак настоящего слуги Божьего. Пусть человек, преподающий христианское учение, демонстрирует святость в своей жизни. Пусть никогда наша вера не расходится с делами.

18. Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну. Вот подлинная мудрость. Думать чрез совещание, прежде чем действовать, — это разумный подход к делу. Даже мудрейший из людей дорожил этим принципом (з Цар. 12:6). Бог поместил нас в общество людей, так что мы все зависим друг от друга. Итак, хотя крайне важно иметь собственное ясное суждение, нам следует прислушиваться и к мнению окружающих.

Особенно важно следовать этому правилу, когда нужно принять решение, касающееся всего народа, например, решение вести войну. Нельзя оправдать захватнические войны, которые развязывают амбициозные властители.

Епископ Холл так описал духовную войну:«В ней нет передышек. Не бывает ни ночи, ни зимы. Враг не предлагает ни мира, ни перемирия. Никто не отпустит вас в отпуск в тыл, к родным, где можно на время забыть о поле битвы, но все же постоянно слышен сигнал трубы, зовущий на сражение. Враг всегда у нас перед глазами, он видит нас, постоянно атакует, мы непрерывно отражаем нападки, непрерывно обороняемся, получаем удары и отвечаем на них. Станем воевать нерадиво или устанем — непременно умрем. А какая может быть надежда на победу, если один сражается, а другой опустил руки? Нам никогда не увидеть мира и безопасности, если не одержим победу. А потому наше сопротивление должно быть смелым и беспрерывным, ведь прекращение сопротивления означает смерть. Все перемирия недолговечны». Подумайте, разве на такой войне можно обойтись без совещаний?

19. Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. Не забудем, что мы должны жить и любить людей. Любой промах в любви сильно огорчает Бога. Но подумайте о переносчике. К несчастью, у него много свободного времени, которым он пользуется вовсе не на пользу. Он сует свой нос в жизнь других людей, вынюхивая их тайны или вмешиваясь в дела семейные. Его главная цель — добыть сведения для скандала. Если вы встретите его, он сразу же начнет рассказывать о делах семьи, с которой он недавно общался. Приходя в один дом, он получает пищу для сплетен в другом доме.

Такое поведение оскорбляет Бога истины. Даже когда переносчику скажешь что-то по секрету, он все равно рассказывает об этом всем, кто ему встречается на пути. Он совершает серьезный грех. Мы не должны злоупотреблять чьим-то доверием. Мы должны быть достойными доверия.

20. Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. Тьма — не только наказание, но и причина столь ужасного греха. Ибо должен померкнуть свет здравого смысла прежде, чем дитя сможет злословить тех, кто научил его говорить. Злой взгляд, не говоря уже о злых словах, — это нарушение Божьей заповеди. Сколь же виновен ребенок, злословящий родителей! Это видимый признак последних дней (2Тим.3:2).

21. Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии. Очевидно, что мудрец имеет в виду наследство, полученное неправедным способом. Продвижение Иосифа в Египте было поспешным, но происходило по особому промыслу Бога. Злой человек, желающий стать богатым и великим, может захватить наследство, но благословения не получит (10:2—3). Так, уже в нашей истории Ричард Третий позорно потерял поспешно полученную корону. Наполеон достиг величия очень быстро и получил огромнейшее наследство. Однако дни его закончились в бесславном изгнании. Будем внимать всем предупреждениям, которые звучали для богатых в Библии (1Тим.6:9—10). Поместите крест и венец Иисуса у себя перед глазами. Мир меркнет и себялюбие умирает при виде их. Только одно — Божье наследие (Пс.15:2, 5) — несет благословение и удовлетворяет. Это благо превыше воображения, оно не исчезнет.

22. Не говори; «Я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. Возмездие принадлежит Господу. Никто иной не имеет права мстить. Бог всеведущ; наше же знание в лучшем случае частично верно. Суд Божий совершенен, в то время как мы ослеплены предубеждениями и злыми желаниями. Как часто жаждем мы отомстить людям! Даже когда не в состоянии этого сделать, мы продолжаем пылать яростью внутри. В лучшем случае мы неохотно повинуемся, мы редко, подобно благочестивым людям, побеждаем зло добром.

Как излечиться от этого недуга? В смирении и доверии мы должны предоставить это Господу, отдать все в Его руки. Предоставь Господу, и Он сохранит тебя. Желание отомстить появляется в сердце тогда, когда там нет веры. Ибо если бы мы верили, что Бог позаботится о нас, разве не оставили бы все в Его руках? «Довольствуйся тем, что душа принадлежит тебе. Ты знаешь, что справедливость будет однажды восстановлена. Бог все исправит в конце, но этот день еще не пришел» (епископ Сандерсон).

23. Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро. Трижды Бог говорит об одном и том же (ст. 10, 14, 23). Но это не тщетное повторение — у него есть веская причина. Вместо заповеди на заповедь, правила на правило, Он мог бы преподнести бесконечное разнообразие наставлений. Например, мы не удивляемся, что апостол Павел многократно возвращается к теме оправдания грешников перед Богом в своих посланиях римлянам и галатам. Из этого повторения мы понимаем, что это учение чрезвычайно важно.

Эта притча — о нашей порочной торговле. Неодинаковые гири раз за разом осуждаются как мерзость. Бог ненавидит их; однако мы так часто используем их, как будто обойтись без них совершенно невозможно. Но «легкая гиря может переполнить чашу вины. Легкие гири тяжело гнетут душу весом суда» (Рейнольдс). Пусть торговец боится того, чтобы неодинаковые гири и неверные весы не стали свидетельством против него. Мы должны быть особенно внимательными в этом вопросе. В нашем обществе человек человеку волк. Обман так легко приживается в наших сердцах! И только взращивание божественных принципов заглушает эти ядовитые сорняки. «Любовь Божья хранит раба Божьего. Бог верен ему, и он не станет обманывать других. Бог милостив к нему, и он не будет несправедливым к другим» (Полхилл). Таково практическое влияние Евангелия.

24. От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? Здесь говорится о Божьем могуществе и владычестве и об абсолютной беспомощности и зависимости человека. С одной стороны, Бог не лишает человека свободы, с другой — нет оправдания человеческой лени. Человек часто ведет себя так, будто он — повелитель ситуации, будто его шаги принадлежат ему. Или, получив искаженное представление о том, что каждое событие предопределено, он бездейственно сидит вместо того, чтобы усердно трудиться ради исполнения замыслов Господа. Смиренный же христианин пользуется свободой, помня, что зависит от Бога. Его шаги направляются от Господа, который вдохновляет на труд и посылает успех.

Мы должны сказать Господу о том, что доверяем Его мудрости, благости и непрестанной заботе. Господи, веди, поддерживай, не забывай меня. Августин пишет, что его благочестивая мать молилась с рыданием, пока он путешествовал из Карфагена в Италию. Она переживала, думая, что он еще глубже погрузится в грех. Но это путешествие все же вымостило дорогу для обращения. «В Твоем глубоком и таинственном промысле, — писал Августин, — выслушивая ее глубочайшие желания, Ты не дал того, что она просила тогда, чтобы позже совершить во мне всегда желаемое ею».

25. Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать. Рядом с каждой тропой коварный птицелов расставил свои силки. Однако самые хитрые капканы стоят вдоль стези служения Богу.

«Если человек в беде, он может все что угодно пообещать Богу, но, получив желаемое, он отказывается от своих слов» (епископ Патрик). Бывает, что во время вдохновляющего христианского собрания человеком овладевает религиозный порыв и он дает обет Богу. «Кто оскверняет то, что посвящено Богу, запутывает душу свою в сетях смерти. Если человек, произнеся обет Господу, позже отказывается от своего обещания, то он ворует у Бога причитающееся Ему» (епископ Холл). Опасайтесь временного восторга в вере. Чего бы это вам ни стоило, посвятите себя Богу в жертву живую (Рим.12:1).

26. Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо. Соломон, как мудрый царь, постоянно исполнял свои обязанности. Он не делал зла сам, и не позволял, чтобы нечестие было среди его народа. Он отсеивал нечестивых и не потворствовал им. Когда крестьянин катал молотильное колесо по зернам, оно отделяло солому от мякины (Ис.28:28—29). Так молотили хлеб на Востоке. Крестьяне использовали телегу, на колесах которой были установлены острые зубья. На оси стояли зазубренные колеса, а двигалась она на трех роликах, тоже зазубренных, которые отрезали солому.

Бог часто веет Свою церковь испытаниями, чтобы она стала чище. Душа моя, какой предстанешь ты в великий день суда?

27. Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца. Мы находимся под властью Бога. Каждый человек должен признавать суд великого Властелина. Именно поэтому совесть метко прозвали «Богом в человеке». Бог приносит испытующий свет своего светильника во тьму. Как счастлив был бы человек, если бы этот светильник изгнал все его нечестие! Какими бы ни были бездумные удовольствия человека, настанет время отказаться от них. И тогда придется отвечать на вопрос без ответа: «Чего стоят наслаждения человека в течение недели, месяца, года в сравнении с чувством в течение одного часа, когда совесть начнет обвинять?» (Саут).

Этот светильникбесценен, так как Божьим светом освещает узкий путь, чтобы мы «не стали педантами в мелких делах и небрежными в больших, чтобы, отдавая десятину с тмина и мяты, не забыли о правосудии» (епископ Холл).

Если Бог ярче зажжет Свой светильник, вынесу ли я этот свет? Готов ли я, чтобы он осветил все глубины моей души? Ценю ли я этот свет за то, что он обнаруживает тайные отношения между грешником и святым, ревнивым Богом? Пусть же глубины сердца будут открыты перед светильником Господа, чтобы изыскать все, чему я потворствую, и умертвить грех.

28. Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой. Чтобы закон не нарушался, надо, чтобы нарушителей наказывали (ст. 26). Но мудрый царь последует примеру великого Владыки и возрадуется в милости. До тех пор пока истина остается непоколебимым принципом правления, милостью невозможно злоупотребить. Милость и истина — «наилучшие стражи его тела, опора его престола» (Трэпп).

29. Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина. На каждой стадии жизни есть свои особые преимущества. «Юность — это слава природы, слава молодых людей — их сила. Пожилой возраст — это величественная красота природы, и седина — это великолепие, дарованное старости природой» (Джермин). Юность следует проводить с пользой, посвящать ее Богу, пользоваться ею для Его славы. Венец из серебра завоевывает почет и уважение только на пути праведности.

Если юноша посвятил свою славу Богу, то седина будет его украшением в старости. Растение, чей ствол был изогнут вначале, останется изогнутым навсегда. А кто может подсчитать, сколько духовных плодов принесет юноша, если отдаст свою силу Господу? Пусть и юность, и старость опасаются опозорить свою славу. И у юности, и у старости есть свои преимущества. Посему пусть юноша не завидует старцу, а старец — юноше. Миру, государству и церкви нужны и сила юношей и мудрость стариков.

30. Раны от побоев — врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева. Наказывать повелел Господь. Боль плоти смиряет дух. Иногда требуется даже погубить плоть, чтобы спасти дух (1Кор.5:5). Этот стих описывает не мягкие шлепки, а суровое родительское наказание. Больное тело нуждается в лекарстве не меньше, чем в пище. Больная душа требует наказания не меньше, чем утешения.

Чадо Божье, вспомни о характере своего Отца. Он знает, как сотворил тебя, и никогда не навредит тебе намеренно (Пс.102:14; Плач. 3:33). Наказание будет не суровее, чем необходимо. Но воистину благословенны удары, смиряющие и сокрушающие гордую волю. Страдания плоти дают обильные плоды праведности.