Глава 28

1. Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев. Всем известно, что нечестивый может смело встретить опасность, но только в том случае, если он заглушил совесть и прекратил думать. Когда же совесть бодрствует, вина порождает страх. Адам не ведал страха до тех пор, пока не согрешил.

Но как вина приносит страх, так снятие вины дарует уверенность. Нечестивый бежит… а праведник смел, как лев. Бесстрашный, как царь зверей, праведник может делать все, что угодно, кроме оскорбления своего Бога. «Лев — совершенный пример смелости и отваги. Он никогда не бежит от охотников, он не боится их. Если же он понимает, что с ними не справится, то он отступает медленно, а иногда даже нападает на преследователей. Говорят, лев может напасть на целый караван» (Пакстон).

Когда Бог намерен сделать великие дела через нас, Он заставляет нас чувствовать, что без Него мы не можем делать ничего. Он убивает гордость и стяжает Себе славу. Епископ Холл точно подметил: «Нечестивый — трус, он боится всего: Бога, потому что Он ему враг; сатану, потому что он его мучитель; Божьих созданий, потому что они сражаются против него под знаменем своего Создателя; себя, потому что внутри него живет обвинитель и палач. Праведник же, напротив, не боится ничего: ни Бога, потому что Бог — его лучший друг, который никогда не причинит вреда; ни сатаны, потому что тот не может навредить; ни несчастий, потому что они исходят от любящего Бога и несут благо; ни творения, потому что даже камни на поле за него; ни самого себя, потому что его совесть в покое».

2. Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. Если Бог печется о падении воробья, тем более Его волнует правление земных монархов. Если бы мы полнее уповали на Него, то заметили бы, что Он достигает Своих тайных целей даже тогда, когда в народе царит анархия и смятение. Было бы замечательно, если бы история научила наш благоразумию и покаянию, что, несомненно, принесло благословенный плод.

Тем более мы должны замечать божественную руку в царствовании разумного и знающего мужа, при котором страна долговечна. Такой человек спас Египет от голода. Цари Иуды правили долго и благословенно, чего не скажешь о царях Израиля, правивших после разделения.

3. Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. Если бедный получил неограниченную власть, он наверняка станет жестоким угнетателем. Наделите беспринципного расточителя властью, и он будет как потоп для жителей страны.

Но Христос не такой. Он обнищал и унизился добровольно, но теперь Он обладает славой и честью. Он сострадал Своим бедным братьям и не стыдился их.

4. Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них. Христианская вера влияет на всех. Одних она побуждает к добру, других — ко злу. Любящие грех наслаждаются им. Нечестивые могут обладать хорошими качествами характера (Лк.16:8), но если мы их хвалим за их нечестие, то уподобляемся им. «Грешить ужасно; более ужасно — получать от этого удовольствие; а еще ужаснее — защищать беззаконие» (епископ Холл).

5. Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все. Здесь автор сравнивает невежество и знание. Он указывает на источник первого и второго. То же самое имел в виду и апостол Павел, когда говорил, что человек без Духа не принимает исходящего от Духа, а человек духовный судит обо всем.

Злые люди не разумеют справедливости. Они не знают, что есть добро и зло, не понимают, какой путь к Богу истинен и для чего нужно ходить перед Богом. Они намеренно невежественны. Самый именитый ученый — глупец в вопросах справедливости.Если он не осознает собственное невежество, не смирится, не станет искать света свыше, он погибнет во тьме. Образование и интеллект могут стать страшным проклятием, если в сердце нет смирения!

Человек гордится своими способностями и пренебрегает источником света. Он лишен разума, потому что не ищет Бога (Пс.13:2—3; Рим.3:11). «Нечестие развращает разум человека, вынуждает держаться ложных убеждений и неверно оценивать жизнь» (епископ Тэйлор). «Считаю, что основное заблуждение в изучении богословия заключается в следующем: некоторые люди убеждены, что могут изучать его без помощи Святого Духа. До тех пор пока человек пребывает в этом заблуждении, все усилия пропадут даром… Зерно простой веры более ценно, чем глубокие теоретические познания» (профессор Франк). «Пытаться понять тайны Писания без благодати — все равно, что читать его, закрыв глаза» (епископ Беверидж). Ищущие Господа, даже если они обладают детским интеллектом и несведущи в делах мирских, сумеют уразуметь справедливость лучше человека недуховного.

Смиренный разум многое понимает. Гармония божественных качеств поражает его, а понять ее может лишь смиренная вера. Покаявшийся атеист, французский поэт и философ де ля Харп, описывает происходившую в нем борьбу так: «Думая о правосудии Божьем, человек сначала готов поставить под вопрос Божье сострадание. Но Евангелие отвечает ему голосом апостола: „Ибо так возлюбил Бог мир, что Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас“. Тогда кающийся грешник понимает эту тайну. Его надменный и ослепленный разум отвергает ее. Но смиренное и раскаявшееся сердце глубоко ее чувствует. Он верит, потому что любит; он добродетелен, потому что видит всю благость Создателя к несчастному творению. Боже мой, все Твои тайны — тайны любви, а потому они поистине божественны».

6. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.

Эта притча встречается не впервые (см. 19:1), что говорит о ее важности. Ранее бедный противопоставлялся глупому человеку со лживыми устами. Здесь же идет речь о богатом, который извращает пути свои. Этот один из тех парадоксов, который заставляет даже детей Божьих претыкаться. Человек может ходить непорочно, но оставаться при этом бедным. А нечестивец извращает свои пути, и тем не менее остается богатым.Но бедный человек, несмотря на все лишения, достоин большей чести и обладает большим счастьем, чем богатый во всем своем земном великолепии. Эту мысль прекрасно выразил Цицерон: «Довольный разум столь же ценен, как имение. Бережливость — это доход. Быть довольным своей судьбой — значит быть по-настоящему богатым. Принято считать, что самым ценным богатством является земля, потому что она не портится. Истинная же добродетель еще ценнее, потому что ее нельзя забрать у нас ни силой, ни обманом, ее не может испортить ни кораблекрушение, ни пожар, ей не страшны ни ураганы, ни государственные перевороты. Только обладающие этим сокровищем по-настоящему богаты. Им достаточно того, что они имеют. Им не надо большего. Им действительно больше ничего не нужно. Нечестивые и алчные, напротив, настолько далеки от богатства, что в действительности они нищие, потому что у них нет надежного сокровища и они всегда нетерпеливо ищут прибыли, не довольствуются тем, что имеют» («Парадокс», 6.3).

Чем выше положение в обществе, тем большую ответственность перед Богом мы несем. Многие пожелали бы родиться и умереть в безвестности и нищете вместо того, чтобы, получив богатство, дерзко грешить, восставая против Бога и своей души.

7. Хранящий закон — сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего. Хранить закон — это единственный путь мудрости и чести. Наставление, помогающее юношам с Божьим благословением хранить закон, обладает непревзойденной ценностью. Их учит сам Бог, а Его Дух наделяет их подлинной мудростью.

Молодые люди, противостаньте соблазнам, исходящим от ваших бывших товарищей, решительным протестом: «Отойдите от меня, делающие неправду! Я буду исполнять Божьи заповеди»! Так вы почтите своего отца, найдете счастье для себя, будете полезны для церкви и готовы к вечности.

Родители, боитесь ли вы, что сын опозорит нас? Давайте же прилежнее и с более усердной молитвой совершенствовать то мудрое и святое наставление наших детей, которое установлено Богом и которое Он обязательно почтит в Свое время, каким бы долгим или суровым испытаниям ни подвергал Он нашу веру (22:6).

8. Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных. Как страшна алчность! Ни один запрет не может обуздать ее. Бог оградил права бедных людей простыми требованиями. И Он не позволит попирать их права. Человек трудится ради самого себя, но урожай попадает в лучшие руки благодаря Божьему таинственному промыслу. Зачем же нам увеличивать имение свое ростом и лихвою, если Отец обещал нам дать все (Мтф. 6:33), если Его божественная сила дала нам все потребное для жизни и благочестия?

9. Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость. Часто исполнить закон мешает немощь или искушение, но здесь речь идет не об этом. Здесь говорится о сознательном и упрямом отвержении Бога, презрении к Его установлениям, о нежелании внимать наставлениям Его служителей. Как ужасно, что такой мятежник вообще существует! Если подданный отклоняет ухо свое от слушания закона своего Властелина, все его молитвы, произносимые в день бедствия, Господь сочтет мерзостью. Закрыть дверь перед носом у самонадеянного лицемера справедливо. «Бог поступает справедливо, когда не слушает тех, кто отказывается слушать Его» (епископ Рейнольдс). Каково будет человеку услышать от Бога, что он сам говорил Ему: «Отойди от меня»!

10. Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро. Цель искусителя состоит в том, чтобы увлечь грешников на путь зла. Он радуется, когда ему удается это сделать. Но наивысшее удовольствие он испытывает, когда совращает праведных. Враг торжествует, когда знаменосец падает!

Но злоба сатаны и его приспешников только демонстрирует верность всемогущего Вседержителя. Даже если врагу удастся на какое-то время увлечь праведных на путь зла, Бог явит Свою милость, и они вернутся. И когда праведник избавляется от силков угнетения, он наследует добро. Что такое это добро, мы до конца не знаем. Оно есть часть того, чего не видело око, чего не слышало ухо и что на сердце не приходило (1Кор.2:9).

11. Человек богатый — мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его. Быть по-настоящему мудрым и мудрым в глазах своих — совершенно разные вещи, хотя их часто путают. Богатство не всегда приносит мудрость, богатый же часто делает вид, что обладает ею, приписывая успех своему уму, которого у него нет. В то же время умный бедняк — это самый благородный человек во всем мире. Разве сам Господь не почтил бедность, обнищав добровольно? Идя по Его стопам и живя в Его духе, мы найдем мудрость, честь и счастье, чего этот жалкий мир суеты не может нам дать.

12. Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются. Когда праведники в почете, народ радуется. Вся страна получает благословение. Благочестие поощряется. Люди могут жить свободно по своей вере.

Но когда возвышаются нечестивые, эта слава быстро проходит. Народ Божий вынужден укрываться. Более ста пророков, включая самого Илию, были вынуждены прятать свет своих светильников во время тирании Ахава. Однако они прятались только от людей. Хотя они и скитались в милотях и козьих кожах, укрываясь по пустыням и пещерам, сам Бог почтил их великими словами: «Весь мир не был их достоин» (Евр.11:38).

13. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. И Бог, и человек скрывают преступления — Бог по безмерной благодати, человек — в бесчестии и лицемерии. Надменный грешник желает, чтобы о нем думали лучше, чем он есть на самом деле. Он вынужден скрывать свой грех. Цицерон считал, что рассказывать о своих проступках другим — позорно и опасно. Мы видим, что языческая нравственность только разжигает человеческую гордыню.

Но исповедание грехов перед Богом — это первый шаг покаяния. Святой должен научиться ежедневно раскаиваться в своих прегрешениях. Чем большего успеха в освящении мы добьемся, тем более горьким будет покаяние. Как только вы осознаёте грех, возлагайте его на Искупителя. Неисповеданные грехи умножают вину. Мысль об отчужденной от Бога человеческой природе, о полном порока сердце, о грехах юности и старости до и после обращения, о грехах против света и истины, знания и любви, о греховности самого покаяния, о склонности к самооправданию — все это причины для самоуничижения. Рассмотрите громадность, а не мелочность, греха. Грехов, которые не надо обязательно омывать кровью Искупителя, не существует. Подлинное сознание греховности не дает покоя, пока мир Божий не поселится в душе через веру. Как точно подметил Беньян, христианин хоронит свои грехи у креста, а не у небесных врат. Там он оставляет их навсегда и впоследствии забывает о них.

14. Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. Эта притча продолжает предыдущую. После исповедания грехов приходит благоговейный страх.

Обратите внимание на парадоксы христианской веры. Во-первых, блаженство в постоянном страхе найти не возможно. Должно ли дитя Божье постоянно испытывать страх? Благоговейный страх — признак того, что Бог принял нас. Мы находимся в мире со своим Отцом. Вера без страха равносильна самонадеянности и самообману. «Если уверенность христианина истинна, то даже грех не сможет ее поколебать. Но если он не боится греха, его уверенность — ложная» (Лейтон). Не бойтесь смешать веру со страхом — страшитесь разделить их.

Во-вторых, должно ли у прощеного христианина быть чувство греха? Чуткость к греху — это особая благодать. Только подумайте, что есть грех и чем он может стать! Если Господь не остановит, он может привести к вероотступничеству. Посмеем ли мы шутить с ним? Не забывай, христианин, что невозрожденный человек только тогда уверен в себе, когда усыпил себя обольщением или ожесточился до бесчувственности. От незнания себя и от жестокосердия нашего, благий Господь, сохрани нас!

15—16. Благочестивый правитель над народом — что ясный солнечный свет безоблачного утра, буйный рост травы после ливня. Но нечестивый властелин — ужасное проклятие. Его самодурство занимает место правосудия. Жизнь в такой стране мало отличается от жизни среди диких лесных зверей. Тиран очень точно изображен как рыкающий в поисках добычи лев и разъяренный от голода медведь. «Чувство жалости не смягчает его сердце. Правосудие и его поступки — абсолютно разные вещи. Жалобы только провоцируют дальнейшее истязание. Сопротивление разжигает бесчувственное сердце дикой яростью. Поистине беспомощны и жалки те люди, которых божественный гнев поместил под его правление» (Пакстон).

Люди во многих странах живут в бесправии. Целый народ страдает от безжалостной тирании одного человека. Правители должны быть здравомысленными — только в этом случае они станут настоящими отцами своему народу. Если же у народа мудрый и снисходительный правитель, значит, этот народ должен прославлять Бога за то, что Он сохранил от притеснений неразумного и эгоистичного деспота. Генрих VIII сказал о книге Тиндейла «Послушание христианина» так: «Это книга для меня и для всех королей». Вероятно, он обращал внимание только на те главы, которыми мог оправдать свою непомерную алчность. Пусть бы лучше он поразмыслил над следующим наставлением: «Король — всего-навсего слуга, исполняющий закон Божий и не смеющий править по своему воображению». Он был возведен на престол для того, «чтобы служить своим братьям, а не для того, чтобы подданные исполняли его эгоистичные желания».

17. Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. В этой притче мудрец вспоминает о первом законе, в котором было записано, какое наказание должен понести убийца. Этот закон, как и закон о субботе, действовал с самого начала мироздания. «Бог огласил его перед тем человеком, из чресл которого после потопа должен был произойти целый мир. Он сделал это для того, чтобы показать: это универсальный закон, он действует постоянно и повсеместно, он не ограничен ни географическими, ни временными рамками» (епископ Сандерсон). Этот закон имеет свое обоснование, которое еще раз подчеркивает его универсальность. Убийство человека, носящего в себе образ Божий, — бунт против самого Бога. Когда кровь оскверняет землю, только кровь убийцы может очистить ее. Посему общество должно убивать убийц. Протест против высшей меры сегодня считается человеколюбием. Но может ли человек притязать на большее милосердие, чем Божье? Жалость здесь не к месту. Убийца своего брата убивает самого себя. Пусть исполнится закон Божий.

Все же на нас лежит обязанность позаботиться о душе убийцы. Посещение осужденного в тюремной камере — это милосердный поступок. Преклоняясь перед суровым правосудием великого Законодателя, мы с радостью проповедуем осужденному законом грешнику прощение Евангелия; оно не отменяет его грех, но показывает благодать, преизобилующую там, где умножается грех (Рим.5:20).

18. Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них. Подобную притчу мы уже встречали ранее (ст. 6). Если хочешь быть непорочным, будь осторожным: держись подальше от опасности, когда можно идти по твердой земле, не рискуй приближаться к пропасти. Таково христианское совершенство, зрелость в хождении перед Богом. Присутствие Бога можно почувствовать и без видений и снов. Вера видит невидимое.

19. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. И эта притча встречалась нам раньше (12:11). Но поскольку наши память и сердце испорчены, нам нужно много раз повторять, пока закон станет частью нашей жизни (см. Ис. 28:13). Мы должны усердно заниматься делами этого мира и избегать праздности, и тем более заботиться о вечном!

20. Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. Противопоставление в этой притче определяет ее смысл. Верный человек сравнивается не с богатым, а с тем, кто спешит разбогатеть.Человек может быть богат благословением Божьим. Но тот, кто спешит разбогатеть, обогатится только своей алчностью.

Тяжело устоять перед этим великим искушением. «Как Писание борется с алчностью? Нет, оно не убеждает нас, что золото — всего лишь прах, за которым не надо гнаться. Писание учит, что любостяжание — то же идолопоклонство, что сребролюбие есть корень всех зол, что многие отказались от веры, поддавшись этому мерзкому пороку» (Каупер). Даже если человек не приобретает богатство обманным путем, его неумеренное желание денег, работа день и ночь ради них, упование на сокровище — все это есть идолопоклонство, которое будет наказано.

21. Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. Эта притча повторялась уже не однажды (см. 18:5; 24:23). Уже само лицеприятиеесть грех, а причина его и того хуже: лицеприятие проистекает из самолюбия. Лицеприятный человек не обязательно раболепный и услужливый. Он может обладать уважением и властью, но злоупотреблять ими ради своих корыстных целей.

Человек и за кусок хлеба сделает неправду. Катон говорил о трибуне Коэлии, что «за кусок хлеба он будет и говорить, и молчать». Избавились ли христиане от этого порока? Страх перед людьми иногда управляет нашим поведением, хотя руководить должно доверие Богу. Станем же отражать искушение при первом его проявлении, мужественно, с молитвой, в силе Господней, и победа будет за нами.

22. Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. Вот еще одно предостережение. Не будьте жадными. Авраам был богат, хотя и не спешил к богатству. Помните, что земными сокровищами быстрее перестанет интересоваться не тот, кто знает больше всех, а тот, кто больше всех любит небесное. Но если вы любите земное, то небесное утратите. Мало думать о небе, мало любить его — позорно. Ведь небеса принадлежат вам. Усердной молитвой сдерживайте свое страстное желание возвыситься в мире, ибо мирская слава недостойна вашего сердца. Держите небо поближе к своему сердцу как драгоценное сокровище. Оно есть ваш венец и покой. Вы обретете блаженство, если будете чувствовать то же, что Павлин, епископа города Нолы, живший в V веке. Когда он услышал, что готы разрушили все его имение, он возвел свои очи и помолился: «Ты знаешь, где мое сокровище давно хранится!»

23. Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. Часто к льстецам относятся с большей благосклонностью, чем к говорящим правду. «Немногим людям удается скорее полюбить упреки, которые идут им на благо, чем похвалу, которая вредит» (Саут). Однако непредубежденный человек, несмотря на кратковременное сопротивление уязвленной гордыни, после оценит чистоту намерений друга. «Бранящий врача за то, что тот причиняет ему во время лечения, много заплатит ему и поблагодарит вдобавок, когда тот его излечит» (Генри).

Автор с отвращением взирает на льстеца, на обличающего же — с благосклонностью. Увы, пример благочестивого Асы представляет исключение из правила (2Пар.16:7—10). Когда Бернард Гилпин публично обличил епископат в злоупотреблениях, епископ, к удивлению, высказал свое одобрение. «Господин Гилпин, — сказал он, — признаюсь, что вы более пригодны быть епископом Дарема, чем я — священником вашей церкви».

Уподобимся же нашему милосердному Господину, который мягко исцелял душевные раны, открывая их Своей верной любовью. Упрек, произнесенный мягко, — скорее дружеская поддержка, чем наказание розгой.

24. Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям. Чем больше долг, тем тяжелее грех за его неисполнение. Убийца — страшный преступник, а про отцеубийцу и говорить не приходится! Ограбить незнакомца, соседа, друга — ужасно; обокрасть же отца и мать — ужаснее в сто раз! Этот вор забывает, что он обязан заботиться о своих родителях. Мало того, что он несправедлив — он еще и неблагодарен. После этого греха, любой другой для него мелочь.

Молодые люди, подумайте о том, что вы обязаны заботиться о своих родителях, обязаны почитать и уважать их. Это повеление дал сам Бог. Он обещал, что не исполняющих его ждет проклятие, а исполняющий получит благословение.

25. Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. Обратите внимание, как отличаются человек надменный и человек, надеющийся на Господа. Очевидно, что корень неверия — это гордость. Человек, свергнувший Бога, ничего не ожидает от Него и совершенно Его не боится. Живет, будто Бога не существует. У него большое сердце, но не потому, что оно переполнено мудростью и любовью, а потому, что его распирает жадность. Он не довольствуется тем, что у него есть.

Христианин, опасайся любой ссоры: она как раковая опухоль благочестия. Стремись быть ближе к Господу. Ученики, шедшие по дороге и разговаривавшие друг с другом, поссорились, потому что отдалились от Господа (Мр. 9:3334).

26. Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел. Здоровая уверенность, о которой шла речь в предыдущем стихе, сильно отличается от самоуверенности. На что мы уповаем, то с нами и будет (Мтф. 7:24—27). Человека заслуженно называют глупцом, если он доверяет мошеннику, который уже не раз обманывал его. Однако Писание называет глупцом человека, который надеется на себя. Епископ Холл совершенно правильно обозвал глупца «великим мошенником». Наша самонадеянность обманывала нас с самого первого мгновения нашей сознательной жизни. Эта обманщица нашла себе пристанище в нашем сердце и теперь подталкивает нас к самоуничтожению.

«Нет такого греха, который человек не может совершить. В порочной человеческой воле есть семена всякого греха» (епископ Уилсон). Никто из нас не может с уверенностью предполагать, что в один прекрасный момент сердце не подтолкнет его к мерзостям, которые ныне ему кажутся ужасными. Даже наилучшие из людей слабы и непостоянны.

Но слава Богу, наше положение не зависит от доброй воли человека. Оно покоится на верном обещании, неизменной воле, благодати и всемогущей силе Бога. Оно не покоится на нас самих, но на Скале, на которой недвижимо стоит Церковь. Мы счастливы тем, что осознаем свою внутреннюю слабость и испорченность. Хотя такое осознание причиняет нам боль, оно укрепляет в нас веру. Исследование сердца взращивает благоговейный страх, который помогает нам ходитьв мудрости, оберегает нас от обманчивой самонадеянности.

27. Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. «Никто не хочет быть бедным. А потому мирские люди, чтобы избежать бедности, собирают богатство всеми доступными средствами. Они думают, что так обеспечат себе полный достаток. С человеческой точки зрения, они, конечно же, правы. Но Святой Дух показывает нам иной путь, противоречащий нашему здравому смыслу. «Дающий нищему не обеднеет». Нам кажется, что надо собирать и охранять, чтобы не обеднеть. Мы забываем о Боге, не видим, как Он исполняет Свои обещания» (Коуп).

Но никто не может гарантировать, что мы в один прекрасный день мы не потеряем все свое имущество и не станем бедными. Однако Божье обещание, в отличие от земного сокровища, непреложно. Жадность вступает в союз с разумом и в войну со Словом Божьим. Но нам обещал Бог, а у Него есть власть, чтобы исполнить Свое обещание, у Него тысячи способов воздать за то, что сделано или пожертвовано по Его повелению. «Вклад в небесном банке — лучшая гарантия от бедности» (Лосон). Не придуман еще такой сейф, который бы полностью защитил наши деньги. А обещания неба исполняются всегда.

Мы не имеем права отказать нуждающимся. Предусмотрительность и осмотрительность — похвальные качества, но они не должны стать прикрытием для эгоизма, не должны мешать христианской благотворительности и проявлению сострадания, которое должно быть у каждого служителя Божьего.

28. Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники. Тот же самый урок мудрец нам уже преподал в 12-м стихе. Возвышение нечестивых — это наказание для народа. Нечестивые у власти непременно станут жестоко притеснять Церковь Божью. Но за свою вражду против Бога они понесут самое суровое наказание (Деян.9:4).

Однако возвышение нечестивых кратковременно даже на земле. Когда они падают, а они непременно упадут, праведники умножаются. В начале церковной истории, после смерти гонителя Ирода, Слово Божье росло и умножалось. Крест — это благословение для Церкви в целом и для каждого ее члена в отдельности.