Глава 2

Мудрость, строго предупредив строптивых насмешников, теперь обращается к своим послушным детям. В этой главе дан ответ на ранее заданный вопрос о том, где найти мудрость. Мудрость представлена как страх Господень (ст. 5). Она является основой практического благочестия (ст. 7—9), защищает от постоянных искушений (ст. 10—19) и выводит на верный и безопасный путь (ст. 20). Итак, ученики мудрости находятся в безопасности (ст. 21), а отвергающие ее нечестивцы непременно погибнут (ст. 22).

По пути, ведущему к мудрости, идти легко. Если мы будем идти по нему не сворачивая, то сможем понять все Слово Божье.

1. Примешь слова мои. Их нужно принимать добрым и искренним сердцем (Лк.8:15), подготовленным самим Богом. Читайте Божью книгу, и тогда вы уподобитесь человеку, сидящему у ног Иисуса и слушающему Его речь (Лк.10:39). Постарайтесь уподобиться жителям Верии, которые с завидным прилежанием исследовали Писание (Деян.17:11).

Сохранишь при себе заповеди мои. Носите их с собой как самое ценное сокровище (Кол.3:16; Мтф. 13:44). Пусть ваше сердце станет сейфом для этой драгоценности. Сатана никогда не сможет его оттуда похитить.

2. О, Боже мой, да будет мне, как Сыну Твоему возлюбленному. Приклони ухо Твое и приди ко мне, дабы мне попасть под благодать Твою: и жива будет душа моя (Ис.55:3).

3. Если будешь призывать знание и взывать к разуму. Нам нужна только Божья благодать, чтобы понять Слово Божье. Каждый прочитанный и обдуманный стих предлагает нам пищу для молитвы. Давид (Пс.118:18) и его мудрый сын (3Цар.3:9—12) искали такого знания на коленях. Самый зрелый христианин до конца своей жизни будет призывать знание и взывать к разуму.

4. Но молитва не должна стать заменой усердному служению. Пусть она побуждает к нему. Представьте себе неутомимого рудокопа, его безудержную решимость и неустанное усердие. Точно так мы должны отыскивать сокровища в священной кладовой. Простое чтение Писания — а ведь его надлежит исследовать — позволяет лишь скользнуть по поверхности, собрав лишь несколько неглубоких и отрывочных мыслей. Если вы хотите найти спрятанное сокровище, нужно перекапать все поле. Мы должны ежедневно исследовать свою переполненную кладовую в длину, ширину и глубину до тех пор, пока сами не исполнимся Божьей полноты (Еф.3:18—19).

Очень важно уметь жить в стихии Писания. Когда мы наполнены добром из этой божественной сокровищницы, когда большие части Слова запечатлены в нашем разуме, это позволяет нам лучше понять и применять их в своей жизни. Чтобы вполне получить пользу от Слова, мы должны вникать в него в уединении. Мы можем читать Писание и с другими людьми, но для того чтобы исследовать Писание, мы должны быть наедине с Богом.

Церковь страдает, когда верующие пренебрегают исследованием Слова. Все основные заблуждения и ереси в Церкви берут свое начало именно здесь (Мтф. 12:29). Заблуждения обычно основаны на полуправде, неполной истине. Истина, отделенная от Слова, становится заблуждением.

5. Но тот человек, чей разум молитвенно ищет божественную истину, всегда будет видеть два великих принципа благочестия: страх Господень и познание о Боге.

6. Этот поиск не окончится разочарованием. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум. Никто не будет искать напрасно (Иов.32:8; Ис.48:17; 54:13; Иак.1:5, 17). Молитвенное и усердное исследование Слова Божьего не может привести к вероотступничеству.

7. Суета (Еккл.1:8) и безумие (1Кор.3:19) — вот отличительные признаки мудрости мира сего. Но здесь мы встречаем мудрость, исходящую от Бога. Она видит мир в истинном свете. Епископ Холл писал: «Искренним и праведным сердцам Господь в нужное время откроет истинное и спасительное знание, а также дарует подлинную духовную мудрость, которая сделает их вечно счастливыми». Наш Бог — щит для ходящих непорочно. Его мудрость защищает от лукавой софистики, цель которой — лишить нас сокровища.

8. Путь праведников полон опасностей и искушений, но в то же время он безопасен. Господь охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. Божья всемогущая сила охраняет нас даже тогда, когда мы заходим на границу вражеских владений.

9. Только мудрость Господа может направить наши ноги на всякую добрую стезю. Она готовит нас к добрым делам (2Тим.3:15—17). Евангельская мудрость, спасающая душу, также освящает сердце и жизнь (Тит.2:11—12).

10. Мы увидели добро, которое несет с собой мудрость (ст. 5). Теперь взглянем на зло, от которого она нас хранит. Заметьте, что обитает мудрость в сердце.Только там она может быть светом, жизнью и силой. Ясное знание, не идущее дальше головы, — полное невежество. Блистая только в рассудке, оно остается сухим, умозрительным и бесплодным. Но как только оно войдет в ваше сердце, сразу же засияет свет и оживятся чувства. Как приятноэто должно быть вашей душе! Благочестие — уже не просто безжизненная идея, ее можно потрогать, вкусить, насладиться ею.

11. Если благочестие управляет вашими поступками, оно дает рассудительность и разум. Оно перестает быть навязанным извне законом, оно будет оберегать и охранять тебя подобно тому, как стражник охраняет монарха. Образование и возвышенные нравственные принципы в лучшем случае лишь частично помогают людям. Видимое нечестие можно заменить формальными приличиями. Безумие гордыни можно отвергать, но лелеять гордость возможно самыми разными способами.

Во всех этих случаях принцип остается неизменным. Оставленный грех открывает путь пороку более благовидному, но не менее смертельному. И только Евангелие, обновляющее сердце, может защитить нас от атак, которые незаметно, но навсегда отрезают нас от Бога.

12. Далее приводится подробное описание различных ловушек для молодых. Этот отрывок отчетливо описывает все те страшные искушения, которым подвергаются наши дети. Он должен заставить нас воззвать к Богу с мольбой об их подлинном и полном обращении. Мы обязаны молиться о том, чтобы они познали Благую весть, причем не только умом и чувствами, но и обновленным сердцем. Это, и только это, сохранит их от ловушек, расставленных врагом душ человеческих. Каждый город и деревня кишат его слугами, которых он сначала посвящает в тайны дьявольского искусства, а потом они сами становятся умелыми наставниками зла. Автор уже предупреждал нас о коварстве дьявольских ловушек в 1:10—14. Здесь он делает еще одно предостережение. Сущность искусителя отлично изображена автором этих строк. Искуситель говорит ложь. Его лживые слова подобны грязному источнику, из которого течет отравленная вода. И эта зараза распространяется очень быстро.

13. Такие люди совершают грех не от незнания. Их обучили ходить путями тьмы. Как только они попадают в общество нечестивцев, они заражаются грехом и распространяют эту заразу далее. Они более чем готовы оставить стези прямые, которые никогда им не нравились, чтобы ходить путями тьмы, которые они просто обожают. Отравив себя, они теперь губят всех окружающих.

14. Они радуются,как сам сатана делает зло и завлекает грешников в сеть.

15. Они наслаждаются, когда ходят по путям кривым. Так они все глубже проваливаются в грех. Многие дети благочестивых родителей, получившие нежное воспитание, ожесточились, последовав обману греха (Евр.3:13). Теперь они вполне заслуживают, чтобы Бог оставил их, после того как они столь бессердечно отвергли Его. Юноша, избегай таких друзей! Они ожесточились из-за того, что посвятили себя труду господина своего. О, если бы только могли заблудшие грешники увидеть грех во всей его уродливости, а заодно и участь, уготованную его жертвам! Но их стези не дают им этого сделать. Сатана забрасывает приманку, смягчает грех, ослепляет и скрывает неминуемый конец — ад. Нечестивцы не могут, да и не хотят возвратиться со своих кривых путей.

16—19. Далее мы видим еще одну ловушку. Как и ранее, самый лучший освободитель — мудрость. Жена другого (ст. 16) представлена здесь забывшей завет Бога своего (ст. 17). Неудивительно, что она умягчает речи свои (ст. 16). Но дом ее ведет к смерти (5:5) и вечное наказание ожидает ее (Гал. 5:19—21; Еф.5:5; Откр.21:8; 22:15). Не многим ее посетителям удается возвратиться, потому что дом ее ведет к смерти (ст. 18) и никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

20. Мудрость ведет нас на стези праведников. Облачившись в божественные доспехи, вы обретете смелость, которой обладал Иосиф, и сможете отвернуться от соблазна (Быт. 39:9-10).

21. Идя этой стезей, вы сможете жить на земле как наследники (Пс.36:9, 11, 22, 29, 34; Мтф. 5:5). Вы станете обладателями самого лучшего наследия на земле и несравненно превосходного наследия на небесах.

22. Беззаконные, однако, будут истреблены с земли. Какое-то время они смогут наслаждаться грехом, но в конце концов будут искоренены из земли и окончат свой путь в погибели (Мтф. 3:10).

Прочитав эту главу, понимаете ли вы, какое это благословение быть воином креста с самого юного возраста? Родители и учителя, задумайтесь над тем, что вы несете огромную ответственность. Не переставайте молиться, чтобы получить особую благодать и мудрость. Не делайте грех благовидным. Какая же необходима мудрость, чтобы указывать путь, сдерживать юношеские порывы, развивать и укреплять разум и чувства молодых людей!

Будьте осторожны, юноши! Не думайте даже на мгновение, что Бог закроет глаза на ваши греховные желания или извинит их как недостатки юности. Верви греха свяжут вас на всю вечность, если их не разорвет сила Божьей благодати. Избегайте компаний злых людей. Бойтесь их как чумы. Держитесь от них подальше. Наполняйте свой ум мудростью небесной. Воспитывайте в себе вкус к возвышенным наслаждениям.