Глава 16. Жениться или не жениться (7:1-7)

«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное расположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (7:1-7).

Главы с седьмой по одиннадцатую содержат ответы Павла на практические вопросы, о которых писали ему верующие Коринфа в письме, доставленном, возможно, Стефаном, Фортунатом и Ахаиком (16:17).

Первый из этих вопросов имеет отношение к той области, в которой у коринфян были серьезные трудности, — к браку. Как это было и с другими их бедами, большая часть из недоразумений, связанных с браком, отражала ситуацию, царившую в языческом и морально испорченном обществе, в котором они жили и от которого они не полностью отделились. Окружавшее их общество терпимо относилось к блуду, прелюбодеянию, гомосексуализму, полигамии и конкубинату. Римский поэт Ювеналий (60-140 н.э.) писал о женщинах, которые отказывались от своего пола: они носили шлемы, с удовольствием занимались силовой борьбой, обнажив грудь, с копьями охотились на кабанов. Он говорил также, что эти женщины изнашивали свои свадебные наряды, так часто они справляли свадьбу.

По римскому праву и тогдашним обычаям существовало четыре типа браков. Рабы, как правило, рассматривались как нелюди, как движимое имущество. Если мужчина и женщина, будучи рабами, хотели жениться, им могли разрешить жить вместе в союзе под названием «контуберниум», что означает — «товарищество в палатке». Этот брачный договор длился ровно столько, пока это было угодно рабовладельцу. Он имел полное право разлучить мужа и жену, женить их заново, дав им новых супругов, или продать хозяину одного или другого из них. Многие из ранних христиан были рабами, и многие из них когда-то жили -или все еще продолжали жить в брачных взаимоотношениях такого рода.

Второй тип брака назывался узус — это форма брака по распространенному в те времена закону, признававшему пару мужем и женой после того, как они прожили вместе один год. Третий тип брака назывался «коэмптио ин манум», когда отец продавал будущему зятю свою дочь.

Четвертый тип брака был гораздо более возвышенным и благородным. Он назывался «конфарреатио»; по этому типу женилась в те годы знать, — те, кто принадлежал к классу патрициев. Современная христианская брачная церемония основывается на этом типе бракосочетания. Этот тип бракосочетания был воспринят римской католической церковью и использован, с определенными христианскими видоизменениями, а затем перешел в протестантизм, с небольшими модификациями, в процессе Реформации. Первоначально для этой церемонии были характерны такие элементы: в подготовке свадьбы участвовали обе семьи; невесту сопровождала матрона, а жениха — назначенный для этой цели мужчина; жених и невеста обменивались обетами, передавали друг другу кольца (которые надевали на третий палец левой руки), невеста носила фату, ей дарили особый букет, пекли свадебный пирог.

В дни Павла в Римской империи развод был явлением распространенным, даже среди тех, кто женился по типу «конфарреатио». Не было невозможным ни для мужчин, ни для женщин быть женатыми по двадцать раз и более того. Кроме того, в те дни было развито активное и шумное феминистское движение. Некоторые жены состязались со своими мужьями в бизнесе и даже в подвигах силы и ловкости. Многие из женщин не были заинтересованы в том, чтобы вести жизнь домохозяйки и матери, и к концу первого века бездетные браки были обычным явлением. И мужчины, и женщины вели свою собственную жизнь, независимо от брачных обетов и обязательств.

В ранней церкви были верующие, которые жили вместе когда-то и все еще продолжали жить вместе на основании четырех типов брачных соглашений. Были и такие, которые пережили множество браков и разводов. И не только это. у многих верующих возникло представление о том, что быть одиноким и жить, воздерживаясь от брачных отношений, это — более духовно, чем жениться. Такие христиане полностью избегали брака.

Ситуация была трудной и запутанной даже для духовно зрелых христиан. А незрелых коринфян она подавно ставила в тупик. Большим вопросом для них было: «что нам делать теперь, когда мы стали верующими? Следует ли нам оставаться мужем и женой, если мы оба — христиане? Следует ли нам разводиться, если наша супруга (или супруг) -неверующие? Следует ли нам становиться — или оставаться -одинокими?» Хаос брачных возможностей вызывал массу недоумений, к разрешению которых и подходит Павел в этом разделе своего послания.

В первых семи стихах главы 7 Павел рассматривает вопрос о воздержании. Он учит о том, что воздержание хорошо, что оно может быть соблазном, что для женатых оно неправильно и что оно — дар от Бога.

Не жениться хорошо

«А о чем вы писали мне, то хорошо человеку не касаться женщины» (7:1).

Прикасаться к женщине — это был распространенный в те времена еврейский эвфемизм, означавший половые сношения. В таком смысле эта фраза употребляется в Бытие 20:6; Руфь 2:9 и Притчи 6:29. Павел использует эту фразу, чтобы установить, что для христианина хорошо не иметь половых сношений, то есть быть одиноким, неженатым. Однако, он не утверждает, что одиночество — это единственное хорошее состояние или, что в браке есть что-либо неправильное или неполноценное по сравнению с безбрачием. Он говорит только одно: что одиночество, до тех пор, пока оно является половым воздержанием, может быть хорошим состоянием.

Сам Бог заявил во время сотворения, что «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Всем людям нужно товарищество, и Бог задумал брак, среди всего прочего, как самое удовлетворяющее и самое распространенное средство найти себе товарища. Бог позволял одиночество, по Ветхому Завету Он не требовал, чтобы каждый непременно вступал в брак, но иудейская традиция не только рассматривала брак как идеальное состояние, но и смотрела на безбрачие как на непослушание Божьей заповеди «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28).

Возможно, что из-за этого некоторые из христиан, те, что были из евреев, оказывали давление на неженатых христиан из язычников, убеждая их жениться. А с другой стороны, некоторые из язычников, возможно из-за своего прошлого опыта половых отношений, склонны были оставаться одинокими. Как евреи смотрели на брак, так и эти язычники, воспылав отвращением к своим прошлым грехам в половой жизни, стали смотреть на безбрачие не только как на идеальное, но и как на единственное воистину благочестивое состояние. Павел признает, что половое воздержание хорошо, что это якобы более духовное или более угодное Богу состояние, чем брак.

Воздержание — это искушение «Но, во избежания блуда, каждый имей свою жену, и. каждая имей своего мужа» (7:2).

Но, во избежание блуда, — этой фразой Павел не хотел сказать, что каждый из верующих коринфской церкви был безнравственным, — хотя безнравственными были многие из них. Здесь Павел говорит об опасности прелюбодеяния для тех, кто живет одиноко. Поскольку половое желание не утоляется и может стать очень сильным, для тех, кто не женат, может возникнуть большое искушение блудодеяния, -особенно в таких обществах, каким было общество древней римской империи или то, в каком живем мы с вами, где вседозволенность в половой жизни практикуется и прославляется на каждом шагу.

Конечно, брак нельзя рассматривать редуцированно, сводя его до вентиля, до той отдушины, которую задумал Бог для утоления полового желания. Павел не советовал христианам идти искать других христиан, чтобы жениться только для того, чтобы удержаться от впадения в блуд. О браке у него было гораздо более возвышенное представление (см. Еф. 5:22-23). Но здесь его цель — подчеркнуть реальность полового искушения для тех, кто живет в безбрачии, и признать, что для таких людей существует законный выход — в том, чтобы жениться. Поэтому каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

Писание приводит несколько причин существования брака. Во-первых, брак необходим для размножения. Бог заповедал Адаму и Еве «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). По замыслу Бога человечество должно размножаться.

Брак нужен также и для наслаждения. Притчи говорят: «услаждайся постоянно» любовью жены юности твоей (5:18-19), а в центре внимания Песни Песней — физическая привлекательность и наслаждения брачной любви. Брак -это также товарищество, партнерство. Женщина была создана, чтобы быть «помощником, соответственным» мужчине (Быт. 2:18). Дружба между мужем и женой — один из главных составных элементов хорошего брака. Брак — это образ церкви. Мужья должны обладать авторитетом над женами и любить их (Еф. 5:23-32). И брак необходим для соблюдения моральной чистоты. Он предохраняет от половой безнравственности, удовлетворяя потребность в осуществлении половых желаний.

Хотя безбрачие и хорошо, оно не превосходнее брака и несет в себе опасности и соблазны, которых брак не знает.

Воздержание для женатых неправильно. «Муж оказывай жене должное расположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (7:3-5).

То, что воздержание неправильно, если речь идет о женатых, должно было бы быть очевидным. Но для некоторых из коринфских верующих это очевидным не было. Поскольку некоторые члены этой церкви ошибочно верили в духовное превосходство полного полового воздержания, они прибегали к такому воздержанию даже внутри брака. Некоторые сверхусердные мужья, очевидно, решили отделиться целиком для Бога. Поступая так, они, однако, пренебрегали эти обязанности, — особенно в области половых отношений. Так же поступали и некоторые жены. Особенно это было распространено, по-видимому, в тех случаях, когда супруг или супруга члена церкви были неверующими. Но Павел обращает свою заповедь ко всем бракам, как это ясно из стихов 10-17. Женатые верующие не должны в половом отношении отвергать своих супругов, являются ли те христианами или же нет.

Из правила — муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу — апостол не делает никаких исключений. Бог считает все брака священными, и половые отношения между мужем и женой Он считает не только священными, но и правильными и даже обязательными. Павел ясно говорит о том, что физические отношения внутри брака не только право и наслаждение, но и обязанность Мужья и жены имеют обязанность удовлетворять друг друга, Здесь нет различия между мужчинами и женщинами. Муж в этом отношении имеет не больше прав, чем жена.

В стихе 4 Павел еще раз подчеркивает взаимность обязанностей: Жена не властна над своим телом, но муж: равно и муж не властен над своим телом, но жена. Бог чтит половое желание и выражение этого желания внутри брака. Фактически, когда христиане-мужья и христианки-жены не подчиняются власти своих супруг и супругов в половом отношении, они тем самым проявляют непочтение к Богу, потому что это — непочтение к браку.

Настоящее время глагола «эксоусиацией» (иметь власть над), указывает на то, что это — общее утверждение, никогда не теряющее своей правильности. Взаимная власть супругов над телами друг друга постоянна; она длится в течение всего брака. В том, что касается обычной жизни, тело христианина принадлежит ему самому, — оно дано ему, чтобы заботиться о нем и использовать его, как дар от Бога. И в глубочайшем духовном смысле оно принадлежит, конечно, всецело Богу (Рим. 12:1). Но в области брачных отношений оно принадлежит также и супруге или супругу.

Осуществление половых желаний внутри брака — это не то, что можно выбрать или не выбрать, не то, от чего можно было бы отказаться. Конечно, это и не необходимое лишь для воспроизведения потомства, как иногда считалось в прошлом. Это — гораздо больше, чем физический акт. Бог создал его как выражение и переживание любви на глубочайшем уровне, доступном человеку, чтобы союз между мужем и женой был прекрасен и могуч.

По замыслу Бога и сам брак, и половые отношения внутри брака должны быть постоянными. Его первоначальный план о браке ни развода, ни воздержания не предполагал. Христиане не должны оставлять своих неверующих супругов (ст. 12-17), и не должны отвергать их в интимном отношении. Это запрещение без исключений: Не уклоняйтесь друг от друга. Павел подчеркивает это повеление: половые отношения между мужем и женой предписываются Богом. Это — ясное повеление.

Единственное исключение из этого правила можно сделать только взаимно и временно: по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве. В этом случае правило такое же, как и в том, что касается поста: если оба супруга согласны воздерживаться от половой близости на короткое время, чтобы один из них или оба могли посвятить себя всецело напряженной молитве, им разрешается такое воздержание. Как условие тут подразумевается и представление об особом периоде времени, и об особой цели — молитве. Насколько долгим будет время воздержания от половой близости и какой потребностью вызывается необходимость в молитве, в чем цель этой молитвы — об этом следует согласиться заранее. Бог может возложить на вас тяжкое бремя заботы о некоем человеке или некоем служении, — такое бремя, которое потребует от нас нераздельного внимания и сосредоточенной молитвы. Причиной этого могут быть, например, горе или серьезная болезнь. Или же может быть и так, что мы впадем в особенно тяжкий грех и нам потребуется воздержание на время, чтобы через молитву укрепиться и выйти из немилости у Господа.

После того, как был дан завет на Синае, Господь сказал Моисею, что Он сойдет показаться Израилю: «Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою». Чтобы подготовиться к Его пришествию, люди должны были освятиться: омыть свои одежды и воздерживаться от половых сношений в течение трех дней (Исх. 19:9-15).

Через много столетий, отвечая на крайнюю развращенность Иудеи, Господь повелел:

«Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему… Кто знает, не сжалится ли Он… Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы» (Иоиль 2:12-14, 16).

Потребность вымолить прощение была столь велика, что даже невесты и женихи должны были покинуть свои свадебные покои, чтобы присоединиться к всенародному плачу и покаянию.

Когда Иисус Христос вернется, Господь изольет «на дом Давида и на жителей Иерусалима дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем… И будет рыдать земля, каждое племя особо, и жены их особо» (Зах. 12:10, 12). Здесь подразумевается, что на время плача народ будет воздерживаться от обычных брачных отношений.

Но, когда такие времена крайних духовных бед минуют, следует возвращаться к нормальным брачным взаимоотношениям: мужьям и женам следует опять быть вместе.

Причина, почему следует вновь соединяться, сформулирована точно и определенно: чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Когда время сосредоточенной молитвы оказывается позади, нормальные желания и искушения возвращаются, и часто — с еще большей силой. Сатана знает, что христиане бывают особенно уязвимыми для искушений после очень возвышенных переживаний, для которых им потребовалось крайне духовное напряжение. В такие периоды наши защитные приспособления склонны ослабевать, а наша гордость — поднимать голову. Или бывает и так, что после переживаний такого рода мы на некоторое время просто теряем сексуальные желания. А у наших супругов, — особенно если они не принимали участия в молитве, — могут, наоборот, возникнуть особенно сильные желания, после вынужденного воздержания. Чтобы нам не впасть в искушение самим или не подтолкнуть своих супруг или супругов к падению в соблазн, половые отношения надо восстановить немедленно — они предохранят нас от опасности.

Половое воздержание, на которое не согласились оба супруга, или установленное не на определенное короткое время и не для особой молитвенной цели, может превратиться в инструмент сатаны. Ни в коем случае нельзя использовать воздержание в качестве претензии на духовное превосходство или как средство, при помощи которого один из супругов унижает другого или манипулирует им. Физическая любовь должна быть нормальным и постоянным переживанием, разделяемым обоими супругами, как дар от Бога.

Воздержание — это дар

«Впрочем это сказано мною как позволение, а не как. повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как. и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (7:6-7).

По-моему, позволение — не самый лучший перевод. В греческом оригинале употребленное здесь слово (сунгноме) означает «думать то же самое, что и кто-то другой, иметь общее мнение, одинаковые мысли или понимание». Это слово может означать также «осознание». Впрочем это сказано мною относится к тому, что только что говорилось о браке. По-моему, Павел говорил тут о том, что он сознавал, как хорошо быть одиноким и воздерживаться, но сознавал также и преимущества и обязанности брака.

Он не имел в виду, что каждый христианин непременно должен жениться, и его замечание не следовало воспринимать как повеление. Брак был утвержден и установлен Богом, и является нормой взаимоотношений между мужчиной и женщиной. И это — великое благо для человечества. Но вступать в брак не требуется, — ни от верующего, ни от кого бы то ни было другого. Для Павла суть была нот в чем: если вы одиноки, это хорошо, а если вы поженились или женаты, оставайтесь женатыми и поддерживайте нормальные брачные отношения, потому что они от Бога. Духовность не определяется тем, женаты вы пли нет.

В каком-то смысле Павел желал, чтобы все люди были неженатыми, как он сам («как и я»). Он говорил, что, будучи неженатым, он имеет большую свободу и независимость, чтобы служить Христу. Но он не ожидал того, что все верующие будут неженатыми. Он не ожидал, что все, кто тогда были одинокими, останутся одинокими. И для тех, кто уже был женат, было неправильно жить так, словно бы он женатым не был, то есть воздерживаться от брачных отношений.

Хотя воздержание хорошо для тех христиан, которые не женаты, это — дар от Бога, который Он дает не всякому верующему. Неправильно было бы использовать тот дар, который мы имеем, но не менее неправильно было бы пытаться воспользоваться тем даром, которого у нас нет. Человеку, который пытался воздерживаться, не имея этого дара, воздержание принесло бы моральное и духовное крушение. Но для тех, кому воздержание дано как дар от Бога, одиночество, как и все Его дары, большое благословение.

Однако, в наши дни отношение христиан к одиночеству во многом часто бывает похоже на то отношение, которое существовало в еврейской традиции во времена Павла. На одиночество смотрят как на положение второго класса. «Это неправильно», — говорит апостол. Если одиночество — это даp человеку от Бога, Божья воля об этом человеке в том, чтобы он принял этот дар и воспользовался им. Если этот человек покорен Богу, он может, будучи одиноким, провести всю свою жизнь в совершенном довольстве и счастье.

Очевидно, что у одиночества есть много практических преимуществ. Оно предоставляет нам гораздо большую свободу относительно того, где и как служить Господу. Одинокому человеку легче путешествовать, легче следовать своему собственному распорядку дня. Как Павел указывает ниже в этой главе, у женатых есть много таких забот и дел, которыми неженатые не обременены (ст. 32-34).

Рашель Сайнт служила среди эквадорских индейцев племени Аука много лет без всякого сопровождения; она была одиноким миссионером. Всю свою жизнь, всю свою любовь она излила на индейцев, что принесло ей большое благословение; таким образом она сумела осуществить свое предназначение.

Однажды Иисус сказал Своим ученикам: «не все вмещают слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Матф. 19:11-12).

И Иисус, и Павел недвусмысленно говорят о том, что Бог не требует от всех верующих безбрачия и что, воздерживаясь, вести удовлетворительную жизнь может только тот, кому дал это Бог.

Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Нашей целью должно быть — раскрыть, какие дары Он дал нам, и воспользоваться этими дарами с радостью и преданностью, не завидуя тем дарам, которых у нас нет, но и не стараясь принизить их значение.