Глава 21. Поддержка Божьих служителей (9:1-14)

«Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братия Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (9:1-14).

В главе 8 Павел устанавливает пределы христианской свободы — пределы, которые должны определяться любовью и заботой о благополучии брата-христианина. Суммируя этот принцип, он говорит: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (8:9). Наши права кончаются там, где они оскорбляют другого человека.

В девятой главе апостол приводит пример того, как он сам следует этому принципу, осуществляя его в своей собственной жизни. В стихах 1-18 он рассуждает о своем праве получить финансовую поддержку от тех, кому он служит. Стихи 1-14 устанавливают это право, а стихи 15-18 приводят причину, почему он этим правом не воспользовался. В стихах 19-27 он объясняет, что отдаст любое право за возможность приводить людей к Иисусу Христу.

В первом разделе этой главы Павел приводит шесть доводов в пользу того, что у него было право на поддержку церквей, которым он служил: (1) он был апостолом; (2) существует обычай платить работникам; (3) это соответствует Божьему закону; (4) этим правом пользовались другие руководители; (5) это — всеобщее правило; (6) так повелел Христос.

Первый довод относится только к апостолам и поэтому сегодня неприемлем. Однако остальные пять применимы к любому служителю и христианскому работнику, в какой бы период христианской истории они ни жили.

Павел был апостолом

«Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братия Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» (9:1-6).

Стих первый состоит из четырех вопросов. Все они риторические — ответ на каждый из них предполагается.

Первый вопрос — не свободен ли я? В своем письме к Павлу (см. 7:1) коринфяне, должно быть, уж очень настаивали на своей свободе во Христе — на свободе, которой они научились, прежде всего, от самого Павла. И вот он теперь утверждает, что и он сам свободен и имеет права. «У меня не меньше свободы, чем у вас, — хочет он сказать этими словами. — И я люблю свою свободу не меньше, чем вы — вашу. Но есть кое-что другое, что я люблю еще больше.»

Второй вопрос, — не апостол ли я? — тесно связан с первым. Уж апостол-то, как-никак, должен был бы обладать, большей свободой, чем средний, обычный верующий. Павел постоянно осознавал свое апостольство. То, что он проповедовал и чему учил, не было его собственным изобретением, и служил он не во имя свое и не своею силой Он был Господним апостолом, посланным принести благую весть язычникам — неевреям (Деян. 9:15).

Здесь он ‘Приводит два факта, которые должны удостоверить его апостольство. Во-первых, он видел Господа: Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Апостолом мог быть только тот, кто своими глазами видел Христа и Его воскресение (Деян. 1:21-22). Павел не был одним из учеников, которые были с Христом во время Его земного служения, но он видел воскресшего Христа, по меньшей мере, трижды Господь явился Павлу во время его обращения (Деян. 9:4-5) и в двух видениях, о которых нам известно (Деян. 8:9-10; 22:17-18). Павел мог свидетельствовать о том, что он лично встречал воскресшего Христа.

Вторым фактом, доказывавшим, что Павел действительно апостол были сами коринфские верующие Не мое ли дело — вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол Церковь в Коринфе была одним из плодов апостольской работы Павла Ту веру, которая спасла коринфян, и те знания Божьего Слова, которыми они обладали, они получили потому, что Павел со всем жаром своего сердца проповедовал им Евангелие и вразумлял их (Деян. 18:1-11).

Коринфская церковь была печатью (его) апостольства а Господе В античные времена печатями пользовались для того, чтобы запечатывать бочки с товарами, письма и другие вещи Печати удостоверяли подлинность того, что внутри, и предохраняли содержимое. Они служили знаком, доказывавшим, что никто не подделал и не изменил того, что было запечатано. Печать была официальным знаком авторства посылавшего товары или письма. Запечатанное было наверняка подлинным Коринфская церковь была живой печатью апостольства Павла, доказательством его подлинности.

Затем Павел переходит к защите против осуждающих его Осуждать (анакрино) — юридический термин, означающий разбирательство или расследование, которое делалось перед тем, как выносилось решение по тому или иному делу Павел ясно желал защитить свои права.

Первым правом, которое он защищал, было право иметь финансовую поддержку от тех, кому он служил — Или мы не имеем власти есть и пить? Другими словами, «если я служитель Божий, уже не говоря о том, что я — апостол разве у меня нет права ожидать, что я буду обеспечен по меньшей мере питанием и напитками?» (ср. 1 Тим 5:17-18, Гал. 6:6).

Или, продолжает он, не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? «Разве у меня нет права жениться на христианке, чтобы она служила вместе со мной, куда бы я ни отправился?» Другие апостолы (включая и Кифу — Петра) были женаты, как и братья Иисуса — сыновья родившиеся у Иосифа и Марии естественным образом после Иисуса. Павел, вероятно, был вдовцом. Хотя он избрал участь одиночества, у него были все права жениться в Господе. Кроме того, у него было право взять жену с собой в путь, чтобы и ее поддерживали во время их служения, — как это делали другие апостолы.

Я думаю, этот стих служит подтверждением мысли о том, что пасторам, евангелистам и другим христианским сотрудникам надо платить достаточно, для того чтобы и их женам не приходилось работать, — тогда у жен окажется больше времени, которое они смогут проводить со своими мужьями в служении.

Стих можно применить и в наши дни в том отношении, чтобы платить за расходы жены, когда она путешествует, сопровождая мужа в его служении, как и прочие Апостолы, и братия Господни, и Кифа. Термин иметь спутницею («периаго») означает «перевозить в своем обществе». Поддержка и товарищество жены особенно полезны, когда муж служит вдали от дома. Несомненно, тот факт, что многие из служителей неспособны проводить достаточно времени со своими женами и семьями, играет свою роль в том, что их браки заканчиваются разводами. Очевидно, что жена, имеющая маленьких детей или другие подобные обязанности, не имеет возможности принимать участие в путешествиях. Но если для нее самой возможно отправиться в дорогу, группа христиан, поддерживающих ее мужа, должна приложить все усилия для того, чтобы оплатить ее путешествия. Это — вопрос правильного отношения: к тем, кто, работая для Господа, тратит на эту работу все свое время, относиться следует с благодарностью, поддерживая их великодушно.

С оттенками сарказма Павел спрашивает: Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Павел и Варнава имели столько прав, как и остальные, получать содержание на жизнь от служения, так чтобы не приходилось работать на стороне. Павел и Варнава оплачивали свои путешествия сами не потому, что они были обязаны это делать. Они поступали так добровольно.

Это — обычай

«Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (9:7).

Павел приводит три примера в доказательство того, что платить работникам — это обычай. Он подчеркивает свою точку зрения при помощи риторических вопросов, ответы на которые очевидны (прием, которым он пользуется в большей части этой главы). Он задает вопросы, не ожидая получить на них ответы.

Солдаты, сражаясь в течение дня, не работают затем по ночам на гражданской службе, чтобы обеспечить себе пропитание, одежду и жилье. Солдаты не служат на своем содержании Им обеспечивают еду, одежду, оружие, жилье и все, что могло бы им понадобиться для жизни и успешного участия в сражениях.

Крестьяне не насаживают виноградник и не выращивают урожая бесплатно. Они не исполняют эту работу просто так, чтобы после работать на другой работе, которая обеспечивала бы им необходимое для жизни. Они едят плоды своего труда, за который им платят либо деньгами, либо долей урожая (ср. 2 Тим. 2:6).

И пастухи тоже не работают за просто так. Они ожидают хотя бы некоторой доли из молока от стада в оплату своего груда.

Все три группы работников получают оплату за свою работу. Это соответствует обычаю, это справедливо, это то, чего ожидается. Почему же для Божьего работника делать исключение из этого правила?

Это — Божий закон

«По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (9:8-II).

Принцип оплаты за труд соответствует не только человеческому рассуждению, как в вышеприведенных примерах.

Тому же самому учит и Писание, закон Божий. «Не заграждай рта у вола молотящего». Эта цитата из Второзакония 25:4 относится к общему правилу, написанному в Моисеевом законе, о том, чтобы волам не запрещали есть во время работы. Это была их «зарплата».

Замечание о волах ли печется Бог не означает, что благополучие животных Бога не интересует. Господь «приготавливает ворону корм его» (Иов 38:41) и «дает скоту пищу его» (Пс. 147:9) Иисус говорит о небесном Отце, Который «питает птиц небесных» (Матф. 6:26) Несмотря на это, в конечном счете Бог заботится не о животных, а о людях Если Он хочет не сомневаться в том, что волам будет «заплачено» за их работу, насколько же больше Он озабочен тем, чтобы вознаграждение за свой труд получали люди!

Так, эта заповедь, которую Павел цитирует из Ветхого Завета, в первую очередь относится к человеку. 25-я глава Второзакония разбирает социальные и экономические взаимоотношения людей, и в стихе 4 упоминающийся обычай — не заграждать рот работающих волов — используется как пример, показывающий, что работающим людям надо платить за их труд. Как объясняет Павел, это, конечно, для нас говорится. Люди должны быть в состоянии оплачивать свою жизнь на вознаграждение, получаемое за их работу Те, кто пашет и кто молотит должны быть в состоянии работать с надеждою получить ожидаемое. У Павла были все права применить этот принцип по отношению к себе самому Если люди, работающие на других людей, должны получать плату за свою работу, то уж, конечно, должны получать плату за труд люди, работающие для Бога Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Единственная разница и этом принципе, когда его применяют по отношению к Господней службе, состоит в том, что -материальная оплата производится за духовную работу. За работу такого рода Господь вознаграждает по Своему, духовным образом, но Его народ должен обеспечивать материальное вознаграждение за такую работу, и обеспечивать его великодушно, как Ему Самому. Павел призывает за такую работу «‘сугубую честь» (1 Тим. 5:17)

Господние слуги заслуживают того, чтобы их хорошо поддерживали. Не должно быть таких норм оплаты, когда проповедникам, миссионерам и другим христианским служителям устанавливают гораздо более низкую оплату труда, чем тем, кто работает для человека, а не для Господа. Мы должны платить христианским работникам великодушно, насколько это возможно, причем мы должны позволять им самим распоряжаться заработанным, — ведь мы же не сомневаемся в своем праве самим распоряжаться теми деньгами, которые зарабатываем мы!

Очевидно, что поддерживать деньгами следует только тех служителей, которые не отступают от Писания и обладают чувством ответственности. Не каждый призыв во имя Господа заслуживает материальной поддержки Божьего народа Поскольку мы сами распоряжаемся своими деньгами, мы должны с мудростью подходить к вопросу о том, на что мы их тратим. Но, когда мы отдаем свои деньги служителю, достойному нашей помощи; мы должны давать с радостью, великодушно и доверчиво. В утверждении Павла если мы посеяли… духовное представляет собой такое условие, достоверность которого подразумевается. То есть, если совершилось это подлинное духовное служение — а это так и было — то не должно быть чем-то особенным просить материального, не должно быть велико, если пожнем у вас телесное. Церкви в Македонии — в Филиппах, в Фессалонике, в Верии, и, возможно, некоторые другие (см. Деян. 16:11-17:13), — постоянно оказывали Павлу материальную поддержку как пастору, когда он работал среди них, и как миссионеру, после того, как он их покинул. Вдобавок они поддерживал и в финансовом отношении и другие церкви.

Сами же были малосостоятельными и подвергались значительным преследованиям, но среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их переизбыточествует в богатстве их радушия; Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя во- первых Господу, потом и нам по воле Божией (2 Кор. 8:1-5).

Отношение этих церквей к поддержке Божьих служителей и то, каким образом они осуществили эту поддержку, -пример для всех христиан.

Стать Господним работникам — это значит давать Господу, Бог дает Своим детям сверх меры, так, что, как Павел уже напомнил коринфянам, мы не имеем «недостатка ни в каком даровании» (1 Кор. 1:7). Петр говорит нам, что «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3). Бог «восполнил всякую нужду (нашу), по богатству Своему в славе, Христом Иисусом». Божьи дети должны отражать великодушие Своего Небесного Отца «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). Христиане, которые великодушно жертвуют для Божьего труда и в поддержку Его слугам, получат благословение, — и лично, и как общины.

Это воля нашего Господа, чтобы мы были великодушны по отношению к нашим пасторам, миссионерам и ко всем тем, которые приходят служить нам, — чтобы мы были великодушны к ним, как и Он был так безмерно великодушен по отношению к нам.

Это делалось для других

«Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (9:12).

«Четвертая причина, почему Павел имел право на поддержку в своем служении, была в том, что коринфяне, очевидно, всегда поддерживали своих пасторов. В числе тех. кого они поддерживали к тому времени, когда писалось это послание, или до этого времени, были, несомненно. Аполлос и Петр (ср. 1:12; 3:22). Как пастор, основавший их церковь, и как апостол, Павел имел больше (паче) прав на поддержку, чем другие. Но он не пользовался сею властью.

Он отказывался от этих прав. Но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Основное значение слова, переведенного как «переносим» («стего»), — это «нести или переносить в молчании». Павел употребляет тут настоящее время, указывающее, что в течение всего служения он продолжал переносить, не жалуясь, все, что было необходимо для осуществления его работы. Самоотверженность была для него нормой поведения.

Павел делал палатки (это было его ремеслом, — см. Деян. 18:3), чтобы оплатить стоимость своего путешествия, и одновременно он проповедовал и учил. Коринфянам он мог бы сказать то же самое, что говорил ефесянам: «Сами знаете, что нуждам бывших при мне послужили руки мои» (Деян. 20:34). Он обеспечивал не только себя самого, но и многих из тех, кто работал вместе с ним (2 Фес. 3:8).

Платить самому за свои путешествия — это Павел рассматривал как одно из средств, необходимых для того, чтобы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Павел не хотел, чтобы новообращенные или потенциальные обращенные имели причину думать, что он занимается проповедью Евангелия из эгоистичных побуждений. Он хотел, чтоб ни у кого не могло закрасться подозрение, что он несет свое служение ради денег или ради легкой жизни Эта тактика, несомненно, была отличительной чертой Павловой работы, потому что он больше, чем какой-либо другой апостол, грудился на девственной территории среди язычников. Для тex, к кому он обращался в своих проповедях, не только само Евангелие, но и его Ветхозаветное основание были чем-то абсолютно новым, и он не хотел хоть каким-нибудь образом бросить тень на свое благовестие.

Другие апостолы и пророки времен Нового Завета работали по большей части среди евреев, для которых было чем-то само собой разумеющимся то, что служители Господа получают поддержку от Его народа.

Что касается служителей, обращающих неверующих в наши дни, они поступают мудро, если обеспечивают себя сами или получают поддержку от друзей-христиан, до тех пор, пока новая группа верующих не утвердится в вере как следует. Христианские работники должны быть осмотрительными, чтобы не подать повода для обвинений подобного рода, особенно в свете того, что в наше время некоторые проповедники превращают Евангелие в товар. Призывать людей прийти ко Христу и одновременно искать наживы -ми оскорбительно.

Это — всеобщее правило

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от .святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?» (9:13).

В-пятых, Павел имел право получать поддержку от той церкви, которой он служил, потому что это было всеобщим правилом, которому следовали с тех пор, как священничество утвердилось в Израиле. Священнодействующих поддерживали, отдавая им десятую часть урожая и скота, и кроме того, те, кому они служили в храме, а раньше — в скинии, отдавали им часть жертвоприношений (Числа 18:8-24). Фактически за сотни лет до того, как Аарон стал священником, Авраам отдавал десятую часть Мелхиседеку, который был «священник Бога Всевышнего» (Быт. 14:18-20). Раз эти люди были постоянными служителями жертвеннику, состояли на службе Богу, и это стало их образом жизни, они нуждались в материальной поддержке. Так повелел Иисус: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (9:14).

Павел имел право просить о материальной поддержке и потому, что принцип поддержки служителей Бога установлен Господом. Проповедующим Евангелие Он повелел жить от благовестия. И Божий закон, и Сын Божий учат тому, что Его пророкам, учителям и служителям надо платить за их труд в Господе. Новый Завет перенимает это учение из Ветхого. Может быть, Павел сослался здесь на указание Иисуса, данное семидесяти (Лук. 10:7), либо на какое-нибудь другое, незаписанное учение Господа, или же на особое откровение, данное апостолам. В любом случае Иисус учил этому лично.

Господь повелел Своему народу предлагать материальную поддержку тем, кто служит среди них. Но он не повелевает тем, кто служит, принимать эту поддержку. Павел эту поддержку не принимал. У него были права на это, как у любого другого служителя, и больше, чем у большинства. Но ради благовестия, ради братьев и ради любви к ним он охотно ограничил свою свободу. Он добровольно отказался от своих прав.