Глава 24. Правда о служении (10:14-22)

«Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения, Я говорю вам как. рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (10:14-22).

В 10:1-13 Павел ясно дает понять, что идолопоклонство, безнравственность и ропот против Бога, — это несомненные, явные грехи, те, в отношении которых у христиан нет свободы. В следующих девяти стихах апостол объясняет, почему грех идолопоклонства особенно отвратителен Богу. Если вопрос о том, стоит ли есть идоложертвенное, к области морали не относится, то вопрос об участии в любой форме идолослужения даже не ставится; это — тяжелый грех. Некоторые коринфяне слишком далеко заходили в том, что касается сомнительных обычаев, и начинали участвовать и в самом идолослужении. Они имели право посещать языческие мероприятия, но не имели права принимать участие в ложном богопочитании. Суровыми словами упрекает Павел тех, кто стал бы этим заниматься.

«Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю» (10:14-15).

Во-первых, Павел заверяет своих единоверцев, своих братьев и сестер во Христе, что он обращается к ним как человек, любящий их и заботящийся о них. Коринфские христиане были глубоко любимы своим бывшим пастором, который был духовным отцом многих из них. Несмотря на множество своих недостатков, они были его возлюбленными.

Многие из верующих в Коринфе все еще оставались духовно незрелыми (3:1-3). Но все они имели божественное руководство, которое помогало им понимать духовные вопросы, и поэтому апостол обращается к ним как к рассудительным. Павел обращается к ним здесь так, словно у него нет никаких оснований обвинять их, и принимает допущение, что, если они со вниманием отнесутся к его словам, они при помощи Духа окажутся способными рассудить правильно о том, что он им говорит. Его наставление несложно, логично и основано на Писании.

Прежде, чем приступить к описанию конкретных темных сторон идолослужения, он говорит: убегайте идолослужения. Надо держаться подальше от идолослужения даже еще прежде, чем поймешь всю его опасность (ср. 1 Ин 5:21). Если они скатились к идолослужению снова или испытывали сильное искушение сделать это, им следовало вначале отойти от него подальше, а затем прислушаться к доводам Павла. «Прежде всего, устранитесь от непосредственной опасности. До тех пор, пока вы каким бы то ни было образом участвуете в этих обычаях, вы не будете в состоянии обратить внимание на мои слова или вместить их».

Поскольку идолослужение — это поклонение чему-то иному, чем истинный Бог, и каким-то иным образом, чем тот, каким должно совершаться истинное богослужение, это самый серьезный из всех грехов, тот, что больше всего загрязняет наши души. Этот грех направлен против самого характера Бога. Те, кто служат идолу, тем самым показывают, что Господь — это не единственный истинный Бог и что другие, «так называемые боги» (8:5) достойны разделить Его честь и славу. Такие люди приносят свидетельство о том, что Бог несовершенен, что Он не обладает всемогуществом, всеведением и что Он не способен удовлетворить все человеческие потребности. Как только люди начинают служить другим «богам», открывается шкатулка Пандоры, и наружу вырываются возможности следовать самым разнообразным образцам и иным моральным и духовным нормам. Не случайно, что первые две из десяти заповедей являются запрещениями, относящимися к идолослужению. Это нельзя рассматривать как нечто несущественное Если мы не имеем правильного представления о Боге, у нас не может быть правильною представления ни о чем другом.

Начиная с грехопадения, люди возымели желание переделать Бога, сотворить себе бога по собственному образу и подобию. «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; Называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1:21-23). По наблюдению А.У.Тозера, «бог, порожденный в тенях падшего сердца, не может быть истинным подобием истинного Бога, — и это совершенно естественно».

Идолослужение — это понятие гораздо более широкое, чем просто поклонение физическим идолам или сожжение фимиама и ладана перед ними. Служить идолам — это значит иметь какого угодно ложного бога. Будь-то какой-нибудь предмет или идея, философия или привычка, какое-нибудь занятие, вид спорта или что-нибудь другое, — все, что угодно, может превратиться в идола, если ему в первую очередь будут отданы наши заботы, наши интересы и наша преданность или если это хоть в какой-то степени может уменьшить наше доверие к Господу и нашу преданность Ему.

Нет другого Бога, кроме Бога Библии, и Он — ревнивый Бог, Который не потерпит поклонения другим. У Исайи (48:11) Бог говорит: «славы Моей не дам никому». Книга Исхода (34:14) гласит: «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа Бога; потому что имя Его — «ревнитель»; Он — Бог ревнитель».

И все же мир служит ложным богам. Послание к Римлянам обвиняет все человечество: «Но как они, познав Бога, пишет Павел, — не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили…» (1:21). Фактически, отказавшись почитать истинного Бога, они начали делать идолов. Они «славу нетленно го Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (ст. 23).

Они отказались поклоняться Богу, обратившись вместо этого к ложным богам. А это — неприемлемо. Стих 24 говорит о последствиях почитания ложного бога: «и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте», а стих 28 добавляет: «предал их Бог превратному уму».

Результатом их ложного богослужения было то, что Он просто предал их превратному уму и всему, до чего этот их превратный ум довел. Можете ли вы себе представить что-либо ужаснее? Их грех все больше и больше завоевывал их жизнь, и в конце концов им пришлось столкнуться с осуждением без всякого оправдания (Рим. 1:32-2:1).

Богослужения совершает каждый, даже атеист. Он поклоняется самому себе. Когда люди отвергают Бога, они поклоняются ложным богам. Это, конечно, и есть то, что запрещает Бог в первой заповеди.

Ложные боги могут быть либо материальными объектами, либо мифическими, сверхъестественными существами. Материальным богам можно служить, даже и не подозревая о том, что они являются божественными. В книге Иова пишется: «Полагал ли я в золоте опору мою, и говорил ли сокровищу: «ты надежда моя?» Радовался ли я, что богатство мое было велико и что моя рука приобретала много? Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, Прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду; потому что я отрекся бы. тогда от Бога Всевышнего» (Иов 31:24-28).

Эти стихи описывают человека, который сопротивляется своей склонности поклониться материальному богатству. Если вы поклоняетесь тому, чем владеете, если в центр своей жизни вы ставите себя самого, свои владения или даже свои потребности, вы отвергли Бога. Аввакум (1:15-16) описывает ложное богослужение халдеев: «Всех их (праведных) таскает удою, захватывает в сеть спою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его». «Сетью» халдеев была их военная мощь, и бог, которому они поклонялись — вооруженная сила — ложный бог.

Некоторые говорят о сверхъестественных богах — о тех, кого они считают божествами. И это неприемлемо. То, что приносится в жертву идолам, на самом деле приносится в жертву демонам (1 Кор. 10:20). Поэтому, если люди почитают ложные сверхъестественные существа, они на самом деле почитают демонов, которые воплощаются в этих ложных богах.

В Деяниях 17:29 содержится замечательное наблюдение Павла: «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого». Мы созданы по образу Бога, и мы не серебряные, не каменные и не деревянные. Как только может кому-нибудь придти в голову, что таким мог быть Бог?»

Идолослужение имеет много форм. Клеветать на характер Бога — это идолослужение. Если мы верим, что истинный характер Бога является чем-то другим, чем тот, каким является на самом деле, мы повинны в идолослужении. Например, мы виновны в идолослужении, когда думаем, что Сын Бога — это только Иисус, и постоянно, почти исключительно употребляем только это имя, до того, что чуть ли не забываем Его другие имена. Прежде всего Он — Господь Иисус Христос, вторая ипостась Троицы. Он — наш друг и брат, но в конечном счете важнее, что Он — наш Господь и Спаситель, наш Бог.

Мы становимся виновными в клевете на Бога и тогда, когда не доверяем Ему, когда сомневаемся в том, что Он способен исполнить любую нашу потребность и хочет ее исполнить. Когда мы сомневаемся в Боге, мы говорим в своем сердце: «я не уверен, действительно ли можно положиться на Твое слово, действительно ли верны Твои обетования, действительно ли хватает Твоей силы на то, чтобы ; их исполнить, и действительно ли Твоя любовь не имеет предела».

Поклоняться истинному Богу неистинным образом — это идолослужение. Всякий раз, когда люди устанавливают формы и ритуалы богослужения, не предусмотренные в Библии, пренебрегая богопочитанием, идущим от сердца, они воздвигают идолов, которые встают между поклоняющимися и Богом, несмотря на то, что сами эти формы и ритуалы, были задуманы для того, чтобы быть во имя Его, к Его чести и славе. Каждый раз, когда люди перенимают мирские обычаи для церковного богослужения, они устанавливают идолов, которые отвлекают от истинного служения Богу.

Поклоняться Богу в ложной форме неприемлемо. Например, израильтяне были идолослужителями, когда поклонялись золотому тельцу в пустыне, хотя по их намерению этот идол должен был представлять истинного Бога (Исх. 32:1-4). Вторая заповедь строго запрещала делать каких бы то ни было идолов (Исх. 20:4). И устанавливать тельцов, литых из золота, было обычаем, о котором они знали даже до того, как им был дан закон что это — языческий обычай.

В книге Исход записано, как отнесся Бог к тому факту, что израильтяне сделали себе для поклонения золотого тельца:

«И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который выпел тебя из земли Египетской!» (32:7-8).

Сделав литого тельца, израильтяне почтили его во имя истинного Бога, но тем самым истинного Бога они свели до идола.

Годами позже, как записано во Второзаконии (4:14-19), Моисей сказал собравшимся израильтянам:

«И повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтобы овладеть ею. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, Дабы мы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, Изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, Изображения какого-либо гада, ползающего по земле, Изображения какой-либо рыбы, которая в модах ниже земли; И дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом».

Другими словами можно сказать так: когда Бог открылся Израилю, Он не был представлен ни в одной видимой форме. Видимых представлений Бога не было — и об этом говорится повсюду в Писании. Почему? Потому что Бог не хочет быть сведен ни до какого образа.

Представление о том, что Бог — это старик с бородой, сидящий на стуле, — это представление, совершенно противоречащее Писанию и неприемлемое. Идолопоклонство начинается не с молотка скульптора, оно начинается в уме. Когда мы думаем о Боге, мы не должны себе представлять абсолютно ничего. Никакая видимая концепция не может правильно представить Его вечную природу и славу.

Поклонение любому образу — это идолопоклонство. Это — самый буквальный и очевидный вид идолопоклонства, тот вид, который так часто осуждался в Ветхом Завете, когда человек своими руками делает образ и затем «поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня; ибо ты бог мой» (Исайя 44:17).

Даже к статуям и другим образам Христа нельзя относиться с благоговением и почтением. Почитать надо только Самого Христа, а не Его подобие. О чем бы мы ни говорили и что бы мы ни заявляли, какими бы ни были наши намерения, эти образы не представляют Иисуса Христа. «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:24). Даже тем христианам, которые не связаны с теми местами, картинами или формами богослужения, с помощью которых христиане стремятся слишком конкретно воспроизвести образ Бога, будь то при общественных богослужениях или в личных молитвах, легко встать между нами и Богом, хотя мы можем думать, что они помогают нам приблизиться к Нему.

Почитание ангелов — это идолослужение. Павел предостерегает: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). Когда, охваченный благоговением, Иоанн упал к ногам ангела, говорившего к нему, ангел сказал: «смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись» (Отк. 19:10). Ангелы — это существа сотворенные, и, будь они святые или падшие, им нельзя поклоняться и их нельзя почитать.

Почитание демонов — это идолослужение, которое тесно связано с почитанием образов или идолов, за которыми часто таятся бесы. В сатанинском культе демонам поклоняются непосредственно. Говоря о бедствии, Иоанн предсказывает: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам» (Отк. 9:20).

Почитание мертвецов — это идолослужение. Псалмист писал об идолопоклонстве, которому Израиль научился от Моава: «Они прилепились к Ваалфегору, и ели жертвы бездушным. И раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва» (Пс. 105:28-29). Мы не почитаем человеческие существа, какими бы они ни были: мертвыми или живыми, святыми или какими-нибудь еще. Даже великих героев Писания, — таких как Авраам, Моисей, Давид, пророки, Мария или апостолы, — никогда нельзя почитать. Это — идолопоклонство.

Если мы в своем сердце на первое место ставим кого-нибудь другого или что-нибудь другое, кроме Бога, это -идолопоклонство. Каждого человека искушают амбиции, желания, владения, жажда признания и множество подобных вещей, которые легко могут превратиться в идолов. «Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — сказал Иисус (Матф. 6:21). Самое большое сердечное сокровище, или идол человеческого сердца, это — он сам.

Жадность — это идолопоклонство. Те, кто домогаются чужого или жадничают, поклоняются в храме материализма, а это — один из наиболее популярных и могучих идолов наших дней. Но Павел говорит: «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5; ср. Кол. 3:5).

Несдержанные желания или вожделения — это идолопоклонство. Павел говорит о многих, которые «поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме; они мыслят о земном» (Фил. 3:18-19). Человек, чьи желания, мысли, стремления и аппетиты устремлены на плотское — идолопоклонник.

Идолослужение навлекает вину на любого, вовлеченного II него: оно навлекает Божье отмщение на неверующих и Божье наказание на верующих. «Равно и левиты, которые удалились от Меня во время отступничества Израилева, которые оставивши Меня, блуждали вслед идолов своих, понесут наказание за вину свою» (Иез. 44:10). Тем, чье идолопоклонство не так очевидно, Господь говорит: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Исайя 65:2).

Идолопоклонство — это один из самых отвратительных грехов плоти (Гал. 5:19-21), и Господь ясно говорит о том, что ни один идолопоклонник Его царства не наследует (Откр. 21:8; 22:15).

Идолопоклонство не только оскорбительно для Господа, но, и вредно для человека. Оно пятнает тех, кто занимается им, и вредит всем окружающим. Оно пятнает человека, делая его нечистым в духовном отношении. Почитает ли он богa, вырезанного из камня, или воображаемого бога, созданного его умом и сердцем, — это почитание оказывает раз-вращающее влияние на его духовную и моральную жизнь. Такое влияние идолопоклонство оказывает как на верующих, так и на неверующих. Неверующего оно отстраняет еще дальше от Бога и Его путей, а верующего заставляет нарушать чистоту своих взаимоотношений с небесным Отцом. Бог великодушно продолжает прощать и очищать верующего его, но его идолопоклонство от этого не становится грязным и грешным. Идолослужение причиняет вред окружающим идолопоклонника, давая им ложное свидетельство и подавая плохой пример. Оно оказывает деградирующее влияние на все общество, в котором совершается.

Мало того, — но ни один идол не может помочь человеку. Изваянный образ не может простить, спасти, дать мир душе или разрешить трудности; на это неспособны ни деньги, ни слава, ни образование, ни социальный престиж, ни любые другие вещи, которые начинают почитать. Каждый идол сотворен людьми, и не один идол не способен помогать. Идолы только загрязняют. Они никогда не прославляют Бога, но всегда бесчестят Его. Раз идолослужение не может нам дать ничего хорошего, реагировать на него мы можем только одним способом, — избегать его, убегать от него.

В стихах 16:22 Павел приводит три причины того, почему нам следует убегать от идолопоклонства: оно несовместимо со служением Богу; оно является служением бесам; и оно оскорбительно для Бога.

Идолослужение несовместимо со служением Богу

«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?» (10:16-18).

Чаша благословения — может быть, это была последняя чаша вина, которую выпивали в конце еды в знак благодарности за все, чем нас благословил Бог. Кроме того, так именно называлась третья чаша, которую передавали друг другу во время праздника Пасхи. Во время вечери в ночь перед распятием Иисус, может быть, именно третью чашу использовал как символ Своей крови, проливаемой за грех. Затем эта чаша стала служить тем инструментом, при помощи которого была установлена Господня вечеря. Как бы то ни было, Он отставил в сторону эту чашу в знак особого благодарения, прежде, чем передать ее Своим ученикам (Матф. 26:27), и каждый раз, когда верующие принимают причастие, они принимают эту благословенную, священную чашу. Для христиан это — главная чаша благословения, которую мы, в свою очередь, благословляем, благодаря Его за то, что Он умер за наши грехи, каждый раз, когда мы делаем это в воспоминание о нашем Господе.

Можно допустить, — на основании того, каким образом строится этот стих, — что участие в Господней Вечере было среди верных христиан обычаем. Господь повелевает нам (Лук. 22:19; 1 Кор. 11:24-25) вспоминать о Его жертве за нас и о нашем единстве с Ним и с единоверцами. Когда верующие причащаются, это — приобщение Крови Христовой и приобщение Тела Христова. Это — приобщение Господу и Его народу, это — празднование нашего общего спасения и вечной жизни, это — общение верующих, максимально возможное на земле, отражающее то общение, которое мы будем иметь на небесах.

Слово приобщение (койнониа) означает — иметь что-либо сообща, участвовать вместе с кем-либо в чем-либо, иметь тесное содружество. То же самое слово используется, когда говорится о том, что мы «призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:9), об «общении духа» (Фил. 2:1), об «участии в страданиях Его» (Фил. 3:10) и об «участии… в служении святым» (2 Кор. 8:4). Когда мы правильно причащаемся, причастие дает нам возможность духовного участия в дружбе с Иисусом Христом и с другими верующими. Причастие — это гораздо более, чем символ: это — глубокое празднование общего духовного- опыта.

Картина, изображающая любимого человека, не является самим этим человеком; она только представляет этого человека. Но, когда мы на нее смотрим, чувства любви, заботы, желания быть с ним, воспоминания о пережитом вместе с ним, — все это мы испытываем вновь совершенно реально. Мы переживаем реальную дружбу и чувство родства с этим человеком каждый раз, стоит нам только взглянуть на эту картину. Наши души переполняет реальность.

Когда мы думаем о наших земных любимых, они редко осознают это, — но наш Господь чутко улавливает каждую нашу мысль о Нем. Когда мы воспоминаем Его смерть за нас, то, что Он взял на Себя наши грехи и наше наказание, что Он искупил нас, — все то, что представлено Его пролитой кровью, — мы участвуем в самом близком и реальном общении с Ним и с другими, которые в Нем.

В этом отрывке, как и во многих других местах Нового Завета, упоминание о крови и теле Христа используется как метонимия. Метонимия — это когда название одной вещи используется, чтобы представить нечто другое, частью чего эта вещь является или с чем она связана. Когда мы говорим: вчера вечером я читал Шекспира», мы имеем в виду, что читали пьесу, написанную Шекспиром. Имя автора употребляется, чтобы представить произведения, написанные этим автором. В Ветхом Завете слово «кровь» часто используется как символ жизни, «потому что душа тела в крови» (Лев. 17:11). И пролитие крови часто используется, чтобы представить смерть, которая является потерей жизни. Поэтому в Новом Завете кровь часто обозначает освящающую смерть Христа — смерть, во время которой Его физическая кровь была пролита ради тех, кто верит Ему. В физической крови Христа не было ничего, что могло бы смыть грех. Наказание за наш грех заплатила и искупила нас Его смерть, которую символизировала Его пролитая кровь.

Хлеб, который преломляем, (есть) приобщение Тела Христова. Хлеб символизирует тело Христа в точности так же, как чаша символизирует Его кровь. И так же, как кровь представляет Его смерть, тело представляет Его жизнь.

В Ветхом Завете человеческое тело ассоциировалось с полнотой жизни, с земной стороной человеческого существования, с его человечностью. Тело Адама было создано «из праха земного», и само его имя происходит от того же самого еврейского корня, что и слова земля или страна («адама»). Когда мы приобщаемся к телу Христа, мы вспоминаем и отмечаем Его земную сторону, Его человечность, Его воплощение, а также Его смерть как человеческую жертву, принесенную ради спасения человечества.

Новый Завет особо подчеркивает то, что тело Христа на кресте было сломлено: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится» (Иоан. 19:36). Хлеб представляет тело Христа, но преломление хлеба — это не символ преломления Его тела, потому что Его теле — никогда не было преломлено.

Иисус преломил хлеб, чтобы раздать его Своим ученикам. Это было символом того, что Он делит с ними Свою жизнь. Когда мы едим этот хлеб, мы вспоминаем, что Христос «уничижил Себя Самого», чтобы жить среди нас как человек (Фил. 2:7), что Он страдал, как мы страдаем, и был искушаем, как мы бываем искушаемы, чтобы «быть милостивым и верным первосвященником пред Богом» (Евр. 2:17).

Господня Вечеря — это духовное переживание. Хлеб и вино не превращаются в реальное тело и кровь Христа, как верят члены римско-католической церкви, — и не осуществляются так, что фактически тело и кровь существуют вместе с хлебом и вином, — так, как верят многие лютеране. Христос не может быть принесен в жертву снова, потому что Он «однажды (принес) Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (Евр. 9:28). И мы действительно не можем поглощать Его тело и кровь, — ни вместо хлеба и вина, ни вместе с ними (ср. Иоан. 6:52). И не только это: надо учесть и то, что во время первой Господней Вечери, когда Сам Христос передавал чашу и хлеб, Он еще не был распят; Его физическая кровь еще не была пролита. Когда христиане с верой участвуют в причастии, Святой Дух использует эти символы, чтобы повысить нашу чувствительность, чтобы воспламенить наши души. Это помогает нам глубже осознать и оценить великое служение нашего Господа и Его жертву за нас.

Тело Христово символизирует также и наше единство в Иисусе Христе. Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Поскольку мы едины со Христом, мы едины друг с другом. Когда мы через Причастие входим в общение со Христом, мы несравненным и глубоким образом входим в общение и друг с другом (ср. 1 Кор. 6:17). Все верующие стоят на одной и той же земле у подножия креста, как прощенные грешники, обладающие внутри себя вечною жизнью.

И снова Павел использует Израиль как пример, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Когда израильтяне жертвовали Господу, часть предлагаемого сжигалась, как собственно жертвоприношение, часть съедалась священниками, и какую-то часть съедали те, кто приносил жертву. Каждый имел часть в этом жертвоприношении, приобщаясь к Богу и друг к другу.

Подобным же образом жертвовать идолу — значит отождествлять себя с ним, сообщаться с самим идолом, и с другими людьми, приносящими ему жертву. Религиозные церемонии, будь то христианские или языческие, включают в себя общение поклоняющихся с объектом их поклонения и друг с другом. Поэтому участвовать в богослужении, которое не имеет ничего общего с нашим Господом и противоположно Ему, абсолютно несовместимо с истинным служением Богу.

Идолослужение — это служение бесам

«Что же я говорю? то ли., что идол есть что-нибудь, или. идоложертвенное значит что-нибудь? Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (10:19-21).

Но идолослужение не только не совместимо с верой в Бога, что еще хуже, оно является службой демонам. Идолослужение не имеет ни духовной силы, ни духовной природы (ср. 8:4). Само по себе оно ничто. Идолы — ничто; но они представляют демонические, бесовские силы.

Демоны — это те духовные силы, которые кроются за всем идолопоклонством. Те, кто жертвует идолам, приносят жертвы бесам. Когда поклоняющийся верит, что идол представляет собой действительного бога, сатана посылает одного из своих бесовских посланников действовать от имени этого воображаемого бога. За идолом никогда не стоит бог, но за ним стоит духовная сила, и эта сила всегда злая, всегда демоническая.

Демоны могут проявлять значительную силу. Многие сектантские и языческие претензии основаны на мошенничестве и на преувеличении, но многие являются реальными. Они злые, но реальные. Например, многое из того, что происходит под вывеской астрологии, это просто эксплуатация людского легковерия. Но многие предсказания астрологов сбываются благодаря действию бесовских сил. Демоны не обладают неограниченной силой, но они имеют силу, чтобы совершать чудеса и осуществлять предсказания, — достаточно для того, чтобы держать в обмане и покорности людей, верующих в мнимое божество (ср. 2 Фес. 2:9-11).

Сатана — это князь сего мира, и он правит этим миром с помощью своих демонов. Приобщаться к испорченным сторонам мира сего и, особенно, участвовать в актах служения идолам, значит общаться с сатаной и его демонами, значит — быть в общении с бесами. Моисей писал о Ешуруне — ласкательное название Израиля, что они «приносили жертвы бесам, а не Богу» (Втор. 32:17). Те силы, которым они поклонялись, не были божественными, но они были реальными. Псалмист, также говоря об Израиле, пишет, что они до такой степени следовали языческим обычаям, что даже «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс. 106:37)

Христианин не может пить чашу Господню и чашу бесовскую. Он не может быть участником в трапезе Господней и в трапезе бесовской. В этих словах не совет, а утверждение факта. Иисус ясно дал понять, что «никто не может служить двум господам» (Матер. 6:24). И дело тут не только в том, что мы не должны этого делать, но в том, что мы на это просто не способны. Невозможно делать и то, и другое одновременно. Должно быть либо то, либо другое. Мы будем или «одного ненавидеть, а другого любить», или «одному (станем) усердствовать, а о другом нерадеть». Когда мы в общении с Господом, мы не можем также общаться с бесами, и наоборот. Некоторые в Коринфе пытались это сделать, но их общение с Господом не было истинным. Их богослужение было лицемерием.

Христиане не обладают иммунитетом против влияния демонов. Когда мы своевольно пренебрегаем путями Господа и начинаем заигрывать с сатанинскими силами, устанавливая каких бы то ни было идолов, мы открываем себя бесовскому влиянию. Упрекая Анания, Петр сказал: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?» (Деян. 5:3). Из-за того , что Ананий и Сапфира поклонились идолу своей жадности, они оказались открытыми влиянию демонов. По причине необходимости борьбы с демонами (Еф. 6:12) становится ясно, что есть некий близкий контакт между верующими и этими отвратительными падшими ангелами.

Иоанн предостерегает: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иоан. 10-11). Даже если мы проявим гостеприимство по отношению к тем, кто распространяет ложное учение, это заставит нас поддаться бесовскому влиянию, кроющемуся за учениями такого рода. Поступать так, а затем придти к Господней трапезе, чтобы участвовать в истинном общении со Спасителем и Его народом, — невозможно.

Идолослужение оскорбительно для Господа

«Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (10:22).

Идолослужение несовместимо со служением Господу. Кроме того, оно оскорбительно для Бога. Оно будет раздражать Господа. Бог обладает святой ревностью, потому что Он не хочет иметь никаких соперников. Вот почему Бог говорил, что израильтяне «раздражали Меня не богом, суетными своими огорчили Меня» (Втор. 32:21). Господь суров в отношении идолопоклонства, потому что для Него нет ничего более обидного, чем этот грех, который является самым отвратительным признаком неверия. Поскольку Иуда пошел «вослед иных богов, чтобы служить им и поклоняться им,… Посему так говорит Господь Саваоф… Вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их, и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением» (Иер. 25:6, 9). А Иоанн изображает еще более ужасные кары: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая» (Откр. 21:8).

Очевидно, что вопрос Павла разве мы сильнее Его является риторическим вопросом. Неужели идолослужитель настолько глуп, чтобы полагать, будто он — сильнее Бога? Бог не позволит идолослужителю пройти безнаказанным, и наказания не избежит никто. Даже Его собственные дети не избегут Его сурового наказания, если они станут упорствовать в почитании каких бы то ни было идолов. Некоторые из коринфян делали это и поплатились здоровьем, а кое-кто из них — даже жизнью (1 Кор. 11:30).