Глава 26. Женщины в церкви: подчинение и равенство (11:2-16)

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос; жене глава -муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову; ибо это то же, как если бы она была обритая; Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа. И не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же — от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это -бесчестье для него, Но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (11:2-16).

За последние несколько десятилетий вопрос о роли женщины стал полем боя и камнем преткновения для многих. Борьба за права женщин усилилась до такой степени, что стала угрожать нарушить равновесие в обществе, что, в свою очередь, представляет угрозу для будущего. В наши дни усилия врага, начавшись с мирского общества, дошли и до церкви, которая так часто подхватывает мирские болезни и перенимает дух времени. Некоторые церковные руководители и авторы зашли, во имя христианства, так далеко, что стали учить принципам, пытающимся дать новое определение библейским истинам или даже изменить их, чтобы приспособиться к нормам современного мышления в мире. Для этого им, конечно, приходится считать, что Павел и некоторые другие авторы Писания к той истине, которая была дана Богом через откровение, добавили кое-что из своих собственных мнений, и что апостолы иногда учат обычаям, определявшимся той культурной средой, из которой они происходили, вместо того, чтобы учить нормам, открытым свыше. Когда принимается такой подход, человек сам для себя должен решить, какая часть Писания — свыше, а какая — нет. Так человек делает сам себя судьей над Божиим Словом. Сатана ничем не брезгует, чтобы разрушить божественный порядок, и один из важнейших для него способов — это извратить роли полов и взаимоотношения между ними.

Коринфская церковь столкнулась с ситуацией, сходной с той, с которой нам приходится сталкиваться в наши дни, и те верующие, которые писали Павлу (7:1), очевидно, попросили его высказаться на тему о подчинении женщины мужчине. Апостолу понравилось, что в этом вопросе, как и в других, они искали откровения Божии, что они относились к нему с любовью и уважением и что в основном они придерживались здравого учения. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Термин помните указывает на то, что имеется в виду помнить постоянно, — на что указывает совершенный вид. Несмотря на свою духовную незрелость и на многие свои недостатки, коринфяне уважали апостольский авторитет Павла и божественную мудрость, и в некоторых аспектах учения они старались узнать Господню волю и последовать ей.

Слово предания (парадосис) означает «то, что передается через учение». В Новом Завете это слово используется в негативном смысле, когда оно относится к представлениям или обычаям, изобретенным человеком (как в Матф. 15:2-6; Гал. 1:14; Кол. 2:8). Но это же слово можно использовать и по отношению к учению, открытому свыше, как в этом стихе и в 2 Фес. 2:15. Коринфские верующие крепко держали вдохновенное апостольское учение Павла.

Основные беды коринфской церкви крылись не в учении, но в нравственности, не в теологии, но в образе жизни. Коринфяне были правоверными, но нечистыми. Они помнили самые существенные истины о природе Бога и о Его труде, но они не вели богоугодный образ жизни. И поэтому Павел хвалит их за сильные стороны прежде, чем начать снова упрекать их за слабости, — в этом случае их слабость была в непонимании ролей полов и их взаимоотношений.

Принцип устанавливается

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос; жене глава — муж; а Христу глава — Бог» (11:3).

Павел начинает исправлять коринфян, прежде всего кратко устанавливая тот божественный принцип, о котором он собирается рассуждать. Он употребляет фразу хочу… чтобы вы знали, чтобы ввести новую тему, которая его очень беспокоила, но о которой он не учил прежде (ср. Кол. 2:1). В той греческой культурной среде, которая окружала коринфян, женщины прозябали на задворках общества, если их для чего и использовали, так только для блуда. Евангелие Господа Иисуса Христа с уважением относилось к их достоинству, оказывая им честь. Очевидно, этим в некоторых случаях злоупотребляли. Павел откликается на эту ситуацию, показывая, что по Божьему предназначению в том, что касается их функций, мужчины и женщины находятся не на одном и том же уровне.

Принцип власти и подчинения пронизывает всю вселенную. Павел показывает, что подчинение женщины мужчине — просто отражение этой более широкой истины. Всякому мужу глава Христос; жене глава — муж; а Христу глава — Бог. Если бы Христос не подчинился воле Бога, человечество не могло бы получить искупление, и мы навсегда остались бы осужденными и погибшими. Если отдельные люди не подчиняются Христу как Спасителю и Господу, они все еще погибшие и осужденные, потому что они отвергают великодушный дар Бога. И если женщины не подчиняются мужчинам, тогда семьи подрываются и разрушаются, — а с ними и общество в целом. Будь то в божественном измерении или на человеческом уровне, подчинение и власть — это непременные элементы в Божьем плане и в установленном Им порядке.

Слово глава напоминает нам о голове — о независимой части, управляющей всем телом. Устанавливая общий принцип, Павел показывает три пути проявления главенства. Во-первых, всякому мужу глава Христос. Христос — это несравненный глава церкви, ее Спаситель и Господь (см. Еф. 1:22-23; 4:15; Кол. 1:18 и т.п.). Он ее избавил и искупил Своей собственной кровью (1 Кор. 6:20; 1 Пет. 1:18-19; Отк. 5:9). Но в Своей божественной власти Христос — глава каждого человека, спасенного и неспасенного. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18). Большая часть человечества никогда не признала Его, но все было покорено «под ноги Его» (Евр. 2:8), и однажды перед Его именем преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних, И всякий язык (исповедует), что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:10-11). Из тех, кто добровольно покоряется Его власти, состоит церковь, а из тех, кто восстает против Его власти, состоит мир. В Своем долготерпении и снисхождении Бог позволяет мятежным игнорировать власть Христа, — но однажды они признают, что подчинены Ему. Он — Тот, кто в конечном счете руководит всеми, сейчас и навеки.

Во-вторых, жене глава — муж. Принцип подчинения и власти относится ко всем мужчинам и ко всем женщинам, не только к мужьям и женам. Этот принцип распространяется за пределы семьи на все сферы общества. Это — основной порядок творения, как Павел объясняет ниже (ст. 8-9). Именно так Бог и создал человека. Бог задумал и создал человечество; именно так Он создал нас.

По-видимому, большинство мирских причуд и ложных представлений в конце концов находят свой путь в церковь. Мирские христиане постоянно стараются оправдать свою приверженность миру, и, если возможно, на основе Писания. Христианские феминистки ссылаются на такие отрывки Библии, как 3:28 из послания к Галатам («нет мужского пола, ни женского») и 3:7 из 1 послания Петра («оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни»). Эти и сходные отрывки они приводят, чтобы опровергнуть представление о том, что мужья должны властвовать над своими женами, не говоря уже о том представлении, что женщины должны подчиняться всем мужчинам в целом. Но невозможно поддерживать современный феминизм и одновременно честно истолковывать то, что говорит Павел. Поэтому Павла обвиняют в том, что он — мужской шовинист, который часто отстаивал свои собственные предрассудки, вместо того, чтобы учить Слову Божьему.

Но Павел не делает различия между мужчинами и женщинами до тех пор, пока речь идет о личном достоинстве, способностях, уме, духовности. И как человеческие существа и как христиане, женщины в целом совершенно равны мужчинам в духовном отношении. Некоторые женщины, очевидно, даже превосходят некоторых мужчин в том, что касается способностей, ума, зрелости и духовности.

Бог установил принцип мужской власти и женского подчинения для того, чтобы женщины и мужчины дополняли друг друга, для порядка, а не на основе какого-либо внутреннего превосходства мужчин. Служащий может быть умнее и искуснее своего шефа, но дела фирмы не смогут продвигаться, если не будет необходимого подчинения власти, даже если некоторые из стоящих у власти не обладают теми способностями, которыми им следовало бы обладать. Старейшин и дьяконов надо выбирать среди самых духовных лиц общины, но в церкви могут быть и еще более духовные люди. И все же те, кто не находятся на руководящих позициях, подчиняются тем, кто на этих позициях находятся, именно по той причине, что они действительно духовные личности.

В церкви может быть несколько женщин, которые лучше знают Библию, лучшие богословы и ораторы, чем все мужчины с пастором включительно. Но если эти женщины послушны Божьему порядку, они покоряются мужскому руководству и не пытаются захватить управление церковью в свои руки просто потому, что таков замысел Божий. Жена может быть лучше образована, чем муж, может лучше его знать Писание и быть более зрелой, чем он, в духовном отношении. Но, поскольку она — действительно духовная личность, она добровольно подчинится мужу как главе семьи. В послании к Ефесянам (5:22-33) конкретно описано, какими должны быть правильные отношения между полами. Исайя осудил свое поколение, потому что тогда мужья позволили женщинам править над собою (Ис. 3:12).

И, в-третьих, Христу глава — Бог. Христос неоднократно утверждал, что Он подчинился воле Своего Отца добровольно (Иоан. 4:34; 5:30; 6:38; ср. 1 Кор. 3:23; 15:24-28 и т.п.). Христос никогда, — ни до Своего воплощения, ни во время, ни после него, не был в каком бы то ни было смысле по сути ниже Отца. Но во время Своего воплощения Он добровольно подчинился Отцу, исполняя роль Спасителя и Искупителя. Он с любовью вполне покорился воле Своего Отца, что было актом смиренного послушания, необходимого для исполнения божественной цели.

Павел нераздельно связывает воедино три аспекта этого принципа. Как Христос покорен Отцу, как христиане должны быть покорными Христу, так и жены должны быть покорными мужьям. Вы не можете опровергать одну часть этого принципа, не опровергая заодно и других его частей. Например, вы не можете опровергать принцип подчинения жены мужу, не опровергая и принцип подчинения Христа

Отцу и подчинения верующих Христу. Ясно, что то, что муж — глава жены, означает то же самое, что и Христос — глава мужчины. То есть суверенное руководство требует подчинения, признающего пользу такого любящего руководства.

Власть и покорность в каждом из этих случаев основывается на любви, а не на тирании. Отец послал Христа искупить мир из любви, а не по принуждению; и Сын покорился Отцу из любви, а не по принуждению. Христос любит церковь до такой степени, что умер за нее. И Он руководит церковью с любовью, а не как тиран. В ответ на Его любовь и церковь, в свою очередь, покоряется Ему с любовью. Подобным же образом и мужчины в целом, и мужья в частности, должны осуществлять свою власть с любовью, а не как тираны. Они обладают властью не потому, что достойнее или способнее женщин, но из-за мудрого Божьего предначертания и Его любящей воли. Женщины отвечают на эту любящую власть с любящей покорностью, как это и было задумано (ср. 1 Тим. 2:11-15). Дело тут не в достоинстве или ценности мужчин и женщин, но в задачах, стоящих перед ними, и в той ответственности, которую они несут.

Принцип применяется

«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обрита. Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (11:4-6).

Этот отрывок лучше всего понимать так, что Павел здесь имеет в виду деятельность верующих в том, что касается служения перед Господом и общественного служения, — там, где важно ясное свидетельство.

В самом общем смысле слово молиться означает говорить Богу о людях, и о самих себе включительно, а пророчествовать — это говорить людям о Боге. Одно из этих понятий вертикально (от человека к Богу), а другое — горизонтально (от человека к человеку); оба они являются главными измерениями служения верующего. Павел хочет добиться того, чтобы церковь жила согласно божественным нормам.

Фраза с покрытою головою буквально означает «иметь нечто, свисающее с головы», и обычно употребляется по отношению к покрывалу или вуали. Этот контекст подразумевает, что такой головной убор для мужчины был бы совершенно смехотворным, а для женщины — совершенно нормальным. Это рассматривается как бесчестие, если мужчина поклонялся Богу с покрытой головой.

Когда мужчина молится или пророчествует, не покрывая голову, — является знаком его власти над женою, от которой ожидается, что ее голова будет покрытой во время таких богослужений. Следовательно, для мужчины покрыть голову было бы бесчестием, так как это свидетельствовало бы о том, что он отошел от правильных взаимоотношений между полами. Слова о том, что жена постыжает свою голову, могли относиться и к ее собственной голове в буквальном смысле этого слова, и к голове ее мужа — в переносном.

Однако можно предположить, что некоторые женщины в коринфской церкви не покрывали головы. Из светской истории нам известно, что в римской империи во времена Нового Завета появились различные освободительные и феминистские движения женщин. Часто женщины снимали свои вуали или покрывала и остригали волосы, чтобы выглядеть, как мужчины. Во многом как в наши дни, некоторые женщины требовали, чтобы с ними обращались в точности, как с мужчинами, и нападали на брак и на воспитание детей как на несправедливое ограничение их прав. Они отстаивали свою независимость, покидая мужей и дома, отказываясь заботиться о детях, живя с другими мужчинами, требуя, чтобы им предоставляли такие виды труда, которые традиционно исполнялись мужчинами, нося мужскую одежду и прическу и отказываясь от всех признаков женственности. Похоже, что некоторые из верующих в Коринфе были под влиянием этих движений и в знак протеста против угнетения женщин, и в качестве символа независимости отказывались покрывать голову.

Как и в вопросе с идоложертвенным мясом, в самом по себе ношении или не ношении головного покрывала не было ничего ни правильного, ни неправильного. Что было неправильным — это бунт против предписанных Богом ролей полов, и в Коринфе этот бунт был представлен женщинами с непокрытой головой. То, чему Павел учит в этом отрывке — это принцип подчинения женщин мужчинам, особый признак или символ этого подчинения.

То, что здесь упоминается женщина, молящаяся или пророчествующая, иногда используется как доказательство, что Павел признавал право женщин учить, проповедовать и руководить в церковных богослужениях. Но Павел здесь не упоминает о церкви, о том, что эта молитва или пророчество были связаны с церковным богослужением или с формальным учением, происходившим в церкви. Возможно, он имел в виду молитву или пророчество в общественных местах, скорее, чем во время богослужений церковной общины Такое объяснение соответствовало бы очень ясным указаниям на этот счет, содержащимися в 1 Кор. 14:34 и в первом послании Павла к Тимофею (2:12). В Новом Завете не содержится ограничений для женщин в том, что касается публичного свидетельства, даже когда они свидетельствуют мужчинам. И Новый Завет не запрещает женщинам занимать неруководящие посты в том, что касается молитвы с верующими или за неверующих. Не препятствует Новый Завет женщинам и учить детей или других женщин (ср Тит. 2:3-4; 1 Тим. 5:16). У женщин может быть дар пророчества (например, этим даром обладали четыре дочери Филиппа (Деян. 21:9), но женщины не должны пророчествовать на церковных собраниях, где присутствуют мужчины.

Другими словами, стоит только сопоставить соответствующие отрывки из других посланий Павла, и станет ясно, что он в общем имел в виду. В рамках Божьего откровения и с необходимым чувством покорности женщины могут и молиться, и пророчествовать. И решающим является то, чтобы их манера держать себя при этом отражала Божий порядок. Конечно, женщины не должны восставать против Божьей воли.

Главное для Павла в стихах 4-5 в том, что, когда бы и где бы верующим ни случилось молиться или пророчествовать, им следует делать это, соблюдая необходимую разницу между мужчинами и женщинами. Всякий муж, обращаясь к Господу или говоря от Него, должен делать это как мужчина, и всякая жена, обращаясь к Господу или говоря от Него, должна делать это как женщина. Бог не хочет чтобы различие между полами стиралось.

Для женщины молиться или пророчествовать с непокрытой головой позорно. Это то же самое, как если бы она была обритая. Если женщина снимает свой головной убор, она должна отказаться от своей роли до конца и лишиться также и волос — того знака ее особой роли женщины, который дан ей от Бога. Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется. В те дни только блудница или радикальная феминистка стала бы стричь волосы.

Талмуд указывает, что евреи считали женщину с обритой головой крайне уродливой, а Хризостом записывает, что женщинам, виновным в прелюбодеянии, состригали волосы и считали их блудницами. Аристофан даже учил, что матерям недостойных детей следует брить голову.

Вряд ли какой-нибудь христианке захотелось бы походить на такие не слишком лестные примеры! Однако, и в этом приходится усомниться, когда видишь, в каком виде некоторые из христианок появляются в наши дни в общественных местах, — они выглядят до того по-мирски, как будто специально напрашиваются на те же самые сравнения.

Принцип защищается

«Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; И не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (11:7-10).

Поскольку покрытая голова является знаком подчинения, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия. Мужчина в моральном, умственном и духовном отношении был создан по образу Бога. Он был создан с интеллектом, волей, эмоциями, знаниями и святостью, в ко торой он восстановлен в Иисусе Христе (Еф. 4:24).

Кроме того, мужчина несравненным образом создан для того, чтобы нести образ Бога как руководитель, которому дана сфера суверенности. В этом смысле он также создан для того, чтобы быть славой Бога. Бог дал мужчине господство над всем животным миром, чтобы тот заботился о нем в согласии с Его божественным планом. Мужчине дано руководство над миром. И мужчины, и женщины созданы по образу Бога, но, как Павел указывает в стихе 8, первоначальным созданием «из праха земного» был только Адам (Быт. 2:7). Ева была создана позже из части тела самого Адама (2:21-22). Мужскому полу были даны господство и власть над сотворенным Богом миром, и поэтому мужчина есть слава Бога.

Грехопадение закрепило эти роли даже еще более разительным образом, как указано в книге Бытия: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (3:16). Итак, мужчина должен представлять Бога в том, что касается власти и руководства, и тем самым он — слава Бога. После грехопадения роль мужчины укрепилась. Следовательно, он не должен носить никаких символов подчинения.

Неправильно интерпретируя 34:33-35 из книги Исхода, некоторые раввины в древности учили, что еврейским мужчинам следует покрывать свои головы, когда они молятся, потому что Моисей закрывал лицо в присутствии Божьей славы. Но Моисей носил покрывало в присутствии людей, а не в присутствии Бога. Как Павел объясняет в своем следующем послании в Коринф, Моисей «полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего» (2 Кор. 3:13). Он не хотел, чтобы они видели славу Бога, которую он получил в Божьем присутствии и которая исходила от его лица. Поэтому еврейская традиция, предписывающая мужчинам покрывать голову во время молитвы, это человеческая традиция, а не божественная.

С другой стороны, жена есть слава мужа. Женщина была создана, чтобы мужская власть и мужская воля могли проявиться, так же, как и мужчина был создан, чтобы проявить Божью власть и волю. Женщина — это заместитель правителя, руководящая вместо мужчины или осуществляющая волю мужчины, в точности как мужчина — правитель, замещающий Бога, который правит вместо Него и осуществляет Его волю. Женщина светит не прямым светом — от Бога, а отраженным светом — от мужчины. Если мужчина — это и образ, и слава Бога, то женщина — только образ Бога (Быт. 1:27), а не образ мужчины, и слава мужчины, а не слава Бога. Суть в том, что мужчина показывает, какое изумительное творение Бог может создать из Себя, а женщина показывает, какое изумительное творение Бог может создать из мужчины (Быт. 2:21-22).

Однако в том, что касается спасительной и освящающей благодати, женщина входит в общение с Богом так же глубоко, как и мужчина. Она была наравне с ним создана по образу Бога, и этот образ в ней равным образом восстановлен через веру в Иисуса Христа. Она будет настолько же подобна Иисусу, как и любой мужчина, когда мы увидим нашего Господа лицом к лицу (1 Кор. 13:12), Но, хотя женщина создана вполне по образу Бога, она не является непосредственной славой Бога. Она непосредственно — слава мужчины, косвенное отражение мужской славы Бога. Ее роль в мире — подчиниться управлению мужчины, которому дано божественное господство.

Приводя дальнейший аргумент в пользу этого утверждения, Павел указывает, что не муж от жены, но жена от мужа. Первым был создан Адам, и ему было дано господство над землей, до того, как была создана женщина; и, когда она была создана, она была создана из него. Само ее имя свидетельствует об этом: она была названа «женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:9-23; ср. 1 Тим. 2:11-13).

Женщина была создана не только из мужчины, но и для мужчины. И не муж создан для жены, но жена для мужа. Ни в интеллектуальном, ни в моральном, ни в духовном или функциональном отношении женщина не ниже мужчины. Она несравненно отличается от него. Ее роль в том, чтобы подчиниться мужчине, принять его защиту и заботу, и она должна быть «помощником, подобным ему».

В стихе 10 Павел возвращается к применению этого принципа. Посему жена и должна иметь на голове свой знак власти над нею, для Ангелов. Использование покрывала символизирует божественный и универсальный принцип подчинения женщины мужской власти. Знак власти — по-гречески одно слово (эксоисия) и означает «законная сила» или «власть». Покрытая голова является законной силой женщины, ее правом молиться и почитать Бога, поскольку покрытая голова символизирует ее покорность. Слово символ или знак употребляется потому, что здесь есть очевидная ссылка на покрытие головы, о котором говорится в стихах 4-7. Женщина должна носить такой знак как указание на то, что она подчиняется мужчине.

Основное значение слова Ангелы — это «посланцы». Здесь Павел говорит о святых ангелах, об ангелах, служащих Богу, самая характерная черта которых — это полное и непосредственное послушание Богу. Повсюду в Писании Божьи святые ангелы показаны как создания, имеющие великую силу, но это всегда — сила, полученная свыше и покорная Богу. Сатана и другие ангелы, последовавшие за ним, были сброшены с небес по той самой причине, что они пытались использовать данную им силу для своих собственных, эгоистичных целей и для своей славы, а не для Божией. А святые ангелы, наоборот, представляют собой наивысший образец того, как тварь должна покоряться Творцу. Большой отрывок из послания к Евреям посвящен объяснению того, что Христос выше ангелов и они, добровольно покоряясь, служат Ему (1:4-2-18).

Эти посланцы — Божьи хранители Его церкви, над которой они стоят, как вечные стражи. Женщина должна покрывать свою голову в знак покорности для Ангелов, чтобы эти самые покорные из всех созданий, не были оскорблены непокорностью. Кроме того, ангелы присутствовали при сотворении мира (Иов 38:7), они были очевидцами уникального Божьего замысла о мужчине и женщине, и любое нарушение этого порядка было бы оскорбительно для них. Представление о том, что надо заботиться о реакции ангелов на наше поведение и об их чувствах, можно обнаружить также в Еф. 3:9-10 и у Матф. 18:10. Мидрэш учил, что ангелы — это хранители порядка творения.

Принцип уравновешивается

«Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же — от Бога» (11:11-12).

Если сатана не может добиться того, чтобы мужчины отвергали Божье Слово или не обращали на него внимания, он пытается добиться, чтобы они его неправильно истолковывали и довели до крайностей, которые не соответствуют намерениям Господа. Чтобы мужчины не злоупотребляли своей властью над женщинами, Павел напоминает им о том, что мужчины и женщины равны и взаимно зависят друг от друга. Власть мужчины над женщиной — это переданная власть, власть полученная, данная Богом для того, чтобы использовать ее для Его целей и таким образом, как это угодно Ему. Мужчина — такое же сотворенное существо, как и женщина, не обладающее внутренним превосходством над женщиною: поэтому мужчина не имеет права использовать эту власть эгоистично или деспотически. Мужской шовинизм не находит подтверждения в Библии, как и феминизм, — и тот, и другой извращают Божий замысел.

Церковь вовсе не угнетает женщин. Наоборот, она была их величайшим освободителем. В греческом и римском обществах большинство женщин мало чем отличалось от рабов. Женщины были собственностью своих мужей, которые часто, в прямом смысле этого слова, покупали и продавали их, как им было угодно. В основном из-за этого бесчеловечного обращения с женщинами феминизм в римской империи получил широкое распространение. Во многих еврейских общинах положение женщины было не многим лучше. Развод стал легким и обычным делом, но подавать на развод имели право почти исключительно только мужчины. Некоторые еврейские мужчины считали женщин существами настолько низкими по своему достоинству, что сочинили молитву (ставшую очень популярной), в которой благодарили Бога за то, что они родились не рабами, не язычниками и не женщинами.

Но во Христе все верующие, и мужского, и женского пола, в Господе, и одинаково находятся под Его властью. В Его труде женщины так же важны, как и мужчины. Их роли отличаются по функции и в том, что касается взаимоотношений, но не по важности или духовности. Ни муж без жены, ни жена без мужа. Мужчины и женщины дополняют друг друга во всех сферах жизни, но особенно в Господнем труде они действуют сообща, как единая бригада, созданная по замыслу Бога. Они служат друг другу и друг с другом. В этом смысле «нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Это равенство поддерживается во многих отрывках из Библии. Например, наш Господь хвалил Марию за то, что она слушала богословские рассуждения. Ее внимание к богословию Он ставил выше той работы, которую Марфа исполняла на кухне (Лук. 10:38-42). Кроме того, женщинам даны духовные дары (1 Кор. 12:7-11).

Начиная с древнейшей истории Божьего народа женщины играли жизненно важную роль в Его труде и служении. Псалмист провозглашал, что «провозвестниц великое множество… а сидящая дома делит добычу» (Пс. 68:12-13), указывая на то, что многие из величайших Божьих работников были женщинами. Сразу же после вознесения нашего Господа около ста двадцати верующих, в числе которых были апостолы и некоторые женщины, собрались в горнице для молитвы (Деян. 1:12-15). Вся последняя глава послания к Римлянам состоит из приветствий Павла, обращенных к различным его друзьям в римской церкви, которых он высоко ценил и хвалил. Среди названных им — восемь почтенных женщин. Он начинает эту главу с того, что дает прекрасную рекомендацию Фиве, представляя ее как «сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской». Апостол просит: «Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим. 16:1-2). Среди многих других трудов Фивы была и ее помощь апостолу. Мария, мать Иоанна, называемого Марком, открыла двери своего дома, сделав его местом встреч для иерусалимских верующих (Деян. 12:12), а Лидия сделала то же самое для верующих в Филиппах (Деян. 16:40). Когда Аполлос, «муж красноречивый и сведущий в Писаниях», начал проповедовать в Эфесе, и Акила, и его жена Прискилла «приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:24-26).

Во многие эпохи и во многих местах именно женщины заботились о том, чтобы церковь оставалась живой; не имея при этом никакой или почти никакой поддержки от мужчин. Многие области, охваченные миссионерской работой, не существовали бы вообще, если бы не избранные Богом женщины. Церковь без благочестивых женщин не может быть сильной и действенной церковью. Мужская власть не делает мужчину независимым от женщины, как и ее подчиненность мужчине не ставит ее в положение, в котором она одна была бы зависимой от него. Ни он, ни она не являются независимыми. Они взаимозависимы.

Бог создал обоих — и мужчину, и женщину. Первая женщина была создана из ребра мужчины, но с того времени каждый мужчина создавался через женщину. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену. И что самое важное, что все от Бога. Мужчины и женщины исполняют различные роли, но обладают одинаковой важностью. В ном — мудрая и великодушная Божья гармония, равновесие: разница в исполняемых ролях при равенстве в том, что касается природы, личности, труда и духа. Бог создал обоих для Своих славных целей.

Женщины не должны быть учителями мужчин. Однако, обычно именно женщины оказывают самое большое влияние на формирование характера мужчины. То, что женщины вынашивают и питают детей, делает невозможным представление о том, что они могли бы быть существами более низкими по своему положению, чем мужчины (I Тим. 2:15). Женщины-матери играют уникальную, незаменимую роль в воспитании и развитии мальчиков — будущих мужчин. Начиная от зачатия и до того, как он станет взрослым, мужчина зависит от матери, которая несравненным и чудесным образом формирует его характер. А когда он становится взрослым, независимо от того, остается ли одиноким или женится, он зависим от женщин гораздо более, чем готов это признать. В браке мужчины не могут быть верны Господу, если они не признают свою зависимость от женщины с любовью и готовностью. Исполняя Божий труд, мужчины не могут быть верны Ему, если они не зависят от тех женщин, которым Бог дал нести ответственность в Своей церкви. Мужчины и женщины в совершенстве дополняют друг друга: один — глава, руководитель, снабжающий всем необходимым, а другая -помощник, товарищ, оказывающий поддержку.

Ответ на изложенный принцип

«Рассудите сама, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него, Но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (11:13-16).

В этих стихах Павел просит коринфян на минуту забыть о его апостольском авторитете. Рассудите сами, говорит он им. Принцип власти и подчинения не только дан Богом в Его Божественном откровении, но и самоочевиден из рассмотрения самого Его творения. Предписание жене носить головной убор в знак ее покорности мужу, это отражение естественного порядка вещей. Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него, Но если жена растит волосы, для нее это честь?

Существует много различий между физиологией женщин и физиологией мужчин. Одно из этих различий касается процесса роста волос на голове. Рост волос происходит в трех стадиях: формирование и рост, остановка в росте, когда волосы остаются без изменения, и выпадение волос. Мужской гормон тестостерон ускоряет этот цикл, поэтому мужчины достигают третьей стадии быстрее, чем женщины. Женский гормон эстроген приводит к тому, что женщины дольше остаются на первой стадии, и поэтому их волосы оказываются длиннее, чем волосы мужчин. Женщины реже лысеют, чем мужчины, потому что мало кто из них даже достигает третьей стадии. Эта физиологическая особенность отражена почти во всех мировых культурах, в обычае, согласно которому женщины носят более длинные волосы, чем мужчины.

Слово природа (физис) несет на себе представление и об инстинкте, о внутреннем чутье того, что правильно и нормально. В этих словах Павел взывает к человеческой совести. Павел говорит, что, если мы оглянемся вокруг себя, мы признаем, что, за редкими исключениями, и природа, и человеческий инстинкт подсказывают одно и то же: женским волосам положено быть более длинными, чем мужские волосы, это — нормально и правильно. Красиво уложенные волосы — это честь для женщины, особый дар, данный ей от Бога, чтобы подчеркнуть ее мягкость и нежность. Греческое слово (коме), переведенное как растит волосы, может означать длинные волосы и хорошо сделанную, опрятную прическу.

Сами женские волосы даны ей вместо покрывала. Ее волосы — естественное покрывало или вуаль. Они, а также символическое покрывало, символизируют ее подчиненную роль. И природа, и общий обычай — и то, и другое отражают Божий универсальный принцип мужской власти и женского подчинения. Уникальная красота женщины с честью проявляется в определенной женственности, которая выражается в ношении длинных волос и приверженности определенным женским обычаям.

Не должно быть смешения мужских и женских черт, потому что Бог создал мужчин и женщин разными, и в том, что касается физиологии, и в том, что касается их ролей и взаимоотношений. Бог хочет, чтобы мужчины были мужественными, с ответственностью и любовью господствуя. Он хочет, чтобы женщины были женственными, с ответственностью и любовью покоряясь.

Но в каждую эпоху и почти в каждой церкви, некоторые из верующих в Коринфе не удовлетворялись таким объяснением Божиих путей. Они либо пренебрегали путем Бога, либо хотели изменить его так, чтобы он им подходил. Павел предчувствует возражения таких людей: он знал, что некоторые будут склонны спорить, но он не мог сказать таким людям ничего свыше уже сказанного, ничего, что было бы еще более убедительным.

Суммируя его аргументы, можно отметить следующее: Павел утверждает, что жены должны быть покорными мужьям, из-за тех взаимоотношений, которые существуют между ипостасями Божественной Троицы (ст. 3), из-за того, что таков Божий замысел о мужском и женском поле (ст. 7), из-за того, что таков порядок творения (ст. 8), такова роль женщины (ст. 9), ради соблюдения интересов ангелов (ст. 10) и из-за того, что такова естественная физиология (ст. 13-15). Вот почему он заявляет, что ни Бог, представленный Своими апостолами, ни верная община Его церкви не признает никакого другого принципа и не будет следовать никакому другому типу поведения. Этот аргумент крайне убедителен. «Если вы хотите найти того, кто с сочувствием прислушается к вашим несогласиям, — говорит он, — вы не найдете его ни среди апостолов, ни в церкви. Мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. И апостолы, и другие церкви твердо придерживались обычая, по которому женщины должны были иметь более длинные волосы, чем мужчины, и различимо женственные прически. И в тех странах, где это диктует обычай, они должны носить соответствующие головные уборы, тем самым показывая, что они подчиняются мужскому господству.