Глава 15. Жизнь в любви

Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные, И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как и прилично святым; Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение; Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; Итак не будьте сообщниками их (5:1-7).

В этом отрывке Павел вначале представляет позитивные истины об истинной Божьей любви, а затем негативные истины о сатанинской поддельной любви и о ее последствиях.

Обращение с мольбой

Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные, И живите в любви (5:1-2а).

Павел весьма озабочен вопросом жизни верующего. Он утверждает тот факт, что мы должны вести достойную жизнь (4:1), не поступать как люди этого мира (4:17). Он также призывает нас поступать как чада света (5:8), как мудрые (5:15). В данном стихе апостол умоляет верующих жить так, чтобы повседневное хождение характеризовалось любовью. Каждый верующий постоянно нуждается в возрастании в любви, так как она является исполнением закона (Рим. 13:8-10). По мере возрастания в любви, мы также видим необходимость в ее большем умножении. И ввиду того, что любовь в библейском определении является совершенной противоположностью плоти, то мы всегда нуждаемся в напоминании о ней и в поощрении к любви.

Слово итак относит нас назад к последней части главы 4, особенно к стиху 32. Доброта, сострадание и прощение является характерными чертами Бога, Который есть любовь. Сам Бог отличается безграничной благостью, сострадательностью и всепрощением, и мы достигаем этих добродетелей путем подражания их Источнику. Mimetes подражание — это термин, от которого произошло название «мимический актер», то есть человек, подражающий определенным чертам другой личности. Как подражатели Богу, христиане должны принимать характерные черты Бога, а более всего Его любовь. Вся христианская жизнь является воспроизведением благости, что подмечается в Личности Христа. Спасением человека Бог преследует цель искупить его от греха и уподобить «образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Уподобиться Христу -значит стать совершенным, как совершенен Бог (Матф. 5:48). «Как послушные дети, — говорит нам Петр, — не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, Но по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:14-16; Лев. 11:44). Великая надежда верующих состоит в том, что: «Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (I Иоан. 3:2). Мы можем подражать Его любви, потому что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5).

Когда Александр Македонский в своей армии обнаружил труса, которого тоже звали Александром, то сказал этому воину: «откажись от своей трусости, или откажись от своего имени». Те, кто носят Божье имя, должны подражать Его характеру. Даже в наших ограниченных обстоятельствах существует возможность, по Божьей благодати, отражать, Его сущность.

Чтобы узнать, каким является Бог, мы должны изучать Его Слово, Его откровение о Себе Самом. Его великое раскрытие Себя. Однако, чем больше мы узнаем о Божьем характере, тем больше познаем насколько далеко мы стоим от Него, видя Его высоту и абсолютное совершенство и нашу неспособность исполнить повеление уподобиться Ему, быть таким как Он. Именно поэтому нужно «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке», дабы нам «исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:16, 19). Мы можем подражать Богу только тогда, когда Иисус Христос Господь в Своем совершенстве поселится в нас. Только благодаря Его Духу мы можем стать подобными Ему. Поэтому, мы должны полностью подчинить себя действию и владычественному влиянию Святого Духа, чтобы исполнить наставление Павла, изложенное в Послании к Коринфянам: «Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:14).

Нет ничего противоестественного в том, что дети похожи на своих родителей. Они обладают характером своих родителей и инстинктивно подражают их поведению и поступкам. Через Иисуса Христа Бог даровал нам право быть Его детьми (Иоан. 1:12; Гал. 3:26). Как Павел заявил в начале этого письма, Бог избрал нас, «предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5). Наш Небесный Отец свят — и мы должны быть святы. Он добр — и мы должны быть добры. Он полн прощения — и мы должны прощать. Бог во Христе смирил Себя — и мы должны себя смирять. Бог — есть любовь и, как Его «возлюбленные чада», мы должны жить в любви. Конечно, эта способность не естественная, но сверхъестественная, и она требует новой природы и постоянного проявления силы Святого Духа, действующего в нас посредством послушания Божьему Слову.

Величайшее доказательство любви появилось в незаслуженном прощении нас. Бог засвидетельствовал о Своей великой любви тем, что отдал «Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Божья любовь принесла человеку прощение. Бог возлюбил мир такой великой любовью, что распростер Свое прощение грешному, мятежному, жалкому и отвратительному в своих преступлениях человечеству, послав Своего Сына отдать на кресте жизнь, чтобы люди не увидели вечной смерти. Он предложил миру дар вечного общения с Ним.

В связи с тем, что прощение является высочайшим свидетельством Божьей любви, оно также будет и наиболее убедительным доказательством нашей любви. Любовь всегда будет побуждать нас прощать людей точно так же, как любовь побудила Бога во Христе простить нас (Еф. 4:32). Ничто большее, чем неспособность к прощению, не раскрывает ожесточенного состояния сердца, лишенного любви. Дух непрощения свидетельствует об отсутствии любви (см. 4:31). Напротив же, присутствие прощения всегда доказывает наличие любви, потому что только любовь имеет побуждение и силу к прощению. Наша любовь измеряется способностью к прощению.

И независимо от того, что мог бы совершить против нас другой верующий, нанеся нам ущерб, поступив несправедливо, Христос уже внес плату за тот грех. Независимо от боли, клеветы, гонения, или какого иного вреда, причиненного нам, жертва Христа сильна уплатить за вину их греха. Когда христианин проявляет мстительность против своего брата, или таит этот дух в своем сердце, то он не только грешит тем, что позволяет эгоистической ненависти контролировать им, но и тем, что попирает жертву Христа своим старанием воздавать наказанием за грех, цену которого уже уплатил Господь.

Христос уже внес плату за каждый грех, и мы не имеем права взыскивать за грех любого человека, даже неверующего. Петр считал, что довольно было прощать согрешившему «до семи раз». Но Иисус сказал: «Не говорю тебе «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Матф. 18:22). Во Христе все наши «грехи ради имени Его» (1 Иоан. 2:12); Он простил нам все грехи» (Кол. 2:13) (добавлено выделение). В Нем «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7).

Глубина нашей любви проявляется в размере нашего прощения точно так же, как глубина Божьей любви проявляется в величине Его прощения. «Более же всего, — говорит Петр, -имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4:8). Греческое слово, переведенное как «усердную» относится к мышце, растянутой до предела. Наша любовь должна быть растянутой до предела, чтобы покрыть «множество грехов». Чем больше эта любовь, тем больше грехов она покроет всепрощением.

Глубина нашей любви также измеряется нашим знанием о величине прощенного нам долга вины нашей. Когда Иисус сидел за столом у Симона Фарисея, вошла некая блудница и помазала ноги Иисуса дорогим благовонием, омывая их слезами. Симон вознегодовал на нее за этот поступок и выразил свое разочарование по поводу того, что Иисус разрешил подобной женщине прикоснуться к Нему. Иисус же в ответ привел притчу: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой — пятьдесят, Но как они не имели чем заплатить, он простил им обоим. Скажи же который из них более возлюбил его? Симон отвечал: думаю тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил». Сравнив как Симон и эта женщина отнеслись к Нему, Иисус сказал: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук. 7:36-47).

Симон же, сознавая полностью величину греха в своей жизни, а поэтому не ощущая и необходимости в прощении, не был способен прощать и других людей, особенно тех, кого он считал в моральном и социальном отношении падшими. Непрощение — это уровень самоправедности, точно так же, как прощение свидетельствует об уровне любви. Способность любить, а поэтому и прощать, зависит от сознания величины нашей вины, которую простил нам Бог. Непрощение является также уровнем неверия, потому что тот человек, который не испытывает нужды в прощении, не нуждается и в Боге.

Роберт Филконер рассказывает о случае, имевшем место с ним в одном городе, где он читал в среде бедняков о женщине, омывавшей ноги Иисуса слезами. Во время чтения, он услышал громкое рыдание. Он взглянул и увидел, что плакала худенькая девушка, лицо которой было обезображено оспой. После того, как он произнес слова утешения, чтобы успокоить ее, девушка спросила: «Придет ли опять Тот, Кто простил эту женщину? Я слышала, что Он возвратиться вновь. Но скоро ли?» «Он может придти очень скоро. Но почему ты об этом спрашиваешь?» — спросил ее Филконер. Разразившись опять безутешными рыданиями, девушка проговорила: «А не может ли Он немножко повременить? У меня все еще не такие длинные волосы, чтобы я могла отирать ими Его ноги».

Тот, кто видит величие Божьей любви, проявившейся в прощении множества его грехов, будет и сам проявлять прощение с любовью. Такой человек прощает с любовью, потому что Его Небесный Отец простил с любовью, и он желает подражать Своему Отцу.

Образец

Как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (5:2).

Ребенок часто учится рисовать, копируя через кальку. Чем тщательнее он это делает, тем больше копия имеет сходство с оригиналом.

Образцом для христианской жизни является Сам Христос, Тот, Кто есть образцом жизни каждого верующего. Главная разница между этим равнением на образец и копированием ребенком рисунка под кальку состоит в том, что Христос никогда не перестанет быть нашим образцом на протяжении всей жизни. И мы никогда не сможем достигнуть самостоятельно, сами по себе, мастерства, чтобы проводить жизнь, подобную Его жизни. В действительности же, наша роль состоит не столько в том, чтобы копировать свою жизнь самому по образцу Божьего Сына, как в том, чтобы дать возможность Божьему Духу совершать этот труд. Второе Послание Коринфянам 3:18 выражает эту глубокую истину чудесными словами: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Величайшим благом Христа, которому мы и должны подражать, является Его любовь. Он возлюбил нас и предал Себя за нас. Отдача себя другим -является вершиной agape любви. Библейская любовь — это не приятное ощущение, или доброе чувство по отношению к человеку, но отдача себя самого для блага ближнего (ср. 1 Иоан.3:16). Христос не просто имел глубокое чувство и эмоциональную озабоченность в отношении человечества. Он также не отдал Себя за нас в жертву, потому что мы этого заслуживали (ср. Рим. 5:8, 10). Когда мы были еще грешниками, Он предал Себя за нас, исключительно по причине величайшей, милостивой любви, взяв на Себя наш грех и внеся за нас уплату за него.

Божья, и всякая подобная Его любовь, проявляется потому, что отдает, а не получает. Что же касается любви, обусловленной какими-либо требованиями, то если эти требования не исполняются, то нет и обязательств проявлять эту любовь. Если мы не получаем взамен, то мы и не даем. Но Бог не ставит в Своей любви никаких условий, а повелевает, чтобы мы любили других без каких-либо оговорок. Нам невозможно чем-либо заработать Божью любовь, то ли заслужить ее своими человеческими усилиями или добрыми делами.

Романтическая, эмоциональная любовь между мужем и женой подвержена различным переменам, а иногда и исчезает. Но потеря романтической любви никогда не может служить подходящим поводом для расторжения брака, потому что Бог повелевает мужьям питать любовь к своим женам, любовь agape (Еф. 5:25; 3:19; ср. Тит. 2:4 и т.д.), которую Он имеет по отношению к нам, незаслужившим ее. Эта любовь основывается на сознательном выборе в интересах любимого человека вне зависимости от эмоций, привлекательности или заслуги. Романтическая любовь обогащает и украшает взаимоотношения между мужем и женой, но связывающая сила, скрепляющая христианский брак — это Божий вид любви, любовь, проявляющая себя потому, что заключаете себе сущность Божественного естества. Там, где имеет место жертвенная любовь сознательного выбора, там также пребывает и любовь близости, чувства и дружба — philia.

Бог любил нас уже тогда, когда мы были еще грешниками и враждовали против Него; и Он продолжает любить нас, как верующих, хотя мы и продолжаем согрешать и терпеть неудачу в достижении Его совершенства и славы. Он любит нас, когда мы забываем Его, непослушны Ему и отрекаемся от Него, когда мы не отвечаем любовью на Его любовь, когда мы огорчаем Его Святого Духа. Когда Иисус говорил: «Сохраняйте себя в любви Божией», то Он указывал на ответственность пребывать в таком состоянии, где Божественная любовь излила свое благословение.

Те, кто получили чрез Иисуса Христа, Божественную природу, призваны любить так, как любит Бог. Во Христе мы имеем теперь природу, чтобы любить, так же как Божья природа исполнена любви; Его сущность теперь стала нашей сущностью, нашей внутренней природой. Для христианина не любить, значит, жить вопреки своей собственной природе, а также вопреки Божией.

Поэтому, отсутствие любви — это нечто большее чем неудача или недостаток. Это — грех, умышленное непослушание Божьему повелению и пренебрежение Его примером любить, как любит Бог — значит любить потому, что Бог любит. И мы должны поэтому «подражать Богу как чада возлюбленные», потому что Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу.

Божья любовь не только прощает грешников и носит безусловный характер, но также отличается и жертвенностью. Поэтому, любить Божьей любовью — значит проявить жертвенную любовь, отдавая себя, как и Он предал Себя.

Христианин должен простирать свою любовь к каждому человеку, как свершающему, так и неверующему. Если Божья любовь распространяется даже на Его врагов, то как мы можем отказаться любить наших врагов? Если Он любит совершенной любовью Своих несовершенных детей, то как мы можем не любить своих братьев и сестер по вере, сами будучи также несовершенны? И, если Божественная любовь побудила Христа принести Себя в жертву за недостойных и неблагодарных грешников, то как мы можем не посвящать себя во Имя Его спасению окружающих нас людей, запятнаных грехом, как верующих, так и неверующих?

Незадолго до того, как Христос был предан и взят под стражу, Он собрался со Своими учениками на вечерю. Там за столом, ученики затеяли между собой спор, кто из них больший. Перед Господом лежал путь крайнего унижения и страдания, а они были всецело заняты собой, думая о своем положении, высоте и славе. В тот момент, когда Господь больше всего нуждался в их поддержке, подкреплении и утешении они поступали, так, как будто Он не был с ними вместе. Они были заняты только собой (Лук. 22:24).

Именно в тот вечер Иисус взял умывальницу и стал омывать их ноги, что обычно выполнял самый низкий из рабов. Несмотря на их бесчувственное безразличие к Его предстоящему страданию и смерти, Иисус смиренно, с духом прощения, полный жертвенной любви, явил им служение Свое. Окончив омывать им ноги, Он возвратился к вечере: «сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Иоан. 13:12-16). Позже Он повелел им любить друг друга, как и Он возлюбил их (Иоан. 13:34-35).

Предание Христа Себя за нас в приношение в жертву Богу было для Небесного Отца благоухание приятное, потому что эта жертва в самой законченной и полной форме продемонстрировала Божью любовь. Слова «за нас» указывают на личное выражение любви по отношению ко всем верующим. (Но это не ограничивает распространение искупления только кругом верующих, что ясно отмечается в других местах Писания. См. Иоан. 1:29; 3:15-16; Рим. 10:13; 2 Кор. 5:14; 1 Тим. 2:4, 6; 4:10; 2 Пет. 2:1; 1 Иоан. 2:2; 4:14).

В первых пяти главах книга Левит описываются пять жертвоприношений, которые Бог повелел совершать израильтянам. Первые три — это всесожжение, хлебное приношение и мирная жертва. Всесожжение (Лев. 1:1-17) символизирует полное посвящение Христа Своему Отцу и предание Своей жизни, чтобы проявить Свое послушание Отцу, угождая Ему. Хлебное приношение (Лев. 2:1-16) изображает совершенство Христа, а мирная жертва (Лев. 3:1-17; 4:27-31) — Его примирение человека с Богом. Все эти жертвоприношения со всей убедительностью свидетельствуют о том, что угодно в Божьих очах. И каждое из них, по выражению Писания, являлось «благоуханием, приятным Господу» (Лев. 1:9, 13, 17; 2:2, 9, 12; 3:5, 16). Послание к Фессалоникийцам 4:18 объясняет, что благоухание означает жертву «приятную, благоугодную Богу». Но два других приношения — грех (Лев. 4:1-26, 32-35) и согрешение, или нарушение Божьего постановления (Лев. 1-19) — были отвратительны в Божьих очах, потому что, хотя они и изображают Христа, но показывают Его берущим на Себя грехи всего человечества. И отец отвратился от Своего Сына, когда «незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21), и Христос тогда возопил со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27:46).

Пока все грехи тяготели на Христе, Бог не мог на Него взирать с радостью и довольством. Но после того, как Бог воскресил Христа из мертвых, та жертва, которая отождествила Его со грехом, стала приношением, победившим грех. Тот грех, который вызвал смерть Христа, был умерщвлен сам, и этот великий акт любви был Богу благоуханием приятным. И это приятное благоухание распространяет свой аромат на всех живущих на земле, тех, кто подойдет под благодать этого жертвоприношения, и будет возноситься, и пребудет на небесах вовеки веков и навсегда. Наша жизнь должна быть угодной Богу во всех ее аспектах (ср. 2 Кор. 2:14-16).

Порочность

А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение (5:3-4).

Сатана во всем подражает Богу, пуская в ход свою фальшивую подделку. Там, где Бог утверждает истинную любовь, он вызывает поддельную, искусственную. Эта любовь является характерной чертой детей сатаны, тех, кто от мира сего; так же, как и истинная любовь характеризует Божьих детей, граждан небесного царства.

В противоположность Божественной, жертвенной и всепрощающей любви, мирская любовь отличается эгоистичностью и похотливостью, исканием своего. Она проявляется потому, что объект любви привлекателен, приятен, вызывает удовлетворение и отвечает признательностью, взаимностью, производит желаемые чувства и готов к какому-то вознаграждению. Она всегда основывается на удовлетворении своих нужд, желаний и восполнении ожидаемых результатов. Мирская любовь — это взаимнообязывающее чувство, которое мало дает, в ожидании получения многого взамен. Говоря о подобной любви, Иисус сказал: «Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же самое ли делают и мытари?» (Матф. 5:46).

Мир заявляет о том, что нуждается в любви; и любовь проповедуют и превозносят на каждом углу. Особенно усиленно расхваливается романтическая любовь. Песни, романы, кинофильмы и телевизионные программы постоянно выдают эмоциональное вожделение за истинную любовь. Поиски «совершенной любви» и мечты о ней — изображаются в качестве конечной цели человеческого существования.

И отнюдь не удивительно, что подобные искаженные поиски такой любви неизбежно приводят к блуду и нечистоте, потому что это чувство отличается эгоистичными устремлениями и разрушительностью, представляя собой обманную подделку Божьей любви. Она всегда основывается на определенных условиях, вращаясь вокруг своих интересов. Для нее не представляет никакого интереса приверженность и обязательство, но только самоудовлетворенность. Она ничего не дает, но стремится только получать. У нее нет будущего, потому что такая любовь преследует цель использовать в своих интересах, а не послужить другому и не оказать ему помощь. Она прекращается тогда, когда объект любви уже не приносит удовлетворения, или когда он или она увлекутся кем-либо еще.

Porneia (блуд) — относится к греху блудодеяния, а этот грех враждует против Бога и Его любви. Этот термин представляет антоним слову enkrateia, что передает значение воздержание, особенно в отношении блуда. Когда Павел завел беседу с Феликсом и его женой Друзиллой и «говорил о правде, о воздержании и будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян. 24:24-25). Феликс похитил Друзиллу у ее бывшего мужа и жил с ней, таким образом, в грехе прелюбодеяния. Воздержание, о котором говорил Павел, относилось к похоти плоти, и Феликс это понял. К правителю было обращено слово, что он живет не по законам Божьей праведности, поступая своевольно и отказываясь контролировать свое плотское желание, он подлежит Божьему суду.

Потеря воздержания ведет к его противоположности, что носит название блуда и нечистоты. Akalharsia нечистота — это более общий термин, чем porncia и может иметь отношение ко всякой непристойности и грязи в целом. Иисус употреблял это слово при описании гниения разлагавшихся мертвецов в гробах (Матф. 23:27). Остальные десять раз это слово употреблялось в Новом Завете при упоминании греха плоти, блуда. Оно относилось к нечистым помыслам, страстям, представлениям, мечтаниям и ко всем другим формам блуда и порочности.

Современное безумие в форме блуда проникло даже в церковь. Влияние порочного мира оказалось настолько сильным, а церковь перед лицом этого натиска настолько слабой и непрозорливой, что многие христиане убеждены, что все формы плотской нечистоты и блуда покрыты Божьей благодатию, или могут считаться оправданными в моральном отношении, если совершаются из благих побуждений, особенно, если можно перевернуть в подкрепление своему убеждению какой-либо стих Писания. Но блуд и нечистота остаются тем, что они есть на самом деле, и их нельзя ни оправдать, ни видоизменить, представив в лучшем свете. Это — зло, преступление против Святого Бога и Любящего Спасителя. В 1 Коринфянам 5:1-5 и 6:13-20 Павел показывает, что для блуда и нечистоты нет места в христианской жизни.

Как мы уже упоминали при рассмотрении Ефесянам 4:19 любостяжание неразрывно связано с нечистотой. Всякая форма блуда является выражением своеволия, самоудовлетворенности и эгоистичности любостяжания. Эта черта по своей сущности противоположна любви, которая проявляет себя в самоотдаче. Блуд и нечистота представляют формы любостяжания в сфере плотского греха. Они являются наглядным примером половой несдержанности и ненасытности и выражают поддельную, фальшивую любовь (которая в действительности есть ненависть, так как любовь чиста по отношению к другим людям, и не ищет своего). Эта, так называемая любовь, представляется как нечто прекрасное, удовлетворяющее и доброе. Подобные грехи плоти кажутся настолько привлекательными и многообещающими, что оставляются супруги, забрасываются дети, разрушаются семьи и забываются друзья — и все это для достижения предмета своего вожделения, во имя, так называемой, любви.

В связи с тем, что человеческие существа обладают сильной склонностью к плотским побуждениям, грехи плоти оказывают на человека могущественное влияние и могут привести ко всевозможным извращениям. Если им дать свободу, то они приведут к полной бесчувственности и безразличию к чувствам и благополучию других людей, к ужасной жестокости, а зачастую и к убийству, о чем свидетельствуют ежедневные газеты.

Поэтому грехи блуда и всякой нечистоты и любостяжания не должны даже именоваться у христиан, как прилично святым. Эти грехи нельзя никоим образом оправдать, и им не должно быть места. Значение слова святые — «освященные» и те, кто освящены, не имеет ничего общего с нечистотой.

Павел продолжает свое предупреждение против извращения любви, приводя множество взаимосвязанных грехов, которые временами запятнывают каждого верующего. Христиане не только должны никогда не участвовать в каких-либо грехах блудодеяния, но также избегать сквернословия и пустословия и смехотворства.

Сквернословие имеет отношение к непристойности в целом, к Любому разговору, который унижает и бесчестит человеческое достоинство. Это слово является однокоренным, родственным слову «стыдно» в стихе 12, где Павел говорит, что подобные грехи не должны даже упоминаться, не говоря уже о том, чтобы участвовать в них. Это термин близок по значению к слову «сквернословие, злоречие» в Галатам 3:8.

Morologia пустословие можно встретить только в данном месте Писания. Это слово является производным от moros (что означает тупой, или глупый) и lego (говорить). Это — бессмыслица, которая свойственна только людям с низким интеллектом. Иногда этот термин употребляется при упоминании низкопробной непристойности и глупости, исходящей из уст пьяницы или бродяги. Он демонстрирует мирскую нечистоту в речи.

Eutrapelia смехотворство относится к разговору, который является более целенаправленным и определенным по своему характеру. Этот термин имеет значение извращения, сказанного и сделанного вне зависимости от реального смысла высказывания и придания ему оттенка непристойности или неприличия. Это — грязная речь человека, который использует каждое слово и обстоятельство для выявления своего бесстыдного острословия. Это словарный запас конферансье, у которого всегда наготове бесстыдные выпады против другого человека. Но низкопробное сквернословие и смехотворство «высокого» пошиба — это непристойности, исходящие из того же сердца, преданного моральной нечистоте.

Принимая во внимание ясный характер учения Божьего Слова, довольно странно, что многие христиане не только обсуждают, но и шутят без ограничения по поводу почти любой формы интимной близости, нечистоты и извращения. Но Божье повеленье предельно ясно: также сквернословие и пустословие и смехотворство неприличны.

Уста верующих вместо сквернословия и нечистоты, должны возносить благодарение. Благодарение — это выражение бескорыстия. Эгоист, лишенный любви, не благодарит, потому что считает себя достойным полученных благ. Бескорыстный человек, исполненный любовью, напротив же, настраивает свою жизнь, заботясь о нуждах других людей. И все добро, полученное им от Бога и людей, он почитает как незаслуженный дар и милость. Он всегда исполнен благодарности, потому что имеет дух любви и милосердия. Вместо того, чтобы извратить невинную речь и придать ей непристойный характер, он старается поверрнуть нечистое, напротив в другое русло, чтобы оно устремилось в сторону святости и праведности. Он имеет благодарное сердце, потому что святая жизнь исполняет человека довольствием; и в благодарном человеке окружающие люди примечают любовь к Богу.

Если христиане и пользуются известностью, то эта известность должна касаться любви, выражаемой ими по отношению к Богу и ближнему, и своей непрестанной благодарностью (ср. 1 Фес. 5:18, где ясно высказывается повеление: «За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе»).

Наказание

Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; Итак не будьте сообщниками их (Еф. 5:5-7).

Совершенно ясно, что Павел заново формирует истину, преподанную им ефесянам множество раз во время его пасторского служения в их среде, и, несомненно, утвержденную и другими служителями. Итак знайте, говорил он. В их разуме не должно быть ни сомнения, ни неопределенности по поводу того, что он им собирается сказать, потому что они уже знали эту истину.

Бог не терпит греха, и извращенная любовь ведет к наказанию. В Его царстве нет места греху, а также нет места и в семье Его детей. Слова блудник, нечистый, любостяжатель, являются производными от блуд, нечистота, любостяжание (стих 3). Любостяжание — это форма идолопоклонства. Посему, любостяжатель — это не просто эгоистичный и аморальный человек, но идолопоклонник, идолослужитель (ср. Кол. 3:5).

Павел со всей строгостью заявляет, что те, кто являются причастниками подобных грехов, перечисленных в стихах 3 и 4, не будут иметь наследия в Царстве Христа и Бога. Ни один человек, который строит свою жизнь по образу блуда, нечистоты и любостяжания, не может участвовать в Божьем Царстве, потому что он не принадлежит Ему. Эти качества противоречат истинам, изложенным в шестой главе Римлянам и второй Коринфянам 5:17, а также наставлению, содержащемуся в 1 Иоанна относительно характерных черт верующих. Описанная здесь жизнь свидетельствует о греховной, невозрожденной природе человека, вне зависимости от утверждений самого человека о своих взаимоотношениях со Христом. Божий дети имеют и Божию природу, а человек, избравший грех своим образом жизни, тем самым доказывает, что не рожден от Бога (1 Иоан. 3:9-10). Царство Христа и Бога относится к сфере спасения, к общению искупленных и к месту вечной славы. Царство, — это правление и владычество Христа и Бога, что включает настоящую церковь, будущее Тысячелетнее Царство и вечное состояние во славе.

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, Научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2:11-12). Каждый человек, получивший спасение, является, таким образом, участником славного Царства Христа и Бога. Дух Святой и свойство новой природы побуждают человека оставить грех и стремиться к праведности. Тот же человек, образ жизни которого не отражает данную ориентацию, не может считать Бога своим Отцом, а Царство Христа и Бога своим наследием.

Те же христиане, которые уверяют кого-либо в спасении, не имея библейского основания для подобного заверения, идут по пути опасного заблуждения. В своем первом послании церкви в Коринфе, Павел приводит еще более подробное перечисление грехов, говоря о том, что занимающиеся ими, не получили спасения и не имеют части в Боге. «Или не знаете, что неправедные Царствия Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Подобные грехи чужды природе Божиих детей (ср. Гал. 5:17-21).для аналогичного рассмотрения. Божий приговор гласит, что чтобы там ни заявляли люди, жизнь, характеризующаяся подобными грехами, предназначена для вечного адского наказания.

Люди будут пытаться опровергнуть данное положение, но Павел предупреждает, чтобы не слушать их. Никто да не обольщает вас пустыми словами, говоря, что можно грешить и Бог не отвергает не расхаянных грешников от Царства Своего. Пустые слова — исполнены заблуждения, лишены истины и поэтому не являются священными.

За это, то есть за перечисленные Здесь грехи и ложь пустых слов, приходит гнев Божий на сынов противления (см. также 2:2), потому что их природа характеризуется непокорностью Богу и они являются «чадами гнева» (2:3; ср. 2 Фес. 1:8-10), предназначенными Кошм на осуждение.

Бог являет Свое отношение к извращенной любви и блуду в Числах 25:1-9, где израильтяне блудодействовали с Моавитянами и Бог поразил из них 24.000. Его отношение к блуду не переменилось, и извращенная любовь привлекает Божий гнев точно так же, как освещенный город — бомбардировщиков неприятеля.

В заключительном предостережении Павел говорит: «Итак не будьте сообщниками их. «Не участвуйте вместе с миром в его грехах — говорит он. — Не будьте соучастниками с ним в его неправедности и зле. Присоединитесь ко Христу в праведности. Не подражайте миру, но Богу, как чада возлюбленные» (ст. 1).