Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — Ефесянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 23938 Все тексты автора Джон МакАртур
Глава 14. Принципы новой жизни
Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; И не давайте места диаволу. Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (4:25-32).
Единственно надежное свидетельство, доказывающее спасение человека, состоит не в прошедшем переживании принятия Христа, а в настоящей жизни, отражающей Его. «Кто говорит: и я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Иоан. 2:4). Новое творение ведет себя соответственным образом. Бог не превращает верующих постепенно в новые существа, верующими являются те люди, кого Он уже сделал новыми творениями. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Этой теме Павел посвящает послание к Римлянам, глава 6, где подробно описывает «обновленную жизнь» верующего человека (ст. 4 ср. 7:6).
Павел только что продемонстрировал (ст. 17-24), что верующие знают: спасение — это совлечение с себя «ветхого человека» и облечение в «нового человека» (Еф. 4:22,24). Христиане — это не роботы, автоматически реагирующие на Божественные импульсы. Хотя Бог по Своему высочайшему плану и сделал нас новым творением, Он также повелевает нам силою Святого Духа усмирять и порабощать свое греховное тело (1 Кор. 9:27), нашу греховную природу, все еще обитающую в нас, и жить как новому творению в послушании Христу, нашему новому Господину. Интересно отметить, что здесь наблюдается некоторый парадокс, заключающийся в том, что одновременно при этом действует Божья сила, а также человеческая воля и усилие. Верный христианин положительно откликается на Божьи могущественные призывы и повеления.
Показав верующим их положение во Христе и их состояние (гл. 1-3), Павел вначале дает общее наставление относительно практического осуществления земного хождения в обновленной жизни (4:1-24), а затем, в остальной части послания продолжает подробно развивать свою мысль относительно этого хождения. В 4:25-32 его повеления отражают несколько противопоставлений, касающихся новой и старой жизни. На основании своей обновленной жизни верующие должны перестать лгать, а говорить истину, перейти от неправедного гнева к праведному, от воровства к оказанию помощи нуждающимся, от гнилых слов к наставлению, и от естественных пороков к сверхъестественным добродетелям.
От лжи к истине
Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (4:25).
Второе посему этой главы (см. ст. 17) представляет ожидаемый отклик на общее описание новой жизни во Христе, содержащееся в стихах 20-24, и раскрывает первое специфическое повеление в отношении этого обновленного хождения.
Лжецы не наследуют Божие царство. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая» (Отк. 21:8 ср. 1 Кор. 6:9). Верующий может впасть в ложь, точно так же, как и в другой грех, но, если вся его жизнь является непрестанным потоком лжи, исходящей из сердца в стремлении обмануть, на основании Библии он ничего не имеет общего с христианством. Тот, кто постоянно лжет в своем повседневном хождении, показывает тем «самым, что он не Божье чадо, и отец его сатана (Иоан. 8:44). Сатана распространяет ложь о Боге, о Христе, о жизни, смерти, рае, аде, о Писании, добре и зле, — обо всем. Каждая религиозная система, помимо христианства, основана на различных аспектах лжи сатаны. Даже те скудные и ограниченные истины, которые можно найти в человеческих религиях, представляют собой хитроумные ухищрения сатаны с целью ввести в обман и заблуждение.
Со времен грехопадения, ложь представляла собой характерную черту невозрожденного человечества. Наше общество сегодня настолько основывается на лжи, что если бы вдруг оно обратилось к истине, то рухнул бы весь наш образ жизни. Если бы мировые лидеры стали говорить только правду, то в результате бы неизбежно разразилась третья мировая война. Такое нагромождение лжи и такое большое число организаций, предприятий, экономик, социальных устройств, правительств и договоров основано на этой лжи, что мировая система пришла бы в совершенный упадок и развалилась, если бы вдруг ложь была устранена и прекратила свое действие. Враждебность и злоба не знали бы границ, наступила бы невообразимая сумятица.
Ложь подразумевает не только явную неправду. Она также включает преувеличение и прибавление неправды к начальной истине. Один христианин был хорошо известен благодаря своему могущественному и волнующему свидетельству. Но это свидетельство прекратилось по прошествии нескольких лет. Когда его спросили, почему это произошло, то этот брат ответил с прямотой и правдивостью: «В течение ряда лет я так много приукрашал свое повествование, что теперь уже и не знаю, что является истиной, а что неправдой».
Списывание и подсказки в школе — это тоже своего рода неправда и ложь. Неразумные обещания, раскрытие секретов доверившихся тебе людей, лесть и отговорки, предлоги — все это разные виды лжи.
Христианин должен отстраняться от всякой лжи и не принимать в ней участия. Он должен отвергнуть ложь, характерной чертой его должна быть правда, потому что ложь — несовместима с его новой природой и является неприемлемым качеством для нового Господа и Господина. Apotithemi — переведенное как «отвергнувши», означает забраковать, совлечь, выбросить и тому подобное. Именно этот термин употребил Лука, говоря о начальствующих иудеях в Иерусалиме, которые побивая Стефана камнями, «положили свои одежды у ног юноши, именем Савла» (Деян. 7:58). Они положили или отложили в сторону свои одежды, чтобы можно было легче совершать злодеяние. Христианин же откладывает ложь, чтобы свободно и беспрепятственно выполнять Господний труд праведности.
Приводя выдержку из Захарии 8:16, Напел переходит от негативного запрещения к позитивному повелению, гласящему: «говорите истину каждый ближнему своему». Сам Христос является «путем, истиной и жизнью» (Иоан. 14:6); Святой-Дух представляет Собой «Духа Истины» (14:17), а Божье Слово — это «истина» (17:17). Становясь в ряды верующих, человек выходит из сферы владычества лжи и вступает в царство правды. Поэтому любая форма лжи полностью несовместима с его новым человеком.
Следует сказать, что говорить истину, совсем не означает «выкладывать себя наизнанку», высказывая все, что мы знаем. Правда не идет вразрез с хранением чужих секретов, или еще чего-либо, что мы должны держать втайне.
Поэтому все наши высказывания должны отличаться несомненной истинностью; и сокрывание информации с намерением ввести в обман и заблуждение — это своего рода ложь и неправда. Но правдивость, однако, не требует высказывания всего, что нам известно, не заботясь о последствии такого признания. Она также не требует того, чтобы мы открыто признались в своей неприязности, сомнениях и негодовании тем людям, кого мы недолюбливаем. Это своего рода философия псевдоправдивости, которая пропагандируется психологией Фрейда и другими учеными философами. Как христиане, мы должны проявлять озабоченность в том, чтобы Бог помог нам удалить эти недобрые чувства и освободиться от них, а не бессмысленно выражать их в качестве попытки самооправдания, иди в ложной надежде, что каким-либо образом можно благодаря этому освободиться от своей неприязни и наладить отношения, которые были нарушены в связи с этими недобрыми чувствами. Прямо заявить о том, что мы не отличаемся совершенством и не свободны от греха, как это сделал Павел (Рим. 7:15-25; Фил. 4:12-14 и т.д.) — это одно, а обнародовать с подробностью все детали нашего греха — это совершенно иное.
Божья экономика базируется на истине, и Его народ — как отдельные верующие, так и вся церковь в общем, не могут быть орудиями, пригодными для Его труда, если они не живут по истине. Мы должны, обязаны говорить истину каждому ближнему своему; потому, что мы члены другу другу. Слово ближний поясняется фразой друг другу и означает своих по вере, других христиан. Мы должны говорить истину каждому человеку в любой ситуации, но особенно другим верующим, потому что мы каждый по отдельности члены в Теле Христа, Церкви, являясь членами друг другу.
Наши физические тела не могут нормально функционировать, если каждый член не соотносится с другими соответственным образом. Если наш мозг вдруг начал бы посылать ложные сигналы ногам, то мы бы стали спотыкаться, или пошли бы прямо под движущийся грузовик вместо того, чтобы остановиться на краю тротуара. Если он неправильно сообщал бы информацию о температуре, то мы погибли бы от холода, ощущая тепло, или сожгли бы свою кожу в горячем душе, чувствуя холод. Если бы глаза решили посылать мозгу ложные сигналы, то опасный поворот на скоростной дороге мог бы показаться безопасным и прямым — в результате произошла бы авария. Если бы нервы на руках и ногах не сообщали мозгу о повреждениях, то наша нога могла бы быть размозжена, или пальцы обожжены, а мы бы об этом и не знали. Таким образом, может быть серьезная опасность от проказы, травмы, болезни и других повреждений, которые разрушают тело, только потому, что нервы не посылают тревожных болевых сигналов.
Церковь не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность, если ее члены скрывают друг от друга правду, или не сотрудничают совместно с искренностью и любовью, мы не можем эффективно служить друг другу, или трудиться друг с другом, если не говорим «истинною любовью» (Еф. 4:15), Особенно в среде своих по вере.
От неправедного гнева к праведному
Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; И не давайте места диаволу» (4:27)
Parorgismos (гнев) — это не мгновенная вспышка кипящего раздражения, или внутреннее негодование, а глубоко укоренившееся убеждение. Как видно в этом отрывке, Новый Завет может представлять эмоции, как положительное и отрицательное явление, в зависимости от цели и побуждения.
Павел высказывает повеление, гневаясь, (от orgizo) в то же время не согрешать. В данном утверждении он, возможно, оправдывает праведное негодование, гнев на то, что совершается против Личности Господа, или вопреки Его воле и плану. Это — гнев Господнего народа, который ненавидит зло (Пс. 68:9). Это — гнев негодования по поводу несправедливости, аморальности и всякого рода нечистоты. Это — гнев, о котором в одном из своих писем упоминал великий английский проповедник Ф.У.Робертсон. Когда он однажды встретил одного человека, который пытался вовлечь молодую девушку в разврат, го он настолько впал в гнев, что закусил губу до крови.
Иисус выражал праведный гнев негодуя на жестокосердие фарисеев, воспротивившихся Его исцелению человека с сухой рукой в субботний день (Map. 3:5). Хотя это слово прямо не фигурирует в Евангельском повествовании о событиях, нет никакого сомнения, что этот гнев побудил Иисуса выгнать меновщиков из храма (Матф. 21:12; Иоан. 2:15). Иисус всегда негодовал, когда наносилось поношение Его Отцу, или когда допускалась несправедливость по отношению к людям. Сам же Иисус никогда не проявлял чувства эгоистичного гнева по поводу отношения к Нему. Именно таким является праведный гнев.
Гнев, являющийся грехом, с другой стороны, служит средством самозащиты и проявляется в качестве реакции на несправедливость, направленную против своей особы. Именно этот гнев ведет к убийству и Божьему осуждению (Матф. 5:21-22).
Эгоистичный, необузданный и мстительный гнев является греховным явлением; и не имеет даже временного места в христианской жизни. Но бескорыстный гнев, основанный на любви к Богу, и побуждаемый заботой о пользе других, не только оправдан, но и разрешим.
Но даже праведный гнев может легко перейти в горечь, злобу и самоправедность. В связи с этим, Павел и продолжает далее, говоря, солнце да не зайдет во гневе вашем и не давайте места диаволу. Даже гнев, проявленный из лучших побуждений, может превратиться в ожесточение, и мы поэтому, должны его отложить в конце дня, оставив совсем. Если гнев продолжается далее, то он может привести к мстительности, и, по этой причине, к нарушению принципа, преподанного в Римлянам 12:17-21.
Никому не воздайте злом на зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но давайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его, ибо давая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Вполне вероятно, что стихи 26-27 имеют полное отношение к этому неправедному гневу; и в связи с этим, Павел и дает указание как поступать в таком случае, потому что гнев в одно мгновение может завладеть сердцем верующего, имея к тому же сильную тенденцию расти и умножаться. Поэтому его нужно немедленно пресечь: исповедать, оставить и предать Богу для очищения до окончания дня.
В любом проявлении гнева, праведного или неправедного, если его затаивают в сердце, то человеку может нанести ущерб сатана (2 Кор. 2:11), питая его жалостью к себе, гордостью, самоправедностью, мстительностью., защитой прав и иным видом греха эгоизма и нарушения Божьей святой воли.
От воровства к уделению помощи
Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся (4:28).
Третье повеление Павла, выдвигаемое им, предусматривает крутой поворот от воровства к помощи другим людям.
Никто полностью не свободен от искушения похитить чужое. Многие дети проходят через фазу мышления, что интересно что-нибудь своровать, иногда просто так, без никакой задней мысли. Безусловно, плоть побуждает взять то, что не принадлежит нам, и присвоить его. Ветхий человек имеет в себе склонность к воровству, которое является одной из многих характерных его черт, и устраняется «новым человеком, созданным по Богу» (ст.24). Христианин уже должен впредь не красть. Klepto от которого произошло слово клептомания.
За последние несколько десятилетий воровство в магазинах достигло угрожающих размеров. Большой процент случаев такого воровства совершается работниками этих магазинов. В некоторых больших магазинах третья часть доходов от продажи товаров идет на покрытие потерь, вызванных воровством. Среди различных промышленных предприятий и производств процветает воровство и жульничество разного вида. Та же картина наблюдается и в отношении уплаты налогов, что считается нормальным явлением среди многих людей. Для них воровство — это своего рода игра, при которой захват с поличным вызывает раскаяние или стыд.
Крупные хищения, мелкое воровство, присвоение себе денег, принадлежащих отцу, из ящика комода; невыплата своего долга, удерживание оплаты служащим, или сдачи в магазине, переплаченной продавцом — все это воровство. Воровство может проявляться в самых разнообразных вариантах, и шансы на улучшение в этом занятии могут быть также различны — но все это грех; и воровство вообще не должно иметь места и именоваться в новом хождении человека во Христе.
Альтернативой воровству является труд… чтоб было из чего уделять нуждающемуся. Бог предусмотрел в Своем плане, чтобы каждый человек трудился, кто физически может это делать. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у пас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фес. 3:10-11). Христианин, который не работает, «кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (I Тим. 5:8).
Наш труд должен состоять в полезном занятии, в том, что честно, чисто и приносит добрые плоды. Термин agathos -полезное, указывает на высокое качество и добросовестность, и здесь имеет отношение к труду для прославления Бога. Христианин никогда не должен участвовать в занятии, профессии, труде или предприятии, где требуется идти на компромисс с Божьими принципами, что бесславит Бога, нарушает Его святые повеления, или наносит ущерб другим людям, приводя их в заблуждение.
Делая своими руками полезное — подчеркивает истину, которая является нормой поведения каждого человека, чтобы он сам обеспечивал себя в материальном отношении и даже больше, уделял и тем людям, которые несмотря на свой тяжелый труд, или по причине какого-либо бедствия, или увечия, принадлежат к числу нуждающихся.
И наш труд не только не должен наносить ущерб другим людям, но и совершаться с определенной целью, чтобы было из чего уделять нуждающимся. Желание христианина больше заработать должно иметь цель и более уделить другим людям, помочь им. Обеспечив себя и своих домашних, он еще имеет остаток, из которого должен уделить и другим нуждающимся. Подобно всей жизни христианина, его труд прямым или косвенным образом должен прежде всего быть средством служения Богу и людям.
«Но когда делаешь пир, — говорил Иисус, — зови нищих, увеченных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук. 14:13-14). Посетив верующих в Милите по пути в Иерусалим, Павел высказал свои прощальные слова пресвитерам Ефесской церкви: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:33-35).
От гнилых слов к наставлению
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (4:29-30).
Четвертая перемена в христианской жизни выражается в изложении речи — от высказывания «гнилых» слов к переходу к наставлению. Речь христианина преобразится как и все его существо.
Sapros — гнилой, означает, что-то испорчено, или издает зловоние. Обычно этот термин использовался при упоминании о гнилых фруктах, овощах или иной несвежей пище. Из уст верующего никогда не должны исходить нечистые слова, потому что это полностью противоречит его обновленной жизни. Гнилой язык должен быть так же отвратителен нам, как погнившее яблоко, или протухшее мясо. Плоские шутки, ругательства, анекдоты, вульгарные истории, двусмысленности и другие формы нечистоты не должны сходить с нашего языка. «А теперь — писал Павел Колоссянам, — вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол. 3:8; ср. Еф. 5:4).
Язык весьма трудно обуздывать. Это — «огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим. А язык укротить никто из людей не может; это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:6-8).
Насколько больно было вспомнить Петру о том, что он не только отрекся от своего Господа, но клялся, что не знает Его (Матф. 26:74). Может быть именно поэтому Петр почувствовал побуждение воззвать вместе с Давидом: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3). Только Господь силен контролировать наши уста и охранять их от каждого гнилого слова. Безусловно, язык выражает то, что лежит на сердце. «Ибо от избытка сердца говорят уста» — говорил Иисус (Матф. 12:34; ср. Map. 7:14-23). Нечистые уста происходят по причине нечистого сердца, и Господь очищает наш язык посредством Своего Слова, которое наполняет сердце тем, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Фил. 4:8). Это единственный путь.
Но мы должны не только отказаться от нечистого языка, возбуждающего зло, но и полностью перейти к тому, что чисто, полезно и угодно Богу. Павел здесь упоминает три характерные черты благонравной речи: она служит наставлению, проявляет себя в нужное время и приносит благодать слушающим.
Во-первых, слова христианина являются добрыми для назидания. Наша речь должна служить для помощи, утверждения, ободрения, наставления и вдохновения других людей. Иногда, конечно, она должна служить исправлению, но и это, в свою очередь, носит характер наставления, если совершается в соответствующем духе. Притчи 25:12 увещевает: «Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха». Проповедник Екклесиаст «старался… приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно», а каждое слово, произнесенное мудрым человеком «как иглы и как вбитые гвозди» (Еккл. 12:10-11).
Во-вторых, все, что мы высказываем, должно иметь определенный характер и соответствовать назиданию в вере. Это означает, что не обязательно каждое произносимое нами слово должно быть исполнено великой значимости, но все, что мы говорим, должно всегда соответствовать данной ситуации, конструктивным образом внося свой положительный вклад. Вполне понятно, что мы обязаны упоминать то, что можем нанести какой-нибудь вред, а также вызвать растройство или разочарование слушающего. Некоторые высказывания, хотя они могут быть абсолютно истинны и здравы, лучше оставить при себе. Те люди, которые не много говорят, но обычно высказывают полезное, вызывают восхищение слушающих своей мудростью и добродетельностью. Притчи 25:11 преподает следующее: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично». Притчи 15:23 подтверждает это утверждение, что «радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во время!» И, действительно, «в уста целует, кто отвечает словами верными» (Прит. 24:26).
В-третьих, все, что бы мы ни говорили, должно быть приправлено благодатию, доставлять благодать слушающим. Как уже сказал Павел, зрелый христианин не только говорит истину, но высказывает ее с любовью (ст. 15). Одна истина не всегда может быть полезной, а зачастую и наносит ущерб. Мы спасены благодатью и хранимы ею, поэтому мы должны жить и говорить согласно ей. Благодать совершенным образом характеризует Бога, и таким же образом должна также служить характерной чертой и Его детей.
Благодать всегда сопровождает Иисуса. Исайя говорит о благодати, которой отличалась речь Христа: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтоб Я мог словом подкреплять изнемогающего» (Ис. 50:4). Лука передает запись эффекта, который произвели слова Спасителя по одному случаю: «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходящим из уст Его» (Лук. 4:22). По прошествии же немногого времени те же самые люди, высказавшие эти слова, исполнились ярости и повели Иисуса на край города, и сбросили бы Его со скалы, если бы Он пройдя посреди их, не удалился (ст. 28-30). Но Иисус не утратил духа милости и благодати. Если бы народ признал ту истину, которую Он привел им напамять относительно духовной мятежности и отступничества Израиля, признал бы свою виновность в том же грехе и принял факт излияния Богом Своей Благодати на язычников, то, безусловно, он получил бы наставление и утверждение в истине. Даже напоминание людям об их грехах -доброе дело, если оно совершается с благим намерением и сопровождается в духе любви, потому что до тех пор, пока человек не увидит своих грехов и не раскается в них, он не сможет пережить на личном опыте благодати спасения.
«Слово ваше, — говорил Павел Колоссянам, — (да будет) всегда с благодатью, приправлено солью» (Кол. 4:6). Соль является продуктом, предохраняющим от порчи. Слова христиан, приправленные благодатью, охраняют окружающий мир от разложения. Они также дают силу и утешение тем, кто испытывает какую-либо нужду. Благодать Христа отражается в нас, и Он использует ее в нас для того, чтобы привлечь к ней тех, кто еще не знает Его.
Далее, мы должны удалить нечистоту и гнилые слова из своей речи потому, что, если мы не сделаем этого, то тем самым нанесем оскорбление Святому Духу Божию. Это должно служить для нас могущественным побуждением. Каждый грех наносит Богу боль, но грех в Его детях наносит рану Ero сердцу. Бог глубоко скорбит, когда Его дети упорствуют, не желая оставить свои старые пути и обратиться к новым. Святой Божий Дух проливает слезы, видя христиан, говорящих ложь вместо истины; когда они проявляют вместо праведного, неправедный гнев, вместо того, чтобы уделять из своих средств нуждающимся, они крадут, а вместо ободряющих слов, приправленных благодатью, употребляют негодные слова.
Все, что нарушает Божью волю и святость сердца, будет оскорблять Третье Лицо Святой Троицы. Это оскорбление может привести к угашению Духа (1 Фес. 5:19) и к потере силы и благословения. Следует также отметить, что подобная реакция Святого Духа указывает на сущность Его Личности, что видно в употреблении личных местоимений, относящихся к Нему (ср. Иоан. 14:17; 16:13; и т.д). Его ценность, как Утешителя или Помощника (Иоан. 14:16; 26; 15:26; 16:17) указывает на то, что Он подобен Христу, Кто является Личностью. Святой Дух обладает интеллектом (1 Кор. 2:11), имеет чувства (Рим. 8:27; 15:30) и волю (1 Кор. 2:10), говорит (Деян. 13:2), свидетельствует (Иоан. 15:26), учит (Иоан. 14:26), обличает (Иоан. 16:8-11), возрождает (Иоан. 3:5), ходатайствует (Деян. 8:26), наставляет (Иоан. 16:13), прославляет Христа (Иоан. 16:14) и направляет служение Богу (Деян. 16:6-7).
Данный текст Послания к Ефесянам освящает тот факт, что к Святому Духу можно относиться, как к личности. Его можно искушать (5:9), лгать Ему (Деян. 5:3), противиться (Деян. 7:51), оскорблять (Евр. 10:29) и хулить (Матф. 12:31-32).
Павел в действительности говорит: «Как мы можем делать то, что огорчает Того, Кем мы запечатлены… для искупления удела Его (см. 1:13-14). Святой Дух является Божьей Личной печатью Его Божественного благоволения к нам, доказательством истинности нашей принадлежности Ему. Как мы можем оскорблять Того, Кто является нашим Помощником, Утешителем, Учителем, Ходатаем, Божественным Жителем, обитающим в наших сердцах и Гарантом нашего вечного искупления? Как мы можем так бездушно оскорблять Вечного Божьего Духа благодати, проявляющего к нам такую милость? Он так много сделал для нас, что в знак нашей благодарности, мы не должны Его оскорблять.
Повеление не проявлять неблагодарность к Божественному Духу базируется на том факте, что Он обеспечил наше спасение. Павел не говорит, что мы должны избегать грешить, чтобы держаться за наше спасение, но, напротив, нам нужно вечно благодарить Святого Духа за то, что Он сделал так, что нам невозможно Его потерять.
От естественных пороков к сверхъестественным добродетелам
Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вам (4:31-32).
Человек испытывает естественную приверженность и склонность к греху, а естественная склонность греха состоит в возрастании еще в больший грех. И грех христианина будет умножаться подобно греху неверующего человека, если им дать волю, то наши внутренние грехи — раздражение и ярость, и гнев, в конечном итоге, приведут к внешним грехам крика, злоречия и другим проявлениям злобы.
Раздражение pikria отражает кипящее негодование, постоянное состояние недовольства и ворчливости (см. Деян. 8:23; Евр. 12:15). Именно Дух раздражения вызывает враждебное настроение человека, проявляясь в его желчном и недовольном отношении ко всему. Ярость thumor имеет отношение к волне бушующих чувств, захлестывающих человека в какой-либо момент времени и порожденных ненавистью.
Гнев orge — это глубокое, затаившееся, внутреннее чувство в душе. Крик krauge — повышение голоса или громкий возглас раздора. Он отражает открытую вспышку чувств, что говорит о потере контроля над собой. Злоречие blasphenua — это бесславие другого человека по причине не сердечного расположения. Затем Павел прибавляет злобу kakia — общий термин, обозначающий зло, которое является корнем всех пороков. Он говорит, что все это да будет удалено от вас.
Эти все грехи приводят к вражде между людьми: между верующим и неверующим и, более того, между верующими. Именно эти грехи расстраивают дружбу и разрушают взаимоотношения, что, в свою очередь, ослабевает церковь, и искажает ее свидетельство перед лицом мира. Когда неверующий видит, что христиане поступают подобно окружающему его мирскому обществу, церковь в его глазах покрывается позором, и он еще более утверждается к своем противлении Благой Вести.
Вместо этих пороков, нас должны наполнять другие чувства. Мы должны быть друг ко другу добры, сострадательны, прощать друг другу, как и Бог во Христе простил нас. Эти добродетели явил нам Бог, и мы призваны распростирать их на окружающих людей. Бог возлюбил нас, избрал и искупил не потому, что мы заслуживаем этого, но по Своей милости и благодати. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками… Ибо, если, будучи врагами мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем белее, примирившись, спасемся жизнию Его» (Рим. 5:8, 10). Если Бог настолько милостив к нам, то насколько более мы должны быть добры и сострадательны и прощать наших друзей, впадающих в согрешение, особенно прощать друг друга.
Характерной чертой Господа является эта неограниченная доброта, как показывает Луки 6:35: «Ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Павел говорит о богатстве благодати: «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благодать Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2:4). Мы должны уподобиться нашему Небесному Отцу, — говорит Христос, — и любить врагов своих, и благотворить, и взаймы лапать, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лук. 6:35).
Сострадательны — означает проявлять сочувствие и жалость, и отражает глубокое чувство ноющей внутренней боли, по причине сопереживания другим людям в нуждах Их. Прощайте друг друга — является основополагающей чертой, отражающей христианский характер, и об этом прощении не нужно много распространяться. Наиболее графической иллюстрацией прощения служит притча, заключенная в Матфея 18:21-35. Когда Петр задал вопрос насколько распространяется это прощение, то Господь поведал ему историю об одном человеке, задолжавшем царю большую сумму денег, которую он не мог заплатить. Царь простил ему этот долг. Эти притча являет собой наглядное изображение спасения: Бог прощает грешнику его неуплаченный долг отступничества от Него.
Затем, получив прощение, этот бывший должник приступил к человеку, который не возвратил ему долг — незначительную сумму, и посадил его в темницу за неуплату. Тот, кому был отпущен огромный долг, не простил небольшую сумму долга другому человеку. Несоответствие и несовместимость действий этого человека показывает отвратительное состояние духа прощения, царящего в сердце верующего. Этот человек строго наказан Господином за его греховное и жестокое отношение.
Павел имел ввиду то же самое положение, призывая верующих прощать, как и Бог во Христе простил вас. Можем ли мы, кому было отпущено столько много долгов, не простить сравнительно небольших долгов наших ближних по отношению к нам? Из всех людей, мы, как никто более, должны проявлять готовность прощать других.
Параллельный текст к этому отрывку, представленный в Колоссянам 3:1-17, составляет суммарное заключение учения Павла по данному вопросу.
«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение. За которые гнев Божий грядет на сынов противления. В которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные в милосердие, благодать, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете словом, или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца.»