Глава 17. Мудрое хождение

Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, Дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (5:15-17).

Слово «глупец» в общеупотребительном смысле служит определением человека, который ведет себя с невежественностью и безответственностью. Но Писание изображает как глупца того человека, который говорит «в сердце своем: нет Бога» и отличается моральной нечистотой, совершая «гнусные дела» (Пс. 14:1). Это — тот, кто живет вдали от Бога по своим поступкам и словам. Совершенным глупцом является человек, который по своему мышлению и образу жизни идет вопреки Богу.

Люди по природе приходят в этот мир через рождение, отделенными от Бога, обладая сердцами, которые имеют естественную плотскую склонность к противлению Ему (Рим. 5:8; Еф. 2:3; Кол. 1:21), и поэтому они рождаются духовными глупцами. «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1:21-22). «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Душевный человек имеет превратное представление о ценностях в этой жизни. Поэтому, он считает глупость — мудростью и наоборот.

Ни один человек не может жить не поклоняясь какому-нибудь божеству, духовный глупец неизбежно подменяет истинного Бога ложным божеством. Он создает божков по своему образу (Рим. l:21-23) и, в действительности», становится сам по себе богом, своим авторитетом по всем вопросам. «Путь глупого прямой в его глазах» (Прит. 12:15) и поэтому он сам решает что есть добро и зло, истина и ложь, исключительным образом руководствуясь своим греховным, извращенным мышлением и греховными наклонностями.

Когда глупец поставляет себя собственным богом, то он буквально «смеется над грехом» (Прит. 14:9). Грех — это преступление Божьей воли, а так как глупец не признает Бога, то он не признает и греха как такового. Духовный глупец в самом самодовольстве учреждает свои собственные правила, оправдывая свое поведение, и тем самым отказывается признавать грех и его последствия.

Глупец не может удерживать в себе свою глупость. Чем больше он убежден в «мудрости» своей безрассудности, тем больше он будет стараться распространять ее вокруг. Всеми своими словами и поступками он постоянно свидетельствует о своем отрицании Бога и возведении себя на пьедестал, как бога, и о насмешке над грехом. Не зависимо от интеллектуального уровня плотского человека, от его академических достижений, талантов, богатства или репутации, его уста в духовном отношении могут лишь изрыгать глупость (Прит. 15:2).

Невозрожденный человек является глупцом, потому что он отрицает Бога своими убеждениями и жизнью. Он — глупец, потому что возвышает себя как бога, насмехаясь над грехом. И еще он глупец потому, что распространяет и на окружающих свою нечестивую глупость, ведущую к гибели его собственной души. Он наделяет глупостью своих детей, друзей, знакомых — словом, всех, кто подпадает под влияние его глупости.

«За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, — говорит Соломон в своих притчах о глупцах, — Не приняли совета моего, презрели все обличения мои; За то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их» (Прит. 1 :.29-32).

Познание, которое ненавидит нечестивый не касается знаний практического, житейского свойства. Напротив, такой человек гордится своей обширной эрудицией. Некто, подсчитал, что если весь запас человеческих познаний в целом с начала письменной истории до 1845 года можно представить размером в 2,5 сантиметра, то его знания с 1845 до 1945 года уже достигнет 8 сантиметров, а с 1945 до 1975 — высоты монумента Вашингтона. С тех пор человеческие познания вероятно удвоились. Однако, немногие люди будут утверждать, что подобный невообразимый скачек в научных, технологических и иных познаниях идет нога в ногу с прогрессом в области здравого смысла, не говоря уже о духовной и моральной мудрости- И по MI ре умножения практических познаний, уменьшается и понимание человека своего назначения в мире, его личного «и», своих поступков и побуждений. Чем более он углубляется в подобные поверхностные знания и тем менее испытывает нужду в обретении познания, приходящего только от Бога.

По этой причине, глупцы и обречены на неудачу, будучи всегда учащимися и никогда не могущими дойти до познания

истины» (2 Тим. 3:7); и они «умирают от недостатка разума» (Прит. 10:21), хотя и собирают огромный запас информации. Они одновременно становятся более ловкими и сообразительными и более неразумными. Глупость и неразумие возникает по причине полного, исключительного доверия человеческим познаниям и исключения Божественного знания. Человеческая глупость умножается одновременно с познанием только тогда, когда увеличивается высокомерие и самоуверенность человека. Плотский, невозрожденный человек страдает от своей прирожденной и предельной глупости, потому что он не покоряется Богу. Он собирает обширные познания без Бога, но его оставляет духовный разум и божественная мудрость. Он ненавидит истину о грехе и спасении.

Начало мудрости — Господний страх (Прит. 1:7) и она продолжает развиваться по мере признания и осознания Его истины и путей Его. «Праведные и мудрые деяния их — в руке Божией» (Еккл. 9:1). Путь мудрости и путь жизни — это Божий путь. Единственная сила, способная преодолеть человеческую глупость и обратить его к мудрости, заключается в спасении, обращении к Богу через Иисуса Христа. Поворот от глупости к мудрости — это поворот от своего «я» к Богу. И только Писание, Божье Слово, может «умудрить (нас) во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15).

Библия превозносит не ту мудрость, которую так высоко ценили древние греки, современники Павла. Их мудрость характеризовалась философией и софистикой, бесконечным кружением и обсуждением теорий, не имеющих истинного отношения к жизни, и не принимающих во внимание Бога и практической жизни. Они просто играли в философию, обладая такой мудростью, которая не желает придти к познанию истины, потому что, в отличие от гипотез, рассуждений и размышлений, истина требует признания, принятия и перемены.

В Писании же мудрость основывается на убеждении и поведении, особенно в вопросе признания Бога и послушания Ему. Человек, получая спасение, переходит из сферы влияния глупости в царство мудрости. Его вступление на христианский путь не только ведет к достойному хождению (4:1), со смирением (4:2) в единстве (4:3-16), отлично от путей этого мира (4:17-32), в любви (5:1-7), во свете (5:8-14), но и к мудрым поступкам, к мудрой жизни (5:15-17).

В данном отрывке Павел упоминает три наставления, которые преподносит Господь посредством Своей мудрости Своему чаду. Верующий человек, обладающий мудростью, знает свои жизненные принципы, свои ограниченные привилегии и цели своего Господа.

Жизненные принципы верующего

Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые (5:5).

Греческое слово, буквально переведенное как «смотрите», выражает повеление Павла обратить внимание на свое хождение, свои поступки, чтобы быть осторожными. Это наставление базируется на только что преподанном учении. Слово посему относит нас непосредственно к призыву апостола, обращенному к верующим, к тем, кто получил воскресение из мертвых и осуществляет жизненное хождение во свете Христа (ст. 14). Оно также касается и еще ранее высказанного обращения к верующим, чтобы они подражали своему Небесному Отцу (5:1). Христиане должны отличаться мудрым хождением, так как они являются Божьими возлюбленными чадами, спасенными через жертву Его Возлюбленного Сына (5:1-2). И детям Божьим приличествует только мудрое хождение.

Павел повелевает верующим поступать… как мудрые. Подобно тому, как они должны поступать со смирением, в единстве отделиться от мира, с любовью и пребывать во свете (4:1-5; 14), они также обязаны поступать и как мудрые. Иными словами, их жизнь должна соответствовать их внутреннему содержанию. Во Христе мы являемся единым целым, мы неразделимы; мы — это любовь, свет, и нас отличает мудрость — наши поступки должны это отражать.

Каждый верующий во время спасения становится мудрым. Павел писал Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрять тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). По Божьей благости, спасенные находятся «во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Точно таким же образом, как Бог чудесно и незамедлительно делает нас праведными, освященными и искупленными, Он также сразу же делает нас мудрыми. В момент нашего спасения мы становимся вместилищем мудрости и, поэтому, в последующем несем ответственность за свое поведение. Мы находимся во Христе, и посему: «все сокровища премудрости и видения», которые сокрыты в Нем (Кол. 2:3), сокрыты также и в нас. Иоанн писал о Святом Духе, обитающем в жизни каждого святого: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому что вы знаете ее» (1 Иоан. 2:20-21). Далее, он высказывает следующее: «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас», потому что «сие помазание учит вас всему и оно истинно» (ст. 27). Мы не можем иметь спасение без Божьей мудрости так же, как и без Его праведности, освящения и искупления.

Идеология «упрощения уверования» оказывает губительное воздействие на современную церковь, потому что среди всего прочего, оно преследует цель поэтапного получения спасения. Вначале, по ее утверждению, люди возрождаются свыше благодаря принятию Христа, как Спасителя. Затем, по мере их возрастания в благости, они могут отвергнуть грех, приступив к достижению праведности освящения и мудрости; и принимают Бога как Господа. Но Павел говорил: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, Научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2:11-12). Евангелие содержит в себе самое первое наставление спасенной душе, чтобы она отвергла и оставила грех, и проводила благочестивую и праведную жизнь. Это наставление или мудрость является частью нового рождения, а не следует за ним.

Как с ясностью указал Иисус в Заповедях Блаженства -Нагорной проповеди, первыми и самыми необходимыми признаками спасения являются сетование о грехе и чувство безмерной жажды правды (Матф. 5:4, 6). Как Павел разъясняет в начале этого послания: «Открыв нам тайну (Бог) Своей воли» «во всякой премудрости и разумении» (Еф. 1:8-9).

Но это не значит, что мы не возрастаем в мудрости по мере возмужания в христианской жизни. Нам дается особое повеление: «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3:18). Более и более уподобляясь нашему Господу и Спасителю, мы будем более возрастать в Его любви, радости, мире и во всех плодах Духа (Гал. 5:22-23). И вот еще один Божественный парадокс состоит в том, что мы возрастаем в том, что уже получили во всей полноте. Мы практически возрастаем в том, что уже является нашим достоянием в позиционном отношении. Даже Иисус «преуспевал в премудрости» (Лук. 2:52), и некоторые верующие в Иерусалимской церкви были «исполнены мудрости» (Деян. 6:3).

Обращаясь со словом к верующим, Иаков говорил: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5). Павел возносил молитвы, чтобы колоссяне «исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном»» и, чтобы «Слово Христово да вселялось (в них) обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга» (Кол. 1:9; 3:16). Верующий начинает новую жизнь во Христе со всей необходимой мудростью, чтобы жить для Господа; но он также и продолжает постоянно возрастать в мудрости, чтобы еще более преуспевать в зрелости и стать более верным и плодотворным в Его служении.

Akribos осторожно, в основном означает «точность и аккуратность» и имеет дополнительный смысл «просматривать, проверять и исследовать что-либо с большой внимательностью, осторожностью». Этот термин также передает и идею бдительности. Верующие, проходя через заминированное, в духовном отношении, поле этой жизни, этого мира, должны всегда быть начеку, проявляя бдительность, остерегаясь каждой опасности, которую расставил на их пути сатана. Поэтому, Иисус и предупреждал, что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Матф. 7:14).

Если бы Притчи 2 не были написаны за несколько веков до времен Павла, то они, по всей вероятности, послужили бы комментарием к Ефесянам 5:15. На протяжении всей главы автор Притч говорит о хождении путями мудрости и о мудром поведении, чтобы не вступать на путь нечестивых и не сообщаться с развратителями. Аналогичным образом, первый псалом повествует о том, что блажен муж «который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути развратителей» (ст. 1).

В книге Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима» на всем ее протяжении проходит тема осторожного и внимательного хождения по Божьему пути. Каждое происшествие, разговор, каждое наблюдение и замечание в этом великом классическом произведении христианской литературы, касается, главным образом, послушания, или непослушания; внимания, или пренебрежения; следования или отдаления от Божьего пути, предназначенного Им для христианского жизненного хождения.

Однажды, будучи подростком, я проходил берегом ручья, где было множество сучков. Когда меня позвал товарищ, я на мгновение отвлекся и наступил на один из сучков. Я уже перешел ручей и, поэтому, свалился не в воду, а в заросли крапивы, растущие на берегу, и довольно больно обжегся, так как на мне был только купальный костюм, во все тело мое вонзились тысячи микроскопических волосков от крапивы. Это — наглядный пример того, что может произойти с верующим человеком, когда он невнимателен на Божьем пути, смотрит по сторонам.

Когда христиане согрешают и попадают в тенета сатаны, то это случается потому, что они поступают как неразумные, а не как мудрые. Они обращаются назад и идут вслед мудрости своего ветхого человека, что на самом деле представляет собой глупость. «Ибо и мы были некогда несмысленны, -говорил Павел, — непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит. 3:3). От подобной жизни оградила и отделила нас Божья мудрость. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (ст. 4-6). Перемены, имевшие место в наших взаимоотношениях с Богом, направлены на то, чтобы изменить наше повседневное хождение, как и продолжал объяснять Павел Титу: «Слово это верно; и а желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (ст. 8).

После того, как Давид дважды пощадил его жизнь, ревнивый и лицемерный Саул признал, что согрешил… и безумно поступал» (1 Цар. 26:21). Через несколько лет, уже будучи царем, Давид с гордостью решил сделать перепись и исчислить свой народ. «И вздрогнуло сердце Давидова после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я» (2 Цар. 24:10).

Как мы узнаем из примера Давида и многих других примеров, заключенных в Писании, верующие не гарантированы от обращения вспять на пути глупости. Прежде всего, христианин весьма неразумно поступает, не доверяясь полностью Богу, что Он совершает его спасение, но его вера не простирается на последующую жизнь и на все ее аспекты. Иисус сказал двум удрученным ученикам по дороге в Еммаус: «О, несмысленные, и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лук. 24:25). Наша неразумность измеряется величиной нашего неприятия какой-либо части Божьего Слова.

Верующий проявляет неразумие своим непослушанием. «О несмысленные галаты! — говорил Павел — кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Так ли вы несмысленны, что начавши духом, теперь оканчиваете плотию?» (Гал. 3:1, 3). Отойдя от учения о том, что спасение совершается только по вере, галаты пали жертвами заблуждения, гласящего, что язычник, прежде чем стать христианином, должен соблюдать все постановления иудейского религиозного закона.

Верующие также проявляют неразумие, прилагаясь сердцами к непотребным делам. Например, Павел говорил Тимофею: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9). Печально, что многие христиане в своем неразумии не принимают Божье Слово целиком, как оно есть, и не повинуются Богу во всем, что Он повелевает, а проявляют вожделение к тому, что Бог представляет как опасность. И христиане не имеют оправдания в защиту своего неразумного, несмысленного хождения, так как Божья мудрость служит уделом и наследием их. «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю, — говорил Иисус иудеям (Иоан. 7:17). Христианин, искренно желающий познать Божью истину, никогда не будет также сомневаться. Он располагает всеми необходимыми средствами, чтобы быть «мудрым на добро и простым на зло» (Рим. 16:19).

Многие люди в этом мире фанатически привержены идеологии, религии или увлечению. Тот, кто верен идее коммунизма, все пожертвует для партии. Последователь культа отдаст все свои сбережения гуру, своему учителю. Энтузиаст в области физической подготовки никогда не пропустит ни одного занятия и съест ни одной лишней калории в пище. Ценой невероятной самодисциплины люди, старающиеся обрести благоволение у своих богов, натренировали себя в том, чтобы ходить по раскаленным углям, или лежать на ложе, утыканном гвоздями — и все это как свидетельство их религиозного посвящения.

Несколько лет тому назад я познакомился с недавно уверовавшей молодой женщиной, которая достигла блестящих результатов в беге на длинные дистанции в масштабе страны. Для того, чтобы поддержать спортивную форму, она ежедневно пробегала двадцать четыре километра. Через месяц после нашего знакомства, она подошла ко мне после утреннего богослужения и спросила, помню ли я ее. Ее лицо казалось весьма знакомым, но она настолько внешне изменилась за этот короткий период, что я се не мог узнать. Она назвала свое имя, а затем поведала о том, что заразилась болезнью, которую врачи не смогли диагностировать, и теперь она с трудом может передвигаться. Однако, вместо того, чтобы поддаться унынию, она, по ее словам, решила направить ту дисциплинированность, которая привела ее к спортивным высотам в области легкой атлетики, в другое русло, чтобы проявлять ее для достижения успехов в Божьем деле. Это и является отличительной чертой мудрого христианина.

Ограниченные привилегии верующего

Дорожа временем, потому что дни лукавы (5:16)

Человеку свойственно оставлять начатое дело незаконченным. Иногда это неоконченная симфония, незавершенная картина или наполовину выполненный проект. Иногда это случается потому, что музыкант, художник или строитель уходят из этой жизни. Но обычно потеря интереса и приверженности начатому делу служит причиной его незавершенности. Мечты так и остаются мечтами, а надежды так никогда и не осуществляются потому, что труд по пути к поставленной цели не идет дальше первых нескольких шагов. Для многих христиан, жизнь может быть целой серией незаконченных симфоний. Даже в обычных занятиях повседневной христианской жизни, те христиане, которые научились плодотворно использовать часы и дни своей жизни достигли, в полном смысле этого слова, значительных результатов.

И будь это s искусстве, производстве, в личной или духовной сферах, никто не может обратить мечту в реальность или в полной мере воспользоваться имеющимися возможностями, если он не будет дорожить временем.

В данном стихе Павел не употребляет слово chronos, время в значении какого-либо периода, исчисляемого в единицах времени: часах, минутах, секундах. Вместо этого он пользуется словом kairos, которое выражает отмеченный, отдельный и установленный промежуток или эпоху. Идея установленного периода также отмечается в употребление определенного артикля в греческом тексте оригинала, что относится ко времени, концепции, часто встречающейся в Писании (ср. Исх. 9:5; 1 Пет. 1:17). Бог поставил пределы человеческой жизни, и наша возможность для служения находится исключительно в сфере этих существующих пределов. Весьма значительно, что Библия повествует о сокращении этих пределов, но, отнюдь, не об их удлинении. Человек может умереть или потерять какую-либо возможность прежде конца времени, положенного Богом, но нет оснований ожидать, что его жизнь или возможности будут продолжаться после конца предназначенного и отпущенного ему времени.

Связав, по Своей могущественной воле, нашу жизнь с вечностью, Бог знает как начало, так и конец нашего существования. Как верующие, мы можем достичь наибольших успехов в Его служении только тогда, когда максимально используем отпущенное нам Богом время.

Одна древняя греческая скульптура изображает человека с крыльями на ногах, длинной прядью волос на темени головы и лысиной сзади. Надпись внизу гласила: «Кто тебя создал? Лисипп. Как тебя зовут? Меня зовут Возможность. Почему у тебя на ногах крылья? Чтобы я мог быстро улететь. А почему такая длинная прядь волос? Чтобы люди меня могли ухватить, когда я прихожу. Почему у тебя сзади лысина? Чтобы когда я ухожу, никто меня не мог удержать.»

Exagorazo дорожа имеет основное значение при покупке и приобретении чего-либо, особенно при выкупе проданного, или освобождении от обязательства путем уплаты. Этим термином пользовались при покупке раба, с целью его освобождения. Таким образом, в этом стихе подразумевается идея выкупа, искупления. Мы должны выкупить, скупить все имеющееся в нашем наличии время и посвятить его Господу. В греческом языке этот термин стоит в среднем залоге, что указывает на то, что нам нужно скупить время не для себя, своего пользования, а для служения и участия в Господнем труде.

Павел умоляет нас дорожить временем своим сразу же, после призыва к нам, чтобы мы поступали осторожно, не как неразумные, но как мудрые. Помимо намеренного, умышленного непослушения Божьему Слову, самое большое духовное неразумение, которое может совершить христианин — это растратить время и возможности, разменять свою жизнь на мелочи и половинчатое служение Господу.

Шекспир писал:

В людских делах прилив есть и отлив, Используешь удобный шанс — придешь к удаче, Пропустишь — и весь путь, Течение твоей всей жизни Обречено на прозябанье и невзгоды.

(«Юлий Цезарь»)

Наполеон говорил: «В самый разгар каждого великого сражения имеется десяти, пятнадцатиминутный период, который является критическим моментом. Воспользуешься этим периодом — и за тобой победа, упустишь его — и последует поражение.»

Когда мы в послушании следуем по узкому Евангельскому пути, то идем осторожно, дорожа своим временем. Мы используем каждую возможность послужить Богу, используя свое время для славы Его. Мы пользуемся каждой возможностью отвращаться от греха и следовать праведности. «Итак, -говорил Павел, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10).

Имея на то Свои основания, Бог дает разрешение некоторым из Своих детей жить и служить Ему до глубокой старости. Другим же дарует лишь несколько лет, или даже недель. Но никто из нас не знает, сколько ему отпущено времени, какой срок.

У меня в детстве был друг, который так же, как и я, мечтал стать пастором. Он часто беседовал со мной о своих планах на будущее: как закончит высшую школу, поступит в колледж, а затем в семинарию, а оттуда — на пасторский труд. Но в двенадцатом классе он однажды ехал в своем автомобиле с полотняным верхом, и у него заклинили тормоза, и он вылетел через верх на асфальт. Ударившись головой о бордюр тротуара, он тут же скончался.

Великий реформатор шестнадцатого столетия Филипп Меланчтон вел запись времени, которое провел без пользы, и в конце каждого дня приходил с ним к Богу в исповедании. Поэтому совсем и не удивительно, что Бог использовал его таким могущественным образом.

Многие Библейские тексты стоят как предостерегающие маяки тем людям, которые считают, что у них всегда будет время сделать, что полагается. Когда Ной со своей семьей вошли в ковчег и двери затворились, то исчезла всякая возможность для всякого человека спастись от вод потопа. Царь Ахав ослушался Бога, пощадив жизнь нечестивого Венадада и, поэтому, пророк обратился к нему со словом: «Так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа» (3 Цар. 20:42).

Пять неразумных дев, не запасшихся маслом для своих светильников к приходу жениха, не попали на брачный пир (Матф. 25:8-10). «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день;» — говорил Иисус, — приходит ночь, когда никто не может делать» (Иоан. 9:4); Он говорил фарисеям, неверующим в Него: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем; куда Я иду, туда вы не можете придти» (Иоан. 8:21). Бог на протяжении веков являл Израилю Свою благодать, но народ оставался глух к ней, и Иисус сетовал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф. 23:37). Иуда, самый трагический пример потерянной возможности, провел три года в близком хождении за Божьим Сыном, будучи в кругу Его учеников, однако предал своего Господа и погубил свою душу за тридцать серебряников.

Петр говорил: «И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1 Пет. 1:17). В своем прощальном обращении к ефесским пресвитерам в Милите Павел говорил: «Но я ни на что ие взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса» (Деян. 20:24). Поприще Павла было предначертано Богом, и именно на нем, он будет совершать служение изо всех сил до своего последнего вздоха. Павел был полон решимости бежать на ристалище, которое лежало перед ним (см. Евр. 12:1). Поэтому в конце жизни он мог сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).

Давид глубоко сознавал ценность времени. Он молился: «Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно… Вспомни, какой мой век» (Пс. 88:47-48). В самой пучине горести, волнения и сердечной боли он ощущал, что уклонился от правильного пути и чувствовал себя оставленным Богом. Поэтому он и взывал к Богу, вопрошая, доколе он будет сбиваться с пути. Он знал, что его жизни положен предел и, что его возможный труд для Господа должен совершаться в это время. По другому случаю он молился: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой, как ничто пред Тобою» (Пс. 38:5-6).

Павел говорил коринфянам о быстротечности времени (1 Кор. 7:29), а Иаков предупреждал: «Теперь послушайте вы, говорящие: «ссгодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», Вы, которые не знаете, что (случится) завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, шляющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:13-14).

Кифа Семпанги (о котором повествуется в книге «Далекая печаль» изд. Ригал Букс) был пастором поместной церкви в Африке. Он с большим трудом избежал со своей семьей жестокого гонения и притеснения, грозившего ему в его родной стране Уганде. Он приехал с семьей в Филадельфию, где их заботливо приняла группа христиан. Однажды жена Кифы сказала: «Завтра я хочу купить одежду для детей», и тут же с мужем они расплакались, потому что из-за постоянной угрозы смерти, подстерегавшей их со всех сторон за время пребывания в их родной стране, они первый раз за столько много лет даже решились говорить о завтрашнем дне.

Переживаемые ими ужасы заставили их осознать то, что является истиной в отношении каждого человека: никто не может иметь уверенность в завтрашнем дне. Мы живем только данным моментом и он принадлежит нам. Господь сказал самодовольному хлеборобу, который замыслил грандиозные планы построить большие и лучшие хранилища для своего урожая: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лук. 12:20). Для него уже не наступит завтра.

Переживание этой африканской семьи также драматическим образом указывает на ту истину, что дни лукавы. Нам нужно как можно полнее использовать имеющиеся возможности не только потому, что наши дни сочтены, но и потому, что мир постоянно враждует против нас и препятствует всеми силами нашему труду для Господа. Время коротко, а противников много. Дни лукавы и поэтому наши возможности для свободного и открытого праведного труда часто весьма ограничены. Когда у нас имеется возможность совершить что-либо во Имя Его и для славы Его, то мы должны приложить к этому все свое старание. Насколько скорбит Божье сердце, когда Он замечает, что Его дети упускают данную Им возможность за возможностью, или делают что-либо с половинчатым сердцем. Каждое мгновение должно быть наполнено трудом праведным, служащим для прославления Бога.

Под лукавыми днями Павел, возможно, подразумевал нечестивую и разгульную жизнь, которой отличались жители города Ефеса. В этом городе христиан со всех сторон окружали язычники, а изнутри церковь наводняли ереси (см. ст. 4:14). Образ жизни ефесян характеризовался любостяжанием, нечистотой и блудом. Подобную жизнь ранее проводили и верующие, испытывая желание обратиться назад (4:19-32; 5:3-8).

Менее, чем через сто лет после того, как Павел написал Послание к Ефесянам, Рим подверг христиан чудовищному и жестокому гонению. Верующих заживо сжигали на кострах, бросали на съедение диким зверям и совершали по отношению к ним различные зверства. Для Ефесской церкви лукавые времена становились все более и более лукавыми. Через несколько десятков лет, после написания Павлом своего послания, Господь с похвалой отозвался о церкви в Ефесе за ее добрые дела, терпение и стойкость в противлении ложному учению. «Но имею против тебя то, — продолжает он, — что ты оставил первую любовь твою» (Отк. 2:4). В связи с тем, что церковь продолжала проявлять ленность в своем труде для Господа, ее светильник был сдвинут, как он и предупреждал, их, что это произойдет, если верующие не покаются и будут творить «прежние дела» (ст. 5). Где-то во втором столетии, церковь в Ефесе прекратила существование и с тех пор на том месте вообще не было общины. Она не прислушалась к совету Павла и к Господнему предупреждению и, поэтому, исчезла насовсем. Вместо того, чтобы воспользоваться лукавыми днями, во время которых существовала церковь, она пала жертвой их.

Если во времена апостолов необходимо было дорожить временем, то насколько важно ото теперь, когда мы гораздо ближе к моменту пришествия Господа и к концу имеющейся в нашем распоряжении возможности (см. Рим. 13:11-14).

Когда пастор Кифа Семпанги, упомянутый выше, приступил к своему служению в церкви в Уганде, то в ней отмечался небольшой, но постоянный рост. С приходом к политической и военной власти Иди Амина, народ ожидал улучшения положения в стране. Но вскоре начали исчезать друзья и знакомые Кифы, особенно те, кто принадлежал к числу христиан. Однажды пастор Семпанги посетил одну семью и увидел, что младший сын в семье стоит в дверях с лицом как маска, подняв кверху руки. Он находился в таком шоке и оцепенении в течение нескольких дней, будучи невольным свидетелем неповторимого по своему зверству убийства и расчленения всех его домашних.

Перед лицом совершенно неожиданной и ужасной опасности, церковь пастора Семпаги немедленно осознала, что пришел конец той жизни, которую они вели раньше, и самому существованию Господнего народа и Его труда в той стране грозит полное истребление. Верующие стали на стражу, непрестанно вознося Богу моления, по очереди проводя в молите долгие часы. Когда они не были заняты молитвой, то свидетельствовали друзьям и знакомым, убеждая их принять Христа и получить спасение. Эта церковь не умерла и незыблемо стоит до сего дня; и во многих отношениях сильнее, чем когда-либо. Ее светильник не сдвинут с места и ярко светит для Господа, потому что Его народ во всей полноте использовал имеющееся время и устоял пред лицом лукавых дней, в которые они жили, и не оставил свою первую любовь. Многие поплатились за это жизнью, но еще раз доказали тем, что кровь мучеников является семенем церкви.

Господни цели

Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (5:17)

Слова не будьте нерассудительны еще раз повторяют и усиленно подкрепляют предшествующее обращение Павла к верующим, чтобы они не поступали как неразумные, но познавали что есть воля Божия, что еще более расширяет и разъясняет его призыв к мудрым поступкам в жизни (ст. 15).

В свете настоятельной необходимости дорожить временем и не быть нерассудительными помимо всего прочего, следует отметить и то, что необходимо избегать беспокойства и панического страха. Когда мы взираем повсюду на зло и лукавство, и на непочатый край нужды в отношении евангелизационного труда и служения окружающим во имя Христа, то весьма легко поддаться чувству смятения и растерянности. Мы подвергаемся искушению либо сдать свои позиции и оставить все, либо с головой погружаться в труд, теряя назначение, цель и эффективность в безмерной суете поверхностной активности.

Однако, дорожащий временем, разумный христианин желает более всего познавать, что есть воля Божия, потому что он сознает, что только совершая труд по Господней воле, силою и могуществом Его, он может достичь стабильного успеха в добром деле. Он не будет нерассудительно, неистово носиться по всем направлениям, стараясь принять участие во многих программах и мероприятиях. Подобная активность легко становится бесполезной и ведет к охлажденности и обескураженности, потому что она совершается по плоти даже тогда, когда преследует благую цель. Старание забежать вперед Бога, отбрасывает нас далеко назад в Его труде.

Если бы число поверхностных, ненужных программ в церкви было бы урезано, а церковь более внимательно познавала, что есть Божья воля, с большей верностью прилагая принципы Его Слова к своему жизненному хождению, то это послужило бы огромному успеху Божьего труда. Когда наши первостепенные задачи соответствуют Божьим, то Он беспрепятственно совершает в нас и через нас Свой труд; но, когда наши задачи первостепенной важности расходятся с Его задачами, то Он не может через нас многого совершить, потому что Ему в нас нет места.

Неразумный верующий, который ведет себя нерассудительно, старается поступать по-своему, не руководствуясь Божьей волей, и, в конечном итоге, обречен на слабость, разочарование и неэффективность, как в личной жизни, так и в Божьем труде. Единственное средство, избавляющее от подобной нерассудительности, заключается в познании Божьей воли и в следовании ей.

Безусловно, мы находим основную Божью волю в Писании. Здесь изложено Его руководство, совершенные и полные принципы для познания того, что угодно Ему, чтобы следовать Его воле. Но в данном случае Павел, по-видимому, говорит о воле, как об особенном Господнем водительстве, осуществляемом в отношении каждого отдельного верующего. Хотя в Писании и не указаны Божьи планы, в нем можно найти общие принципы для понимания их. Бог не обещал нам явить Свою волю через видения, необычные совпадения или чудеса. Он также не играет с нами в игру «А ну-ка угадай!», и не смотрит, а не наткнемся ли мы на Его Божественную волю, как ребенок находит спрятанное пасхальное яйцо. Бог исполнен глубочайшего желания, чтобы Его дети знали Его волю и повиновались ей, и Он оказывает нам всякую возможную помощь, чтобы мы знали эту волю и были послушны ей.

Прежде всего, Божья воля в отношении нас состоит в том, чтобы мы были Его достоянием, принадлежали Ему через Иисуса Христа. Его первостепенная и основная воля к каждому человеку заключается в Его спасении, приведении в семью Божьих детей и в Божье Царство (1 Тим. 2:3-4). Бог также желает, чтобы мы исполнялись Духом. Как продолжает далее, в следующем стихе Павел, мы не должны «упиваться вином, от которого бывает распутство, но исполняться Духом» (Еф. 5:18).

Мы испытываем Божью волю в освящении. «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3), — говорил Павел. И мы соблюдаем Его волю через надлежащую покорность людям. «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, Правителям ли, как он него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2:13-15). Аналогичным образом, мы должны покоряться и церковному руководству: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших».

Страдание может происходить по Божьей воле. «Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1 Пет. 2:20; ср. 3:17; 5:10). Божья воля достигает кульминационного момента, когда верующий благодарит за все, что происходит в его жизни. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18).

Когда человек спасен, освящен, покорен, страдает и благодарен, то он уже поступает по Божьей воле. «Утешайтесь Господом, и Он исполнит желание сердца твоего» (Пс. 36:4), — говорит Давид. Иными словами, когда мы соответствуем тому, чем нас Бог хочет видеть, то Он осуществляет контроль над всем, и наша воля сливается с Его волей и, поэтому, Он исполняет желания, которые насадил в нашем сердце.

Иисус является нашим совершенным примером в отношении исполнения повелений, заключенных в Послании к Ефесянам 5:15-17. Он всегда поступал в соответствии с Божественными принципами, утвержденными Его Отцом: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего; ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Иоан. 5:19; ср.ст. 30). Во-вторых, Иисус знал, что Его время земного служения весьма непродолжительно и скоро закончится, что видно из частых повторений, таких слов как: «Мое время еще не пришло» и «Пришло Мое время». Христос всегда действовал согласно определенному времени и возможностям, отпущенным Ему, используя каждый момент Своей жизни для труда Своего Отца. В-третьих, Иисус всегда действовал согласно целям и планам, поставленным Отцом. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершать дело Его» (Иоан. 4:34).

«Итак, — говорил Петр, — как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4:1-2).

Слова Давида суммируют надлежащую реакцию на это учение: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном… буду ходить в непорочности…» (Пс. 100:1-2).