Глава 5. Наши богатства во Христе

Посему и я, услышав о вашей вере в Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его и какое богатство славного наследия Его для святых и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, имеющегося не только в сем веке, и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

В стихах 3-14 Павел излагает удивительные и неограниченные благословения, которые имеют верующие в Иисусе Христе и которые ставят лас наследниками всего того, что принадлежит Ему. В остальной части главы (ст. 15-23) Павел возносит молитву о том, чтобы те верующие, к кому он обращается с посланием, в полной мере познали эти благословения и оценили их. В этой молитве он направляет внимание верующих на источник их богатства во Христе Иисусе, их Господе и Спасителе. В стихах 15-16 он с одобрением отзывается о них, а в стихах 17-23 возносит за них моление, ходатайствуя в своих просьбах перед Богом.

Благодарение за верующих

Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих (1:15-16).

В свете их чудесного наследия в Иисусе Христе Павел теперь ходатайствует за обладателей этого сокровища. Как уже упоминалось в предисловии, к ним причислялись не только верующие в Ефесе, но, вероятно, и во всех церквях Малой Азии. Со времени служения Павла в этой церкви прошло около четырех лет, и теперь он находился в тюремном заключении. Но из писем, а также из рассказов друзей, посещавших его в заключении, он был хорошо осведомлен о жизни всех церквей. До него доходили вести, которые подтверждали истинность их спасения. Он с теплотой одобрял две характерные черты истинного христианина — веру во Христа и любовь ко всем святым. Эти два измерения духовной жизни неотделимы друг от друга (ср. 1 Иоанна 2:9-11).

Благодарение за их веру

О вашей вере во Христа Иисуса (1:15)

В этом стихе основное внимание уделяется истинной, спасительной вере в Господа Иисуса Христа с целью оградить Евангелие даже от тени учения о достижении праведности своими делами, недооценивая Его владычество. Многие предпочитают принимать термин Господь только как ссылку на Божество, а не как суверенитет. Но подобное разделение отличается искусственным характером, потому что Божественная сущность неотделима от суверенной власти и могущества Единого Бога и Творца, Который и является единоначальным Правителем над всей вселенной. Однако тех людей, которые преподают учение о том, что для получения спасения необходимо верить во Христа как Суверенного Властелина и Господа, зачастую осыпают ироническими эпитетами. Новый Завет, однако, не разделяет Иисуса-Спасителя от Иисуса-Господа. Он — или то и другое, или — ничто. Павел говорит: «Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9; ср. Деян. 16:31). Иисус становится нашим Спасителем, когда мы принимаем Его как Господа. «Ибо Христос для того умер и ; воскрес и ожил, — объясняет позже Павел Римлянам, — чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (14:9). И только верующие могут сказать, что Иисус — Господь, потому что Дух Божий, Святой Дух живет в них (1 Кор. 12:3). Они получают Святого Духа во время спасения (Рим. 8:9). Принять Иисуса, как Спасителя: а не как Господа — значило бы раздвоение Его внутренней сущности. Когда мы принимаем Его, то принимаем полностью, таким как Он есть на самом ‘ деле.

Только приняв Его как Господа спасенных Им детей, мы можем полностью понять Его сущность и требования по отношению к нам. Многие христиане приходят ко Христу с весьма. смутным представлением о Его суверенной Божественной сущности, не зная, что значит принадлежать и покоряться Ему. Но они проявляют готовность выразить свою покорность (ср. Матф. 8:19-22; 9:9; 10:37-39; Луки 9:57-62), отказаться ,, от своего имения и своего положения (ср. Матф. 13:44-46; 18:3-4; 19:16-26). Они оставляют все и идут за Ним (Матф. 19:27). Познав Его, многие христиане теряют к Нему как к Спасителю первую любовь и упорствуют, не повинуясь Ему, как Господу. Но их отношение нисколько не оказывает влияния на Него, не преуменьшая Его качества как Спасителя и Господа. Христа нельзя принимать поэтапно: сначала как Спасителя, а позже как Господа. Такой подход неприемлем в данном отношении. Иисус Спаситель — это Иисус Господь и не может быть иначе. Его внутренняя сущность не разделяется на части и не входит во взаимосвязь с верующими согласно этому разделению. Изменению подвергается только познание Его, а также любовь и послушание Ему как Спасителю и Господу. Когда мы пребываем верными Ему, все это умножается, а при неверности — сходит на нет. Иисус входит в сердце человека, как Спаситель, неизменным на протяжении всей вечности. Все повеления Христа, которые относятся ко всем верующим (Матф. 28:19-20) предполагают Его суверенное право отдавать приказания и требовать повиновения. Именно по этой причине Павел называет спасение покорностью веры (Рим. 1:5).

Павел воздает должное Ефесянам не за последующий, дополнительный акт веры, но с похвалой отзывается о первоначальной вере, приведшей их к спасительному послушанию Господу. Слова его относительно веры во Христа Иисуса касаются той же спасительной веры, с которой они вошли в христианскую жизнь и продолжают находиться в ней.

Благодарение за их любовь

и о любви ко всем святым (15в)

Второй чертой истинного спасения является любовь ко всем святым и за эту любовь верующих в Ефесе Павел приносит благодарение Богу.

Христианская любовь не отличается избирательным характером, распространяясь только на определенных верующих. Христос любит всех верующих и они все дороги Ему. Таким образом, христианская любовь охватывает всех христиан. Если это не так, то подобная любовь не отличается христианским характером. Павел призывает всех верующих иметь «ту же любовь» (Фил. 2:2), что означает любить всех верующих одинаково.

Иногда мы слышим, как иные христиане говорят: «Я люблю его в Господе», что, по-видимому, предполагает, что они не питают личных чувств привязанности или любви в восполнении нужд отдельной определенной личности. Они высказывают некую духовную любовь, основанную только на общности убеждений. Но такая любовь не является подлинной. Поистине от всего сердца любить кого-либо в Господе — значит любить его так, как любит Господь — со всей искренностью и жертвенностью.

«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев, — говорит Иоанн,- не любящий брата пребывает в смерти» (1 Иоан. 3:14).

Трезвое учение хотя и представляет большую важность, но не может заменить любви. Без любви даже лучшая доктрина .подобна меди звенящей или кимвалу звучащему (1 Кор. 13:1). Истинное спасение исходит из сердца и разума верующего и следует в этот мир, чтобы коснуться во Имя Христа неверующих людей. Истинное спасение производит истинную любовь, а эта любовь «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Иоанна 3:18). В Новом Завете всегда истинная духовная любовь определяется как состояние бескорыстной жертвенности, проявляющейся в щедрости и доброте по отношению к людям. Это не просто чувство, интерес или внезапное побуждение. Когда Господь омыл ноги гордых и своекорыстных учеников, то сказал, что сделал это, дав им пример, как они должны любить друг друга (Иоан. 13:34). Иоанн выделяет ту же самую истину: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Иоан. 3:16-18).

Именно такую любовь имели христиане в Ефесе ко всем святым. Однако, весьма печально, что эта любовь не была долговечной. Они сохранили чистоту веры. Но в Своем письме семи церквям Малой Азии Господь обращается со словом к Ефесской церкви: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Отк. 2:4). Они потеряли великую любовь ко Христу и братьям по вере, о чем лишь несколько десятков лет назад с такой теплотой отзывался Павел.

Необходимо соблюдение баланса веры и любви. Многие монахи, отшельники и бесчисленное множество других подвижников на протяжении всей истории церкви старались поддерживать чистоту веры, но не простирались любовью к другим людям, что повелевает каждому верующему делать Господь. Они зачастую становились разоблачителями всякого рода еретических учений, рьяно разрушающими их, но, в то же время, ничего не предпринимали для созидания доброго. Они исполнены критицизма, но в их сердце недостает любви.

К сожалению, многие христиане обладают верой, лишенной любви и поэтому возникает сомнение в том, что подобная вера вообще является истинной. Истинная вера не может существовать отдельно от истинной любви. Мы не можем любить Господа Иисуса и в то же время не любить тех, кого любит Он. «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него» (1 Иоан. 5:1).

Христиане, кому адресовал Павел свое Ефесское Послание, имели надлежащее равновесие и Павел с похвалой отзывается об их великой вере и великой любви. «Я… непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих».

Моление за верующих

Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, Превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (1:17-23)

Завершающая часть главы является молением, в котором Павел взывает с просьбой к Богу, чтобы Он дал им истинное познание и благодарность за свое положение в Иисусе Христе, чтобы они могли до некоторой степени представить себе величие и неограниченность благословений, которые уже принадлежат им в их Господе и Спасителе. Его моление направлено к Богу Господа нашего Иисуса Христа, Отцу славы. Здесь указывается на близкую связь Бога Отца с Его Сыном Христом в отношении единства внутренней сущности (см. также Рим. 15:6; Еф. 1:3а; 17а; 2 Кор. 1:3; Фил. 2:9-11; 1 Пет. 1:3; 2 Иоан. 3). Единый, Кому принадлежит вся слава — обладает той же сущностью, что и Господь Иисус Христос. Второй раз в этих трех стихах Павел называет Христа Господом (см. ст. 15).

В основном, Павел взывает в молитве о том, чтобы ефесяне не искали того, что уже принадлежит им, а вместо этого увидели, что Великий Бог, будучи их Богом, является источником всего, в чем они испытывают нужду. Он готов восполнить все их нужды, если они откроют свои сердца, чтобы принять Его. Необходимо только расположиться всецело к Богу, чтобы Он дал… Духа премудрости и откровения к познанию Его.

Уоррен Уирси рассказывает о том, как однажды Уильям Рандольф Херст прочитал о весьма ценном художественном полотне, решил приобрести его для своей коллекции. Он дал задание своему агенту тщательно просмотреть все галереи в мире и отыскать картину, которую решил приобрести любой ценой. После многих месяцев кропотливых поисков агент сообщил, что полотно принадлежит господину Хэрсту и хранится на одном из его складов уже много лет.

Трагично, что многие верующие усиленно занимаются поисками чего-то большего, высшего, чем не обладает «обыденная» христианская жизнь. Они говорят о большем приближении к Иисусу Христу, о большем получении Святого Духа, о большей силе, благословениях, о более высокой и углубленной жизни, будто Божьи ресурсы распределяются Им по частям, подобно фармацевтическим средствам, или открываются подобно замку теми немногими людьми, которым известна некая духовная комбинация.