10. Принципы Божьего суда (часть 1)

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (2:1-5)

Прочитав о суровом осуждении Павлом тех, кто оставил Бога и опустился до тяжких грехов, перечисленных в Рим. 1:29-31, каждый, естественно, захочет узнать, как относится Бог к более честным, нравственным и набожным людям, имеющим чувство добра и зла и ведущим внешне целомудренную жизнь.

Многие из этих нравственно честных людей искренне согласились бы с утверждением Павла об ужасающей распущенности людей, которых он только что описал. Эти люди явно заслуживают Божьей кары. Во все времена многие язычники и языческие общества придерживались высоких норм поведения. Как указывает Ф. Ф. Брюс, римский философ Сенека, современник Павла, «мог бы прислушаться к обвинениям, которые выдвигал Павел, и сказать: да, это абсолютная правда, если говорить о большой части человечества, и я согласен с наказанием, которое вы им выносите, — но существуют, конечно же, и другие, такие как я, порицающие такие склонности так же сильно, как и вы».

Ап. Павел предполагал, что что-нибудь подобное может произойти, и он обращается к предполагаемому оппоненту… Каким подходящим был бы этот ответ такому человеку, как Сенека! Сенеке, который умел так впечатляюще писать о хорошей жизни, что христианские писатели более позднего времени были склонны называть его «наш Сенека». Но он не только восхвалял моральные добродетели; он разоблачал лицемерие, провозглашал равенство всех людей, признавал, что зло проникает повсюду, …он практиковал и внедрял ежедневный самоконтроль, высмеивал вульгарное идолопоклонство, брал на себя роль морального руководителя. Но очень часто он терпимо относился к своим собственным порокам, которые не слишком отличались от тех, которые он осуждал в других. Наиболее ужасающий пример этого — его молчаливое согласие с убийством Нероном своей матери Агриппины («Romans» [London: Tyndale, 1967], стр. 86, 87).

Большинство евреев в дни Павла верили в то, что совершение определенных нравственных и религиозных дел приносит праведность и, в особенности, что они могут получить особую Божью благосклонность, а следовательно, и вечную жизнь, соблюдая законы Моисея и предания раввинов. Многие даже верили, что если они не приложат усилий в такой деятельности, то могут утратить часть земных наград, но все же не будут подлежать Божьему наказанию только потому, что они евреи, избранный Богом народ. Они были твердо убеждены, что Бог будет судить и осуждать язычников из-за их идолопоклонства и безнравственности, но ни один еврей не испытает подобного наказания. Они любили повторять такие высказывания, как: «Среди всех народов Бог любит лишь Израиль» и «Бог будет судить язычников по одной мерке, а евреев по другой». Некоторые утверждали, что Авраам сидит возле ворот ада, чтобы ни один даже наиболее грешный еврей не вошел в них.

В «Диалоге с Трюфо» христианин 2-го столетия Иустин Мученик передает слова своего еврейского оппонента: «Они, кто есть семя Авраама по плоти, будут в любом случае, даже если они грешники и неверующие и непослушны Богу, пребывать в вечном царстве».

Даже павшие духовно люди имеют основные познания о добре и зле, которые вложены в каждого человека и в общество. Как следствие, многие люди сегодня признают и стараются поддерживать нравственные требования Св. Писания и открыто признают, что они христиане. Но поскольку, подобно Сенеке, они не истинные верующие в Бога, то им недостает духовных сил, чтобы поддерживать эту благочестивую нравственность в своей жизни, и они не способны обуздать свою греховность. Они верят в свое крещение, в членство в церкви, в то, что они рождены в христианской семье, в причастие, в высокие этические нормы, в ортодоксальную доктрину или в бесчисленное количество любых других поверхностных идей, отношений, обрядов для духовной и даже для вечной безопасности.

Но никто не может понять или получить спасение без признания того, что грешно и предосудительно перед Богом, будучи абсолютно неспособным самостоятельно придерживаться Божьих требований и Его праведности. И никто не исключение. Внешне моральному человеку, который дружелюбен и щедр, но самодоволен, обычно труднее на деле прийти в согласие с Благой вестью, чем нечестивцу, который достиг своего дна, признал свой грех и оставил надежду. Поэтому, показав аморальным язычникам их падение без Христа, Павел продолжает с большой силой и ясностью показывать моралисту, что без Бога он в такой же степени греховен и достоин осуждения.

Павел указывает на шесть принципов, в соответствии с которыми Бог судит грешных людей: знание (ст. 1), истина (ст. 2-3), вина (ст. 4-5), дела (ст. 6-10), нелицеприятность (ст. 11-15) и побуждения (ст. 16).

Знание

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. (2:1)

Слово «итак» относится к тому, что Павел уже сказал в последней части 1-ой главы, и особенно к вводному замечанию: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им… так что они безответны» (ст. ,18-20).

Обращаясь к новой группе моральных людей, апостол говорит, что неизвинителен каждый человек, судящий другого. Как становится ясно в ст. 17, он говорил прежде всего о евреях, которым было свойственно осуждать неевреев, думая, что они духовно ниже и даже вообще находятся вне Божьей милости и заботы. Выражение «всякий человек» включает всех моралистов и открыто признающих себя христианами, которые полагают, что они вне Божьего наказания из-за того, что не опустились до язычества или других аморальных крайностей, о которых Павел только что упоминал.

Основной аргумент Павла очень прост. «Тем же (судом), каким судишь другого, — указывает апостол, — осуждаешь себя», поскольку это означает, что ты имеешь критерий, по которому судить, что в свою очередь означает, что ты прежде Бога знаешь, что такое истина и правда и что такое неправда. Даже язычники знают основополагающую истину о Божьей «вечной силе» через откровение в природе (1:20). Они также имеют чувство добра и зла в своем сердце (2:15). Еврей имеет, однако, не только эти два средства познания Божьей истины, но также и большое преимущество, поскольку получил Его особое откровение через Св. Писание (3:2; 9:4). Но не только это. Почти все евреи в дни Павла знали что-нибудь об Иисусе Христе, о Его учении и говорили даже, что они якобы не верят в то, что Он обещанный Мессия. Такое знание делает их еще более неизвинительными. Их большее знание о Божьей истине делает их положение более ответственным (см. Евр. 10:26-29).

Если относительно необразованные язычники знали основные истины о Боге и понимали, что они заслуживают Его наказания (Рим. 1:19-20, 32), то, по словам Павла, насколько же более строгого наказания заслуживают евреи? Тот же подход применим также к христианам, как формальным, так и истинным. Поскольку они больше знают о Божьей истине, то несут большую ответственность перед ней и тем более не заслуживают прощения, когда самовольно осуждают других за неследование ей. Ап. Иаков делает особое предупреждение тем, кто стремится быть христианским учителем, напоминая им, что поскольку они имеют большее знание о Божьей истине, то Бог будет их судить более строго (Иак. 3:1). Общеизвестно, что моралисты, осуждающие грехи других, преисполнены собственных зол, которые требуют наказания по тем же самым принципам.

Но осуждающие других ошибаются не только в оценке морального положения других людей, но и в оценке своего собственного морального состояния. «Судя другого, делаешь то же», — утверждает Павел. Самоправедные люди совершают две серьезные ошибки: они недооценивают высоту Божьих требований праведности, охватывающих как внутреннюю, так и внешнюю жизнь (тема Нагорной проповеди), и они недооценивают глубину своего собственного греха. Это всеобщее заблуждение — преувеличивать недостатки других и уменьшать свои собственные, видеть соринку в глазу другого человека и не замечать бревна в своем собственном (см. Матф. 7:1-3).

Многие впавшие в ханжество слепые евреи, которые прочитали эти слова Павла, немедленно придут к выводу, что сказанное не относится к ним. Как и молодой богатый начальник (Лук. 18:21), они убеждены, что совершили достаточно работы, выполняя Божьи указания (ср. также Матф. 15:1-3). Именно дух фарисейства неоднократно осуждал Иисус в Нагорной проповеди. Провозгласив, что «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное», Он сказал, что человек, который гневается или оскорбляет брата своего, также заслуживает наказания, как и убийца; а человек, который лишь думает о прелюбодеянии, заслуживает наказания точно так же, как и совершивший его физически (Матф. 5:20-22, 27-28). Многие еврейские мужчины старались узаконить свое прелюбодеяние, формально разведясь с женой и женившись затем на женщине, которую они предпочитали. Поскольку разводы стали легким и обычным явлением, некоторые мужчины многократно разводились и женились вновь. Но Иисус предупреждал: «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (ст. 32). Если кто-то имеет достаточные знания, чтобы судить других, то он тем самым осуждает себя, поскольку знает достаточно, чтобы судить о своих собственных качествах.

Истина

А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? (2:2-3)

Слово «оида» переводится словом «знать» и означает осведомленность о том, что общеизвестно и очевидно. Как уже указывал Павел, даже язычники (неевреи) знали, что «делающие такие дела [грехи перечислены в Рим. 1:29-31] достойны смерти» (ст. 32). Тогда, конечно же, духовно более осведомленные евреи знали про «суд Божий на делающих такие дела».

Все, что делает Бог, по природе своей праведно и согласуется с истиной. Павел говорит: «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3:4), и «неужели неправда у Бога? Никак» (9:14). Бог не может делать то, что неправедно и говорить то, что неистинно. Давид говорил, что Господь «воссел на престоле, Судия праведный… Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (Пс. 9:5, 9). Другой псалмопевец торжествует, что Бог «будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13; ср. 144:17; ср. также Ис. 45:19). Искажения всегда существуют в человеческом восприятии, но никогда в Божьем.

Люди так привыкли к Божьему благословению и милости, что принимают это как само собой разумеющееся, не понимая, что они получают это только благодаря Божьему долготерпению и благосклонности. Бог был бы абсолютно справедлив, если бы предал смерти какого-то человека или всех людей. Но человеческая природа пользуется Божьей милостью, веря, что в конечном итоге все будет хорошо, поскольку Бог слишком добр и милосерден, чтобы послать кого-нибудь в ад. Один человек проницательно заметил: «В каждом есть какой-то тихий голос, который постоянно убеждает, что в конце концов все будет хорошо». Этот тихий голос исходит от падшей природы человека, которая постоянно пытается оправдать себя.

Павел строго предупреждает об ошибочности такой уверенности. Хотя он не знал никаких особенных непризнанных грехов за собой, он считал, что лучше не полагаться на несовершенное человеческое суждение, говоря: «Но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор. 4:3-4). Он знал, что восприятие каждого человека безнадежно искажено, и человек не может правильно оценить даже свое собственное духовное здоровье, не говоря уже обо всем остальном. «Посему не судите никак прежде времени, — продолжает апостол, — пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (ст. 5).

Мнение человека никогда полностью не согласовывается и истиной, поскольку он никогда не знает полной истины. Когда гордый моралист судит и осуждает других, в то же время считая себя угодным Богу, то это происходит только потому, что он делает выводы, основываясь на своей собственной искаженной точке зрения, которую низкая человеческая натура всегда изменяет в свою пользу.

Точка зрения и наказание Бога всегда совершенны. Поэтому Послание к Евреям предупреждает: «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13). Каждый грех, когда-либо совершенный отдельным человеком, изображается на экране перед Богом, и экран этот величиной в жизнь; ни одна подробность не ускользает от Его взгляда.

Каждый лицемер втайне надеется, что Бог почему-то будет судить его по более низким меркам, чем совершенная истина и праведность. Он знает достаточно, чтобы признать греховность своей души, но тщетно надеется, что Бог будет судить его таким же поверхностным образом, как думает о нем большинство других людей и он сам. Он играет в разновидность религиозной шарады, желая, чтобы его судили по его наружности, а не по истинной сущности. И поскольку большинство людей принимает его именно таким, каким он хочет казаться, то подобно большинству лицемеров, он надеется, что Бог поступит таким же образом. Но как предупреждал Бог Самуила: «Не смотри на вид его [Елиава] и на высоту роста его; …Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7).

«Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?» «Логизомаи» (предполагать) передает значение «подсчитывать» или «оценивать». (Это слово родственно слову «логика»). Моралист неверно оценивает свою собственную греховность и вину.

Дональд Грей Барнхауз современно и убедительно перефразирует этот стих: «Вы марионетка, неужели вы действительно думаете, что сможете пойти против воли Бога и выйти сухим их воды? У вас нет ни малейшего шанса. Выхода нет. — продолжает д-р Барнхауз. — Вы понимаете? Нет выхода никакого. И это означает, что вы, уважаемый человек, занимаетесь осуждением другого человека, а сами остаетесь нераскаявшимся» («Expositions of Bible Doctrines, vol. 2, God’s Wrath» [Grand Rapids: Eerdmans, 1953], стр. 18).

Лицемерный, самоправедный человек, который осуждает других за такие дела, которые делает и он сам, навлекает на себя еще большее наказание. Бог судит его не только за злые поступки, но и за лицемерие в самонадеянном осуждении других. Такие люди подобны «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матф. 23:27). «Вы глупы и обманываете сами себя, — говорит Ап. Павел, — если думаете, что избежите суда Божия».

Если человек не может избежать своего собственного осуждения, то как же он может избежать Божественного наказания? Если мы вынуждены осуждать себя сами, то насколько же сильнее святой Бог будет осуждать нас?

Сравнивая древних израильтян (которые слышали речь Бога через Моисея на горе Синай) с теми, кто слышал Благую весть Иисуса Христа (пришедшего с небес), Послание к Евреям гласит: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:25-29).

Поскольку израильтяне отказались слушать Бога, когда Он говорил им на земле о Своем законе, то это поколение погибло в пустыне. Насколько же большая ответственность тогда будет лежать на тех, кто пренебрег бесконечно более важным сообщением Благой вести?

Если «закон при служении ангелов» — это закон Моисея (см. Деян. 7:53) и «чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим вознерадевши о толиком спасении», когда оно предлагалось Единородным Сыном Божьим Иисусом Христом (Евр. 2:2-3)?

Единственный путь для любого человека (каким бы внешне нравственным и религиозным он не был) избежать Божьего наказания — это принять Иисуса Христа как Господа и Спасителя, получив по вере спасение, за которое Он умер на кресте, заплатив за наказание, заслуженное всеми.

Считается, что кочевые племена странствовали по территории древней Руси так же, как американские индейцы когда-то кочевали по Северной Америке. У племени, которое контролировало наилучшие земли для охоты, имевшие наибольшие природные ресурсы, был исключительно сильный и мудрый вождь. Он руководил не только из-за своей сверхъестественной физической силы, но и благодаря абсолютной честности и справедливости. После нескольких случаев воровства он заявил, что если вор будет пойман, то в наказание получит десять плетей от палача племени. Так как воровство повторялось, он постепенно увеличил количество плетей до сорока, наказания, которое, как все знали, только он один и мог вынести. Ко всеобщему ужасу оказалось, что вор — это старая мать вождя, и немедленно начались разговоры о том, подвергнет он ее объявленному наказанию или нет. Что возьмет верх: любовь, и он простит ее, или закон, и он подвергнет ее наказанию, которое означает ее смерть? Верный своим принципам, вождь приговорил мать к сорока плетям. Но будучи также верен любви к своей матери, он заслонил ее собой и сам принял наказание, к которому приговорил ее.

В неизмеримо большей степени Христос принял на Себя наказание за все грехи человечества.

Вина

Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (2:4-5)

Здесь Св. Дух через Павла подтверждает, что Бог судит на основе подлинной вины человека, вины общей для каждого человека, включая таких, как древние евреи, которые считали себя исключением из-за своих высоких нравственных норм, религиозной принадлежности или других внешних причин.

Сначала апостол предупреждает своих читателей не пренебрегать богатством благости, кротости и долготерпения Божия. Известный толкователь Метью Генри писал: «В каждом преднамеренном грехе — презрение к добродетельности Бога». Каждый намеренный грех пренебрегает и злоупотребляет Божьей благостью, кротостью и долготерпением.

Слово «катафронео» переводится как «пренебрегать». Оно буквально означает «плохо думать» о ком-то или чем-то или недооценивать истинное значение. Часто оно передает значение «пренебрежение» или даже «презрение».

Через пророка Осию Бог провозгласил Свою великую любовь к Своему народу, говоря: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего… Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих… Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» (Ос. 11:1, 3-4). «Но «народ Мой закоснел в отпадении от Меня, — сокрушается Господь, — и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно» (ст. 7). Кажется, что чем с большей милостью относился Бог к Израилю, тем больше тот злоупотреблял Божьей милостью и отвергал ее.

Без исключения, каждый живущий или каждый живший когда-либо человек испытал на себе благость, кротость и долготерпение Божье. Каждый вздох, который делает человек, каждый кусочек пищи, которую он ест, — это благодаря провидению Божьему. Бог — единственный источник благости и, следовательно, все хорошее и ценное, что имеет человек, дается милостивой рукой Бога.

Божья благость отражена в детях Его и составляет одно из свойств плода Св. Духа, которые должны проявлять верующие (Гал. 5:22). Кротость передает слово «аноке», что означает «сдерживаться», например, от применения наказания. Это слово иногда используется для обозначения перемирия, включающего прекращение враждебных действий между воюющими сторонами. Божья кротость к человечеству — это временное Божественное перемирие, которое Он милостиво провозгласил. «Долготерпение» переведено от слово «макротумиа», которое иногда использовалось в отношении обладающего властью правителя, который добровольно отказывался от мести врагу или от наказания преступнику.

До неизбежного момента наказания Божья благость, кротость и долготерпение распространяются на все человечество, поскольку Он не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Благость указывает на благо, которое дает Бог, кротость — на наказание, от которого Он воздерживается, а долготерпение — на продолжительность этих двух событий. Долгое время Господь добр и терпелив. Это всеобщая милость и провидение, которые Он дарует всему павшему человечеству.

Псалмопевцы радуются тому, что «милости Господней полна земля» (Пс. 32:5), тому что «милость Божия всегда» длится (Пс. 51:3), что Он совершает «чудные дела Его для сынов человеческих» (Пс. 106:8), тому, что Господь «благ и благодетелен» (Пс. 118:68) и что «благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:9).

Странно, но большинство людей воспринимают Бога как абсолютное добро. Вместо того чтобы признать Его милостивое предусмотрение, долготерпение и милосердие, они обвиняют Его в нечувствительности и нелюбви за то, что Он позволил случиться определенным событиям. «Как мог позволить Бог умереть этому маленькому ребенку?» — спрашивают они или «Почему Бог позволяет этому хорошему человеку страдать от боли и плохого здоровья и позволяет этому подлецу наслаждаться богатством и здоровьем?» Такие люди судят о Боге с несовершенной и извращенной человеческой точки зрения. Они неспособны признать, что если бы не Божья милостивая доброта и долготерпение, то ни один человек не был бы жив. Только Божья милость позволяет любому человеку сделать следующий вдох (Иов. 12:10).

Прежде чем Бог разрушил мир потопом, Он ждал 120 лет, давая людям возможность покаяться, пока Ной строил свой ковчег и призывал людей к покаянию через его проповедь праведности (2 Пет. 2:5). Несмотря на Его многочисленные предупреждения и продолжающийся мятеж Израиля, Господь ждал около 800 лет, прежде чем послал Свой народ в плен.

Вместо того чтобы спрашивать, почему Бог позволяет плохим событиям случаться с людьми, которые кажутся добрыми, нам следует спросить, почему Он позволяет событиям, которые кажутся добрыми случаться с людьми, которые явно злые. Мы могли бы спросить, почему Он не уничтожил многих других людей за их грехи, включая и христиан, как Он сделал это с Ананием и Сапфирой (Деян. 5:1-10). Нам следует удивляться, почему Бог не прикажет земле поглотить отступнический христианский мир, как Он это сделал с восставшим Кореей и его последователями (Числ. 16:25-32)? Причина в том, что Бог «с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы… явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим. 9:22-23).

Цель благости Божией состоит не в прощении людей в их грехах, а в приведении людей к осознанию их грехов и к покаянию. Слово «метаноиа» (покаяние) имеет основное значение переменить мнение о чем-либо. В нравственном и духовном аспекте это означает изменить мнение о грехе от любви к греху к отвержению его и обратиться к Богу за прощением (1 Фес. 1:9).

Человек, который по упорству и нераскаянному сердцу злоупотребляет Божьей благостью, кротостью и долготерпением, просто собирает себе гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога.

Упорство передается словом «склеротес», которое буквально означает «твердость, плотность» и от которого происходит медицинский термин «склероз». Атеросклероз означает закупоривание артерий. Такая физическая аналогия идеально отображает духовное состояние сердец, которые становятся безответными и нечувствительными к Богу. Но такое духовное состояние неизмеримо хуже, чем такое же физическое. Затвердение артерий может свести человека в могилу, но затвердение души приведет его в ад.

Св. Писание изобилует предостережениями против духовной окаменелости — бедствия, от которого постоянно страдал древний Израиль. Через Иезекииля Бог обещает Своему народу, что однажды «дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26). Иисус напоминал Своим еврейским слушателям, что «Моисей, по жесткосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими» (Матф. 19:8). Когда самодовольные фарисейские начальники еврейского народа ждали Иисуса, чтобы Он исцелил в священный день, и желали получить в этом предлог обвинить Его в нарушении законов, Он посмотрел «на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их» (Марк 3:5; ср. 6:52; 8:18; Иоан. 12:40). В каждом случае, обращаясь к Ветхому Завету, Послание к Евреям три раза предупреждает против ожесточения сердец к Богу (Евр. 3:8, 15; 4:7).

Упорный, нераскаянный отказ от Божьего милостивого прощения греха через Иисуса Христа — самый тяжкий из всех грехов. Поступать так значит многократно усиливать свою вину, пренебрегая Божьим великодушием, злоупотребляя Его благостью, оскорбляя Его милость, игнорируя Его благоволение и презрительно отказываясь от Его любви. Человек, поступающий так, увеличивает суровость Божьего гнева в день Божьего суда. Когда постоянно пренебрегают Божьей добротой, результатом будет неизбежное и заслуженное наказание.

«День гнева и откровения праведного суда от Бога» без сомнения означает суд у великого Белого Престола, после которого грешники всех времен и народов будут брошены в огненное озеро, где они встретятся с сатаной и другими приспешниками зла (Откр. 20:10-15).

Немецкий философ Гейне самонадеянно сказал: «Бог простит; в конце концов, это Его ремесло». Многие люди разделяют подобное предположение, хотя, возможно, и не заявляют об этом так грубо. Они берут у Бога все, что только могут, и продолжают грешить, думая, что Он обязан смотреть сквозь пальцы на их грех.

Современные люди с подозрением смотрят на Ветхий Завет, находя невозможным объяснить с чисто человеческой точки зрения кажущиеся грубыми и непоследовательными действия Бога, о которых там идет речь. Вот что писал лорд Платт в лондонской «Тайме» о выходе в свет нового перевода Библии на английской язык (3 марта 1970 г.): «Возможно, теперь каждый сможет понять написанное, и станет ясно, что же представляет собой Ветхий Завет — непристойная хроника жестокого обращения человека с человеком, а возможно, и того хуже — жестокости к женщине, человеческого эгоизма и алчности, поддерживаемых его обращениями к своему Богу; едва ли когда-либо существовала более ужасная история. Будем надеяться, что она, наконец, будет объявлена абсолютно неподходящей для этического воспитания школьников».

Кажется, что поверхностное изучение Ветхого Завета подтверждает эту мысль. Многие люди спрашивают, почему Бог уничтожил во время потопа целый мир, если не считать восьми человек? Почему Бог обратил жену Лота в соляной столб только потому, что она обернулась, чтобы посмотреть на Содом? Почему Он приказал Аврааму принести в жертву своего сына Исаака? Почему Он ожесточил сердце фараона, а затем наказал его за эту жестокость, убивая всех мальчиков в Египте? Почему Бог предписал в законе Моисея смертное наказание за 35 различных проступков? Почему Он приказал Своему народу полностью истребить население Ханаана? Почему Бог послал медведя убить 40 детей, насмехавшихся над пророком Елисеем? Почему Он немедленно убил Уззаха за попытку удержать ковчег завета от падения на землю, позволив в то же время жить многим чрезвычайно безнравственным и поклонявшимся идолам израильтянам? Почему Бог послал огонь, чтобы уничтожить двух сыновей Аарона, Надава и Авиуда за то, что они принесли неподходящее жертвоприношение, и в тоже время позволял многим безбожным священникам доживать до преклонных лет? Почему Он не взял жизнь Давида за совершение убийства и прелюбодеяния, оба из которых были смертными грехами по закону?

Мы удивляемся подобным вещам, только если сравниваем Его правосудие с Его милостью, а не с Его законом. Ветхий Завет должен быть понят с точки зрения творения. Бог заповедал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:16-17). Следовательно, с самого начала каждый грех предполагал наказание смертью.

Бог создал человека по образу и подобию Своему. Он создал человека, чтобы прославиться, излучать Свой образ и изъявлять Свой характер. Когда же человек восстал, поверив слову сатаны, а не Бога, то Бог имел полное право лишить человека жизни. Человек — творение Бога. Он не создал себя сам и не может сохранить себя сам. Все, что он имеет, он имеет благодаря Божьему милостивому предусмотрению.

Хотя Адам и Ева по справедливости заслуживали смерти за то, что вкусили запретный плод, они вместо этого испытали Божью милость. И в это время вступил в силу замысел спасения, поскольку было необходимо, чтобы кто-то взял на себя смертное наказание за грех, который заслужили Адам и Ева и все последующие грешники. Принимая во внимание эти обстоятельства, становится ясно, что требование смертной казни только для 35 проступков, как это предусмотрено законом Моисея, не было жестоким и неожиданным наказанием, а удивительным умалением Божьей строгости и Его наказания.

Если сравнивать с исходными условиями, то Ветхий Завет полон Божьего терпения и милости как к язычникам, так и к избранному народу Израиля. Даже в случае тех проступков, для которых определена смертная кара, Бог часто не требовал ее исполнения. Когда прелюбодеяние стало распространенным явлением в Израиле, то вместо того, чтобы требовать смерти для каждого нарушающего супружескую верность, Бог разрешил развод, как милостивую альтернативу (Втор. 24:1-4). Даже беглого чтения Ветхого Завета вполне достаточно, чтобы понять: Бог милостиво пощадил намного больше грешников, чем уничтожил (и пример тому Давид). Время от времени Бог забирал чью-то жизнь, чтобы напомнить людям, что заслуживают все грешники. Такие случаи кажутся бессистемными, поскольку они не имели прямого отношения к определенным грехам или степени греховности, но они служат примером того, чего заслуживают все грехи и любые уровни греховности.

Даже во времена Ветхого Завета люди настолько привыкли к Божьей милости, что воспринимали ее как должное. Они настолько привыкли к тому, что их не наказывают так, как они того заслуживают, что начали думать, что вообще находятся выше наказания. Поэтому христиане иногда обижаются, когда оказывается, что Бог не так благосклонен, как Он должен, по их мнению, быть. Они испытывают шок при мысли, что Он действительно наказывает людей за их грехи.

И если бы Бог иногда не налагал заслуженного наказания, не давая незаслуженной милости, то трудно предположить, насколько больше мы злоупотребляли бы Его добротой и оскорбляли Его милость. Если бы Он периодически не напоминал о последствиях греха, мы бы совершенно спокойно злоупотребляли Его милостью. Павел сделал Коринфским верующим здравое напоминание:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:1-11).

Мы должны каждый день благодарить Господа за то, что Он так терпелив и милосерден к нам, прощает нам многие грехи, за которые, даже будучи Его детьми, мы заслуживаем Его справедливого наказания. Основной вопрос не в том, «почему некоторые люди страдают или умирают?», а в том, «почему хоть кто-то жив?»

Когда некоторые евреи спросили Иисуса «о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их», Он ответил: «Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13:2-5).

Очевидно, что те, кто задавал вопрос Иисусу, думали, что молящиеся, убитые Пилатом, и люди, погибшие в катастрофе с башней, были исключительно закоренелыми грешниками и были наказаны Богом. Иисус ясно опроверг их предположения, сказав, что эти несчастные жертвы были не более греховны, чем другие евреи. Более того, Он предупредил задававших вопросы, что каждый из них заслуживает смерти и в конце концов, будет ею наказан, если не раскается и не обратится к Богу.