13. Преимущество быть иудеем

Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых (3:1-8)

Трагическая история еврейского народа не дает повода считать, что существует преимущество в том, чтобы быть евреем. Несмотря на то, что они прекрасная часть рода человеческого и избраны Богом, их история — это сага о рабстве, лишениях, войнах, преследованиях, клевете, плене, изгнании и унижениях.

В течение четырехсот лет они были рабами в Египте, и когда Бог чудесным образом освободил их, они сорок лет скитались по бесплодной пустыне, пока не умерло целое поколение. И когда в конце концов они ступили на землю, которую Бог обещал им, то вынуждены были воевать за каждый метр этой земли и продолжают воевать, защищая то, что получили. Через несколько сотен лет гражданская война разделила народ. Северное царство, в конечном счете, было почти полностью уничтожено Ассирией, а оставшиеся в живых люди захвачены в плен. Позднее Южное царство было покорено и на семьдесят лет изгнано в Вавилон, после чего некоторым из изгнанных было позволено возвратиться в Палестину.

Вскоре после того, как евреи возродили свою землю, они были захвачены Грецией, и деспотический Антиох Епифан пировал в оскверненном им храме, уничтожая жертвоприношения и убивая священников. Под римским правлением им было не лучше. Десятки тысяч еврейских повстанцев были публично распяты, а во времена Ирода Великого огромное количество еврейских младенцев мужского пола было убито из-за его безумной зависти к Младенцу Христу.

А в 70-м году Р.Х. римский генерал Тит Веспасиан выполнил приказ цезаря и полностью разрушил Иерусалим, храм и уничтожил большинство жителей. Согласно Иосифу Флавию, более миллиона евреев всех возрастов были безжалостно убиты и около ста тысяч тех, кто спасся, были проданы в рабство или посланы в Рим умирать в гладиаторских играх. За два года до этого язычники убили в Кесарии двадцать тысяч евреев и еще большее количество продали в рабство. В то же самое время жители Дамаска в один день перерезали горло десяти тысячам евреев.

В 115 году Р.Х. евреи Киринеи, Египта, Кипра и Месопотамии восстали против Рима. Когда восстание было подавлено, император Адриан разрушил 985 городов в Палестине и убил по меньшей мере 600 тысяч еврейских мужчин. Многие тысячи погибли от голода и болезней. Так много евреев было продано в рабство, что цена сильного раба мужского пола упала до цены коня. В 380 году император Феодосии Первый издал юридический кодекс, в котором объявил евреев низшей человеческой расой, выразив демоническую идею, которая была широко распространена в Европе более тысячи лет и продолжает существовать во многих частях мира даже в наши дни.

В течение двух столетий Византийская ветвь разделенной Римской империи угнетала евреев. Император Гераклит изгнал их из Иерусалима в 628 году и позже пытался истребить их. Лев Ассирийский поставил их перед выбором: обратиться в христианство или быть изгнанными из государства. Во время первого крестового похода, который начался в 1096 г. с целью отвоевания Святой Земли у турков-оттаманов, крестоносцы на своем пути в Палестину уничтожили бесчисленное количество евреев. Многие евреи были затоптаны конями крестоносцев. Эта бойня конечно же была совершена во имя христианства.

В 1254 году король Людовик Девятый изгнал всех евреев их Франции. Хотя многие из них позже вернулись в страну, Филипп Справедливый снова изгнал сто тысяч евреев в 1306 году. В 1492 году евреи были изгнаны из Испании, как раз тогда Колумб начал свое первое путешествие через Атлантику, а спустя четыре года они были изгнаны также и из Португалии. Вскоре для них была закрыта большая часть Западной Европы за исключением лишь нескольких районов в Северной Италии, Германии и Польше. Хотя французская революция изменила положение многих евреев, злобный антисемитизм продолжал доминировать в большей части Европы и в России. В 1894 году из-за растущего антисемитизма во французской армии еврейский офицер по имени Дрейфус был несправедливо обвинен в измене, и это обвинение было использовано как предлог, чтобы изгнать из армии всех евреев, занимавших высокие посты.

Когда большое число влиятельных евреев задумались о восстановлении отечества в Палестине, родилось сионистское движение. Его первый конгресс состоялся в Базеле, в Швейцарии в 1897 году. К 1914 году в Палестине поселились около 90 тысяч евреев. Во время не имеющей аналогии нацистской резни в первой половине 1940-х годов было уничтожено, по крайней мере, шесть миллионов евреев, и в этот раз скорее по расовым, чем по религиозным мотивам.

Хотя в американском обществе антисемитизм редко выражается столь открыто, во многих странах мира евреи все еще страдают по той лишь причине, что они евреи. Итак, с чисто исторической точки зрения евреи находятся среди самых многострадальных народов.

Но евреи не только имели мало социальной и политической безопасности. В Рим. 2:17-20 Павел заявляет, что хотя они избранный и благословенный Богом народ, им даже не гарантирована духовная безопасность ни по физическому происхождению, ни по духовному наследию. То, что они потомки Авраама, знают Божий закон и обрезаны, не гарантирует им места на небесах. Фактически это не защищает евреев от Божьего наказания. Эти благословения накладывают на них большую ответственность за непослушание Господу.

Разрушив ложные надежды на безопасность, на которую полагается большинство евреев, Павел предвидит сильные возражения, которые могут высказать его еврейские читатели. Истину, которую он излагает в Послании к Римлянам, он прежде провозглашал много раз в различных местах, и он знает, какими могут быть наиболее распространенные возражения в Риме.

С самого начала своего служения Павел сталкивался с еврейскими критиками. Например, когда Павел привел четырех еврейских христиан в храм, чтобы дать обет, начальники схватили его и кричали собравшейся толпе: «Помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего» (Деян. 21:28). Это произошло потому, что христианские старейшины в Иерусалиме убедили его взять четырех человек в храм для очищения, думая, что такой поступок убедит иудейских начальников, что Павел не отвергает учение Моисея (см. ст. 21-24).

Павел сказал в свою защиту перед царем Агриппой:

«Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния. За это схватили меня Иудеи в храме и покушались растерзать. Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет» (Деян. 26:19-22).

Апостол не учил, что еврейское наследие и обряды закона Моисея не важны. Они обладали огромной важностью, поскольку были даны Богом. Но их никогда, и в дни Павла тоже, не было достаточно для удовлетворения Божественных норм праведности. Они приносили евреям большие духовные преимущества, но не обеспечивали духовной безопасности.

После своего обращения Павел, бывая в Иерусалиме, продолжал поклоняться Богу в храме и придерживался нравственного учения, содержащегося в законе Моисея. Он лично обрезал Тимофея, который был евреем по линии матери, в знак уважения к иудеям из Галатии (Деян. 16:1-3). Как отмечено в Деян. 21:24-26, Павел даже продолжал следовать многим обрядовым обычаям и раввинским правилам, чтобы не нанести обиды привыкшим к этому евреям.

Но сущностью его проповедей было то, что ни одно из этих внешних действий не имеет никакой пользы с точки зрения спасения, и что человек может угодить Богу только через веру в Его Сына Иисуса Христа. Истину о спасении только по Божьей милости, приходящей через веру, неверующие иудеи находили неприемлемой, поскольку она показывала бесполезность их традиций и лицемерие показной преданности Богу.

Самодовольные, уверенные в своей правоте евреи не выносили никаких нападок на их предполагаемую безопасность, полученную от Авраама, и их законничество. Из всех этих примеров апостол понял, что неверующие евреи будут всегда обвинять его в учении против избранного Богом народа, против Божьих обещаний Его народу и против Божьей непорочности. Вот три обвинения, которым он противостоит в Рим. 3:1-8.

Протест против нападения Павла на Божий народ

Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие (3:1-2)

Критики Павла постоянно обвиняли его в том, что он проповедует, что будто Божье призвание Израиля как Его особого народа утратило смысл. Если бы это было так, то значит апостол хулит саму репутацию и чистоту Бога.

Павел знал, какие вопросы зададут ему некоторые евреи в Риме после того, как прочтут или услышат первую часть его послания. «Если наше еврейское наследие, наше знание и учение закона Моисея, наше следование таким еврейским обрядам, как обрезание, не делают еврея праведным перед Богом, — будут удивляться они, — то какое же преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания?»

Многие места из Св. Писания придут им на ум. Перед тем, как дать Израилю десять заповедей, Бог сказал: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Моисей писал об Израиле: «Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней; но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов» (Втор. 10:14-15). В той же книге Моисей писал: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (14:2). Псалмопевец радовался: «Ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою» (Пс. 134:4). Через Исайю Бог провозглашал об Израиле: «Этот народ я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Ис. 43:21).

Из-за этих и бесчисленного количества других мест в Ветхом Завете, свидетельствующих об уникальном призвании и благословении Израиля, многие евреи пришли к выводу, что быть евреем само по себе означает быть угодным Богу. Но как указал Павел, быть физическим наследником Авраама не значит быть его духовным наследником. Если они не имеют знака Божьего Духа в своих сердцах, внешний знак обрезания плоти ничего не значит (Рим. 2:17-29).

Тем не менее, продолжает Павел, преимущество быть евреем велико во всех отношениях. Хотя это не приносит спасения, но дарует многие привилегии, которых не имеют неевреи. Позже в послании Павел говорит своим читателям, и когда он писал это, на его глазах без сомнения были слезы: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти» (9:3-5).

Иудеи были приняты Господом как Его дети, с которыми Он заключил несколько особых договоров. Он дал им Свой святой закон и обещал, что через них придет Спаситель мира. Еврейский народ в самом деле был особенным в глазах Бога. Бог благословлял, защищал и избавлял его, как никакой другой народ на земле.

Но большинство иудеев уделяли мало внимания отрицательной стороне данного им Божьего откровения. Он провозгласил об Израиле: «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам. 3:2). С большими привилегиями приходит и большая ответственность.

В притче о брачном пире Иисус сравнил Царство Божие с пиром, данным царем, чтобы отметить женитьбу сына. Несколько раз посылал он гонцов пригласить гостей, сообщая, что пир уже готов, но каждый раз его приглашением пренебрегали. Некоторые даже били и убивали гонцов. Разгневанный царь послал воинов, чтобы уничтожить убийц и предать огню их города. Затем он послал других гонцов, чтобы пригласить в свое царство на пир каждого, невзирая на его положение и богатство (Матф. 22:1-9).

В этой притче Израиль изображен как первый и наиболее знатный гость, который был приглашен, чтобы отпраздновать приход Божьего Сына, искупившего мир. Но когда большинство иудеев отвергли Иисуса как Мессию, Бог открыл дверь для язычников, которых гонцы царя находили на дорогах и улицах. На наш взгляд, посетившие пир гости, — это Церковь: все люди, которые признают Христа как Божьего Сына и принимают Его как Господа и Спасителя.

Через Исайю Господь сокрушался об Израиле: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозди, он принес дикие ягоды?» (Ис. 5:4). Ответ конечно же в том, что Бог не мог сделать ничего большего для Своего народа. Он даровал им все мыслимые благословения и преимущества.

Рассматривая более конкретно их преимущества, Павел говорит своим возможным еврейским критикам, «что им вверено слово Божие». «Логион» (предсказания) — это уменьшительное от «логос», что как правило переводится как «слово». «Логион» обычно обозначает важное высказывание или сообщение, в особенности сверхъестественного характера.

Хотя «предсказания» — это правильный перевод, но он несет в себе ассоциацию с языческими обрядами, что кажется неприемлемым в данном контексте. Во многих языческих верованиях тех времен медиумы и ясновидцы делали оккультные предсказания будущего и другие сообщения из мира духов, то есть совершали сверхъестественные «предсказания». Наблюдая движение рыб в аквариуме, переплетение змей в яме или слушая голоса каких-то птиц, предсказатели судьбы якобы предвидят такие вещи, как успех или неудача в каком-либо деле, военная победа или поражение, счастливый или несчастливый брак.

Такой смысл совершенно не подходит к тому, как Павел употребил слово «логион» в этом месте. Павел считал, что евреям вверено слово единого истинного Бога; при этом он ссылается на весь Ветхий Завет (ср. Втор. 4:1-2, 6:1-2). Божьи откровения о Себе и о Своей воле были вверены евреям, и это дало им неизмеримо большие привилегии и огромную ответственность.

Трагично, что евреи сфокусировали свое внимание только на привилегиях и забыли об обязанностях. На протяжении одного периода своей истории они положили в неподходящее место и потеряли письменное свидетельство Божьего закона. Только когда во время восстановления храма книга была найдена Хелкией, первосвященником, евреи снова, на короткое время царствования благочестивого царя Иосии, начали почитать Божьи заповеди и соблюдать Его обычаи (см. 2 Пар. 34:14-33).

За много столетий до Павла, начиная с периода Вавилонского пленения, почитание евреями созданных людьми раввинских преданий и толкований намного превосходило их почитание Слова, написанного Господом.

Религиозные лидеры в дни Иисуса были преисполнены гордости, считая себя знатоками Св. Писания. Но когда саддукеи пытались поставить Иисуса в тупик, задав гипотетический вопрос о браке на небесах, Он ответил им с упреком: «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?» (Марк 12:24).

Господь заявил толпе неверующих евреев в Иерусалиме: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:39). В притче о богаче и Лазаре богатый человек умирает и попадает в ад. Оттуда он взывает к Аврааму, прося послать специального гонца, чтобы сообщить его братьям путь к спасению. Но Авраам отвечает: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лук. 16:29). Другими словами, Ветхий Завет содержит все истины, в которых нуждается любой еврей (или любой язычник), чтобы спастись. Иудеи, которые истинно веруют в Св. Писание, признают Иисуса Сыном Божьим, поскольку Он — центр как Ветхого, так и Нового Заветов, но большинство иудеев предпочитали следовать традициям раввинов и старейшин, а не Св. Писаниям, «которые могут умудрить… во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15).

Подобный подход на протяжении всей истории характерен для многих христиан. Учения и нормы конфессий, групп или сект часто умаляют значение или даже совершенно противоречат Божьему откровению, содержащемуся в Библии.

Принадлежность к христианской церкви подобна положению еврея по Ветхому Завету. Внешнее отождествление себя с теми, кто считает себя Божьим народом, даже если они искренние верующие, сама по себе не дает неверующему преимущества. Но такой человек имеет преимущество перед другими неверующими, если в церкви он слышит Слово Божье. И если он не использует это преимущество, он усугубляет свою вину и наказание в сравнении с тем случаем, если бы он никогда не слышал Благую весть. «Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда» (Евр. 10:26-27; ср. 4:2-3).

Обвинение в нападках на Божии обетования

Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем (3:3-4)

Следующее обвинение, которое предвидел Павел, состояло в том, что его учение упраздняет Божьи обещания Израилю. Как известно каждому изучающему Ветхий Завет, Бог дал много обетовании Своему избранному народу. Но как же тогда может Павел утверждать, что еврей не может быть уверенным в этих обещаниях?

В ответе Павла отражен и явный, и неявный смысл учения, содержащегося в еврейских Св. Писаниях. Бог никогда не обещал, что любой еврей, даже самой чистой линии наследования, происходящей от Авраама или от любого другого великого святого Ветхого Завета, может претендовать на выполнение обещаний без покаяния и веры в Бога, выражающейся в покорности, исходящей из сердца.

Исайя в 55:6-7 дает очень хорошую иллюстрацию призыву к такой смиренной вере: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».

Также как и в упомянутом выше тексте Ам. 3:2, многие самые важные Божьи обетования сопровождались очень строгими предостережениями. И большинство обетовании содержали условия, состоявшие в вере и покорности Его народа. А те немногие обетования, которые не содержали условия, относились к Израилю в целом, а не к отдельным иудеям (см., например, Быт. 12:3; Ис. 44:1-5; Зах. 12:10).

Следовательно, апостол частично соглашается с критиками, говоря: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?» Его оппоненты были абсолютно правы, защищая правдивость Господа. Независимо от того, как люди реагируют на Его обещания, Он совершенно последователен в выполнении Своего слова.

Имеющаяся в богословии завета идея о том, что Церковь заменила Израиль в Божьем замысле искупления, ненамеренно предполагает несоблюдение Господом Его безусловных обещаний, данных Израилю. Из-за отказа Израиля признать Иисуса Христа Мессией Бог отложил выполнение Своих обещаний об искуплении и восстановлении Израиля как народа. Но Он не отказался (и в силу Своей Божественной природы не мог отказаться) от этого обещания. Например, Его предсказание о том, что однажды «на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили» (Зах. 12:10), не относится к Церкви. И поскольку такого возрождения никогда не случалось в истории Израиля, то либо ложно предсказание, либо оно еще будет выполнено.

Далее в послании Павел подтверждает, что Бог не отверг Свой народ Израиль (Рим. 11:1). А несколькими стихами позже он провозглашает: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (Рим. 11:25-27). Чтобы его правильно поняли, когда он называет Церковь новым Израилем, Павел прибавляет: «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божий ради отцов. Ибо дары и призвание Божий непреложны» (ст. 25-29).

Национальное спасение Израиля неизбежно настолько, насколько непреложны Божьи обещания. Но такая определенность будущего дает каждому иудею не больше гарантий спастись, чем большинству язычников.

Ошибка критиков Павла заключалась в том, что они верили: Божьи безусловные обещания Израилю прилагаются ко всем иудеям во все времена. Но Павел объяснил в 6-ом и 7-ом стихах 9-ой главы: «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все те дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): «В Исааке наречется тебе семя».

Критики были правы, утверждая, что Бог не может взять обратно данное однажды слово. И если благословенные обещания не реализовались, то это произошло потому, что Его народ не был верен и не соблюдал условия обещаний. Но их неверность не может помешать спасению, которое Бог в конце концов даст нации, которой Он это обещал.

Но еще более глубокая истина заключается в том, что вопреки надеждам большинства иудеев Бог никогда не предлагал спасения на основании наследия, обрядов, добрых дел или чего-нибудь другого, кроме веры. Поэтому Павел ставит риторический вопрос: «Тот факт, что евреи, которые были неверны, лишились права на обетованные Богом благословения и на наследование Божьего царства, не уничтожит ли верность Божию?» Его спасение придет однажды к Израилю, когда весь Израиль спасется.

Отвечая на свой собственный вопрос, он восклицает: «Никак». Выражение «мегеноито» (никак) было самой сильной греческой фразой, передающей отрицательное значение и обычно обозначающей невозможность чего-либо. Павел говорит: «Конечно же, Бог не может быть неверным Своим обещаниям или любым другим обязательствам».

Бог правдив, а всякий человек лжив. И если кто-либо из живущих заявляет, что Бог неверен, то Бог окажется правдив, а этот человек лжив.

Обращаясь как всегда к Св. Писанию, Павел цитирует псалом великого покаяния, написанный Давидом, наиболее прославленным и любимым царем, с престола которого однажды будет править Мессия. Как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» (см. Пс. 50:6). Поскольку Бог совершенен и Сам мерило добродетели и истины, то Его Слово правдиво само по себе и Его наказание праведно. Глупо ожидать, что Господь неба и земли может не выступить против греха или искаженного представления о Нем людей или сатаны.

Обвинение в нападках на святость Бога

Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых (3:5-8)

Третье обвинение, которое предвидел Павел, состояло в том, что его учение якобы посягало на чистоту и святость Бога. Аргументы его критиков могли быть такими:

«Если Бог прославляется грехами Израиля, будучи верным Себе вопреки неверности Его избранного народа, то тогда грех прославляет Бога. Иными словами, Павел, ты говоришь, что то, что Бог строго запрещает, на самом деле приносит Ему славу. Ты говоришь, что Бог подобен торговцу, который кладет дорогое золотое украшение на кусок черного бархата так, что контраст заставляет золото казаться еще более изящным и прекрасным. Ты утверждаешь, что Бог использует человеческие грехи, чтобы принести славу Себе, а это богохульство. Ты ставишь под сомнение праведную чистоту Бога. Но не только это. Если человеческая неправда открывает правду Божию, то что скажем о Божьем наказании? Если то, что ты говоришь, правда, то почему Бог наказывает грех? Не будет ли Бог несправедлив, когда проявляет гнев?»

И снова, чтобы его читатели не решили, что он выражает свою собственную точку зрения, Павел немедленно прибавляет: «Говорю по человеческому рассуждению», то есть в соответствии с логикой обыкновенного человека. В действительности он говорил: «Не подумайте, что я верю в такие глупости. Я лишь перефразирую обвинения, которые часто выдвигают против меня».

Чтобы усилить отрицание, он снова повторяет: «Никак». Ясно, что Бог не поощряет и не мирится с грехом, чтобы прославить Себя, ибо «иначе как Богу судить мир?»

Если евреи и знали что-то о Боге, так это то, что Он совершенный судья. С самого начала Ветхого Завета Его называют «судия всей земли» (Быт. 18:25). Псалмопевцы многократно называли Его судьей (см., например, Пс. 49:6; 57:12; 93:2). Главной темой фактически всех пророков было Божье наказание в прошлом и настоящем, близкое и находящееся в далеком будущем. Точка зрения Павла состоит в том, что Бог не имел бы возможности для справедливого, праведного наказания, если бы Он смотрел на грех сквозь пальцы.

В ст. 7 и 8 апостол снова говорит о ложных обвинениях в его адрес, правда в несколько иной форме. «Вы утверждаете, что я говорю: «Если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?»

Это ясное обвинение в антиномизме (пренебрежении Божьего закона) в самом худшем виде. Критики обвиняли Павла в том, что он учит, что человек тем греховнее, чем более он прославляет Бога; что человек тем более неверен, чем более верным кажется; тем более лжет, чем более он восхваляет Божью правдивость.

Это не были какие-то гипотетические искажения, как Павел поясняет далее: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим?» Очевидно, враги Павла многократно обвиняли его в том, что его благовествование о спасении по благодати через веру не только подрывает закон Божий, но дает право безнаказанно грешить. Фактически, они обвиняли его в том, что он говорит, будто в глазах Бога грех так же приемлем, как и праведность, если не больше.

Хотя книжники и фарисеи были грешны и лицемерны до мозга костей, они любили осуждать других даже за самые незначительные нарушения закона Моисея и раввинских традиций.

Их религией было фарисейство, и идея о Божьей благодати была для них проклятием, поскольку в корне подрывала веру в праведное поведение, на котором основывалась их надежда.

Подобное фарисейство характерно и для иудействующих, евреев, обратившихся в христианство и утверждавших, что христиане должны придерживаться всех законов Моисея и всех обрядов. Их обвинения против Благой вести Павла о благодати фактически совпадали с теми, которые предъявляли книжники и фарисеи. Следовательно, апостол подвергался сходным нападкам и в церкви, и извне. По-видимому, Павел адресовал свои объяснения как иудейским начальникам (вовне), так и иудействующим (вовнутрь).

Одна из наиболее характерных черт падшей человеческой натуры — это удивительная способность оправдывать грех. Даже маленькие дети очень сообразительны, когда объясняют причины, побудившие их совершить плохой поступок. В сущности, именно в этом критики обвиняли Павла — оправдание греха, потому что он якобы прославляет Бога.

Позже в послании Павел детально рассматривает подобную проблему. Сказав, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать», он сразу же делает замечание, чтобы предотвратить неправильные выводы, к которым могли бы прийти многие люди. «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак» (Рим. 5:20-6:1-2). Со всей силой, на которую он только был способен, апостол отверг обвинения в том, что он смотрит сквозь пальцы на любой грех. Менее всего он был склонен оправдывать грех при помощи ложных и мерзких аргументов, что это будто бы приносит славу Господу.

Возможно, некоторые критики Павла ошибочно связывали его учение, например, с такими бесчинниками, которые запятнали церковь в Коринфе. Ап. Иуда писал, что «вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 4).

Для христианина жить в постоянном нераскаянном грехе — это явный признак того, что он не спасен. Быть христианином значит находиться под властью Иисуса Христа и искренне желать служить Ему. Как неоспоримо доказал Ап. Иуда, человек, который пытается оправдать свой грех, злоупотребляя Божьей милостью, нечестив и отрицает Христа (ст. 4).

Заключительный ответ Павла своим клеветникам-критикам был кратким, но острым. Хотя Павел ни в коей мере не был виновен в проповеди антиномий, он полностью согласился с тем, что делающие это заслуживают наказания. Павел сказал: «Праведен суд на таковых».