16. Как Христос умер за Бога

Для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (3:25б-31)

Среди наиболее очевидных черт современного общества — себялюбие, выраженное в сосредоточенности на самом себе, эгоизме, самодовольстве и стремлении угодить себе. Люди поглощены своими собственными чувствами, своими собственными желаниями, своим имуществом и благосостоянием.

Печально, но себялюбие нашло свое воплощение в христианстве и почти стало отличительным признаком некоторых якобы евангельских церквей и организаций. Христа представляют, как ответ на все вопросы, источник мира и наслаждения, успеха и счастья, как Единственного, Кто делает жизнь ценной и спасает от ада.

С истинно Библейской точки, зрения Христос — ответ на человеческие нужды, первая из которых — спасение от греха. И это несомненная истина. Конечно же, жизнь в Христе — единственный способ избежать ада. Конечно же, спасение касается человека. Также очевидно и то, что это наибольшее благословение, которое может быть получено человеком, единственное великое благословение, без которого все остальные не имеют никакого значения.

Но в соответствии со Св. Писанием, спасение сосредоточивает внимание не на человеке, а на Боге. Божье Слово ясно говорит, что главная цель спасения — прославить Бога. «Все Им и для Него создано», — напоминает нам Павел (Кол. 1:16). Псалмопевец восклицал: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9). Вот что постоянно должно быть криком сердца каждого верующего.

Поскольку Бог — единственный и истинный Бог, Создатель и Вседержитель вселенной, источник и мера всего, то лишь Он Один имеет право быть прославленным. Лишь Ему Одному люди имеют право поклоняться и лишь Им восторгаться.

Через Исайю Бог сказал: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; …нет иного Бога кроме Меня, — Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Ис. 45:5, 21-23).

Поскольку Бог — наш Владыка Господь, Павел убеждает верующих почитать и прославлять Его даже в самых маленьких и самых земных делах. «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Истинная цель нашего существования — прославлять Бога. Вместо того чтобы быть снедаемыми нашими собственными интересами, чувствами и благосостоянием, нам следует посвятить себя удивительной привилегии жить, молясь Богу и восхваляя Его. Во всем, что мы делаем, мы прежде всего должны искать Царство Божье и Его праведность (см. Матф. 6:33).

В своей книге «Наше преступное молчание» Джон Стотт рассказывает, что наилучшим известным ему примером человека, целиком поглощенного восхвалением Бога, был Генри Мартин:

«Хотя он был лауреатом Кембриджского университета в области математики, а затем стипендиатом колледжа Св. Иоанна, он оставил свою академическую карьеру и принял духовный сан. Два года спустя 16 июля 1805 года он отплыл в Индию. «Дайте мне сгореть за Бога», — восклицал он в Калькутте, где он жил в покинутом индусском храме. И когда он видел людей, распростершихся перед своими идолами, он писал: «Они вселили в меня больше ужаса, чем я могу выразить».

Позже он переехал в Ширас и целиком ушел в перевод Нового Завета на персидский язык. Многие мусульманские посетители приходили, чтобы увидеть его и увлечь религиозным разговором. Его традиционная безмятежность нарушалась лишь тогда, когда кто-нибудь оскорблял его Господа. Однажды было высказано мнение, что «принц Абба Мирза убил так много христиан, что Христос с четвертого неба тянул за подол Магомета, чтобы упросить его прекратить это». Это была поражающая воображение выдумка. Христос преклонил колени перед Магометом. Как будет реагировать Мартин? «Это богохульство задело меня до глубины души». Видя его замешательство посетитель спросил, что же его так оскорбило. Мартин ответил: «Я не мог бы вынести существования, если бы не прославлял Иисуса; если бы Его всегда так оскорбляли, то это было бы для меня адом». Его мусульманский посетитель снова удивился и снова спросил, почему. «Если бы кто-нибудь выколол тебе глаза, — ответил Мартин, — то не нужно было бы говорить, почему ты ощущаешь боль, — это чувство. Поскольку я с Христом, твои слова очень ранят меня» ([Grand Rapids: Eerdmans, 1969], стр. 21-22).

Здесь мы видим человека, который мог безропотно жить в самых неподходящих условиях, но сердцу которого приносило боль языческое окружение, поносящее его Господа.

Вне сомнения, Давид ставил Господа выше всего, поскольку он мог правдиво заявить: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс. 15:8). Несмотря на его грехи и проступки, Бог всегда был главным в его жизни.

Дух мирского себялюбия — это, пожалуй, главная причина того, что христиане ненастойчивы в свидетельстве погибающим. Это потому, что церковь большей частью не идет в мир с Благой вестью Иисуса Христа. Христианин, который озабочен прежде всего своим собственным комфортом и благословениями, даже если это духовные благословения, не ставит Бога на первое место. Следовательно, его жизнь не направлена на выполнение Великого Божьего Повеления.

Летом 1865 года Хадсон Тейлор был очень озабочен судьбой Китая. Его биограф сообщает, что он был также очень обеспокоен церковью в Брайтоне, в Англии. Оглядывая собравшихся в церкви прихожан, он видел ряды процветающих бородатых торговцев, лавочников, гостей; притворно застенчивых жен в капорах и кринолине, вычищенных детей, приученных скрывать свое нетерпение; атмосфера самодовольной набожности вызывала у него отвращение. Он схватил свою шляпу и вышел.

«Будучи не в состоянии видеть собрание тысячи или даже более христиан, наслаждающихся своей собственной безопасностью, в то время как миллионы людей погибали от недостатка знания, я, испытывая сильное духовное страдание, один бродил по песку». И там на берегу он молился о «двадцати четырех добровольных умелых тружениках» (Stott, стр. 24).

Благодаря этой молитве, в конце концов, появилась «Китайская внутренняя миссия». Благодаря этой и подобным ей миссиям, сегодня в Китае насчитывается от двадцати пяти до, возможно, пятидесяти миллионов верующих и это несмотря на официально атеистическое правительство страны.

Бог мог употребить таких людей, как Генри Мартин и Хадсон Тейлор, поскольку их внимание было направлено на Божьи интересы, а не на свои собственные.

Спасение — это первый и главный способ прославления Бога. То, что оно избавляет людей от ада и дает вечную жизнь, — удивительный и замечательный сам по себе факт. Кроме того, оно прославляет Бога. Крест Иисуса Христа имел самое глубокое влияние на человечество, давая путь искупления. Но Бога прославляет прежде всего смерть Иисуса на кресте. Он прославлял Бога во время Своего земного служения, что дало Ему возможность сказать Своему небесному Отцу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоан. 17:4).

Ап. Павел пишет, обращаясь к каждому верующему:

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:5-11).

Даже когда мы думаем о небесах, то имеем склонность акцентировать внимание на тех великих благословениях и радости, которые мы будем иметь там. Но Господь впускает верующих на небо прежде всего для того, чтобы они могли славить Его вечно. С этой целью человек был создан, и это будет вечной целью всех, кто воссоздан Божьей милостью через веру в Его Сына.

Умирая, Девид Брейнерд сказал: «Мое небо — это угождать Богу и прославлять Его, отдавать Ему все и быть абсолютно преданным Его славе. Я иду на небо не для того, чтобы быть выше, а чтобы воздавать славу Богу. Важно не то, какое место буду я иметь на небесах — высокое ли, низкое ли — но важно жить, принося радость Богу и прославляя Его» (Jonathan Edwards, «The Life of David Brainerd» [Grand Rapids: Baker, 1980 reprint], стр. 330-31).

Конечно же, на небе будет неописуемое блаженство, но даже это блаженство будет вечным свидетельством милости и славы Бога.

Тема Послания к Римлянам и сущность Евангелия — это учение об оправдании исключительно через веру, как ответ на Божью милость. Это учение знало периоды заката, но снова и снова возрождалось на протяжении всей истории Церкви. Оно страдало от преуменьшения и преувеличения, а возможно, наиболее часто его просто отвергали. Оно было в центре учения раннехристианской Церкви, занимало центральное место в протестантской Реформации, возглавляемой такими праведными вождями, как Мартин Лютер и Жан Кальвин. И сегодня эта доктрина занимает центральное место в учении каждой церкви, которая верна Божьему Слову. Церковь может истинно представлять Благую весть Иисуса Христа, когда она понимает и провозглашает оправдание через веру.

Рассматриваемый отрывок (Рим. 3:25б-31) — один из наиболее значительных текстов, который учит этой истине. При первом чтении этот текст кажется ужасно запутанным, сложным и трудным. Но его основная мысль проста, хотя в то же время это наиболее глубокая мысль всего Св. Писания: оправдание для грешного человечества стало возможным благодаря Божьей милости через смерть Его Сына Иисуса Христа на кресте, и оно дается людям, когда они верят в Него как Господа и Спасителя.

Крест влияет на тех, кто верит в Иисуса, давая им вечную жизнь. Через Свою смерть и воскресение Господь избавляет нас от грядущего гнева (1 Фес. 1:10). Позже в Послании к Римлянам Павел свидетельствует, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его спасемся Им от гнева» (5:8-9, ср. 2 Кор. 5:18; Тит. 2:14).

Распятие повлияло и на сатану, разрушив его силу и власть над землей. В Послании к Евреям указывается, что Своей смертью Иисус Христос лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2:14). Сделав это, Иисус избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Божьего Сына, «в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1:13-14).

Распятие, конечно же, повлияло и на Самого Иисуса Христа. Выполняя волю Своего Отца, Он в страданиях принял на Себя грех, заплатил смертное наказание и воскрес, чтобы вернуться к никогда не прекращающемуся общению со Своим небесным Отцом (Иоан. 14:28).

Распятие также повлияло на Бога Отца и Святого Духа, вследствие Их совершенного единства с Сыном.

В Рим. 3:25б-31 Павел особо направляет наше внимание на четыре стороны того, как распятие Иисуса Христа прославляет Бога, являя Божью праведность (ст. 25б-26), превознося Божью милость (ст. 27-28), являя Божью всеобщность (ст. 29-30) и подтверждая Божий закон (ст. 31).

Крест открывает Божью праведность

для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. (3:25б-26)

Как было объяснено в предыдущей главе, слова «праведность», «оправдание» и производные от них имеют общий греческий корень. И, как указывают эти два слова, их производные формы обозначают все правильное, справедливое.

Достаточно обратиться к этнологии и истории религии, чтобы выяснить, что все без исключения языческие боги были и есть подобны людям. Единственное отличие от последних заключается в предполагаемом могуществе богов. Но боги имели те же моральные недостатки и были так же морально неустойчивы, как и люди. Они капризны, непоследовательны и абсолютно непредсказуемы. В греческом и римском пантеонах выдуманные божества постоянно соревновались между собой и завидовали не только друг другу, но и людям, если те проявляли необыкновенный ум, мастерство или силу. Некоторые из богов требовали от людей высоких норм поведения, но сами были капризны и часто ужасно безнравственны.

И этого следовало ожидать. Созданные человеком боги не могут быть ничем большим, кроме как возвеличенными образами людей. В действительности многие древние мужчины и женщины жили намного более нравственной жизнью, чем их боги. Люди часто обвиняли какого-нибудь из богов в несправедливости и греховности и обращались к другому богу или богам, чтобы исправить зло, нанесенное заблудшим божеством.

Но даже с истинным Богом люди часто обходятся подобным образом. Неверующие часто указывают на то, что, на их взгляд, кажется капризами, несправедливостью или даже жестокостью со стороны Бога. «Если ваш Бог так свят и справедлив, — спрашивают они, — почему же Он позволяет Своему собственному народу так сильно страдать и позволяет злым людям, включая врагов и преследователей Его народа, жить после совершения ужасных грехов? И почему Он позволяет невинным людям страдать из-за греховности других? «

Многие поступки, совершенные Богом, и о которых рассказано в Св. Писании, кажутся с точки зрения человека несправедливыми и неправедными. Почему, например, Бог не дал Аврааму на деле унаследовать землю, обещанную Им? Почему Он позволил, чтобы Его народ оставался в Египте и так долго страдал, прежде чем Он освободил его? Евреи, освобожденные из рабства, не были лучше своих предков, попавших в него. Более того, они были намного хуже, поскольку переняли многие языческие верования и обычаи от своих египетских хозяев. Почему Бог, дав во владение Израилю землю обетованную, часто использовал безбожных, свирепых, греховных язычников, чтобы завоевывать, преследовать и рассеивать Свой избранный народ? Исполнители наказания были хуже, чем те, кого они наказывали.

В человеческой системе правосудия судья или другое высокопоставленное официальное лицо, совершившее преступление, часто получает большее наказание, чем получил бы обычный гражданин. Их высокое положение подразумевает высокие нормы поведения. «Почему тогда, — удивились люди, — наивысший из богов не считает Себя ответственным за соблюдение человеком наивысших стандартов праведности и справедливости?»

Пророк Аввакум без сомнения понимал вместе с Моисеем, что Господь «твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4). Однако глубоко верующий Аввакум не мог понять, почему Бог позволяет Его собственному народу страдать, в то время как язычники процветают. «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь, — молился он. — Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» (Авв. 1:13).

Некоторые евреи во времена Малахии также были озабочены подобными вопросами, но в отличие от смиренного Аввакума они осмелились судить Бога, безбожно говоря, что «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит». Другие спрашивали: «Где Бог правосудия?» (Мал. 2:17).

Предвидя подобные вопросы, Дух Святой побудил Павла заявить, что через распятие Бог не только допустил возможность, но и предусмотрел прежде основания мира, что самым неправедным действием, которое только может совершить человек, будет предание смерти Его собственного безгрешного Сына. Но через это ужасное действие со стороны людей Бог не только проявил Свою Божественную праведность, принося в жертву Своего собственного Сына, но и использовал это действие Божественной милости, чтобы показать Свою правду. Через эту беспримерную жертву Бог воздал за грех наказание, достаточное, чтобы простить и загладить любой грех, который когда-либо был совершен падшим человечеством, включая самый тяжкий грех — распятие Его собственного Сына, за который несет ответственность каждый духовно падший человек (Евр. 6:6).

Величайшее из всех действий Божьей милости нашло дальнейшее проявление в Его Божественном прощении грехов, совершенных прежде. Бог знает обо всех, даже самых малых грехах и не забывает о них. Его прощение, следовательно, не признак Его несправедливости, а терпения и любящей милости. «Не медлит Господь исполнением обетования, — уверяет нас Ап. Петр, — но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

Божья справедливость и милость безграничны и совершенны, и человеческая мудрость не может постичь и охватить их. Вследствие Его справедливости ни один грех не останется без наказания; однако вследствие Его милости любой грех может быть прощен. Следовательно, за каждый грех грешник либо будет платить сам вечной смертью и наказанием в аду, либо же будет выкуплен, поскольку он основывал свою веру на жертве Иисуса Христа, принесенную за него.

Слово «паресис» (пройти мимо) передает не идею прощения, отпущения грехов, а обозначает «оставлять без внимания» или «пропускать». Следовательно, в контексте Божьего долготерпения имеется в виду временное прощение греха и отсрочка наказания до определенного момента времени. После грехопадения, когда Бог мог вполне обоснованно уничтожить Адама и Еву, а следовательно и род человеческий, Он простил грехи падшего человечества. Даже во время потопа Господь спас восьмерых человек не потому, что они были совершенно праведны, а потому что они верили в Него. Подобным образом, многие последующие наказания, о которых идет речь в Св. Писании, не были всеобщими, а налагались на отдельных людей, группы или народы.

Псалмопевец Асаф имел понимание о том, почему Бог позволяет многим злым людям жить и процветать часто за счет тех, кто менее грешен. Он писал, что Бог — «милостивый, прощал грех, и не истреблял их; многократно отвращал гнев Свой, и не возбуждал всей ярости Своей. Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается» (Пс. 77:38-39).

В речи перед эпикурейцами и стоиками на Ареопаге (Марсовом холме) близ Афин Павел сказал: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30-31).

С самого начала Бог показал «вечную силу Его и Божество», чтобы все видели (Рим. 1:20). Через воплощение, смерть и воскресение Христа Бог дал человечеству основное откровение о Себе, явление «правды Его в настоящее время».

Вот почему Бог совершенной святости может быть и праведным, и оправдывающим грешников и недостойных, если они верят в Иисуса. Хотя древний псалмопевец и не мог знать полностью то, что описывал, он превосходно изобразил жертву Иисуса на кресте: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11).

Существует как бы «проблема» спасения, состоящая не в том, как привести грешных людей к святому Богу, а как святому Богу принять грешных людей, не нарушив Своей праведности. И только через Распятие Бог может дать искупление за грешных людей. Но неизмеримо более важно было то, что Крест раз и навсегда показал, что Бог в высшей степени справедлив и в высшей степени милостив. Христос умер прежде всего для того, чтобы мир смог увидеть, что ни Божья святость, ни Его правосудие не упраздняется. Бог обладает совершенной и абсолютной справедливостью. Распятие было окончательным подтверждением Божьего правосудия и Его праведности. Одна из наиболее непостижимых духовных тайн — это тайна о святом и справедливом Боге, приносящем искупление за грешное человечество и не нарушающем в этом милостивом действии ни единого свойства Своей природы, но стяжающем Себе наивысшую славу.

Наряду с прославлением Бога, главнейшая цель спасения — признание греха теми, кто спасается. Когда Бог очищает Своих детей, и они признают свои грехи, то они свидетельствуют о справедливости и праведности своего небесного Отца и, следовательно, о Его славе. Это подобно ситуации, когда человек видит отца, шлепающего своего ребенка, а затем ребенок говорит смотрящему, что был справедливо наказан за неверный поступок. Подобно тому, как признание человеческого ребенка воздает честь отцу и подтверждает его права, исповедание греха Божьими детьми воздает честь, подтверждает права и прославляет их небесного Отца.

Иисус Навин понимал это, и когда был обнаружен грех Ахана, он сказал ему: «Сын мой! воздай славу Господу Богу Израилеву, и сделай пред Ним исповедание, и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня» (И. Нав. 7:19).

На кресте превозносится Божья милость

Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (3:27-28)

Крест Христа доказывает абсолютную невозможность человека прийти к Богу своими путями и своими собственными силами. «Где же то, чем люди хвалятся?» — спрашивает Павел. И отвечая на свой собственный вопрос он недвусмысленно заявляет: «уничтожено».

Поскольку сила спасения заключена в Кресте Христа, люди не имеют причин для самодовольства и еще меньше для самовозвеличивания, что теперь так часто происходит под видом провозглашения Благой вести.

Павел напомнил верующим в Коринфе: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: немного из вас мудрых по плоти, немного сильных, немного благородных» (1 Кор. 1:26). Павел конечно же использовал эти определения исключительно на человеческом уровне, поскольку с точки зрения Бога и по Его стандартам никто не мудр, сильный или благородный. Павел продолжает: «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1:27-29).

«Каким законом уничтожено то, чем хвалиться? — спрашивает Павел, — законом дел?» И снова, отвечая на свой собственный вопрос, он заявляет: «Нет, но законом веры». Даже Авраам, отец избранного Богом народа, не был оправдан по делам (Рим. 4:2). «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, — говорил Павел, обращаясь к церкви в Ефесе, — и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9).

Мытарь в храме, который «не смел даже поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» являет собой пример истинной веры (см. Лук. 18:13).

Величайшей ложью в мире, ложью общей для всех лжерелигий и культов, есть утверждение, что конкретными делами человек способен сделаться угодным Богу. Наибольшая ошибка подобного убеждения — абсолютная невозможность подобного. А наибольшее зло подобного убеждения — это то, что оно лишает Бога Его славы.

Ап. Павел полностью опровергает мнение о праведности по делам, говоря: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона», даже добрые дела делаются в ответ на собственный закон Бога.

Что же тогда являет собой спасительная вера, которая абсолютно независима от дел? Прежде всего мы рассмотрим несколько признаков, которые ни удостоверяют, ни опровергают истинную веру. Хотя в той или иной степени они будут характерны для истинных верующих, они могут также присутствовать, иногда проявляясь в высокой степени, и у неверующих.

Первое — это видимая нравственность. Человек может быть внешне моральным и все же не быть спасенным. Некоторые язычники и члены культов могут посрамить многих христиан высокими нормами поведения. Когда один молодой человек пришел к Иисусу и спросил: «Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус сказал, чтобы он соблюдал заповеди, и затем перечислил главные из них. Когда человек ответил: «Все это сохранил я от юности моей», то Иисус не подверг сомнению его искренность. С точки зрения внешних проявлений и человеческого восприятия человек, пожалуй, говорил правду. Но когда Иисус сказал, чтобы он продал все имущество и раздал нищим и затем пришел и следовал за Ним, то юноша «отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Матф. 19:16-22). Своим отказом повиноваться Христу этот человек показал, что его видимая покорность закону происходит не от любви к Богу и не имеет целью воздать Ему славу, а происходит от любви к себе и преследует его собственные интересы. Он отказался отдать все свое имущество и всего себя Христу. И вследствие этого отказа даже его, на первый взгляд, добрые дела оказались духовно бесполезными, поскольку совершались из эгоистических соображений.

Второе, знание Божьей истины — не обязательно доказательство спасающей веры. Возможен случай, когда человек имеет знание Божьего Слова и все же не спасен. Как книжники и фарисеи во времена Иисуса, многие ученые на протяжении столетий посвящали себя тщательному изучению Св. Писания. Но поскольку они не верили в истины, которые изучали, или не повиновались им, то эти истины стали наказанием для них, и они остались такими же погибшими, как и первобытные люди, которые не знали о существовании Св. Писания. Своим самоуверенным братьям во плоти Павел сказал: «Ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом… а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:17, 23-24; ср. Иез. 36:20-23).

Третье, участие в религиозной деятельности — не обязательно доказательство спасительной веры. В Ветхом Завете Господь многократно порицал израильтян за их внешнее щепетильное соблюдение законов и обрядов Моисея и в то же время отсутствие веры в Него. Десять дев в притче Иисуса внешне имели одинаковые платья и несли одинаковые лампы. Тот факт, что все десять названы девами, означает, что внешне все они были морально чисты и религиозно верны. Но пять из них не имели масла в своих лампах, и поскольку у них не было масла спасительной веры, они были лишены права встретить жениха, который символизировал Христа (см. Матф. 25:1-13).

Четвертое, активное служение во имя Христа — не обязательно доказательство спасительной веры. Внешне Иуда был таким же активным, как и остальные ученики, о чем свидетельствует тот факт, что он служил в качестве их казначея.

И он, очевидно, считал себя последователем Христа. Но Иисус сурово предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:21-23).

Пятое, даже признание себя виновным в грехе — не обязательно свидетельствует о спасающей вере. Психиатрические лечебницы по всему миру переполнены людьми, которые так отягощены осознанием своей греховности, что не могут существовать в обществе. Чувство вины стало у них настолько непреодолимым, что привело к умопомешательству, но оно не привело их и Иисусу Христу. Другие люди, признав свой грех, решают изменить себя. Многие люди, которые длительное время и глубоко были порабощены каким-нибудь грехом, способны иногда, используя силу воли, освободить себя от него. Но успешное освобождение от конкретного греха своими собственными силами делает их еще более подверженными другим грехам, особенно гордыне. Но спустя некоторое время дух возвращается и находит свой прежний дом — жизнь человека — «незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Матф. 12:43-45). Самоправедность отдаляет человека от Божьей милости и, следовательно, отдаляет его от спасения.

Шестое, уверенность в спасении не может быть верным признаком спасающей веры. Мир переполнен людьми, которые искренне убеждены, что они праведны перед Богом и что им гарантировано место на небесах. Если бы убеждение в том, что мы — христиане, делало нас в самом деле христианами, мы бы не нуждались в предостережениях об опасности быть обманутыми ложными надеждами. Если бы была невозможна ситуация, когда человек верит в то, что спасен, хотя на самом деле это не так, то сатана не мог бы обманывать людей в отношении их спасения. Тем не менее, Св. Писание изобилует предостережениями неспасенным людям, думающим, что они спасены (Матф. 7:21-23; Иак. 1:22).

Седьмое, принятое когда-то «решение» о Христе — не обязательно доказательство спасающей веры. Если за этим событием не следуют благочестивые результаты в жизни человека, то неважно, насколько сильным и искренним казалось заявление, — это не доказательство спасения.

Существуют, однако, надежные доказательства спасительной веры. Бог не оставляет Своих детей в неведении об их взаимоотношениях с Ним.

Первое надежное свидетельство спасительной веры — любовь к Богу. «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога», — говорит Павел (Рим. 8:7). Неспасенный человек не может любить Бога и не имеет желания любить Его. Истинное дитя Божье, однако, несмотря на то, что часто обманывает ожидания своего небесного Отца, будет жить жизнью, для которой характерно восхищение Богом и Его Словом (Пс. 1:2). «Как лань желает к потокам воды», так его душа желает к Богу (Пс. 41:2-3). Иисус провозгласил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10:37). Истинный верующий провозгласит вместе с Асафом: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). Любовь к Богу будет направляющей в жизни истинного верующего, если не высшим проявлением ее. Петр заявляет: «Он для вас, верующих, драгоценность» (1 Пет. 2:7).

Второе надежное свидетельство спасительной веры — раскаяние в грехах и ненависть к ним, что всегда сопровождает истинное раскаяние. Этот второй признак спасительной веры — обратная сторона первого признака. Человек, который искренне любит Бога, имеет внутреннюю ненависть к греху. Невозможно любить две вещи, которые находятся в противоречии друг с другом. «Никто не может служить двум господам, — категорично заявил Иисус, — ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а другому нерадеть» (Матф. 6:24). Любовь к святому и праведному Богу в сущности означает испытывать глубокое отвращение к греху.

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, — заявляет автор Притч, — а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит. 28:13). Этот стих связывает две неразделимые части истинного раскаяния: признание греха и оставление греха.

Давид, уличенный Нафаном в грехах прелюбодеяния с Вирсавией и убийстве ее мужа Урии, искренне раскаялся. Это раскаяние отражено в Пс. 50. «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои, — молился он. — Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я осознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал» (ст. 3-6).

Истинный верующий часто ненавидит грех, когда совершает его и всегда ненавидит его после того, как совершил, поскольку грех совершенно противоречит его новому естеству в Христе. Хотя человеческая природа верующего иногда ведет его к греху и, как Павел, он совершает дела, которые, как ему известно, ему не следует совершать (Рим. 7:16), его совесть не будет спокойна до тех пор, пока он не покается в грехе.

Истинное раскаяние — это больше, чем просто печаль о грехе. Иуда был настолько опечален своим грехом предательства Иисуса, что совершил самоубийство; но он не раскаялся в своем предательстве и не просил прощения у Иисуса. Павел радовался тому, что коринфские верующие опечалились, поскольку они «опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» (2 Кор. 7:9). Истинное раскаяние всегда включает благочестивую печаль, сожаление о том, что ослушался и оскорбил Господа.

Ни один христианин не становится абсолютно безгрешным до тех пор, пока он не пойдет навстречу Господу. «Если говорим, что не имеем греха, — говорит Ал. Иоанн, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Далее он произносит замечательные ободряющие слова, что «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан. 1:8-9).

Если грех не беспокоит человека и не вызывает в нем все большее и большее чувство вины, то спасение этого человека под вопросом. Показатель истинного раскаяния — это не просто сожаление о том, что грех вредит тебе (как это обычно бывает), а сожаление о том, что грех наносит оскорбление святому Господу, что более всего остального побуждает верующего умолять Бога о прощении.

Кто-то сказал: «Когда Бог прикасается к жизни, Он открывает сердце. Когда Он проливает дух милости, то это не мимолетные вздохи, которые волнуют грудь, это раздирающая сердце боль скорби».

Третье надежное доказательство истинной веры — искреннее смирение. Человек не может быть спасен до тех пор, пока он верит в себя и превозносит себя. Спасение начинается с признания бедности духа (Матф. 5:3) и готовности отвергнуть себя и принять крест Христа (Матф. 16:24). Как расточительный блудный сын, истинный верующий, который согрешает, в конце концов придет «в себя», придет к духовному сознанию, осуждающему его за грех. И тогда он, подобно блудному сыну, пойдет к своему небесному Отцу и покорно признает свой грех и признает себя незаслуживающим прощения и все же будет просить о прощении, уповая на милость Отца (см. Лук. 15:17-21).

Четвертое надежное доказательство истинной веры — преданность Божьей славе, что очень близко к любви к Богу и покаянию в грехе. Истинный верующий скажет вместе с Павлом: «При уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Фил. 1:20). Как уже отмечалось, хотя подобное желание и не будет казаться постороннему наблюдателю сверхъестественным проявлением в жизни истинного верующего, оно всегда будет присутствовать в его жизни.

Пятое надежное свидетельство истинной веры — молитва. «А как вы — сыны, — сказал Павел галатийским верующим, — то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, взывающего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Душа истинного христианина не может не взывать к Богу, своему небесному Отцу, Дух Которого присутствует внутри верующего и вызывает такое желание.

Каждый истинный христианин признает, что он не молится так часто, так горячо и так настойчиво, как следовало бы. Но в глубине его существа общение с небесным Отцом — это желание, идущее от сердца. Как лаконично заметил Джонатан Эдварде: «Лицемеры не соблюдают обязанности молиться» — это выражение отражено также в названии двух замечательных проповедей на эту тему («The Works of Jonathan Edwards», vol. 2 [Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1986 reprint], стр. 71-77).

Шестой признак спасительной веры — самоотверженная любовь не только к Богу, как это было в первом признаке, но и к другим людям, особенно к братьям-христианам. «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна» (1 Иоан. 2:9-10). Ниже в этом же послании Иоанн говорит: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (3:14). Человек, который не заботится искренне о благополучии других истинных верующих, сам не истинный верующий, но все еще пребывает в духовной смерти. В этом же послании Иоанн говорит: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (4:7-8).

Седьмой признак спасительной веры — отделение от мира. Верующие призваны быть в мире, а не принадлежать ему. Они в мире, чтобы свидетельствовать о Христе, главное свидетельство о Котором не соответствует мирским нормам и правилам (см. Иоан. 17:15-18). «Кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоан. 2:15-16). С другой стороны: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сея есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Иоан. 5:4-5). Человек, который имеет спасительную веру, принял «не духа мира сего, а Духа от Бога» (1 Кор. 2:12).

Восьмой признак спасительной веры — духовный рост. Главная мысль притчи о почве (Матф. 13:3-23) состоит в том, что истинные верующие всегда будут расти духовно до высокого уровня, поскольку через веру они искренне приняли семя Благой вести. «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, — говорит Иисус, — и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Марк 4:26-28). Подобно земледельцу и его урожаю, верующий не понимает, как он растет духовно, но знает, что благодаря внутренней духовной жизни он будет расти (см. также Ефес. 4:13; Фил. 1:6).

Девятый и последний признак спасительной веры — покорная жизнь. «А что мы познали Его, узнаем из того, — говорит Ап. Иоанн, — что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» (1 Иоан. 2:3-5; ср. 3:10). Хотя никто не спасается по своим добрым делам, истинно спасенный будет совершать добрые поступки, поскольку «мы — Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2:10).

Крест открывает Божью всеобщность

Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? конечно, и язычников; потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и не обрезанных чрез веру (3:29-30)

Языческие религии почти всегда имеют много богов. Часто существует высший бог, который обладает большей властью, чем остальные, но и этот, и остальные боги выступают в одной и той же форме — в форме «божества». Основополагающая истина иудаизма, однако, всегда выражалась следующими словами: «Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). В разных формах эта истина повторяется на всем протяжении Ветхого Завета. Через Своего пророка Исайю Бог заявил: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня» (Ис. 45:5). Существует лишь один Бог — Создатель, Вседержитель и Господь всей вселенной. Не существует «меньших богов», есть только ложные боги, которые были созданы воображением человека, а часто вдохновлены и навеяны дьяволом.

Однако, несмотря на эту главную истину об их вере, утверждающую, что существует лишь один Бог, многие иудеи в Библейские времена считали, что язычники почему-то находятся вне сферы «их» Бога. Вместо того чтобы считать себя принадлежащими Богу, они фактически считали Бога принадлежащим только им.

Иона противился тому, чтобы идти в Ниневию, не потому что считал, что его свидетельство может быть неудачным, а поскольку он боялся, что оно будет успешным. Он признался Господу: «Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии» (Ион. 4:2). Он пытался ускользнуть в Фарсис, поскольку знал, что его проповедь может привести язычников Ниневии к вере в Бога и сделать их угодными Ему. Он в сущности признал, что хотя он и знал, что принадлежит Богу (и принадлежит Ему как раб), но не хотел быть подобным Богу в Его любви и милости.

Из своего Св. Писания иудеи знали, что многие язычники снискали Божье расположение. Они знали, что Раав, которая была не только язычницей, но и блудницей, получила Его расположение. Они знали, что Руфь, моавитянка, была прабабушкой Давида, их великого царя. Они знали, что пророк Елисей милостиво предложил свою помощь в излечении от проказы Нееману, военачальнику сирийской армии. Тем не менее, многие иудеи упорствовали в своем глубоком предубеждении против язычников и часто ненавидели их.

Павел до своего обращения и сам, возможно, имевший подобное предубеждение и ненависть, предвидел вопрос, который многие иудеи могли задать относительно оправдания по вере. Поэтому он задает риторический вопрос: «Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников?» Ответ очевиден даже для зараженного предрассудком иудея: «Конечно, и язычников». Если существует лишь один Бог, то Он должен быть Богом и язычников точно так же, как и иудеев. Если существует лишь один Бог, то Он должен быть Богом для каждого.

Что же касается придуманных человеком религий, то Павел говорит, что «есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:5-6).

Установив, что иудеям Божий закон дан через Моисея, а язычникам Его закон написан в их сердцах и совести (2:11-15), и что существует лишь один истинный Бог, Павел делает свои доводы неопровержимыми: «Бог, Который оправдывает обрезанных», то есть иудеев, «по вере и необрезанных», то есть язычников, «чрез веру». Точно так же, как существует лишь один Бог, существует лишь один путь к спасению — вера в Иисуса Христа.

В письме Тимофею Павел напоминал своему молодому ученику: «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, и единый посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:3-6).

Точно так же, как все люди в равной степени осуждаются за их грехи (Рим. 3:19), им в равной степени предлагается Божье милостивое спасение через веру в Его Сына. Как провозгласил апостол в начале послания: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во первых Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1:16).

Как показывает Павел позже в послании, спасение по вере всегда было единственным путем спасения согласно завету с Моисеем и до него даже для их первого и величайшего патриарха Авраама (4:1-3). В 11-ой главе Послания к Евреям ясно сказано, что Божий путь спасения исключительно по вере восходит к грехопадению, когда возникла необходимость в спасении.

Крест подтверждает Божий закон

Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (3:31)

Следующий вопрос, который как знал Павел, зададут его читатели, был: «Итак мы уничтожаем закон верою?» «Если люди никогда не спасались никакими способами, но лишь верою в Бога, — будут рассуждать они, — то тогда закон не только бесполезен теперь, но и был бесполезен всегда».

И снова Павел полностью отрицает это: «Никак» (см. 3:4, 6). То есть, тысячу раз «нет». Распятие Иисуса Христа, через которое стало возможно оправдание по вере, не только не уничтожает закон, но и подтверждает его. Павел говорит, что, напротив, «законутверждаем».

Когда речь идет о спасении, Благая весть не заменяет закон, поскольку закон никогда не был средством спасения. Закон был дан, чтобы показать людям совершенные нормы Божьей праведности и их неспособность соответствовать этим установлениям своими собственными силами. Цель закона состояла в том, чтобы привести людей к вере в Бога. В Нагорной проповеди Иисус провозгласил Божьи совершенные установления, которые были даже выше содержащихся в Ветхом Завете. Он сказал, что человек нарушает Божий закон не только убивая, но даже гневаясь (Матф. 5:21-22), не только совершая прелюбодеяние, но даже имея похотливые мысли (5:27-28). И если невозможно выполнять в совершенстве закон Моисея, то тем более невозможно придерживаться установлений, изложенных Христом в Его земном служении.

Крест утверждает (или подтверждает) закон тремя способами. Во-первых, оно исполняет закон, будучи смертным наказанием, которое закон требует за неспособность выполнять в совершенстве и полностью его справедливые требования. Когда Иисус сказал, что пришел не нарушать закон и пророков, а исполнять их (см. Матф. 5:17), то говорил не только о Своей безгрешной земной жизни, но и о Своей искупающей грех смерти.

Во-вторых, Крест исполняет закон, выполняя его цель — приведение людей к вере в Иисуса Христа. Павел уже провозгласил, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (3:20). «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, — говорит Ап. Иаков, — тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). «Итак закон был для нас, — говорил Ап. Павел галатам, — детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24).

В-третьих, Крест исполняет закон, давая верующим возможность выполнять его. «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8:3-4).