22. Христос и царство жизни

Но дар благодати не как преступление. Ибо, если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, переизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати к оправданию от многих преступлений. Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим (5:15-21)

Ап. Павел продолжает проводить аналогию между Адамом и Христом, сопоставляя противоположности: жизнь, которая была сделана возможной для всех людей благодаря искупительной жертве Иисуса, и смерть, которая стала неизбежной для всех людей вследствие греха Адама. Эту истину апостол резюмирует в первом послании в Коринф: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…» (1 Кор. 15:22).

Как отмечалось в предыдущей главе, единственное настоящее сходство между Адамом и Христом заключено в принципе «один человек — один поступок». То есть, точно так же, как один грех одного человека Адама навлек грех на все человечество, одна жертва одного Человека Христа сделала возможным спасение для всех людей.

В приведенном отрывке, как бы для рассмотрения всех аспектов этой удивительной аналогии, Павел исследует пять существенных различий между осуждаемого поступка Адама и искупительного свершения Христа. Эти поступки различны в их результате (ст. 15), мере (ст. 16), действенности (ст. 17), сущности (ст. 18-19) и силе (ст. 20-21).

Различие в результате

Но дар благодати не как преступление. Ибо, если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих (5:15)

Первое различие четко сформулировано как различие между даром благодати Христа и преступлением Адама — поступками, которые абсолютно противоположны.

По сути своей любой дар бесплатный, но слово «харизма» означает что-либо данное с особой милостью и расположением, и поэтому вполне естественно может также быть названо «дар благодати». В случае, когда речь идет о том, что дано Богу, этот термин обозначает нечто праведное и приемлемое с Его точки зрения; когда речь идет о том, что дано Богом, как в нашем случае, то он обозначает нечто даваемое абсолютно независимо от человеческих заслуг. В отношении искупительной жертвы Иисуса справедливы оба значения. То, что Иисус взошел на крест, было наивысшим действием Его послушания Отцу и, следовательно, было полностью принято Отцом. Его восшествие на Крест было также наивысшим действием Божьей милости, Его даром благодати, предложенным грешному человечеству.

Слово «преступление» передает греческое «параптема», основное значение которого — отклонение от правильного пути или отклонение от нормы. В более общем смысле это слово передает значение движения в направлении, которое не следовало бы избирать, и оно, следовательно, иногда переводится как «прегрешение, проступок». Один грех Адама, который был передан всем потомкам и который привел к царству смерти в мире, был нарушением одной заповеди, одной нормы послушания, которую дал Бог.

Влияние дара благодати и воздействие преступления различны по своей сути. Преступлением одного, то есть Адама, подверглись смерти многие. Возможно в качестве параллели Павел в этом стихе использует слово «многие» в двух различных значениях. Как будет показано ниже, он подобным образом использует слово «все» в ст. 18. Относительно поступка Адама «многие» означает всемир-ность, всеобъемлемость и соответствует слову «все» в ст. 12. Поскольку все люди без исключения несут в себе природу и знак греха, все они без исключения приговорены к смерти (как он объяснил в предыдущих главах).

Вкусив плод с дерева познания добра и зла, Адам отступил от Божьих установлений и вошел в запрещенную Богом область. И вместо того, чтобы по обещанию сатаны уподобиться Богу, человек стал меньше похож на своего Создателя и отделился от Него. И вместо того, чтобы привести человека в Божественную сферу, преступление Адама привело его и всех его потомков в сферу сатаны.

Сущность сравнения, проводимого Павлом, состоит все же в том, что один спасительный поступок Христа имел неизмеримо большее влияние, чем один поступок Адама, приведший к проклятию. «Тем более, — говорит он, — благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих». Божественное обеспечение спасения — не только выражение благодати Бога Отца, но и выражение благодати Бога Сына, одного Человека Иисуса Христа.

Грех Адама принес смерть. Но дар по благодати одного Человека Иисуса Христа дает больше, чем простое обеспечение способа возвращения падшего человечества в состояние первоначальной невинности Адама. Иисус Христос не только снял проклятие смерти прощением и очищением от греха, но дал искупленным путь, чтобы они полностью наслаждались Божьей праведностью и славой.

Жан Кальвин писал: «Грехопадение Адама имело достаточно влияния, чтобы вызвать гибель многих, но Божья благодать оказывает намного больше влияния, будучи направленной на пользу многим; так как признано, что Христос имел намного больше силы спасти, чем Адам — разрушить» («Commentaries on the Epistle of Paul the Apostle to the Romans» [Grand Rapids: Baker, 1979], стр. 206). Божья благодать больше, чем грех человека. Она не только больше, чем один первородный грех Адама, который навлек смерть на всех людей, но она больше, чем все грехи, которые люди совершили или когда-либо совершат.

Можно сказать, что грехопадение Адама, само по себе разрушительное, все же имело одномерное действие — оно навлекло смерть на всех людей. Но действие искупительного свершения Христа — неизмеримо, поскольку Он не только возродил человека для духовной жизни, но дал ему истинную жизнь в Боге. Смерть по природе своей статична и пуста, тогда как жизнь характеризуется деятельностью и полнотой. Лишь жизнь может преизбыточествовать.

В противовес своему употреблению в начале этого стиха по отношению к Адаму, термин «многие» теперь передает свое обычное значение, относясь к тем, для кого Христов дар спасения по благодати вступил в силу благодаря их вере в Него. Хотя Павел не упоминает здесь эту определяющую истину, он уже заявил, что верующие оправдались верой и через веру получили доступ к благодати, в которой пребывают (см. Рим. 5:1-2). Это, несомненно, основная истина Благой вести, если объект рассмотрения — человек; эта истина лежит в центре учения Ап. Павла, изложенного в послании в главах 3:21-5:2.

Многие пуритане и реформисты заканчивали свои проповеди или комментарии утверждением о «практической пользе» рассматриваемых отрывков. Практическая истина Рим. 5:15 состоит в том, что сила греха, то есть смерть, может быть разрушена, но сила Христа, то есть спасение, неподвластна разрушению. Павел заверил Тимофея, что «наш Спаситель Иисус Христос разрушил смерть и явил жизнь и нетление чрез благовестив» (см. 2 Тим. 1:10).

Иисус Христос разрушил силу греха и смерти, но обратное невозможно. Грех и смерть не могут разрушить силу Иисуса Христа. Осуждение греха Адама обратимо, искупление Иисуса Христа — нет. Воздействие поступка Адама постоянно, только если оно не упразднено Христом. Однако воздействие свершения Христа постоянно для верующих и не может быть изменено или упразднено. Мы имеем великую уверенность в том, что раз мы в Иисусе Христе, мы в Нем навсегда.

Различие в мере

И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений (5:16)

Второе различие между поступком Адама и свершением Христа заключено в их мере. В этом отношении, а также и в действенности, Христово оправдание намного больше, чем Адамово осуждение.

В ст. 15 Павел говорит о «преступлении одного», в то время как в ст. 16 он говорит об одном согрешившем, то есть об одном, который преступил закон. В первом случае ударение делается на грехе, во втором — на грешнике. Но основной смысл один и тот же. Это был один грех одного человека, совершенный в одно время, что привело к Божьему суду и осуждению.

Но дар Божьей благодати через Иисуса Христа не как суд. Божий суд Адама и его потомков — лишь за одно преступление. А дар благодати к оправданию не просто от этого единичного преступления, но от многих преступлений, и его результат ведет не просто к восстановлению, но к оправданию.

Джон Мюррей предлагает полезное наблюдение: «Одно преступление требовало не меньше, чем осуждение всех. Но дар оправдания по благодати таков, что он должен искупать многие прегрешения; он не был бы даром оправдания по благодати, если бы не оправдывал от многих преступлений. Поэтому дар благодати по своей природе и действию таков, что снимает многие преступления, в то время как наказание по своей природе и действию обусловлено одним грехом» («The Epistle to the Romans» [Grand Rapids: Eerdmans, 1965], стр. 196).

В этом стихе содержатся две тесно связанные между собой практические истины. Первая заключается в том, что Бог настолько ненавидит грех, что одного греха достаточно, чтобы осудить весь род человеческий и отделить его от Себя. Это не означает, что первый грех Адама был хуже других его грехов или хуже грехов, которые с тех пор совершают люди. Попросту его первый грех был грехом. В то время вкушение запретного плода было единственным грехом, который Адам и Ева могли совершить, потому что Бог дал им лишь одно ограничение. Но любой другой грех имеет подобное же действие, если бы был возможен только он. Подобным образом любой грех, когда-либо совершенный любым человеком, равно как и грех Адама, — это достаточное основание для осуждения всего рода человеческого. В самом деле отрезвляющая мысль.

Другая истина ст. 16 еще более замечательна и непостижима. Она столь же ободряет, сколь первая отрезвляет. Божья любовь к грешнику превосходит Божью ненависть к греху. Несмотря на тот факт, что Бог ненавидит грех настолько, что за любой единичный грех может осудить весь род человеческий, Его любящая благодать, направленная на человека, настолько велика, что Он обеспечивает не только искупление от греха одного человека, но искупление всех людей от всех грехов. Иисус Христос принял на Себя грехи всего мира. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор. 5:19).

Различие в действенности

Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа (5:17)

Третье различие между поступком Адама и свершением Христа касается действенности, способности произвести желаемый результат.

Как уже указал Ап. Павел, один грех одного человека Адама привел к царству смерти (ст. 12-14). Именно на эту истину указывает слово «если», которое передает значение «поскольку». Было установлено, что один греховный поступок Адама навлек царство смерти. Но едва ли это было целью первородного греха. Адам и Ева согрешили не потому, что хотели умереть; они согрешили, поскольку надеялись стать подобными Богу. Их грех породил результат, противоположный их ожиданиям, и это подчеркивает, что искуситель обманул их. Как отмечено выше, вместо того, чтобы стать более похожими на Бога, они стали более непохожими на Него.

Один поступок одного Человека Иисуса Христа, напротив, дал в точности желаемый результат. Божественной целью жертвы Иисуса на кресте было то, чтобы те, кто приемлет полноту от этого не имеющего себе равных действия благодати и дар праведности, царствовали в жизни посредством Единого, Который умер за них, то есть Иисуса Христа.

Одномерным результатом поступка Адама была смерть, в то время как результат свершения Христа — это жизнь, которая многомерна. Христос предлагает не просто жизнь, но обильную жизнь, жизнь, которая изобилует (ст. 15; ср. Иоан. 10:10). В Христе искупленные получают как дар не только обильную жизнь, но и праведность (ср. 2 Кор. 5:21). Они царствуют в этой праведной жизни вместе с их Господом и Спасителем. Они обладают праведной, славной, вечной жизнью Самого Господа.

«Практическое применение» этой великой истины заключается в том, что Тот, Кто даровал нам духовную жизнь, будет осуществлять ее в нас. «Будучи уверен в том, — заверял Павел филиппинских верующих, — что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6). Великий Бог преобразовывает и совершает жизнь. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Царствовать в жизни посредством Христа означает также иметь власть над грехом. Позже в своем послании Павел говорит: «Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (6:17-18). Как верующие мы знаем из своего опыта и из Св. Писания, что все еще имеем проказу греха, все еще одеты в грешные лохмотья своей прежней природы (см. Ефес. 4:22). Но грех больше не представляется сущностью или господином для верующего. В Христе мы выше греха, мы победители над ним (1 Кор. 15:57).

Различие в сущности

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (5:18-19)

Четвертое различие между поступком Адама и свершением Христа касается их сущности. Данные два стиха подводят итог аналогии между Адамом и Христом.

Так же, как слово «многие» в ст. 15, Павел, по-видимому, использует слово «все» в ст. 18 для параллелизма, хотя в этих двух случаях слова передают различное значение. В то время как в выражении «подверглись смерти многие» в ст. 15 подразумеваются все люди, в выражении «всем… оправдание к жизни» имеются в виду исключительно те, кто верит в Христа. Этот стих не учит универсализму, как на протяжении столетий полагали некоторые. Из других частей послания, включая первые два стиха этой главы, абсолютно ясно, что спасение приходит только к тем, кто имеет веру в Иисуса Христа (см. там же 1:16-17; 3:22, 28; 4:5,13).

Главное в учении, которое Павел излагает в этих двух стихах, это то, что сутью преступления Адама (ст. 8а) было непослушание (ст. 9а), в то время как суть праведности Христа — послушание (ст. 19б). Когда Бог велел Адаму не есть запретного плода, Адам ослушался и навлек смерть. Когда Бог послал Своего Единородного Сына в мир на страдания и смерть, то Сын повиновался и принес жизнь.

Слово «сделать» переведено с греческого слова «катистеми» и передает здесь значение установления или становления. Непослушание Адама привело к тому, что он и его потомки сделались грешными по своей природе и сущности. Подобным образом, но с прямо противоположным результатом, послушание Христа привело к тому, что верующие в Него, сделались праведными по своей природе и сущности.

От самого начала и до самого конца земная жизнь Иисуса характеризуется совершенным послушанием Его небесному Отцу. Даже в возрасте 12 лет Он напомнил Своим родителям, что Он должен участвовать в делах Своего Отца (Лук. 2:49). И единственной целью Иисуса на земле было выполнение воли Его Отца (Иоан. 4:34; 5:30; 6:38; ср. Матф. 26:39, 42). В Своем воплощении Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8).

В человеке, который искренне принадлежит Иисусу Христу, будет отражаться этот же дух послушания, поскольку он имеет в себе жизнь Самого Христа. Когда человек верит в Иисуса Христа, то он не только объявляется праведным с точки зрения суда, но действительно делается праведным, то есть получает внутреннюю праведность, которая должна принести и приносит плод. Поскольку верующий существует в плоти, он будет иметь недостатки и слабости плоти, и его праведность не будет явлена в совершенстве. Но если жизнь человека характеризуется грехом и не являет плода Св. Духа (Гал. 5:22-23), то этот человек не может иметь законной надежды на Христа. Человек, которого Христос сделал праведным, будет жить праведно.

Истинные верующие могут искренне воспеть о практическом использовании этой истины вместе с X. Г. Спаффордом в его замечательном гимне:

Что в мире сравнится с усладой такой? Мой грех весь, как есть, целиком, К кресту пригвожден, и я Кровью святой Искуплен всесильным Христом.

Различие в силе

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность и жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим (5:20-21)

Пятое и последнее различие между поступком Адама и свершением Христа касается силы.

Как Павел более полно объяснит в 7-ой главе, побуждающей силой человеческого греха есть закон, который пришел после, и таким образом умножилось преступление. Зная, что он будет обвинен в противоречивости и в том, что он якобы говорит злое о том, что Сам Бог открыл через Моисея, Павел ясно заявляет, что «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12). Тем не менее, Божий закон вызвал умножение преступлений.

Следует отметить здесь, что Божий закон — обрядовый, нравственный или духовный — никогда не был средством спасения. Божественно предписанное место, которое он имел в Божьем замысле, было дано ему временно. Как заметил исследователь Библии Ф. Ф. Брюс: «Закон не имеет постоянного значения в истории искупления» («The Letter of Paul to the Romans» [Grand Rapids: Eerdmans, 1985], стр. 121). Павел уже заявил, что Авраам был оправдан Богом исключительно на основе его веры — абсолютно вне зависимости от добрых дел, которые он совершил, за несколько лет до своего обрезания и за много столетий до того, как был дан закон (4:1-13).

Закон был производным элементом в Божьем замысле искупления и отвечал временной цели, никогда сам по себе не будучи искуплением. Неповиновение закону никогда не осуждало душу на пребывание в аду, и послушание закону никогда не приводило душу к Богу. Грех и его осуждение были в мире задолго до закона. То же самое можно сказать о пути, дающем возможность избежать грех и осуждение.

Бог дал закон через Моисея как пример праведности, но не как средство ее достижения. Закон не обладает силой, дающей праведность, но для человека, который принадлежит Богу и искренне желает выполнять Его волю, он служит руководством к праведной жизни.

Закон определяет конкретные преступления, чтобы можно было легче увидеть их греховность, и таким образом способствует тому, чтобы люди легче осознавали себя как грешников. По этой причине закон также имеет силу побуждать людей к неправедности, не потому что закон зол, но потому что люди злы.

Человек, который читает в парке объявление, запрещающее срывать цветы, а затем рвет их, проявляет свой естественный инстинктивный бунт, направленный против властей. Это абсолютно нормальное объявление; то, о чем в нем идет речь, абсолютно законно и правильно. Но поскольку оно налагает ограничение на свободу людей поступать так, как им хочется, оно вызывает возмущение и побуждает некоторых людей поступать так, как в иной ситуации им даже не пришло бы в голову.

Закон, следовательно, побуждающая причина как к праведности, так и к неправедности. Необузданных людей он побуждает к непослушанию и неправедности, к которым они уже предрасположены. Людей, которые верят в Бога, закон побуждает к послушанию и праведности.

Снова обращая внимание на ту истину, что искупительное свершение Христа намного больше, чем приведший к осуждению поступок Адама, Ап. Павел торжествует: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать». Божья благодать не только превосходит один грех Адама, но превосходит все грехи человечества.

Подобно искусному ткачу, Павел собирает все нити вместе в своем гобелене об искупительной истине, провозглашая: «Как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим».