30. Жизнь по Духу (часть 2)

Дух изменяет нашу природу и дает нам силы к победе

Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности, Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (8:5-13)

Духовное богатство этой главы, как богословское, так и практическое, неоценимо. Его невозможно выразить словами. Эта глава невероятно обогащает верующего, который читает ее с ясным умом и покорным сердцем. Это одна из тех глав Св. Писания, которые сильнее всего изменяют жизнь. Она развивается по восходящей линии, заканчиваясь чудесной песнью хвалы и уверенности: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39).

Св. Дух упоминается лишь один раз в первых семи главах Послания к Римлянам, но в 8-ой главе о Нем говорится около двадцати раз. Святой Дух для верующего — то же, что Бог Творец для физического мира. Без Бога физический мир не существовал бы. Он создан Богом и постоянно поддерживается Его всемогущей силой. То же самое для христиан и Св. Дух, Который также, конечно, участвовал в создании мира. Святой Дух — это Божественное начало, создающее, поддерживающее и сохраняющее духовную жизнь в тех, кто верит в Иисуса Христа. Именно Св. Дух в конце концов приведет каждого верующего к полному спасению, дав ему вечную славу перед Богом.

Следует отметить, что Св. Дух — это не просто влияние или безличная сила, исходящая от Бога. Святой Дух — третья Личность Св. Троицы. Он во всем равен Богу Отцу и Богу Сыну. Учение о едином Боге, существующем в трех Лицах — одна из наиболее определенных истин в Св. Писании. Однако Св. Дух часто не считают такой же Божественной Личностью, как Отца или Сына.

Среди многих личностных свойств, которыми обладает и которые проявляет Св. Дух, есть следующие: Его действиям присущ разум, чувства и воля; Он любит верующих, общается с ними, учит, направляет, утешает и обличает; Он может быть огорчен, Его могут отвергать, Ему могут лгать, Его могут испытывать, Ему могут противиться, Его могут поносить. Библия говорит о Его всеведении, Его всемогуществе, Его вездесущности и о Его Божественной славе и святости. Его называют Богом, Господом, Духом Божьим, Духом Господним, Духом Яхве (или Иеговы), Духом Отца, Духом Сына, Духом Иисуса, а также Утешителем и Ходатаем за верующих.

Св. Писание открывает, что Святой Дух участвовал вместе с Отцом и Сыном в творении и что Он даже до Пятидесятницы пребывал со всеми верующими, наделял их силой и облекал полномочиями. Он всегда осуждал людей греха, давал спасение тем, кто истинно верил, учил их правильно поклоняться, повиноваться и служить Богу. Святой Дух был той Божественной Личностью, Которая снизошла на Божьих слуг и вдохновила владычески избранных Богом людей записать Слово Божье. Истинные верующие всегда служили Богу благодаря силе Св. Духа, а не человеческой силе (ср. Зах. 4:6). Дух участвовал в зачатии Иисуса как человеческое существо, а также в крещении, помазании, испытании, учении, чудесах, смерти и воскресении Христа.

Со времени Пятидесятницы Св. Дух пребывает во всей Своей полноте во всех верующих, озаряя их разум для понимания и применения Божьего Слова, облекая их для освящения. Он наполняет их, запечатлевает их, общается с ними, дружит с ними, ходатайствует за них, утешает, увещевает, очищает и дает им силы противостоять греху и служить Богу.

В представленных стихах (Рим. 8:5-13) Ап. Павел продолжает раскрывать неисчислимые результаты оправдания, в особенности чудесные, Св. Духом вызванные преимущества освобождения от осуждения. В ст. 2-3 обсуждается освобождение нас Св. Духом от греха и смерти, а в ст. 4 данная Им способность выполнить Божий закон. В ст. 5-13 Павел открывает тот факт, что Св. Дух изменяет нашу природу, дает нам силы для победы над неискупленной плотью.

Святой Дух изменяет нашу природу

Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (8:5-11)

В ст. 4 Павел говорит о поведении верующего, заявляя, что верующий живет «не по плоти, но по духу». Союз «ибо» в ст. 5 имеет значение «потому что». Суть состоит в том, что верующий не живет по плоти, потому что его новая душа и ум больше не заняты делами плоти и не подвластны греху.

С точки зрения Бога, в мире существует только два типа людей — те, кто не принадлежит Ему, и те, кто Ему принадлежит. Иначе говоря, те, кто живет по плоти, и те, кто живет по духу. Что же касается духовной жизни, то Бог не принимает во внимание ни пол, ни возраст, ни образование, ни одаренность, ни принадлежность к какому-либо классу или народу, ни любые другие различия между людьми (Гал. 3:28). Он различает людей только на основе их взаимоотношений с Ним, и это абсолютное различие.

Конечно, в обеих категориях есть разные степени. Некоторые неспасенные люди показывают высоконравственное поведение, и напротив, многие верующие не воспринимают Божьи дела с надлежащим послушанием. Но каждый человек всецело принадлежит либо одному духовному состоянию, либо другому; либо принадлежит Богу, либо нет. Подобно тому, как человек физически не может быть частично живым, а частично мертвым, он не может и духовно быть частично живым, а частично мертвым. Середины не существует. Человек либо прощен и принадлежит Царству Божьему, либо не прощен и принадлежит царству мира. Он либо дитя Бога, либо дитя сатаны.

В этом контексте слова «живущие по» относятся к основной духовной природе. Греческий текст можно дословно перевести как «люди,живущие по», что указывает на определяющую человеческую сущность, склонность или расположенность. Живущие по плоти — это неспасенные, непрощенные, неискупленные, невозрожденные. Живущие по духу — это спасенные, прощенные, искупленные, возрожденные дети Божьи. Как указывает апостол несколькими стихами ниже, неспасенные живут по плоти, и Дух Божий не живет в них.

Спасенные, напротив, не только живут по духу, но и в духе имеют Дух Христов (ст. 9). В ст. 5 Павел говорит об определяющем духовном образце человеческой жизни, тогда как в ст. 8 и 9 речь идет о духовной сфере жизни.

«Фронео» — глагол, переводящийся как «помышляют», указывает на главную направленность, склонность, образ мыслей, а не на ум или интеллект сам по себе (греческое «нус»). Он охватывает также человеческие привязанности и рассуждения. Павел использует тот же глагол в Послании к Филиппийцам, где убеждает верующих: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (2:5; см. также 2:2; 3:15,19; Кол. 3:2).

Главная склонность неискупленных — идти «вслед скверных похотей плоти» (2 Пет. 2:10). Погибшие — это те, чей конец — погибель, чей бог — чрево, чья слава — в сраме, кто мыслит о земном (см. Фил. 3:19). Плотское включает в себя и ложные философские учения, и религии, неизменно обращающиеся, явно или неявно, к плоти через своекорыстие и собственные усилия.

Ап. Павел говорит, что живущие по духу помышляют о духовном. Иными словами, те, кто принадлежит Богу, занимаются Божьими делами. Как любил говорить Джонатан Эдварде, они обладают «праведными привязанностями», глубоким стремлением к Богу и к очищению. Как пояснил Павел в Рим. 7, даже Божьи дети иногда оступаются в своем послушании Ему. Но, как говорил апостол о себе, они, тем не менее, по внутреннему человеку находят удовольствие в законе Божием (см. Рим. 7:22). Несмотря на их многочисленные духовные ошибки, их главные стремления и помышления — духовные.

Греческое слово «фронема» (помышление) — это отглагольное существительное (ст. 5). Подобно глаголу, оно означает, скорее, содержание, образ мыслей, а не просто отвлеченный разум. Существенно, что Павел говорит не о том, что плотские помышления ведут к смерти, а что они суть смерть. Неспасенный человек уже духовно мертв. Апостол устанавливает духовное равенство, а не духовное следствие. Следствие в этом случае обратное: поскольку неискупленные люди уже духовно мертвы, то они неизбежно помышляют о плотском. Павел напоминал ефесским верующим, что до спасения все они были мертвы «по преступлениям и грехам» (Ефес. 2:1).

Не вызывает также сомнений, что грех ведет к смерти. «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, — говорил Исайя Израилю, — и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2). Ранее в Послании к Римлянам Павел объяснял, что «возмездие за грех — смерть» (6:23) и что «когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» (7:5; ср. Гал. 6:8).

Но в этих стихах Павел подчеркивает, что каждый неверующий пребывает в состоянии смерти, даже когда его тело и ум вполне живы и деятельны. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, — объяснял Павел коринфским верующим, — потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14).

Несколько лет тому назад я был распорядителем на похоронах маленькой девочки, погибшей в автомобильной катастрофе. Перед службой ее мать не отходила от гроба, брала безжизненное маленькое тельце на руки, гладила его и тихонько обращалась к нему. Но ребенок, конечно, ни на что уже не мог ответить в физическом мире, потому что в нем не было жизни, чтобы ответить.

Неспасенный человек — это духовный труп и, следовательно, он абсолютно неспособен ответить Богу. И если Св. Дух не вмешается, дав ему возможность признать свой грех и ответить по вере Господу, и таким образом не сделает его живым, то неспасенный человек будет столь же бесчувственным к делам Божьим, как некоторые дети к ласкам и слезам своей матери.

А помышления духовные — жизнь и мир. Павел снова говорит о равенстве, а не о следствии. Помышления духовные, то есть о делах Божьих, равны жизни и миру, что означает принадлежность к христианству. Человек, имеющий духовные помышления, — это христианин, возрожденный человек, кому дана духовная жизнь по Божьей благодати, действующей через веру.

Помышления о духовном синонимичны также духовному миру, то есть миру с Богом. Неспасенный человек, независимо от того, насколько громко он заявляет о своем почитании, поклонении и любви к Богу, — это Его враг. На эту истину Павел уже указывал в послании. Он говорил, что до того, как мы были спасены, все мы были врагами Бога (5:10). Только человек, который обладает новой жизнью в Боге, находится в мире с Ним.

Очевидное следствие этой истины состоит в том, что невозможно иметь духовные помышления, которые равносильны обладанию духовной жизнью и миром, и оставаться мертвым для дел Божьих. Тот, кто исповедует христианство, но не воспринимает Божьих дел, не имеет «праведных привязанностей» и не принадлежит Богу. Человек, который лишь исповедует христианство, не ведет битвы с плотью, потому что он по-прежнему имеет естественную склонность к делам плоти. Он стремится к делам плоти, которые для него естественны, поскольку он по-прежнему плотской, и его ум расположен к делам плоти.

Неверующий может быть глубоко озабочен тем, что не живет в соответствии с религиозными нормами и кодексом, установленным им самим или какой-нибудь конфессией или другой религиозной организацией. Он может активно бороться за достижение этих целей. Но его борьба происходит лишь на человеческом уровне. Это борьба, исходящая не от любви к Богу, а от любви к себе и происходящего отсюда желания достичь большего расположения Бога или людей на основе больших личных достижений. Какую бы религиозную или нравственную борьбу он не вел, это борьба плоти с плотью, а не духа против плоти, потому что Св. Дух не пребывает в плотском человеке и плотский человек не пребывает в Святом Духе.

Как показал Aп. Павел в Рим. 7 на примере своей собственной жизни, истинный христианин сражается с плотью, потому что его смертное тело по-прежнему упорствует и пытается завлечь его на прежние грешные пути. Но он больше не в плоти, но в духе. Рассуждая об истинных верующих, Павел говорил, что «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Но «если мы живем духом», продолжает он, «то по духу и поступать должны» (ст. 25; ср. ст. 16). Иными словами, поскольку новая природа верующего имеет Божественное происхождение, и в ней пребывает Божий Дух, то он хочет вести себя в соответствии с Божьей волей.

Важно отметить, что когда Павел говорит о грехе в жизни христианина, он непременно отождествляет грех с внешним миром и развращенным телом, а не с новой внутренней природой. Плоть верующего не получает искупления, когда он поверит в Христа. Если бы это происходило, все христиане с момента спасения немедленно становились бы совершенными, что очевидно не соответствует действительности, даже если не принимать во внимание свидетельство Св. Писания. Грешный след неискупленной человеческой природы не исчезнет до тех пор, пока верующий не отправится на встречу с Господом. Именно по этой причине в Новом Завете иногда говорится о спасении христианина в будущем времени. Имея в виду тех, кто уже спасен, Павел позднее говорит в этой главе: «Имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23). Как объяснил апостол коринфянам: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15:42-44).

Независимо от того, насколько жертвенной, нравственной и искренней может быть жизнь неискупленного человека, его религиозные усилия эгоистичны, потому что из-за своих плотских помышлений он не может верно служить Богу. Павел снова (ср. ст. 6) использует термин «фронема» (помышление), который указывает на содержание, образ мыслей, основные наклонности и направленность человека. Эта склонность, или предрасположенность плоти даже более сильная и укоренившаяся, чем непослушание, которое есть просто внешним проявлением внутреннего плотского принуждения необращенного человека.

Любой необращенный человек — религиозный или атеист, внешне моральный или внешне греховный — враждебен Богу. Неспасенный человек не может жить благочестивой и праведной жизнью, потому что не обладает благочестивой и праведной сущностью или возможностями. Поэтому он не может искренне любить Бога и Божьи дела. Его греховные, плотские помышления «закону Божию не покоряются, да и не могут». Даже неверующий, жизнь которого кажется образцом добродетели, не способен совершить что-нибудь истинно доброе, поскольку его движущая и вдохновляющая сила — не Бог, и поскольку его дела порождены плотью, совершаются из эгоистических соображений, а не для славы Божьей. Из этого ясно, что если плотские помышления не покоряются и не могут покоряться закону Божьему, то «живущие по плоти Богу угодить не могут».

Люди были созданы именно для того, чтобы угодить Богу. В начале практической части этого послания Павел говорит: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2). Подобными словами он наставлял коринфян: «Потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» (2 Кор. 5:9; ср. Ефес. 5:10; Фил. 4:18). Он наставлял верующих в Фессалонике, «как должно… поступать и угождать Богу» (1 Фес. 4:1).

Описав духовные качества и недостатки тех, кто в плоти, Павел снова обращается к тем, кто живет не по плоти, а по духу. Как объяснял Иисус Никодиму: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:6). Греховная человеческая плоть может воспроизвести лишь еще более греховную человеческую плоть. Только Божий Святой Дух может породить духовную жизнь.

Постоянное пребывание Св. Духа — это признак спасающей веры. «Вы можете быть уверены в вашем спасении, — говорит Павел, — если только Дух Божий живет в вас». «Ойкео» (живет) означает пребывание в своем собственном доме. Чудесным и непостижимым образом Божий Дух созидает Свою обитель в жизни каждого человека, верующего в Иисуса Христа.

Обратное также верно: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Человек, который не обладает свидетельством присутствия силы и плодом Божьего Духа в своей жизни, не обладает правом называть Христа своим Спасителем и Господом. В человеке, который не обнаруживает склонности к Божьим делам и не стремится для угождения Богу избегать греха и страстей, не пребывает Св. Дух, и, следовательно, такой человек не принадлежит Христу. В свете этой отрезвляющей истины Павел наставляет тех, кто утверждает, что они христиане: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).

«А если Христос в вас, — продолжает говорить верующим Павел, — то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». Иными словами, если Божий Дух пребывает в нас, то наш дух жив для праведности, потому что каждый верующий оправдан Божественно данной праведностью (Рим. 3:21-26). В свете этой совершенной праведности, все человеческие попытки быть праведным — ничто, кроме тщеты (см. Фил. 3:8).

Подводя итог всему сказанному в ст. 5-10, Павел замечает: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Это снова Св. Дух, Который есть Божественное начало Христова воскресения. И подобно тому, как Дух отнял Иисуса у физической смерти и дал Ему жизнь в Его смертном теле, так Дух, пребывающий в верующем, дает этому верующему новую жизнь сейчас и навеки (ср. Иоан. 6:63; 2 Кор. 3:6).

Святой Дух дает нам силы для победы над плотью

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (8:12-13)

В часто переиздаваемой книге «Реформаторский пастор» пуританин 17-го ст. Ричард Бакстер писал:

«Обратите внимание на себя, чтобы не жить в тех грехах, против которых вы проповедуете, и чтобы не быть виновными в том, что вы ежедневно осуждаете. Не сделали ли вы прославление Бога своей работой, выполнив которую, вы оскорбляете Его так же, как другие? Не провозглашаете ли вы власть Христа, одновременно осуждая ее и восставая против нее? Не проповедуете ли вы Его законы, в то же время сознательно нарушая их? Если грех — это зло, то почему вы пребываете в нем? А если он не зло, то почему вы убеждаете других людей не совершать его? Если это опасно, то как вы отваживаетесь на это? Если же это не так, то почему вы обманываете других людей? Если Божьи предупреждения — правда, то почему вы не боитесь их? Если это ложь, то почему вы без всякой необходимости беспокоите ими людей и напускаете на них страх без причины? Если вы знаете, что те, кто совершает подобные вещи, заслуживают Божьего наказания и смерти, то почему вы поступаете так? Почему вы учите других и не учите себя? Почему вы говорите, что человек не должен совершать прелюбодеяние, не должен быть пьяницей или сребролюбивым, а сами таковые? Почему вы, восхваляя закон и в то же время нарушая его, оскорбляете Бога? Что!? Должен ли говорить злое тот самый язык, который осуждает это зло? Должны ли осуждать, злословить и клеветать за спиной соседа те уста, которые выступают против этих и подобных пороков у других? Посмотрите на себя, не осуждаете ли вы грех, в то же время не преодолев его; не поклоняетесь ли вы ему, борясь с ним в других, не становитесь ли вы его рабом, ибо чем человек побежден, того он и раб. Кому вы соглашаетесь служить, тому вы повинуетесь; тому слуга, кому повинуетесь, либо греху в смерти, либо смирению в праведности. О, братья! Легче упрекать за грех, чем преодолеть его… Многие портные, делающие дорогие одежды для других, ходят в лохмотьях, и многие кухарки голодают, готовя для других изысканные кушанья» ([Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1974], стр. 67-68).

Павел только что разъяснил (ст, 5-11), что в каждом истинном христианине пребывает Божий Дух, и поэтому для его новой духовной жизни будут характерны не мирские, плотские заботы и устремления, а дела Божьи. В ст. 12-13 апостол обращает внимание на ответственность верующего за уничтожение греха в своей жизни с помощью пребывающего в нем Св. Духа.

Словом «итак» Павел напоминает своим читателям об изумительных преимуществах победы над грехом, которую христиане одерживают благодаря пребывающему в них Св. Духу. В предыдущих одиннадцати стихах 8-ой главы он среди прочего отмечает, что верующие больше не находятся под Божьим осуждением, что они освобождены от закона греха и смерти, что они больше не находятся во власти греха, что они живут по духу, что благодаря Св. Духу они помышляют о духовном и что они имеют жизнь и мир.

Все Библейские наставления верующих основаны на благословениях и обетованиях, которые они уже имеют от Господа. Без благословений, которые мы получаем от Него, мы не были бы способны выполнить Его указания. Детям Израиля, например, не было велено завладеть землей обетованной, пока она не была обещана им Богом и они не были Им подготовлены, чтобы покорить ее. В послании в Рим главные наставления Павла начинаются в 12-ой главе после того, как он многократно напомнил своим читателям об их великих духовных преимуществах. В Послании к Ефесянам он посвящает значительную часть первых трех глав перечислению духовных преимуществ. Непосредственно перед прекрасным славословием в конце 3-й главы Павел молит Бога: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефес. 3:16-19). Только после этого умоляет он собратьев по вере «поступать достойно» своего призвания» (4:1). Сходные места, тоже начинающиеся со слова «итак», есть и в его посланиях в Галатию, Филиппы, Колоссы.

Перед тем как сделать предостережение, апостол с любовью обращается к своим читателям, называя их «братия», отождествляя их с братьями-христианами — теми, кому Бог обещает победу над плотью. Чтобы обратиться к своим братьям и сестрам в Христе, он выбрал слово, выражающее уважение и равенство, а не превосходство и мелочную опеку.

Затем Павел продолжает излагать Божий замысел в отношении победы над плотью. Как Божьи дети, в которых пребывает Его Дух, мы не должники плоти, чтобы жить по ней. Плоть — это безобразное переплетение греховных человеческих желаний, которые включают порочные побуждения, привязанности, принципы, цели, слова и действия, вызываемые в нашем теле грехом. Жить по плоти означает находиться под управлением и контролем этого пагубного комплекса. Благодаря спасительному труду Христа, греховная плоть больше не царствует в нас, больше не может ослаблять нас и тянуть назад в западню греховности, в которой мы все родились. По этой причине мы больше не находимся под властью плоти и не живем в грехе.

Живущие по плоти, умрут. Сказанное апостолом не представляет собой предостережение истинно верующим о том, что они могут потерять спасение и быть осуждены на смерть, если уступят каким-либо искушениям плоти. Он уже дал им абсолютную гарантию того, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (8:1). Скорее, он говорит, что человек, жизнь которого характеризуется делами плоти — не истинный христианин и мертв духовно, независимо от своих религиозных привязанностей и поступков. И если он не придет в истинной вере к Христу, то должен будет умереть вторично по решению Божьего последнего суда.

Затем Павел вновь говорит о причине, по которой истинные христиане больше не связаны грехом и не находятся под его осуждением. Хотя до тех пор, пока мы не встретим Господа, всегда будет существовать пагубное влияние плоти, мы не имеем оправдания за то, что грех будет продолжать разрушать нашу жизнь. Обязательства христиан теперь не перед плотью, а перед Духом. Благодаря находящемуся в нас Духу Христа, мы обладаем возможностью противостоять и умервщлять дела плоти, происходящие от жизни по плоти.

Предание смерти дел плоти — это долг Божьих детей. Шотландский богослов Девид Браун писал: «Если вы не убьете грех, грех убьет вас». Иисус сказал: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф. 5:29-30). В борьбе с грехом никакое действие не может быть слишком решительным; никакая цена не может быть слишком высокой для того, чтобы освободиться от греха, поверить в Иисуса Христа и таким образом избежать проклятия вечной смерти в аду.

То, что говорит здесь Павел, — одно из многих высказываний в Св. Писании, позволяющих проверить себя. Как отмечалось выше, человек, не представляющий свидетельства присутствия силы и плода Божьего Духа в своей жизни, не имеет права называть Христа своим Спасителем и Господом. Очевидная оборотная сторона этой истины состоит в том, что человек, для жизни которого характерны греховные проявления плоти, по-прежнему находится в плоти, а не в Христе. Когда Павел провозглашает, что верующие — Божье «творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нас исполнять» (Ефес. 2:10), он констатирует факт, а не высказывает пожелание.

Подобно многим членам церкви в Коринфе, незрелый и непослушный христианин неизбежно поддастся каким-нибудь искушениям плоти (см. 1 Кор. 3:1). После своего многолетнего апостольства Павел признал, что даже он не безупречен духовно. «Не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился, — говорил он филиппийцам, — но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:12-14). Павел еще не достиг совершенной праведности в Христе, хотя это было наивысшей целью его жизни. Несмотря на то, что его плоть иногда сдерживала его и временно затмевала радость общения с Христом, основным желанием его сердца было повиноваться и угождать своему Господу.

Если для человека, лишь заявляющего о том, что он христианин, привычно жить в грехе и не показывать никакой заинтересованности в покаянии, прощении, служении или общении с другими верующими, то этим он доказывает, что произносит имя Христа всуе. Многие ложные христиане прилежно работают в церкви, делая свою жизнь внешне чистой, поскольку другие люди будут выше ценить их за это и поскольку они сами чувствуют гордость, когда поступают морально и делают добро. Но завышенная самооценка — популярная психологическая панацея наших дней — это сердцевина надменной греховной плоти, человеческой неискупленной греховности и безбожности. Делать доброе ради себя, а не ради Бога, значит вообще не делать добро — это лишь лицемерное проявление греха себялюбия.

Поэтому неудивительно, что мир все больше и больше поддерживает себялюбие и личные достижения, что с ужасающей быстротой растут проблемы сексуальной распущенности и извращенности, насилие, воровство, ложь, убийства, самоубийства, чувство безнадежности и все остальные проявления моральных и социальных зол.

Истинный верующий, напротив, будет не только исповедовать Христа, но и жить Его жизнью по Духу Христа. Для него естественно умерщвлять греховные и порочные дела плоти. Следовательно, он будет жив, то есть будет обладать всей полнотой вечной жизни, данной ему в Христе.

Когда Бог приказал Царю Саулу уничтожить весь Амалик и всех домашних животных, Саул не до конца выполнил указание, пощадив царя Агага и сохранив лучших животных. Когда пророк Самуил упрекнул Саула, царь попытался оправдать свои поступки тем, что его народ хотел сохранить часть скота, и что эти животные будут принесены в жертву Богу. Самуил упрекал царя, говоря: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар. 15:22). Несмотря на мольбы царя о прощении, Самуил провозгласил: «Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя, и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя» (ст. 28). Неспособность Саула полностью повиноваться Богу стоила ему трона.

Божий народ неизбежно опускается к греху, когда отвращает взор от Всемогущего и заботится лишь о себе и мирских делах. По этой причине Павел наставлял верующих в Колоссах: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:1-3). Затем он приводит далеко не полный, но внушительный список грехов, которые христиане должны умертвить, считая себя мертвыми для них. Павел говорит: «Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которые есть идолослужения, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (ст. 5-10).

Ап. Павел не предлагает философию «вперед и с Богом», распространяемую некоторыми течениями и служителями, которые пропагандируют концепцию так называемой углубляющейся жизни, согласно которой человек постепенно поднимается ко все более и более высокому уровню духовности, пока фактически не исчезнут грехи и даже искушения. Иную духовную жизнь обещает Павел и иной жизнью жил он сам, о чем так взволнованно свидетельствует 7-ая глава Послания к Римлянам. Пока верующий будет находиться в своем земном теле, он будет подвергаться опасности со стороны плоти, будет нуждаться в том, чтобы умерщвлять грехи. Лишь на небесах исчезнет необходимость в практическом очищении. А до тех пор всех верующих будут убеждать обречь грех на смерть и жить в их новом Владыке и для их нового Владыки, Господа Иисуса Христа (ср. Рим. 6:3-11).

Пуританин Джон Оуэн предупреждал, что грех никогда не бывает более активным, чем когда он кажется наиболее тихим, и что его воды глубже всего, когда они спокойны (см. «Sin and Temptation» [Portland, Ore.: Multnomah, 1983], стр. xxi). Сатана чаще всего нападает тогда, когда верующий испытывают наибольшее удовлетворение своей духовной жизнью. Именно тогда гордыня, основа грехов, легко проникает незамеченной в нашу жизнь и заставляет нас думать, что удовлетворенность собой — это удовлетворенность в Боге.

Св. Писание предлагает верующим много средств, чтобы избежать греха и умертвить его в жизни. Во-первых, совершенно необходимо признать присутствие греха в нашей плоти. Мы должны быть готовы честно признать вместе с Павлом: «Я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим. 7:21). Если мы не признаем грех, то обманываем самих себя и становимся еще более подверженными его влиянию. Если грех не признан и не осужден на смерть, он может стать грозной и разрушительной силой в жизни верующего. Наша человеческая природа постоянно готова увлечь нас обратно в греховность прежней жизни до Христа. Хорошо зная об этом, Ап. Петр напутствует: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Пет. 2:11). Если бы христиане не жили в постоянной опасности, исходящей от греха, такой совет был бы лишен смысла.

Из-за влияния нашей человеческой слабости и ограниченности мышления часто бывает трудно признать грех в нашей жизни. Он часто прячется под маской чего-нибудь, что выглядит мелким и незначительным или даже праведным и благим. Поэтому мы должны молиться вместе с Давидом: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23-24). Совет Аггея древнему Израилю полезен верующим во все времена: «Обратите сердца ваши на пути ваши» (Агг. 1:5, 7).

Второй способ умерщвления греха в жизни верующих — обратить свое сердце к Богу. Давид сказал Господу: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Другой псалмопевец свидетельствовал: «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои» (Пс. 118:5-6). Иными словами, когда мы знаем Божье Слово и повинуемся ему, мы строим нашу защиту от греха и нападаем на него.

Третий способ умерщвления греха в жизни верующих — это размышление над Словом Божьим. Многие Божьи истины становятся ясными, только когда мы с настойчивостью углубляемся в Св. Писание и даем Господу возможность наделить нас более глубоким пониманием. Давид подает нам пример, говоря: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).

Четвертый способ уничтожения греха в нашей жизни — это регулярное общение с Богом в молитве. Ап. Петр призывает нас: «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Пет. 4:7). Когда мы усердны в этих занятиях, то обнаруживаем, насколько они взаимосвязаны. Часто трудно сказать, когда заканчивается изучение Божьего Слова и начинаются размышления, и когда заканчиваются размышления и начинается молитва.

Следует отметить, что настоящая молитва всегда должна содержать слова исповедания. Хотя нам дана уверенность в том, что мы принадлежим Богу и освобождены от осуждения, мы знаем также, что никогда не сможем предстать перед Ним абсолютно безгрешными. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас», — предупреждает верующих Иоанн. Но «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи уверен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1:8-10). Автор Послания к Евреям наставляет: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Мы нуждаемся в очищении всякий раз, когда приходим к Нему.

Искренняя молитва дает возможность раскрыть обман греха. Когда Божьи дети открывают свои умы и сердца их небесному Отцу, Он с нежностью открывает грехи, которые, в противном случае, остались бы незамеченными.

Пятый способ умерщвления греха в нашей жизни — это послушание Богу. Выполнение Его и только Его воли даже в самых незначительных вопросах нашей жизни может быть развито в привычку, которая поддержит нас в тяжелые времена искушений.

Как уже показал Павел в 7-ой главе на примере своей собственной жизни, умерщвление греха — это часто сложный, медленный и не застрахованный от неудач процесс. Сатана — сильный враг Божьих людей. Он не побрезгует никакими средствами, чтобы заставить их совершить грех. Но так как они побеждают грех в своей жизни благодаря силе пребывающего в них Св. Духа, то они не только приближаются к своему небесному Отцу, но и достигают все возрастающей уверенности, что они действительно Его дети и навсегда защищены в Нем.

Когда в Новом Завете говорится о таких понятиях, как возрастание в благодати, совершенствование святости и возрождение внутреннего человека, имеется в виду умерщвление греха. Грех, происходящий от плоти, которой верующие временно ограничены, — это все, что стоит между ними и совершенным благочестием.

Но Павел уверяет христиан, что они обладают силой, чтобы победить греховную плоть, которая все еще цепляется за них. Без сверхъестественной силы Духа мы никогда не смогли бы добиться успеха в умерщвлении греха в нашей жизни. Если бы мы обладали лишь своими собственными возможностями, то борьба с грехом была бы просто попыткой плоти преодолеть плоть, попыткой человеческой природы победить человеческую природу. Даже будучи христианином, Павел сокрушался: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18). Без Св. Духа христианин имел бы не больше силы противостоять греху и победить его, чем неверующий.

Святой Дух — это синоним Божьей силы. Перед самым Своим вознесением Иисус обещал апостолам: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Далее в своем описании раннехристианской церкви Лука сообщает: «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян. 10:38). В своем Евангелии Лука повествует, как ангел сообщил Марии о Божественном зачатии и рождении Иисуса: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1:35).

Пророк Михей писал: «Я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю — грех его» (Мих. 3:8). Говоря о восстановлении храма, ангел говорил Зоровавелю через пророка Захарию: «Это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Иными словами, Божественная сила Духа поддерживала Зоровавеля и намного превосходила силу злых людей, стремившихся помешать его работе.

Далее в этом послании Павел сообщает, что спасение многих язычников в результате его служения свершилось лишь «силою Духа Божия» (Рим. 15:19), и он молился за верующих ефесской церкви: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Ефес. 3:16).

Главная мысль Павла в Рим. 8:13 заключается в том, что благодаря силе Св. Духа, Который пребывает в них, христиане способны успешно противостоять греху и уничтожать его в своей жизни. «Оружия воинствования нашего не плотские, — напоминает нам Павел, — но сильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:4). Такая уверенность в силе Святого Духа дает надежду в отчаянии, о котором говорит Павел в Рим. 7:24-25 и которое время от времени испытывает каждый верующий.

Ап. Павел говорил галатам о конфликте верующего с грехом, что «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Несколькими стихами ниже он провозглашает, что «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (ст. 24-25). Другими словами, поскольку в нашей духовной жизни пребывает Св. Дух, то наше поведение должно соответствовать Его воле и быть в Его силе. Благодаря пребывающему в нем Св. Духу, каждый истинный христианин обладает Богом данной возможностью одержать победу над сатаной, миром и грехом.

В своем Послании к Ефесянам Павел указывает на постоянно испытываемую верующим необходимость полагаться на силу Св. Духа. Он напутствует: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Ефес. 5:18). Буквальный перевод звучит так: «Поддерживайте исполненность Духом». Смысл таков: «Всегда полагайтесь на Святой Дух, который находится внутри вас и всегда может укрепить и защитить вас». Исполняться Св. Духом означает всецело находиться под Его Божественным водительством. Это требует постоянного пребывания Слова в верующем (ср. Кол. 3:16). И когда мы пребываем под Божьим управлением, наше поведение непременно будет соответствовать Его воле. Это вопрос не силы, а воли. Благодаря силе Духа все верующие способны «поступать достойно звания, в которое… призваны» (Ефес. 4:1). Те, кто искренне облекся в Господа Иисуса Христа, не будут попечение о плоти превращать в похоти (см. Рим. 13:14).

Водительство Божьим Духом происходит от послушания Его Слову. Преисполненная Св. Духа жизнь приходит не благодаря мистическим и экстатическим упражнениям, а благодаря изучению Св. Писания и подчинению себя ему. Когда верующий преданно и смиренно насытит свой ум и свое сердце Божьей истиной, то его управляемое Св. Духом поведение будет таким же верным, как верно то, что после ночи наступает день. Когда мы преисполнены Божьей истины и ведомы Его Духом, даже наши непроизвольные реакции — те, которые случаются, когда у нас нет времени осознанно принять решение о том, как поступить или что сказать, — будут благочестивы.