33. Святой Дух дает залог нашей славы (часть 2)

Невыразимые стенания о славе

Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим тогда ожидаем в терпении. Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией (8:19-27)

Представляя служение Св. Духа, хранящего верующего от осуждения (см. 8:1), Павел говорит о том, что Он обеспечивает нашу безопасность, гарантируя нашу будущую славу (ст. 17-30). В предыдущей главе этого тома мы изучали несравненные преимущества, которыми обладают верующие благодаря славе, обещанной Богом (ст. 17-18).

В этой главе Павел обращает наше внимание на невыразимые стенания в ожидании славы — стенания творения (ст. 19-22), верующих (ст. 23-25) и Самого Св. Духа (ст. 26-27). Стенание — это слышимое выражение муки, вызванной физической болью или эмоциональным страданием. Стенания отражают состояние боли, неудовлетворенности и печали; это просьба об освобождении от мучений.

Стенание творения

Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (8:19-22)

Первое стенание — олицетворение сетований созданной Богом вселенной, которая существует теперь в неестественном состоянии, вызванном грехопадением.

Греческое «апокарадокия» (переведенное как «с надеждою ожидает») — буквально означает «смотреть вытянув шею», то есть стоять на цыпочках, напряженно смотря вперед. Префикс «апо» подчеркивает сосредоточенность на ожидании. Тварь как будто стоит на цыпочках в ожидании «откровения сынов Божиих».

Евреи были знакомы с Божьим обетованием об искуплении мира и о возрождении творения. От имени Господа Исайя говорил: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис. 65:17). Иудеи предвидели чудесное время, когда вся боль, притеснения, рабство, тревога, горе и преследования прекратятся, и Господь установит Свое совершенное Царство мира и правды.

Даже небиблейские иудейские произведения отражают это ожидание. «Апокалипсис Варуха» содержит описание предполагаемой и давно ожидаемой будущей утопии:

«Виноградная лоза будет приносить урожай десять тысяч раз, и на каждом кусте будет тысяча ветвей; и каждая ветвь будет давать тысячу гроздей; и в каждой грозди будет тысяча виноградин; и каждая виноградина будет, как чаша вина. И те, кто голодал, будут веселиться; более того, они также будут видеть каждый день чудеса. Ибо ветры будут приносить им каждое утро аромат плодов, а на закате дня тучи будут орошать их каплями здоровья» (29:5).

В иудейских частях «Сивилловых предсказаний» записаны подобные ожидания: «И земля, и все деревья, и неисчислимые стада овец будут давать свой истинный плод человечеству из вина, сладкого меда, белого молока и хлеба, что есть для людей наилучшим даром из всех» (3:6,20-33). Далее в предсказаниях сказано:

«Земля, всеобщая мать, будет давать смертным свой лучший плод в неизмеримом изобилии хлеба, вина и масла. Более того, с небес придет сладкий глоток ароматного меда. Деревья будут приносить свои настоящие плоды, и будут богаты стада. Он приведет в действие белые фонтаны молока. Города будут полны богатства, а поля обильны; нигде не будет ни меча, ни шума битвы; земля больше не будет биться в судорогах, во всей земле не будет никакой засухи, ни голода, ни призыва уничтожать урожай» (3:744-56).

Понятие «тварь» не включает небесных ангелов, которые хотя и созданные существа, но не подвержены тлению. Это понятие, конечно же, не включает и сатану с его воинством падших ангелов, демонов. Они не обладают стремлением к праведности, безгрешной жизни и знают, что осуждены Богом на вечные муки. Верующие также не включены в это понятие, потому что они отдельно упомянуты в ст. 23-25. Павел не включает сюда и неверующих. Остальная тварь — это не обладающие разумом животные, растения и все неживое — горы, реки, равнины, моря и небесные тела.

Евреям было знакомо такое одухотворение природы. Исайя использовал его, когда писал, что «возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс» (Ис. 35:1), и что «горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» (55:12).

В греческом тексте этого стиха используется также глагол «апекдехомаи», означающий «напряженно ожидать, проявляя при этом терпение». Форма, в которой употреблен греческий глагол, передает значение подготовленности и продолжительности.

«Откровения» — это перевод греческого «апокалипсис», что означает открытие, раскрытие, обнаружение. От этого слова произошло название книги Откровения (см. Откр. 1:1). Мир не понимает, кто такие в действительности христиане. В своем 1-ом Послании Иоанн объясняет своим собратьям по вере: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1 Иоан. 3:1).

В настоящее время мир не способен провести четкое различие между христианами и неверующими. Люди, которые называют себя христианами, живут, одеваются и говорят почти так же, как все остальные. Многие неверующие придерживаются высоких моральных норм поведения. С другой стороны, многие исповедующие христианство, к сожалению, являют недостаточно свидетельств своего спасения. Но в назначенный час Бог покажет тех, кто действительно принадлежит Ему.

В момент откровения сынов Божиих, «когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы [верующие] явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). В тот момент все верующие будут навечно отделены от греха и их неискупленной человеческой природы, чтобы быть прославленными святостью и великолепием Христа.

Когда Адам и Ева согрешили, ослушавшись Божьего повеления, было проклято и развращено не только все человечество, но и земля и весь остальной мир. После грехопадения Бог сказал Адаму:

«За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19).

До грехопадения не существовало ни сорняков, ни ядовитых растений, ни колючих зарослей, ни чертополоха, не было ничего, что могло вызвать страдания или принести вред человеку. Но после грехопадения «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее)». «Матаиотес» (суета) означает отсутствие успеха, неспособность достичь цели. Вследствие человеческого греха ничто в природе не находится теперь в том состоянии, которое предопределил Бог и в котором оно находилось изначально. Форма употребления глагола «покорилась» указывает на то, что природа не сама прокляла себя, но была проклята. Павел говорит далее, что проклятие природы было осуществлено ее Создателем. Бог Сам покорил ее суете.

Несмотря на то, что различные организации, занимающиеся защитой окружающей среды, и правительственные органы предпринимают сегодня благородные попытки защитить и восстановить природные ресурсы и территории, они бессильны остановить поток уничтожения, который с момента грехопадения постоянно разрушает и человека, и окружающую среду. Такова разрушительная сила греха — одно ослушание человека навлекло разложение на целую вселенную.

Разложение, болезни, боль, смерть, опасность загрязнения и все остальные проявления зла не прекратятся до тех пор, пока Тот, Кто послал проклятие, не снимет его и не создаст новое небо и новую землю (2 Пет. 3:13; Откр. 21:1).

Известный натуралист Джон Муир совершил серьезную ошибку, написав, что природа «безгрешна и не развращена» и что лишь человек «тронут порчей». В наше время сентиментальные защитники окружающей среды призывают жить в некой естественной «гармонии с природой». Некоторые взывают к правительству с целью вернуть нас в каменный век, когда, как они считают, люди находились в гармонии с природой. Тление падшей среды в прошлом отличалось от того состояния, к которому привели ее технология и индустрия, но, возможно, отличалось в худшую сторону. Очевидно, что подверженность болезням и смерти, равно как и различным природным опасностям, была в прошлом намного сильнее. И когда люди, как считают, жили ближе к природе, они имели меньше уверенности, больше боли, жили труднее, больше болели и раньше умирали. Эта земля не дружелюбная, а неистовая и опасная. И глупой фантазией представляется мысль о том, что она не проклята и что она дает естественную и спокойную жизнь. Несмотря на проклятие, сохранилась большая часть красоты, великолепия и пользы естественного мира. Цветы по-прежнему прекрасны, хотя и стали хуже, горы по-прежнему грандиозны, леса по-прежнему великолепны, небесные тела по-прежнему величественны, еда по-прежнему питательна и приятна на вкус, а вода по-прежнему освежает и поддерживает жизнь. Несмотря на ужасное проклятие, которое Он наложил на землю, Божье величие и милостивое обеспечение человечества по-прежнему видны всюду, куда ни глянь. Именно по этой причине никто не имеет оправдания за то, что не верит в Бога: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20).

Судьба природы неразрывно связана с человеческой. Поскольку человек согрешил, остальное творение развратилось вместе с ним. Более того, когда человеческая слава будет Божественно восстановлена, то будет восстановлен и мир в природе. Поэтому Павел говорит, что есть надежда даже для самой твари, которая «освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих». Иными словами, точно так же, как человеческий грех навлек тление на вселенную, так и восстановление человеческой праведности будет сопровождаться восстановлением Божественно предназначенного совершенства и славы земли и вселенной.

Физический закон энтропии говорит о постоянной и необратимой деградации вещества и энергии во вселенной и о все увеличивающемся хаосе. Научный закон прямо противоречит теории эволюции, которая основана на предположении, что мир природы предрасположен к постоянному самосовершенствованию. Но очевидно, что даже простой дачный участок приходит в запустение, если о нем не заботиться. Сорняки и другие ненужные растения задушат полезные. Естественная склонность вселенной (человечества или животного мира, растительных или неодушевленных составляющих земли и небес) очевидна и ясна — вниз, а не вверх. И не может быть иначе, пока мир остается в зависимости от рабства тлению и греха.

Однако, несмотря на свое постоянное тление и вырождение, ни человек, ни вселенная не уничтожат себя окончательно. Это находится в компетенции лишь одного Бога, и нет нужды опасаться самоуничтожения человечества. Люди должны бояться лишь Бога, Которого они непокорно отвергают и Которому противятся. Судьба земли всецело в руках ее Создателя и эта судьба включает полное уничтожение Богом проклятой грехом вселенной. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). Это разрушение будет несравненно мощнее, чем разрушение, которое может вызвать любое созданное человеком устройство.

В своем видении на Патмосе Иоанн «увидел… новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет… и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:1, 4-5).

Все в природе стенает в надежде и ожидании этого обетованного времени искупления и восстановления. Слова «освобождена будет» выражают пассивное действие, указывающее на то, что природа не восстановит себя сама, а будет восстановлена Богом, Который Сам когда-то давно покорил ее тлению и суете.

Иисус говорил об этом внушающем страх времени, как об «пакибытии» — времени, когда ветхая греховная среда будет окончательно осуждена и заменена новой и праведной. «Истинно говорю вам, — сказал Он Своим ученикам, — что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф. 19:28).

«В свободу славы детей Божиих» — это сказано о времени, когда все верующие будут освобождены от греха, освобождены от плоти и от своей человеческой природы. С этого времени мы будем вечно разделять Божью славу, в которую Бог облечет всех Своих любимых детей. Ап. Иоанн напоминает нам: «Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2). Об этом восхитительном дне Ап. Павел писал:

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетелесными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:51-54).

Наш ограниченный ум не в состоянии постичь такие Божественные тайны. Но благодаря Божьему Святому Духу, пребывающему в нас, мы можем верить всей явленной Им истине и радоваться в абсолютной и уверенной надежде, что нам обеспечена вечная жизнь на небесах с нашим Отцом. Мы сознаем вместе с Павлом, что «наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:20-21).

Мы вместе с апостолом также сознаем, что и природа с надеждой ожидает нашего искупления, которое она разделит с нами. Но до этого замечательного дня и в его ожидании «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».

«Стеназо» (стенает) означает сетование человека, попавшего в тяжелую ситуацию и не имеющего возможности быстро из нее выйти. Это понятие используется Лукой в форме существительного для описания отчаяния израильтян во время их египетского рабства (Деян. 7:34). Глагол используется в Послания к Евреям для изображения отчаяния и огорчения служителей из-за незрелости и непослушности членов церкви (13:17).

Тварь однажды прекратит стенать и страдать, потому что Бог освободит ее от тления и суеты, между тем как ныне она стенает в родовых муках. Подобно Еве, чей грех привел к проклятию рождения детей в муках (Быт. 3:16), природа испытывает свои родовые муки. Но, как и для Евы и ее потомков, то, что природа стенает и мучится, предвещает новую жизнь.

Ал. Павел совсем не упоминает о том, когда и как будет обновлен мир. Он не говорит ни об этапах этого космического возрождения, ни о последовательности событий. Многие другие места в Св. Писании проливают свет на подробности снятия проклятия (см. Ис. 30:23-24; 35:1-7 и т.д.) и создания новых небес и новой земли (2 Пет. 3:13, Откр. 22:3), но цель Павла заключается здесь в том, чтобы в общих чертах объяснить своим читателям, что Божий владыческий замысел искупления касается всей вселенной.

Мартин Ллойд-Джонс с глубоким пониманием писал:

«Я хотел бы знать, даст ли нам хотя бы частичный ответ феномен весны. Каждый год природа как бы делает попытку обновить себя, произвести нечто постоянное; она вышла из состояния смерти и темноты, которое так характерно для зимы. Весной кажется, что природа пытается произвести нечто совершенное, испытывая год за годом боль творения. Но, к сожалению, все безуспешно, весна всего лишь переходит в лето, лето — в осень, а осень — в зиму. Бедная старая природа каждый год пытается победить «суету» и находящийся в ней источник смерти, гниения и распада. Но она не может этого сделать. Каждый раз она терпит неудачу. Но по-прежнему повторяет свои попытки, как будто чувствует, что все должно быть по-другому, лучше; но она никогда не добивается успеха. Поэтому она «стенает и мучится доныне». Природа делает это уже в течение долгого времени… но все же каждый год повторяет свои попытки («Romans» [Grand Rapids: Zondervan, 1980], 6:59-60).

Стенание верующих

И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим тогда ожидаем в терпении (8:23-25)

Не только тварь стенает об освобождении от разрушительных последствий греха в обещанной новой вселенной, но и мы, то есть верующие, «в себе стенаем». Именно искупление верующих наиболее важно для будущего Божьего космического возрождения, поскольку верующие — Его дети, искупленные и усыновленные и принятые в Его небесную семью в ответ на их веру в Его возлюбленного Сына Иисуса Христа — наследники Его великолепного, вечного и праведного Царства.

Каждый истинный верующий время от времени испытывает сильные мучения из-за ужасных проклятий и последствий греха в собственной жизни, в жизни других и даже в природе. Поскольку мы обладаем начатком Св. Духа, то наделены духовной чувствительностью к греховному тлению в себе и вокруг себя.

Поскольку в нас теперь пребывает Св. Дух, Его труд в нас и через нас представляет собой пример такого начатка (первых плодов). Это предвкушение славы, которая ожидает нас на небесах, когда наши тленные и смертные тела будут заменены нетленными и бессмертными. Хотя мы пока что находимся в наших нынешних телах и не полностью освобождены от власти греха, Господь дает нам полную победу над властью греха и греховным рабством. Когда мы осознаем, что Св. Дух дает нам силу отвернуться от зла и искренне поклоняться, служить, повиноваться Богу и любить Его, то мы предвкушаем будущее полное и совершенное возрождение, которое Он дарует нам в воскресении.

Поскольку Св. Дух живет в каждом истинном верующем (Рим. 8:9), то каждый верующий будет до некоторой степени обнаруживать плод Духа, свойства которого Павел перечисляет в Гал. 5:22-23. Это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Каждый раз, когда мы видим работу Его праведности в нас и через нас, мы все сильнее желаем освободиться от оставшегося греха и духовной слабости. Вследствие нашей Божественно ниспосланной чувствительности к греху «мы в себе стенаем» из-за ужасного проклятия греха, который все еще проявляется в нашей оставшейся человеческой природы.

Сознавая свою греховность, Давид печалился: «Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне… Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня» (Пс. 37:5,10-11).

Павел горевал из-за остатков человеческой греховности, которые пристали к нему, как истлевшая одежда, которую невозможно сбросить. Такое положение вызывало у него глубокое духовное разочарование и боль. «Бедный я человек! — сокрушался он, — кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). В другом послании он напоминает всем верующим, что они находятся в таком же положении: «Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5:4). Пока мы будем находиться в «хижине» нашего человеческого тела, мы никогда не сможем полностью избежать греховного тления в нашей жизни. Эта истина заставляет христиан переживать моменты глубокого внутреннего страдания из-за греховности, которая все еще держится за них и ослабляет их.

Как верующие мы обнаруживаем, что с нетерпением ожидаем «усыновления, искупления тела нашего». Новый Завет повествует о верующих, как о людях, которые уже усыновлены Богом, но усыновление которых нуждается в окончательном совершенстве. Как не существует спасения, которое никогда не закончится, так не существует и такого усыновления. Дитя Божье не должно опасаться быть исключенным из Его духовной семьи и бояться никогда не войти в свой небесный дом.

Пуританский пастор Томас Уотсон сказал:

«Верующие могут быть неактивными в религии, пульс их стремлений может биться медленно. На пути проявления благодати могут быть преграды, подобные тем, которые останавливают поток воды. В верующем вместо труда благодати может действовать тление, вместо терпения — ропот, вместо небес — приземленность… Таким образом, живым и сильным может быть тление в возрожденных; они могут впадать в многочисленные грехи… [Но] хотя их благодать может быть уменьшена, она не может быть упразднена; благодать может быть ослаблена, но не уничтожена… Благодать может потускнеть, но не раствориться… верующий может опуститься ниже в благодати, но не лишиться ее» («А Body of Divinity» [reprint, Edinburgh: Banner of Truth, 1974], стр. 280, 284-85).

Св. Писание учит, что спасение верующих гарантировано Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. Ссылаясь на Бога Отца, Павел уверял коринфян: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22; ср. 2 Тим. 2:19). Отец не только дарует спасение тем, кто верит в Его Сына, но также запечатлевает их спасение и дает Св. Духа, который пребывает в них в качестве залога. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, — говорил Павел, — по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Пет. 1:3-5). Хотя стойкая вера необходима для спасения, Ап. Петр подчеркивает, что Бог Отец Своей волей и силой возродил нас и той же силой Он ведет нас к наследству, которое дает нам новое рождение, наследству «нетленному, чистому, неувядаемому». Оно Божественно хранится на небесах для каждого верующего, которому оно Божественно гарантировано. Каждый, кто принадлежит Богу, принадлежит Ему навсегда.

Чтобы подчеркнуть полную и неоспоримую безопасность тех, кто верит в Иисуса Христа, в Послании к Евреям провозглашается: «Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» (Евр. 6:17-19).

Бог Сын также гарантирует верующим спасение. «Все что дает Мне Отец, ко Мне придет, — заявлял Иисус, — и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37). Павел заверял коринфскую церковь, которая имела больше, чем следует, незрелых и непокорных верующих: «Ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в коем даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:6-8; ср. Кол. 1:22). Иными словами, их взаимоотношения с Христом не только были подтверждены, когда они были оправданы, но и будут оставаться подтвержденными до их прославления во время Его пришествия (ср. 1 Фес. 3:13). Позже в этом послании Ап. Павел напоминает нам, что «верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5:24). Успешный посреднический и заступнический труд Иисуса Христа на небе надежно обеспечивает наше вечное вознаграждение.

Бог Дух Святой также гарантирует спасение верующего посредством труда, который в Св. Писании иногда упоминается как запечатление Св. Духом. В древние времена клеймо или печать были признаком подлинности или заключения сделки. Печать монарха или какого-либо другого высокопоставленного лица символизировала его власть и силу. Так, например, когда Даниил был брошен в львиный ров, царь Дарий повелел положить на отверстие рва большой камень и запечатлел «его перстнем своим и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле» (Дан. 6:17). Безгранично более важной духовной печатью Св. Дух запечатлевает спасение каждого верующего, которое благодаря Божественному обещанию и защите никогда не может быть изменено.

Павел уверял коринфских верующих, что «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). Подобными словами он уверял ефесян, что «в Нем [Христе] и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Ефес. 1:13; ср. 4:30).

Идеи о частичном или временном спасении не просто чужды учению, изложенному в Св. Писании, но и совершенно противоречат ему. Ни один истинный верующий никогда не должен бояться утратить спасение. В момент обращения его душа была искуплена, очищена и навечно защищена в Божьей семье и в Божьем царстве.

Верующим следует беспокоиться из-за греха в своей жизни, а не из-за того, что грех может лишить их Божьей благодати. Это невозможно благодаря Божьему обетованию и Божьей силе. До тех пор, пока мы не будем прославлены и полностью освобождены от греха искуплением нашего тела, мы по-прежнему будем иметь неискупленное тело, и поэтому грех еще может наносить нам вред и приносить печаль нашему Господу. Значение слова «тело» как термина, который часто употребляется в Новом Завете, не ограничивается физическим естеством человека, а обозначает всю его неискупленную человеческую природу, в частности, его остающуюся уязвимость и незащищенность перед грехом.

Тело, смертная человеческая природа верующего, еще только будет искуплено. Внутренний человек — уже совершенно новое творение, причастник Божьего естества, творение, в котором пребывает Божий Дух. «Итак, кто во Христе, — говорит Ап. Павел, — тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Aп. Петр уверяет нас, что «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия чрез познание Призвавшего нас славой и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1:3-4).

Поскольку верующие — уже новые создания, обладающие Божественной природой, то их души достойны Небес и вечной славы. Они любят Бога, ненавидят грех и обладают праведным стремлением к повиновению Слову. Но пока они пребывают на земле, они находятся в рабстве у своих смертных тел, которые по-прежнему развращены грехом и его последствиями. Христиане — как бы святые зерна, заключенные в нечестивую оболочку. Заключенные в темницу плоти, подверженные ее слабостям и ее несовершенству, мы поэтому с нетерпением ожидаем события, которое Божественно обеспечено, но еще только должно произойти, — искупления тела нашего.

Ап. Павел уже объяснил, что «если мы [верующие] соединены с Ним подобием смерти Его [Христа], то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:5-6). Ветхий человек со своей ветхой греховной природой мертв, но тленное тело, в котором он пребывал, по-прежнему существует. Вот почему несколькими стихами ниже Павел увещевает верующих: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудие праведности» (ст. 12-13). Так как мы все еще способны грешить, то нам следует постоянно быть начеку, чтобы противостоять греху и преодолевать его силой Св. Духа (ст. 14-17).

Павел уже объяснил, «что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:14-15). «Если же делаю то, чего не хочу, — продолжает он, — то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (ст. 16-18). Христиан очень ободряет и обнадеживает осознание того, что их грех исходит не от внутреннего человека — их новой и праведной природы в Христе. Когда они грешат, то это происходит из-за желаний и побуждений плоти, то есть их тел, остатков человеческой природы, от которых они не могут избавиться до тех пор, пока не соединятся с Господом. Резюмируя эту важнейшую истину, Павел говорит: «Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:25).

Как отмечено выше, наши души уже полностью искуплены и готовы встретиться с небом. Но плотское внешнее одеяние ветхого, греховного человека все еще тленно и ожидает искупления. «Наше же жительство — на небесах, объясняет Павел, — откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:20-21).

Едва ли можно не интересоваться тем, какое возрожденное искупленное тело будут иметь верующие на небесах, но глупо рассуждать об этом, не принимая во внимание то, чему учит Св. Писание. Предвидя это, Павел говорил коринфянам:

«Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных; иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:35-41).

Смысл первой аналогии, проводимой Павлом, заключается в том, что по семени нельзя определить, какое растение или дерево из него вырастет. Так, например, если судить по размеру, то из некоторых достаточно больших семян вырастают маленькие растения, в то время как из некоторых меньших по размерам семян — большие деревья. Многие виды семян выглядят почти одинаково, и количество их разновидностей трудно подсчитать. Если взять горсть разных семян, происходящих из разных частей света, то даже опытный фермер, не говоря уже о простом человеке, не сможет определить принадлежность каждого из них. До тех пор, пока семя не посадят, и растение, которое из него происходит, не станет достаточно большим, невозможно абсолютно точно определить, что это за семя. Тот же закон применим и в отношении нашего физического и духовного тела. Мы не можем по виду нашего нынешнего тела точно определить, каким будет наше духовное тело. Чтобы узнать об этом, мы вынуждены ждать.

Павел также обращает внимание на тот очевидный факт, что живые существа очень различаются по своему внешнему виду и сущности и что каждое порождает себе подобное. Каждому виду присущ определенный и уникальный генетический код. Никакое скрещивание и никакое питание не могут превратить рыбу в птицу, а коня — в собаку или кошку.

Среди небесных тел также существует разнообразие. Оно неизмеримо больше, чем считали люди во времена Павла. Видимо, апостол упоминает о животных и небесных телах, чтобы привлечь внимание к огромному многообразию и величию Божьего творения, а также к неспособности человека даже приблизиться к пониманию его.

В Библии почти не раскрывается сущность воскресшего тела верующего. Павел говорит коринфянам: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15:42-44).

Так как, в конце концов, мы будем подобны Христу, то мы знаем, что наши воскрешенные тела будут подобны Его телу. Как уже отмечалось выше, Павел уверяет нас, что «если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:5). В своем послании в Филиппы он объясняет также, что наш Господь «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:21).

Во время между воскресением Иисуса и Его вознесением на теле Господа были физические следы Его распятия (Иоан. 20:20) и Он мог есть (Лук. 24:30). Он выглядел по-прежнему, но даже Его ближайшие ученики не могли бы узнать Его, если бы Он им не позволил это сделать (Лук. 24:13-16, 30-31; Иоан. 20:14-16). К Нему нельзя было прикасаться и нельзя было Его осязать (Иоан. 20:17, 27), однако Он мог мгновенно появляться и исчезать и мог проходить сквозь закрытые двери (Иоан. 20:19, 26).

Хотя наши искупленные тела будут подобны телу Христа, мы не будем в точности знать, какими они станут, до тех пор, пока лицом к лицу не встретимся с нашим Спасителем (1 Иоан. 3:2). Главная цель Павла в 1 Кор. 15 и Рим. 8 — показать, что наши воскрешенные тела независимо от их формы, вида и способностей будут безгрешными, праведными и бессмертными.

Далее он поясняет, что мы спасены в надежде. Надежда неотделима от спасения. Наше спасение было запланировано Господом в прошлом, даровано нам в настоящем, и теперь мы надеемся на его завершение в будущем.

Надежда верующего основана не на отвлеченных рассуждениях и вероятности, а на правдивости ясных обещаниях Господа. Выше уже приводились слова Иисуса: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37). Наша надежда не в том, что мы не можем утратить спасение, но в том, что в соответствии с поручительством нашего Господа мы просто неспособны утратить спасение и никогда не утратим его.

Послание к Евреям уверяет нас, что «Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» (Евр. 6:17-19). Павел сравнивает нашу надежду на спасение со шлемом, символизирующем нашу Божественную защиту от ударов сомнений, которые посылает сатана, чтобы разбить нашу надежду (1 Фес. 5:8).

Как объяснил Иисус в притче о пшенице и плевелах (Матф. 13) и в истории о бесплодных ветвях (Иоан. 15), всегда будут те, кто прикрывается именем Христа, но на самом деле не принадлежат Ему. И, кроме того, существуют истинные верующие, чья жизнь иногда мало свидетельствует о спасении. Но, как мы будем видеть до конца этой главы, Слово Божье недвусмысленно говорит, что каждый, кто спасен Иисусом Христом, всегда будет принадлежать Ему. Хотя вполне возможно, что греховный христианин будет бороться с непоколебимостью спасения и с радостью и спокойствием, которые оно приносит, он не сможет лишиться самого спасения.

Верно, однако, что сейчас завершение нашего спасения — это только надежда, а не действительность. Объясняя очевидное, Павел подтверждает аксиоматическую истину, что «надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?» Иными словами, в этой жизни мы не можем ощутить наше прославление, но можем надеяться на него. Но поскольку надежда верующего основана на Божьем обещании, то в завершении своего спасения он может быть уверен даже тверже, чем в том, что он видит своими глазами. Как мы увидим далее, спасение верующего обеспечено настолько, что о его прославлении говорится в прошедшем времени (см. Рим. 8:30).

Поэтому Ап. Павел продолжает говорить, что когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. «Будучи уверен в том, — уверял Павел филиппийских верующих, — что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6). Поскольку спасение — это всецело труд Божий, и поскольку Бог не может лгать, то абсолютно невозможно, чтобы мы утратили то, что Он дал нам и обещал никогда не забирать. В свете этой абсолютной уверенности Ап. Петр советует: «Препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Пет. 1:13). Ап. Павел советовал фессалоникийцам быть верными надежде и уверял их, что он, Силуан и Тимофей вспоминают и молятся за них, «непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом Отцем нашим, зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия» (1 Фес. 1:3-4). Иными словами, наша уверенность в спасении основана не на том, что мы выбрали Бога, а на том, что Бог выбрал нас даже «прежде создания мира» (Ефес. 1:4).

Стенание Святого Духа

Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией (8:26-27)

«Также» относится к тому, что было сказано о стенании твари и верующих об искуплении греховного тления и разложения. Здесь Павел открывает безмерно утешительную истину о том, что Св. Дух сопровождает нас и все творение в стенаниях о последнем Божьем дне восстановления и о Его вечном царстве праведности.

Учитывая остатки нашей человеческой природы и склонность к греху и синениям, Св. Дух «подкрепляет (нас) в немощах наших». В этом контексте «немощи», без сомнения, означают наше греховное состояние в общем, а не какие-то определенные слабости. Суть состоит в том, что даже после спасения для нас характерна духовная слабость. То, что мы поступаем в соответствии с нравственными принципами, говорим правду, свидетельствуем для Господа или делаем что-либо доброе, происходит лишь в силу действия Св. Духа в нас и через нас, несмотря на нашу человеческую ограниченность.

В своем Послании к Филиппинцам Павел несколько раз прекрасно изображает такие взаимоотношения Бога и человека. Он говорит о том, в чем нуждается сам: «Знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа» (Фил. 1:19). Святой Дух дает нам все, что нужно для того, чтобы быть верными, плодотворными и защищенными детьми Бога. В следующей главе Павел советует: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:12-13). Дух Божий непрестанно трудится в нас, чтобы совершить то, что мы никогда не смогли бы сделать сами — осуществить совершенную волю Божью.

Чтобы объяснить труд Св. Духа, Павел обращается к теме молитвы. Несмотря на то, что мы искуплены и находимся в абсолютной безопасности, поскольку усыновлены как Божьи дети,»мы не знаем, о чем молиться, как должно». Павел не анализирует тщательно нашу неспособность молиться так, как следует, но его утверждение касается всех. Мы не способны молиться в полном соответствии с Божьей волей вследствие нашей недальновидности, несовершенного рассудка, человеческой неустойчивости и духовных недостатков. Часто мы даже не отдаем себе отчет в существовании духовных потребностей и еще меньше знаем, как их удовлетворить наилучшим образом. Даже христианин, который молится искренне, честно и регулярно, может не знать Божьих намерений относительно его собственных нужд или нужд других людей, о которых он молится.

Иисус сказал Петру: «Сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук. 22:31-32). К счастью для Петра, Иисус сдержал Свое слово, несмотря на неразумную браваду апостола. Петр не стал спичкой для сатаны, но вскоре продемонстрировал, что его преданность Христу не может выдержать даже посягательств нескольких незнакомцев (ст. 54-60). Как замечательно, что наша духовная безопасность основана на верности Господа, а не на нашей подверженной колебаниям преданности.

Даже Ап. Павел, живший так близко к Богу и так верно и жертвенно провозглашавший Его благую весть, не всегда знал, как лучше всего молиться. Он знал, например, что Бог позволил сатане причинять ему боль неким «жалом в плоти». Это несчастье охраняло Павла от гордыни, чтобы он не превозносился. Но через некоторое время немощь, которая, без всякого сомнения, была сурова, надоела Павлу, и он горячо молился об освобождении от нее. После трех молитв Господь сказал Павлу, что он должен быть доволен обилием Божественной благодати, которая его поддерживает в испытаниях (см. 2 Кор. 12:3-9). Просьба Павла не соответствовала намерениям Господа относительно него в тот момент. Даже когда мы не знаем, чего хочет Бог, Сам пребывающий в нас Дух ходатайствует за нас, представляя перед Богом наши нужды, даже когда мы не знаем, каковы они, или когда мы молимся о них неразумно.

Павел подчеркивает, что Сам Дух помогает нам. Его Божественная помощь не только личная, но и непосредственная. Дух не просто обеспечивает нашу безопасность, но Он Сам — наша безопасность. Павел говорит, что Его ходатайство за нас целиком находится вне человеческого понимания, что Он ходатайствует «воздыханиями неизреченными». Святой Дух объединяется с нами в нашем желании освободиться от тленного земного тела и вечно быть с Богом в наших прославленных небесных телах.

Вопреки утверждениям большинства харизматов, воздыхания Духа — не суть высказывания на незнакомом языке и, тем более, это не бессмысленная экстатическая тарабарщина. Павел ясно говорит, что эти воздыхания даже неслышимы и невыразимы в словах, то есть неизреченные. Тем не менее, эти стенания передают глубокую суть, а именно, Божественную просьбу о духовном благополучии каждого верующего. Безгранично превосходя наше понимание, эти воздыхания представляют собой то, что можно назвать межтройственным общением, Божественными воззваниями Св. Духа к Отцу. Павел говорит об этой истине коринфянам: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11).

Мы остаемся оправданными и праведными пред Богом Отцом только потому, что Сын и Святой Дух, как наши постоянные защитники и ходатаи, представляют нас перед Ним. Лишь благодаря этой совместной и непрестанной работе ради нас, мы будем на небе. Христос «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). Божественная работа Иисуса по искуплению начинается в душе верующего в момент обращения и продолжается, пока он не будет на небе, прославленный и получивший праведность, равную Божьей, потому что ему принадлежит вся праведность Христа. Это обеспечивается небесным первосвященническим трудом нашего Господа и пребывающим на земле Св. Духом, Который также обеспечивает каждому верующему Божественное усыновление и небесный удел.

Если бы не поддерживающая сила Св. Духа в нас и постоянное первосвященническое заступничество Христа (Евр. 7:25-26), то наша оставшаяся человеческая природа привела бы нас к новому греху через мгновение после того, как мы были оправданы. Если бы Христос и Св. Дух на мгновение прервали Свое заступничество за нас, мы были бы в тот же момент возвращены в наше отвратительное греховное состояние отделенных от Бога.

Если бы такое возвращение произошло, то это означало бы, что вера в Христа дает нам только временную духовную жизнь, которой в любой момент можно лишиться. Но Иисус предлагает не просто жизнь, но жизнь вечную, которую, как таковую, нельзя утратить. Тем, кто верит, Иисус сказал: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан. 10:28; ср. 17:2-3; Деян. 13:48). Вера в Иисуса Христа и обладание вечной жизнью — это духовные синонимы.

Если бы не поддерживающий и заступнический труд Сына и Св. Духа ради верующих, сатана и его лжеучителя легко бы обманули избранных Богом (см. Матф. 24:24), не дали бы завершиться их спасению. Но если бы такое было возможно, Божье избрание было бы лишенным смысла. Сатана знает, что верующие были бы беспомощны без поддерживающей работы Сына и Св. Духа, и в своей самонадеянной гордыне он тщетно воюет против этих двух Божественных Личностей. Он знает, что если каким-то образом ему удастся поставить преграду такой Божественной защите, то спасенные души лишатся благодати и снова будут принадлежать ему. Но никогда не прекращающаяся работа Христа и Св. Духа делает такое невозможным.

«Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией», — продолжает Павел. «Он» — это Бог Отец, испытующий сердца людей. Выбирая преемника царю Саулу, Господь сказал Самуилу: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). При освящении храма Соломон молился: «Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его; как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих» (3 Цар. 8:39; ср. 1 Пар. 28:9; Пс. 138:1-2; Прит. 15:11). Когда одиннадцать апостолов решали, кого выбрать апостолом на место Иуды — Иосифа Варсаву или Матфия, то они молились: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал» (Деян. 1:24; ср. 1 Кор. 4:5; Евр. 4:13).

Если Отец знает сердца людей, то насколько же лучше Он знает, какая мысль у Духа. Отец в точности знает, о чем думает Дух, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божьей. Поскольку воля Духа и воля Отца совпадают, и поскольку Бог един, то утверждение, которое делает Павел кажется нам излишним. Но он подчеркивает эту истину для ободрения верующих. Поскольку все три Личности Бога всегда были едины в Своей сущности и в Своей воле, то общение между Ними кажется нам излишним. Это великая тайна для наших ограниченных умов, но Божественная реальность состоит в том, что Бог хочет, чтобы Его дети приняли ее по вере.

В этом месте Ап. Павел подчеркивает Божественное заступничество, необходимое для сохранения верующих в их вечном уповании. Мы не можем понять эту изумительную истину лучше других сторон Божественного замысла искупления. Но мы знаем, что если бы Христос и Св. Дух постоянно не стояли на страже наших интересов, то наше небесное наследие было бы для нас безвозвратно утеряно.