4. Неверие Израиля согласуется с Божьим замыслом (часть 3-4)

Оно находится в согласии с Его пророческими откровениями и с условиями, которые Он предъявляет к вере

Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого. А Исайя провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. И, как предсказал Исайя: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится (9:25-33)

Продолжая свой аргумент о том, что неверие Израиля не могло не согласовываться с обетованным Богом заветом искупления, Ап. Павел приступает к подаче еще двух свойств из Ветхого Завета в поддержку Божественной справедливости. Он подтверждает истину о том, что неверие Израиля совершенным образом согласуется с Божественным откровением, данным через Ветхозаветных пророков. Затем он подтверждает, что неверие Израиля согласуется с вечными условиями, которые Бог предъявляет к вере тех, кого Он спасает.

Неверие Израиля согласуется с пророческими Откровениями Бога

Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого. А Исайя провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. И, как предсказал Исайя: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре (9:25-29)

Павел употребляет две цитаты из Осии и две из Исайи, чтобы показать, что неверие Израиля и отвержение Мессии и Его Евангелия согласуется с тем, что предсказали пророки.

Перефразируя пророка, Павел заявляет, что Он, то есть Бог, говорит, так же, как и Осии: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною» (см. Ос. 2:23).

Для понимания полного смысла этой истины необходимо посмотреть на первую главу книги Осии, где мы читаем: «И сказал Господь Осии: «иди, возьми себе жену-блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступивши от Господа» (Ос. 1:2). Из текста неясно, была ли Гомерь, жена Осии, блудницей до сочетания с ним браком или стала таковой, выйдя замуж. В любом случае, Господь велел пророку оставить ее как жену, невзирая на ее прелюбодеяние — а если точнее, то именно по причине этого.

«И пошел он [Осия] и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына. И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева… И зачала [Гомерь] еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им… И, откормив грудью Непомилованную, она зачала, и родила сына. И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом» (Ос. 1:3-4, 6, 8-9).

Нравственная неверность жены Осии Гомерь дала живую аналогию с духовной неверностью Израиля Богу. По Его владыческому замыслу и предусмотрению она родила Осии сына, имя которого означает «Бог сеет» (указание на рассеяние семени, а также на место, где Ииуй убил сыновей Ахава). Затем у Осии была дочь, имя которой означает «непомилованная» или «не приобретшая сочувствия», а также другой сын, имя которого означает «не Мой народ». Эти три имени представляют отношение Бога к Израилю, Его избранному, но непослушному народу. В течение Богом определенного периода времени им предстояло быть разбросанными, как посеянному семени, не в милости у мира и оставленными Богом.

Бог верен Своему обетованию, что Его народ не будет оставлен навсегда. Применяя аналогию к неверному и духовно прелюбодейному Израилю, Бог говорит: «Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее». Обращаясь к Израилю, Он добавляет: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии» (Ос. 2:14,19). Точно так, как Осия защищал и поддерживал Гомерь, даже когда она блудодействовала, а однажды купил ее как рабыню на помосте открытого базара, обнаженную и полную стыда, так и Бог однажды избавит Израиль.

До этого времени Бог не только будет обращаться с Израилем, как если бы они не были Его детьми, но будет обращаться как со Своим народом с язычниками, которые не были Его народом. И именно эту преобразованную истину, встречаемую в Ос. 2:23, перефразирует Павел: «Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною; И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога Живого».

Осия уже был свидетелем ассирийского завоевания и опустошения Северного царства Израиля, которое произошло в 722 году до Р.Х., всего за 12 лет до написания пророком его книги. Этот языческий народ стал жезлом Божьего гнева (см. Ис. 10:5), который Он употребил для покарания Своего непокорного народа. Когда Бог убрал Свою руку защиты, Израиль стал подвержен военной экспансии Ассирии, и стал тогда на некоторое время не Божьим народом. Израиль был разбросан, лишен милосердия и оставлен Богом в точности, как Он заявил. В 586 году до Р.Х. Южное царство Иуды столкнулось с такой же судьбой от рук вавилонян. Лишь после многих лет ссылки в чужих землях Бог привел Свой избранный народ обратно в землю обетованную. Даже ныне Он еще не избавил их от рабского рынка греха.

Важно понимать, что Павел здесь говорит об Израиле как о народе, который будет в фокусе его слова до конца 11-й главы. Цель Павла показать, что неверие Израиля не удивляло Бога и никак не могло согласовываться с Его Божественным замыслом в отношении Его избранного народа или мира.

Павел также указывает на отвержение Израилем Мессии, Иисуса Христа, при первом Его приходе. Отвержение Божьего собственного Сына явилось вершиной неверности Израиля Богу, его предельным действием духовного прелюбодейства, в котором народ продолжал жить, когда Павел писал свое письмо в Рим, и продолжает жить ныне. Подобное отвержение Бога во времена Осии, отвержение Израилем Христа во времена Павла совершенным образом согласуется с Божьим планом. Отклик Израиля на Христа был в точности таким, как предсказали пророки за сотни лет до этого.

Фактически, Павел говорит: «Нас не удивляет, когда мы видим неверие евреев и как они отвергают Евангелие. Мы не удивляемся, когда они впадают в неверие и отделяют себя от Бога». Через пророка Осию Господь показал им, какие они люди. Пророк видел и понимал неверность Израиля и то, как Бог разбрасывал и отвергал народ в те древние времена, а через Павла Святой Дух применяет к Новозаветным временам то, что увидел Осия и засвидетельствовал в отношении Израиля своих дней. В 70 году Р.Х., спустя приблизительно 10 лет после того, как Павел написал Послание к Римлянам, город Иерусалим, включая его великолепный храм, был полностью разрушен римским генералом Титом по прямому повелению императора. В это время огромная часть оставшихся евреев покинула Израиль, и в 132 году остаток их был насильно изгнан римскими властями. Они оставались рассеянным народом до 1948 года, когда было образовано современное государство Израиль и было признано таковым большею частью мира.

И все же большое множество евреев не живут в Израиле, но все еще разбросаны по всему миру. И этот народ все еще отвергает своего Мессию, и они все еще не есть народ Божий. Однако, как объясняет далее Павел в этом послании, Бог не навсегда отвергнул Свой народ. Однажды, когда «войдет полное число язычников… весь Израиль спасется» (Рим. 11:25-26). Бог дал обетование через Осию и через Павла, что те, которые на длительное время стали не Моим народом, однажды, по милостивому Его замыслу, снова станут Моим народом.

Из того же самого места в Осии и ссылаясь на то же Божественное милосердие, Господь говорит через Петра: «Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованный, а ныне помилованный» (1 Пет. 2:10). Здесь эти слова относятся к Церкви, Богом избранному народу нынешнего века.

Однако внимание Павла устремлено на Израиль. Когда евреи отвергли Бога и стали разбросанными, лишенными милости и не Мой народ, то стали, как язычники в смысле их отношения с Богом, разбросанными и неспасенными.

Павел продолжает объяснять, что и на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога Живого. Павел снова цитирует из Осии, но на этот раз не перефразирует, но почти дословно приводит слова самого пророка (см. Ос. 1:10). Место, о котором говорил Осия, было всяким местом, куда были разбросаны евреи. В тех местах они были названы «не Мой народ», но однажды они в тех же самых местах будут названы сынами Бога Живого.

Подобно тому, как Осия поступил со своей женой, Бог, разбросав Божий народ в дни Осии, со временем привел их обратно. И после их нынешнего рассеяния Он снова приведет их обратно, не только в их собственную землю, но к их истинному Господу, будут сынами Бога Живого. В Израиль придет избавление.

Но Павел делает основной упор в этом месте не на конечном возвращении Израиля к Богу, но на его нынешнем отчуждении от Бога. Как было уже указано, главная мысль апостолов состоит в том, что неверие Израиля, вызвавшее его отчуждение и рассеяние, находилось в согласии с Божьим владыческим замыслом в отношении Его народа. Напротив, в историческом плане и в смысле времени Мессии, Бог предвидел и предсказал отвержение евреев и его последствия задолго до того, как оно произошло.

Далее Павел цитирует другого пророка, современника Осии, говоря: «Исайя провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (см. Ис. 10:22). Греческое слово «кразо» (провозглашает), которым Павел вводит цитату из Исайи, имеет смысл восклицания в великом волнении, как бы от страха или боли, и часто употреблялось, чтобы указать на вопль отчаяния и страдания, Истина, к провозглашению которой он имел Божественное призвание, раздирала сердце пророка. Когда он возопил об этой горестной истине, то, несомненно, рыдал о своих братьях. Из обширного множества человеческих потомков Авраама через Исаака числом, как песок морской, только остаток, очень малый остаток их, спасется.

Начав около 760 года до Р.Х., Исайя в течении 48 лет пророчествовал Южному царству Иудейскому. Подобно Осии, ему было дано Божественное откровение о том, что Божий народ в Иудее в точности, как и в Израиле, будет завоеван, разбросан и на время оставлен Богом по причине их неверия. Похоже на то, что Исайя, как и Осия, лично понимал эту истину в связи с карой, которая должна была произойти в его век, когда отвержение Иудеей Бога приведет к завоеванию страны и уводу в плен Навуходоносором, царем вавилонским.

Павел говорит, что какими бы важными и трагическими не были эти два рассеяния, они были лишь прелюдией несоизмеримо большего и более трагического отвержения Израилем Мессии и последующего завоевания, уничтожения и последовавшего рассеяния евреев.

Приводя цитату из следующего стиха в 10-й главе книги Исайи, Павел заявляет: «Ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле» (см. Ис. 10:23). Когда Бог употребил Вавилон, чтобы покарать Израиль за его неверие и неверность, то Его справедливость была скорой и решительной, и лишь немногие избежали, кроме остатка истинных верующих. Так же было и при разрушении Иерусалима, и при опустошении Палестины в 70-м году Р.Х.

Пророк Амос, который незадолго до Исайи пророчествовал в Иудее, провозгласил: «Посему так говорит Господь Бог: вот неприятель, и притом вокруг всей земли! Он низложит могущество твое, и ограблены будут чертоги твои. Так говорит Господь: как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы, сидящие в Самарии в углу постели и в Дамаске на ложе» (Ам. 3:11-12).

Если пастырь не мог вызволить овцу из лап хищника, то он прикладывал все усилия, чтобы выхватить хотя бы часть туши и отнести ее к хозяину, как доказательство, что на овцу напало дикое животное и съело ее, и что она не была украдена или продана пастухом.

Подобно тому, как пастух выхватывает маленькую часть овцы из пасти льва, Бог выхватит для себя лишь малую часть Израиля из неверия и осуждения.

Для дальнейшего объяснения истины, которую он провозглашает, Павел опять цитирует из Исайи, который предсказал: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» (см. Ис. 1:9).

Господь Саваоф часто переводится как «Господь сил» и часто указывает на все сообразующее Господство Бога во вселенной, всего того, что Ним создано. Семя — перевод с греческого слова «сперма», которое буквально означает «семена», но в широком смысле может также указывать на потомков семени. Евреи в дни Исайи, а еще больше в дни Христа столкнулись и ужасным осуждением за свое неверие. Они не только убили многих Божьих пророков древности, но даже Самого Сына Божьего, их Мессию и Спасителя. И с того дня все евреи, отвергнувшие Христа, продолжают сталкиваться с той же ужасной карой.

Однако Господь Саваоф по милости оставил нам семя, остаток, без которого никто не мог бы спастись, но каждый человек, еврей и язычник сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре — осуждены и погублены Богом. Уничтожение Господом этих двух морально развращенных городов стало нарицательным словом, полным гибели, без следа остатка. Лишь Божья благодать предотвратила подобное окончательное и полное уничтожение целого мира.

Скорое и внезапное уничтожение Содома и Гоморры во времена Авраама, а также Израиля и Иудеи в 70-м году Р.Х. — это пример того, как «дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле, когда наступит время». Лишь Божье вседержавное милосердие пощадит остаток.

Неверие Израиля, следовательно, не может не согласовываться с Божьим откровением, данным через Его пророков. Они предсказали это и пронесли от своего времени до дня Мессии.

Неверие Израиля согласуется с предъявляемым Богом условием веры

Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится (9:30-33)

Четвертая и последняя мысль Ап. Павла в этом разделе состоит в том, что предъявление Богом условия веры для спасения не конфликтует и не нарушает Его Божественный замысел искупления, но всегда было неразрывным требованием этого замысла.

Божественное требование веры со стороны человека никак не противоречит Его владычеству. По Его собственному владыческому установлению, Его благодатный дар спасения становится действительным только тогда, когда Он с желанием принят по вере. В отношении спасения, другая сторона Божьего владычества — это ответственность людей. С человеческой точки зрения, между этими двумя реальностями есть напряжение, даже кажущееся противоречие. По человеческому разумению они кажутся взаимно исключающими друг друга. Но обе они преподаны в Слове Божьем, и когда одну из них выделяют за счет другой, то неизменно извращается Евангельская весть. По Своему собственному решению Бог не спасет человека, который не верит в Его Сына, а человек не может спасти себя просто через действие своей воли, независимо от того, насколько он искренний или идущий от сердца. В Божьем вседержавном порядке для спасения требуется как Его милосердное предусмотрение, так и применение воли человека. Подобно многим другим откровениям в Св. Писании, эти две истины невозможно полностью привести в гармонию усилиями разума, но только принять по вере.

Поэтому Павел и провозглашает: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры».

Павел не имеет в виду, что язычники спасаются на различном основании, чем евреи. Он просто отмечает человеческое требование для спасения, которое всегда было единственным средством приобретения праведности, то есть необходимым для спасения — праведность от веры.

Искать происходит от «диоко», которое означает быстро за чем-то бежать, и поэтому часто применялось для описания охоты. Это слово также употреблялось как метафора искреннего стремления к желаемой цели.

Для евреев это означало, что они не искали праведности… от веры, но вместо этого полагались на право своего рождения как евреи или на свои, как предполагалось, добрые дела в послушании Божьего закона. Однако никто никогда не был спасен ни в какое время, ни под действием никакой диспенсации или завета или на каком-либо другом основании, кроме веры, исповедуемой в ответ на призыв Божьей благодати. Именно эту истину так ясно подчеркивает писатель Послания к Евреям. От Авеля и через пророков люди через свою веру угождали Богу (Евр. 11:4-39). Как Павел ясно показал ранее в этом послании, Авраам, отец всех верующих, был спасен по своей вере, которая вменилась ему в праведность еще прежде, чем Господь потребовал обряда обрезания и задолго до того, как Он дал Свой закон через Моисея (Рим. 4:1-11).

Павел не говорит, конечно же, что языческие народы естественным образом стремятся к Божественной праведности по вере. Будь он евреем или язычником, плотской человек никогда не стремится к Богу по своему независимому выбору. «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:7-8; ср. 5:10). Несмотря на то, что они были названы избранным народом Божьим и получили Божественное откровение через Моисея, псалмопевцев, пророков и других Богом вдохновляемых мужей, евреи имели не больше природной склонности стремиться к Богу или слушать Его, чем большинство языческих народов.

В действительности, когда Евангельская весть пришла через Христа, то язычники намного больше уверовали, чем евреи. Величайшее препятствие к спасению — это самоправедность. Человек, думающий, что он уже праведный и угождает Богу, не увидит нужды в спасении. Как отмечалось выше, по причине того, что большинство евреев думали, что Бог был доволен ими из-за их принадлежности к еврейскому народу или по причине их дел праведности, они не испытывали нужды в Евангелии благодати по вере.

Следовательно, Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Какой трагический комментарий о напрасном усилии. Божью праведность невозможно достичь человеческими делами, потому что они всегда запятнаны грехом и не достигают совершенных и святых установлений Бога. Ни один человек своими собственными усилиями не может достичь закона праведности.

Почему же преткнулись самоправедные евреи? Потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения. Единственное, что может сделать любой человек, еврей или язычник, чтобы спастись — это уверовать для того, чтобы поверить, что он ничего не может сделать, чтобы заслужить спасение, и броситься к Божьим ногам, умоляя Его о милосердии в имя Христа. Евреи обожглись о Евангелие благодати, совершаемое по вере, потому что оно аннулировало все дела, с помощью которых они думали угодить Богу. За несколько лет до написания послания в Рим Павел напомнил церкви в Коринфе: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины требуют мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:22-23).

Снова цитируя из Исайи, Павел объясняет: «Как написано: «вот, полагают в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (см. Ис. 28:16; ср. 8:14; 1 Пет. 2:8). Задолго до прихода их Мессии Господь разными способами и через разных пророков предсказал, что Израиль Его отвергнет. Вовсе не противореча Божьему слову, неверие Израиля подтверждает это слово. Как провозгласил Исайя, он преткнулся о камень преткновения, когда отказался принять своего Спасителя и Господа, потому что Господь не вкладывался в их понятие о Мессии, и потому что как камень соблазна Он объявил их дела бесполезными. Даниил завершает эту картину, добавив, что Тот, Кто был камнем, о который споткнулись евреи и камнем, о который они соблазнились, в будущем станет камнем, который разобьет на куски все царства мира (Дан. 2:45).

Но Благая весть Евангелия состоит в том, что в отличие от тех, кто отверг Господа, всякий, верующий в Него — имеющий веру в Господа Иисуса Христа, Божественный камень преткновения и камень соблазна — не постыдится.

Со стороны людей — вопрос в вере, которая единственно может принести спасение, предусмотренное Божьей благодатью. Человек оправдывается благодатью по вере. Однако неверие Израиля, отсутствие его веры не удивляет Господа и не сводит к нулю Его замысел. Предъявляемое Богом условие веры всегда было тем же, а избрание Им остатка Израиля для спасения находилось в совершенной гармонией с Его всеведущим пониманием, что лишь немногие могут верить в Его Сына и быть спасенными. Бог знал, что именно так все произойдет, и Он все так усмотрел, и все, конечно же, именно так и произошло.