5. Несоответствие Израиля (часть 1)

Незнание личности Бога: Его праведность

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (10:1-3)

По мере того, как Павел продолжает свою тему и объясняет место Израиля в Божьем плане, он фокусирует сейчас свое внимание на том, что можно было бы назвать несоответствием или неведением Израиля.

Было бы полезно вначале рассмотреть по Св. Писанию один важнейший вопрос, а именно вопрос об истине. Во введение в свое Евангелие Иоанн провозгласил, что Иисус был полон «благодати и истины» (Иоан. 1:14). Уча в сокровищнице храма, «сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:31-32). Иными словами, Иисус провозгласил Себя источником и мерой истины, а также, «всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан. 18:37). «Я есмь путь и истина и жизнь, — сказал Он однажды. — Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан. 14:6).

Иисус обещал Своим ученикам, что «когда придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан. 16:13). Он молился Своему Небесному Отцу о них: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Иоан.17:17). Во многих других случаях Иисус подчеркивал истинность Своего учения и начинал учить такими словами: «А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Иоан. 8:45) и «Но Я истину говорю вам» (Иоан. 16:7).

Павел заявил, что погибающие погибают, потому что они «не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:10), а спасенные освящаются «через освящения Духа и веру истине» (2:13). Какими бы не были эрудированными, религиозными и искренними люди, которые полагаются на свои собственные знания и понимание, им суждено всегда учиться и никогда не быть в состоянии дойти до познания истины (2 Тим. 3:7).

Евангелие ставит знак высочайшего качества на Божью истину. Евангелие — это жизнеизменяющая, очищающая от греха, дающая спасение, преобразующая душу и открывающая небеса истина, которая приходит только через доверие Иисусу Христу как Спасителю и Господу.

Ни одна другая группа людей в истории не была больше озабочена религиозной истиной, чем евреи (Рим. 2:17-20). Из древних времен, за столетия до времени Христа, еврейские дети, особенно мальчики, получали тщательное наставление в Ветхом Завете. Но они также получали очень тщательное наставление в еврейской традиции, которая зачастую неправильно толковала Ветхий Завет и даже противоречила ему. Эти предания, которым учили раввины, вместе с их толкованием Св. Писания рассматривались большинством евреев как самое существенное для понимания Божьей истины.

Начальствующие раввины, которые часто были книжниками, считались обладателями и поставщиками религиозной истины и, следовательно, имели большую власть и влияние на еврейский народ. Павел повествует о том, что он учился у ног знаменитого раввина Гамалиила (Деян. 22:3). Мальчики, которые стремились сами стать учителями, преодолевали большие расстояния, чтобы учиться у знаменитого раввина, самые известные из которых обычно были в Иерусалиме. Этот святой город евреев стал цитаделью учения, а его раввины и книжники были почитаемы и уважаемы. Эти учителя были в таком уважении, что их толкования Св. Писания и их религиозные наставления редко подвергались сомнению, независимо от того, как далеко их идеи могли заходить в противоречии ясному посланию слова Самого Бога. Поскольку считалось, что эти учителя обладали эзотерической властью духовного различения, которой большинство евреев не обладали, то в силу этого их слово становилось законом.

Простая история в Талмуде может быть примером крайнего почитания, которым евреи окружили книжников. День очищения был самым священным днем еврейского года, когда первосвященник один входил в Святое Святых и кропил кровью Престол Милосердия как искупление за свои собственные грехи и грехи всего народа. Говорят, что накануне одного Дня очищения первосвященник шел в свой дом в сопровождении большой толпы восторженного народа. Но когда мимо проходили двое любимых всеми книжников, толпа оставила первосвященника и последовала за книжниками.

Книжникам давали престижное звание «равви», что означает «учитель» или господин, или отец (ср. Матф. 23:1-12). Таким великим было их влияние, что некоторые историки полагают, что именно группа ревностных книжников побудила евреев восстать против Рима в 66 году Р.Х. Это восстание четыре года спустя привело к разрушению Иерусалима и его храма.

Книжники всегда сидели на самых почетных местах на банкетах и на религиозных праздниках. В синагоге они обычно сидели спиной к шкафам, содержащим свитки Торы, священный закон Моисея, показывая свое уникальное положение как единственных его толкователей. Даже могилы знаменитых раввинов почитались с суеверным трепетом, а память о них приукрашалась выдуманными легендами о их мудрости и делах.

Поскольку Ветхий Завет был написан на еврейском языке, в то время как большинство евреев Новозаветного времени говорили только на арамейском, то книжники имели дополнительное преимущество в своем толковании Св. Писания. Часть их ответственности состояла в переводе Писания на арамейский язык, что заставляло людей почти полностью полагаться на этих начальников в отношении знания Слова Божьего.

Как будет изучено более подробно далее в этой главе, Ап. Павел говорит об Израиле, типичными представителями которого были такие книжники и их последователи, как о людях, имеющих «ревность по Боге, но по рассуждению (знанию)» (10:2). Иисус сказал о другой группе еврейских религиозных начальников, саддукеях: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Матф. 22:29). Иными словами, при всем их усилии и хваленом интенсивном изучении Св. Писания, они были в неведении о его истинном смысле. Они не могли иметь истинное знание Божьего слова, потому что не знали Самого Бога. «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего, — сказал Иисус им в лицо. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Иоан. 8:19). Немного позже Господь ответил на их обвинения в богохульстве, заявив: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш; и вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец; но знаю Его и соблюдаю слово Его» (Иоан. 8:54-55; см. также 9:39-41).

После исцеления хромого у ворот храма Петр объяснил удивленным евреям, собравшимся вокруг: «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу… Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению» (Деян. 3:13-14,17).

Бесчисленное количество других мест в обоих Заветах говорят о духовном невежестве Израиля и его ужасных последствиях. Через Исайю Господь заявил: «За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою» (Ис. 5:13) и через Осию: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4:6).

В течении всей своей истории евреи думали, что знают Божью истину. Но Исайя заявил своему народу: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1:2-4). А через псалмопевца Он заявил: «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих» (Пс. 94:10).

Многие столетия спустя Иисус сказал неверующим потомкам тех евреев: «Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Марк 7:13). В другой раз Он сказал: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Матф. 15:8-9). Их начальники настолько видоизменили и неправильно объясняли Божие откровение, что возникающие в результате этого религиозные традиции часто сводили на нет Его истину. Как следствие, Израиль шел путем боли и потрясений, горя и страданий, оставленный, ненавидимый и поносимый. Поскольку евреи считают, что они уже знают Бога и находятся в милости у Него, то им всегда было трудно понимать подобные страдания и преследования.

Сенфорд С. Милз, сам еврей-христианин, так комментирует: «Израиль хочет быть капитаном своей собственной души, хозяином своего корабля. Но Израиль потерял руль и компас, и сейчас, когда корабль его государственности плывет по течению греха, что спасет его от крушения в водовороте ада? И все же это состояние Израиля сегодня, каким оно было и в дни Павла» («A Hebrew Christian Looks at Romans» [Grand Rapids: Dunham, 1968], стр. 333).

Павел признался Тимофею о своем собственном отвержении и духовном невежестве до прихода к спасению: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1 Тим. 1:12-13). Павел ясно указывает, что его собственное духовное невежество, подобно невежеству всех других евреев, было по причине неверия. Иными словами, незнание Бога не ведет к отвержению Его, но скорее отвержение Бога ведет к духовному незнанию Его.

В Рим. 9 Павел фокусирует внимание на Божьем вседержавном избрании и на ответе избранных Богу в вере. В результате, раз Бог не избрал всех евреев, то не у всех евреев была спасающая вера. Как мы рассмотрели ранее, поскольку Павел знал, какой обидной могла быть эта истина большинству евреев, то он начал эту главу Послания к Римлянам с выражения великого сочувствия и горя. Свидетельствуя, что он с радостью пожертвовал бы своим собственным спасением, если бы этим можно было бы принести спасение его неверующим братьям по вере (Деян. 9:1-3).

Глава 10 Послания к Римлянам в равной степени обидная для евреев, потому что апостол здесь фокусирует внимание на выборе Израилем неверия и духовного невежества, а также Божественном осуждении, к которому ведет подобное неверие.

Молитва Павла об Израиле

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение (10:1)

И снова (см. 9:1-3) Павел начинает с заявления о своей великой любви к своим одноплеменникам-евреям, говоря: «Братия! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение».

У Павла не было холодного и безразличного согласия с Божьим вседержавным избранием. У него было сильное сердечное стремление привести своих физических собратьев к Христу. Глубочайшее желание его сердца было, чтобы каждый еврей был спасен. А его искренняя молитва к Богу за них была об Израиле во спасении. Слово «деесис» (молитва) содержит идею о мольбе, просьбе, настойчивом прошении перед Богом. Павел не возносил безнадежную мольбу, на которую он не рассчитывал получить ответ от Бога. Он молился, потому что верил, что мог спасти весь Израиль, что невзирая на всю кажущуюся невозможность народ Израиля мог быть спасен, если бы только он мог довериться своему Мессии и Спасителю.

Хотя самое главное призвание Павла — быть апостолом язычников (Рим. 11:13; ср. Деян. 9:15), это вовсе не умаляло его безграничной любви к спасению своих собратьев-евреев. Ему, несомненно, хорошо было известно последнее земное повеление Иисуса, данное другим апостолам накануне Его вознесения на небо: «Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Он также знал, что Иисус заявил о том, что «спасение от иудеев» (Иоан. 4:22). Павел уже провозгласил о благовествовании Христовом, что оно «сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1:16). В начале своего служения Павел всегда проповедовал Евангелие сначала в синагоге или в других местах поклонения евреев, если мог также найти (см., например, Деян. 9:20; 13:14; 14:1; 16:13).

Умирая на кресте, Иисус молился о тех, кто распинал Его: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34). Это была молитва о спасении Его убийц! Следуя примеру своего Господа, Стефан молился своими умирающими устами: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Это также была молитва о спасении его убийц. С такой же прощающей жалостью Павел не держал зла против собратьев-евреев, которые злословили и преследовали его Господа или его самого, но молился о их спасении.

Ни один другой апостол не понимал лучше и не провозглашал с большей полнотой Божью вседержавность, чем это делал Павел. И все же он в точности знал, что в совершенном соответствии с Божьей вседержавной властью и благодатью, спасение Израиля не было невозможным. Апостол не делал попытку рационального примирения кажущегося несоответствия между Божьим владыческим избранием и желанием человека верить.

Божие постановление об избрании есть абсолютное и точное, но этот выбор тайный, который известен лишь Ему одному. В нашу компетенцию не входит пытаться определить, кого Бог избрал, но провозглашать Евангелие спасения каждому человеку, который услышит его, молясь с искренностью Павла, чтобы все они приняли Христа и были спасены. Наша ответственность состоит в том, чтобы неуклонно проповедовать, учить, свидетельствовать, ходатайствовать и полностью верить вместе с Павлом, что «угодно Спасителю нашему Богу… чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:3-4), и вместе с Петром верить, что «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Мы должны быть в состоянии сказать вместе с Павлом: «Я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2:10).

Верующим нужно молиться о всех неверующих и свидетельствовать им, зная, что Бог верно спасет тех, кто верит в Его Сына. Божья искупительная программа не имеет только одно измерение. Изолировать Божий вседержавный выбор от личной веры верующего означает по-глупому и предвзято разделить то, что Бог так неразрывно соединил. Богословие, которое не отражает подлинного, чистосердечного сочувствия к погибающим и глубокое желание их спасения, это не Библейское богословие.

Невежественное рвение Израиля

Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (10:2)

Павел чистосердечно желает спасения Израилю и молится о нем, потому что он несет им свидетельство, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

Апостол знал из своего собственно опыта как радикального ревностного фарисея, что большинство евреев того времени были очень религиозными, но все же далеки от Бога. Он свидетельствует галатам: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:13-14).

Он приводит подобное свидетельство филиппийцам: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный» (Фил. 3:5-6). В отношении законнического исполнения внешних требований закона Павел был безупречен. И все же вместе с другими евреями его дней, он имел понимания духовной истины и подлинного благочестия, Он не только не знал Божий путь и не следовал им, но страстно противился ему, преследуя Церковь Божию.

Павел заявил перед рассерженной толпой евреев в Иерусалиме: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне» (Деян. 22:3). Несколько лет спустя перед римским правителем Фестом, царем Иродом Агриппой и его женой Берникой в Кесарии апостол дал такое же свидетельство: «Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи; они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению» (Деян. 26:4-5).

По его собственным словам Павел был ревностным убийцей наиболее ревностной еврейской секты. Никто лучше его не понимал, что означало иметь ревность по Боге, но не по рассуждению. Евреи обладали определенной степенью или видом знания (гносис) — интеллектуальным пониманием внешних требований Божьего закона. Но у них не было различающего духовного рассуждения (эпигносис), которое приходит только от спасительных взаимоотношений с Богом. Они имели подобие внешнего религиозного знания, которое есть причина гордости и надменности (1 Кор. 8:1), но не благочестивое рассуждение, которое происходит от смирения и святости и производит их.

Павел молился о церкви в Ефесе, чтобы «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал нам Духа премудрости и откровения к познанию [эпигносис] Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали [другой термин используется здесь для зрелого, полного знания], в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (Ефес. 1:17-18). Истинное спасение приносит с собой истинное «познание Его», которое открывает дверь для духовной мудрости и просвещения.

Невежественная неправедность Израиля

Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (10:3)

Недостаток познания связан с недостатком веры. Павел уже прояснил, что отсутствие в Израиле праведности произошло из-за отсутствия веры. «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности, — сказал он ранее. — Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения» (Рим. 9:31-32).

Отвержение Израилем Бога не произошло из-за произвольного Божественного избрания, хотя Он и удалил Свою милость от избранного Своего народа. Все еврейские Писания свидетельствуют о том, что Бог призывает Израиль прийти к Нему. Он призывал его снова и снова — через закон, пророков и другие тексты Священного Писания. Из всех народов на земле Израилю было вверено Слово Божие (Рим. 3:2). Таким образом, он уникальным образом ответственен за отказ от него Бога, Который сделал все усилия, чтобы привести народ к Себе.

Как и остальной мир (ср. Рим.1:18-21), Израиль отверг Бога раньше, чем Бог отверг Израиль. Трагедия в истории Израиля состояла в расточении им неизмеримой привилегии непосредственного получения самого Слова Божия — сначала слова Его, записанного в Св. Писании и еще более трагическим образом, живого Слова: Единородного Сына Божия Иисуса Христа.

Израиль по воле своей и без всякого извинения не разумел праведности Божьей, потому что силился поставить собственную праведность и отказался покориться праведности Божией. Такое обвинение было ужасным обвинением народу, который хвалился познанием истины о Боге и тем, что они избраны Богом.

Павел ясно указывает, что самое серьезное неведение Израиля было в отношении праведности Божией, главной природы Его Личности. В свете получения полного откровения Ветхого Завета, поражает мысль о том, что евреи недооценивали Божию святость и праведное совершенство. Но они понизили Божью святость и чистоту до своего собственного греховного уровня, а их основной духовный и нравственный порок состоял в том, что они думали, что Бог менее свят и более терпим к греху, чем Он ясно открыл им о Себе.

Через Иеремию Господь предупреждал Свой народ: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благо-угодно Мне, говорит Господь» (Иер. 9:23-24, курсив добавлен). Человек единственно может хвалиться праведностью Божьей, но никогда своей собственной.

Но большинство евреев того времени хвалилось своей собственной праведностью и считали, что они угождали Богу по той простой причине, что они издревле были Его избранным народом. По этой же самой причине они думали, что многие раввинские предания, которыми они заменили Слово Божие, были совершенным образом приемлемы Богу. Они не только избрали неразумение Божией праведности, но также не имели понятия о своей собственной неправедности. Они думали, что были более святы и праведны, чем на самом деле и в силу этого полностью верили, что какой-либо недостаток их собственного достоинства можно было восполнить их собственными добрыми делами, которые измерялись их собственными стандартами праведности.

Они, следовательно, не испытывали нужды в том, чтобы Мессия спас их от греха, но им нужен был такой мессия, который избавил бы их от земных угнетателей, а именно Рима. Это отвратительное суждение и неведение Божьей праведности, а также их собственной неправедности, было основой всей их системы законнической самоправедности. Через свои раввинские предания они снизили бесконечно святые требования Бога, которых не один человек не может достичь своими собственными усилиями, до созданного людьми уровня, которого они могли достичь без Божественной благодати.

Несмотря на ясное и недвусмысленное учение Ветхого Завета, евреи избрали поставить собственную праведность и святость и тем самым не покорились праведности Божией. Они знали о том, что Моисей провозгласил: «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?» (Исх. 15:11). Однако, вместо этого они избрали покориться намного менее требовательным стандартам своих собственных преданий.

Евреи знали об искренней мольбе, с которой благочестивый царь Иосафат обратился к своему народу: «Послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам… Славьте Господа, ибо вовек милость Его!» (2 Пар. 20:20-21). Они, вероятно, часто пели: «Глас Господа силен, глас Господа величествен» (Пс. 29:4), но в своих сердцах они хвалили себя за свое собственное показное достоинство.

Праведность и святость — это, по сути, синонимы, но они могут передавать различные смысловые оттенки. Кто-то сказал, что праведность — это «переходная явленная святость». Иными словами, о святости можно сказать, что это установление, а праведность — это ее активное выполнение. Или можно сказать, что Божья святость — это Его полное отделение от всего зла и греховности, а Его праведность — это проявление этой святости. Он «величествен святостию, досточтим хвалами, Творец чудес» (Исх. 15:11).

Дело не в том, что любой человек может начать полностью понимать Божью святость и Его праведность. И все же эта самая неспособность понимать Божие совершенство должна быть достаточной причиной, чтобы с трепетом и прославлением пасть к Его ногам. Люди в состоянии, по меньшей мере, признать, что Божья святость и праведность абсолютно совершенны и беспорочны, потому что Он открыл эту истину о Себе. Как Павел заявил ранее: «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1:18-21, курсив добавлен).

Бог также с ясностью открыл, что Его совершенной святости противно всякое зло, и что Он в силу этого ненавидит даже малейшее проявление греха. Осознание только одного этого должно привести человека к покаянию на коленях, зная, что праведность Бога стоит с осуждением его личной греховности.

Евреи в дни Павла не сильно отличались от большинства людей других времен, включая и наше. Так как люди думают, что Бог менее свят, чем Он есть на

самом деле, а они более святы, чем на самом деле, то они полагают, что могут достичь Его одобрения. Они измеряют Бога и себя по человеческим стандартам правильного и неправильного, и заблуждаются в отношении первого и второго. Псалмопевец Асаф написал о подобном самообмане:

Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои». (Пс. 49:16-21). Истинный Бог не такой, как боги, которых люди изобретают, чтобы приспособить к своей греховности. Хвалящиеся самоправедностью «не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (Пс. 5:6), потому что «Бог — судия праведный, и Бог — всякий день строго взыскивающий» (Пс. 7:12).

Плотский человек ненавидит такого Бога, как ненавистна ему и мысль о том, что он по рождению своему греховен и пребывает под проклятием святого Божьего гнева. Ему намного предпочтительнее бог поменьше, бог его собственного изготовления, который будет терпимо относиться к его моральным и духовным недостаткам.

Трагическим образом, в сегодняшнем христианском учении и проповеди Евангелия много провозглашают о Божьей любви и милосердии за счет Его совершенной святости и Его праведного суда. Людям не нравится, что в Своей совершенной праведности Бог осуждает всех нераскаянных и непрощенных людей на вечность в аду.

Неудивительно, что ослабленное понимание Божьей праведности влечет за собой ослабленный подход к Его суду. Когда мы не видим Бога таким, какой Он есть на самом деле, то не можем видеть человека таким, каким он есть на самом деле. Когда Исайя лицом к лицу столкнулся со святым Богом, Он воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). Когда Петр свидетельствовал о том, как Иисус чудесно наполнил их сети рыбой, он «припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лук. 5:8). Когда Петр увидел великолепие проявления Божества Иисуса, то испугался своей собственной греховности. Когда грешник приходит в присутствие святого Бога, он со страхом осознает отсутствие у себя святости. Фактически, человек никогда не может осознать отсутствие у него святости без осознания совершенной святости Бога.

Все другие свойства Бога функционируют в согласии с Его Божественным совершенством. Он есть любовь, и Его любовь — это совершенная любовь. Он премудрый, и Его мудрость — совершенная мудрость. Он всемогущий, и Его всемогущество — совершенное всемогущество. Он всеведущий, и Его знание — совершенное знание. Он справедливый, и Его справедливость — совершенная справедливость. Он благодатный, и Его благодать — совершенная.

Бог не только совершенен Сам, но и требует совершенства от всех людей. Иисус сказал: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48). Приводя слова из книги Левит, Петр написал: «Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16; ср. Лев. 11:44).

Только крайне заносчивый глупец может заявлять, что он свят в совершенстве. И все же совершенная святость — это единственный стандарт, приемлемый Богу. По этой причине становится очевидным, что без Бога, дарующего по благодати эту святость, ни один человек не может надеяться получить ее.