9. Бог не отменил Своих обетований Израилю (часть 2)

Оставление Им Израиля имеет временный характер

Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине (11:11-24)

Вторая большая истина, которую Павел представляет в 11-й главе Послания к Римлянам, состоит в том, что Божье действие отвержения Израиля имеет преходящий, а не постоянный характер. Эта обнадеживающая истина видна в определенной цели, определенном предостережении и ее определенном обетовании.

В этом есть определенная цель

Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? (11:11-15)

Прежде всего временное отвержение Богом Израиля не произошло в результате перемены мнения или вспышки чувства гнева, но имело определенную цель. Опять (см. 11:1) Павел вводит эту тему, задав риторический вопрос и дав на него чрезвычайно сильный отрицательный ответ: «Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак». Бог не позволил Своему избранному народу Израилю впасть в такое неверие и непослушание, чтобы его нельзя было спасти. Он дал им все же «дух усыпления», а также позволил, чтобы помрачились «глаза их, чтобы не видеть» (ст. 8,10). В продолжении Богом назначенного времени Он позволил блуждать им в духовной слепоте и тьме. И все же их слепота не есть необратимой, а их мрак никогда не должен быть постоянным.

Тяжкое преткновение, о котором говорит Павел — это, конечно же, отвержение Израилем своего Мессии Иисуса Христа. Однако отвержение Израилем Единородного Сына Божия и Его Царства не препятствует исполнению Божьего плана. Напротив (но), Господь употребил ужасное падение Своего народа для выполнения Своих Божественных целей.

Эта обширная цель состоит из двух частей: дать спасение язычникам и евреям.

Спасение язычников

Спасение язычникам (11:11б)

Через преткновение Израиля Божье милосердное, далеко идущее спасение было предоставлено язычникам. Временное оскудение Израиля было постоянным богатством язычников. Иисус оставил обетование: «Говорю же вам, что многие [язычники] придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства [неверующие иудеи] извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:11-12). Тот же самый народ, для которого было предназначено царство и которому царство было предложено, будет исключен из царства. Отдельные евреи, которые отвергают своего Мессию, будут отвергнуты и навсегда выброшены во тьму внешнюю, однако неверующий народ уверует однажды и будет восстановлен. А тем временем, по причине их отвержения царства, Бог предложил царство и спасение, которое Он представляет народу, вызванному из среды язычников.

Далее, по другому случаю Иисус предупредил неверующий Израиль через притчу: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матф. 21:43). Он рассказал далее разгневанным первосвященникам и фарисеям еще одну притчу (22:1-14), которая живо изображает их отвержение Его и отвержение их Его Отцом посредством приглашения в царство презираемых язычников, которым оно первоначально не было обещано.

Хотя широта спасения язычников произошла по причине того, что Израиль как народ отверг своего Спасителя, это распространение благодати не произошло в результате того, что Бог передумал.

От первого Его призвания Авраама намерения Бога состояло в том, чтобы Его избранный народ был инструментом спасения для язычников. Господь сказал Аврааму: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). В Синайском завете Бог призвал Израиля быть Его свидетелем, Его духовным посланцем миру, призвав их быть «царством священников и народом святым» (Быт. 19:6). Подобно их Мессии колена Иакова и остатки Израиля должны были быть «светом народу, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6).

Павел применил то же самое призвание к себе и Варнаве. Обращаясь к возмущенным и ревнивым евреям в Антиохии Писидийской и в присутствии многих язычников оба мужа заявили: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли» (Деян. 13:46-47).

Несколько лет спустя, проповедуя неверующим и богохульным евреям в Коринфе, Павел, «отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18:6). В своих последних записанных словах к своим братьям, родных ему по плоти (см. Рим. 9:3), апостол сказал:

«Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исайю: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат». (Деян. 28:25-28)

Павел был уникальным образом призван быть Божьим апостолом язычникам (Рим. 11:13; ср. Деян. 9:15), которому «наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово» (Ефес. 3:8). И все же, когда он впервые приходил в какой-либо город, он неизменно посещал сначала синагогу или искал отдельных евреев, если их было слишком мало, чтобы иметь свою синагогу. Некоторые из этих слушателей веровали, но большей частью они сопротивлялись и отвергали Евангелие, о котором «везде спорят» (Деян. 28:22). В этот момент Павел обратил фокус своего внимания к язычникам. Церковь — это новый народ Божий, призванный из среды всех народов.

Спасение евреев

чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? (11:11в-15)

Вторая Божья цель в отвержении Израиля состояла в том, чтобы возбудить в них ревность к язычникам. «Чтобы возбудить» переводится с греческого инфинитива с предлогом и содержит мысль о цели. И хотя ревность, по сути — это отрицательное слово, Божье намерение было в том, чтобы ревность Израиля к язычникам стала положительным стимулом для приведения Его народа обратно к Нему. Однако евреи долгое время презирали язычников, которых они рассматривали, как людей, находящихся за пределами Божьей благодати. Сказать, что они потеряли свои особые взаимоотношения с Богом было достаточно огорчительно, однако сказать, что Бог предложил эти отобранные взаимоотношения язычникам было, конечно же, горькой пилюлей.

Павел уже напомнил своим еврейским читателям о древнем Божьем откровении в отношении Его целей к язычникам. Через Моисея Он сказал: «Я возбужу у вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным», а через Исайю сказал: «Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Рим. 10:19-20).

Однако конечная цель Бога в отвержении Израиля состояла не в том, чтобы далеко отбросить Свой народ, но вновь привести его к Себе. Он хотел, чтобы они лицом к лицу стали перед своим грехом и его последствиями, осознали свое отчуждение от Иеговы и признали свою потребность в спасении, которую Он сейчас предложил язычникам. Когда евреи видят, как Господь изливает на Церковь язычников те благословения, которые некогда были предусмотрены для Израиля, некоторые из них возжаждут этих благословений для себя и придут к Иисусу Христу, своему отверженному Мессии, в покаянии и вере.

Это происходит с отдельными евреями в продолжении этого века и однажды произойдет со всем народом.

Одно из величайших сожалений в историческом плане — это взаимоотношения Богом избранного народа (евреев) с остальным человечеством (язычниками). Антисемитизм язычников часто шел параллельно, а иногда ему предшествовали антиязыческие чувства евреев. Для многих евреев было и все еще без сомнений остается огромной пропастью переход от отрицательного взгляда на язычников к положительной ревности к ним. И все же именно преодоление этого препятствия предназначил для них Господь в качестве первого шага приведения их обратно к Себе.

У каждого христианина должно быть желание показать духовную реальность преобразованной жизни, которая приведет неверующих евреев к вере в нашего Господа и их Мессию, свидетельство, которое возбудит их Богом ниспосланную ревность к язычникам и будет употреблено, чтобы обратить эту ревность в Богом ниспосланную веру в Его Сына.

К сожалению, христианство, которое евреи видят у некоторых исповедующих и даже подлинных христиан, мало отражает любви и праведности Христа, а также подаваемое Им спасение. Когда они видят бесчестие и безнравственность христиан-язычников, в особенности тех, кто проявляет антисемитизм во имя Христа (Который был в высшей степени совершенным евреем), то они, понятно, глубоко оскорбляются и отталкиваются. Они меньше всего ревнуют подобных язычников и держат еще большее расстояние от Господа вместо того, чтобы приходить ближе к Нему.

Грядет время, когда народ признает своего Мессию, покается в предании Его смерти и будет спасен (Зах. 12:10).

Бог употребил даже великое падение Израиля, отвергшего своего Мессию, чтобы выполнить Свою конечную и дать богатство миру, то есть, язычникам, как Он и возвестил Аврааму, когда впервые призвал к Себе Израиль: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Хотя израильтяне не справились со свидетельством миру в праведности, Бог сделал так, что они свидетельствуют миру в неправедности. Поскольку Господь не мог употребить верность Израиля, чтобы дать богатство язычникам, Он вместо этого употребил их падение.

«Но тем более полнота их [Израиля]!» — восклицает Ап. Павел. Именно так. Если Господь употребил великое преткновение Израиля, отвергнувшего своего Мессию, чтобы благословить языческий мир, то Он тем более благословит мир, когда Израиль обратится к Нему в вере, и когда наступит славное Тысячелетнее Царство.

Ранее в этом послании Павел употребил другой крайний контраст, чтобы показать величие Божьей любви и благодать: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:8-10). Если умерший Спаситель мог избавить нас, то насколько больше может поддержать нас живущий Спаситель.

По той же самой логике, если неверный Израиль мог принести спасение язычникам, то насколько большее благословение принесет его верность. Господь обещает, что когда Израиль однажды примет отвергнутого им Мессию, то тогда «на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10). «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (13:1). И далее: «Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино… и проклятия не будет более… Затем все остальные из всех народов… будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу» (14:9,11,16).

В этот день Господь Иисус Христос установит Свое Царство на земле, Израиль будет царствовать с Ним, а Его народ станет верным свидетелем и благословением для мира, в чем всегда состояло намерение Бога в отношении этого народа. И в тот день, когда Израиль обратится к Христу, сатана будет связан, небо и земля будут обновлены, справедливость утвердится на земле и повсеместно будет праведность и всеобщий мир. Это и будет то тем большее благословение, которое вера Израиля принесет миру.

Так как это духовное пробуждение Израиля начнется во время Великой Скорби, то Господь запечатлит для Себя «сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7:4), и через их верное свидетельство «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (ст. 9). Плодом верной полноты Израиля будет спасение всего мира. Это также будет происходить во время царства, когда евреи приводят язычников к Господу Христу.

Павел далее углубляется в свидетельство своей подлинной любви к Израилю. «Вам говорю, язычникам: как апостол язычников, я прославляю служение мое». Иными словами, он не желает недооценивать свое особое призвание по приведению языческого мира к Христу. Он подчеркивает это призвание, где бы не совершал служение (см. Деян. 18:6; 22:21; 26:17-18; Ефес. 3:8; 1 Тим. 3:7). Он также знал, что «спасение от иудеев» (Иоан. 4:22), и что благовествование Христово «есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1:16).

В дополнению к этому знанию он также имел большую личную любовь к своим братьям евреям и великую «печаль и непрестанное мучение сердцу» его по причине их гибельного состояния. «Я желал бы сам быть отлученным от Христа, — свидетельствовал он, — за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» (Рим. 9:3-4). Его постоянное «желание… сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Рим. 10:1). Его особое призвание и любовь к неспасенному языческому миру никак не приуменьшало его любви к неспасенным братьям-евреям и к неверующему Израилю как народу.

Поэтому он не приносит никаких извинений за свои намерения, которые отражали намерения его Господа возбудить ревность в сродниках моих по плоти, чтобы спасти некоторых из них. В дополнение к желанию привести язычников к спасению для их же блага, он также желал, чтобы их спасение было Божьим инструментом для искупления евреев. «Ибо, если отвержение их — примирение мира, — продолжает он дальше, — то что будет принятие, как ни жизнь из мертвых?» Трагедия их отвержения будет преодолена славой их принятия.

Говоря о жизни из мертвых, Павел не имеет в виду телесное воскресение в отношении отдельных евреев. Он говорит о принятии духовной жизни как благодатного дара взамен духовной смерти как платы за неверие. Имея в виду Израиль, он говорит о его возрождении и о возрождении всего мира в прославленном Тысячелетнем царстве Божьем (например, Ис. 11:1-9; Откр. 20). В этот славный день «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (Рим. 8:21).

В этом было определенное предостережение

Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. (11:16-22)

Во-вторых, временное отвержение Богом Израиля было определенным предостережением. Здесь Павел строго предупреждает язычников в отношении такой же заносчивой, напыщенной гордости, которая стала причиной отвержения неверующего Израиля от благословения. Бог не осудил Израиль и дал Евангелие язычникам, потому что евреи по существу более неправедны и недостойны или потому что язычники по существу более праведны или достойны (ср. Рим. 2:14-15). Это выворот мнения, которое евреи долго имели о язычниках.

Совсем мало прошло времени, и христиане из язычников стали искушать и поносить евреев, потому что они поносили Христа. Это понятие добавило масла в огонь антисемитизма, который существовал у многих языческих народов и культурах в течении бесчисленных веков. Это видно в Св. Писании по враждебности между Израилем и окружающими его соседями, такими как Сирия, Финикия, Моав, Едом, Филистия и другими ханаанскими народами. Это видно в завоевании и подчинении Израиля Вавилоном, Ассирией, Грецией, а затем Римом. А так как многие верующие язычники раннехристианской Церкви выросли в обстановке языческого антисемитизма, то сатане не трудно было искушать, чтобы они продолжали предрассудки против евреев из-за отвержения и распятия Израилем его Мессии и Спасителя.

Некоторые современные «христианские» культы основаны на понятии британского израильства. Они придерживаются совершенно небиблейского и неисторического понятия о том, что англо-саксоны представляют из себя так называемые десять потерянных колен Израиля — имя, на которое, по их мнению, евреи давно потеряли всякое притязание, потому что Бог навечно отверг и осудил их за отвержение и предание смерти Иисуса Христа. Антисемитизм составляет подоплеку подобных культов.

Менее крайние предрассудки, часто скрываемые и обычно отрицаемые, также отражаются в некоторых христианских церквях и организациях. Даже для истинных верующих не исключена возможность заражения этой древней духовной болезнью, которую Господь столь сильно ненавидит.

Логика Павла, как всегда, неумолима. «Если начатой свят, то и целое», — указывает он, — «то и целое». Начаток — это греческое слово «апархе», которое дословно означает жертвоприношение первого плода любого вида, как животного, так и злака. Оно указывает на первую часть приношения, которая откладывается конкретно для Господа.

Через Моисея Бог дал наставления Своему вновь искупленному народу: «и [когда] будете есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу; от начатков теста вашего лепешку возносите в возношение; возносите ее так, как возношение с гумна; от начатков теста вашего отдавайте в возношение Господу в роды ваши» (Числ. 15:19-21). Эти хлеба давались в пищу священникам, которые служили Господу и, следовательно представляли Его в своем уникальном служении в скинии, а затем в храме. Следовательно, прежде, чем семья будет есть хлеб, особая его часть, начаток, прежде всего посвящался и приносился Господу.

Хотя лишь часть этого особого начатка представляла весь хлеб — «целое», весь он признавался как происходящий от Господа. Иными словами, это был образ того, что они возвратили Ему все, что Он им дал. По этой же причине целое свято (отделено). Эта мысль выражена в прекрасных стихах, которые иногда исполняются, как псалом на богослужении до или после приношения.

Другая и некоторым образом обратная аналогия приводится с использованием дерева или виноградника. Если корень свят, то и ветви. Если основание растения (корень) свят, тогда то, что он производит (ветви), также должны быть святы.

Однако, применение Павлом этой аналогии в данном тексте конкретно указывает на истину о том, что если первоплод и корень Израиля — вероятно, символ первых патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) — был свят, посвящен Господу, то таковыми были все их потомки, народ Израиля. Следовательно, для Господа оставить Израиль означало бы отказ от Его обетовании, данных этим патриархам — нечто такое, что Его святой характер не позволит.

Даже Джон Мюррей, ведущий амилленионист (который не верит в буквальное Тысячелетнее царство на земле, обетованное евреям и управляемое Христом на престоле Давида в Иерусалиме, но который в общем считает, что дела Бога с народом Израильским закончились с их отвержением Иисуса Христа), не может противостоять силе чудесной истины, которую выделяет здесь Павел. В своем толковании на Послание к Римлянам Мюррей делает замечательное наблюдение о том, что «не может быть бесповоротного отвержения Израиля. Святость теократического посвящения не отменятся и будет однажды доказана в полноте и восстановлении Израиля» («The Epistle to the Romans [Grand Rapids: Eerdmans, 1965], стр. 85).

Чтобы быть верным Своему слову, Господь должен предоставить будущее спасение Израилю. Израиль еще не выполнил полностью Божье заветное обетование, данное Аврааму и Его бесчисленных повторений этого обетования об искуплении и восстановлении потомков Авраама. Если корень, Авраам и другие патриархи, свят, то и ветви, их потомки, также святы. Они были Богом призваны и отделены прежде основания мира, и Божий труд с этими ветвями не будет полный, пока они не дадут духовный плод, который Он намерен произвести в них и через них до полноты века, когда они действительно станут святым народом, согласно своему предназначению.

Бог сказал Израилю через Исайю: «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его» (Ис. 51:1-2). Бог установил постоянное отношение с Израилем через Свой завет с их предком Авраамом. Они были посвящены как народ в посвящении Авраама.

Павел продолжает дальше образ дерева: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины».

Здесь апостол проводит свою мысль, сделав ссылку на знакомую практику прививания. Оливковые деревья были сельскохозяйственной и коммерческой культурой в древней Палестине и большей части Ближнего Востока и Средиземноморья; они и сейчас поддерживают ценную промышленность в большей части этих регионов. Оливковые деревья могут жить сотни лет, но по мере старения они становятся все менее и менее плодовитыми, и чтобы восстановить их производительность, к старым деревьям прививают веточки молодых деревьев. Когда ветвь перестает давать оливки, то на ее место прививают ветвь моложе.

Здесь Павел применяет именно такой образ. Старые, не дающие плода ветви Израиля отломились. За многие столетия до этого Бог предупреждал Свой народ о том, к чему может привести их постоянное неверие и идолопоклонство. «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее. Господь Саваоф, Который насадил тебя, изрек на тебя злое за зло дома Израилева и дома Иудина, которое они причинили себе тем, что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу» (Иер. 11:16-17). Сам Иисус предупреждал Свой народ Израиля: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матф. 21:43).

На месте неверных, непродуктивных ветвей Израиля привилась дикая маслина, верующие язычники. Эти языческие ветви — люди из всех народов, которые верят в Мессию Господа Иисуса Христа — стали общником верующих потомков Авраама, корня и сока маслины, корня Божественного благословения и вечных взаимоотношений с Богом через спасение.

В начале этого стиха Павел ясно указывает, что некоторые, а не все ветви отломились. На это также указывает фраза «на место их». В Израиле всегда оставался верующий остаток, и многие евреи верили в Христа во время Его земного служения и во время раннехристианской Церкви. Вероятно, вплоть до конца 1-го века большинство христиан, включая всех апостолов, были евреями. Эти первоначальные еврейские ветви оставались общником корня Божьей маслины, как и те еврейские ветви, которые с той поры остались и доныне. Языческие верующие — сонаследники их и Авраама, отца всех верующих в необрезании, «чтобы и им вменилось в праведность» (Рим. 4:11).

А сейчас следует повеление язычникам, основанное на этой истине: то не превозносись пред ветвями, то есть перед неверующими евреями, которые были отломлены; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь (обетование, данное Аврааму о том, что «благословятся в тебе все племена земные», Быт. 12:3), но корень — тебя. Сами язычники были не большим источником благословения, чем были верующие евреи. Верующие язычники имеют благословение Божье, потому что они духовные потомки верного Авраама. Мы имеем благословение, потому что были привиты к завету спасения, который Бог заключил с Авраамом, а сейчас по милости предлагает всем, кто верит в Бога Авраама. Павел объяснил церквям в Галатии несколькими годами ранее:

«Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал. 3:6-9).

Несколькими стихами далее в той же главе Послания к Галатам апостол продолжает объяснять: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, — дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (ст. 13-14). Сколь же смешно и заносчиво для верующих язычников превозноситься перед природными ветвями, даже перед теми, кто были отломлены в неверии. «Вспомни, — продолжает он, — что не ты корень держишь, но корень — тебя». Благословение как еврейских, так и языческих верующих идет от корня Божьих заветных обетовании и силы.

Трагическим и печальным образом в продолжении огромной части истории Церкви обращенные к Христу евреи часто подвергались отношению со стороны язычников с позиций превосходства, их остерегались или с нежеланием принимали в общение христиан.

Павел предвидел, что невзирая на эту ясную истину, некоторые из его языческих читателей продолжат спорить с ним. Скажешь: «Ветви отломились, чтобы мне привиться». «Хорошо», — уступает он, — «Они отломились неверием, а ты держишься верой». Иными словами отламывание и привитие основываются на вере, а не какой-либо присущей расовой или национальной неполноценности или превосходстве. Вопрос не в достоинстве, он не расовый, не этнический, социальный, интеллектуальный или даже моральный. Вопрос лишь в вере. Евреи отломились из-за этого неверия, а поверившие язычники были привиты, то есть держатся на основе их веры в Господа Иисуса Христа.

У вас, следовательно, нет причины, согласно предупреждения Павла, гордиться, но есть очень хорошая причина бояться. Он выразил подобное же предупреждение церкви в Коринфе: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12). Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей Своего заветного народа Израиля, то пощадит ли и вас, язычников, которые не входят в этот завет. Если особое призвание Израиля и благословения от Господа не смогли защитить их от отвержения, то, безусловно, отсутствие такого призвания и благословения язычников не может защитить их от отламывания в случае их неверия. «Следовательно, хорошо вы сделаете, — советует Павел своим читателям-язычникам, — если у вас будет праведный страх и сильное сопротивление всякому искушению превозноситься (ст. 18) и гордиться (ст. 20).

Павел напоминает верующим в Ефесе: «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Ефес. 2:11-12). Если Бог отломил отступивший Израиль по причине его неверия, то Он с еще большей вероятностью отломит отступническую церковь по причине неверия.

Видимая церковь сегодня состоит большей частью из язычников и эта церковь приютила большой процент отступников, еретиков и других, которые отвергают абсолютный и непогрешимый авторитет Священного Писания и отрицают его кардинальные истины, включая Божество Христа. И суд Господень падет на отступившую языческую церковь столь же точно и быстро, как на отступивший Израиль. Иисус предупреждал церковь в Пергаме: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (Откр. 2:15-16). А церкви в Лаодикии Он обещал, что номинальные неверующие христиане будут извергнуты из Божьих уст (Откр. 3:16). В обобщенном виде о них позже говорится как о Вавилонской блуднице конца времен, которую Господь отдаст на ужасное уничтожение антихристу и его союзу десяти стран (Откр. 17:16).

Ранее в этом отрывке апостол ясно сказал о Израиле (главы 9-11): «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения» (9:30-32). От начала и во всем послании Павел повторяет вновь и вновь эту основополагающую истину. Во всем, что касается роли человека, спасение всегда было и всегда будет по вере и только по вере. Конечно же, лишь Божья вседержавная благодать делает веру возможной, приемлемой и эффективной, однако Его благодать не будет спасать помимо веры.

Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен. Строгость переводится словом «апотомия», корень которого имеет значение отрезать напрочь или отрезать быстро и соответствует глаголу «экопто» (отсекать), которым заканчивается этот стих. В этом контексте «пипто» (падать) означает так упасть вниз, чтобы быть полностью разрушенным. Павел, следовательно, говорит о чрезвычайно серьезном духовном состоянии, при котором люди отпадают от духовной возможности в осуждение.

Это взгляд на прошедшее. Затем Павел предупреждает нынешних, которые отождествили себя со спасающим Евангелием, чтобы они пребывали в благости Божьей, не то они также будут строго осуждены, подобно тем, прошлым, кто были близки к благословению, но отпали. Эта знакомая Ветхозаветная мысль, которая утверждает реальность истинной спасающей веры через ее непрерывность. В этом — претерпение святых, которое свидетельствует о подлинности их обращения (см. Иоан. 8:31; 15:5-6; Кол. 1:22-23; Евр. 3:12-14; 4:11; 1 Иоан. 2:19).

По причине Божьего благословения древнего Израиля как народа, многие неверующие евреи участвовали в этом благословении. Точно так же по причине Божьего благословения церкви многие неверующие в церкви вкушают это благословение. Однако если они отпадают, Божье терпение будет исчерпано, и дар Его благодати отнят, чтобы благословение «за компанию» не имело цены, когда неверующие предстанут перед Сущим Богом на суде и будут навечно отсечены от Него. Тем, кто в неверии отвергает Божью благость в даре благодати, суждено быть отсеченными по Его строгости.

В этом есть определенное обетование

Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине (11:23-24)

В-третьих, временное отвержение Израиля Богом содержит прекрасное и определенное обетование. Хотя это обетование дано здесь с условием (параллельно условию об осуждении за несохранение веры) — если не пребудут в неверии — Бог задолго до этого уверил Свой народ, что это условие будет выдержано. Израиль, наконец, увидит Иисуса как своего Мессию и покается в своем неверии и оплачет свое отречение Его. Через Захарию Господь заявил: «На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10). Бог силен опять привить их, и Он это сделает.

В конце времен в период Великой Скорби отступившая языческая церковь -ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине — сама будет отсечена подобно тому, как был отсечен некогда Израиль. И в это время Израиль — сии природные ветви — привьется к своей маслине. Природные потомки Авраама станут также его духовными потомками и снова станут благословенным Богом избранным народом.

Один из наиболее интересных текстов, в котором обещано будущее восстановление Израиля, находится в Откр. 11:

И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать снятый город сорок два месяца. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли, (ст. 1-4)

В этом видении Ап. Иоанну велено взять мерную трость (ср. Иез. 40:5) и измерить храм, жертвенник и поклоняющихся в нем. Это действие похоже на определение пределов Божьей собственности (ср. Откр. 21:15). Иными словами, Бог повелевает Иоанну пометить Свое Божественное владение для сохранности.

Хотя во время, когда писал Иоанн, больше не было храма, пророки часто говорили о храме в последние дни (Дан. 9:27; Ам. 9:11; Мих. 4:1; Агг. 2:9; Зах. 6:12-13; Мал. 3:1; ср. Матф. 24:15; 2 Фес. 2:4).

В период Великой Скорби евреи будут обращены (ср. Зах. 12:8-14; 13:1-2) и будут отмечены Богом как Его собственность для защиты в день Господень.

Измерение храма у Иоанна, похоже, символизирует тот факт, что евреи будут Его народом, который придет к спасению и благословению царства. Картина в книге Откровения похожа на текст Зах. 2:1-5, в котором Иерусалим измеряется с целью охраны Божественною «огненною стеною вокруг него» и испытает Божью славу «посреди него» (ст. 5). Как город измеряется, чтобы пометить его в качестве Божьего владения для перестройки в тысячелетнюю славу, так и храм измеряется для утверждения того, что спасение приходит для Израиля.

Язычники в это время оставлены (Откр. 11:2). Большинство из них, похоже, противятся всему, что представляет Бога, хотя некоторые примут Христа и будут спасены — но не как целый народ, как в случае с Израилем. И снова речь идет о будущем Израиля.

Личность двух свидетелей также говорит о грядущем спасении Израиля. Они названы «две маслины и два светильника» (11:4). Терминология взята из видения Захарии. Пророк Захария жил между временем Ездры и Неемии. Восстановление храма было утверждено во время Ездры, но не было начато. Бог, следовательно, употребил Захарию, чтобы призвать двух мужей руководить восстановлением -Иисус, первосвященник, и Зоровавель, правитель Иерусалима.

Евреи тех дней знали, что они согрешили и боялись, что у них не было основания рассчитывать на Божье благорасположение. Они знали, что Он не может терпеть их неверность и злые сердца, и они осознавали, что Он навечно оставил их. Однако видение, записанное в Зах. 3, есть милостивое обетование восстановления.

И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял.

И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу: так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь. Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу, (ст. 1-10)

Иисус Великий Иерей — это символ народа Израиля и представитель народа перед Богом — очищен, прощен и восстановлен, чтобы действовать как представитель Бога в восстановлении народа. Бог построил Свое обетование о спасении в завете, если народ будет послушен условиям. Когда народ послушается Бога, настанет восстановление. В ст. 8-10 мы взираем на Мессию и Его Царство — великое, полное и окончательное восстановление святости и мира.

Бог избрал Иисуса Великого Иерея, чтобы Он предстал перед Ним как очищенный и прощенный представитель Израиля в новом храме, который предстояло построить в новом Израиле, вернувшемуся из пленения в свою землю и к своему Богу. В этом — предвкушение, маленькое предисловие к окончательному спасению и восстановлению, которое будет под руководством Мессии во Второе Его Пришествие.

Далее представлен другой образ, Зоровавель.

И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. (Зах. 4:1-3)

Пророк затем описывает спонтанное непременное предусмотрение, которое вне всякого человеческого действия. «И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (4:4-6).

Один лишь Дух Святой имеет силу восстановить Израиль, однако эта сила будет изливаться через «две маслины».

Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? Ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!» И было ко мне слово Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? (4:7-10)

Как было рассмотрено выше, Зоровавель вместе с Иисусом — это одно из масличных деревьев, которое употребит Бог. Они вместе, великий иерей и правитель, были человеческими орудиями, которые Святой Дух употребил для восстановления народа.

Но в Божьем плане был последний компонент.

Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли. (Зах. 4:11-14)

Бог употребил эти «два помазанные елеем» сосуда для того, чтобы отстроить и восстановить древний Израиль. Следовательно, когда мы читаем в книге Откровения, что у Бога есть два свидетеля, которые «суть две маслины и два светильника» (11:3-4), то мы знаем, что означает видение Захарии. Бог есть посреди обновления и восстановления, только в этот раз новый храм будет Тысячелетним, новый труд будет состоять в спасении народа, а новое служение Богу будет стоять в поклонении Господу Иисусу Христу.

Иисус и Зоровавель были Божьими орудиями физического восстановления Израиля в древности — «золотые трубочки», через которые излился Святой Дух. Точно так же два свидетеля в Откр. 11 будут будущими орудиями спасения Израиля. Они проповедуют в Иерусалиме (ст. 8), в то время, когда они были убиты, а их воскрешение три с половиной дня позже приводит к спасению этого города (ст. 13). Фразу «и воздали славу Богу небесному» лучше всего отнести к спасению (ср. 14:6-7; 16:9; 19:7). После этого спасения вострубит последняя трубу, и «царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11:15).

Судьбу Израиля можно повернуть, и это произойдет. Его возврат к Господу не только возможен, но и точен. По истине Его собственного обетования, Его собственный народ не может вечно оставаться в неверии. Приводя место из Исайи, Павел заявляет с абсолютной окончательностью о том, что «весь Израиль спасется, как написано: «приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова; и сей завет им от Меня, когда сниму и них грехи их» (ст. 26-27; ср. Ис. 59:20-21).