12. Служение духовных даров (часть 1)

По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (12:3-5)

После второй мировой войны группа немецких студентов вызвалась помочь в восстановлении английского собора, который был сильно поврежден немецкими бомбами. По мере продвижения работ они все больше беспокоились о большой статуе Иисуса с распростертыми руками, внизу которой была надпись «Придите ко Мне». Особенную трудность вызывала у них реставрация рук, которые были полностью разрушены. После длительного обсуждения они решили оставить старую без рук и изменить надпись: «У Христа есть лишь наши руки».

Именно эту фундаментальную истину этой фразы Павел подчеркивает в Рим. 12. Труд Иисуса Христа в этом мире находится в руках тех, кто принадлежит Ему. В этом смысле у Него нет других рук, кроме наших, нет других ног, кроме наших. Господь передал Свое земное служение Своим последователям в следующих словах: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28:19-20). Его нынешние служители этому миру в Его имя — это те, кто описан в предыдущих одиннадцати главах Послания к Римлянам, освобожденные от рабства греха, ставшие детьми Божьими и рабами Иисуса Христа. С человеческой стороны именно от их верности, послушания и полезности зависит сейчас труд Его Царствия.

Как мы увидели, первая обязанность раба Христа состоит в высшей форме поклонения Богу, которая выражена в принесении себя Господу как живой жертвы (Рим. 12:1). Это основополагающее требование к каждому верующему. Только в качестве живой жертвы мы можем быть теми, кем Он желает, чтобы мы были; делать то, что Он желает, чтобы мы делали; и тем самым «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (12:2). Подобный акт духовного поклонения отмечает вход христианина в Божественную пригодность. Божье повеление Его народу в отношении послушания всегда заключалось в поклонении, а затем в служении.

Однако разбираемое нами сейчас место (Рим. 12:3-8) прибавляет ту прекрасную истину, что хотя Христос посылает Своих служителей с общим повелением служить Ему, Он наделяет их для этого ответственного труда чрезвычайно разно-, образными дарами. Его Божественный замысел в отношении верующих — это единство в проповеди и посвящении, но разнообразие в служении. Главная цель этих стихов состоит в подчеркивании того, что хотя мы должны войти в полезность для Христа с тем же общим самопожертвованием, мы подготовлены для исполнения подобной полезности неповторимо различными способами.

Цель предоставления себя Богу как жертвы живой — не мистическая или монашеская, но совершенно практическая. Посвящение Господу и активное, верное служение Ему — неразделимы. Мы не можем по-настоящему жертвовать себя для Него и не быть активными в Его труде. А с другой стороны, мы не можем по-настоящему преуспевать в Его труде, не будучи воистину посвященными Ему. Служение Богу приносит честь Ему и благословение нам только тогда, когда оно проистекает из нашего поклонения в приношении себя как жертвы живой. Подобное посвящение естественным и неизбежным образом производит эффективное служение. Не бывает благочестивого посвящения без благословенного Богом служения, и не бывает благословенного Богом служения без благочестивого посвящения.

Этот текст не оставляет камня на камне от понятия, что христианин может посвятить себя Христу, но быть неактивным в служении Ему; что он может любить Господа, но не слушаться Господа; что он может подчинить себя Господу, но не служить для Господа. Истинное поклонение Богу неотделимо от служения.

К несчастью в церкви всегда были такие члены, которые набожно провозглашают близость и поклонение Господу, но в своей жизни не являют служение Ему. В церкви также всегда были такие, кто проявляет деловую активность в церковной работе, но являют мало личной глубины посвящения Господу церкви. И те, и другие — стыд для Господа и препятствие для Его труда, потому что расстраивают духовную зрелость спасенных и евангелизацию погибающих.

Я получил письмо от человека, который выразил озабоченность о том, что безусловно представляется общей проблемой. Он написал: «Пожалуйста, встретьтесь со мной и помолитесь со мной. Я увел в сторону мою жену, потому что научил ее своим примером, как быть святой в воскресенье и жить, как угодно себе в течение недели. Внешне я жил, как христианин и был активен в церкви, но в остальное время это была лживая жизнь. Когда наши отношения начали распадаться, я попытался увлечь нас обоих чтением Библии и молитвой, однако она подумала, что это просто была еще одна из моих личин и не захотела ничего этого». Подобные ситуации — знакомое явление в сегодняшней церкви.

Конечно же правда, что Бог может трудиться даже через неверных и непослушных верующих. Он может употребить проповедь и свидетельство лицемера, чтобы привлечь к Себе грешников. Однако в подобных случаях Он благословляет истину проповеди, а не лицемерное усилие проповедующего. Хотя лицемеры не могут ограничить силы истины, свет которой пробивается через двоедушие, они лишают себя благословения от Бога в том, что Он мог совершить через них, потому что их истинное побуждение состоит в служении не Богу, а своим собственным целям и славе. Если мы делаем что-либо во внешнем выражении, но не имеем внутреннего посвящения, то наше служение ограничено, а вознаграждение утеряно. И что самое важное, не воздается честь имени Бога, а Его труд ограничивается, становится менее эффективным при грязных сосудах, чем при чистых (ср. 2 Тим. 2:20-22).

Однако единство верующих не ограничено их общим посвящением. Хотя наши дарования разнообразны, неизменной остается наша обязанность употреблять их в служении Господу. Человек с одним кажущимся незначительным даром имеет такую же обязанность употреблять этот дар в вере и полноте, как тот, кто обладает несколькими видными дарами, которые кажутся более важными. Точно так же, как ни один верующий не может не быть жертвой живой, точно так же ни один верующий не может не употреблять свое Божественное дарование, каким бы оно ни было. В этой главе Павел ясно указывает, что он взывает ко «всякому из вас» (ст. 3), то есть к каждому верующему. Он так же ясно отмечает, что хотя не у всех «одно и то же дело» (ст. 4) и хотя «по данной нам благодати, имеем различные дарования» (ст. 6а), мы все имеем функцию в Христовой церкви и мы все имеем дары от Его Святого Духа и обязанность применять их (ст. 6б) для Него и в Его силе.

Полное подчинение Господу также представляется основополагающим для христианского служения еще в одном направлении. Без подлинного, самоотреченного посвящения Ему мы не только потеряем желание и утратим силу, которая необходима в эффективном служении Ему, но и никогда не испытаем того, что Бог уготовил нам совершить, когда наши дары и призвание не употреблены в полноте. Бог не наделяет Своих детей дарами, не сообщив им о том, в чем состоят эти дары. Следовательно, если мы не уверены в наших дарах от Бога, это скорее всего происходит по той причине, что мы не находимся вблизи к Богу. Мы более полно познаем наши дары, когда через поклонение в духовной истине мы более полно познаем Его. Когда наша жизнь находится на жертвеннике, то у нас не возникнет трудностей с открытием или применением своих духовных дарований. Их невозможно распознать, если мы их не употребляем. Если верующий ходит в святом повиновении Господу, исполненный Св. Духа и в служении Богу, то ему и другим людям станет очевидным, в чем состоит его дар и как через него получать благословение Тела Христова.

Считается, что даже умнейшие люди употребляют лишь около одиннадцати процентов объема своего мозга, оставляя почти девяносто процентов без употребления. Подобное соотношение, вероятно, применимо к использованию большинством христиан их духовных даров. Когда верующий с трудом понимает, как дары, упомянутые в Рим. 12:6-8, применяются лично к нему, то это не потому, что он не может представить, в чем состоит его дар, но в том, что он не в ладах с посвящением и требованиями предыдущих пяти стихов. А с другой стороны, когда верующий в силе употребляется в Господнем труде, то это происходит не потому, что он в совершенстве понял и проанализировал свой дар, но, скорее, от того, что его жизнь — это жертва живая и святая, которая благоугодна Богу для разумного служения и поклонения Ему (Рим. 12:1), и Дух Божий действует через него в силе служения.

Благородный американский проповедник и богослов Джонатан Эдварде так боялся, чтобы его личные манеры и модуляции голоса не мешали силе Божьего Слова, что он не только читал свои проповеди, но часто передавал их почти механически. И все же Св. Дух с силой употребил эти проповеди, а слушатели были иногда настолько обличаемы в грехе, что они взывали к Божьему милосердию и крепко хватались за свои лавки из страха тут же попасть в ад. Бог мог таким образом употребить его, потому что он жил в соответствии со следующими решениями (в кратком изложении), которые он принял на заре своего служения:

Я полон решимости жить в полную свою силу, пока я жив.

Я полон решимости не терять ни единого момента времени и улучшать его, насколько это возможно и с наибольшей пользой.

Я полон решимости никогда не делать ничего такого, о чем бы я впоследствии думал с презрением или негодованием.

Я полон решимости никогда ничего не делать из мести.

Я полон решимости никогда ничего не делать такого, что бы я боялся делать, если бы это был последний час моей жизни.

(См. Iain H. Murray,»Jonathan Edwards: A New Biography» [Carlisle, Penn.: Banner of Truth, 1987], стр. 43)

Ниже приводится прекрасная молитва, совершаемая в конце причастия в англиканской церкви, которая весьма точно отражает общее посвящение, о котором Павел говорит в Рим. 12. Она гласит: «И вот мы приносим и предоставляем Тебе, о Господи, себя, наши души и тела в жертву живую, святую, благоугодную Тебе».

Наша абсолютная полезность для Господа зависит от трех факторов, упомянутых Павлом в разбираемом нами месте: правильное отношение (ст. 3), правильное взаимоотношение (ст. 4-5) и правильное служение (ст. 6-8).

Правильное отношение: истинное смирение

По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил (12:3)

Апостол указывает на переход от того, о чем он только что дал повеление, связав между собой духовное служение и духовное посвящение, мост между которыми — духовное отношение.

Правильное отношение христианина состоит в смирении: не думайте о себе более, нежели должно думать. Отсутствие этой основополагающей добродетели ведет многих верующих к преткновению. Как бы основательно мы ни знали Божье Слово, как бы ни были здравы в богословии и как бы сильно ни стремились к служению Ему, наши дары не будут действовать таким образом, что наша жизнь произведет духовный плод, пока не отодвинуть в сторону свое «я». Из самоотвержения в духовном поклонении Богу проистекает покорение человека воле Божьей, а от покорения человека Божьей воле проистекает самоотверженное служение в Божьем труде. Этот призыв к смирению звучит к каждому верующему без исключения, потому что Павел обращается к всякому из вас — всеобщее повеление всем, кто Христов.

Основание всего достойного, чем обладает и что делает христианин — от спасения до служения — это данная ему Богом благодать. Как мы спасены лишь по Божьей благодати, точно так же мы можем служить Ему лишь по той же самой благодати. Однако конкретная Божественная благодать, о которой здесь говорит Павел — это та, по которой он назначен Божьим апостолом и наделен полномочиями открывать Слово Божье (Рим. 1:1-5; ср. 15:15; 1 Кор. 3:10; Гал. 2:9).

И все же в этом тексте о смирении не удивительно, что Павел указывает лишь косвенно на свое положение апостола, призывая внимание скорее к Божественному авторитету, из которого происходит его собственный авторитет. Он имеет смирение даже в отношении к своему собственному апостольству, которым он был наделен единственно на основании Божьей благодати, а не из-за собственного достоинства или пригодности. «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, — сообщает он Тимофею, — что Он признал меня верным, определив на служение. Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе» (1 Тим. 1:12-14). Как апостол Иисуса Христа он взывает к смирению — самой основной христианской добродетели, которая открывает дверь к любви, силе и единству.

Чтобы подчеркнуть необходимость кротости, Павел четыре раза в ст. 3 употребляет форму «фронео» (думать). Христианин не должен превозносить себя, не думать о себе более, нежели должно думать (хуперфронео), но думать о себе, как о таковом, какой он на самом деле есть. Он не должен чрезмерно высоко думать о своих способностях, дарах, о своей пригодности, но оценивать себя должным образом. «Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, — предупреждает Павел, — тот обольщает сам себя» (Гал. 6:3). А честная оценка должна быть очень низкой (ср. 1 Тим. 1:12-16).

Говоря о самооценке и суждении о других христианах, Павел сказал коринфской церкви: «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:6-7; ср. 1-5). Петр наставляет всех молодых и старых пастырей в церкви: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).

Но думайте скромно — это перевод глагольной формы (софронео), и его главное значение «думать здраво, думать трезво». Думать о себе скромно — значит идти к признанию того, что мы сами по себе ничего собой не представляем, но во Христе можем быть использованы для славы Божией через дар, данный нам Св. Духом. Мы должны понимать, что из себя, из своей плотской человеческой сущности нельзя произвести ничего вечного, однако в силе Св. Духа мы можем быть использованы для созидания Царства и воздания чести Царю.

Люди не страдают от низкой самооценки. Они, скорее, превозносятся в гордости. В этом проявлена сущность человека. Гордость человека владеет плотью. Для того чтобы быть полезными для нашего Господа, мы должны честно признать свои ограничения как людей, перенесших падение, а также наши способности как нового творения в Христе, а также держать одно и другое в должной перспективе.

Подобное смирение, которое существенно для всех духовных вопросов, не так легко обретается или удерживается. В Новозаветное время некоторые церкви характеризовались членами, которые желали обладать более заметными и броскими дарами. Главный нарушитель среди них — это коринфская церковь. Павел, следовательно, призывает их: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» — путь смиренной любви (1 Кор. 12:31; ср. 13:1-13). С ясно выраженным укором апостол Иоанн называет по имени человека, ищущего своего — «любящий первенствовать у них Диотреф» (3 Иоан. 9). К сожалению, церковь все еще весьма наполнена членами, которые горделиво ищут собственного превосходства и поэтому лишаются силы смирения.

Современное общество с презрением смотрит на истинное смирение. Напротив, оно характеризуется вызывающим, даже подчеркнутым эгоизмом, созданием своего «я», угождением плоти и намерением исполнять каждую личную похоть или амбицию, обращая мало внимания на тех, кто может пострадать. Мало приходится удивляться, почему так преобладает депрессия и эмоциональный хаос. В своей книге «Психологический соблазн. Провал современной психологии» профессор Уильям К. Килпатрик пишет: «Крайние формы умственных заболеваний — это всегда крайние случаи самопоглощения… отличительное качество того, что буквально раздирает параноиков, состоит в гиперсамососредоточенности. В себе они больше всего ценят автономию. У них постоянный страх, что кто-то другой вмешивается в их волю или стремится руководить их жизнью» («Psychological Seduction, the Failure of Modern Psychology» [Nashville: Nelson, 1983], стр. 67).

Задолго до появления современной психологии богословы сталкивались с опустошающим следствием себялюбия. В ранние дни Церкви Августин написал свой классический труд «Город Бога»: «Два города образованы двумя видами любви; земной — любовью к себе, доходящей до презрения к Богу, и небесный — любовью Бога вплоть до презрения самого себя. Одним словом, первая славится в себе самой, а вторая — в Господе» (Civitas Dei, XIV, 28. Цитируется по John Warwick Montgomery, «The Shape of the Past» [Minneapolis: Bethany, 1975], стр. 46).

Великий реформатор Жан Кальвин заметил:

Мы так слепо мчимся в направлении себялюбия, что каждый считает, будто обладает добрым поводом превозносить себя и презирать всех остальных в сравнении с собой… Нет другого средства, как с корнем вырвать этих пагубных вредителей: себялюбие и любовь побеждать… Это совершает Св. Писание. Так как оно учит нас помнить, что дары, которыми Бог наделил нас — не наши, но данные Им бесплатно, и те, кто наряжается в них, выдают свою неблагодарность («Institutes of the Christian Religion», пер. Henry Beveridge, в 2-х томах, [Grand Rapids: Eerdmans, 1966], 2:10).

Указывая положительным образом на эту проблему, писатель Послания к Евреям призывает: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:24-25).

Хотя об этом и не упоминается в тексте, гордое отношение к духовным дарам можно разложить на пять категорий. Некоторые уже были упомянуты. Первая — неправильное отношение состоит в употреблении значительного дара или любого другого дара для хвастовства. Как Павел призывает коринфских верующих: «Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или так же голова ногам: «вы мне не нужны» (1 Кор. 12:21) — именно это происходит, когда христианин выставляет напоказ свои дары или успехи.

Второе такое неправильное отношение — это когда мы сами в ложном смирении не ценим себя и свои дары (см. 1 Кор. 12:11-12,19). Подобное отношение — это плохо скрытая попытка привлечь похвалу. С другой стороны, когда человек ясно одарен выше большинства христиан, то есть искушение притвориться смиренным, когда хвалят по-настоящему, тем самым преуменьшая то, чем Бог наделил человека и совершает через него. Все духовные дары обязательно и совершенным образом предназначены Богом для Его славной цели. Третье неправильное отношение к духовным дарам — это заявление об обладании дарами, в особенности самими впечатляющими, которых у нас нет. Поступать так не только нечестно, но и порочит Божью мудрость и вседержавность, когда тем самым преуменьшается дар или дарование, которые даны нам от Него. «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:29-30). Если Бог определил не давать нам какой-либо из самых значительных даров, то мы не должны ни притворяться, ни жаждать их.

Четвертое неправильное отношение состоит в неиспользовании неприметного дара из зависти, огорчения или стыда. Преднамеренное пренебрежение и невнимание к духовному дару — это презрение Божьей вседержавной благодати. «Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?» (1 Кор. 12:15-16). У Бога есть замысел для каждого из Своих детей, и это добрый, совершенный и соответствующий план.

Пятое неправильное отношение состоит в полном неиспользовании своего дара по разным причинам: пренебрежение, горечь, зависть, стыд или просто от безразличия. Каждый данный Богом духовный дар должен употребляться в своей полноте, потому что каждый дар получен от Бога, подкрепляется Богом и служит для Него. Павла конечно же заботит этот вопрос, когда в Рим. 12:6-8 он призывает к использованию всех даров.

Смирение, которое требует Бог и которое почитает, не превозносит или недооценивает Его дары, но правильно ценит их и правильно их употребляет. Каждый христианин может утверждать: «Бог одарил меня. Бог милосердно и с любовью одарил меня и даст мне все необходимое для эффективного использования моих даров для Его славы. Я благодарю Его и благословляю Его имя».

Существуют определенные принципы правильного отношения к нашим духовным дарам. Во-первых, мы должны правильно узнавать их и осознавать, что Господь дарует нам именно то, что Он предопределил для нас, и дает нам все необходимое для того, чтобы мы могли служить Ему в соответствии с Его волей по мере веры, какую Бог уделил каждому. В данном контексте выражение «по мере веры» подразумевает, по-видимому, истинную меру духовного дара, которым Бог владычески наделил каждого верующего. Каждый верующий получает дар и средства, которые наилучшим образом подходят для выполнения его части в Теле Христовом.

Фантастическая статья, опубликованная несколько лет назад в школьной газете в Спрингфилде, штат Орегон, очень хорошо иллюстрирует этот принцип.

Однажды животные решили, что должны сделать что-нибудь значительное для решения проблем нового мира. И они организовали школу.

Они приняли план занятий, включавший бег, лазание, плавание и полеты. Чтобы облегчить руководство выполнением плана, все животные должны были посещать все предметы.

Утка превосходно плавала, фактически даже лучше, чем ее учитель. Но имела лишь средние успехи в полете и совсем плохо бегала. Поскольку она медленно бегала, то вынуждена была оставить плавание и после школы практиковаться в беге. Из-за этого очень пострадали лапки утки, и она стала посредственно плавать. Но средний уровень успехов был вполне приемлем, поэтому никто не был обеспокоен этим, за исключением самой утки.

Кролик сперва был лучшим в классе по бегу, но у него развилось нервное подергивание в мышцах ног из-за переутомления при занятиях плаванием.

Белка превосходно лазала, но постоянно испытывала трудности во время обучения полету, поскольку ее учитель заставлял начинать полет с земли вместо того, чтобы лететь с верхушки дерева вниз. От перенапряжения у нее случились судороги и поэтому она получила лишь тройку по лазанию и двойку за бег.

Орел был трудным ребенком, и его строго наказывали за непослушание. На уроке лазания он быстрее всех добирался до верхушки дерева, но настаивал на своем собственном способе выполнения этого упражнения…

Смысл истории ясен. Как и эти животные, каждый человек обладает своим собственным, но ограниченным набором способностей. Попытки действовать, выходя за пределы этих способностей, приводят к разочарованию, унынию, греховным чувствам, посредственности и, в конце концов, к поражению. Когда мы действуем в соответствии с владыческим Божьим замыслом для нас, мы выполняем наше призвание.

Ап. Павел здесь говорит не о спасительной вере, которой верующие уже обладают. Он говорит о верном служении, о вере, необходимой для осуществления нашего дара. Это вера, через которую Господь использует отмеренный нам дар с избытком. Она охватывает все чувства, способности и понимание, в которых мы нуждаемся, чтобы правильно и полностью использовать ниспосланный нам неповторимый дар. Наш небесный Отец не только ниспослал нам дарования, но и обеспечил все духовные, интеллектуальные, физические и эмоциональные средства, необходимые нам для их успешного осуществления.

Поскольку каждый верующий одарен в совершенстве, не следует искать дары, которых не дал Бог, и нельзя пренебрегать и порочить ни одно из данных Им дарований. «Но каждому дается проявление Духа на пользу, — объяснил Павел в своем 1-ом послании в Коринф. — Все сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:7,11).

Ниже приведены девять направляющих принципов, которые могут быть полезны в осуществлении предназначенных нам духовных дарований. Мы должны представить себя как жертву живую (см. Рим. 12:1); признать, что все верующие, в том числе и мы сами, одарены (ст. 3); молиться о мудрости; быть бескорыстным (см. Деян. 8:18, 24); следовать за желанием сердца (см. 1 Тим. 3:1); стремиться к утверждению; искать Божьего благословения; искренне служить Ему; развивать дарование, когда оно проявилось.

Даже когда все это выполнено, все еще может быть невозможно полностью проанализировать и точно определить наши духовные дарования. Часто невозможно провести различие между данным Богом природным талантом, данными Богом духовными способностями и силой Святого Духа. Когда жизнь христианина — живая жертва Богу, и он пребывает в Духе Божием, у него нет причин проводить четкие различия, поскольку все, чем он есть, и все, чем он обладает, посвящено Господу. Упрощение и неправильное определение духовных даров может послужить причиной большой путаницы, уныния, разочарования и сильно ограничить их полезность. Слишком сильное сосредоточение на самих дарах может помешать их верному использованию в служении Господу.

В Новом Завете нет обещания о том, что наш дар придет к нам в аккуратной упаковке с надписью. Там также не обозначен конкретный дар любого верующего, включая апостолов. В раннехристианской Церкви верующие никогда не классифицировались в соответствии с их дарованиями. Напротив, в Новом Завете говорится, что Бог наделяет Своих детей различными комбинациями и степенями одаренности. Он смешивает эти дары подобно тому, как художник смешивает краски на своей палитре, чтобы создать именно тот оттенок, который ему нужен для данного места на картине.

Петр сказал: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил…» (1 Пет. 4:10а). Здесь речь идет об одном неповторимом даре для каждого верующего. Но очевидно, что этот единственный дар уникален в жизни каждого верующего, поскольку представляет собой комбинацию разнообразных и многоцветных категорий дара слова и дара служения (ст. 10б-11), в которые Дух окрашивает верующего, и которые затем смешиваются с неповторимостью ума, образования, опыта и усилий человека — в результате каждый христианин уникален, и нет другого точно такого же.

Главный акцент в Рим. 12 и в 1 Кор. 12, двух центральных местах Св. Писания, повествующих о духовных дарах, делается не на точном определении дара верующего, а на его верном использовании. Также важно, что в каждом из этих текстов названы дарования, которые не упомянуты в другом. Это приводит нас к убеждению, что эти категории — как бы основные цвета, из которых Господь создает уникальный оттенок для каждого из Своих детей.

Все это должно приводить к смирению, поскольку наша духовная полезность — всецело владыческая работа Бога, ни одна из частей которой не может быть приписана человеку. Наша духовная полезность существует, несмотря на нашу недостойность и бесполезность во плоти, в которой нет ничего доброго и прославляющего Господа.

Правильное отношение: единство в разнообразии

Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело. Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (12:4-5)

В ст. 1 Павел убеждает братьев-верующих представить их физические тела как «жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения нашего». Здесь апостол использует образ тела, чтобы представить Церковь, Тело Христово, членом которого есть каждый верующий. Он акцентирует внимание на его единстве в разнообразии — выражение «одно тело» (упомянуто в обоих стихах) представляет его единство, а многие члены, не у всех из которых одно и то же дело — это выражение разнообразия. Как и в природе, объединенное разнообразие в Церкви — признак владыческой и чудесной Божьей работы.

В списке футбольной команды может быть сорок или пятьдесят человек. Если все они решат быть полузащитниками, команда лишится единства и не сможет эффективно действовать. Истинное единство возникает, когда каждый член команды готов играть на четко определенном для него месте.

Здесь Павел акцентирует внимание на уникальном разнообразии и важности каждого члена для надлежащего функционирования Тела. Он указывает здесь на очевидную истину, что хотя у нас много членов, тем не менее, «не у всех членов одно и то же дело».

«Дело» — перевод греческого слова «праксис», означающего выполнение какого-либо действия, функции. Позднее это слово стало означать обычное, часто практикуемое действие, нормальную функцию.

Духовные дары не всегда соответствуют тому, что мы обычно называем церковными служениями — такими как апостол, пророк, евангелист, пастор-учитель или диакон. Не у всех членов одинаковые служения. Большинство членов церкви не имеют специальных служений или должностей. Но каждый верующий, от самого молодого до самого старого и от новообращенного до самого зрелого, обладает данной Св. Духом способностью служить Телу Христову посредством определенного духовного дара. Использование дара — это дело, предназначенное для него Богом.

В духовном организме, христианской Церкви, каждая составная часть, явная и важная, как рука, или скрытая и незаметная, как маленькие кровеносные сосуды или железы, имеет решающее значение для его надлежащего функционирования как единого целого. «Так мы многие, — объясняет Павел, — составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Это разнообразие, действующее в единстве и гармонии, обеспечивает существование Тела Христова и выполнение Его наставлений.

Поскольку это так естественно, мы редко замечаем и ценим великое чудо правильного функционирования наших тел. Нам стоит только подумать, и наши руки, ноги или глаза немедленно выполняют то, что мы хотим. Поскольку мы натренировали их отвечать таким образом, то они многое выполняют почти автоматически. Самые важные функции нашего организма, такие как биение сердца или дыхание, вовсе не требуют мысленных усилий. Они просто выполняют свою работу, свои Божественно предусмотренные функции минута за минутой, день за днем, год за годом. Взаимосвязь частей нашего тела так невообразимо сложна, что медицина постоянно обнаруживает новые функции и связи. И часто только тогда, когда наше тело перестает правильно функционировать, мы понимаем, как изумительно создал его Бог.

В своей книге «Необычайно и чудесно созданный» («Fearfully and Wonderfully Made») всемирно известный хирург доктор Пол Бренд пишет об удивительном разнообразии и взаимосвязи частей человеческого тела. О клетках тела он говорит:

«Прежде всего меня поражает их разнообразие. По химическому составу клетки почти одинаковы, но по внешнему виду и по своим функциональным особенностям они различаются так же, как животные в зоопарке. Красные клетки крови — диски, похожие на спасательные круги, плавают в моей крови, перенося кислород, чтобы питать другие клетки. Мышечные клетки, которые поглощают так много этого питания, гладкие и гибкие, полные накопленной энергии. Хрящевые клетки с блестящими черными ядрами выглядят, как кучки черноглазого гороха, тесно склеенные друг с другом для прочности. Жировые клетки кажутся ленивыми и тяжелыми, как разбухшие белые пластиковые мешки для мусора, сжатые вместе.

Костные клетки живут в твердых структурах, в которых чувствуется прочность. В поперечном разрезе кости напоминают годичные кольца дерева, одна прочная структура накладывается на другую, придавая надежность и крепость. Клетки кожи, напротив, формируют подвижную, мягкую структуру, которая поднимается и опускается, придавая телу форму и красоту. Они изгибаются, выступают под непредсказуемыми углами, так что отпечатки пальцев каждого человека неповторимы, не говоря уже о его лице.

Аристократы клеточного мира — половые и нервные клетки. Женская половая клетка, яйцеклетка, одна из самых больших клеток в человеческом организме, ее яйцевидная форма видна даже невооруженным глазом. Кажется естественным, что все другие клетки тела происходят от этой элегантной исходной структуры. В противоположность спокойствию яйцеклетки, крошечные клетки мужской спермы — неистово извивающиеся головастики с раздутыми головами и тощими хвостиками. Они борются за место, как будто осознанно конкурируют друг с другом, зная, что лишь один из миллиардов получит честь совершить оплодотворение.

Королева клеток, изучению которой я посвятил большую часть моей жизни, — нервная клетка. Она окружена ореолом мудрости и сложности. Похожая на паука, она охватывает и объединяет тело в компьютерную сеть восхитительной сложности. Ее аксоны, «провода», передающие на значительное расстояние сообщения в человеческий мозг и из него, могут достигать около одного метра в длину.

Я никогда не уставал наблюдать различные типы клеток и просматривать книги о них. По отдельности они кажутся маленькими и непонятно для чего предназначенными, но я знаю, что эти невидимые частички взаимодействуют, чтобы дать мне чудо жизни…

В моем теле используется удивительное разнообразие клеток, ни одна из которых в отдельности не напоминает тело. Точно так же Тело Христово включает невероятное разнообразие людей. Невероятное — очень точное слово, поскольку мы очень непохожи друг на друга и на Того, за Кем идем. По чьему замыслу созданы эти причудливые человеческие формы, которые лишь слабое отражение идеалов Тела как целого?

Тело Христа, подобно нашему собственному телу, состоит из отдельных непохожих клеток, которые соединены вместе, чтобы образовать одно Тело. Оно целостно, и радость Тела возрастает, когда отдельные клетки понимают, что они могут отличаться, но не быть при этом изолированными».

Доктор Бренд описывает также единство, казалось, бесконечного разнообразя клеток.

«Что заставляет клетки работать вместе? Благодаря чему происходит координация работы сотен триллионов клеток, выражающаяся в высокоспециализированных функциях движения, зрения и сознания?

Секрет скрыт внутри каждого клеточного ядра, в свернутой спирали ДНК. Как только яйцеклетка и сперматозоид слились, химическая лестница ДНК разделяется на две одинаковые половины, как замок-молния. ДНК воссоздает себя каждый раз, когда клетка делится: на две, четыре, восемь, шестнадцать, тридцать две и т.д. клеток, каждая из которых обладает такой же самой ДНК. В процессе этого клетки специализируются, но каждая содержит полную книгу инструкций, состоящую из сотен тысяч генов. Считается, что ДНК содержит столько управляющей информации, что если бы ее записать, она заняла бы тысячу книг по шестьсот страниц каждая. Нервная клетка, возможно, действует в соответствии с инструкциями из четвертого тома, а клетка почки — из двадцать пятого тома, но обе они содержат полный текст руководства. Это обеспечивает законность членства в теле. Каждая клетка обладает настолько полным генетическим кодом, что все тело могло бы быть воссоздано по информации, содержащейся в одной к летке…

Точно так же, как полный идентификационный код моего тела — это неотъемлемая часть каждой отдельной клетки, так и Бог присутствует в каждой клетке Тела Христова, соединяя членов в истинное, органичное целое. Я чувствую это, когда встречаю в Индии, Африке или Калифорнии незнакомцев, которые разделяют мою преданность Главе; мы сразу же становимся братьями и сестрами, клетками в Теле Христовом. Я разделяю всеобщую радость в Теле, которое включает каждого мужчину и каждую женщину, в которых пребывает Бог». (Взято из «Fearfully and Wonderfully Made», by Dr. Paul Brand and Philip Yancy. Copyright (c) 1980 by Dr. Paul Brand and Philip Yancy. Использовано с разрешения Zondervan Publishing House.)

В Теле Христовом имеются также и непокорные клетки. Некоторые не опасны в том смысле, что они не могут разрушить церковь. Они просто паразитируют, используя благословение и благо всего Тела. Они становятся все жирнее и жирнее, все время получая и редко отдавая. Смысл их существования — служение самим себе. Их кредо: «Я возьму все, что можно взять от Бога, и все, что можно взять от церкви». Своей неверностью Господу и Его народу они иссушают жизненные силы церкви и могут настолько ее ослабить, что она будет изнуренной и не сможет нормально функционировать.

В церкви также есть мятежные «клетки», грозящие разрушением. Неприкрытой ересью и вопиющей аморальностью эти злокачественные члены открыто атакуют тело, забирая саму его жизнь.

Как верующие мы взаимосвязаны в духовном единстве. Иисус Христос предназначил каждому из нас свою, но гармонически сочетающуюся в Его Теле на земле работу — быть Его руками, Его стопами, Его голосом. Мы разделяем общую жизнь, общее служение, общую силу и прежде всего у нас общий Глава. Нам даны бесчисленные комбинации определенных даров, которые названы здесь и в других местах Нового Завета. Но замысел и желание нашего Господа, чтобы наше разнообразие в духовных дарах было выражено в единстве духовного служения.