13. Служение духовных даров (часть 2)

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — учении; увещатель ли, — увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (12:6-8)

Правильное служение: использование наших даров

Ни один дар, духовный или иной, и ни одна способность не представляют ценности, если их не используют. Я читал заметку о вышедшем на пенсию фермере из маленького городка в Саскачеванских прериях в Канаде, который владел большой коллекцией редких и дорогих скрипок. Трудно предположить, что пока эти чудесные инструменты будут просто бережно храниться и восхищать своего владельца, кто-то сможет играть на них. Но в руках талантливых музыкантов, исполняющих прекрасную музыку, эти инструменты могли бы принести вдохновение и наслаждение огромному количеству слушателей.

Но намного страшнее то, что многие христиане хранят в себе свои духовные дары вместо того, чтобы использовать их для служения одарившему нас Господу.

Замечено, что американские матери часто сохраняют первую обувь своих детей, возможно, как подтверждение их свободы и независимости, а японские матери сохраняют кусочки пуповины ребенка, символизирующие доверие и преданность. Слова «доверие» и «преданность» описывают прекрасные взаимоотношения, которые Господь желает видеть между членами Его Тела, Церкви.

Духовные дары, о которых сказано в Новом Завете, особенно в Рим. 12 и в 1 Кор. 12, принадлежат к трем категориям: знамения, проповедь и служение. До того как был написан Новый Завет, люди не обладали критериями, позволяющими судить о правдивости тех, кто проповедовал, учил или свидетельствовал во имя Христа. Дары знамений удостоверяли учение апостолов, мерило всех остальных учений; они исчезли после смерти апостолов, а может быть даже раньше. «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, — объяснял Павел коринфской церкви, — знамениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12). В Послании к Евреям о значении этих особых дарований сказано: «То как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедовано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?» (Евр. 2:3-4). Даже во время земного служения Иисуса апостолы «пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Марк 16:20).

Первое Послание к Коринфянам было написано примерно в 54 году Р.Х., а Послание к Римлянам — приблизительно четыре года спустя. Важно отметить, что ни одного из даров знамений, о которых сказано в 1 Кор. 12:9-10, а именно дара исцеления, дара чудотворения, дара иных языков, дара истолкования языков, мы не находим в Рим. 12. Два других текста Нового Завета, где сказано о духовных дарах (Ефес. 4:7, 11; 1 Пет. 4:10-11), были написаны несколько лет спустя после написания Послания к Римлянам и в них, как и в этом Послании, ничего не сказано о дарах знамений. Ап. Петр особо выделяет категории даров слова и служения («говорит ли кто» и «служит ли кто», ст. 11), но ничего не говорит о категории даров знамений и не приводит на этот счет никаких примеров.

Поэтому представляется очевидным, что Павел не говорит в Послании к Римлянам о дарах знамений, поскольку их роль в Церкви уже приближалась к завершению. Они были приметой неповторимого периода в жизни Церкви и не могли постоянно повторяться в продолжающемся служении. Поэтому важно заметить, что все семь даров, упомянутые в Рим. 12:6-8, принадлежат к категориям проповеди и служения.

Необходимо отметить, что в 1 Кор. 12 для описания Божественно ниспосланных даров, о которых идет речь в ст. 8-10, Павел употребляет термин «пнеуматикос» (ст. 1, буквально «духовный»). Он объясняет, что «дары различны, но Дух один и тот же» (ст. 4) и что «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (ст. 11).

Но в Рим. 12 апостол употребляет термин «харизма» (дары), который происходит от «харис» (благодать). В 1 Кор. Павел акцентирует внимание на природе и значении даров — духовного приобретения, ниспосланного благодаря Св. Духу.

В Послании к Римлянам Павел просто обращает внимание на их источник — благодать Божью.

Прежде чем перечислить наши дары, Павел напоминает о единстве в многообразии — теме ст. 4-5. «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования», то и использовать их следует надлежащим образом. Слово «различные» указывает на многообразие даров, а упоминание о благодати — на их единство. По Божьей владыческой благодати, которая дана всем верующим, мы «имеем различные дарования», которыми Он наделяет каждого из нас отдельно. Подобно тому, как в ст. 3 речь идет не о спасительной вере, в ст. 6 говорится не о спасительной благодати. Павел обращается к тем, кто уже поверил в Христа и стал дитем Божьим. Апостол объясняет Его детям, что Господь каждому уделил меру веры (см. ст. 3) и ниспослал каждому по благодати… различные дарования. Благодать — это Божья милость, проявление незаслуженной нами доброты, единственный источник всей духовной силы. И по этой владыческой благодати лишь один Господь выбирает дарование для каждого Своего ребенка. Поэтому каждый верующий должен использовать свой дар надлежащим образом.

Затем Павел перечисляет в качестве примеров несколько видов одаренности.

Пророчество

имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры (12:6б)

Первый духовный дар, о котором говорит апостол, — пророчество. Некоторые толкователи полагают, что это особый дар откровения, которым наделены лишь апостолы, и подобно дару знамений, он исчез после смерти этих людей. Хотя не вызывает сомнений, что во времена Ветхого Завета и во времена апостолов этот дар имел характер откровения, он не ограничивался одним лишь откровением. Он проявлялся во время провозглашения Божественной истины, и старой, и новой. В 1 Кор. 12:10 он связывается с даром знамений, сверхъестественным и открывающим. В приведенном в начале главы тексте, он связан с дарами проповеди и служения, что наводит на мысль о том, что он мог быть открывающим и не открывающим. Пророки Ветхого Завета и пророки Нового Завета (апостолы) провозглашали новые откровения, но могли говорить и об открытом ранее. Дар пророчества имеет отношение не только к содержанию, но и к значению провозглашаемого. В наши дни он побуждает к проповедованию Божьего Слова, уже изложенного в Св. Писании. Павел не выделяет этот дар среди шести других даров, таким образом не ограничивая его лишь откровением.

«Профетеиа» (пророчество) буквально означает «говорить» и не несет оттенка предсказания или чего-то сверхъестественного и таинственного. Дар пророчества — это просто дар проповеди, провозглашения Слова Божьего. Через многих Ветхозаветных и Новозаветных пророков Бог предсказывал события, которые произойдут в будущем, но предсказание не было необходимым условием пророческого служения. По-видимому, самое лучшее определение того, что такое дар пророчества, Павел приводит в 1-ом Послании к Коринфянам: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14:3). Увещевание Петра тоже относится к этому дару: «Говорит ли кто, говори как слова Божии… дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков» (1 Пет. 4:11).

Когда Бог призвал Моисея, чтобы вывести Израиль из Египта, то у Моисея была отговорка: «О, Господи! Человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10). И хотя Бог был разгневан из-за недостатка веры у Моисея, Он ответил: «Разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить… Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать» (ст. 14-15).

Дар пророчества — это дар быть Божьим глашатаем прежде всего для Его собственного народа — указывать, увещевать, предостерегать, укорять, поправлять, требовать, утешать и ободрять. Бог также использует пророков для обращения к неверующим. «Но когда все пророчествуют, — объяснил Павел коринфянам, — и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог» (1 Кор. 14:24-25).

Иногда Бог использовал некоторых пророков, чтобы дать новое откровение и предсказать будущие события, но Он всегда использовал и продолжает использовать Своих пророков для провозглашения Своей истины. Пророки — это инструменты в Божьих руках, предназначенные для провозглашения и объяснения Его Слова Его миру. Жан Кальвин сказал, что под пророчеством он понимает не дар предсказывания будущего, а дар толкования Св. Писания; так что пророк — это толкователь Божьей воли.

По поводу стиха, приведенного в начале подраздела, Кальвин писал:

«Я склонен согласиться с теми, кто понимает это слово более широко, даже как особый дар откровения, дающий возможность умело и мудро выполнять обязанности толкователя и объяснять волю Божью. Поэтому пророчествовать в христианской церкви в наши дни означает ни что иное, как правильно понимать Св. Писание и иметь дар объяснить его, поскольку все древние предсказания и Божьи пророчества нашли свое завершение в Христе и Его Благой вести. Выражая именно эту мысль, Ап. Павел говорит: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали» (1 Кор. 14:5), «ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13:9). Кажется, что Павел здесь имел в виду не чудодейственные благодеяния, при помощи которых Иисус в начале прославлял Свое благовестив, но напротив, мы обнаруживаем, что он говорит об обычных дарах, которые должны постоянно быть в Церкви («Calvin’s Commentaries, v.xix», «Romans» [Grand Rapids: Baker, 1991], стр. 460).

В 16-м веке в Швейцарии, в Цюрихе пасторы собирались вместе каждую неделю для того, что они называли «пророчеством». Они делились полученным из Св. Писания пониманием того, как следует толковать и объяснять Библию, и это помогало им лучше служить людям.

В Деяниях Апостолов говорится не только об апостолах, но и о многих пророках. Агав — один из иерусалимских пророков (имена остальных неизвестны) — предсказал голод, который и случился при кесаре Клавдии (Деян. 11:27-28); позже он предсказал арест и заточение Павла (21:10-11). С другой стороны, «Иуда и Сила, будучи также пророками», не давали никаких предсказаний или новых откровений, просто они «обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их», после того как Павел и Варнава доставили письмо с Иерусалимского совета (Деян. 15:32; ср. ст. 22-31). (Для более полного изучения темы пророчества см. раздел по 12:10 книги автора «Первое послание к Коринфянам. Толкование» [Киев: Киевская Духовно-Образовательная Семинария, 1993]).

Независимо от того, в какой форме он это делает, пророк должен служить «по мере веры». В греческом тексте перед словом «вера» употреблен определенный артикль, что, очевидно, указывает на то, что речь идет о полноте евангельской вести. В этом случае выражение «по мере веры» означает, что пророки должны проповедовать в соответствии с Благой вестью, открытой через апостолов — «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3). В субъективном смысле оно также имеет отношение к пониманию верующим Благой вести: что он говорит по мере его собственной веры, владычески определенной для него Богом, для употребления его дара.

Независимо от того, были ли пророчества откровением, предсказанием, провозглашением, указанием, ободрением или чем-нибудь еще, они всегда должны были провозглашать Слово Божье и прославлять Божьего Сына, поскольку «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10). Наставление Павла, обращенное к Тимофею, относится ко всем провозглашающим Божье Слово, в том числе и к пророкам: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).

Служение

имеешь ли служение, пребывай в служении (12:7а)

Второй духовный дар — дар служения. «Служение» — перевод греческого «диакониа», от которого происходят наши слова «диакон» и «диаконисса» — те, кто служит. Первыми диаконами в раннехристианской церкви были люди опытные, исполненные Святого Духа и мудрости, избранные для распределения пищи среди вдовиц, чтобы освободить от этой деятельности апостолов и дать им возможность посвятить себя молитве и служению Слову (см. Деян. 6:3-4).

Служение — простой, незамысловатый дар, который можно применять по разному. По-видимому, дар служения означает то же, что и дар вспоможения, о котором говорится в 1 Кор. 12:28, хотя там и использовано другое греческое слово («антилемпсис»). Конечно, дар служения не ограничивает свое проявление лишь в деятельности диаконов и диаконисе, его смысл выражен в наставлении Павла, обращенном к ефесским пресвитерам: «Надобно поддерживать слабых» (Деян. 20:35). Дар служения находит свое проявление в любой практической помощи, которую христиане оказывают друг другу во имя Христа.

Учение

учитель ли, — в учении (12:7б)

Третий духовный дар — дар учения. И снова его значение ясно и просто. По-гречески учить — «дидаскон», от него происходит слово «дидаскалия» (учение), имеющее два значения — предмет учения, дело учения. Оба эти значения имеют отношение к дару.

Христианский учитель имеет Богом дарованную особую способность толковать и доходчиво излагать Божью истину. Основополагающее различие между учением и пророчествованием — не в содержании, а в различии между способностью провозглашать и способностью систематически обучать Божьему слову. Дар учения относится к учителям в семинарии, христианском колледже, Воскресной школе или в любом другом месте, где изучают Божью истину, вне зависимости от уровня изучения — начального или более высокого. Регулярное учение осуществлялось в раннехристианской церкви (Деян. 2:42). Великое Повеление содержит такое требование: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28:19-20). Духовный дар Павла включал как проповедь, так и учение (2 Тим. 1:11).

Далее в только что цитированном послании Павел напутствует Тимофея: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). Варнава обладал этим даром и использовал его, служа вместе с Павлом в Антиохии, где они учили и благовествовали «вместе с другими многими слово Господне» (Деян. 15:35). Подобно им «некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый… был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно» (Деян. 18:24-25).

Иисус — конечно, величайшим Проповедник и величайший Учитель. Он продолжал учить даже после Своего воскресения. Он обратился к двум ученикам по пути в Еммаус: «Начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании… И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Послание?» (Лук. 24:27, 32). Оба слова — «диерменеуо» («объяснял» ст. 27) и «дианоиго» («изъяснял», буквально «открывал», ст. 32) — синонимы «дидаскон» (учить) и «дидаскалиа» (учение) из Рим. 12:7.

Систематическое, постоянное учение Слову Божьему — главное предназначение пастора-учителя. Как епископ он должен быть «учителем» (1 Тим. 3:2) и твердо держаться «истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). Более всего просил Павел Тимофея, чтобы тот вникал «в себя и в учение» (1 Тим. 4:16). Пасторы — это не только те, кого Господь призывает и уполномочивает учить. Но если судить о пасторском служении среди прочего по его полезности — а эта мысль содержится в приведенных выше цитатах — то разумно будет предположить, что в некоторой мере пастор должен обладать даром учения.

Увещевание

увещатель ли, — увещевай (12:8а)

Как и три предыдущих дара, увещевание может иметь различное значение. Глагол «паракалео» (увещевать) и существительное «параклесис» (увещевание) происходят от соединения двух греческих слов («пара» и «калео») и буквально означают «призывать на чью-то сторону». Оба эти слова связаны со словом «параклетос» (ходатай, успокоитель, утешитель), титулом, которым Христос называл Себя («Утешитель», Иоан. 14:16) и Св. Духа («другой Утешитель», Иоан. 14:16, 26; 15:26, 27). В 1 Иоан. 2:1 это слово переводится как «Ходатай» и обозначает Иисуса Христа.

Следовательно дар увещевания подразумевает совет, ходатайство, ободрение, предостережение, укрепление и успокоение. Этот дар может проявляться в убеждении верующего отвернуться от греха или вредной привычки, а затем в том, чтобы дать этому человеку силы вести себя по-новому. Дар может проявляться в убеждении церкви в целом соблюдать Слово. Как и дар благотворения (см. ниже), увещевание может проявляться в успокоении брата или сестры в Господе, которые переживают трудности или испытывают физические или эмоциональные страдания. Бог может использовать увещателя, чтобы ободрить и поддержать слабого верующего, попавшего в сложную ситуацию или испытывающего искушение. Иногда этот дар может проявляться в том, чтобы просто быть рядом с другом, который огорчен, разочарован, расстроен или подавлен и оказать ему необходимую помощь. Этот дар может проявляться в несении ноши, которая слишком тяжела для одного.

Дар увещевания проявился в служении Павла и Варнавы, когда «они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:21-22). Служение увещателя проявляется в наставлении Павла, обращенном к Тимофею: «Обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).

Служение увещателя имеет в виду писатель Послания к Евреям, когда убеждает верующих: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение для оного» (Евр. 10:24-25). Прекрасное славословие, которое завершает это послание, показывает, Кто пробуждает дар увещевания: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (13:20-21).

Подытоживая, можно сказать, что подобно тому, как пророчество провозглашает истину, а учение систематизирует и объясняет ее, увещевание призывает верующих к покорности и следованию истине, к жизни, которой должно жить христианам, жизни, которая соответствует Божьей воле. Все эти способности неповторимым и прекрасным образом соединены во многих служителях Христа.

Раздавание

раздаватель ли, раздавай в простоте (12:8б)

Пятый вид дарования — раздавание. Обычное греческое слово, обозначающее это действие, — «дидоми», но здесь использована его усиленная форма — «матадидоми». Тот, кто обладает этим даром, отдает самопожертвенно.

Когда народ спросил, что следует делать, чтобы сотворить «достойные плоды покаяния», Иоанн Креститель ответил: «У кого две одежды, тот дай [метадидои] неимущему; у кого есть пища, делай то же» (Лук. 3:8,11).

В начале Послания к Римлянам Павел выражает желание «преподать [метадидои] вам некое дарование духовное к утверждению вашему» (Рим. 1:11). В послании в Ефес он объясняет, что независимо от того, обладает ли верующий даром раздавания, он должен иметь дух щедрости, свойственный этому дару. Каждый христианин должен трудиться, «делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять [метадидои] нуждающемуся» (Ефес. 4:28). Очевидно, что такая щедрость была свойственна Павлу. Нигде это не проявилось лучше, чем в его служении святым в Фессалониках. Прослужив им относительно короткое время, он мог сказать с полным смирением и искренностью, что благовествование, которое он, Силуан и Тимофей принесли им, «было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами» (1 Фес. 1:5; ср. 1:1). «Так мы, из усердия к вам, — продолжает он несколькими стихами позже, — восхотели передать [метадидои] вам не только благовестив Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» (2:8).

«Простота» — перевод греческого «хаплотес» (искренность), слово может означать прямодушность, великодушие, а значит и щедрость. Оно означает искреннее, сердечное раздавание, которое не запятнано притворством или скрытыми намерениями. Христианин — раздаватель в простоте — дает от себя, а не для себя. Он дает не с целью получить благодарность или признание, а ради благополучия того, кто получает эту помощь, и для славы Господа.

Дающие в простоте — полная противоположность тем, кто трубит «пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди» (Матф. 6:2). Анания и Сапфира были Богом наказаны смертью за то, что лгали Св. Духу, а ложь эта объяснялась эгоистичным желанием утаить для себя часть денег от продажи своего имущества (Деян. 5:1-10). В этом трагическом случае неспособность раздать в простоте стоила дающим жизни.

Анания и Сапфира были для ранней церкви исключением, а были в ней те, кто добровольно имели «все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44-45). Поскольку гостиницы не могли вместить всех иудеев, прибывающих в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, большинство из них останавливались у собратьев иудеев. Но те, кто уверовал в Христа, тут же становились непрошеными гостями. Многие хотели остановиться в общине иерусалимских верующих, но там не хватало места. Некоторым было трудно покупать себе пищу. В критических условиях обладающие средствами христиане добровольно делились своими домами, своей пищей и своими деньгами с нуждающимися верующими.

Много лет спустя македонская церковь имела множество верующих, во всей полноте испытавших дар раздавания. «Они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия, — говорил Павел, — ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам по воле Божией» (2 Кор. 8:2-5). Они отдавали с великой простотой, веря, что сеять обильно значит и собирать обильно (см. 2 Кор. 9:6).

Начальствование

начальник ли, начальствуй с усердием (12:8в)

«Начальствовать» — перевод греческого «проистеми», главное значение которого — стоять впереди других, то есть быть лидером. В Новом Завете слово нигде не используется по отношению к официальным правителям, но обозначает руководство в семье (1 Тим. 3:4, 5, 12) и в церкви (1 Тим. 5:17). В 1 Кор. 12:28 этот же дар Павел называет другим именем — дар «управления» (кубернесис), что означает «руководить». В Деян. 27:11 и Откр. 18:17 это слово использовано по отношению к рулевому, или кормчему, — человеку, который управляет или начальствует над кораблем.

Хотя этими видами деятельности дело не исчерпывается, дар церковного начальствования, руководства, несомненно, принадлежит пресвитерам, диаконам и диакониссам. Важно отметить, что Павел не упоминал о начальниках и руководящих в 1-ом послании в Коринф. Отсутствие действенного начальствования объясняет существование и обострение серьезных моральных и духовных проблем. Вседозволенность ведет к анархии, гибельной для общества, в том числе и для церкви. Отсутствие руководящих приводит к тому, что каждый делает то, что ему кажется справедливым, как это делали израильтяне при судьях (см. Суд. 17:6; 21:25; ср. Втор. 12:8).

Действенное начальствование должно сопровождаться усердием, серьезностью и рвением. «Споуде» (усердие) может означать также поспешность (см. Марк 6:25; Лук. 1:39). Следовательно, настоящее начальствование несовместимо с откладыванием дел со дня на день и праздностью. Кто бы ни обладал даром начальствования, церковный деятель или член церкви, руководящий Воскресной школой, группой молодежи, детской группой или строительной программой, он должен использовать свой дар, проявляя заботливость, твердость и последовательность.

Благотворительность

благотворитель ли, благотвори с радушием (12:8г)

Седьмая и последняя духовная категория, о которой идет речь, — благотворительность. «Элеео» (благотворить) означает проявлять сострадание к кому-либо и обладать возможностями для того, чтобы успокоить и укрепить этого человека.

Одаренный христианин — благотворитель — имеет Божественно данную особую чувствительность к страданию и горю, способность замечать невзгоды и несчастья, которые могут не замечать другие, и желание и возможность смягчить эти трудности. Этот дар предполагает много больше, чем просто чувство сострадания. Это чувство, ставшее действием. Обладающий этим даром христианин всегда найдет способ выразить свою заботу и участие в виде практической помощи. Его благотворение находит выражение в его словах и в делах для нуждающегося.

Верующий, который благотворитель, может проявить свое дарование, посещая больницы, служа в тюрьме или среди бездомных, бедных, калек, страдающих, скорбящих. Этот дар тесно связан с даром увещевания, и зачастую верующие обладают двумя этими дарами.

Это дарование заключается не в неохотном служении или служении из чувства долга, а в служении с радушием. Каждый, кто испытывал страдания и нужду, знает, что отношение брата верующего может нести помощь, а может быть помехой. Так совет друзей Иова лишь усилил его отчаяние.

«Кто презирает ближнего своего, тот грешит, — сказано в Притчах Соломоновых, — а кто милосерд к бедным, тот блажен» (Прит. 14:21); и «кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Прит. 14:31). Главное слово в этих стихах — милосердный. Тот, кто помогает искренне, всегда служит с милосердным радушием и никогда не относится к людям свысока.

Читая из книги пророка Исайи, Иисус сказал о Себе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лук. 4:18-19). Сам Сын Божий в Своем воплощении явил великую милость с милостивым радушием.

Если бы все христиане, обладающие этим даром, использовали его не только с радушием, но правильно и последовательно, было бы намного меньше нуждающихся, вынужденных полагаться на безбожное, безличное правительство и агентство социальной помощи. И если бы христиане строили свою жизнь на Его милостивом примере, намного больше людей услышали бы и откликнулись на спасительную Благую весть, удовлетворяющую их самую глубокую нужду.

Верующие должны «возгревать дар Божий», который в них; это относится и к этому дару, и ко всем остальным (см. 2 Тим. 1:6).

Плодотворный пуританин Джон Оуэн писал, что без духовных даров церковь не смогла бы существовать, а верующие не смогли бы, как должно, быть полезными друг другу и остальному человечеству во имя славы Христа. Они — силы грядущего мира, их эффективное действие основано на силе Христа, которой было воздвигнуто и сохранено Его царство (см. «The Holy Spirit» [Grand Rapids: Kregel, n.d.]).

Хотя мы, конечно, должны обращать внимание на наше дарование, невозможно правильно использовать его, если концентрировать свое внимание лишь на нем. Господь может полностью использовать нас, только когда «мы же все, открытым лицеи, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Мы сможем служить Христу, только когда станем похожими на Него, и сможем использовать дары Духа, только когда представим себя живыми жертвами и подчинимся Его непрестанному преобразованию и освящению нашей жизни.