21. Единство сильных и слабых христиан (часть 2)

Укреплять друг друга, не оскорбляя

Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (14:13-23)

В Новом Завете наш Господь Иисус Христос даровал чудесную свободу тем, кто принадлежит Ему по вере. Важнее всего то, что мы освобождены от наказания за грех, духовной смерти и вечного проклятия. Но христиане освобождены также от бремени обрядового закона и ограничений в питании, налагаемых Ветхим Заветом. Освободившись от греха, мы можем совершенно свободно наслаждаться всеми добрыми дарами, милостиво ниспосланными Богом тем, кто верит в Его возлюбленного Сына, Иисуса Христа.

Но хотя нам позволено пользоваться этой свободой, мы не обязаны делать это. Мы не обязаны использовать все свободы, данные нам в Христе. В сущности, чем больше наша любовь и духовная зрелость, тем менее важны для нас эти блага и тем больше наша готовность отказаться от них ради служения Господу и ради других людей, особенно ради верующих. Мы должны особо заботиться о тех братьях христианах, которых Павел называет слабыми, и которые все еще находятся под тяжестью требований и ограничений, берущих начало в их прежней жизни. Для сильного, зрелого христианина вопрос заключается не в том, обладает или не обладает он свободой, а в том, как ему следует использовать ее или как нужно отказаться от нее, чтобы это имело влияние на других людей.

Но, как подчеркивает Павел в Рим. 14:1-15:13, не вся ответственность ложится на сильных верующих; эта же тема обсуждалась и в предыдущей главе нашей книги. И сильные, и слабые верующие обязаны любить и поддерживать друг друга, а также воздерживаться от осуждения прегрешений других людей, поскольку Новый Завет не указывает и не осуждает.

В большинстве церквей есть истинные, преданные верующие, чья совесть не позволяет им участвовать в осуждении других людей и не одобряет подобной практики. Когда более сильные верующие из любви к братьям и сестрам в Христе добровольно ограничивают себя, чтобы поддержать тех, кто слабее, то они укрепляют свои взаимоотношения друг с другом, а вся церковь становится сильнее и сплоченнее. Такое любящее окружение помогает более слабым верующим стать сильнее.

Наша христианская свобода перед Богом вертикальна. Но проявления этой свободы горизонтальны, потому что ее видят другие, и она влияет на них. Правильное понимание и использование нашей свободы в Христе приносит огромную радость. Но радость многократно увеличивается, когда мы добровольно отказываемся от нашей свободы ради других верующих. Более того, это очень приятно нашему Господу и способствует согласию в Его церкви.

Новый Завет накладывает серьезные ограничения на использование нашей свободы в Христе. Так, ее не следует использовать для самообмана, оправдывая зло и излишества в нашей жизни. Петр говорит, что мы должны поступать, «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2:16).

Господь даровал нам свободу не для саморазрушения или рабского подчинения своим прихотям. Сказанное Павлом о себе должно быть справедливо и для каждого верующего: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ни что не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Далее в этом же послании он говорит: «Все мне позволительно, но не все назидает» (10:23). Привычка, которая может не быть греховной по своей сущности, легко становится грехом, если получает власть над человеком и вредит ему. То, что начиналось как законная свобода, может обернуться рабством и саморазрушением. Бездумное и эгоистичное использование данной Богом свободы часто приводит к ее потере; мы, по словам Павла, попадаем во власть того, чем можем свободно пользоваться; этой опасности апостолу суждено было избежать. Бездумное использование свободы может вредить Божьему труду, оскорблять Его имя и сеять разрушение среди Его народа, вместо того, чтобы служить Тому, Кто дает ее, и восхвалять Его.

Христианская свобода не предназначена для замедления духовного роста, но к этому неизбежно приводит ее неправильное использование. Кажется, что больше, чем когда-либо прежде нас осаждает бесконечное число дел, требующих времени, энергии и денег. Многие из этих дел чудовищно аморальны и безбожны. Но даже самые невинные из них так проникают в нас и так захватывают, что легко могут поколебать нашу преданность Господу и Его народу, задержать наше духовное развитие и уменьшить нашу духовную полезность.

Свою наивысшую цель Павел выразил в словах: «Сие же делаю для Евангелия» (1 Кор. 9:23). Чтобы показать свое стремление к этой цели, он приводит в пример Истмийские игры, проводившиеся в Коринфе и поэтому хорошо известные читателям Павла. Эти игры были одним из двух знаменитых греческих атлетических праздников, вторым были Олимпийские игры. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? — спрашивает Павел. — Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:24-27).

Павел использовал христианскую свободу и другие дары и благословения, которыми обладал, лишь для одной цели — достижения праведности, «которая чрез веру во Христа», праведности «от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3:9-11). Далее он со смирением признает: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:11-14).

В Рим. 14:13-23 Павел продолжает излагать свое учение о христианской свободе и об общей для сильных и слабых верующих обязанности принимать друг друга в Христе без осуждения и оскорбления. В этих одиннадцати стихах апостол, употребляя частицу «не», говорит о множестве принципов, которыми должны руководствоваться все христиане. Эти принципы тесно связаны между собой и иногда пересекаются, но их можно разделить на шесть основных категорий: наша свобода не должна вводить брата в соблазн (ст. 13), не должна огорчать (ст. 14-15а) или опустошать (ст. 15б), она не должна становиться причиной потери нашего свидетельства о Христе (ст. 16-19), не разрушать Его дела (ст. 20-21); мы не должны также отвергать ее или выставлять напоказ (ст. 22-23).

Не вводи брата в соблазн

Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (14:13)

Этот стих связан с тремя предыдущими стихами, в которых Павел напоминает читателям о том, что лишь один Господь обладает правом и властью судить умы и сердца Его народа, каждый представитель которого предстанет на суд Христов (ст. 10) и даст отчет Богу (ст. 12; ср. 2 Кор. 5:10). Судить — исключительное право Бога.

Поэтому мы не должны судить друг друга (ср. Матф. 7:1-5). Судить других для сильных верующих значит проявлять высокомерие, а для слабых верующих — самоправедность (ст. 3). И во времена Павла, и в наши дни несправедливое осуждение становится главной причиной неуважения, разногласий и разлада в церкви.

В ст. 13 Павел использует греческий глагол «крино» в двух различных значениях. В первой фразе — «не станем же более судить друг друга», как и в ст. 3, 4 и 10, глагол имеет значение «осуждать, порицать». Но в следующем выражении глагол означает «думать, принимать решение». В нашем языке слово «судить» тоже имеет несколько значений. «Судить, осуждать» означает «обличать, обвинять», в то время как «рассудить трезво» означает «принять продуманное решение». Во втором случае не подразумевается ничего отрицательного.

Этой игрой слов Павел подчеркивает, что мы должны не осуждать наших братьев верующих, а больше думать о том, как помочь им. Нам следует рассуждать о том, как не подавать брату повода к преткновению или соблазну. Такое же предупреждение Павел делает в 1-ом послании в Коринф: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша [т.е. сильных] не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:9). Имеется в виду: чтобы свобода не послужила соблазном ко греху.

Так, например, хотя Новый Завет и не запрещает употреблять алкогольные напитки, христиане имеют много причин для воздержания. Одна из наиболее важных причин — пагубное влияние, которое это может оказать на бывших алкоголиков. Даже умеренное употребление алкоголя легко может послужить поводом к преткновению или соблазну брата и стать причиной его возвращения к пагубной привычке.

Этот принцип справедлив и в отношении любого действия или поступка, не греховного по своей сути. Для каждого человека и для каждого общества характерны специфические проблемы, не схожие с проблемами других людей и других обществ, но принцип остается неизменным. Преданный, любящий, сильный христианин будет умом и сердцем чувствовать каждую слабость своего брата верующего и будет избегать любых, даже самых невинных поступков, которые могут стать причиной его морального или духовного преткновения.

Не огорчай брата своего

Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь (14:14-15а)

Во-вторых, чтобы укрепить брата верующего, не оскорбляя его, необходимо следить за тем, чтобы не сказать или не сделать ничего такого, что может стать причиной духовного огорчения или боли.

Имея в виду негреховное, апостол говорит: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого». Павел выражает не свое личное мнение или пожелание, но «уверен в Господе Иисусе», то есть ему это известно благодаря Божественному откровению.

Когда Павел был фарисеем, он, без сомнения, чрезвычайно внимательно относился к тому, что можно есть, а что нельзя. Но теперь он с абсолютной ясностью понял истину, которую Господь трижды провозгласил Петру в видении: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деян. 10:15). Это Божественное очищение непосредственно относилось ко множеству животных, которые Петру было велено употребить в пищу, но которые по образу считались нечистыми согласно закона Моисея (ст. 12-13). Очень важно, что косвенно это указывает на то, что Бог безоговорочно принимает в церковь верующих не евреев (ст. 28, 34).

Иисус заявил, что «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его» (Марк 7:15). Павел заверил Тимофея, что «Бог сотворил [всякую пищу], дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4:3-5). Он сказал Титу, что «для чистых все чисто» (Тит. 1:15).

Поэтому сильный христианин абсолютно прав в своем убеждении, что он волен делать все, что Господь не объявил греховным. Слабый же христианин, напротив, имеет неправильное понимание об этом. Он ошибается не в смысле допущения ереси или безнравственности. Слабый христианин не прав в том смысле, что у него нет полного и зрелого понимания, и поэтому его совесть становится без надобности чувствительной. Именно по этой причине «почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» в его уме.

Затрагивая эту же проблему, Павел дал церкви в Коринфе такое объяснение:

«Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (1 Кор. 8:4-7).

Пожалуй, у каждого христианина есть определенные слабости, которых он стыдится. Это касается и Павла. Он не говорил, что свободен от всех духовных недостатков, но свидетельствовал перед римским правителем: «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16).

Мы знаем, что по различным причинам многое из того, что не есть греховным, вызывает у нас чувство неловкости, и поскольку мы испытываем неудобство в отношении чего-либо, нам следует избегать таких дел, даже если они не наносят ущерба другим верующим. Если мы считаем что-либо нечистым, то для нас это нечисто. И если мы заглушаем голос нашей совести, она становится все менее и менее чувствительной, пока не замолкнет вовсе (ср. 1 Тим. 4:2). А тогда она уже не сможет защитить нас от греха.

Но главное внимание в этих стихах Павел уделяет тому, как наши слова и поступки влияют на духовное благополучие братьев христиан. Поэтому если за пищу или по какой-нибудь другой причине огорчается брат наш, то мы уже не по любви поступаем.

«Огорчается» — перевод греческого «лупео», означающего испытывать боль, страдание или печаль. Это слово использовал Иоанн, описывая реакцию Петра на вопрос, в третий раз заданный Иисусом: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?», когда «Петр опечалился» (Иоан. 21:17). Это же слово используется даже в отношении Св. Духа, Которого огорчают наши грехи (Ефес. 4:30).

Прискорбно, когда христиане страдают из-за неверующих, но еще хуже, когда через христианина огорчается его брат в Христе, особенно когда это происходит из-за чего-то, что само по себе не греховно. Слабый христианин огорчается и печалится, когда видит, как другой христианин говорит или делает то, что в его понимании греховно. Огорчение будет еще больше, если слабый верующий восхищается или испытывает уважение к верующему, совершившему такое. Слабый верующий также огорчается, если его более сильный брат словами или собственным примером будет побуждать его действовать вопреки своим убеждениям и совести. Это еще более сильное оскорбление. Когда другой христианин совершает нечто разочаровывающее, это конечно может вызвать огорчение. Но огорчение, вызванное своими собственными поступками, намного сильнее и разрушительнее для совести христианина. В этом случае человек испытывает чувство вины, теряет душевный покой, радость, свое свидетельство и даже уверенность в спасении. Христианин, который неосторожно использует свою свободу и через которого огорчается другой верующий, уже не по любви поступает.

После предостережения, процитированного выше из 1 Кор. 8, Павел говорит, что сильный верующий, который становится причиной преткновения более слабого брата, побуждая его поступать против совести, не только поступает не по любви, но и совершает грех против своего брата и против Самого Господа. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, — предупреждает он, — чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо, если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1 Кор. 8:8-12).

Говоря «погибнет», Павел, конечно, имеет в виду не проклятие, поскольку от него верующие спасены навечно. Он говорит о потере упомянутого уже душевного спокойствия, радости, свидетельства и уверенности в спасении. Наилучший способ не совершать поступков, огорчающих твоего брата, — поступать не как безучастный и не любящий человек, а всегда поступать по любви.

Не опустошайте вашего брата

не губи твоею пищею того, за кого Христос умер (14:15б)

Третий принцип того, как созидать более слабого верующего, и не наносить ему вред, состоит в том, чтобы не опустошать его духовно. Как уже говорилось в начале этой главы, шесть принципов, сформулированных в ст. 13-23, в некоторой степени перекликаются. Но хотя третье предупреждение во многом совпадает со вторым, оно более категорично.

«Аполлуми» (губить) означает приводить в состояние крайнего опустошения, разорения. Известный специалист по греческой филологии О. И. Вайн поясняет: «Это означает не исчезновение, а крах; не потерю жизни, а потерю благополучия» («An Expository Dictionary of New Testament Words» [Westwood, N.J.: Revel, 1940]). Это слово часто используется в Новом Завете для обозначения вечного проклятия (например, Матф. 10:28; Лук. 13:3; Иоан. 3:16; Рим. 12:2) и касается неверующих. Но даже в этом значении слово указывает не на исчезновение, как утверждают аннигиляционисты, а на вечно продолжающееся духовное бедствие.

Губить «того, за кого Христос умер», значит серьезно затруднить его духовный рост; фраза не означает «послужить поводом к проклятию». Когда Иисус говорит: «Так нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб [аполлуми] один из малых сих» (Матф. 18:14), то из контекста ясно, что «малых сих» означает «верующих». Они были обращены и стали «как дети» (ст. (3) и поверили в Него (ст. (6). Иисуса беспокоила не потеря ими спасения, а потеря духовного благополучия, что хотя и не является вечной утратой, но представляет собой ущерб, который Господь считал чрезвычайно серьезным. Даже презрение к одному «из малых сих» (ст. (10), «за кого Христос умер», — это сильное оскорбление Бога.

Важно также отметить, что выражение «за кого Христос умер» используется здесь по отношению к верующим. Это обычно называют ограниченным искуплением или частичным спасением. Смысл заключается в том, что Христос пожертвовал Своей жизнью на кресте ради избранных, пришедших к вере.

Очевидно, что искупление в самом полном смысле относится лишь к избранным, но Новый Завет изобилует заявлениями о том, что жертва Христа покрывает грех всего человечества. Следующие цитаты подтверждают эту истину. Иоанн Креститель сказал об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29). Иисус говорил о Себе, что «всякий, верующий в Него [Сына Человеческого], будет иметь жизнь вечную», и что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:15-16). Иисус сказал: «Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан. 6:51).

Павел уже заявил в Послании к Римлянам, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (10:13). В других посланиях он также недвусмысленно говорит, что «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор. 5:14), что наш Спаситель «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех: таково было в свое время свидетельство» (1 Тим. 2:3-6), и что мы «уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10).

Ап. Петр предостерегал: «И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1). Другими словами, Господь заплатил достаточную цену, чтобы спасти даже тех неверующих, которые искажают Его Слово и оскверняют Его имя.

В своем 1-ом послании Иоанн писал, что «мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2:1-2), и что «мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (4:14).

Божье обеспечение безграничного искупления предвосхищено в Ветхом Завете. Когда первосвященник раз в год совершал жертвоприношение в День Искупления, Йом Кипур, он делал это ради всего народа общества, то есть ради всех израильтян (Лев. 16:33). Жертвоприношение было безгранично в своей вседостаточности, но ограничено в своей действенности. Оно не очищало грехов даже верующих иудеев, но было прообразом будущего Божьего искупления, совершенного наивысшим Первосвященником — Иисусом Христом, Который принес Себя в жертву за грехи всего мира и применил ее к избранным.

Не потеряйте своего свидетельства

Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию (14:16-19)

Четвертый принцип, призванный укрепить слабых верующих, состоит в том, чтобы не потерять наше свидетельство перед остальным миром.

Многие так злоупотребляют свободой в Христе, что затрагивают интересы братьев верующих. Это вызывает конфликты в церкви и дает миру повод критиковать и осуждать тех, кто говорит, что руководствуется высокими принципами братской любви. Поэтому Павел говорит: «Да не хулится ваше доброе».

Хотя тем, кто правильно использует христианскую свободу, она приносит благословение и наслаждение, ее предназначение не в том, чтобы приносить нам пользу, она не предназначена для наших эгоистичных злоупотреблений. Христианская свобода — удивительно добрый и милостивый дар Бога. Но как и любое другое Божественное благословение, она может быть использована не по назначению, а часто и вопреки Божьим целям. Этот добрый дар свободы следует использовать с большой осторожностью, с любящей заботой о наших более слабых братьях, не забывая о ее свидетельстве неверующему миру. Она не должна вызывать преткновения братьев, не должна огорчать их, а тем более не должна наносить даже незначительного вреда; и она никогда не должна давать смотрящему на нас миру основание хулить нас.

Как сказано в Деян. 15, Иерусалимский совет решительно отвергнул требования иудействующих, «что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев» (ст. 5). Но было решено также, что надо следить за тем, чтобы не нанести обиды слабым верующим — как евреям, так и язычникам. Поэтому в церкви было послано письмо, в котором советовалось «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавлинины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15:29). Прелюбодеяние (блуд), очевидно, было моральной проблемой для многих церквей, оно было запрещено, потому что без всякого сомнения греховно. Остальные же три запрета касались религиозных законов и обрядов — как иудейских, так и языческих.

Как было сказано выше, многие верующие из язычников не позволяли себе есть мясо, которое использовалось в языческих обрядах. Павел уделил большое внимание этой проблеме в 1-ом послании в Коринф, потому что она затрагивала многих обращенных язычников, которые продолжали общаться и с неверующими язычниками, и с братьями верующими. Поэтому апостол советовал им:

«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «приймите, едите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будут пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господа возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 10:23-32).

Дело было в следующем: сильный и слабый христиане могли быть приглашены на обед в дом неверующего язычника. Когда хозяин подавал мясо, он мог сказать, что оно использовано в языческом жертвоприношении. Слабый верующий немедленно забеспокоился бы и сказал другому верующему, что не может со спокойной совестью есть такое мясо. Из любви к своему более слабому брату сильный христианин поддержал бы его, отказываясь есть мясо и понимая, что обидеть неверующего значит совершить меньшее зло, чем нанести обиду брату верующему. И несмотря на то, что необычный и самоотверженный поступок, вызванный любовью, мог бы нанести неверующему хозяину временную обиду, Св. Дух мог бы использовать этот поступок, чтобы показать глубину христианской любви неверующему и привести его к Благой вести.

В состоящем из двух частей обращении Павел по сути сказал: «Не извиняйтесь за свою свободу в Христе и не отказывайтесь от нее, не позволяйте беспокойству овладеть вами. С радостью и благодарностью пользуйтесь преимуществами вашей свободы, поскольку она — драгоценный дар Бога. Но, с другой стороны, будьте готовы в любой момент отказаться от нее ради духовного благополучия другого верующего или чтобы уберечь его от лишней обиды от неверующего. Перед церковью и перед миром намного важнее проявлять нашу любовь, а не свободу». Он сказал коринфской церкви: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть» (1 Кор. 9:19).

Многие еврейские христиане, приученные соблюдать ограничения, налагаемые законом Моисея, не могли позволить себе есть мясо, содержащее кровь, или мясо удушенных животных. Когда слабый еврейский верующий оказывался на трапезе, где подавали такое мясо, каждый присутствующий там сильный верующий из любви к своему другу должен был также отказаться есть это мясо.

Такое осторожное использование христианской свободы жизненно важно для единства Церкви и для свидетельства перед неверующим миром. Отказ от свободы — это всего лишь небольшая плата за благополучие как верующих, так и потенциальных верующих, «ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Когда эти три черты характеризуют и самих христиан, и местную церковь, в которой они служат, это свидетельствует о том, что совершается Христов труд и он благословлен в Святом Духе.

Праведность в нашей повседневной жизни всегда должна быть для нас важнее, чем свобода. Несмотря на то, что свобода дана Богом, мы постоянно должны быть «исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Фил. 1:11) и стремиться облечься «в броню праведности» (Ефес. 6:14).

Мир в церкви — дружелюбные, спокойные взаимоотношения верующих, которые стремятся больше служить другим, чем себе — также более важен, чем личные свободы. Это могущественное свидетельство неверующему миру. Это — плод духа (Гал. 5:22). Павел призывает Божий народ: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12:10-13, ср. Иак. 3:17). Все это -признаки истинного мира.

Так же как и мир, радость верующих, — это результат праведности. Она и таинственна, и привлекательна для мира. Св. Дух часто с ее помощью приводит мужчин и женщин к Христу. Также как и мир, радость — это плод Духа. Даже испытывая трудности и преследования, мы можем радоваться и всегда должны искать радость Духа Святого (см. 1 Фес. 1:6).

Любящий и самоотверженный христианин «угоден Богу и достоин одобрения от людей». «Докимос» (достоин одобрения) означает принятие чего-либо после тщательного анализа, подобно тому, как ювелир под увеличительным стеклом внимательно исследует драгоценный камень, чтобы определить его качество и цену. Когда вы самоотверженно служите Христу, то показываете себя «неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Фил. 2:15).

Сам Павел — пример самоотверженного выполнения принципов, о которых он здесь говорит. Так, он признавал, например, право иметь жену и получать плату за свою службу (1 Кор. 9:5-6). Тем не менее, он пояснил, что «мы не пользовались» этим правом, «но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (ст. 12).

«Итак, — продолжает Павел, — будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». Смирение, самоотверженная любовь и сочувствие к нуждам других — это то, что служит к миру. Завершая 2-е послание в Коринф, Павел говорит: «Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11). Обязательной составляющей верного свидетельства есть стремление «сохранять единство духа в союзе мира» (Ефес. 4:3). Эти добродетели наряду с готовностью отказаться от наших свобод ради братьев верующих служат ко взаимному назиданию в христианском братстве.

Не разрушай божью работу

Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (14:20-21)

Пятый принцип укрепления слабого верующего состоит в том, чтобы ради пищи не разрушать дела Божия.

«Не разрушай» — это повелительное наклонение глагола «каталу» в настоящем времени, то есть Павел настоятельно советует некоторым римским верующим не делать некоторых вещей, которые они обычно делают.

Как мы уже могли заметить, во времена раннехристианской церкви многие оскорбления веры слабых братьев были связаны с пищей. Для евреев — с употреблением пищи, которая нечиста по закону Моисея. Для язычников — с пищей, как правило мясом, использовавшимся в языческих жертвоприношениях. Но в более широком смысле предупреждения Павла о пище и питье относятся ко всему, что по своей сущности не греховно, но, тем не менее, может оскорбить слабого христианина или нанести вред его духовному состоянию.

В этом контексте выражение «дела Божия» относится к верующим, «ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе» (Ефес. 2:10). Поэтому служить к преткновению слабого верующего- это серьезное оскорбление не только для него самого, но и для замыслов Божьих.

Мы бы посчитали ужасным преступлением поступок человека, решившегося испортить полотно Рембрандта, разбить скульптуру Микеланджело или уничтожить скрипку Страдивари. Но неизмеримо более страшным поступком есть разрушение дела Божия, человека, «за которого умер Христос» (Рим. 14:15).

«А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа», — писал Павел, поучая незрелых и потворствующих своим слабостям верующих в Коринфе. «И потому, если пища соблазняет брата моего, — говорил он о себе, — не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8:12-13).

Апостол снова напоминает нам, что он говорит не о чем-то греховном и нечестивом, а об используемых по собственному усмотрению свободах, которые есть добрым даром Бога. Все чисто и по сути своей — добро (ср. ст. Рим. 14:14, 16). Опасность кроется в том, что если сильные христиане будут вести себя эгоистично и неосмотрительно, эти благословения могут стать злом, ибо «худо человеку, который ест на соблазн».

Поэтому лучше не есть мяса, не пить вина, хотя само по себе это не греховно, и не делать ничего такого, «от чего брат твой претыкается», потому что это препятствует Божьему труду в верующем и через него. Бог стремится укрепить верующего (Ефес. 4:11-15), в то время как мы губим его. Это немыслимо!

Как отмечалось выше, Павел не запрещает употребление алкогольных напитков, не делает этого ни Ветхий, ни Новый Завет. Следует отметить, правда, что вино, которое употребляли евреи в те времена, было сильно разведено водой и содержание алкоголя было низким. Но если бы Павел считал употребление вина греховным по своей сути, то не использовал бы его как пример негреховного и допустимого. (Более подробное обсуждение этого вопроса см. в книге автора «Толкование на Послание к Ефесянам»).

Итак, не следует делать «ничего такого, от чего брат твой претыкается». Удовольствие, которое приносит еда, питье или любая другая дозволенная нам свобода — ничто в сравнении с духовным благополучием братьев и сестер в Христе. Все эти вещи становятся греховными, если они могут послужить к преткновению одного из малых сих, за которых умер Христос.

Не отвергай и не выставляй напоказ свою свободу

Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (14:22-23)

Шестой и последний довод, побуждающий нас использовать свободу с огромной осторожностью, состоит в том, что мы можем нанести вред даже самим себе, если не будем смотреть на нее с точки зрения Божьих целей. Мы нарушаем этот принцип, когда отвергаем или умаляем то доброе, что Он дал нам, или когда, впадая в другую крайность, мы поступаем не по любви и выставляем напоказ нашу свободу, не думая о том, как это влияет на других людей.

Без сомнения, ст. 22 обращен к сильным христианам, к тем, кто понимает и высоко ценит свою свободу. Обращенный к ним совет Павла прям и прост: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает». Когда благодаря искренней вере и правильному пониманию Св. Писания мы убеждены перед Богом, что обычай, событие или какая-то деятельность добропорядочны, мы имеем смелость не осуждать их, как греховные. Нам не следует также позволять нашей совести осуждать нас за то, что мы так поступаем. Конечно, учитывая многократное предостережение Павла, мы с радостью откажемся от этой свободы ради наших братьев и сестер в Христе.

Также очевидно, что ст. 23 обращен к слабым христианам, к тем, в чьем сознании по-прежнему живут религиозные пережитки из их прежней жизни. Апостол так же просто и ясно советует им: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех». Если сильный верующий совершает грех, побуждая слабого брата поступать против его совести, то слабый верующий грешит и осуждается, когда против своих убеждений, совершает то, в чем его осуждает совесть.