23. Единство сильных и слабых христиан (часть 4)

Возрадуйтесь друг с другом в Божьем замысле искупления

Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: «за то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками и буду петь имени Твоему». И еще сказано: «возвеселитесь, язычники, с народом Его». И еще: «хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы». Исайя также говорит: «Будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут». Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою (15:7-13)

В этих стихах, завершающих основную богословскую часть послания в Рим, Павел обсуждает четвертый главный принцип, способствующий единству церкви, — всеобщую радость от того, что все участвуют в Божьем вечном замысле искупления.

Этот принцип сформулирован в более положительной форме и в отличие от трех предыдущих принципов не сосредоточивает внимание на отрицательных сторонах противоречивых взаимоотношений между сильными и слабыми верующими. Он подчеркивает взаимную ответственность всех верующих друг перед другом и состоит из трех частей: основное наставление (ст. 7), Библейские примеры (ст. 8-12) и молитва благословения и заступничества (ст. 13).

Основное наставление

Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. (15:7)

Этот стих, по сути, подытоживает два предыдущих стиха, в которых также речь идет о том, что верующие должны принимать друг друга, как Христос принял нас, и воздавать славу Богу.

«Просламбано» (принимать) — усиленная форма глагола «ламбано», означает принимать что-либо или кого-либо с особым вниманием. Слово может иметь отрицательный оттенок, как в случае, когда Петр, самонадеянно «отозвав [просламбано] Его [Иисуса], начал прекословить Ему» (Марк 8:32).

Но в Рим. 15:7 слово имеет положительное значение, в таком же значении оно несколько раз встречается в Деяниях. Когда Аполлос «начал смело говорить в синагоге», Акила и Прискилла «приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26). После того как корабль, на котором пребывал Павел, потерпел крушение возле острова Мелит, «иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие: ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли [просламбано] всех нас» (Деян. 28:2, курсив добавлен). Это же слово использует Павел, прося Филимона с любовью принять его беглого раба Анисима: «Прими [просламбано] его, как меня» (Филим. 17).

В Послании к Римлянам апостол подает великий пример того, как христианам следует принимать друг друга. В Рим. 14 он использовал это слово дважды и каждый раз (ст. 1, 3), как и в 15:7, для описания того, как верующие с любовью и полностью, без всякого осуждения принимают друг друга. А в 14:3, как и в 15:7, верующие получают указание принимать друг друга так же милостиво, как Христос принял нас. Хотя Иисус использовал другой глагол, Он провозгласил: «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Матф. 10:40). Следовательно, принимать друг друга значит принимать Самого Иисуса Христа.

В этом стихе Павел не выделяет тех или иных верующих. Он обращается и к сильным, и к слабым верующим, и к еллинам и к иудеям. Все верующие призваны принимать друг друга. Он говорит не просто о принятии новых верующих в общение наших церквей, хотя конечно и это подразумевается здесь. Он призывает всех христиан принимать друг друга в самом полном и глубоком значении этого слова, относиться друг к другу с любовью и пониманием, как и Христос принял нас. Если совершенный, безгрешный Сын Божий принял нас в семью детей Божьих, то мы тем более должны быть готовы принять каждого; несмотря на то, что мы все еще носим грешные одежды нашей ветхой, неискупленной плоти. Самоправедные и лицемерные книжники и фарисеи критиковали Иисуса за то, что Он «принимает грешников и ест с ними» (Лук. 15:2). Возможно, ни один из этих грешников не был спасен, но до своего спасения каждый, кого принимает Христос, находится в таком же положении, как и они.

Сам Иисус Христос являет нам пример того, как следует принимать друг друга. Как Он напомнил Двенадцати, «ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Матф. 10:24). Говоря «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29), Иисус указывает, что мы должны учиться на Его примере таким добродетелям, как кротость, мягкость и смирение. Павел советует ефесянам: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефес. 4:32-5:2).

Принимать друг друга, как и Христос принял нас, — это верный признак благочестия, а неспособность поступать так — такой же верный признак суетности. Неспособность принимать друг друга в любви и сострадании — это оскорбление принявшему нас Спасителю. Разделенная, сварливая община, в которой царит дух придирок и осуждения, дает миру повод насмехаться над Христовой церковью и отвергать Того, Кто есть единственной надеждой и спасением.

Существует, по крайней мере, четыре особенности того, как Христос принимает грешников. Во-первых, Он принимает их радостно. В процитированном выше месте из Лук. 15 Иисус рассказал Своим критикам и остальным собравшимся притчу:

«Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашед возьмет ее на плеча свои с радостью; и пришед домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук. 15:4-7).

Иисус милостиво просит всех людей: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28), и «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоан. 7:37). В великой печали Он смотрел на святой город и сокрушался: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф. 23:37). На кресте Он выразил желание простить и спасти даже тех, кто обрек Его на смерть, Иисус сказал: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34).

Несколько лет назад я был в одном городе и проезжал однажды мимо церкви, на фронтоне которой было написано знаменитое обращение Иисуса, упомянутое выше: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Позже я узнал, что предыдущий пастор этой церкви свидетельствовал человеку другой расы и учил его. Люди из этой церкви и из этого поселка были очень возмущены таким поведением пастора, и поскольку он продолжал свои усилия, то ему объявили бойкот. Он был лишен возможности покупать бензин на заправке и продукты в супермаркете. Была аннулирована его страховка, а над его детьми постоянно издевались. У пастора произошел нервный срыв, и он попал в больницу. Через несколько дней он покончил с собой. Тяжелое состояние психики пастора, его грешный поступок были во многом вызваны полной неспособностью церкви жить в соответствии с призывом, провозглашенным ею.

Иисус обратился также к верующим, которые притесняют Его детей и плохо обращаются с ними: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф. 18:6).

Во-вторых, Иисус принимает грешников, чтобы спасти их несмотря на их грех. Иными словами, никто не может спасти себя, потому что никто не может очиститься от греха. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, — сказал Павел ранее в этом послании, — что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). В 1-ом Послании к Тимофею он свидетельствовал: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15).

Однажды, когда «Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф. 9:10-13). В другой раз «книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лук. 5:30-31; ср. 6:32-36).

В другом случае Иисус «сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничтожали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей став молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, уничтожен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук. 18:9-14).

В-третьих, Иисус принимает грешников не взирая на лица. Его обещание недвусмысленно: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37). Господь Своим собственным словом возложил на Себя обязательство принимать без исключения всех тех, кто принимает Его по вере. Ранее в послании Павел провозгласил, что «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11). Хотя это было трудно для Петра, он в конце концов признал: «Истинно познаю, что Бог не лицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35).

Иаков очень ясно высказывает эту истину. Он пишет:

«Братия мои! Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там», или «садись здесь, у ног моих», то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?.. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», хорошо делаете; но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и пред законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2:1-4,8-9).

В-четвертых, Иисус принимает грешников в славу Божью, как об этом ясно говорит Павел: «Христос принял вас в славу Божию». Божий вечный замысел искупления призван прославить Его. Все, что Он делает, служит Его славе, и все, что делают Его дети, должно служить Его славе.

Павел заявляет, что Бог предопределил «усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Ефес. 1:5-6). Далее в этом же послании он молился: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (3:20-21). «Бог превознес Его [Христа] и дал Ему имя выше всякого имени», чтобы когда Он придет снова, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:9-11).

Поэтому когда мы следуем примеру нашего Господа, принимая друг друга в любви, без осуждения и высокомерия, мы поступаем так, как поступал Он во славу Божью. Нужно помнить слова Иисуса: «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Матф. 18:5).

Библейские примеры

Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: «за то буду славить Тебя, Господи, между язычниками и буду петь имени Твоему». И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы». Исайя также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут (15:8-12)

Чтобы показать, что Божий замысел искупления всегда состоял в том, чтобы привести в Его царство как язычников, так и евреев, Павел использует цитаты из Ветхого Завета. Эти цитаты приведены для того, чтобы рассеять предубеждение христиан-евреев против христиан-язычников, показав на примерах из Св. Писания, что присоединение язычников не было запоздалым решением, а всегда входило в Божий замысел.

Повсюду в послании Павел акцентирует внимание на этой истине. В начале он говорит, что Христос «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, чрез Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (1:4-5). Апостол также объяснил в начале послания: «Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам, — но встречал препятствия даже доныне, — чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. Я должен и Еллинам, и варварам, мудрецам и невеждам… Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во первых Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1:13-14,16).

Цитируя Ис. 52:5, Павел осуждает самоправедных иудеев, он напоминает им, что столетиями из-за них, «как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Вместо того, чтобы подобно их Мессии быть «светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6), они самоправедно отделили себя от язычников и презирают их (ср. Деян. 13:47). Позднее апостол риторически спрашивает: «Неужели Бог есть бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников» (Рим. 3:29).

В Рим. 9-11, где речь идет об Израиле, апостол говорит: «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо, — как провозгласил пророк Иоиль, — всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:12-13, курсив добавлен; ср. Иоил. 2:32). Он говорит им, что «от их [Иудеев] падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более полнота их… Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:11-12, 25). Послание к Римлянам — это провозглашение владыческого Божьего замысла и стремления спасти и евреев, и язычников.

Иисус Христос, конечно, был рожден иудеем и сделался служителем для обрезанных [Иудеев] ради истины Божьей, чтобы исполнить обещанное отцам, то есть патриархам Аврааму, Исааку и Иакову. Бог Сын был воплощен как иудей, чтобы выполнить Божье Слово. Хотя Он пришел, чтобы дать Новый Завет, Он пришел не «нарушить закон и пророков… но исполнить» их (Матф. 5:17). Он исполнил закон, поскольку подтвердил его святость. Он исполнил Закон, поскольку в совершенстве придерживался его. Он исполнил закон и во всем остальном, и Павел говорит, что Христос пришел, чтобы исполнить всю истину, открытую о Боге. Он пришел, чтобы спасти грешного человека, чтобы принести славу Его Отцу, выполняя обетования, данные Его Отцом в законе и пророках.

Христос подтвердил обещанное отцам во славу Бога. Сам Павел служил иудеям, более подробно объясняя им истину Божью и показывая Еллинам Его милость. Спасенный еврей прославляет Бога прежде всего за Его истину, которую Он подтвердил в Христе. Спасенный язычник прославляет Бога за Его милость, которую Он дал в Христе.

Цитируя Давида в Пс. 17:50, Павел объясняет, что как написано: «За то буду славить Тебя, Господи, между язычниками и буду петь имени Твоему». Приводя цитату из Втор. 32:43, он указывает, что еще сказано: «Возвеселитесь, язычники, с народом Его». Хотя апостол говорит о человеческом авторе, о Моисее, здесь провозглашается и восхваляется истина, открытая Божественным Автором.

В ст. 11 Павел цитирует Пс. 116:1, продолжая напоминать еврейским читателям о свидетельстве их собственного Св. Писания: «Хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы». Исайя также говорит: «Будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут» (см. Ис. 11:10). Мессия, Который происходит от корня Иессеева, отца Давидова, будет не только править Его древним народом Израиля, но также и язычниками, и «на Него язычники надеяться будут», как и евреи.

В свете великолепного, милостивого владыческого замысла Бога, частично раскрытого в Его древнем откровении Израилю, евреи не могут недоброжелательно относиться к язычникам, поскольку их призвание, цель их существования состоит в том, чтобы достичь язычников во славу Господа. Язычники не могут недоброжелательно относиться к евреям, поскольку именно через евреев Бог дал им спасение.

Молитва благословения и заступничества

Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою (15:13)

Павел завершает эту часть прекрасной молитвой заступничества для всего Божьего народа. Он не разделяет евреев и язычников, а говорит о цельном, объединенном Теле Иисуса Христа. Он просит Бога надежды милостиво исполнить Его народ Божественной радости, мира и надежды. Это свидетельствует о глубоком желании апостола, чтобы все верующие имели полное духовное удовлетворение в своем возлюбленном Спасителе и Господе.

Следует отметить, что Павел так же благословил церковь в Филиппах: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:7; ср. 1 Пет. 1:3, 8). Это молитва о том, чтобы души, утоленные во Христе, пребывали в мире, надежде, любви, радости и в силе пребывающего в них Божьего Духа, Который объединяет их в Христе Иисусе, их Господе.