24. В защиту смелости

И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу; ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорение язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: «не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают» (15:14-21)

Завершив главную богословскую часть своего послания (1:18-15:13), Павел переходит к заключительной части, в которой рассказывает о своем служении (15:14-21), планах на будущее (ст. 22-33), передает приветствие от себя и от других людей (16:1-24) и заключительное благословение.

В приведенных выше стихах Павел говорит о своем служении, подчеркивая, что он проявил смелость, написав послание к церкви, в которой его не знали лично, и которую он никогда не посещал. За исключением нескольких человек, с которыми он при различных обстоятельствах встречался, апостол не знал римских христиан, тем не менее он обращается к ним тепло и откровенно, как к близким друзьям. Он смело поднимает перед ними много важных проблем, включая проблему взаимоотношений сильных и слабых верующих, которой посвящена только что завершенная большая часть послания (14:1-15:13). Излагая верующим Божественно открытое учение, он снова (см. 1:8-16) раскрывает им свою душу и сердце.

Поскольку Павел говорил так откровенно, он не хотел подвергнуть опасности свои взаимоотношения с церковью в Риме, показавшись им бесцеремонным, самонадеянным или не любящим. Он давно хотел посетить их, чтобы служить им и разделить с ними взаимное утешение «верою общею, вашею и моею» (см. 1:10-15). Теперь, наконец, апостолу показалось, что его желание вскоре исполнится и он сможет побывать в Риме по пути в Испанию (15:24).

Павел — брат по вере

И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати (15:14-15)

Павел написал это послание как призванный апостол Иисуса Христа (1:1). Но как было сказано в ст. 1:10-15, он знал, что имеет некоторые личные нужды и ограничения, общие для всех христиан.

В этом контексте обращение Павла к читателям «братия мои» говорит не только о признании их спасения, но и об их зрелости. В начале послания он благодарит Бога за их верность, которая «возвещается во всем мире» (1:8).

Теперь апостол снова признает, что совершенно независимо от него римские верующие «полны благости, исполнены всякого познания» и могут наставлять друг друга. В сущности, он говорит: «Хотя я напомнил вам в этом послании, что вы спасены исключительно по Божьей благодати, благодаря вашей вере в Его Сына, и хотя я советовал вам быть покорными Господу, умертвлять плоть, жить свято, использовать свои духовные дары, служить друг другу с любовью и смирением, я совершенно уверен в вашей духовной зрелости и высокой нравственности и хвалю вас за это». Единственной церковью, которую апостол так же сильно хвалил, была церковь в Фессалониках (см. 1 Фес. 1:2-10).

Первой была похвала за благость, высокую нравственность и праведную жизнь верующих. Как объясняет Павел в Гал. 5:22-23, все добродетели — плод Св. Духа. Но Св. Дух может принести плод только в жизни таких верующих, как в Риме, повинующихся Его Божественной воле и силе. Они не были совершенными, но не были и духовно слабыми. В послании Павел не упоминает о каких-то особых проблемах в церкви — ни личных, ни общественных. Эти верующие искренне ненавидели грех, почитали праведность и жили достойно. Они были послушны Господу, сердечно щедры и смиренны. Благодаря моральной благости они давали обильные свидетельства духовного преобразования и добрых дел, которые им предназначил исполнять Бог (Ефес. 2:10). Апостол мог сказать о них то же, что сказал о колоссянах:

«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышавши о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине» (Кол. 1:3-6).

Во-вторых, Павел хвалит римскую церковь за то, что ее верующие «исполнены всякого познания». Он говорит, конечно, не о широких человеческих познаниях, а о глубоком познании Божьей истины, заключенной в Благой вести Иисуса Христа. Верующие этой церкви держались здравого учения. О них можно сказать, что «утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:2-3).

Добродетель и истина, о которых здесь говорится, как о благости и познании, неразделимы. Павел мог бы сказать о римских верующих, что они люди «чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5; ср. ст. 19). Они знали Бога, Его истину и силой Его Духа были привержены благочестивой жизни.

Каждый верующий может обладать такими добродетелями и знанием и жить в соответствии с ними. Пребывающий в каждом верующем Св. Дух также способствует освящению каждого верующего и углублению его знания. Как уже заявил Павел: «Ибо все из Него [Христа], Им и к Нему» (Рим. 11:36). Благодаря Господу мы «во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30; ср. Ефес. 1:8-9).

Третья добродетель, за которую Павел хвалит верующих в Риме, это результат двух первых добродетелей. Христиане, которые полны благости и всякого познания, можете наставлять друг друга.

«Ноуфетео» (наставлять) означает ободрять, предостерегать и советовать, то есть консультировать. В этом контексте термин обозначает консультирование других христиан по духовным и нравственным вопросам. Павел имеет в виду не особый дар консультировать, а ответственность и обязанность каждого верующего ободрять и укреплять других верующих.

Прискорбно, но многие христиане сегодня убеждены, что компетентный совет может дать лишь человек, обладающий специальной подготовкой и разбирающийся в принципах мирской психологии — и это вопреки тому, что большинство психологических школ высказывают взгляды, которые в корне противоречат Божьему Слову и зачастую взглядам других школ. Хотя эти верующие, как правило, признают, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16), многие из них — и дающие советы, и те, кто в них нуждаются, — не полагаются на вседостаточность Божьего Слова.

Психологических проблем не существует. Все личные проблемы либо духовные, либо физические. Каждый, кто утверждает, что так называемые психологические проблемы могут существовать вне или между этими двумя крайними проявлениями человеческого бытия, не понимают либо природы людей и силы греха, либо природы и силы Божьего Слова и Духа.

Не вызывает сомнений, что некоторые христиане имеют исключительный дар ободрять, точно так же как некоторые обладают особыми дарованиями и способностями в других областях служения. Ранее Павел объяснил, что «как, по данной нам благодати, имеем различные дарования», то должны использовать их соответствующим образом (Рим. 12:6). В 15:14в апостол говорит, что посредством Своего Слова и Своего Святого Духа Бог дал церкви в Риме и даст каждой благочестивой общине верующих все необходимое для верной, плодотворной и радостной жизни в Нем. Апостол особо отмечает, что помимо других даров Св. Духа всем верным христианам дана способность наставлять друг друга, когда среди них в этом возникает необходимость и повод. В этом римляне были примером для других.

Эту главную истину Павел особо выделил в послании в Колоссы, для понимания которого особо полезна парафраза этого послания в изложении Дж. Б. Филлипса.

«Поэтому, как избранные Богом представители нового человечества, очищенные и возлюбленные Им, будьте милосердны в своих поступках, благи в сердце, смиренны рассудком. Принимайте жизнь, будьте терпеливы друг к другу и прощайте друг друга, будьте всегда готовы простить, если имеете с кем-либо разногласия. Прощайте так же легко, как простил вас Христос. И, более всего остального, истинно любите, ибо любовь есть совокупность совершенства. Пусть мир Божий владычествует в сердцах ваших, помните, что как члены одного Тела, вы призваны жить в мире и никогда не забывать благодарить за то, что Бог сделал для вас.

Пусть учение Христа вселится в ваши сердца, обогащая вас истинной мудростью. Учитесь и помогайте друг другу псалмами, славословиями и христианскими песнями, с радостным сердцем воспевая хвалу Господу. И что бы вы ни делали, совершайте это во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога Отца» (Кол. 3:12-17).

Когда Божье Слово владычествует в наших сердцах, Его Святой Дух обогащает нас истинной премудростью и готовит нас наставлять друг друга и помогать друг другу на пути праведности.

Место, где христиане дают советы и получают их — церковь. Это означает, конечно, не то, что все должно происходить в здании церкви, но что христианин дает совет христианину. Этот принцип, как говорит Павел, применим к общему наставлению среди собратьев по вере, а также к советам по более серьезным и важным проблемам, которые дают утвержденные в Слове и духовно одаренные христианские служители.

После короткой, но трогательной похвалы Павел объясняет смелость, с которой он написал послание, и которую некоторые читатели могли бы посчитать за дерзость: «Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати».

Павел обладал смелостью и мужеством. Лука сообщает, что в Дамаске Павел «смело проповедовал во имя Иисуса» (Деян. 9:27), так же он поступал в Галатии (13:46; 14:3) и в синагоге в Ефесе, «беседуя и удостоверяя о Царствии Божием» (19:8).

Как уже отмечалось, в отличие от других посланий Павла, в Послании к Римлянам не содержится никаких упреков и замечаний, но в нем имеются серьезные предостережения. Он настоятельно советовал римским верующим: «Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудие праведности» (6:11-13). Он напомнил им: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (8:9). Он предостерег язычников в церкви от гордыни, потому что они теперь полностью были приняты в Божий Новый Завет:

«Ибо, если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется» (11:24-26).

Павел призвал каждого верующего церкви не думать «о себе более, нежели должно думать» (12:3), быть покорным высшим властям, «ибо нет власти не от Бога» (13:1), не оставаться должным никому и ничего (ст. 8).

Он дал церкви так много других указаний и предостережений, что их невозможно перечислить здесь, но все они были даны в духе любви и смелости, «как бы в напоминание». Апостол не учил верующих чему-то новому, а повторял уже известные истины. Он говорил так убедительно не потому, что верующие были несведущими или незрелыми, но напротив, потому что они духовно сильные и хорошо наставлены. Его смелость обусловлена не суетностью и нерешительностью верующих, а их стойкостью и непоколебимой верой.

Хороший учитель всегда должен помнить о том, что хорошая осведомленность и забывчивость — это две противоположности. Даже самые талантливые люди, обладающие искренним желанием учиться, в конце концов забывают то, о чем нет напоминания.

Павел наставлял своего возлюбленного ученика Тимофея, что необходимо напоминать братьям об истинах Благой вести для того, чтобы и сам Тимофей, и его братья верующие постоянно питались «словами веры и добрым учением, которому ты последовал» (1 Тим. 4:6). Во 2-ом послании к своему молодому ученику Павел снова наставляет его постоянно напоминать своей пастве о главных истинах Благой вести (2 Тим. 2:8-14). Он советует Титу напоминать тем, кого он опекает, о необходимости «повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит. 3:1). Во 2-ом послании Петр заверил своих читателей, что он всегда готов напомнить уже известные им важные истины о Благой вести (2 Пет. 1:12), и объяснил, что главная цель его Послания заключается в том, чтобы напоминанием пробудить их искренние умы (3:1). Главная обязанность каждого пастора — непрестанно наставлять людей в известных им истинах таким образом, чтобы освежить и утвердить их.

По данной от Бога благодати, дающей Павлу возможность так поступать, он смело напомнил римским христианам об известных в течение долгого времени и принятых ими истинах. Он имел в виду не Божью спасительную и поддерживающую благодать, а благодать Божественно дарованного апостольского повеления провозглашать Слово. Он написал это послание не для того, чтобы высказать свои собственные убеждения и мудрость, и не для того, чтобы осуществить личные стремления и замыслы. Он написал его по Божественному предписанию провозглашать Божественные истины. Павел — это «раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию», от Которого и для Которого он получил благодать и апостольство (Рим. 1:1, 5). Павел объяснил церкви в Коринфе, что несмотря на то, что он считает себя наименьшим из апостолов и недостоин называться апостолом, он, тем не менее, может сказать: «Но благодатию Божиею есть то, что есть: и благодать Его во мне не была тщетна» (1 Кор. 15:9-10).

Точно так же каждый верующий, независимо от того, насколько он духовно одарен, имеет данную свыше обязанность повиноваться и служить Господу по мере данной ему благодати (см. Рим. 12:6).

Как бы заново раскрывая сущность своего Божественного призвания как апостола, Павел определяет свою тройственную роль в его выполнении — в качестве служителя (ст. 16), проповедника (ст. 17-19) и первопроходца (ст. 20-21).

Павел — служитель

Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу (15:16)

Согласно Новому Завету, Иисус Христос — наш совершенный и вечный Первосвященник (Евр. 2:17; 3:1), и больше не существует земного человеческого установления священства, как это было по Ветхому Завету. Есть лишь один «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

И в то же время все верующие — священник. Петр говорит: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). «Вы — род избранный, — добавляет потом Ап. Петр, — царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (ст. 9). Христос соделал «нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр. 1:6). Те, кто имеет «участие в воскресении первом», то есть верующие, «будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:6). В этом смысле вся Церковь — это священство верующих. Мы не нуждаемся в человеческом посреднике, чтобы обратиться к Богу. Он — наш небесный Отец, с Которым мы можем иметь прямые взаимоотношения и непосредственное общение. И мы выполняем священническую функцию, приводя других в присутствие Божье.

Павел не получил священство в наследство. Он был священником точно так же, как и все христиане — священники, хотя к Павлу это относится в большей степени. Во время миссионерских путешествий он обычно начинал свое служение в городе с проповеди или учения в синагоге или среди неформальных групп евреев, таких как женщины, молившиеся на берегу реки (Деян. 16:13). Бог использовал апостола, чтобы привести некоторых из них к Христу. Но особое призвание Павла — быть служителем Иисуса Христа у язычников в качестве священника.

«Леитоургос» (служитель) — греческий термин, обозначавший общественных служащих. Выше в Послании Павел обозначает этим словом государственных служащих, которые независимо от того, осознают они это или нет, «Божии служители [леитоургос]» (см. 13:6). Но в Новом Завете это слово чаще всего обозначает людей, которые так или иначе совершают общественное поклонение Богу. Это слово использовалось по отношению к левитскому священнику Захарию, отцу Иоанна Крестителя, и переведено в Лук. 1:23 как священническая «служба». В таком же смысле это слово употреблено в Фил. 2:17 (ср. Евр. 9:21; 10:11). Оно обозначает служебных ангелов в Евр. 1:7,14 и даже небесное служение Христа как нашего вечного Первосвященника (Евр. 8:1-2, 6).

Так как, образно говоря, Павел совершал священнодействие благовествования Божьего перед язычниками, он делал это, «дабы сие приношение верующих язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу». Наивысшее приношение Богу — в верном исполнении Павлом его уникального апостольского служения — состояло из многочисленных язычников, которые благодаря силе Св. Духа были освящены и соделаны благоприятными для общения с Отцом.

Как и Павел, каждый верующий, способствующий приведению души к Иисусу Христу, приносит этого обращенного еврея или язычника как священническое приношение Господу.

Павел — проповедник

Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу: ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика (15:17-19)

Хотя Павел был священником лишь в образном смысле, он был проповедником в самом буквальном смысле. Любовь Божья побуждала его к проповедованию Божьего Слова. «Это необходимая обязанность моя, — заявил он в 1-ом послании в Коринф, — и горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9:16).

О своей проповеди он мог сказать с дерзновением и смирением: «Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу».

В следующих двух стихах Павел говорит об источнике своей гордости, открывая при этом пять характерных признаков верного проповедника.

Во-первых, Павел проявляет скромность в оценке своих достижений. Чтобы не быть неправильно понятым, он сразу же объясняет: «Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня». Иными словами, он хвалится не тем, что совершил как апостол, а тем, что Христос совершил через него.

В обоих посланиях коринфской церкви Павел увещевал незрелых и высокомерных верующих: «Хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:31; 2 Кор. 10:17). Мы не имеем права ставить себе в заслугу наши духовные достижения, но имеем все права восхвалять то, что Бог совершил через нас, даже если мы — всего лишь Его слабые сосуды.

Если опираться на содержание Нового Завета, то Павел, казалось бы, обладал большими основаниями хвалиться, чем любой другой апостол, включая Петра и Иоанна. Через Павла Бог открыл так много истин в Новом Завете, как ни через одного другого человеческого автора. Большая часть Деяний описывает его служение. Но Павел не принимает во внимание свои собственные заслуги ни до, ни после спасения. О своей видной религиозной жизни до спасения он говорил, что она — «сор» (Фил. 3:8). Он писал Тимофею: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение. Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовию во Христе Иисусе» (1 Тим. 1:12-14). Он по-прежнему считал себя первым из грешников и свидетельствовал, что именно по этой причине он «помилован, чтоб Иисус Христос во мне показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (ст. 15-26).

«Собою же не похвалюсь, — говорил Павел, — разве только немощами моими… И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:5, 9). «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, — писал он в предыдущем послании в Коринф, — и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:27-29). Поэтому Павел провозгласил: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).

Он хвалил фессалоникийский верующих, говоря, что «мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас верующих» (1 Фес. 2:13). Они знали, что спасены не словом и силой Павла, но словом и силой Бога, Которого он верно проповедовал.

Павел никогда не хвалился собой. Он хвалился крестом Христа, благодатью и милостью Бога, проявляющейся в спасении недостойных грешников, к которым Павел причислял и себя, и силой Бога, употребляющего его для приведения других недостойных грешников к Спасителю. В то же время это не была ложная скромность, Павел не отрицал, что Бог действительно совершил через него великие дела. «Мы проповедуем [Христа], — говорил он, — вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:28-29).

Когда Павел и Варнава возвратились в Антиохию, куда они были отделены на служение (Деян. 13:2-3), «они рассказали все, что сотворил Бог с ними, и как Он отверз дверь веры язычникам» (14:27). На совете в Иерусалиме «умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников» (Деян. 15:12; ср. 21:19). В обоих случаях эти люди объяснили, что рассказывают не о том, что совершили сами, но о том, «что Бог сотворил чрез них».

Павел объяснил церкви в Коринфе:

«А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым; мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе» (2 Кор. 10:13-16).

Но как далее поясняет Павел, даже его хваление «по мере удела, какой назначил нам Бог», не есть самовосхвалением. «Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (ст. 17-18).

Люди, которых Бог использует, чтобы исполнить Свою волю, — его орудия, и ни один христианин не должен ставить себе в заслугу то, что Бог совершает через него. Нет заслуги кисти в том, что ею написали шедевр. Не скрипка, а музыкант создает прекрасную музыку. Христианин не должен ни отрицать, ни преуменьшать то, что сделал через него Бог, потому что это будет означать отрицание и преуменьшение Божьего труда.

Вторая черта верного проповедника — его послушание Господу. Проповедь Павла привела к покорению язычников вере. Благая весть не только призывает людей к вере в Христа как в Спасителя, но и к послушанию Ему как Господу. В начале этого послания Павел ясно говорит, что «мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим. 1:5). Он никогда не проповедовал Благой вести, которая не содержала бы призыва к послушания, поскольку этот призыв — неотъемлемая часть данного ему Богом апостольского повеления. Далее в послании он напоминает верующим в Риме, «что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (6:17). В этом контексте идущее от сердца послушание — синоним спасительной веры.

Третья черта верного проповедника — личная правдивость. Павел проповедовал язычникам словом и делом, он жил без всякого лицемерия и самоправедности, в полном соответствии со своими словами. Нет ничего более разрушительного для Божьего труда, чем несоответствие между тем, что провозглашает проповедник и тем, как он живет.

Четвертый признак верного проповедника — это Божественное удостоверение его служения. Для Павла это подтверждение часто проявлялось силой знамений и чудес, силой Духа Божьего. Божественное подтверждение не нуждается в чудесах. Значительная, а возможно и наибольшая часть служения Павла не была подкреплена чудесами. Но всегда, когда Благую весть провозглашают правильно, даже если это делает самый простой и неученый проповедник, провозглашающий и прославляющий Христа, так или иначе проявляется сила Духа Божьего.

До того, как все учение о Благой вести было изложено в книге, которую мы теперь называем Новым Заветом, Бог часто использовал знамения и чудеса, чтобы удостоверить истинность проповеди и учения. Служение апостолов, особенно на заре Церкви, подтверждалось чудесами.

Павел напомнил коринфянам, что «признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12). Несмотря на некоторые разногласия относительно подлинности второй половины 16-ой главы Ев. Марк, истины, изложенные там, соответствуют остальным частям Нового Завета. В Марк 16 говорится о том, что апостолы «пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Марк 16:20).

Но даже во времена апостолов наиболее удивительные подтверждения Благой вести происходили не через физические знамения или чудеса. Наибольшим чудом из чудес всегда было возрождение человеческой души из греховности в святость, от враждебности Богу к усыновлению Им, из царства тьмы в Царство света. Наибольшим Божественным подтверждением служения всегда было духовное преобразование душ. Сегодня истина Благой вести удостоверена совершенным Божьим Словом Нового Завета, а доказательством силы Благой вести служат преобразованные жизни.

Пятый признак верного проповедника — это тщательность совершаемого им труда. Он совершает то, для чего Бог призвал его. Павел мог утверждать, что благовествование Христово распространено им от Иерусалима и окрестности до Иллирика.

От Иерусалима, находящегося далеко на юго-востоке, Павел прошел через Малую Азию, Македонию, Грецию до самого Иллирика — области, находящейся на территории бывшей Югославии; путь составляет примерно 2200 км. В Деяниях ничего не сказано о посещении им Иллирика. Видимо, он побывал в этом отдаленном месте во время одного из своих посещений Македонии.

В английской Библии в ст. 19 говорится о том, что Павел «полностью проповедовал» благовествование Христово от Иерусалима до Иллирика. Выражение «полностью проповедовал» можно трактовать двояко. Либо речь идет о проповедовании всей Благой вести (ср. Деян. 20:27), либо о проповедовании на всем пути, то есть на всем географическом пространстве, пройденном апостолом. Очевидно, что Павел имел в виду первое, когда говорил колоссянам, что сделался служителем Церкви «по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие» (Кол. 1:25).

Оба упомянутых значения имеют отношение к служению Павла, но контекст, в котором употреблено выражение, по-видимому, указывает на то, что апостол подразумевал второе. Он подтверждал, что надлежащим образом служил везде, куда Господь посылал его. Ничто не могло помешать его самоотверженному, смелому и пламенному служению. Он сказал коринфянам, что в отличие от других людей, проповедовавших среди них, он «гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11:23-27).

Павел был идеальным мастерским проповедником. Он был смиренным, верным, искренним, Богом благословленным, тщательным и непоколебимым. В конце своей жизни он мог искренне сказать своему возлюбленному ученику Тимофею: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).

Павел — первопроходец

При том я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: «не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают» (15:20-21)

Достаточно бегло просмотреть Деяния апостолов, чтобы обнаружить, что Павел был первопроходцем в миссионерском служении, евангелизации и основании церквей. Он благовествовал там, где еще никто не служил, где еще не было известно имя Христово. Судя по Новому Завету, Павел больше, чем другие апостолы и проповедники служил там, где Евангелие до этого еще не было проповедано. Более, чем все остальные он достигал недостигнутых, поскольку его призвание и стремление заключалось в том, чтобы не созидать на чужом основании. Это, конечно, было главной функцией проповедника Евангелия по Новому Завету.

Это вовсе не означает, что нельзя строить на основании другого служителя, поскольку этот процесс — часть Божьего замысла установления и поддержания Его Церкви. Апостол объяснил раскольнической церкви в Коринфе, что то, что он «посадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор. 3:6). В данном случае Аполлос строил на основании Павла, что находилось в полном соответствии с призванием обоих. В соответствии с Божьим замыслом одни верующие закладывают основание, приводя неверующих к спасительной вере в Христа (евангелисты), а другие созидают этих обращенных, служа им по Божьему Слову (пастыри).

Цитируя Ис. 52:15 из Септуагинты, греческого Ветхого Завета, Павел заявляет, что «как написано: «не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают». Контекст этого места из книги Исайи прежде всего указывает на второе пришествие Христа. Но в более широком смысле подразумевается процесс евангелизации, который начался во времена Павла и будет продолжаться на протяжении истории церкви до его полного выполнения в возвращении Христа.

Люди, не имевшие никаких известий о Христе, не слышавшие Благой вести есть везде. Они есть в каждой стране, в каждом городе, в каждой местности, всегда есть по соседству. Бог не требует, чтобы каждый верующий был евангелистом, но Он требует, чтобы каждый был свидетелем. Поэтому каждый верующий должен желать и молиться, чтобы неспасенным было дано духовное зрение для того, чтобы увидеть Христа как их единственную надежду на спасение, и чтобы им был дан духовный слух для того, чтобы узнать и понять Благую весть и прийти для спасения к Господу.