25. Служение по воле Божьей

Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам. Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти. А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым; ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они пред ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь чрез ваши места в Испанию, и уверен, что, когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами. Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь (15:22-33)

Основная часть послания Ап. Павла к римской церкви написана, чтобы установить с ее верующими отношения, основанные на вероучении. В эпилоге он переходит к установлению личных взаимоотношений, подчеркивая свое искреннее желание служить римским верующим и иметь с ними общение.

Павел дает дополнительные сведения о своем служении, в особенности о своих планах и надеждах на будущие дела во славу Господа. Эти личные замечания открывают истины более скрытые, чем явные, более общие, чем конкретные. Раскрывая свое сердце группе верующих, большинство из которых он никогда не встречал, и которые живут там, где он никогда не бывал, он обнаруживает некоторые принципы, которые очень важны для всех читающих это послание.

Итог этой очень личной части послания — это основополагающий принцип всей жизни Павла, который определяет все, о чем он думал, говорил, писал и делал. Павел высказывает его в ст. 32: «Если Богу угодно». Остальная часть процитированного лишь подготавливает это высказывание и открывает глубоко личным и уникальным образом отношения, восприятия и цели верующего, жизнь которого полностью посвящена познанию Божьей воли.

Жизнь Павла была посвящена выполнению Божественного призвания «быть служителем Иисуса Христа у язычников» (Рим. 15:16; ср. Деян. 9:15; 26:17-18). Как видно из предыдущей главы, он служил как служитель, проповедник и первопроходец. Хотя он обычно начинал служение в новой местности с проповеди евреям, его конечная цель заключалась в использовании их как основания для достижения неверующих в языческих землях, чтобы «сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим. 15:16).

Служение Павла было заботливо сосредоточено на точном выполнении Божьей воли. Он старался следовать примеру своего Господа, Который сказал: «Ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Иоан. 5:30). Павел принимал во внимание, кому он проповедовал и где проповедовал. Его три миссионерских путешествия охватывали в основном одну и ту же территорию, хотя второе и третье путешествия превосходили по протяженности первое — он посетил Македонию и Ахаию, теперь это территория Греции. Во время второго путешествия после служения в Галатии Павел и Сила собирались идти на север, «в Вифанию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду», где Павлу ночью было видение человека, призывавшего их идти в Македонию, после чего они «положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал [их] Господь благовествовать там» (Деян. 16:6-10). Личные планы Павла всегда определялись Господом.

Начиная новую жизнь в Христе, Павел знал, что следование Божественному призванию неизбежно ведет к страданиям за Господа (Деян. 9:16). Пресвитерам из Ефеса он говорил, что обязан идти в Иерусалим, не зная точно, что ждет его там, «только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (Деян. 20:22-23). «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, — продолжал он, — только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (ст. 24).

Цена, которой он платил за свое служение, не имела для него никакого значения. «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас, — писал он верующим в Колоссах, — и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие… Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:24-25, 29).

Верный раб Божий знает, что подлинного успеха в Господнем труде можно достичь, только полностью посвятив себя Божественному призванию и всецело отдав свое сердце, ум, время, способности и духовный дар выполнению этого призвания. Иногда можно не добиться настоящего успеха не только потому, что делаешь меньше, чем должен, но и если пытаешься совершить больше, чем ты призван совершить. Павел не пытался выполнять работу нескольких апостолов; он выполнял только ту работу, для которой Господь призвал именно его. Он так же бережно относился к своим силам, как и Иисус, служение Которого точно соответствовало призванию и воле Его Отца. В Палестине Он не лечил все болезни, не пытался проповедовать каждому еврею, а тем более каждому язычнику. И только после трех лет служения Он мог сказать Своему Отцу в горнице: «Я прославил Тебя на земле, совершив дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоан. 17:4), и мог воскликнуть на кресте перед миром: «Совершилось!» (19:30).

Глубина служения всегда важнее, чем его широта, а законченность значительнее масштабов. Бог всегда требует глубокой преданности, независимо от того, какое поле служения — большое или маленькое, постоянное или изменяющееся, общественное или личное, благородное оно по мнению мира или позорное.

В Рим. 15:22-32 Павел на примере своей жизни раскрывает шесть характерных черт, или элементов, служения, которые должны присутствовать в жизни и служении каждого верующего, преданно выполняющего Божью волю. Их можно разделить на такие категории: провидение (ст. 22), планирование (ст. 23-24), приоритет (ст. 25-28), преуспевание (ст. 29), целеустремленность (ст. 30а) и молитва (ст. 30б-32).

Провидение

Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам (15:22)

Слово «сие-то» указывает на выполнение Павлом его Божественного призвания как служителя Иисуса Христа у язычников «от Иерусалима и окрестности до Иллирика», благодаря служению апостола «не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают» (15:16, 19, 21). Верность призванию препятствовала ему совершить многое из того, что он хотел, включая и посещение церкви в Риме.

«Энкопто» (препятствовало) буквально означает «врезывать» или «урезывать». Одно из значений слова — выкапывать рвы на дороге, чтобы препятствовать продвижению неприятеля. В переносном смысле слово употреблялось по отношению к любому препятствию или помехе. Несовершенное время греческого глагола указывает на продолжительность действия, а форма страдательного залога говорит о внешней причине. Божий замысел и Божье вмешательство длительное время удерживали Павла от посещения Рима.

Прямое и чудесное вмешательство Бога изменяло естественный ход событий. Так было, когда Красное море расступилось, чтобы Израиль смог перейти через него, а затем сомкнулось, чтобы уничтожить египетскую армию. Но Бог также чаще всего, насколько мы как люди можем замечать это, неявно и без чудес управляет людьми и событиями, и мы не можем наблюдать это и узнать об этом. Это — провидение, Божье владыческое управление, которое проявляется не в чудесах, а в совершении последовательных природных событий, приводящих к выполнению Его воли. Даже Павел, самый выдающийся апостол, через которого Бог сообщил так много истин в Новом Завете, не осмеливался предположить, что полностью понимает труд Господа в своей жизни. Но Божье провидение было главной направляющей силой в служении Павла.

При упомянутых ранее обстоятельствах Бог не объяснил Павлу, почему Он не позволяет ему служить в Вифинии. Некоторым образом Павел знал лишь то, что «Дух не допустил их» (Деян. 16:7). И только когда он и его спутник миновали Троаду, они узнали о конечной цели своего путешествия.

В Ветхом Завете история об Иосифе — классический пример непрямого Божьего вмешательства, направленного на выполнение Его воли. Во время развития событий ни Иосиф, ни его братья, ни их отец Иаков не знали, в чем состоит Божий замысел, в соответствии с которым было позволено продать Иосифа в рабство. Много лет спустя Господь использовал высокое положение, которое занимал Иосиф в Египте, чтобы спасти от голода Свой избранный народ. Иосиф позже понял это и объяснил кающимся братьям: «Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:20). В соответствии со Своим замыслом Господь заставил царя Артаксеркса избрать Есфирь себе в жены, и таким образом она получила возможность заступиться за своих собратьев евреев и спасти их от уничтожения.

Иеремия провозгласил: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23). Из Притч мы узнаем, что «сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит. 16:9), и что «много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (19:21). Павел напомнил верующим в Филиппах, что «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13).

Господь осуществлял Свою волю в жизни Павла, провидчески управляя всем, что происходило вокруг него.

Планирование

Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти (15:23-24)

Вторая черта верующего, верно выполняющего свое Божественное призвание, — забота о составлении плана служения. Хотя на первый взгляд может показаться, что осмысленное и тщательное планирование служения Божьими людьми указывает на недостаток веры в Его провидение, это не так. Надежда на провидение Господа не противоречит личному планированию.

Иисус риторически спрашивал: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее… Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостоять идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лук. 14:28, 31). В этом случае Иисус говорил о цене ученичества (ст. 33), но принцип планирования справедлив и при выполнении нашего призвания.

В каждом случае необходимо, конечно, чтобы наше планирование, каким бы разумным и искренним оно ни было, постоянно и всецело управлялось Господом, как это было с планами Павла служить в Вифании и посетить Рим.

Павел считал, что для него нет места в сих странах, где он служил, и с давних лет имел желание придти в Рим, как только предпримет путь в Испанию. Он не утверждал, что Бог призывает его проповедовать в Риме и в Испании, но очень надеялся на это и готовился к обоим служениям.

На территории Испании находился город или область, которая в Ветхом Завете именуется Фарсис. Туда хотел бежать Иона (Ион. 1:3), и оттуда корабли каждые три года везли царю Соломону «золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов» (3 Цар. 10:22).

Испания находится на крайнем западе континента. Во времена Павла она стала большим торговым и культурным центром, попасть в который можно было по знаменитым Римским дорогам. Развалины впечатляющих римских строений сохранились в Испании до наших дней. Эта провинция дала таких выдающихся людей как знаменитый своими эпиграммами Марциал, поэт Лукан, выдающийся оратор Квинтилиан и самый великий испанец Римской империи Сенека — видный государственный деятель и философ стоик, который был учителем Нерона и первым министром империи. Тем не менее, существуют достоверные исторические и археологические свидетельства, что Испания была евангелизирована только с середины третьего столетия.

Поэтому понятно, почему Павел планировал идти на служение в Испанию. И он очень хотел, проходя Испанию увидеться с верующими в Риме. Поскольку римская церковь была зрелой и прочной, Павел, как он уже объяснил, не хотел «благовествовать… где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (ст. 20). Но несмотря на то, что его предполагаемая остановка в Риме должна была быть короткой, она имела большое значение для Павла. Он надеялся, что римские верующие проводят его в Испанию после того, как он насладится общением с ними, хотя бы отчасти.

«Проводите» — это перевод греческого слова «пропемпо», которое используется в Новом Завете в довольно конкретном и техническом смысле. Оно употреблялось при описании существовавшего в раннехристианской церкви обычая организовывать сопровождение, а также припасы для тех, кого отправляли на служение в дальние места. Возвратившись в церковь в Антиохии, которая отделила и послала их на служение (Деян. 13:2-3), Павел и Варнава снова были «провожены [пропемпо] церковью» на служение (15:3). Слово использовалось для описания того, как ефесские пресвитеры провожали Павла до корабля, который увезет его в Иерусалим. В Деян. 21:5 слово переведено как «провожали», точно так же оно переведено в 1 Кор. 16:6, И в 3 Иоан. 6; а в Тит. 3:13 оно переведено как «позаботиться».

Это не означает, что церкви, в которых он уже служил, были совершенны, что они больше не нуждались в пасторской заботе или что все называвшие себя верующими были настоящими и зрелыми. Как сказал Павел в начале послания, он очень хочет, «чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила» ему прийти к римским верующим. «Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею. Не хочу, братия, оставить вас в неведении, — продолжает апостол, — что я многократно намеревался придти к вам, — но встречал препятствия даже доныне, — чтобы иметь некий плод и у вас, как у прочих народов» (Рим. 1:10-13).

Павел говорил и о других своих планах, но ни один из них не ставил под сомнение его главное стремление — полностью выполнить волю Божью. Он сказал фессалоникийским верующим: «Мы же, братия, бывши разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше. И потому мы, я Павел, и раз и два хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана» (1 Фес. 2:17-18). Сатана, конечно же, не мог нарушить Божий замысел, но Бог для выполнения Своих замыслов позволил сатане помешать осуществлению планов Павла.

Составление разумного плана служения Богу не противоречит нашей надежде на Божье провидение, а надежда на Его провидение не избавляет от ответственности за провал планов. Но личные планы, даже самые человеколюбивые и духовные, должны быть подчинены Божьему замыслу. Павел имел сильное желание посетить Рим, но еще сильнее было его желание повиноваться Богу. Он был дисциплинированным и преданным исполнителем того, что поручил ему Бог, он был готов отложить исполнение своих желаний до тех пор, пока не будет на них воли Господней.

Приоритет

А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым; ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они пред ними. Ибо, если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь чрез ваши места в Испанию (15:25-28)

Павел описывает третью черту, присущую верующему, который верно исполняет свое призвание, — установление четких приоритетов. Планирование будущего служения никогда не должно вредить нынешнему служению.

Прежде чем Павел сможет отправиться в Рим и в Испанию, ему необходимо преодолеть более тысячи километров в противоположном направлении — в Иерусалим, чтобы там послужить святым.

Кажется, что намерение Павла посетить Иерусалим противоречит его призванию «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово» (15:20). Церковь возникла в Иерусалиме, и ни одном другом городе в первом столетии не служило больше апостолов и других церковных служителей. Но ко времени написания Послания к Римлянам, а это, возможно, произошло в 58 году от Р.Х., церковь в Иерусалиме подвергалась не только сильным преследованиям, но и пребывала в большой нужде.

Повсюду в Палестине был голод, и из-за преследования неверующими евреями многие христиане потеряли работу, были брошены в тюрьму, что еще больше усугубило и без того тяжелое положение их семей. В добавок ко всему многие иудеи из других мест, посещавшие Иерусалим на праздник Пятидесятницы, обратились в христианство и решили остаться в городе как гости римский верующих.

По причине этой великой нужды Павел обратился к церквям в провинциях Македония и Ахаия, которые с удовольствием участвовали некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Павел писал галатам несколькими годами ранее, что во время предыдущего путешествия его и Варнавы в Иерусалим Иаков, Кифа и Иоанн подали им «руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался и исполнять в точности» (Гал. 2:9-10). Это стало подтверждением того, что разделяющая стена между евреями и язычниками, разрушенная в Христе (Ефес. 2:14), не была восстановлена.

В своем 1-ом послании в Коринф, находившемся в провинции Ахаия, Павел писал: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских» (1 Кор. 16:1). Во 2-ом послании он радовался щедрости македонских церквей. «Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия; ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым» (2 Кор. 8:2-4).

В то время все еще чувствовалась враждебность и подозрительность между еврейскими и языческими верующими. Подаяния от главным образом языческих церквей провинций Македония и Ахаия, которые по большей части также были бедны, — это подтверждение любви и примирения с обнищавшими святыми в Иерусалиме, которые в основном были евреями. Вместе с представителями языческих церквей Павел должен был принять эти дары, чтобы способствовать согласию в Теле Христовом.

Подаяние — перевод греческого «коинониа», означающего «делиться». Это слово, как правило, переводится как «товарищество» или «общение». Но здесь, как и в 2 Кор. 9:13, из контекста ясно, что речь идет о финансовой помощи, о даре. Видимо Павел хотел укрепить «коинониа» духовных взаимоотношений между евреями и язычниками при помощи «коинониа» материальной поддержки. Центром его служения было провозглашение истины о том, что «теперь во Христе Иисусе вы [язычники], бывшие некогда далеко, стали близки кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих», то есть из евреев и язычников, «одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Ефес. 2:13-14). Бог дал апостолу особое «разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (3:4-6).

Верующие в Македонии и Ахаии не только были готовы щедро отдавать, но и усердствовали в этом. Они отдавали не только потому, что святые в Иерусалиме были братьями и сестрами в Христе, но и потому, что они поняли, что как сказал Иисус женщине из Сихаря, «спасение от Иудеев» (Иоан. 14:22). Исайя пророчествовал, что «от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 2:3).

На человеческом уровне все христиане из язычников были обязаны своей духовной жизнью еврейским апостолам, пророкам, учителям и евангелистам, которые первыми проповедали Благую весть о спасении в Иисусе Христе. Поэтому язычники, помогавшие святым в Иерусалиме, сознавали, что они в долгу перед этими евреями. «Ибо, если язычники сделались участниками в их духовном, — продолжает объяснять Павел, — то должны и им послужить в телесном (деньгами)».

«Леитоургео» (служить) — греческое слово, от которого произошло наше «литургия». Термин часто обозначал священническое служение, о котором Павел говорил в 15:16. Даже материальный дар — это акт духовного служения.

То, что язычники были духовно и материально должны иудеям, не делает их щедрость менее значительной или менее любящей. Обязанность не исключает желание и радостное согласие. Даже обязанность можно выполнять с любовью. И македонские, и ахайские христиане признали свой долг и выполнили его с радостной готовностью, а не по принуждению. Как уже отмечалось, Послание к Римлянам было написано в Коринфе — главном городе Ахаии, и местные верующие, без сомнения, многократно слышали увещевания Павла, содержащиеся во 2-ом послании: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Многие из них давали доброохотно и тем самым были угодны Богу.

Они также были угодны Павлу. «Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, — говорит он, — я отправляюсь чрез ваши места в Испанию». Павел был очень обрадован щедрым даром, который он вместе с представителями языческих церквей доставлял в Иерусалим. Он желал верно доставить сей плод усердия, подтверждающий и для евреев, и для него самого искреннюю любовь и благодарность, которую выразили эти языческие верующие, отправив пожертвование страдающим еврейским святым в Иерусалиме.

Павел снова упоминает (см. ст. 24) о своем замысле посетить римскую церковь по пути в Испанию. Но теперь его главная цель — показать любовь язычников к еврейским верующим, доставив пожертвования языческих церквей в иерусалимскую церковь. Это были пожертвования, о которых Павел писал во 2-ом послании в Коринф, уверяя местных верующих, что «дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми» (2 Кор. 9:12-13). Весть об этом грядущем проявлении любви, по-видимому, уже достигла иерусалимской церкви, потому что Павел говорит далее коринфянам о том, что верующие в Риме молятся «за вас, по расположению к вам, за переизбыточествующую в вас благодать Божию» (ст. 14). Бескорыстное пожертвование явилось еще одним доказательством для евреев, что Божья спасительная благодать Благой вести Иисуса Христа действительно распространяется на язычников.

Процветание

И уверен, что, когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова (15:29)

Четвертая черта, характеризующая человека, истинно выполняющего свое Божественное призвание, — это духовное преуспевание. То, что Павел употребляет слово «уверен», говорит о его твердой убежденности в том, что когда он придет в Иерусалим, то будет обладать полным благословением благовествования Христова. Жизнь Павла была под благословением, потому что он пребывал в постоянном послушании Господу. Конечно, благословение не исключало физический лишений и несчастий, о чем он говорит в ст. 31 и во многих других посланиях. Но никакие физические испытания не могли лишить его полноты духовного благословения.

Более всего Павел был далек от того, что называют «евангелием здоровья и процветания». Его послушание Христу дорого ему стоило и в материальном, и в физическом плане. Из-за служения Христу он подвергался тюремному заключению, был избиваем, побиваем камнями, подвергался опасности со стороны язычников и со стороны иудеев, перенес и множество других лишений (см. 2 Кор. 11:23-27). Но ни одна из этих внешних проблем не смогла лишить его внутреннего благословения. Напротив, он писал: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие… Как бы ни проповедовали Христа… я и тому радуюсь и буду радоваться» (Фил. 1:12-14,18).

Пережитые Павлом лишения дали ему больше возможностей «быть служителем Иисуса Христа у язычников» и сделать их приношением Богу, которое «освящено Духом Святым» и «благоприятно Богу», (Рим. 15:16) и таким образом получить благословение, которое может принести только такое самоотверженное служение Господу. Он знал «мир Божий, который превыше всякого ума»; он знал, что умеет «жить и в скудости… и в изобилии» и что Бог восполняет всякую его нужду «по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Фил. 4:7,12,19).

Цель

Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа(15:30а)

Пятое свойство, которым должен обладать человек, верно исполняющий свое Божественное призвание, — это ясно видеть цель служения Господу. Выражение «между тем умоляю вас» предваряет призыв к верующим молиться о поддержке апостола в его служении. Перед тем как провозгласить этот призыв, Павел ясно говорит о том, что его главная цель — прославить Господа нашего Иисуса Христа. Он сказал верующим в Коринфе: «Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником Его» (1 Кор. 9:23), то есть для Христа — источника и силы Благой вести. «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (10:31).

В следующем послании в Коринф Павел провозгласил: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа… Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4:5,11). «Посему я благодушествую в немощах, — признался он, — в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» (12:10). Завершая послание к галатийской церкви, Павел писал: «Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17). А филиппийцам он сказал: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Фил. 3:8).

Верный христианин свидетельствует ради тех, кто нуждается в Господе, и служит ради тех, кому нужна помощь, но его главной целью всегда должно быть служение Его Господу и Спасителю, именем и силой Которого он служит другим.

Павел радуется тому, что если сможет успешно достичь Иерусалима, доставив пожертвования церквей из Македонии и Ахаии, Христос будет восславлен и в церкви, и перед взирающим миром. Господь будет прославлен добровольной и любящей щедростью языческих жертвователей, равно как и благодарным приемом этого дара евреями. Христос прославляется всегда, когда Его Церковь объединяется во имя Его и для служения Ему.

Павел служил не только для славы Христа, но и ради любви Духа. Этого выражения и содержащейся в нем мысли нельзя больше нигде найти в Св. Писании. Некоторые считают, что речь идет о любви Св. Духа к Павлу. Будучи частью единого Бога, Дух, как и Отец и Сын, любит и мир в целом, и каждого верующего в отдельности. Но из контекста следует, что Павел, скорее всего, говорит о своей любви к Духу, а не о любви Духа к себе. Несомненно, что огромная любовь Павла к Богу подразумевала и любовь к Св. Духу, и к Богу Отцу, и к Богу Сыну. Давид выразил те же самые чувства, когда писал: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142:10, курсив добавлен). В обоих случаях Св. Духу воздается хвала, а значит и любовь.

Преданность славе Господа Иисуса Христа и любовь к Его Святому Духу должны быть главным мотивом жизни и служения каждого христианина. В благодарность за Божественную благодать, которой Христос спас нас, и за Божественную силу пребывающего в нас Св. Духа все, что мы думаем, говорим и делаем должно выражать нашу любовь к ним и приносить им славу и честь.

Молитва

подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами (15:30б-32)

Молитва — это, пожалуй, главная характеристика человека, верно исполняющего волю Бога. И теперь Павел просит братьев верующих в Риме «подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу».

«Сунагонизомаи» (подвизаться) — усиленная форма глагола «агонизомаи», который означает бороться или воевать, и от которого произошел глагол «агонизировать». Слово первоначально использовалось для описания атлетических соревнований, в особенности тех, на которых соревнующиеся — борцы или боксеры — боролись друг с другом. Иисус использовал это слово, когда сказал Пилату: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители мои подвизались [агонизомаи] бы за Меня» (Иоан. 18:36).

Часто молитва — это сражение. Иногда «противник» — наша ветхое «я», которое продолжает противодействовать «закону ума [нашего]» и «[делает нас] пленником закона греховного, находящегося в членах [наших]» (Рим. 7:23). Молитва всегда, так или иначе, — борьба против греха и зла, которые внутри нас или вокруг нас. Иногда, как свидетельствует Исайя, необходимо пробудиться и «крепко держаться за» Господа (Ис. 64:7). Хотя в отличие от Иакова мы не боремся с Господом (Быт. 32:24), духовная борьба, выраженная в молитве, иногда может быть такой же сильной. Борьба Павла за верующих в Колоссах и Лаодикии, несомненно, потребовала многих часов усиленной молитвы за них, за их познание «тайны Бога и Отца и Христа», за то, чтобы они были защищены от обмана (Кол. 2:1-4). В конце послания Павел передает приветствие от Епафраса, который был из их братства и всегда подвизался за них в молитвах, чтобы они «пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу» (4:12).

Наш ограниченный ум не в состоянии соизмерить силу молитвы с Божьим всемогуществом. Учение о Троице, как и многие другие ясно открытые учения из Св. Писания, непостижимо для человека, и мы просто признаем их абсолютную истинность. Любые кажущиеся противоречия вызваны ограниченностью человеческого понимания. Из Его Слова мы знаем, что Бог всемогущ, и воля Его неизменна. Но из того же Слова мы знаем, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Господь дал нам владыческое обещание, что «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лук. 11:10). Любое богословское течение, умаляющее силу молитвы или настойчивость в молитве, — ересь.

Хотя Павел просил о поддержке, когда находился в Иудее, сейчас он говорит главным образом не о борьбе против сил зла в молитве. Он подчеркивает необходимость совместной с римскими братьями молитвы к Богу за него. В посланиях Павла такие просьбы встречаются многократно. «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, — советует он ефесянам, — и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне» (Ефес. 6:18-19). Во время своего первого заключения в Риме он просил колоссян: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением; молитесь также и о нас» (Кол. 4:2-3). Во 2-ом послании в Фессалоники он сказал: «Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес. 3:1).

В начале послания в Рим Павел уверяет местных верующих, что «Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его» — свидетель того, что он непрестанно вспоминает о них в молитвах (1:9-10). Теперь он просит братьев и сестер в Христе молиться о нем: о его безопасности в Иудее, когда он посетит Иерусалим (15:31а), об успехе его служения местным святым (ст. 31б), за личное удовлетворение, которое он надеется получить от общения со своими читателями, когда наконец достигнет Рима (ст. 32а, в).

Безопасность

чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее (15:31а)

«Неверующий» — перевод греческого слова «апеитео», означающего упрямого и не поддающегося убеждению человека. Из контекста ясно, что речь идет о евреях, отказывающихся верить в Благую весть, а потому не верующих в Бога, Сына Которого, Мессию, они отвергают. В разных переводах Библии «апеитео» переводится различными глаголами, но всегда употребляется по отношению к тем, кто не верит. Так в Деян. 14:2 неверующими названы те, кто «воздвиг гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов» (см. 13:50).

Еще во время, когда он впервые «стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9:20), Павел был приговорен к смерти иудейскими начальниками Дамаска (ст. 23), и вскоре после этого такой же приговор вынесли евреи в Иерусалиме, когда апостол начал проповедовать там (ст. 30). К моменту написания послания в Рим Павел уже испытал осмеяние, тюремное заключение, был сечен, бит и даже побиваем камнями, евреи неистово выступали против него и проповедуемой им Благой вести (например, 2 Кор. 11:23-25; Деян. 14:19; 18:12; 20:3,19).

Просьба Павла об избавлении от неверующих в Иудее не означала, что он просит оградить себя от будущих преследований или даже от смерти. Он хотел избавиться от них лишь настолько, насколько это необходимо, чтобы завершить служение, которое поручил ему Господь. Задолго до своего приезда в Иудею он знал об ожидающих его там опасностях. Когда корабль Павла сделал остановку в Милите, он сказал пришедшим на встречу с ним ефесским пресвитерам: «И вот, ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня». Апостол продолжает: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:22-24).

Когда Павел и его спутники достигли Кесарии, они на несколько дней остановились в доме благовестника Филиппа. Лука сообщает, что когда они пребывали там, «пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, вошед к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян. 21:10-11).

Ответ на молитву Павла о том, чтобы быть избавленным от неверующих в Иудее, был положительным в том смысле, что евреям в Иудее не было позволено убить его. Павла били и заточили в тюрьму, но его жизнь была Божественно сохранена. Когда он находился под римской стражей в Иерусалиме, «Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11).

Успех

и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым (15:316)

Вторая просьба в молитве Павла была о том, чтобы независимо от подстерегающих его опасностей «служение мое для Иерусалима было благоприятно святым». Иными словами, он хотел, чтобы его служение принесло пользу Божьему народу здесь, где родилась Церковь. Он не думал о том, что можно было бы назвать профессиональным успехом. Когда-то Павел предупредил галатийских верующих, что «если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема… У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:8,10).

Поскольку Павел и его языческие спутники из Македонии и Ахаии везли финансовые пожертвования для иерусалимской церкви, которая была преимущественно еврейской, служение, о котором упоминает апостол, по крайней мере отчасти, означало и доставку этих пожертвований. Он хотел, чтобы святые в Риме молились вместе с ним от том, чтобы дар не оскорбил еврейских верующих Иерусалима, а был благоприятен святым. Павел хотел, чтобы пожертвования были приняты с благодарностью, как выражение братской любви и примирения.

Молитва Павла об успехе в Иерусалиме не осталась без ответа. «По прибытии нашем в Иерусалим, — говорит Лука, — братия радушно приняли нас… Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же, выслушавши, прославили Бога» (Деян. 21:17,19-20).

Удовлетворение

дабы мне в радости… придти к вам и успокоиться с вами (15:32а, в)

Это — самая личная из трех просьб, содержащийся в молитве Павла. В ожидании того времени, когда он наконец сможет придти к римской церкви, Павел надеется, что это произойдет в радости. Он уже сказал им: «Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти» (15:24).

Завершая 1-е послание в Коринф, Павел сказал: «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили» (1 Кор. 16:17-18). Он радуется благословениям и утешению других. «Посему мы утешились утешением вашим, — писал он позже к той же церкви, — а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его» (2 Кор. 7:13).

Желание Павла служить в Испании никогда не осуществилось, но он достиг Рима и нашел радость и успокоение в обществе тех, к кому так стремился. Когда он вместе со своими спутниками прибыл в Рим, «тамошние братия, услышавши о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц; увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился» (Деян. 27:15).

Отметим снова, что более всего остального Павел был непоколебимо предан Божьей воле. Вскоре после того, как он и Варнава были посланы Св. Духом из церкви в Антиохии Сирийской (Деян. 13:2-3), Павел проповедовал в синагоге в Антиохии Писидийской (ст. 14), в Малой Азии. Дважды он упоминал о покорности Давида воле Божией. Цитируя 1 Царств 13:14 он напомнил слушающим его евреям слова Господа о величайшем царе Израиля: «Нашел Я мужа по сердцу Моему. Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деян. 13:22). Далее в проповеди он снова замечает, что Давид в свое время послужил изволению Божьему (см. ст. 36). С момента обращения единственной целью Павла как служителя, проповедника, и первопроходца (см. Рим. 15:14-21) было лишь выполнение воли Божьей, чтобы, подобно Давиду, тоже быть человеком по сердцу Господа.

Везде в послании к римской церкви Павел говорит об этом желании. Как и в данном тексте, он ясно дает понять, что осуществление его надежды посетить Рим зависит от воли Божьей (1:10). Заявив о том, что одно из дел Св. Духа — ходатайствовать «за святых по воле Божией» (8:27), он просит верующих: «Милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу», а также «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия» (12:1-2). Он хвалил верующих в Македонии за то, что они «отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам по воле Божией» (2 Кор. 8:5). Он предостерегал верующих в Ефесе: «Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Ефес. 5:17). Он убеждал рабов: «Повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (6:5-6).

В первых стихах 2-го послания в Коринф и в посланиях в Ефес, Колоссы, а также во 2-ом послании Тимофею Павел подтверждает, что он «волею Бога апостол Иисуса Христа». Наивысшим ориентиром его личной жизни и общественного служения всегда была воля Бога.

Когда верующие в Кесарии умоляли Павла не идти в Иерусалим из-за ожидавшей его там опасности, апостол ответил: «Что вы делаете? Что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян. 21:13; ср. 20:24). Для него было не важно, что с ним произойдет, потому что, выполняя Божий труд, он следовал воле Господа.

Свидетельствуя в Иерусалиме перед множеством собравшихся евреев о своем обращении и призвании, Павел напомнил им слова, сказанные ему Ананией: «Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его» (Деян. 22:14).

Как уже свидетельствовал Павел в Рим. 15, благодаря тому, что его служение соответствовало воле Божьей, ему знакомы духовные победы, и он может сказать с полным смирением: «Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу; ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорение язычников вере, словом и делом» (ст. 17-18). Служа исключительно по воле Божьей, он испытал сверхъестественную силу «знамений и чудес, силою Духа Божия» и мог сказать, что «благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (ст. 19).

Благословение

Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь (15:33)

Перед тем как перейти к личным приветствиям друзьям из Рима и дать заключительное предостережение о необходимости быть начеку, опасаясь тех, кто, вызывая распри, преследует свои собственные эгоистичные цели, Павел произносит короткую, но трогательную молитву.

В этой главе он говорил о Боге, дающем терпение и утешение (ст. 5) и о Боге надежды (ст. 13). Теперь он просит: «Бог же мира да будет со всеми вами», то есть со всеми римскими верующими.

Бог — источник истинного мира, «который превыше всякого ума» (Фил. 4:7). По сути, «Бог есть мир наш, соделавший из обоих», то есть из евреев и язычников, «одно» (Ефес. 2:14; ср. 11-13).

С человеческой точки зрения, жизнь Павла как апостола была далеко не мирной. Внешние обстоятельства вносили в нее неопределенность, а часто и беспорядок. Его физическая безопасность и жизнь постоянно находились под угрозой. Но он был близок к Богу мира и внутренне пребывал в мире и спокойствии, которые Бог дает тем, кто верно пребывает в Его воле. Аминь.