4. Истинное духовное руководство

Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире; свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно вспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам. Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею. Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам, — но встречал препятствия даже доныне, — чтобы иметь некий плод и у вас, как и прочих народов. Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам; итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме (1:8-15)

Книги, которые я читал в семинарии, многому научили меня. Многое мне дали прослушанные в семинарии лекции. Многое я понял, когда в семинарии писал работы. Но еще большему научили меня позиции и действия праведных людей, у которых я учился. Общаясь с ними, я познал истинные приоритеты, истинные убеждения и истинную преданность нашему Господу.

В первых стихах Послания к Римлянам Ап. Павел также говорит своим читателям о себе, прежде чем пытаться преподавать им некоторые глубокие истины Благой вести. По сути дела он открывает свое сердце и произносит: «Прежде чем я покажу вам свое учение, я расскажу вам о себе».

Люди служат Господу по разным причинам. Некоторые служат, чтобы заработать спасение и Божью любовь, а не из фарисейских побуждений. Некоторые служат Господу из-за страха, что если не будут, то попадут к нему в немилость и возможно даже утратят право на спасение. Некоторые, как Диотреф (3 Иоан. 9), служат из-за престижа и уважения, которые дает начальственное положение. Некоторые служат, чтобы получить важные церковные должности и власть, чтобы царствовать над теми, кто находится под их началом. Некоторые служат ради внешних эффектов, чтобы их считали праведными в церкви и в мире. Некоторые служат из-за давления окружающих, чтобы удовлетворить определенным человеческим нормам духовности и нравственного поведения. Дети часто побуждаются к религиозной деятельности их родителями, и они иногда продолжают эту деятельность во взрослой жизни только из-за родительского принуждения или, возможно, из-за простой привычки. Некоторые люди очень усердны в христианской работе из-за финансовой прибыли, которую это может принести.

Но это лишь внешние побуждения к служению, и не важно, насколько правоверной и полезной может быть эта служба другим людям, но если она совершается без искреннего желания угодить Богу и прославить Его, то она не духовно, и Он не приемлет такой службы (ср. 1 Кор. 10:31). Очевидно, что человек может начать христианское служение без искренней преданности Богу, а затем такой подход станет обычным или даже перерастет в привычку к механическому исполнению своих обязанностей просто из-за чувства необходимости. Пасторы, учителя Воскресной школы, руководители молодежи, миссионеры и все другие христианские работники могут неосторожно оставить свою первую любовь и попасть в колею поверхностной деятельности, которая совершается во имя Господа, но делается не для Его славы и не для Его силы.

Даже когда Господу служат из праведных побуждений и во имя Его силы, всегда существует опасность негодовать или испытывать жалость к себе, когда твоя работа не оценивается, а возможно даже не замечается братьями в Христе.

Без сомнения, сатана много раз искушал Ап. Павла, чтобы вынудить его оставить служение. Это происходило, когда апостол испытывал противодействие или встречал трудную, плотскую, занятую собой, мирскую церковь, как это было в Коринфе. Но Павел был глубоко предан Господу, потому что благодаря Божьей милости и провидению, он всегда хранил в чистоте свои побуждения. Поскольку его единственной целью было угодить Богу, то неприятие и неуважение других людей, даже тех, которым он служил, не могло отвернуть его от работы или привести к отчаянию и жалости к самому себе.

В своих первых словах, обращенных к верующим в Риме, Павел говорит о своем искреннем духовном побуждении и желании служить им. С теплотой, любовью и нежностью, которыми проникнуто все послание, он заверяет их в своей искренней преданности Богу и в своей искренней любви к ним. Хотя Павел лично не основывал и даже не посещал церковь в Риме, он испытывал искреннее чувство Христа о духовном благополучии ее паствы и страстное желание развить духовную и личную дружбу ее верующих. Послание к Римлянам обнаруживает, что Павел имел не только усердие пророка, но и ум учителя, призвание апостола, сердце пастыря.

Получив письмо Павла, верующие в Риме, возможно, удивились тому, что великий апостол, которого большинство из них даже не знали, взял на себя труд написать им такое длинное и глубокое послание. Они могли удивиться и тому, что так заботясь о них, Павел до сих пор не нанес им визит. В Рим. 1:8-15 Ап. Павел отвечает на оба эти вопроса. Он пишет им, потому что глубоко озабочен их духовной зрелостью, а не посетил их до сих пор, потому что до сих пор это не было ему позволено. В этих нескольких стихах апостол раскрывает римлянам свое сердце.

Ключом, открывающим сущность этого места, есть фраза: «Бог, которому служу духом моим» (ст. 9а). Павел был воспитан и образован, как иудей. Он сам когда-то был фарисеем и хорошо знал другие еврейские религиозные направления: саддукеев, книжников; а также священников и старейшин. Он знал, что за малым исключением их руководители служили Богу по плотски, и ими двигали личные интересы. Их поклонение и служение были механическими, рутинными, внешними и поверхностными. Павел был также хорошо знаком с языческим миром и знал, что религиозное поклонение и служение язычников также было внешним, поверхностным и исходило только из личных интересов.

Именно о такой религии Иисус Христос говорил самаритянке у колодца Якова: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:23-24). Истинное поклонение, приемлемое Господом, не предусматривает определенного места, ритуала, формы или созданного человеком обряда.

На протяжении многих лет, до своего спасения даже сам Павел поклонялся и служил Богу внешне, преследуя свои интересы (Фил. 3:4-7). Но теперь, когда он принадлежит Христу, и Дух Христа дает ему силы и вдохновляет его, он всем своим существом поклоняется Господу в духе и истине и служит Ему. Теперь Павел движим искренним внутренним желанием служить Богу ради Бога, а не ради себя самого; как велит Бог, а не так, как кажется ему; ради Божьей власти, а не ради своей. Им больше не движут личные интересы или давление окружающих, он более не ориентирован на еврейские религиозные традиции или даже на собственное понимание того, как придерживаться Божьего закона. Он не старается угодить другим людям или даже себе, а лишь Богу (1 Кор. 4:1-5). Целью жизни и служения Павла было прославлять Бога, провозглашая спасительную милость Благой вести. Он жил в соответствии с Божественным принципом, провозглашенным им ефесянам, служа Богу «не с видимою (только) услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Ефес. 6:6). Как он напомнил пресвитерам церкви, «ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20:33-34).

Павел служил не потому, что это было весело или приятно. «Ибо и Христос не Себе угождал, — указывает он позже в послании, — но как написано: «злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим. 15:3; ср. Пс. 68:8). Павел служил также не ради славы или почитания со стороны других людей. «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). В одном из посланий к церкви в Коринфе он заявляет: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4:5; ср. 1 Кор. 9:19).

Из сказанного Павлом в ст. 8-15, следуют девять признаков истинного духовного служения: благодарность (ст. 8), забота (ст. 9-10а), расположенность и покорность (ст. 10б), любовь (ст. 11), смирение (ст. 12), плодотворность (ст. 13), послушание (ст. 14), готовность (ст. 15). Десятый признак — смелость — упомянут в 16-ом стихе.

Дух благодарения

прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире (1:8)

Первая характерная особенность истинного духовного служения, которой Павел был наделен в изобилии, — это благодарность. Он был благодарен за то, что Бог сделал для него и через него, но в равной степени он был благодарен и за то, что Бог сделал для других верующих и через других верующих. Возможно, он благодарит не самих римских верующих, чтобы это не посчитали за лесть. Павел говорит: «Благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас».

Благодарность Павла была сердечной и личной прежде всего из-за его духовной близости к Богу. Он сказал: «Благодарю Бога моего». Ни язычники, ни большинство евреев не могли обратиться к Богу, используя личное местоимение. Для Павла же Бог был не богословской абстракцией, но любимым Спасителем и близким Другом. Как он говорит в следующем стихе, он служит Богу духом своим, идущим из глубины его сердца и ума.

Павел благодарит через Иисуса Христа, единственного вечного Посредника между Богом и человеком. «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня», — говорил Иисус (Иоан. 14:6), и все верующие в Него имеют привилегию называть Всемогущего Бога «мой Бог». «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Нам был дан доступ к Отцу через Иисуса Христа, и потому мы всегда можем приступить «с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16) и можем сказать: «Авва, Отче» (Рим. 8:15).

Благодарность Павла была также личной из-за духовной близости с собратьями по вере, даже с такими, как в Риме, большинство из которых он не знал лично. «Благодарю Бога моего… за всех вас» означает за всех верующих в церкви Рима. Его благодарность была беспристрастной и всеобъемлющей, не делающей никаких различий.

В каждом послании, кроме одного, Павел выражает благодарность тем, к кому пишет. Исключение составляет послание к церкви в Галатии, которая отошла от истинной Благой вести о благодати к системе праведных поступков, поклоняясь и служа по плотски из-за влияния иудеев. Другие церкви не было совершенны, что становится очевидным из того факта, что Павел написал большинство своих посланий для исправления неверного учения или порочного поведения. Но даже когда потребность в наставлении и исправлении была велика, он находил что-нибудь в этих церквях, чтобы поблагодарить их.

Ап. Павел написал Послание к Римлянам из Коринфа. В это время евреи составляли заговор, чтобы убить его (Деян. 20:3). Он шел в Иерусалим, где, как ему было известно, он будет арестован; возможно, его там ждала смерть. И все же он был преисполнен чувства благодарности.

Несколько лет спустя, ожидая аудиенции у цезаря, Павел был пленником в своем собственном доме в Риме, но даже тогда Павел испытывал чувство благодарности. Пребывая в таком положении, он написал четыре послания — ефесянам, филиппийцам, колоссянам и Филимону, которые обычно называют тюремными посланиями. В каждом из этих посланий он благодарит верующих, которым пишет (Ефес. 1:16; Фил. 1:3; Кол. 1:3; Филим. 4). Во время второго римского заточения Павел мог находиться в ужасной Мамертинской тюрьме. И если это было так, то мы можем быть уверены, что даже находясь там он испытывал чувство благодарности, хотя через тюрьму проходила система сточных вод города. На экскурсии в этой тюрьме мне рассказали, что когда камеры переполнялись, то открывались ворота, сдерживавшие сточные воды, и все заключенные оказывались в нечистотах и тонули, освобождая место для новой партии заключенных. Но благодарность Павла основывалась не на земных обстоятельствах, а на богатстве его дружбы с Господом.

Особой причиной, из-за которой Павел благодарил римлян, римских христиан, была их глубокая вера, которая «возвещается во всем мире». Из истории мы знаем, что в 49 году Р.Х. император Клавдий изгнал евреев из Рима, полагая, что все они — последователи кого-то, кого называют Христоус (вариант произношения Христос). Очевидно, свидетельство еврейских христиан так подействовало на неверующих евреев, что суматоха, беспорядок угрожали спокойствию всего города. Следовательно, верующие имели мощное влияние не только на город, но и на весь мир. Что за похвала!

Под верой Павел понимал не первоначальную веру в Христа, Который дает спасение, но стойкую, упорную веру, дающую духовный рост и силу. Такая вера могла вызвать гонения. Верующие Рима жили в логове льва, и это так и было. Тем не менее, они сохранили свою веру в чистоте и истине. Некоторые церкви известны благодаря своим пасторам, архитектуре, окнам из цветного стекла, размеру и богатству. Церковь в Риме была известна благодаря своей вере.

Следующее, второе свойство истинного духовного служения, которое выделяется здесь и чему всю свою жизнь был примером Павел, — это забота. Хотя он был благодарен за то, что было сделано и делалось в Господнем труде, он также был глубоко заинтересован в определении того, что еще должно быть сделано.

Здесь Павел произносит ключевую фразу ст. 8-15: «Бог, Которому служу духом моим». Слово «латреуо» (служить) всегда используется в Новом Завете, когда речь идет о религиозной службе, и поэтому иногда переводится как «поклонение», «служение». Исключая два упоминания о служении языческим идолам, это слово используется, когда речь идет о поклонении и службе истинному Богу. Наибольшее почитание, которое верующий может предложить Богу — это преданное, чистое, искреннее служение.

Благочестивое служение требует полного, беззаветного посвящения. Павел служил Богу всем, что у него было, начиная со своего духа; исток его служения — глубокие желания его души. В 12-ой главе этого послания он взывает ко всем верующим: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего» (ст. 1). Такая духовная преданность достигается отказом сообразоваться «с веком сиим» через преобразование «обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что (есть) воля Божия благая, угодная и совершенная» (ст. 2).

Павел использовал сходное утверждение об истинном поклонении, истинном служении в послании к церкви в Филиппах: «Мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Фил. 3:3). Когда на пути в Рим товарищи по кораблю оставили все надежды спастись в ужасный шторм в Средиземном море, апостол заверил их: «Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль; ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано» (Деян. 27:22-25).

Павел мог заявить Тимофею: «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью» (2 Тим. 1:3). Поскольку он служил Богу с искренним сердцем, он также служил Ему с чистой совестью. Поклонение и служение Павла были неразрывно связаны. Его поклонение было действием служения, а его служение было воплощением поклонения.

Поскольку его молодой друг Тимофей духовно оступился, то Павел дал ему совет: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). В нескольких последующих стихах он также предупреждает: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (ст. 22).

Основным служением Павла Богу была проповедь благовествования Сына Его, к служению которому Бог призвал его и которому он отдал всю свою жизнь. Но, как объясняет он дальше, это служение Богу включает глубокую личную заботу о каждом, кто верит в Благую весть, независимо от того, услышали они ее от него или от кого-либо другого. Он не боялся за верующих в Риме, поскольку они были «его обращенными», которыми они не были в буквальном смысле, но Павел говорит так из-за того, что и он, и они были братьями, которые имели одного и того же духовного Отца через веру в одного и того же Божьего Сына как их Спасителя.

Несколько раз в начале послания (1:10-11,15) и в конце его (15:14, 22) Павел говорит о том, что он пишет к римской церкви отчасти как посторонний человек. Этот факт делает его сильную заботу о верующих еще более значительной и трогательной.

Поскольку большинство римских верующих не знали его лично, Павел называет Господа свидетелем своей искренней любви и заботы о своих духовных братьях и сестрах в Риме. Он знал, что Бог, знающий реальные побуждения и искренность каждого сердца (ср. 1 Кор. 4:5), будет свидетельствовать, как непрестанно он упоминает о них в своих молитвах. Он не был многословным, используя оба слова «непрестанно» и «всегда», он просто дал отрицательное и положительное выражение своей заботы.

Хотя Павел радовался и благодарил римлян за их большую верность, он знал, что без Божьей постоянной поддержки колеблется даже сильная вера. Эти верующие, следовательно, всегда пребывали в его молитвах, постоянно оставаясь в его молитвенном списке. Хотя и по разным причинам, преданный верующий нуждается в такой же молитвенной поддержке своих собратьев, как и тот в церкви, кто допускает неверие.

Павел уверял верующих Фессалоник, что «для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» (2 Фес. 1:11-12). В предыдущем послании апостол напоминает им о необходимости находиться в постоянной молитве (1 Фес. 5:17). Подобное он советует и ефесским верующим: «Молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Ефес. 6:18).

В конце своего Послания к Римлянам Ап. Павел говорит: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим. 15:30). Он просит молиться о нем не из эгоистичных побуждений, а ради служения, чтобы «избавиться мне от неверующих в Иудее, и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами» (ст. 31-32).

Хотя Павел не говорит определенно, какие молитвы он произносит о римских христианах, мы можем с уверенностью предположить, что они были сходны с теми, о которых он упоминал в других своих посланиях. «Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, — писал он ефесянам, — да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефес. 3:14-19).

Это глубокая молитва! Павел молился, чтобы эти верующие получили силу от Св. Духа, чтобы Иисус Христос всегда находился в их душе, чтобы они были преисполнены любви Божией и чтобы они были совершенны в образе и подобии Его.

Обращаясь к верующим в Филиппах, Павел говорил, что молится о том, «чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов», показывая тем самым, что они «исполнены плодов праведности Иисусом Христом в славу и похвалу Божию» (Фил. 1:9-11).

Он уверял церковь в Колоссах: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью» (Кол. 1:9-11). Содержание всех молитв Павла было духовным. Павел молился об отдельных верующих, но он также совершал много молитв о группах верующих. Он молился о том, чтобы их сердца соединились с Божьим сердцем, чтобы их знание Его Слова соделалось полным и чтобы их послушание Его воле достигало совершенства. Глубина и сила молитвы — мерило глубины и силы заботы.

Дух расположенности и покорности

прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам (1:10б)

Павел не только молился о духовном благополучии римской церкви, но хотел, чтобы Бог употреблял его в качестве инструмента, чтобы помочь ответить на эти молитвы в соответствии с Его Божественной волей. В Церкви всегда было множество скорых на критику людей, но кажется, что лишь немногие из них хотят, чтобы Бог использовал их для решения проблем, о которых они так заботятся.

Многие христиане намного больше готовы дать деньги для служения кого-то другого, чем служить самим. В своей книге «Евангельский дирижабль» Джой Бейли (The Gospel Blimp (Elgin, 111: David C.Cook, 1983) рассказывает впечатляющую историю о человеке, который нанял небольшой дирижабль, чтобы засыпать окрестности трактатами о Благой вести. Основной темой книги и снятого по ней популярного кинофильма был тот факт, что некоторые верующие при распространении Благой вести впадают в большие крайности, чтобы избежать личной ответственности.

Однажды после служения ко мне подошел человек и предложил, чтобы церковь выделила 25 тысяч долларов на создание сложной телефонной системы, которая бы давала звонящим места из Евангелия. Подобно персонажу из истории с «евангельским дирижаблем», этот человек хотел использовать свою схему, прежде всего, чтобы обратиться к неверующим согражданам. Поэтому я предложил: «Почему бы вам не пойти самому и не рассказать им о Благой вести?»

С обывательской точки зрения легче, а значит и лучше молиться, чтобы Бог использовал других, чем молиться о том, чтобы Он использовал тебя. Но, подобно Исайе, когда Павел слышал призыв Господа служить или видел духовную необходимость, он говорил: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:8). В служении Господу моление о других, конечно же, занимает важное место. Но истинным показателем нашего отношения к Его труду есть наше желание, чтобы Он использовал нас.

Павел длительное время просил у Бога разрешения посетить церковь в Риме, чтобы служить им, и чтобы они служили Ему (ст. 11-12). Очевидно, он надеялся вскоре совершить путешествие, говоря: «Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме».

Горячее желание Павла служить Богу всегда направлялось по воле Божьей. Павел служил, исходя не из собственных желаний и понимания, а в соответствии с волей Того, Кому служил. Когда пророк Агав драматическим образом предсказал опасность, ожидавшую Павла в Иерусалиме, друзья апостола просили его не ходить туда. «Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же друзья не смогли уговорить его, то успокоились и сказали: да будет воля Господня!» (Деян. 21:13-14).

Некоторые люди спрашивают: «Если Бог как Владыка в любом случае собирается совершить все, что Он предусматривает, в чем же тогда состоит цель молитв?» Д-р Дональд Грей Барнхауз предлагает использовать аналогию, чтобы показать взаимоотношение молитвы верующих и всевластия Бога.

«Предположим, что человек любит скрипичную музыку. У него есть средства, чтобы купить себе очень хорошую скрипку. Он также покупает себе самый лучший радиоприемник. Он собирает библиотеку великих музыкальных партитур, так что может взять любую пьесу, которую объявили по радио, поставить ее на пюпитр и играть вместе с оркестром. Диктор говорит, что Арманди и Филадельфийский оркестр будут исполнять Седьмую симфонию Бетховена. Человек у себя дома раскрывает эту симфонию и играет на своей скрипке в соответствии с тем, что он слышит в оркестре. Музыку, которая звучит по радио, мы можем назвать предопределяющей. Арманди следует партитуре в точности так, как написал ее Бетховен. Человек у себя дома начинает сбиваться с первой партии скрипки. Он сбивается с ритма, он теряет место, которое играет, находит его снова, он рвет струну и останавливается, чтобы починить ее. А музыка звучит и звучит. Он находит свое место снова и играет в этой же манере до конца симфонии. Диктор называет следующее произведение, которое будет исполнено, и скрипач кладет на пюпитр партитуру новой симфонии. День за днем, месяц за месяцем, год за годом человек находит удовольствие в пиликании на своей скрипке вместе со скрипками великих оркестров. Их музыка определена изначально. Все, что он должен сделать — это научиться играть в их темпе, в их ключе и следовать партитуре так, как она была написана. Если он решит, что ему хочется сыграть мелодию народной песни, в то время как оркестр исполняет симфонию Брамса, то диссонанс и разлад воцарятся в его доме, но отнюдь не в зале филармонии. После нескольких лет такой работы человек, скорее всего, станет хорошим скрипичным исполнителем и сможет научиться целиком подчинять себя партитуре и следовать ей. Гармония и радость происходят из подчинения и сотрудничества.

То же относится и к Божьему замыслу. Он раскрывается перед нами, разворачивается день за днем, как и запланировал его Бог до сотворения мира. Есть люди, которые борются против этого и которые должны, в конце концов, погрузиться во тьму, поскольку Он не потерпит в Своих небесах того, кто с гордыней отвергает Его. Нельзя предположить, что руководство разрешит человеку принести свою собственную скрипку в консерваторию и начать играть Шостаковича, когда по программе запланирован Бах. Партитура Божьего замысла изложена в Библии. В той мере, в которой я выучил ее, подчинил себя и живу в соответствии со всем изложенным там, я буду находиться в радости и гармонии с Богом и Его замыслом. Если я буду противопоставлять себя Ему, бороться против Него или не соглашаться с тем, что изложено, то в моей душе и в моей жизни не будет мира. Если в своей душе я попробую играть мелодию отличную от той, которую предназначил для меня Господь, то в моей душе не будет ничего кроме разлада. Молящийся учится играть мелодию, которую от него требует вечный замысел Божий, и делает это, чтобы быть в гармонии с волей вечного Творца и Автора всего, что составляет в жизни истинную гармонию. (Man’s Ruin: Romans 1:1-32 [Grand Rapids, 1952], стр. 122-23.)

Популярная практика требовать что-либо у Бога и ожидать, что Он удовлетворит эти просьбы, это извращение и ересь, попытка направить Божью совершенную и святую волю в русло наших собственных несовершенных и греховных желаний. Павел искал воплощения Божьего Царства и славы через Божью волю, а не свою.

Самозваные мессии всегда страдают манией величия. Они имеют грандиозные планы в отношении завоевания мира для Христа. Они всегда мыслят широко, их планы редко свидетельствуют о том, что они ограничены Божьим замыслом, который с обывательской точки зрения иногда кажется маленьким и незначительным. Служение Иисуса Христа не было сконцентрировано на обращении великих руководителей Его времени или обращении больших городов. Он выбрал двенадцать обыкновенных людей, чтобы учить их, как Своих апостолов, и большая часть этой учебы происходила в незначительных, часто изолированных частях Палестины. Он не собрал большой суммы денег и не пытался использовать для себя влияние великих людей. Его единственная цель — исполнять волю Его Отца таким способом, как это велел Его Отец, и в сроки, на которые Он указывал. Это наивысшая цель и для нас.

Дух любви

Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему (1:11)

Другая характерная особенность духовного служения — это дух любви. Павел хотел посетить римских верующих, чтобы служить им с любовью во имя Бога. Он не хотел ехать как турист, чтобы увидеть знаменитую Аппиеву дорогу или форум, Колизей или гонки на колесницах. Он хотел ехать в Рим, чтобы отдать частицу себя, а не чтобы предаваться удовольствиям.

Христиане, которые относятся к служению Господу как к средству получения одобрения окружающих и личного удовлетворения, неизбежно становятся предметом всеобщего разочарования и сожаления. Но тот, кто фокусирует свое внимание на том, чтобы давать, никогда не сталкивается с такими проблемами. Целью служения Павла было «представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Для чего я и тружусь, — говорил он, — и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:28-29).

Дух любви апостола хорошо отражен в его 1-ом Послании к Фессалоникийцам. Мы «были тихи среди вас, — писал он, — подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие» (1 Фес. 2:7-9).

Главная черта искренней любви — это самоотверженная самоотдача, и именно проявлением такой любви были слова Павла обращенные к церкви в Коринфе: «Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши» (2 Кор. 12:15). Готовность издерживать, истощать есть готовность использовать все свои средства и силы для их блага, а готовность быть использованным — это готовность умереть за них, если нужно.

Павел был обеспокоен физическим благополучием римских верующих, но его самой главной заботой и, следовательно, главной целью, было их духовное благосостояние. Поэтому он страстно стремился увидеть их, чтобы преподать некое духовное дарование.

Дар, который Павел хотел преподать, был духовным не только в том понимании, что он относится к духовной сфере, но и в том понимании, что его источник — Святой Дух. Поскольку Павел писал верующим, то он не говорил о даре спасения через Христа, о котором идет речь в Рим. 5:5-16. Не мог он говорить и о дарах, о которых повествуется в 12-ой главе, поскольку эти дары даны непосредственно Св. Духом, а не человеком. Следовательно, он должен был использовать термин «духовный дар» в самом широком его смысле, имея в виду все данные Богом духовные преимущества, которые он мог принести римским христианам в проповеди, учении, утешении, молении, направлении и исправлении.

Какие бы частные благодеяния не имел в виду апостол, они никогда не были поверхностными и направленными на себя, что свойственно сегодня многим членам церкви. Он не был заинтересован в том, чтобы удивить их или удовлетворить их религиозное любопытство.

Павел хотел преподать духовный дар римским верующим с целью их утверждения. Он хотел, чтобы эти духовные братья и сестры «истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Ефес. 4:15).

Молодая женщина однажды рассказала мне, что некоторое время она проводила воскресные занятия с девочками, и ей казалось, что она нежно их любит. Но в один из субботних дней во время футбольного матча в ее колледже, Господь дал понять ей, как поверхностна ее любовь. Из-за занятости по субботам, она редко тратила больше нескольких минут на подготовку урока. С этого дня она приняла решение затрачивать какие угодно усилия и затрачивать столько времени, сколько необходимо, чтобы дать этим девочкам что-то имеющее вечное значение. Именно такую любовь — преданную, жертвенную — Павел испытывал к церкви в Риме.

Дух смирения

То есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею (1:12)

Чтобы читатели не подумали, что он имеет в виду одностороннее дарование, Павел уверяет их, что визит принес бы пользу и ему, и им. Хотя он был очень одаренным и опытным апостолом, получавшим прямо от Бога откровение истины, он никогда не считал себя выше того, чтобы получать поучение и наставление от других верующих.

Дух истинной благодарности, заботы, расположения, подчинения и любви — это также и дух смирения. Человек, обладающий таким духом, никогда не поставит себя выше тех, кому он служит во имя Христа.

Комментируя это место в Послании к Римлянам, Жан Кальвин сказал о Павле: «Обратите внимание, как скромно он выражает то, что чувствует, не отказываясь искать поддержки у неопытных, начинающих. Павел также имеет в виду, что нет настолько лишенных дарования в Церкви Христовой, что они не могли бы в некоторой мере способствовать нашему духовному продвижению. Однако злая воля и гордыня не дают нам получать такую пользу друг от друга» (John Calvin, «Tne Epistle of Paul the Apostle to the Romans and to the Thessalonians» [Grand Rapids: Eerdmans, 1960], стр. 24).

Павел предостерегает старших не важничать перед теми, кто находится под их опекой, а быть примером для них. «И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, — и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:3-4). Затем он продолжает советовать и старым, и молодым облечь себя «смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (ст. 5).

Ап. Павел — величайший из когда-либо живших богословов — был также одним из наиболее смиренных людей. Он, получивший безмерные благословения и дарования человек, был лишен гордыни и высокомерия. Поскольку он не достиг духовного совершенства, но искренне желал этого (ср. Фил. 3:12-14), то был рад получить духовную помощь от всех верующих римской церкви, молодых и старых, зрелых и незрелых.

К сожалению, не только многие образованные и одаренные служители церкви думают, что они выше того, чтобы учиться или получать помощь от молодых и менее опытных верующих, но и эти менее опытные верующие часто думают, что им нечего предложить своим служителям.

Когда Уильям Карей был занят погрузкой на корабль в Индию, чтобы начать там миссионерское служение, некоторые из его друзей спрашивали, действительно ли он хочет довести до конца свои планы. Рассказывают, что выражая свое глубокое и сильное желание иметь их поддержку в молитве, он ответил: «Я готов спуститься даже в волчью яму, если вы будете держать канат» (из книги S. Pearce Carey, «William Carey» [London: The Carey Press, 1934], стр. 117-18).

Дух плодотворности

не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам, — но встречал препятствия даже доныне, — чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов (1:13)

Павел часто использует такую фразу «я не хочу оставить вас в неведении», как средство привлечь внимание к чему-нибудь, что имеет большую важность, и о чем он говорит. Он использует ее, чтобы представить свое учение о таких вещах, как таинство Божьего призыва язычников к спасению (Рим. 11:25), духовные дары (1 Кор. 12:1) и Второе Пришествие (1 Фес. 4:13). Здесь он использует эту фразу, чтобы сообщить о принятом им решении посетить верующих в Риме. «Я многократно намеревался придти к вам, — но встречал препятствия даже доныне», — уверяет он своих читателей. Если бы осуществились его планы, он пришел бы к ним намного раньше, но «встречал препятствия даже доныне», что и мешало осуществлению этих планов.

Его целью было не выполнить некий социальный заказ, но «иметь некий плод» среди верующих в Риме, «как и у прочих народов», которым он служил.

Служение Павла — это бесконечные поиски духовного плода. Его проповеди, учение, послания не замыкаются сами на себе. Цель каждого истинного служения Богу — приносить плод во имя Его, с Его силой и для Его славы. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, — объяснял Иисус Своим ученикам, — и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Иоан. 15:16).

С точки зрения духовной жизни, Библия использует слово «плод» в трех значениях. В первом- как метафору для характеристики ведомого Св. Духом верующего. Павел говорит нам о девяти свойствах: «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).

Второе значение слова «плод» имеет отношение к поступкам. «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6:22), то есть имеется в виду праведная жизнь. Активный плод уст христианина — молитва (Евр. 12:15), и живой плод рук христианина — даяние (Фил. 4:16-17).

В третьем случае духовный плод предусматривает прибавление, увеличение обращенных к Христу, и увеличение их духовного роста в Иисусе Христе. Павел говорит о Епенете, как о таком, «который есть начаток» (начаток обозначает первый плод; Рим. 16:5).

Плод, к которому Павел стремился среди римлян, был таким, как в третьем случае, то есть увеличением. Он включал и новообращенных, и возрастание. Они были духовным плодом в самом широком смысле, то есть результатом силы Благой вести в жизни людей как для спасения, так и для освящения. Апостол хотел быть использованным для оказания помощи римской церкви, для увеличения количества обращенных и роста в освящении, что включает возрастание в служении Христу. Когда несколькими годами позже он из Рима писал филиппийцам, то мог передать привет даже от верующих «из кесарева дома» (Фил. 4:22), в обращении которых к Иисусу Христу он принимал участие.

Как уже отмечалось, некоторые люди стремятся использовать Господний труд для борьбы за престиж, хорошее отношение, деньги, влияние на толпу. Но для христианина, служащего по велению души и сердца, духовная служба — это искреннее стремление быть использованным Господом для сбора для Него плодов. Христианин, который имеет другой подход, — это тот, кто служит только поверхностно.

Нет ничего более ободряющего для пасторов, учителей Воскресных школ, руководителей молодежи и других христианских работников, чем видеть духовные результаты в жизни тех, кому они служат. Нет ничего дороже, чем вечная радость от приведения других к Христу или помощи в их возрастании в Господе.

Дух послушания

Я должен и Еллинам, и варварам, мудрецам и невеждам (1:14)

Павел продолжает рассказывать о своем отношении и причинах для служения, объясняя, что он проповедует Благую весть и учит не из-за личных причин, не потому что призвание кажется слишком притягательным, а из долга. Он говорил коринфянам: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо, если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение» (1 Кор. 9:16-17).

До того как Господь призвал его к спасению и апостольству, Павел не только не делал ничего, чтобы расширить, распространить Благую весть, но скорее делал все, чтобы разрушить ее. Фактически, Павел как бы говорит римлянам: «Не благодарите меня за желание служить вам. Хотя я люблю вас и искренне желаю посетить вас, я был назначен высшей властью к служению вам задолго до того, как у меня появилось личное желание к этому». Каждый искренний пастырь и христианский работник знает, что есть времена, когда служение само по себе — награда, когда учеба, подготовка, учительство и пастырство приносят удовольствие сами по себе. Но, однако, есть также иные времена, когда работа не кажется очень привлекательной, и, тем не менее, вы учитесь, готовитесь, учите, несете пастырское служение, поскольку вы должны Богу, и в этом ваше служение. Христос — наш Господь и мы — Его слуги; и плох тот слуга, который служит только тогда, когда ему хочется.

Павел был должен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, он был должен Богу в отношении язычников. Поскольку Бог назначил его единственным апостолом язычников (Рим. 1:5; Деян. 9:15), то он имел Божественное обязательство проповедовать им Благую весть.

Во-вторых, он имел обязательство, или долг, непосредственно перед римскими верующими по причине их духовных нужд. Это вид обязательства одного человека перед другим, когда у другого дом в огне или он тонет. Когда кто-нибудь находится в большой опасности, а мы можем ему помочь, мы тем самым немедленно принимаем обязательство сделать все возможное, чтобы спасти его. Поскольку неверующие язычники, как и неверующие евреи, находились перед опасностью духовной смерти, Павел был обязан помочь им спастись через Благую весть.

«Еллины и варвары» и «мудрецы и невежды» кажутся параллельными фразами. Еллины представляют мудрых, а варвары представляют невежд. Эллины тех дней включали людей из многих земель, получивших образование и выросших в греческой культуре. Они были очень усложнены и утончены, и на них часто смотрели, как на более высоких, чем другие. Да и они смотрели на себя таким же образом. Считалось, что греческий язык — это язык богов, а греческая философия мало чем отличается от божественной.

С другой стороны, слово «варвары» часто использовалось, чтобы указать на тех, кто не был еллинизирован, не был воспитан на греческой культуре. Слово «варвар» произошло от повторения «вар». Для культурных греков другие языки звучали как тарабарщина, невнятная речь, и они имитировали эту речь, говоря «вар, вар, вар». В узком смысле слово «варвары» обозначает некультурных, неотесанных, необразованных людей или племена. Но в более широком смысле это слово использовалось для обозначения каждого, кто не был греком, не был еллином.

Следовательно, Павел выражал свою ответственность за образованных и необразованных, утонченных и простых, привилегированных и подвергающихся дискриминации. Как и Господь, Которому он служил (1 Пет. 1:17), Павел не взирал на лица. Благая весть — великий уравнитель, поскольку каждый человек в одинаковой мере гибнет без Благой вести и в одинаковой мере спасается с ней.

Первым человеком, которому Иисус открыл Себя как Мессия, была падшая в прелюбодеянии женщина, у которой было множество мужей и которая жила с человеком, который не был ее мужем. И это не все: она была самарянкой, принадлежала к презираемому евреями народу. Но Иисус обратил ее к Себе состраданием и сочувствием, и она способствовала тому, что многие самаряне пришли к вере в Мессию (см. Иоан. 4:7-42).

Дух расположения

Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме (1:15)

Внешняя необходимость служить и внутреннее желание выполнить обещание, долг перед Богом совпадали в Павле. Он не только мог, но и был «готов благовествовать… находящимся в Риме».

Ему было предопределено благовествовать в Риме, и он должен был идти в Иерусалим, хотя и знал об ожидавшей его там большой опасности. «И вот, ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы скорби ждут меня» (Деян. 20:22-23). С нравственной точки зрения, Павел был обязан идти, поскольку такова была воля Бога для него. Поэтому он сказал: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (там же, ст. 24). Павел знал, что для него «жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1:21), Павел знал, что «лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8).

Обращаясь к римским верующим, Павел имел в виду то же, о чем писал верующим в Колоссах: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24).

Жизнь имеет только одну ценность для Павла: выполнять Божий труд. Он был поглощен страстным желанием служить Богу, что включает в себя служение другим во имя Его. Такая абсолютная преданность разделялась и Епафродитом, который «был близок к смерти, подвергая опасности жизнь» в труде для Христа (Фил. 2:30). Такие праведные слуги подобны скаковым лошадям или спринтерам на старте. Они не могут ждать, но продвигаются в своем служении Иисусу Христу.

Заключительное свойство духовного служения — смелость — видна в следующем стихе, который будет изучен более детально в следующей главе. Павел заявлял: «Я не стыжусь благовествования Христова» (Рим. 1:16). Он знал, что Рим — это место, где настроения меняются очень быстро, и что христиане уже испытали на себе преследования. Он знал, что столичный город империи погряз в аморальности и язычестве, включая поклонение императору. Он знал, что большинство римлян будут презирать его, и что многие из них, возможно, будут причинять ему вред. И все же он смело желал идти туда ради Бога и ради Божьих людей.