6. Гнев Божий

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (1:18)

Поскольку Павел уже начал более подробно говорить о вести Бога, в которой открывается Его праведность (см. стихи 16-17), то он приступает к широкой дискуссии об осуждении человека, которая продолжается до 20-го стиха 3-ей главы. Павел начинает с однозначного подтверждения существования Божьего праведного гнева.

Сама мысль о гневающемся Боге неприемлема для падшей человеческой натуры и трудно воспринимается даже многими христианами. Большинство современных проповедников Евангелия говорит только о полноте жизни в Христе, радости и даре спасения, мире с Богом, который приносит вера в Иисуса Христа. Все эти преимущества — действительно результат истинной веры, но они не полностью характеризуют Божий замысел спасения. Следует также услышать истину о Божьем наказании греха и тех, кто согрешает.

По Павлу, страх вечного осуждения был первым побудительным мотивом для обращения к Христу, первым его давлением на злых людей. Павел хотел, чтобы они осознали, что значит испытать на себе гнев Божий, прежде чем предложить им способ избежать его. Такой подход имеет как логический, так и богословский смысл. Человек не может оценить чуда Божьей милости до тех пор, пока не узнает совершенных требований Божьего закона. Он не может оценить полноту Божьей любви к нему до тех пор, пока не узнает что-нибудь об ужасе Божьего гнева, вызванного его грешной неспособностью в совершенстве соответствовать Божьему закону. Он не может оценить Божью способность прощать, пока не узнает о вечных последствиях греха, которые требуют наказания и нуждаются в прощении.

«Орге» (гнев) означает постоянное, решительное возмущение, а не кратковременное, эмоциональное и часто неконтролируемое раздражение («фумос»), к которому склонны люди.

Божьи качества обладают Божественным совершенством. Если бы Он не обладал праведным гневом, то не был бы Богом, точно так же, как Он не был бы Богом, если бы Ему не была присуща милостивая любовь. Он совершенно ненавидит и так же совершенно любит, совершенно любя праведность и совершенно ненавидя зло (см. Пс. 44:8; Евр. 1:9). Одна из великих трагедий современного христианства, включая и значительную часть евангелизма, — это неспособность проповедовать и учить тому, что такое гнев Божий и осуждение, которое Он налагает на всякий непрощенный грех. Усеченная, сентиментальная проповедь Благой вести, которая часто звучит сегодня, сильно отличается от Евангелия Иисуса Христа, которое провозглашал Ап. Павел.

Просматривая песенный сборник второй половины 19-го столетия, я обнаружил, что многие псалмы в этом сборнике подчеркивают гнев Бога, так же как и сама книга Псалмов делает особое ударение на Его гневе. Печально, но сегодня лишь очень немногие гимны и другие христианские песни отражают это важное Библейское понятие.

В Св. Писании, в Новом и Ветхом Заветах особое значение придается Божьему праведному гневу. Если кто-то будет насмехаться над Ним, Бог «скажет им во гневе Своем, и яростию Своею приведет их в смятение». Далее псалмопевец предостерегает: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре» (Пс. 2:5,12). Асаф писал: «От прощения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь. Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?» (Пс. 75:7-8). Другой псалмопевец напомнил неверному Израилю, что Бог сделал открыто неповиновавшимся египтянам, которые отказывались отпустить Его людей: «Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых» (Пс. 77:49-51). Говоря от имени Израиля, Моисей сокрушался: «Ибо мы исчезаем от гнева Твоего, и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего. Все дни наши прошли во гневе Твоем» (Пс. 89:7-9).

Пророки много говорили о Божьем гневе. Исайя заявлял: «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня» (Ис. 9:19). Иеремия провозглашал: «Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет» (Иер. 7:20). Через Иезекииля Бог предупредил Своих людей, что «серебро свое они выбросят на улице и золото у них будет в пренебрежении. Серебро их и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их» (Иез. 7:19).

Многими хорошо известными способами Бог в прошлом выражал Свой гнев против грешного человечества. В дни Ноя Бог при помощи потопа уничтожил все человечество за исключением восьми людей (Быт. 6-7). Через несколько поколений после Ноя Бог смешал человеческие языки и разбросал людей по всей земле за попытку построить идолопоклонническую башню до небес (Быт. 11:1-9). Во времена Авраама Бог разрушил Содом и Гоморру, причем только Лот и его семья спаслись (Быт. 18-19). Бог уничтожил фараона и его армию в море, когда они тщетно пытались догнать израильтян, чтобы вернуть их обратно в Египет (Исх. 14). Бог обращает Свой гнев против языческих царей, таких как Сеннахирим (4 Цар. 18-19), Навуходоносор (Дан. 4), Валтасар (Дан. 5). Бог обращал Свой гнев даже против представителей Своего собственного народа — против царя Навата за то, что «делал он неугодное пред очами Господа, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех» (3 Цар. 15:25-26), и против Аарона и Мариами — брата и сестры Моисея — за то, что они подвергли сомнению откровения, данные Богом Моисею (Числ. 12:1-10).

Божий гнев очень ясно показан в Новом Завете и в том, что Он уже сделал, и в том, что Он еще совершит. В Евангелии от Иоанна, в котором выразительно показаны Божья любовь и милость, ярко описаны Его гнев и ярость. Утешительные слова о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» вскоре сменяются предостережением, что «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3:16, 36).

В Послании к Римлянам Павел снова обращает внимание на гнев Божий, говоря, что «Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» (9:22). Апостол предупредил коринфян, что каждый, кто не будет любить Господа Иисуса Христа, будет вечно проклят (1 Кор. 16:22). Он сказал ефесянам: «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Ефес. 5:6). Апостол предупредил колоссян, что за «блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение… гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол. 3:5-6). Он уверяет преследуемых фессалоникийцев, что Бог однажды даст им освобождение, и что «праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес. 1:6-8).

Прежде чем лечить болезнь, ее следует распознать и определить. По тем же причинам в Св. Писании сначала говорится о плохих новостях, а затем о хороших. Божье праведное осуждение греха провозглашается раньше, чем говорится о Божьей милости прощения. У человека нет причин искать спасения от греха, если он не знает, что грех приносит осуждение. У человек нет причин стремиться к духовной жизни, если он не понимает, что духовно мертв.

Каждый человек, исключая лишь Иисуса Христа, со времени грехопадения человечества рождается осужденным, потому что когда пали Адам и Ева, было установлено Божье наказание для всех грешников. Поэтому Павел говорил римлянам, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Он напоминал ефесянам: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Ефес. 2:1-3).

В небольшом объеме одного стиха (Рим. 1:18) Павел представляет шесть черт, которые характеризуют Божий гнев: его свойство, его время, его источник, его степень, его природу и его причину.

Свойство Божьего гнева

гнев Божий (1:18а)

Во-первых, свойство этого гнева проявляется в том, что это Божественный гнев. И, следовательно, он отличается от всего известного нам в этом мире. Божий гнев отличается от человеческого раздражения и злости, которые порождаются грехом. Божий гнев всегда и полностью праведный. Бог никогда не выходит из себя, Он никогда не раздражается. Пуританский писатель Томас Уотсон говорил: «Так ли бесконечно свят Бог? Но посмотрите, как несвойственен Богу грех… Следовательно, нечего удивляться, что Бог ненавидит грех, будучи настолько несовместимым с ним, более того, будучи сильно настроенным против греха, поскольку грех посягает на святость».

Будучи неспособным примирить идею о Божьем гневе со своими собственными представлениями о доброте и праведности, один либеральный богослов заметил: «Мы не можем логически рассуждать о Боге с точки зрения высших человеческих идеалов личности и в то же время приписывать Ему вспышки гнева». Но это же глупо, чтобы не сказать не по библейски, подходить к Богу с человеческими критериями и извращать идею о Его гневе только потому, что злость людей всегда порождается грехом.

Божий гнев не капризный или иррациональный, но единственно возможный ответ святого Бога на зло. Бог не может быть святым и не гневаться на зло. Святость не может быть терпимой к несвятости. «Чистым очам Твоим не свойствен.

Время Божьего гнева

ибо открывается (1:18б)

Во-вторых, время Божьего гнева известно из того факта, что этот гнев открывается, а еще лучше сказать постоянно открывается. Божий гнев обнаруживается постоянно, проявляется непрерывно. Греческое слово «апокалупто» (открытый) имеет основное значение «непокрытый, открытый свету, известный».

Божий гнев всегда был открыт падшему человечеству и постоянно иллюстрировался в Св. Писании. Гнев впервые проявился в Едемском саду, когда Адам и Ева поверили тому, что говорил о Боге змей. Им и всем их потомкам немедленно был вынесен смертный приговор. Даже сама земля была проклята. Как уже отмечалось, Божий гнев проявился в потопе, когда Бог кроме восьми человек смыл весь род человеческий, в разрушении Содома и Гоморры и в потоплении армии фараона. Он открылся в бичевании в соответствии с законом при каждом прегрешении и установлении системы жертв по закону Моисея. Даже несовершенные законы, которые придумали люди, чтобы остановить и наказать поступающий неправедно, отражают и, следовательно, помогают обнаружить совершенный и праведный гнев Божий.

Но наиболее значительным проявлением Божьего гнева было то, что Его Единородный Сын Иисус Христос был распят на кресте, когда принял на Себя все грехи этого мира и терпел полную Божественной силы Божью ярость как наказание за них. Бог ненавидит грех так глубоко и так требует наказать его, что Он позволил, чтобы Его совершенный возлюбленный Сын был осужден на смерть как единственное средство искупления падшего человечества от проклятия греха.

Британский толкователь Джеффри Вильсон писал: «Бог не праздный наблюдатель мировых событий; Он активно вмешивается в человеческие дела. Осуждение греха постоянно осуществляется Божественным трибуналом» («Romans: A Digest of Reformed Comment» [London: Banner of Truth], стр. 24). А. Фроуд писал: «Урок один и только один: со всей ясностью можно сказать, что история повторяется; мир почему-то построен на нравственных основаниях; в долгосрочной перспективе добро выигрывает, а зло проигрывает» («Short Studies on Great Subject», vol. 1, «The Science of History» [London: Longmans, Green and Co., 1915], стр. 21).

Мы удивляемся, почему процветает так много неправедных людей, и кажется, что они делают зло совершенно безнаказанно. Но если Божий гнев задерживается, чаша Его гнева все наполняется, увеличивая наказание за большие грехи. Но гнев накапливается, и день гнева настанет (см. Рим. 2:5).

Дональд Грей Барнхауз рассказывает историю о нескольких верующих фермерах на Среднем Западе, которые однажды воскресным утром были разгневаны на соседа, который в воскресенье обрабатывал поле прямо напротив церкви. Шум от его трактора мешал проводить богослужение и, как оказалось, этот человек специально выбрал это поле для работы в воскресенье, чтобы продемонстрировать свое отношение. Он написал письмо редактору местной газеты, утверждая, что хотя он не уважает Господа и не чтит день Господний, у него наивысшие урожаи с гектара среди всех ферм этой местности. Он спрашивал редактора, как христиане могут это объяснить. С достойной похвалы прозорливостью и мудростью редактор напечатал это письмо и сопроводил его простым комментарием: «В октябре этого года Бог платит не по всем Своим счетам» («Man’s Ruin: Romans 1:1-32» [Grand Rapids: Eerdmans, 1952], стр. 220).

Источник Божьего гнева

гнев Божий с неба (1:18в)

Гнев Божий сходит с неба. Несмотря на власть сатаны, как князя тьмы, земля, в конечном счете, управляется небесами, престол Божий, с которого Его гнев постоянно и динамично проявляется в этом мире людей.

Павел часто говорит не просто о каком-то гневе, а об определенном, имеющем конкретное время и тип.

Небеса открывают Божий гнев двумя способами: через Его нравственные установления и через Его личное вмешательство. Когда Бог создал мир, Он построил его в соответствии с определенными нравственными принципами и физическими законами, которые с тех пор и управляют этим миром. Точно так же, как прыгнув с высокой постройки, человек падает на землю, он испытывает Божье наказание, когда нарушает Божьи нравственные законы. Гнев — как бы встроенный механизм этого закона. Если человек грешит, то последствия наступают неотвратимо и неумолимо. Поэтому Бог не должен специально вмешиваться, Он просто позволяет действовать закону нравственных причин и следствий.

А второй способ, которым Бог открывает Свой гнев, — это Его прямое и личное вмешательство. Бог — это не безличная космическая сила, которая направляет движение Вселенной в нужном Ему направлении. Божий гнев выполняется точно в соответствии с Его Божественной волей. Для описания Божьего гнева в Ветхом Завете использовано несколько еврейских слов, передающих его особенности. Слово «хара» используется 91 раз. Это слово означает «гневающийся, горящий яростью» и очень часто используется в отношении Бога (см., например, Быт. 18:30). Слово «харон» используется 41 раз. Оно обозначает исключительно Божественный гнев и переводится как «испепеляющий гнев» (см., например, Исх. 15:7). Слово «атсаф», означающее «сильный, ожесточенный», используется тридцать четыре раза, и, как правило, относится к Богу (см., например, Втор. 1:34). Четвертое слово, обозначающее гнев, — «хемах», то есть «яд, отрава». Это слово часто употребляется там, где речь идет о ревности. Давид сказал: «Бог — судия праведный, и Бог — всякий день строго взыскивающий» (Пс. 7:12). «Взыскивающий» — это перевод слова «заам», которое буквально означает «быть в ярости». Это слово используется в Ветхом Завете более двадцати раз и часто в качестве характеристики Божьего гнева.

Итак, мы видим, что гнев Божий берет начало на небесах.

Степень и природа Божьего гнева

на всякое нечестие и неправду человеков (1:18г)

Четвертая и пятая черты Божьего гнева касаются его степени и его природы.

Божий гнев имеет всеобщий характер, поскольку он направлен против всех, кто заслуживает его. Ни добрая воля, ни помощь бедным, ни готовность помогать другим людям, ни даже служение Самому Богу не может исключить человека из числа всех тех, кого Павел здесь упоминает. Позже Павел объясняет более ясно, что «как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, …потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:9, 23). Конечно же, некоторые люди в нравственном отношении намного лучше других, но даже эти наиболее порядочные и честные люди очень далеки от Божьих установлений совершенной праведности. Никто не соответствует.

Человеческое относительное совершенство в сравнении с Божьими совершенными установлениями — это то же самое, что гипотетическая попытка перепрыгнуть с пляжа возле Лос-Анжелеса на остров Каталины, расстояние до которого 40 км. Некоторые люди вообще не умеют прыгать, некоторые могут прыгнуть на 1-2 метра, и только очень небольшое число людей может преодолеть прыжком расстояние в 7-8 метров. Итак, наибольший из мыслимых прыжков может покрыть только очень маленькую часть необходимой дистанции. Так, самые нравственные люди имеют очень мало шансов достичь Божьей праведности своими собственными силами. Ровно столько, сколько самый хороший спортсмен — перепрыгнуть расстояние до острова Каталины. Каждый незамедлительно упадет.

Второй акцент в этой фразе сделан на природе Божьего гнева. Это не гнев сумасшедшего, который крушит все вокруг, не различая ничего, не заботясь о том, что может кого-то поранить или убить. Это не греховный гнев человека, старающегося отомстить за причиненный ему ущерб. Божий гнев существует для того, чтобы бороться с грехом и справедливо направляется на грех. «Асебиа» (безбожность) и «адикиа» (неправедность) — синонимы, первое из них указывает на достойное осуждения личное отношение к Богу. Бог гневается, потому что грешные люди — Его враги (см. Рим. 5:10) и, следовательно, «чада гнева» (Ефес. 2:3).

Безбожность означает недостаток почтения, преданности, поклонения истинному Богу. Это ошибка, которая неизбежно ведет к одной из форм ложного поклонения. Хотя и пропуская детали и обстоятельства, Ап. Иуда все же отмечает, что Енох — праведный потомок Адама в седьмом поколении — пророчествовал о Боге: «Идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. 14-15). В этом тексте трижды используется слово «нечестие» и его производные, чтобы подчеркнуть, что Божий гнев обращен против грешного человечества.

Слово «неправедность» передает значение, сходное со словом «безбожность», но обращает внимание на результат этой безбожности. Грех прежде всего посягает на величие Бога, а затем и на Его закон. Люди поступают неправедно, поскольку не имеют правильных отношений с Богом, Который лишь один — мерило и источник праведности. Безбожность неизбежно ведет к неправедности. Если отношение человека к Богу неправильное, то и его отношение к своим товарищам также неправильное. Человек не может относиться к своим друзьям и товарищам иначе, чем он относится к Богу. Вражда, которую испытывает человек к окружающим, исходит от его вражды к Богу.

Грех — единственное, что Бог ненавидит. У Бога нет ненависти к бедным людям или богатым, умным или глупым, талантливым или не талантливым. Бог ненавидит лишь грехи, которые люди обычно совершают, и грех неизбежно влечет Его гнев.

Причина Божьего гнева

человеков, подавляющих истину неправдою (1:18д)

«Но как же так, — спрашиваем мы, — Бог может считать всех ответственными за нравственные и духовные недостатки и сильно гневаться, когда одни имеют намного меньше возможностей, чем другие, услышать Евангелие и прийти к пониманию Бога?» Ответ состоит в том, что из-за греховного характера каждый человек естественно склонен следовать греху и противиться Богу. Эта фраза может быть переделана так: «люди постоянно пытаются подавить правду своим упорным пребыванием в грехе». Неправедность настолько свойственна человеческой природе, что каждый человек неизбежно имеет естественное, непреодолимое желание подавлять Божью истину и выступать против нее.

Ап. Павел так говорит в следующем стихе: «Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (ст. 19). Его точка зрения состоит в том, что все люди, независимо от своих относительных возможностей узнать Слово Божье и услышать Его Благую весть, имеют внутреннее, Богом данное свидетельство Его существования и природы, но все они склонны отвергать это свидетельство и пренебрегать им. Независимо от того, маленький или большой духовный потенциал имеет человек, Бог гарантирует каждому, кто искренне ищет Его, возможность найти Его. «И взыщите Меня и найдете, — обещает Бог, — если взыщите Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).

Но люди обычно не склонны искать Бога. Эта истина была окончательно доказана в земном служении Иисуса Христа. Даже перед лицом воплощения Бога, Света мира, люди «более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан. 3:19-20). Как провозгласил Давид сотнями лет ранее: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13:1). Грешное человечество противится идее святого Бога, поскольку внутренне понимает, что такой Бог возложит на него ответственность за грехи, которые люди так любят, и не хотят от них отказываться.

Каждый человек, независимо от того, насколько ему доступно написанное Слово Божье или насколько ему ясно провозглашение Благой вести, имеет вполне достаточно Божественных истинных свидетельств как внутри, так и вокруг себя (Рим. 1:19-20), чтобы понять Бога и подчиниться Ему, если у него искреннее есть желание. Люди испытывают гнев и осуждение Бога именно потому, что они отказываются ответить на это свидетельство. «Люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Иоан. 3:19). Таким образом, Бог каждодневно гневается на злых людей (Пс. 6:11).