Раздел 4. Является ли воля божия причиной вещей?

С четвертым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что воля Божия не является причиной вещей. Ведь сказал же Дионисий, что «как солнце в нашем мире, не рассуждая, не выбирая, но просто существуя, освещает все, что по своим свойствам способно воспринимать его свет, так и божественное благо в силу лишь собственного существования сообщает соразмерно всему сущему лучи всецелой благости»3. Но всякий действователь, обладающий свободой воли, действует на основании рассуждения и выбора. Следовательно, действия Бога не обусловлены [Его] волей; и, значит, Его воля не является причиной вещей.

Возражение 2. Далее, первым в каком угодно порядке вещей выступаетто, что является таковым по сущности, например, в порядке горящих вещей первым выступаетто, что по своей сущности — огонь. Но Бог есть первый действователь. Следовательно, Он действует через посредство Своей сущности, т. е. согласно Своей природе. Таким образом, Его действия обусловлены природой, а не волей. Значит, божественная воля не является причиной вещей.

Возражение 3. Далее, кто является причиной чего-либо благодаря тому что он есть «именно такая вот» вещь, тот суть причи-на по природе, а не по волеизъявлению. Так, огонь есть причина теплоты постольку, поскольку он сам горяч, тогда как архитектор является причиной дома постольку, поскольку он пожелал, чтобы дом был построен. Но еще Августин сказал, что «поскольку Бог благ, таковы и мы»4. Следовательно, Бог обусловливает все через посредство Своей природы, а не Своей воли.

Возражение 4. Кроме того, у одной вещи может быть лишь одна причина. Но причиной сотворенных вещей, как было установлено выше (14, 8), является знание Бога. Следовательно, не должно рассматривать волю Божию в качестве причины вещей.

Этому противоречит следующее. Сказано [в Писании]: «Как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел?» (Прем. 11,26).

Отвечаю: должно утверждать, что воля Божия суть причина вещей, и что Он действует согласно с пожеланием, а отнюдь не по необходимости собственной природы, как пустословят иные. Это может быть доказано трояким образом.

Во-первых, исходя из самого порядка действующих причин. Поскольку, как сказано в «Физике» II, все, что делается как по размышлению, так и согласно природе, делается ради [какой-то] цели, то для природного действователя цель и необходимые средства [для ее достижения] предопределяются некоторым высшим умом, подобно тому, как цель и последовательность движений стрелы предопределяются лучником. Таким образом, мыслящий и самовольный действователь необходимо предшествует действователю, действующему согласно природе. Следовательно, коль скоро Бог суть первый в порядке действователей, Он необходимо действует посредством ума и воли.

Во-вторых, это доказывается на основании характерного свойства природного действователя — производить [всегда] одно и то же следствие, ибо природа, если ей ничто не препятствует, действует однообразно. Это связано с тем, что природа действия сообразна природе действователя и, следовательно, пока сохраняется природа действователя, его действия вытекают из этой природы; природный же действователь есть сущее, полностью определенное [своей природой]. Атак как Сущий (осподь не определен ничем и содержит в Себе все совершенства сущих, то невозможно, чтобы Его действия с необходимостью вытекали из Его природы (это могло бы иметь место лишь в том случае, если быОн обусловливал что-то неопределенное и бесконечное; однако, как было показано ранее (7, 2), подобное невозможно). Поэтому Его действия не есть необходимые [следствия] Его природы, но сами определяют те следствия, что проистекают из Его собственного бесконечного совершенства согласно определению Его воли и ума.

В-третьих, это доказывается из соотношения следствий и их причины. Ведь следствия проистекают от обусловливающего их действователя постольку, поскольку они предсуществуют в действователе; потому-то каждый действователь и производит себе подобное. Но следствия предсуществуют в своей причине согласно модусу этой причины. Поскольку, далее, божественная сущность есть то же, что и Его ум, следствия предсуществуют в Нем согласно модусу ума, а затем и проистекают от Него согласно тому же модусу. Следовательно, они проистекают от Него [также и] согласно модусу воли, ибо Его склонность актуализировать задуманное Его умом принадлежит к [Его] воле. Поэтому воля Бо-жия — это причина вещей.

Ответ на возражение 1. Этими словами Дионисий [отнюдь] не имел в виду отрицать возможность выбора у Бога в полном объеме, но только лишь в определенном смысле, а именно в том, что Он сообщает Свою благость не отдельно взятым вещам, а всем [без исключения], выбор же подразумевает некоторое различение.

Ответ на возражение 2. Поскольку сущность Бога — это Его ум и воля, то из того факта, что Он действует через посредство Своей сущности, следует, что Он действует согласно модусу ума и воли.

Ответ на возражение 3. Благо — это объект воли. Слова «поскольку Бог благ, таковы и мы» истинны потому, что Его благость — это причина Его пожелания всех других вещей, о чем уже было говорено прежде (2, 2).

Ответ на возражение 4. Даже у нас причинами одного и того же следствия являются как направляющее его знание, посредством которого замышляется форма действия, так и управляющая им воля, ибо форма, пребывающая в уме, именно волей определяется к тому, чтобы быть или не быть в следствии. В [самом] теоретическом уме нет ничего, что свидетельствовало бы о действии; производящей следствие причиной является сила, ибо она суть непосредственное начало действия. В Боге же все эти вещи суть одно.