Раздел 2. Является ли справедливость Бога истиной?

Со вторым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что справедливость Бога — это не истина. Ведь справедливость относится к воле (сказал же Ан-сельм, что она есть правильность воли8), тогда как истина, по словам Философа, обитает в уме9. Следовательно, справедливость не связана с истиной.

Возражение 2. Далее, согласно Философу, истинность — это добродетель, отличная от справедливости. Следовательно, истина не связана с идеей справедливости.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Милость и истина сретятся» (Пс. 84, 11). В данном случае «истина» означает «справедливость».

Отвечаю: истина, как было показано выше (16, 1), состоит в согласованности ума и вещи. Но такой ум, который есть причина вещи, относится к ней как норма и мерило. Иначе обстоит дело с умом, который получает познание от вещи. В самом деле, когда вещь суть мерило и норма ума, истина состоит в том, чтобы ум был согласован с вещью, и именно так происходит у нас. Следовательно, в зависимости оттого, что есть и что не есть вещь, наши мысли или высказывания о ней истинны или ложны. Но когда ум есть норма и мерило вещи, истина состоит в том, чтобы вещь была согласована с умом. Так, о мастере говорят, что он сделал истинную вещь, если та соответствует правилам его искусства.

Но как произведения искусства относятся к [правилам этого] искусства, точно так же и дела справедливости относятся к согласующему их закону Поэтому божественная справедливость, утверждающая вещи в порядке, согласующемся с установлениями Его мудрости, которая [в свою очередь] суть закон Его справедливости, и называется истиной. В подобном смысле и мы, рассуждая о человеческих деяниях, говорим об истине справедливости.

Ответ на возражение 1. С точки зрения направляющего закона справедливость пребывает в разуме, или уме; с точки жезрения повеления, посредством которого наши действия направляются в соответствии с законом, она пребывает в воле.

Ответ на возражение 2. Истинность, о которой в данном случае говорит Философ, является той добродетелью, посредством которой человек истинно проявляет себя в слове и деле. Поэтому она заключается в согласованности знака с выражаемой им вещью, а не [в согласованности] следствия с причиной и правилом, каковая [согласованность], как было показано выше, и относится к истине справедливости.