Вопрос 22. О провидении Бога

После рассмотрения принадлежащего к воле в абсолютном смысле, нам надлежит перейти к исследованию того, что имеет отношение равным образом к уму и воле, а именно: провидения обо всем сотворенном, а также предопределения, осуждения и всего, что с ними связано (в первую очередь, с точки зрения вечного спасения человека). Ведь и в науке этике после изучения моральных добродетелей переходят к исследованию предусмотрительности, к коей, как кажется [на первый взгляд], относится и провидение.

В связи [с рассмотрением вопроса о] провидении Бога будет исследовано четыре пункта: 1) правильно ли приписывать провидение Богу; 2) подпадает ли все под действие божественного провидения; 3) связано ли божественное провидение непосредственно со всеми вещами; 4) привносит ли божественное провидение необходимость во все предуказанное. ___________________

Раздел 1. Надлежит ли приписывать провидение Богу?

С первым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что не приличествует [приписывать] Богу провидение. Ведь провидение, как сказал Туллий [Цицерон], является частью рассудительности1. Но рассудительность, которая, согласно Философу, [предназначена для того, чтобы] давать хорошие советы [в делах]2, не может принадлежать Богу, Который никогда не испытывает сомнений, а потому не нуждается и в советах. Следовательно, провидение не может принадлежать Богу

Возражение 2. Далее, все, что в Боге, вечно. Но провидение, согласно Дамаскину не вечно, ибо связано с существующими вещами, кои не вечны3. Следовательно, в Боге нет никакого провидения.

Возражение 3. Далее, в Боге нет ничего составного. Но провидение, похоже, является составным, поскольку включает в себя ум и волю. Таким образом, провидение не в Боге.Этому противоречит следующее. Сказано [в Писании]: «Но промысл Твой, Отец, управляет всем»4 (Прем. 14, 3).

Отвечаю: провидение необходимо принадлежит Богу Ведь всякое благо, наличествующее в сотворенном, как было показано выше (6, 4), сотворено Богом. В сотворенных вещах благо усматривается не только в их субстанции, но также и в том, как они упорядочены относительно цели, в особенности же — относительно их конечной цели, каковая суть, как было установлено выше (21, 4), божественная благость. Это благо порядка, существующее в сотворенном, также сотворено Богом. А поскольку Бог обусловливает вещи через посредство Своего ума, поскольку [далее] отсюда понятно, что образ каждого следствия необходимо имеет в Нем свое предбытие (что ясно из предшествующего [рассуждения] (19, 4)), то необходимо, чтобы образ упорядоченности вещей к их цели [также] имел свое предбытие в божественном уме; а образ упорядоченных к цели вещей, строго говоря, [и есть] провидение. И это — главная часть рассудительности, к которой направлены две другие части, а именно: воспоминание о прошлом и разумение настоящего; ведь [именно] благодаря воспоминанию о прошлом и разумению настоящего мы и предусматриваем будущее.

Затем, согласно Философу, назначение рассудительности — [правильно] направлять вещи к цели [рассудительного]5, то ли к его собственной (так, человека полагают рассудительным, если он хорошо организует свои действия с точки зрения жизненной цели), то ли к цели тех, кто от него зависит (в семье ли, в городе или в [целом] царстве); в последнем смысле и говорится [в Писании]: «Верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими» (Мф. 24, 45). И в этом [последнем] смысле рассудительность, или провидение, допустимо приписывать Богу (ведь в Самом Боге не может быть ничего упорядоченного к цели, ибо Он и есть конечная цель [всего]). Так вот, этот прообраз в Боге упорядоченности всего к цели и называется провидением. Поэтому Боэций и говорит, что «провидение есть сам божественный ум, стоящий во главе всех вещей и располагающий все вещи»6, каковое расположение может относиться как к упорядочению вещей к цели, так и к упорядочению частей в целом.

Ответ на возражение 1. Строго говоря, рассудительность, согласно Философу, это то, что предписывает правильные действия на основании правильного совета, [подсказанного] разумением7. Отсюда: хотя не приличествует приписывать Бон/ нужду в советах (ибо советы требуются при исследовании того, в чемиспытываешь сомнение), однако упорядочивать вещи относительно [их] цели, правильным разумением коей обладает [только] Он, — поистине принадлежит Богу, о чем сказано и в псалме: «Он дал устав, который не прейдет» (Пс. 148,6). В этом-то смысле как рассудительность, так и провидение принадлежат Богу. А еще можно сказать, что советом в Боге называется сама та причина, по которой исполняются вещи; [исполняются] не вследствие какого-либо указания, но — абсолютного знания, к которому обращаются за указанием. Поэтому и сказано [о Боге, как о] «совершающем все по изволению воли Своей» (Еф. 1, 11).

Ответ на возражение 2. Попечительству провидения подпадают две вещи, а именно: «основание порядка», которое [собственно] и называется провидением, или расположением; и исполнение порядка, которое называется управлением. Из этих двух первое вечно, а второе — преходяще.

Ответ на возражение 3. Провидение пребывает в уме, но предполагает действие стремящегося к цели. [Ведь] никто не дает заповедь относительно достижения цели, если эта цель ему не желательна. Таким образом, как заметил Философ, рассудительность предполагает моральные добродетели, посредством которых желательная способность направляется к благу. Но даже если провидение в равной степени относится как к уму, так и к воле Бога, это ни в коей мере не противно божественной простоте, ибо в Боге, как было показано выше (19), воля и ум — суть одно.