Раздел 2. Всели подчинено божественному провидению?

Со вторым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что божественному провидению подчинено [далеко] не все. Ведь провиденное не происходит случайно. Если же все провидено Богом, то [значит] ничего не происходит случайно. Но в таком случае не было бы ни риска, ни везения, что противоречит сложившимся представлениям.

Возражение 2. Далее, мудрый устроитель стремится избавить вверенных его попечительству от всяческой порчи и зла. Но мы видим, что существует немало зла. Следовательно, либо Бог не может воспрепятствовать злу т. е. [Он] не всемогущ, либо же Он не заботится обо всем.

Возражение 3. Далее, происходящее с необходимостью не требует провидения или рассудительности. Ведь, согласно Философу, «рассудительность есть правильное суждение о вещах случайных, о которых можно советоваться и принимать решения»8. А так как немало вещей происходит с необходимостью, то [далеко] не все подчинено провидению.

Возражение 4. Далее, если кто-либо предоставляется самому себе, то он уже не может быть подчинен провидению [своего] господина. Но люди предоставлены Богом самим себе, согласно сказанному: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его» (Сир. 15, 14). В особенности же это касается нечестивых: «Я оставил их упорству сердца их — пусть ходят по своим помыслам» (Пс. 80, 13). Таким образом, [далеко] не все подчинено божественному провидению.

Возражение 5. Кроме того, сказал же апостол: «Бог не печется о волах»9 (1 Кор. 9, 9); и то же самое относится и ко всем прочим неразумным тварям. Следовательно, божественное провидение попечительствует [отнюдь] не всему.

Этому противоречит то, что сказано о божественной Премудрости [в Писании]: «Она быстро распространяется от одного конца до другого и все устрояет на пользу» (Прем. 8, 1).

Отвечаю: некоторые, например Демокрит и Эпикур, полагая, что мир возник случайно, начисто отрицали существование провидения. Другие учили, что провидению подчинены лишь вещи нетленные, тленные же — только в той части, которая относится к их нетленным видам, но отнюдь не в их индивидуальной самости. Это они представлены [в книге Иова] говорящими: «Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу» (Иов. 22, 14). А раввин Моисей10, хотя и исключал людей из общности тленных вещей ввиду присущего им ума, относительно всего прочего, подверженного порче, полностью разделял то же [вышеприведенное] мнение.

Нам же должно утверждать, что божественному провидению подчинено все, не только в том, что является общим, но также и в своей индивидуальной самости. И [если вдуматься] это очевидно. В самом деле, коль скоро каждый действователь действует ради достижения цели, упорядочение следствий к цели простирается настолько, насколько простирается обусловливающая сила первого действователя. И если случается так, что в следствиях действователя происходит нечто, не имеющее никакого отношения кцели, то это только потому, что следствие обусловливается какой-то другой причиной и выходит за рамки намерений действователя. Но обусловливающая сила Бога, Который суть наипервейший действователь, простирается на все сущее, [причем] не только на видообразующие начала, но также и на начала индивидуализации; не только на вечное, но также и на тленное. Следовательно, все, каким бы образом оно ни имело свое бытие, непременно упорядочено Богом к некоторой цели; ведь сказал же апостол, что «существующие власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1).

Итак, коль скоро провидение Бога есть не что иное, как образ упорядоченности вещей к цели, из этого необходимо следует, что все, насколько оно участвует в бытии, должно подпадать под действие божественного провидения. Это также ясно из того, что было доказано ранее, [а именно] что Бог знает все вещи, как общие, так и частные (14,6,11). И поскольку Его знание так относится к вещам как таковым, как знание искусства — к объектам [этого] искусства, то [следовательно] все вещи необходимо должны подпадать Его упорядочению; ведь и все вещи, соделанные искусством, упорядочиваются согласно правилам этого искусства.

Ответ на возражение 1. Существует различие между всеобщими и частными причинами. Вещь может нарушать порядок частной причины, но никак не порядок причины всеобщей. В самом деле, что-либо может нарушить порядок частной причины только в случае вмешательства или помехи со стороны некоей другой частной причины; так, например, горение дерева может прекратиться под воздействием воды. Ведь коль скоро все частные причины включены [в порядок] всеобщей причины, то ни одна из частных причин не может действовать вне порядка этой всеобщей причины. Поэтому, когда следствие нарушает порядок частной причины, оно полагается нечаянным или случайным относительно этой причины, когда же речь идет о всеобщей причине, вне порядка которой не может существовать ни одно из следствий, о нем говорится как о провиденном. Так, например, встреча двух слуг, кажущаяся им обоим случайной, могла быть провиденной их хозяином, который намеренно послал их в одно и то же место таким образом, чтобы сами они об этом не знали.

Ответ на возражение 2. Одно дело заботиться о [некоторой] частной вещи, и совсем иное — попечительствовать всему, ибо частный распорядитель старается, насколько возможно, избавить вверенное его попечительству от всяческой порчи, тогда как распорядитель всего дозволяет присутствовать некоторымизъянам, дабы ничто не препятствовало благу целого. Поэтому, хотя порча и тленность естественных вещей и разрушают ту или иную частную природу, они, тем не менее, входят в порядок общего мироустроения, поскольку порча [какой-то] одной вещи способствует благу [какой-то] другой, или даже благу всего (ведь разрушение одного есть [залог] возникновения другого, и благодаря этому виды и сохраняют свое бытие).

Затем, коль скоро Бог есть всеобщий распорядитель сущего, Его провидению принадлежит и дозволение присутствовать некоторым изъянам в частных следствиях, благодаря чему поддерживается совершенство блага всего; ведь если бы не было никакого зла, то во вселенной не было бы и многого блага. Как выжил бы лев без [дозволения] убийства животных, и как претерпели бы мученики без [попущения] гонений со стороны тиранов? Поэтому Августин и говорит, что «всемогущий Господь никоим образом не позволил бы, чтобы в Его делах было хоть сколько-нибудь зла, если бы не был столь всемогущ и благ, чтобы и зло обратить в добро»11. Это понятно также и в связи с [нашим] ответом на аргументы тех, кои склонны считать, что некоторые из тленных вещей (к примеру, вещи случайные и злые) лишены попечительства со стороны божественного провидения.

Ответ на возражение 3. Человек — [отнюдь] не творец природы; он лишь использует природные вещи в прикладных искусствах и [в сфере] добродетели. Поэтому человеческое провидение не касается того, что происходит в природе в силу необходимости. Однако коль скоро Бог — творец природы, божественное провидение простирается и на это. По всей видимости, приведенный аргумент был выдвинут теми, кто полагал, что естественные процессы не подпадают под действие божественного провидения, и приписывал их протекание необходимости [заключенной в] материи (так [учили] Демокрит и [многие] другие древние [мыслители]).

Ответ на возражение 4. Когда говорится, что Бог предоставил человека самому себе, это не означает, что человек изъят [из порядка] божественного провидения; просто ему не предпослана действующая сила, которая была бы определена только к одному следствию, как это имеет место в случае природных вещей, чьи действия таковы, что скорее действуют не они сами (как [действуют] разумные твари, обладающие свободой воли, благодаря которой они могут обращаться за советом и осуществлять выбор), но — кто-то другой извне направляет их к цели. Таков смысл слов «по своим помыслам». Но так как само действие сво-бодной воли определено к Богу как к [своей] причине, из этого необходимо следует, что все, происходящее вследствие реализации свободной воли, подчинено божественному провидению. Ибо человеческое провидение включено в провидение Бога как частная [причина] — в причину всеобщую. Бог, впрочем, простирает Свое провидение над праведником некоторым более превосходным образом, нежели над нечестивым, предотвращая те события, кои могли бы воспрепятствовать его окончательному спасению. Ведь «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Поскольку же Он не удерживает нечестивых от зла греха, Он, говорят, оставляет их: но не так [конечно], как если бы Он полностью изъял их [из порядка] Своего провидения (ведь, коль скоро их бытие сохраняется благодаря Его провидению, они тогда бы превратились в ничто). По этой причине Туллий и полагал, что человеческие дела, относительно которых мы обращаемся за советом, не подлежат божественному провидению.

Ответ на возражение 5. Поскольку разумная тварь, обладая свободной волей, управляет своими действиями (о чем было говорено ранее (19, 10)), она подчинена божественному провидению особым образом, таким, что некоторые [из этих действий] могут быть расценены как прегрешения, а некоторые — как заслуги, соответственно чему и распределяются наказания и награды. И именно в этом смысле апостол говорит, что Бог не печется о волах; это, однако, не означает, что индивидуальные и лишенные разума твари не подчинены божественному провидению, каково было мнение раввина Моисея.