Раздел 2. Привносит ли предопределение что-либо в то, что оно предопределяет?

Со вторым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что предопределение привносит нечто в предопределенное. Ведь всякое действие порождает отклик. И коль скоро предопределение суть действие Бога, оно должно сказываться в предопределенном.

Возражение 2. Далее, Ориген, комментируя слова [Писания]: «Кого Он предопределил», и т. д. (Рим. 8, 30), говорит: «Предопределение несуществующего есть определение существующего». И Августин прибавляет: «Что суть предопределение, как не определение сущего?»3. Следовательно, предопределение от-носится к актуально существующему, и потому привносит нечто в предопределенное.

.

Возражение 3. Далее, приуготовление есть нечто в приуготовляемом. Но предопределение, как указывает Августин, — это приуготовление милостей Господних4. Следовательно, предопределение есть нечто в предопределенном.

Возражение 4. Кроме того, ничто из преходящего не может входить в определение вечности. Но милость, которая преходяща, входит в дефиницию предопределения. Ибо предопределение есть приуготовление милости в настоящем и славы — в грядущем. Следовательно, предопределение не суть нечто вечное, и потому его должно усматривать в предопределенном, но никак не в Боге, в Коем все пребывает вечно.

Этому противоречит сказанное Августином о том, что «предопределение есть предвидение милостей Господних»5. Но предвидение находится в предвидящем, а не в том, что им предвидится. Следовательно, предопределение находится в предопределяющем, а не в предопределенном.

Отвечаю: предопределение не есть что-либо в предопределенном, но — [есть нечто] в том, кто предопределяет. Ведь мы уже говорили, что предопределение — это часть провидения. Но провидение не есть что-либо в провиденном, оно — образ в уме провидящего, о чем уже шла речь выше (22, 1). Затем, исполнение провидения, называемое управлением, пассивно находится в управляемом и активно — в управляющем. Откуда понятно, что предопределение — это своего рода способ упорядочения некоторых лиц к вечному спасению, существующий в божественном уме, и исполнение этого порядка пассивно находится в предопределенном и активно —- в Боге. Это исполнение предопределения есть призвание и прославление, согласно сказанному апостолом: «Кого Он предопределил — тех и призвал, а кого призвал — [тех и оправдал, а кого оправдал —] тех и прославил» (Рим. 8, 30).

Ответ на возражение 1. Действия, направленные вовне, подразумевают изменения [в своих объектах], например, нагревание [чего-либо] или резание; но не таковы действия, пребывающие в действователе, [такие, например] как разумение или желание, о чем уже было сказано выше (14, 2; 18, 3). Предопределение — это действие второго типа, и потому оно ничего не привносит в предопределенное. А вот исполнение [предопределения], которое направлено на внешние вещи, порождаете них [свои] следствия.

Ответ на возражение 2. Иногда определение означает конкретное предназначение чего-либо к заданной [ему] цели, и в этом случае оно может относиться только к тому, что имеет актуальное бытие. Однако, когда речь идет о предназначении, которое постигается чьим-либо умом, смысл его [(т. е. слова «определение»)] совсем другой, и именно таким способом мы предназначаем вещь, относительно которой имеем неколебимое намерение в нашем уме. В этом последнем смысле [например] сказано о Эле-азаре, который «решил устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено делать» (2 Мак. 6, 20). [Понимаемое] таким образом определение может относиться [также] и к тому что не имеет бытия. Впрочем, предопределение, в силу того, что оно предшествует предполагаемой им природе, может быть отнесено к любой несуществующей вещи, независимо от того, каким образом ее определить.

Ответ на возражение 3. Приуготовление двояко: оно вос-приемлется объектом воздействия, и таким образом находится в приуготовляемом, в действователе же оно действенно, и таким образом находится в действующем. Такое [(последнее)] приуготовление и есть предопределение, поскольку, как известно, действователь приуготовляет себя к действию в уме согласно представлению об идее того, что должно быть сделано. Вот так Бог извечно приуготовлен предопределением, восприняв идею упорядочения некоторых к спасению.

Ответ на возражение 4. Милость не входит в дефиницию предопределения как нечто принадлежащее к его сущности, но связана с ним лишь постольку, поскольку предопределение относится к милости как причина к следствию и действие к своему объекту, из чего никак не следует, что предопределение есть нечто преходящее.