Раздел 2. Относится ли книга жизни только к жизни во славе предопределенных?

Со вторым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что книга жизни относится не только к жизни во славе предопределенных. Ведь книга жизни — это знание жизни. Но Бог через посредство Своей собственной жизни знает всяческую жизнь. Следовательно, книга жизни называется так в связи с божественной жизнью, а не только в связи с жизнью предопределенных.

Возражение 2. Далее, как жизнь во славе исходит от Бога, точно также [от Него исходит] и природная жизнь. Следовательно, как знание жизни во славе названо книгой жизни, точно так же следует называть и знание природной жизни.

Возражение 3. Далее, некоторые из избранных к жизни по милости отнюдь не избраны к жизни во славе, что явствует из сказанного: «Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас — диавол!» (Ин. 6, 71). Но в книге жизни, как установлено ранее (1), записано божественное избрание. Таким образом, она относится также и к жизни по милости.

Этому противоречит следующее: книга жизни, как было установлено выше (1), есть знание предопределения. Но предопределение не относится к жизни по милости, за исключением той, что определена к славе; ибо нельзя полагать предопределенными тех, которые милость имеют, но славы не достигают. Поэтому книга жизни в собственном смысле слова относится только к жизни во славе.

Отвечаю: книга жизни, как было установлено выше (1), подразумевает призвание, знание тех, кто избран к жизни. В самом деле, человек [в данном случае] избирается для того, что не принадлежит ему по природе, и, кроме того, то, к чему он избирается, имеет аспект конечной цели. Ведь и солдата призывают не затем, чтобы он просто носил оружие, но — чтобы он сражался, поскольку именно в этом и состоит смысл военной службы. Но жизнь во славе, о чем уже упоминалось выше (23,1), есть окончательное преодоление человеческой природы. Поэтому книга жизни в собственном смысле слова относится к жизни во славе.

Ответ на возражение 1. Божественная жизнь, даже если рассматривать ее как жизнь во славе, является соприродной Богу, а потому [в данном случае] не может идти речи ни о какой избранности, следовательно, и ни о какой книге жизни; в самом деле, неговорим же мы, что кто-либо избран для того, чтобы обладать разумом или чем-то еще, что принадлежит ему по природе.

Из сказанного очевиден ответ и на возражение 2. Ведь в том, что касается природной жизни, нет никакой избранности и, следовательно, никакой книги жизни.

Ответ на возражение 3. Жизнь по милости имеет аспект не цели, но того, что определяется к цели. Поэтому не говорят, что кто-либо избран к жизни по милости, если только жизнь по милости не определена к жизни во славе. Таким образом, о тех, которые, обладая милостью, не обретают славы, следует говорить не как о просто избранных, а как об избранных относительно. Подобным же образом надлежит полагать их занесенными в книгу жизни не просто, а относительно, в том смысле, что они определены и познаны Богом как имеющие некоторое отношение к жизни вечной по мере их причастности к милости.