Раздел 2. Бесконечна ли способность Бога?

Со вторым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что способность Бога не бесконечна. В самом деле, согласно Философу, бесконечное несовершенно3. Но способность Бога отнюдь не несовершенна. Следовательно, она не бесконечна.

Возражение 2. Далее, каждая [действенная] способность познается через свое следствие, в противном случае она была бы недейственной. Таким образом, если бы способность Бога была бесконечной, она могла бы производить и бесконечное следствие, что невозможно.

Возражение 3. Далее, Философ доказывает, что если бы способность какой-либо телесной вещи была бесконечной, она порождала бы вневременное движение4. Бог, однако, не порождает вневременное движение, но, как сказал Августин, движет духовную тварь во времени, а телесную — во времени и пространстве5. Следовательно, Его способность не бесконечна.

Этому противоречат слова Ил ария о том, что «способность Бога неизмерима, [ибо] Он суть единое живое всемогущество»6. Но все неизмеримое бесконечно. Следовательно, способность Бога бесконечна.

Отвечаю: как было установлено выше (1), действенная способность присуща Богу в той мере, в какой Ему присуща актуальность. Но Его существование бесконечно, ибо не ограничено ничем, что имеет от него свое бытие, что очевидно из наших рассуждений о бесконечности божественной сущности (7, 1). Отсюда необходимо, чтобы действенная способность Бога была бесконечной. Ведь чем более совершенной формой действия обладает действователь, тем больше и его способность действовать. Например, чем более горяча вещь, тем более способна она и к нагреванию; и если бы ее теплота была бесконечной, бесконечной была бы и ее способность нагревать. Отсюда: коль скоро божественная сущность, через посредство которой действует Бог, бесконечна (что было доказано выше (7,1)), из этого следует, что его способность также бесконечна.

Ответ на возражение 1. В данном случае Философ говорит о материальной, не ограниченной никакою формой бесконечности, каковая бесконечность принадлежит к количеству. Но божественная сущность, как уже говорилось ранее (7, 1), есть нечто совсем другое; и другой является, понятно, и Его способность. Поэтому в данном случае не следует делать вывод о ее несовершенстве.

Ответ на возражение 2. Способность соименного действователя полностью проявляется в следствии. Например, порождающая способность человека не может породить ничего другого, кроме человека. Но способность не соименного действователя проявляется в следствии не полностью; например, способность солнца отнюдь не исчерпывается возникновением животных из гнили. Но очевидно, что Бог — это не соименный действователь (ведь, как было показано выше (3, 5; 4, 3), никто не разделяет с Ним вид или род). Из этого следует, что Его следствие всегда будет меньше Его способности. Таким образом, отнюдь не необходимо, чтобы бесконечная способность Бога проявляла себя в бесконечном следствии. И даже если бы она [вообще] не производила никакого следствия, все равно способность Бога оставалась бы действенной, поскольку вещь является недейственной только в том случае, если она не достигает цели, к которой определена. Но способность Бога не определяется к следствию как к [своей] цели, напротив, она сама является целью произведенного ею следствия.

Ответ на возражение 3. Философ, доказав, что если бы тело имело бесконечную способность, оно порождало бы вневременное движение, [далее] показывает, что способность двигателя небесбесконечна, поскольку он движет [небеса] бесконечное время. Таким образом, согласно его мнению, выходит, что бесконечная способность тела, если бы таковое тело существовало, приводила бы в движение вне времени, но со способностью бестелесного двигателя дело обстоит иначе. Причина этого заключается в том, что одно тело, движущее другое, является соименным действователем, а потому в этом движении проявляется вся способность действователя. Значит, чем больше способность движущего тела, тем быстрее и [сообщаемое им] движение, а из этого необходимо следует, что если бы его способность была бесконечной, оно двигало бы с несопоставимой ни с чем скоростью, т. е. движение происходило бы вне времени. Но бестелесный двигатель не является соименным действователем, а потому нет никакой необходимости в том, чтобы в движении проявлялась вся его способность, и, следовательно, [нет никакой необходимости и] во вневременном движении, тем более что он движет в соответствии с расположением своей воли.