Раздел 3. Является ли Бог блаженством всех блаженных?

С третьим дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бог является блаженством каждого из блаженных. Ведь Бог, как было доказано выше (6, 2 и 4), есть наивысшее благо. Но абсолютно невозможно, чтобы наличествовало несколько наивысших благ, что также очевидно из вышесказанного (11,3). Следовательно, коль скоро сущностью блаженства является наивысшее благо, похоже, что блаженство есть не что иное, как Сам Бог.

Возражение 2. Далее, блаженство — это конечная цель всякой разумной природы. Но одному только Богу приличествует быть конечной целью всякой разумной природы. Следовательно, блаженством каждого блаженного является один только Бог.Этому противоречит то, что блаженство одного может превосходить блаженство другого, согласно сказанному в первом [послании апостола Павла] Кор. 15, 41: «И звезда от звезды разнится в славе». Но нет ничего, что превосходило бы Бога. Следовательно, блаженство есть нечто отличное от Бога.

Отвечаю: блаженство разумной природы заключается в деятельности ума. В этой деятельности мы можем различать две вещи, а именно: объект деятельности, который суть мыслимая вещь, и непосредственно саму деятельность, которая суть мышление. Если, таким образом, рассматривать блаженство с точки зрения объекта, то единственное блаженство — Бог; в самом деле, согласно сказанному Августином, блаженство заключается единственно в мышлении Бога: «Блажен, кто знает Тебя, хотя бы он и не знал ничего другого»7. Что же касается акта мышления, то блаженство — сотворенная вещь в обретших блаженство тварях; но в Боге и с этой точки зрения оно [разумеется] вещь несотво-ренная.

Ответ на возражение 1. С точки зрения своего объекта блаженство суть абсолютно высшее благо, но что касается деятельности, то в обретших блаженство тварях оно — их высшее благо, [т. е. высшее] не абсолютно, но — [наивысшее] из тех видов благ, коим может быть причастна та или иная тварь.

Ответ на возражение 2. Всякая цель двояка, а именно [цель] «объективная» и [цель] «субъективная»; или, как сказал Философ, «сама по себе вещь» и «пользование [или обладание] ею»8. Так, целью скупого являются как сами деньги, так и их накопление. Подобно этому и Бог в качестве «самой по себе вещи» является конечной целью разумной природы; однако [есть еще и] сотворенное блаженство [которое] является целью вещи в смысле «пользования» или «обладания».