Раздел 3. Принадлежит ли [достоинство] пребывать вечно одному только Богу?

С третьим дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что [достоинство] пребывать вечно принадлежит не одному только Богу. Ибо сказано [в Писании], что «обратившие многих к правде» должны [сиять] «вовеки, навсегда» (Дан. 12, 3). Но если бы один только Бог пребывал вечно, не было бы столь многих, пребывающих в вечности. Следовательно, вечен не один только Бог.

Возражение 2. Далее, написано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25, 41). Следовательно, вечен не один только Бог.

Возражение 3. Далее, все необходимое — вечно. Но есть немало необходимых вещей, например, все начала доказательства и все доказательные утверждения. Таким образом, вечен не один только Бог.

Этому противоречит следующее: Иероним говорит, что «у одного только Бога нет никакого начала»7. Но то, что имеет начало, не вечно. Следовательно, вечен один только Бог.

Отвечаю: справедливо и истинно говорят о вечности, что она — единственно в Боге, поскольку вечность есть следствие неизмен-ности, что очевидно из сказанного в первом разделе. Ведь один только Бог целокупно неизменен, как это было показано выше (9, 1). Впрочем, однако, если кто обретает [свою] неизменность от Него, тот участвует и в Его вечности. Так, иные обретают неизменность от Бога в том смысле, что никогда не прекращают существовать; именно в таком смысле сказано о земле, что она «пребывает во веки» (Еккл. 1, 4). Далее, некоторые вещи названы в Священном Писании вечными вследствие большой продолжительности [их существования], хотя [на самом деле] по природе своей они преходящи; например, названы «вечными» холмы, ибо читаем о «дарах холмов вечных» (Вт. 33,15). Затем, иные более других причас-тны природе вечности, поскольку им дана либо неизменность бытия, либо [неизменность] действий; [например] так ангелы и блаженные наслаждаются Словом, ибо, как сказал Августин, «когда речь идет о таком видении Слова, то нельзя полагать никаких изменений в мыслях святых»8. Поэтому-то о тех, кто зрит Бога, и говорится, что они имеют жизнь вечную, согласно сказанному [в Писании]: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога», и т.д. (Ин. 17,3).

Ответ на возражение 1. Говорят о многих, пребывающих в вечности, потому, что многие, созерцая Бога, причастны вечности.

Ответ на возражение 2. Геенна огненная названа вечной потому, что нет ей конца. Однако там есть изменения в страданиях грешников, согласно сказанному: «Засуха и жара поглощают снежную воду» (Иов. 24, 19). Следовательно, в преисподней нет истинной вечности, но скорее — время; так, написано в псалме: «Их время продолжалось бы навсегда»9 (Пс. 80, 16).

Ответ на возражение 3. Необходимое означает некоторый модус истины; истина же, согласно Философу, находится в мысли10. Следовательно, в этом смысле истина и необходимое вечны, ибо они — в вечной мысли, каковая пребывает исключительно в божественном уме; таким образом, из этого [аргумента отнюдь] не следует, что что-либо вечно помимо Бога.