Раздел 2. Мыслит ли Бог самого себя?

Со вторым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бог не мыслит самого Себя. Ведь сказал же Философ, что «каждый знающий, кто знает свою сущность, полностью возвращается к своей сущности»2. Но Бог не выходит за пределы Своей собственной сущности, [более того] Он не движется вообще. Таким образом, Он [никак] не может возвращаться к Своей собственной сущности. Следовательно, Он не знает Своей же собственной сущности.

Возражение 2. Далее, мышление — это, как заметил Философ, своего рода стремление и движение3; и кроме того, знание — это своего рода уподобление познаваемому объекту; и еще, в познан-ном заключается совершенство знающего. Но ничто не движется, не претерпевает и не становится совершенным через самого себя, и [к тому же], как заметил Иларий, ничто не является собственным подобием4. Следовательно, Бог не мыслит самого Себя.

Возражение 3. Далее, мы уподоблены Богу прежде всего своим умом, ибо мы, как сказал Августин, созданы по образу Бо-жию по уму5. Но наш ум мыслит себя постольку, поскольку мыслит другие вещи, как сказано в [книге] «О душе» III. Следовательно, Бог мыслит Себя лишь постольку, поскольку мыслит другие вещи.

Этому противоречит сказанное [апостолом Павлом]: «Божи-его никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11).

Отвечаю: Бог мыслит Себя через [самого же] Себя. Это доказывается на основании того общеизвестного [положения], что хотя в действиях, направленных на внешнее следствие, объект воздействия, взятый в смысле определения, находится вне действователя, однако в [тех] действиях, которые происходят в самом действователе, объект, через который определяется действие, находится в действователе; и коль скоро он находится в действователе, действие актуально. Поэтому Философ и говорит, что «ощущаемое в действительности есть ощущение в действительности, и умопостигаемое в действительности есть ум в действительности»6. Причина, по которой мы актуально ощущаем или знаем вещь, состоит в том, что наш ум или чувство актуально оформляются чувственными или умопостигаемыми видами7. А это происходит потому, что чувство или ум отличаются от умопостигаемого или чувственного объекта, поскольку они [(первые)] пребывают в возможности.

Следовательно, коль скоро в Боге нет ничего в возможности, но Он есть абсолютная актуальность, Его ум и объект [мышления] суть одно и то же. Таким образом, и умопостигаемые виды не вне Его, как это имеет место с нашим умом, когда он мыслит в возможности, и при этом умопостигаемые виды субстанциально не отличаются от божественного ума, как они отличается от ума нашего, когда он мыслит актуально; но умопостигаемые виды сами по себе суть [то же, что и] божественный ум сам по себе, и именно так Бог и мыслит Себя через [самого же] Себя.

Ответ на возражение 1. Возвращение к собственной сущности означает только лишь то, что вещь существует сама по себе. Поскольку форма совершенствует материю посредством приве-дения последней к бытию, постольку она некоторым образом укореняется в ней; возвращается же она к себе самой постольку поскольку имеет самобытие. Следовательно, те познавательные способности, которые не обладают самобытием, но суть действия [некоторых] органов, не знают себя, как это имеет место в случае любого из чувств; в то же время те познавательные способности, которые обладают самобытием, знают себя; поэтому и сказано в [книге] «О причинах», что «кто знает свою сущность, полностью возвращается к своей сущности». Но самобытие принадлежит Богу первичным образом. Значит, согласно настоящему модусу ска-зывания, Он возвращается к Своей собственной сущности первичным образом, и [следовательно] знает Себя.

Ответ на возражение 2. Движение и стремление в настоящем случае — одноименные [оказывания]; это связано с тем, что мышление [просто] описывается как своего рода движение или стремление, о чем сказано в [книге] «О душе» III. Ибо мышление — это движение не в смысле действия чего-то незаконченного, переходящего от одного к другому, но — в смысле действия, осуществляющегося непосредственно в действователе как нечто законченное. Подобным же образом и то, что ум совершенствуется умопостигаемым, т. е. уподобляется ему, относится к уму, который порою пребывает в возможности; ведь именно то, что он пребывает в состоянии возможности, и отличает его от умопостигаемого объекта и уподобляет его ему через посредство умопостигаемого вида, который суть образ мыслимой вещи, и таким образом совершенствует его, ибо потенциальное совершенствуется посредством актуализации. С другой стороны, божественный ум, который никоим образом не потенциален, [равно] ни совершенствуется посредством умопостигаемых объектов, ни уподобляется им, поскольку он суть собственное совершенство и собственный умопостигаемый объект.

Ответ на возражение 3. Сама по себе первичная материя, которая суть [абсолютная] потенциальность, по природе лишена бытия до тех пор, пока она не актуализирована формой. Затем, наш пассивный ум относится к умопостигаемым объектам таким же образом, что и первичная материя — к природным вещам, ибо он потенциален относительно умопостигаемых объектов, равно как первичная материя — относительно природных вещей. Следовательно, наш пассивный ум может проявлять себя в связи с умопостигаемыми объектами настолько, насколько он приведенк совершенству некоторым умопостигаемым видом; и таким образом он мыслит себя через посредство умопостигаемых видов постольку поскольку он мыслит другие вещи: ведь ясно, что, зная умопостигаемый объект, он мыслит также свой собственный акт мышления, и посредством этого акта знает [свою] познавательную способность. Но Бог — это чистая актуальность как в порядке бытия, так и в порядке умопостигаемого; следовательно, Он мыслит Себя через [самого же] Себя.