Раздел 3. Постигает ли Бог самого себя?

С третьим дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бог не постигает Себя. Ведь сказал же Августин, что «постигающий себя конечен в отношении самого себя»8. Но Бог во всех отношениях бесконечен. Следовательно, Он не постигает Себя.

Возражение 2. Если скажут, что Бог бесконечен [в отношении] к нам и конечен [в отношении] самого Себя, то на это можно возразить, что в Боге все более истинно, чем в нас. Если, таким образом, Бог конечен [в отношении] самого Себя, но бесконечен [в отношении] к нам, то Бог поистине скорее конечен, чем бесконечен, каковое заключение противоречит установленному ранее (7, 1). Следовательно, Бог не постигает Себя.

Этому противоречат слова [того же] Августина: «Что мыслит себя, то себя и постигает»9. Но Бог мыслит Себя. Следовательно, Он [и] постигает Себя.

Отвечаю: Бог постигает Себя совершеннейшим образом, доказательством чему служит нижеследующее. Вещь полагают познанной, когда познание ее достигает своего завершения, а это происходит тогда, когда она становится познанной настолько совершенно, насколько она [вообще] может быть познана; так, например, доказательное утверждение считается постигнутым тогда, когда оно доказано, а не тогда, когда оно известно посредством некоторого вероятностного умозаключения. Но очевидно, что Бог знает Себя настолько совершенно, насколько совершенно Он может быть познан. Ведь все познаваемо согласно модусу своей актуальности, ибо вещь непознаваема в той мере, в какойона потенциальна, и познаваема в той мере, в какой актуальна, как читаем в «Метафизике» IX. Итак, сила божественного знания столь же велика, сколь [велика] актуальность Его бытия; ведь то, что Бог познаваем, о чем уже было сказано выше (1, 2), следует из того факта, что Он актуален и свободен от всяческой материи и [всего] потенциального. Из сказанного ясно, что Он знает Себя настолько, насколько Он познаваем. И потому-то Он и постигает Себя совершеннейшим образом.

Ответ на возражение 1. В строгом смысле слова «понимание» означает, что одна вещь содержится другою и входит [в нее]; и в этом смысле все, что постигается, конечно, равно как [конечно] и все то, что входит в другое. Но никто не говорит о Боге, что Он постигает Себя [именно] в таком смысле, поскольку из этого бы следовало, что Его ум был бы отдельной от Него способностью и что он [(ум)] содержал бы и включал Его в себя; для подобного рода модусов оказывания надлежит использовать только отрицания. Но как говорят о Боге, что Он содержит сам Себя [в том смысле], что Он не находится в чем-либо помимо Себя, так о Нем же говорят, что Он постигает Себя, поскольку ничто в Боге не сокрыто от Него. Ведь еще Августин заметил, что «целое постигается при таком созерцании, когда ничто в нем не остается сокрытым от созерцающего»10.

Ответ на возражение 2. Когда говорят, что Бог конечен [в отношении] самого Себя, это следует понимать согласно некоторому подобию пропорции, поскольку Он в таком же отношении не превышает Свой ум, в каком и что-либо конечное не превышает конечный ум. Но Бог не может быть назван конечным [в отношении] самого Себя в том смысле, что будто бы Он мыслит Себя как нечто конечное.