Раздел 4. Является ли мышление Бога его субстанцией?

С четвертым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что мышление Бога — это не Его субстанция. Ведь мыслить — значит действовать. Но под действием понимается нечто, проистекающее от действователя [вовне]. Следовательно, мышление Бога — это не Его субстанция.

Возражение 2. Далее, мыслить чье-либо мышление не означает мыслить нечто возвышенное или мыслимое первично, но — второстепенное и вторичное. Таким образом, если Бог суть Свое же собственное мышление, Его мышление будет подобно мышлению нашего мышления; следовательно, мышление Бога не будет чем-то возвышенным.

Возражение 3. Кроме того, мышление есть мышление чего-то. Значит, если в процессе мышления Богом самого Себя Он сам по Себе не отличен от этого мышления, Он мыслит, что мыслит Себя, и так далее до бесконечности. Следовательно, мышление Бога — это не Его субстанция.

Этому противоречит следующее: Августин говорит, что «бытие Божие есть то же, что и Его премудрость»11. Но быть мудрым и мыслить — это одно и то же. Следовательно, бытие Бога и [Его] мышление суть одно и то же. Но бытие Бога, как было показано выше (3, 4), — это Его субстанция. Поэтому мышление Бога — это Его субстанция.

Отвечаю: должно говорить, что мышление Бога суть Его субстанция. Ведь если бы Его мышление было чем-то иным, чем Его субстанция, то и деятельностью и совершенством божественной субстанции было бы, как заметил Философ, что-то другое, к чему божественная субстанция относилась бы как потенциальное к актуальному12, что, конечно же, невозможно; ведь мышление суть деятельность и совершенство того, кто мыслит. Теперь рассмотрим, почему это так. Как было установлено выше (2), мышление не есть действие, направленное вовне, но оно пребывает в действователе как его собственная [внутренняя] деятельность и совершенство подобно тому как и существование — это [собственное] совершенство существующего; и как существование определяется формой, точно так же и мышление определяется умопостигаемыми видами. Но в Боге нет никакой формы, которая была бы чем-то иным, чем Его существование, как это было показано выше (3). Следовательно, как Его сущность сама по себе есть Его же умопостигаемые виды, так и Его мышление необходимо есть то же, что и Его сущность, и Его бытие.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что в Боге и ум, и умопостигаемый объект, и умопостигаемые виды, и Его мышление — все суть одно и то же. Следовательно, когда говорится о мышлении Бога, то этим никоим образом не привносится никакой множественности в Его субстанцию.

Ответ на возражение 1. Мышление относится не к тем действиям, что проистекают из действователя [вовне], а к тем, что в нем пребывают.

Ответ на возражение 2. Когда мыслимое мышление лишено самобытия, то [в самом деле] предмет мышления не является чем-то возвышенным, как [например] когда мы мыслим собственное мышление. Но это никак не относится к божественному мышлению, которое суть самобытие.

Отсюда следует ответ и на возражение 3. Ведь божественное мышление существует само по себе и поистине направлено на самое себя, а не на другое; следовательно, в [данном случае] невозможно продолжить [логический ряд] до бесконечности.