Раздел 6. Бывает ли так, что Ангел-хранитель оставляет человека?

С шестым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Ангел-хранитель иногда оставляет опекаемого им человека. Ведь сказано же от имени Ангелов: «Врачевали мы Вавилон — но не исцелился; оставьте его» (Иер. 51, 9). И еще: «Отниму у него ограду», — то есть [как говорит глосса] опекунство Ангелов, — «и будет он опустошаем» (Ис. 5, 5).

Возражение 2. Далее, попечение Бога превосходнее попечения Ангелов. Но Бог иногда оставляет человека, согласно сказанному: «Боже мой! Боже мой! Внемли мне! Для чего Ты оставил меня?» (Пс. 21, 2). Поэтому тем более Ангел-хранитель может оставлять человека.

Возражение 3. Далее, как говорит Дамаскин, «когда Ангелы посылаются на землю, они не остаются на небе»10. Но иногда они находятся на небе. Следовательно, иногда они нас оставляют.

Этому противоречит следующее: демоны нападают на нас постоянно, согласно сказанному [в Писании]: «Противник ваш Ди-авол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Поэтому и Ангелы-хранители должны постоянно нас оберегать.

Отвечаю: как явствует из вышесказанного (2), попечительство Ангелов является следствием божественного Промысла о человеке. Также очевидно, что ни человек, ни что-либо вообще не может быть полностью отстранено от Провидения Бога, поскольку любая вещь причастна бытию до тех пор, пока она подчинена Провидению, которое простирается на все сущее. О Боге и в самом деле говорят, что Он оставляет человека в порядке Своего Провидения, но ровно настолько, насколько Он дозволяет человеку переносить некоторые лишения, связанные с наказанием или виной. Подобным же образом и об Ангеле-хра-

нителе можно сказать, что он никогда полностью не оставляет человека, но иногда, следуя божественному определению, он оставляет его в некоторых частностях, например, не предотвращает его от какой-нибудь скорби или даже от впадения в грех. Именно в этом смысле о Вавилоне и о доме Израилевом говорится как об оставленных Ангелами, т. е. постольку, поскольку их Ангелы-хранители не защитили их от невзгод.

Из сказанного очевидны ответы на возражения 1 и 2.

Ответ на возражение 3. Хотя порою Ангел и может оставлять человека в пространственном отношении, он никогда не оставляет его с точки зрения следствий своего попечительства. Ведь даже тогда, когда он находится на небе, он ведает о происходящем с человеком, и при этом, коль скоро ему не требуется времени для своего пространственного перемещения, он может оказаться рядом с человеком в любой миг.