Раздел 8. Может ли возникать соперничество или разногласие между Ангелами?

С восьмым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что между Ангелами не может возникать соперничество или разногласие. В самом деле, [в Писании] сказано: «Он творит мир на высотах Своих» (Иов. 25, 2). Но соперничество противоположно миру Следовательно, между высшими Ангелами не возникает соперничества.

Возражение 2. Далее, не может быть никакого соперничества там, где милость совершенна, а власть — праведна. Но все это есть у Ангелов. Следовательно, между Ангелами нет никакого соперничества.

Возражение 3. Далее, если мы согласимся с тем, что Ангелы стараются для тех, кого охраняют, то [в случае споров между людьми] один Ангел становился бы на одну сторону, а другой — на противоположную. Но если одна сторона права, то другая — заблуждается. Из этого бы следовало, что к Ангелам-хранителям примешивается неправда, каковое мнение недостойно. Следовательно, между Ангелами-хранителями нет никакого соперничества.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день» (Дан. 10, 13). Но этим князем царства Персидского был Ангел-хранитель царства персов. Следовательно, один Ангел-хранитель стоял против другого и, таким образом, между ними происходило соперничество.

Отвечаю: этот вопрос возник в связи с вышеприведенными словами из книги Даниила. Иероним объяснял это так: князь царства Персидского — Ангел, выступавший против освобожде-

ния людей Израиля, за которых молился Даниил, а молитвы возносил к Богу (авриил. И это его сопротивление, возможно, было обусловлено неким князем демонов, который склонил плененных в Персии евреев к греху, каковой грех препятствовал действенности молитвы за этих людей Даниила.

А вот по мнению Григория князем царства Персидского был Ангел-хранитель, приставленный для защиты этого царства14. Чтобы, таким образом, понять, как один Ангел может противостоять другому нам следует обратить внимание на то, что божественные распоряжения относительно различных царств и различных людей исполняются Ангелами. Затем, в своих действиях Ангелы руководствуются божественными распоряжениями. Но в различные времена в различных царствах и в различных людях обнаруживаются различного же рода достоинства или недостатки, в результате чего одни оказываются подчиненными или владычествующими над другими. Каковы на этот счет определения божественной мудрости — об этом Ангелы могут узнать только в том случае, если Бог им это откроет, и потому в отношении этого они должны сообразовываться с божественной мудростью. И так как они сообразовываются с волей Божьей относительно различных противоположных и противостоящих достоинств, то о них и говорят, что они оказывают друг другу противодействие: не в том смысле, что их желания противоположны, поскольку все они думают об исполнении божественных распоряжений, а в том, что противоположны друг другу сами те вещи, познания которых желают Ангелы.

Из сказанного очевидны ответы на все возражения.