Раздел 4. Насколько точно описано в священных текстах создание человеческого тела?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что создание человеческого тела описано в Священных текстах не должным образом. В самом деле, человеческое тело, как и все прочее, было создано Богом в делах тех шести дней. Но о других делах читаем: «Сказал Бог: «Да будет!» — и стало так». Следовательно, то же самое должно быть написано и о создании человека.

Возражение 2. Далее, человеческое тело было создано непосредственно Богом, о чем уже было сказано (2). Поэтому вызывает сомнение написанное: «Сотворим человека».

Возражение 3. Далее, формой человеческого тела является душа, которая суть дыхание жизни. Поэтому после слов: «Создал Господь Бог человека из праха земного» не следовало прибавлять: «И вдунул в лицо его дыхание жизни».

Возражение 4. Далее, душа, которая является дыханием жизни, находится в целом теле, и в первую очередь — в сердце. Поэтому выражение: «И вдунул в лицо его дыхание жизни» кажется неточным.

Возражение 5. Кроме того, [разделение на] мужской и женский пол относится к телу, в то время как образ Божий — к душе. Но душа, согласно Августину была срздана прежде тела. Поэтому к словам: «По образу Божию сотворил его» не следовало прибавлять: «Мужчину и женщину сотворил их».

Этому противоречит авторитет Священного Писания.

Ответ на возражение 1. Как заметил Августин, превосходство человека заключается не в том, что Бог сотворил его Сам, поскольку Им созданы и другие вещи; ведь сказано же [в Писании]: «И небеса-дело Твоих рук» (Пс. 101, 26), и в другом месте: «И сушу образовали руки Его» (Пс. 94, 5); но в том, что человек был сотворен по образу Божию7. Те же особенности оборотов речи, которые мы встречаем в Священных текстах при описании сотворения человека, связаны с тем, что требовалось показать: другие вещи были созданы ради человека. Ведь и мы с особой тщательностью и особенным образом подходим к тем делам, которые полагаем наиглавнейшими.

Ответ на возражение 2. Не должно думать, будто бы Бог словами «сотворим человека» обращался к Ангелам (подобное могут утверждать только еретики). На самом деле этими словами выражена множественность божественных Лиц, образ Которых нашел свое отображение в человеке.

Ответ на возражение 3. Иные полагали, будто бы тело человека было образовано прежде [души] по времени, и что впоследствии душа была вдунута в уже созданное тело. Но сама мысль, что Бог мог сотворить или тело без души, или душу без тела, противоречит [идее] совершенства создания вещей, поскольку то и другое суть части человеческой природы. Это особенно нелепо в том, что касается тела, поскольку тело зависит от души, а не душа — от тела.

Чтобы разрешить возникшее затруднение, некоторые говорили, что слова «создал (осподь Бог человека» должно понимать в смысле создания тела вместе с душой, а последующие слова «и вдунул в лицо его дыхание жизни» должно понимать как сказанные о Святом Духе, Которым Бог благословил и Своих апостолов, сказав: «Примите Духа Святого» (Ин. 20, 22). Но такое толкование, как говорит Августин8, исключается самим Священным Писанием, поскольку далее читаем: «И стал человек душою живою», а эти слова апостол относит не к духовной, а к животной жизни (1 Кор. 15, 45). Поэтому, коль скоро под дыханием жизни подразумевается душа, то слова «и вдунул в лицо его дыхание жизни» следует понимать как разъяснение в смысле [логического] предшествования, поскольку душа — это форма тела.

Ответ на возражение 4. Священное Писание говорит, что дыхание жизни было вдунуто в лицо человека, постольку, поскольку жизненная деятельность наиболее очевидно проявляется именно в выражении чувств на человеческом лице.

Ответ на возражение 5. Согласно Августину, дела тех шести дней были соделаны все разом. Поэтому, по его словам, душа человека, которая, как он думал, была создана вместе с Ангелами, не была сотворена «прежде» шестого дня, но в день шестой и душа первого человека была создана актуально, и его тело — в его причинных элементах9. Другие же учителя полагали, что в шестой день были актуально созданы как тело, так и душа человека.