Январь

1 января

Источник ободрения

«Да и все прежде написанное в наставление нам написано было, чтобы, учась стойкости, о которой говорится в Писании, и находя в нем утешение, мы сохраняли надежду» (Рим.15:4, ИПБ).

Жизнь описанных в Библии людей — это подлинная история жизни реальных личностей. От дней Адама через все последующие поколения вплоть до апостольских времен мы находим простое беспристрастное описание фактических событий и истинных переживаний реальных личностей. Для многих удивительно, что вдохновенная история повествует о таких фактах из жизни выдающихся людей прошлого, которые пятнают их моральный облик … Вдохновенные писатели не прибегали ко лжи, цель которой — не омрачить страницы священной истории описанием человеческих слабостей и ошибок…

Одним из самых убедительных доказательств достоверности Священного Писания является то, что правда в нем не замалчивается, а грехи главных героев не утаиваются … Как много написано биографий якобы непорочных христиан, которые в своих семьях и в церкви сияли, как образцы безукоризненного благочестия… Однако если бы их историю описывало вдохновленное свыше перо, они предстали бы в совершенно ином свете. Там открылись бы человеческие слабости, борьба с себялюбием, фанатизмом и гордостью, возможно, и тайные прегрешения, и постоянная война между духом и плотью…

Если бы нашу добрую Библию написали не вдохновленные свыше люди, она приобрела бы совсем другой вид и ее изучение повергало бы в уныние заблуждающихся смертных, борющихся с немощами своей плоти и с искушениями коварного врага. Но в Библии, как она есть, мы имеем точное описание духовного опыта выдающихся личностей в библейской истории. Люди, к которым благоволил Бог и на которых Он возложил огромную ответственность, иногда были одолеваемы искушением и грешили, подобно тому. как и мы сегодня к чему-то стремимся, колеблемся и часто впадаем в заблуждение. Но как утешительно для отчаявшихся сердец узнать, что по благодати Божьей они могли обрести свежие силы, чтобы снова подняться над своей греховной природой! И, помня об этом, мы готовы возобновить свою личную битву (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 9-11).

2 января

Надежда есть

«Все, что пережили наши предки, оказалось прообразом и описано в увещевание и предостережение нам, кого застигло завершение веков». (1Кор.10:11, ИПБ; см. также 1Кор.10:1-13).

«Ропот древних израильтян и их мятежное недовольство, как и сотворенные для них великие чудеса, и наказание их идолопоклонства и неблагодарности, записаны нам во благо. Пример древнего Израиля дан в качестве предостережения для Божьего народа, чтобы он мог избежать неверия и Его гнева. Если бы беззакония евреев были исключены из Священного Писания, а оставлены только записи об их добродетелях, их история не смогла бы преподать нам эти уроки…

Если бы дети Божьи признали действия Господа и приняли Его учение, они обрели бы прямой путь для своих ног и свет, который провел бы их через мрак и разочарования. Давид научился мудрости из того, как Бог поступал с ним, и смиренно склонялся перед наказаниями Всевышнего. Когда пророк Нафан в точности обрисовал Давиду его истинное состояние, это помогло израильскому царю понять свой грех и избавиться от него. Он с кротостью принял совет и смирился перед Богом. «Закон Господа, — восклицает Давид, — совершен, укрепляет душу».

У кающихся грешников нет повода впадать в отчаяние из-за того, что им напоминают об их преступлениях и предупреждают о грозящей им опасности. Тот факт, что ради них прилагаются такие усилия, показывает, насколько Бог любит их и желает спасти. Дабы наследовать жизнь вечную, грешникам нужно только последовать Его совету и творить Его волю. Бог помещает перед Своими согрешающими детьми их грехи, чтобы они увидели всю их чудовищность в свете Божественной истины. И тогда их долг — навсегда отказаться от них.

Сегодня Бог так же силен спасать от греха, как Он был силен это делать во времена патриархов, Давида, пророков и апостолов. Множество записанных в священной истории случаев о том, как Бог избавлял Свой народ от его беззаконий, призваны вдохновить христиан нашего времени принять Божественное наставление и ревностно совершенствовать характер, чтобы он выдержал строгую проверку на суде (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 11-15).

3 января

Место в ряду

«Уста праведника пестуют многих». (Притч.10:21, ИПБ).

«Несмотря на господствующее беззаконие, в то время существовала династия святых мужей — они, облагороженные и вдохновленные общением с Богом, жили словно на Небе. Они обладали могучей силой разума и удивительными знаниями. Перед ними стояла великая святая цель — сформировать в себе праведный характер и преподать урок благочестия не только своим современникам, но и всем грядущим поколениям. На страницах Священного Писания упоминаются имена только немногих, самых выдающихся из них; но на протяжении всех веков Бог имел таких верных свидетелей, чистосердечно поклонявшихся Ему (Патриархи и пророки, с. 84).

Как часто доверяющие Слову Божьему, хотя сами по себе совсем беспомощные, все же выстояли против влияния всего мира: Енох, чистый сердцем, святой в жизни, твердо держащийся веры в победу праведности над испорченным глумящимся поколением; ‘Ной, его семья, противостоящие людям своего времени, людям, обладающим огромной физической и умственной силой и самой испорченной моралью; народ израильский на Красном море — беспомощная, запуганная толпа рабов — перед самой мощной армией сильнейшего народа на Земле; Давид, пастушок, полагающийся на Божье обетование о престоле, против Саула, могущественного монарха, всеми силами стремящегося удержать свою власть; Седрах со своими друзьями в огненной печи — и Навуходоносор на престоле; Даниил среди львов — и его высокопоставленные враги; Иисус на кресте — и иудейские священники и правители, вынуждающие даже римского правителя исполнить их волю; Павел в цепях, приговоренный к смерти как преступник, и Нерон — деспот мировой империи.

Такие примеры записаны не только в Библии. Ими изобилуют многие повествования человеческой истории. Вальденсы и гугеноты, Уиклиф и Гус, Иероним и Лютер, Тиндаль и Кнокс, Зинзендорф и Уэсли и многие другие свидетельствовали о силе Божьего Слова против человеческой власти и поддерживающей зло политики. Это истинная аристократия мира. Это его царская династия. Современная молодежь призвана занять места в их ряду (Воспитание, с. 254, 255).

4 января

Какие плоды?

«Но вот что видел Я: кто вспахивает зло и горе сеет — сам его и пожнет!» (Иов 4:8, ИПБ).

Жизнеописания героев Библии представляют собой наибольшую воспитательную ценность Библии среди других ее тем. Эти рассказы отличаются среди всех остальных абсолютным соответствием действительности. Несовершенный разум человека не может правильно объяснить поступки другого. Никто, кроме Того, Кто читает сердца, Кто знает тайные источники мотивов и действий, не может с абсолютной правдивостью описать характер или дать точную картину человеческой жизни. Такое описание может быть найдено только в Божьем Слове.

Никакая истина не представлена в Библии более ясно, чем следующая: то, что мы делаем, — результат того, чем мы являемся. В большинстве случаев наши опыты в жизни являются плодами наших собственных мыслей и поступков.

«Незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч. 26:2).

«Скажите праведнику, что благо ему … а беззаконнику горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его» (Ис.3:10,11).

«Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их» (Иер.6:19). Эта истина ужасна в своей правдивости и производит глубокое впечатление. Каждый поступок влияет на совершившего его. Человеку трудно распознать в бедах, проклинающих его жизнь, плоды своего собственного посева. Однако и в этом случае мы не оставлены без надежды …

Иаков прибегнул ко лжи и в итоге получил ненависть брата. На протяжении двадцати лет скитаний его самого обижали и обманывали…       

Но Бог говорит: «…Я видел пути его, и исцелю его» (Ис.57:18). Иаков в своих страданиях не был сокрушен. Он раскаялся, он старался искупить вину перед братом. И когда ему грозило уничтожение от разгневанного Исава, он обратился за помощью к Богу. «Он боролся с Ангелом — и превозмог; плакал и умолял Его» (Ос.12:4). «И благословил его там» (Быт.32:29)… Сила зла в его природе была сломлена, его характер изменился.

Бог не отменяет Свои законы и не поступает вопреки им. Он не уничтожает причиненное грехом, но Он преобразует. Благодаря Его милости проклятие оборачивается благословением (Воспитание, с. 146-148).

5 января

По образу Божьему

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по Божию образу сотворил его, мужчину и женщину — обоих Он сотворил» (Быт.1:2.7, ИПБ; см. также Быт.1:2.6-31).

После того как была сотворена земля с многочисленными животными и богатой растительностью, появился человек — венец Божьего творения, тот, для кого была приспособлена прекрасная земля. Ему была отдана власть над всем, что видел его глаз…

Бог сотворил человека по образу Своему. В этом нет ни-чего непостижимого. Нет никакого основания предполагать, что человек является результатом эволюции, плодом постепенного развития низших форм животного или растительного мира. Такая теория низводит великую работу Творца до уровня ограниченных человеческих представлений. Люди так упорны в своем стремлении лишить Бога верховной власти над Вселенной, что унизили человека, лишив его благородства своего происхождения. Тот, Кто сотворил звездные миры в вышине и искусно украсил поля цветами, Кто наполнил небо и землю чудесными знаками Своего могущества, ре-шил увенчать Свои славные деяния и поставить властелина над всей землей; Он создал существо, достойное руки, дающей ему жизнь. Родословная человеческого рода, как указывает на это Слово Божье, берет начало не с развивающихся зародышей, моллюсков и четвероногих, а с Великого Творца. Хоть и созданный из праха, Адам был «сыном Божьим»…

Его природа находилась в гармонии с волей Божьей. Его разум был способен постигать Божественные истины. Его чувства были чисты, а склонности и страсти подчинялись разуму. Человек был свят и счастлив, нося образ Божий и живя в совершенном послушании Его воле (Патриархи и пророки, с. 44, 45).

Он [Адам] был более чем в два раза выше нынешних обитателей земли и хорошо сложен. Черты лица его были совершенны и великолепны … Ева была немного ниже Адама — чуть выше его плеча. Она также была стройна, безупречно сложена и чрезвычайно прекрасна.

Эта безгрешная пара не носила никаких искусственных одежд. Они были одеты в одежду света и славы, какую носят ангелы (История спасения, с. 21).

6 января

Едем

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15; см. также Быт.2:8-15).

Хотя все творение Божье являло совершенство красоты и казалось, что на земле, которую Бог сотворил для счастья Адама и Евы, не было ни в чем недостатка, Он проявил Свою великую любовь к ним, насадив сад специально для них. Часть своего времени люди должны были посвящать приятным занятиям по уходу за садом, а часть времени отводилась для общения с ангелами, которые навещали их и давали им различные наставления. Также некоторое время они могли проводить в счастливых размышлениях. Их труд в саду не был изнурительным, наоборот, приятным и укрепляющим. Этот великолепный сад должен был навсегда стать их домом.

Здесь Господь насадил всевозможные деревья для пользы и красоты. Фруктовые деревья сгибались под тяжестью роскошных плодов, источавших сильный аромат, привлекательных на вид и приятных на вкус; они предназначались в пищу для свято и пары. В саду росли и великолепные виноградные лозы, они тянулись вверх, отягченные плодами, подобных которым человек не видел со времен грехопадения. Плоды были очень крупные и различного цвета. Некоторые — почти черные, другие — лиловые, красные, розовые и светло-зеленые. Эти прекрасные роскошные плоды на гибких лозах назывались виноградом. Они не стелились по земле, хотя и не были поддерживаемы искусственными опорами, но тяжесть гроздей склоняла их вниз. Для Адама и Евы было радостным занятием направлять рост виноградной лозы, сооружая таким образом изумительные беседки, и делать себе жилища из листвы великолепных деревьев и живых ветвей, отягченных ароматными гроздьями (История спасения, с. 21, 22).

Божий замысел состоял в том, чтобы человек находил свое счастье в заботе о творениях Его рук и чтобы его потребность в пище восполнялась плодами с деревьев сада…

Если бы счастье заключалось в бездеятельности, то человек в своем состоянии святой невинности остался бы незанятым. Но Создавший человека знал, что может сделать его счастливым; и после сотворения Он поручил ему предназначенное для него дело. Обетование о будущей славе и постановление о том, что человек должен усердно трудиться ради насущного хлеба даны с того же престола (Христианский дом, с. 27).

7 января

Возможность выбора

«Ты можешь есть плоды любого дерева в саду, но не с дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов, ибо в тот день, как отведаешь их, непременно умрешь» (Быт.2:16,17. ИПБ).

Хотя наши прародители были созданы невинными и святыми, однако и у них была возможность согрешить… Они могли радоваться общению с Господом и святыми ангелами, но прежде чем стать вечными причастниками этой радости, их верность должна быть испытана. Уже в самом начале своего существования человек был ограничен в своем желании потворствовать себе, той губительной страсти, которая лежала в основе падения сатаны. Дерево познания, стоящее вблизи дерева жизни посреди сада, должно было стать средством испытания веры, послушания и любви наших прародителей. Им разрешалось есть плоды со всех других деревьев, но под страхом смерти воспрещалось вкушать плоды с этого дерева. Их ждали искушения сатаны, но если бы они перенесли это испытание, то навсегда были бы ограждены от его власти, наслаждаясь вечным благоволением Бога…

Бог мог бы сотворить человека не способным к нарушению Закона, Он мог бы удержать руку Адама от запрещенного плода, но в том и другом случае человек был бы не свободным нравственным существом, а просто автоматом. Без свободы выбора его повиновение было бы не добровольным, а вынужденным. В таких условиях не происходит развитие характера … Это было бы недостойно человека как разумного существа и подтвердило бы сатанинское обвинение Бога в деспотизме.

Бог создал человека невинным. Он наделил его благородными чертами характера без какой бы то ни было склонности ко злу. Он одарил его блестящими умственными способностями и представил ему самые сильные возможные поощрения, чтобы быть верным. Условием вечного счастья было повиновение — совершенное и постоянное. Лишь на этом условии человек мог иметь доступ к дереву жизни…

Если бы они остались верными Божественному Закону, их способность познавать, радоваться, любить постоянно возрастала бы. Они бы приобретали новые сокровища знаний, открывали новые источники счастья и получали все более ясное понимание неизмеримой неизменной любви Бога (Патриархи и пророки, с. 48-51).

8 января

Самый близкий человек

«Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18; см. также Быт.2:18- 25).

Сотворив Адама, Бог провел перед ним всех животных, чтобы каждому из них он дал имя. Адам видел, что каждый имел друга, подобного себе, но среди них «для человека не нашлось помощника». Среди всех существ, сотворенных Богом на земле, не было никого, равного человеку. И Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Человек не создан для жизни в одиночестве, он должен был быть социальным существом. Без спутника жизни чарующие пейзажи Едема и восхитительная работа в саду не смогли бы даровать полного счастья. Даже общение с ангелами не могло бы удовлетворить потребность человеческой души в сочувствии и дружбе. Не было никого, подобного ему, чтобы любить и быть любимым.

Сам Бог дал Адаму друга жизни. Он дал «помощника, соответственного ему», ту, которая могла стать его другом и быть единой с ним в любви и общении. Еву сотворили из ребра, взятого у Адама. Это означало, что она не должна ни господствовать над ним как глава, ни унижаться перед ним, как подчиненная, а быть рядом как равная ему, имея право на его любовь и защиту. Часть его самого, кость от костей его и плоть от плоти его, она была его вторым «Я», показывая, насколько близкое единение и нежная привязанность существуют в этих отношениях. «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее… » (Еф.5:29). «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт.2:24).

Бог возвеличил первый брак. Так, институт семьи тоже создан Творцом Вселенной. «Брак у всех да будет честен» (Евр.13:4). Он является одним из первых даров, преподнесенных человеку Богом, и одним из тех двух установлений, которые Адам вынес за врата рая после падения. Когда в браке руководствуются Божественными принципами и повинуются им, тогда он является благословением, он бережет нравственную чистоту и счастье человеческого рода. Такой брак удовлетворяет нужду человека в общении, возвышая человека физически, умственно и нравственно (Патриархи и пророки, с. 46).

9 января

Обмануты!

«И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю?»» (Быт.3:1; см. также Быт.3:1-6).

Человек — венец творения, Бог наделил его способностью понимать Его условия, справедливость и милость Его Закона и его священные требования, а также Он ожидает от него безусловного послушания.

Подобно ангелам, жители Едема были подвергнуты испытанию: они могли быть счастливы при условии верности Закону Творца. Они могли повиноваться — и Жить или же не повиноваться — и умереть…

Ангелы предостерегали Еву избегать отлучаться от мужа во время повседневных занятий в саду; с ним ей грозила бы меньшая опасность подвергнуться искушению, чем одной. Но, поглощенная своей приятной работой, она незаметно отошла от него… и вскоре очутилась перед запретным деревом, глядя на него со смешанным чувством любопытства и восхищения. Висящие на дереве плоды были прекрасны, и Ева недоумевала, почему Бог запретил срывать их. Для искусителя настал удобный момент. Как будто увидев, что происходит в ее разуме, он обратился к ней: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»

Искуситель намекал, что Божественное предупреждение не будет исполнено, а предназначено только запугать их…

Так действует сатана со дней Адама и до настоящего времени, и его старания увенчиваются большим успехом. Он искушает людей с недоверием относиться к Божьей любви и сомневаться в Его мудрости. Сатана постоянно старается возбуждать в людях дух неуместного любопытства, беспокойное назойливое желание проникнуть в тайны Божественной мудрости и силы. И сколь многие в своих попытках познать то что Бог счел нужным сокрыть, пренебрегают открытыми Им истинами, необходимыми для их спасения…

Ева искренно поверила словам сатаны, но эта вера не спасла ее от заслуженного наказания. Она усомнилась в Словах Божьих, и это привело ее к падению. На суде люди будут осуждены не за то, что сознательно верили лжи, а за то, что не поверили истине или пренебрегли возможностью познать, что есть истина (Патриархи и пророки, с. 52-55).

10 января

Используемая сатаной

«Сорвала она несколько плодов с него, сама ела и мужу. своему их дала, и он ел вместе с ней» (Быт.3:6, ИПБ; см. также Быт.3:6-14).

Согрешив, она [Ева] превратилась в орудие сатаны, задумавшего погубить ее Мужа. Испытывая какое-то странное неестественное возбуждение, с полными руками запретных плодов, она нашла мужа и рассказала ему о случившемся.

Лицо Адама омрачилось. Он, казалось, был поражен и встревожен. Отвечая Еве, он сказал, что это, должно быть, тот самый враг, о котором их предупреждали, и, согласно Божественному приговору, она должна умереть. Вместо ответа Ева настойчиво предлагала ему попробовать, повторяя при этом слова змея, что они не умрут. Она заверяла его, что это правда, поскольку она не испытала никаких проявлений Божьего недовольства, а, напротив, ощутила в высшей степени приятную бодрость, охватившую все ее существо; подобные чувства, как она предполагала, испытывают и небесные вестники.

Адам понял, что его спутница нарушила повеление Бога, пренебрегла единственным запретом, существовавшим для них как испытание верности и любви. В его душе происходила страшная борьба. Он горько сокрушался о том, что разрешил Еве отойти от него. Но все уже свершилось, и теперь он должен расстаться с той, которая доставляла ему столько радости. Как же примириться с этим? Адам радовался общению с Богом и святыми ангелами. Он созерцал славу Творца. Он понимал, каким счастливым было бы будущее человечества, если бы они остались верными Богу. Однако все эти благословения померкли от опасения потерять тот единственный дар, который в глазах Адама превосходил все остальное. Любовь, признательность и преданность Творцу — все это затмила любовь к Еве. Она была частью его самого, и он не мог вынести даже мысль о разлуке с ней … Адам решил разделить с Евой ее участь: если она должна умереть, они умрут вместе. В конце концов, рассуждал он, возможно, мудрый змей говорил правду? Ева стояла перед ним, столь же прекрасна и с виду так же невинна, как и прежде, до своего непослушания. Она выражала еще большую к нему любовь, чем раньше. Он не замечал в ней никаких признаков смерти и, решив храбро принять последствия, взял плод и быстро съел его (Патриархи и пророки, с. 56, 57).

11 января

Когда лучше оставаться в неведении

«И повелел я сердцу своему узнать, что есть мудрость и познание, а что — безумие и глупость». (Еккл.11.17, ИПБ; см. также Быт. 3:6-24).

Адам и Ева вкусили от плода и обрели знание, которое, послушай они Бога, им никогда не пришлось бы иметь, — опыт непослушания и неверности Богу — знание того, что они наги. Одеяние непорочности, которым покрывал их Бог, исчезло, и они заменили это небесное одеяние опоясанием из сшитых смоковных листьев.

Такое одеяние используют нарушители Закона Божьего со дней непослушания Адама и Евы … Смоковные листья символизируют аргументы, используемые для оправдания непослушания. Но нагота грешника не покрыта…

Если бы Адам и Ева были неизменно послушны своему Творцу и остались бы на стезе совершенной чистоты, они могли бы постигать и познавать Бога. Но когда они вняли голосу искусителя и согрешили против Бога. Их сияющие ризы небесной чистоты исчезли; лишившись одежд невинности, прародители накинули на себя темные мрачные одежды не-знания Бога. Ясный и совершенный свет, дотоле окружавший их, озарял все, к чему они приближались; лишенные же этого небесного света, потомки Адама не могли более различать характер Бога в созданных Им творениях (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1084. Комментарий Э. Уайт).

Если бы Адам и Ева не прикасались к запретному дереву, то Господь наделил бы их знаниями, на которых не лежало бы проклятие греха; знаниями, которые принесли бы им вечную радость …

Из века в век любопытство побуждает людей искать дерево познания, и зачастую они думают, что срывают необходимый для жизни плод, однако, как и Соломон в своих исследованиях, обнаруживают, что на самом деле это тщета и пустота в сравнении с наукой подлинной святости, которая откроет им врата града Божьего. Человеческое честолюбие стремится к знанию, которое принесет славу, самовозвышение и власть. Именно этим сатана искушал Адама и Еву (там же, с. 1083).

12 января

Проклята!

«И женщине сказал Он: «Многие тяготы в беременности твоей уготованы Мною тебе… Стремиться будешь мужем своим владеть, а он властвовать над тобою будет». Адаму же сказал: «… проклята земля за тебя; плоды ее будут доставаться тебе трудом тягостным все дни жизни твоей»». (Быт.3: 16,17. ИПБ; см. также Быт.3:14-19).

Еве было сказано, что отныне ее уделом станут страдания и горе … При творении Бог создал Еву равной Адаму. Если бы они остались послушны воле Божьей — в согласии с Его великим Законом любви, — то всегда были бы и в согласии друг с другом; но грех внес разногласие, и теперь защитить их союз и сохранить гармонию могло лишь подчинение одной из сторон. Ева первая согрешила, она поддалась искушению, отдалившись от своего мужа, вопреки Божьему повелению. Это из-за ее настойчивых просьб согрешил Адам, теперь она должна была повиноваться ему…

Ева была совершенно счастлива в Едеме возле своего мужа, но, подобно беспокойным Евам нашего времени, льстила себя надеждой проникнуть в более высокую сферу деятельности, чем Бог определил для нее. Пытаясь подняться выше занимаемого ею положения, она оказалась намного ниже. Тот же результат будет достигнут всеми, кто не желает добровольно исполнять жизненные обязанности соответственно Божьему плану. Желая достичь положения, не предназначенного для них Богом, многие женщины оставляют пустым то место, где они могли бы быть благословением…

Сотворив человека, Бог поставил его владыкой над всей землей и всем живущим. Пока Адам оставался верен принципам Неба, природа была подчинена ему. Но когда он нарушил Божественный Закон, подвластный ему животный мир восстал против его правления. Так Бог в Своем великом сострадании хотел показать людям святость Своего Закона, чтобы они на своем личном опыте увидели, какую опасность представляет пренебрежение этим Законом даже в наименьшей степени.

С тех самых пор Бог в Своей любви к людям определил для них жизнь, полную труда и забот. Такое наказание, необходимость в котором вызвал грех человека, должно было научить его обуздывать потворство своим влечениям и страстям, развивая навыки самообладания. Это являлось частью великого замысла Божьего относительно возрождения человека из бездны греха и вырождения (Патриархи и пророки, с. 58-60).

13 января

Наученные природой

«Спроси у животных — они научат тебя, птицы небесные тебе поведают! Побеседуй с землей — и она наставит тебя, рыбы морские тебе расскажут! Кто же не знает, что рука Господа сотворила все это?» (Иов 12:7-9, ИПБ; см. также Быт.3:14-17).

Хотя земля была омрачена проклятием, природа все еще оставалась учебником для человека. Но сейчас она не могла отображать только благость, ибо зло присутствовало повсюду. Оскверняя своим дыханием землю. море и воздух …

В увядании цветка, в опадении листьев Адам и его спутница обнаруживали первые признаки упадка. Перед их разумом ярко предстал суровый факт, что каждое живое существо должно умереть. Даже воздух, от которого зависела их жизнь, веял смертью.

Они постоянно вспоминали об утраченном. Среди всех земных творений Адам пребывал как властелин, и, пока он оставался верным Богу, вся природа была подвластна ему.

Теперь, когда он согрешил, преимущество быть властелином исчезло. Однажды допущенный им мятежный дух распространился и на животных…

Но человек не был оставлен на произвол последствий греха, который он избрал. В вынесенном сатане приговоре содержалась надежда на искупление… Этот приговор, произнесенный в присутствии первых людей, стал для них обетованием. Прежде чем услышать о терниях и волчцах, о тяжком труде и скорби, которые станут их участью, или о прахе, в который они возвратятся, Адам и Ева услышали слова, вселившие в них надежду. Все, что они потеряли, поддавшись сатане, будет возвращено через Христа (Воспитание, с. 26, 27).

После грехопадения Адама Господь мог бы уничтожить . всякий распускающийся бутон и раскрывшийся цветок либо лишить их аромата, столь приятного для наших чувств. В земле, оскверненной грехом и омраченной проклятием, в терновнике, чертополохе, колючках, плевелах мы можем прочесть закон осуждения; но в изысканных оттенках и ароматах цветов нам дано познать, что Бог все еще любит нас, что Его милосердие не полностью оставило Землю (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1085. Комментарий Э. Уайт).

14 января

Между Богом и человеком

«Потому и дано Ему окончательно и навеки спасать всех, кто приходит через Него к Богу: вечно жив Он, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25, ИПБ; см. также Быт.3:22-24).

Господь не вложил в падшего, ослушавшегося Адама ту 1. уверенность, которую Он даровал верному Адаму… Небесные дары не даются нарушителям…

Глаза Адама и Евы действительно открылись, но на что? Чтобы увидеть собственный стыд и крах, чтобы осознать, что их больше не окружают одежды из небесного света, служившие им защитой. Их глаза открылись, дабы увидеть, что плодом их непослушания стала нагота. Услышав Бога в саду, они спрятались от Него, ибо предчувствовали то, что было неведомо им до их падения, — Божье осуждение …

Бог объявил: человек может быть в безопасности, только проявляя полное послушание всем Его словам. Нам не следует экспериментировать со злом и со всем тем, к чему оно приводит. Непослушание ослабляет нас. Божий план заключался в том, чтобы даровать человеку ясное видение во всех его делах …

Человек и Бог должны были сотрудничать. Но этот план был сильно нарушен грехом Адама. Сатана ввел его в грех, и после согрешения Адама Господь уже не общался с ним так, как до грехопадения.

После этого Учителем Адама стал Христос. Он взаимодействовал с человечеством от имени Бога, спасая человеческий род от неминуемой смерти. Он принял на Себя служение Посредника. Адаму и Еве был дан испытательный срок, во время которого они должны были вернуться к своей верности, и к выполнению этой задачи должны были подключиться все их потомки (Письмо 91, 1900 г.).

Без совершенного Божьим Сыном примирения Бог не мог излить на человека Свои благословения и совершить спасение. Вседержитель ревностно оберегал честь Своего Закона. Нарушение этого Закона стало причиной ужасного разделения между Богом и человеком. Пока Адам был непорочен, он мог счастливо, свободно и беспрепятственно общаться со своим Создателем. Но после грехопадения человека Бог стал общаться с людьми только через Иисуса и небесных ангелов (Знамения времени, 30 января 1879 г.).

15 января

Одна дорогостоящая ошибка

«А уж если что нашел — то нашел, что создал Бог человека честным, а люди пустились во всяческие хитросплетения» (Еккл.7:29, ИПБ).

В книге Бытие вполне определенно говорится об общественной и личной жизни, но в ней не зафиксировано ни одного случая, чтобы ребенок родился слепым, глухим, уродливым, калекой или умственно отсталым. Не записано ни одного случая, чтобы кто-то умер своей смертью в детстве или юности. Мы не найдем ни одного упоминания, когда бы человек умирал от болезни. Когда в книге Бытие со-общается о чьей-то смерти, обычно это делается так: «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер»… «Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер»…

Бог наделил человека такой жизненной силой, что, несмотря на болезни, которые накапливались и передавались из поколения в поколение вследствие извращенных привычек, род человеческий существует вот уже шесть тысяч лет. Данный факт сам по себе является достаточно убедительным доказательством той силы и удивительной энергии, которую Бог дал человеку при сотворении … Если бы Адам при сотворении не был наделен жизненной силой в двадцать раз большей, чем у современных людей, то род человеческий, с его теперешними привычками жить, нарушая естественный закон, давно бы уже вымер …

Бог не создавал людей такими слабыми и немощными. Плачевное положение дел объясняется не Божественным провидением, а делами самого человека. Оно вызвано вредными привычками, злоупотреблениями и нарушением законов, созданных Богом, чтобы руководить бытием человека (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 138, 139).

Бог сотворил человека для Своей славы, чтобы, пройдя через трудности и испытания, человеческая семья могла слиться воедино с небесной семьей. Божье намерение заключалось в том, дабы заново населить Небеса человеческой семьей, если люди проявят послушание каждому Его слову (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1082. Комментарий Э. Уайт).

Ослушаться Бога, вкусив запретные плоды, и соблазнить своего мужа сделать то же — не представлялось Еве серьезным проступком. Но, тем не менее, их грех открыл дверь потокам страданий, заливших мир. Кто может предвидеть в момент искушения все те ужасные последствия, которые станут результатом одного неверного шага? (Патриархи и пророки, с. 61).

16 января

Из уст в уста

«Прожив девятьсот тридцать лет, Адам умер» (Быт.5.5. ИПБ).

Жизнь Адама после грехопадения была исполнена скорби, смирения и непрерывного раскаяния. Когда он учил своих детей и внуков страху Господнему, его часто горько упрекали за грех, принесший так много бед всем его потомкам. Когда Адам покинул великолепный Едемский сад, мысль о том, что он должен умереть, всякий раз приводила его в ужас. Смерть виделась ему ужасным бедствием … Больше всего он укорял самого себя за свое первое великое преступление. Адам молил Бога во имя обетованной великой Жертвы простить его. Он глубоко чувствовал гнев Божий за свое совершенное в раю преступление. Ему пришлось стать очевидцем всеобщей испорченности, которая в конце концов побудила Бога уничтожить обитателей Земли потопом. Смертный приговор, который вынес ему Создатель и который поначалу представлялся ему весьма ужасным, теперь, после нескольких сот прожитых лет, выглядел справедливым и милостивым со стороны Бога, поскольку лишь смерть могла положить конец несчастной жизни человека.

Когда Адам увидел первые признаки увядания природы в опадающих листьях и засохших цветах, он сокрушался намного сильнее, чем люди в наше время скорбят о кончине своих родных. Поникшие цветы вызывали у него не столь глубокую скорбь, поскольку они были нежными и хрупкими. Но когда высокие крепкие деревья сбрасывали свои листья и те гнили на земле, пред ним предстало общее разложение прекрасной природы, созданной Богом ради блага человека.

Своим детям и детям их детей, вплоть до девятого поколения, Адам описывал совершенства Едемского дома, а также рассказывал о своем падении и о его ужасных последствиях … Он неустанно напоминал всем о том, что грех, в какой бы форме ни существовал, неминуемо будет наказан. Адам умолял их повиноваться Богу, Который милостив к любящим и боящимся Его.

Адаму было велено научить своих потомков страху Божьему: своим личным примером смиренного послушания воспитать в них чувство благоговения по отношению к жертвоприношениям, которые символизировали грядущего Спасителя. Адам бесконечно дорожил тем, что Бог открыл ему, и передавал этот завет из уст в уста своим детям и внукам. Таким образом было сохранено знание о Боге (Знамения времени, 6 февраля 1879 г.).

17 января

Снова дома!

«И так же, как связанные происхождением с Адамом все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены. Но каждый в свой черед: первый — Христос как «начаток», потом — Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:22,2З, ИПБ).

Среди колеблющейся земли, вспышек молний и ударов грома голос Сына Божьего вызывает спящих во прахе святых… Мертвые услышат этот голос, и услышавшие оживут. Вся Земля содрогнется от поступи огромнейшей армии воскресших из каждого народа, племени, колена и языка…

Все выйдут из могил, будучи такого же роста, как и до смертного часа. Среди воскресших Адам отличается огромным ростом и величественной осанкой, только немного уступая Сыну Божьему. Он резко отличается от людей последующих поколений, даже в этом одном видно, насколько выродился человеческий род. Но все воскреснут со свежестью и энергией вечной юности…

Все пороки и физические изъяны останутся в могиле. Снова получив право на древо жизни в давно утерянном Едеме, искупленные будут расти и развиваться до полноты совершенства и славы…

Когда искупленных приглашают войти в град Божий, воз-дух наполняется возгласами радости и восторга. Настал момент встречи двух Адамов. Сын Божий с распростертыми руками готов обнять родоначальника человечества, того, кого Он сотворил, кто согрешил против своего Создателя и за грехи которого на теле Спасителя появились знаки распятия. При виде жестоких ран от гвоздей Адам не бросается в объятия своего Господа, но в смирении падает к Его ногам, восклицая: «Достоин, достоин Агнец, Который был заклан!» Спаситель с нежностью поднимает его и настойчиво приглашает взглянуть на Едем — дом, из которого он так долго был изгнан…

За этим воссоединением наблюдают и ангелы, которые оплакивали падение Адама и радовались, когда Иисус после Своего воскресения вознесся на Небо, избавив от смерти всех верующих во имя Его. Теперь они видят спасение искупленных завершенным, и их голоса сливаются в хвалебном гимне (Великая борьба, с. 644-648).

18 января

Решать тебе

«Верил Авель. потому и принес Богу жертву лучшую. чем у Каина. По вере своей был он признан праведным — Бог подтвердил это, приняв его дары. Верой продолжает говорить нам Авель и теперь, по смерти своей» (Евр.11:4, ИПБ; см. также Быт.4:1-5).

Сыновья Адама Каин и Авель сильно отличались друг от друга. Авель был верен Богу, он видел справедливое и милосердное отношение Творца к падшему роду и с благодарностью принял надежду искупления. Но Каин лелеял мятежные чувства против Бога и роптал на Него за то, что за грех Адама Он проклял всю землю и человечество. Каин позволил своим помыслам направиться по тому же пути, который привел к падению сатаны, потакая своей жажде самовозвышения и подвергая сомнению Божественную справедливость и авторитет Божий…

Оба брата построили одинаковые жертвенники, и каждый из них принес жертву. Авель принес жертву из стада, согласно Божьим указаниям. «И призрел Господь на Авеля и на дар его». С неба сошел огонь и поглотил жертву. Но Ка ин, пренебрегая прямым и ясным повелением Бога, принес в жертву только плоды. С неба не было послано никакого знамения, свидетельствующего о принятии жертвы.»

Авель понял великие принципы искупления; он сознавал себя грешником, видел грех, наказание за него и смерть, стоящие между его душой и Богом. Он принес умерщвленную жертву, закланную жизнь, тем самым признавая требования нарушенного Закона. Через пролитую кровь он взирал на будущую жертву — умирающего на Голгофском кресте Христа и, веруя в грядущее примирение, получил подтверждение, что он праведен и его жертва принята.

Каин имел такие же возможности познать эти истины и принять их, как и Авель. Он не был жертвой произвольного предопределения. Один брат не был избран, дабы быть принятым Богом, а другой — быть отвергнутым. Авель избрал веру и послушание; Каин — неверие и возмущение. В этом вся суть дела (Патриархи и пророки, с. 71, 72).

19 января

Два пути

«Господь благосклонно посмотрел на Авеля и его жертвоприношение, а на Каина и его жертвоприношение не посмотрел. Каин сильно разгневался, и взор его поник» (Быт.4:4,5, ИПБ; см. также Быт.4:1-5).

Каин пришел пред лицо Божье с сердцем, переполненным ропотом и неверием в обетованную жертву и в необходимость ее принесения. Его дар не выражал никакого раскаяния в грехах. Подобно многим нашим современникам, он считал признаком слабости следовать точному плану, намеченному Богом, всецело доверяя свое спасение искуплению, которое совершит обетованный Спаситель. Он избрал путь независимости. Каин пришел пред лицо Божье со своими собственными заслугами. Он не принес ягненка и не смешал его кровь со своим приношением, а принес выращенные им плоды — результаты своего труда. Он принес свою жертву как одолжение Богу и надеялся получить с ее помощью Божественное одобрение. Каин послушно построил жертвенник, послушно принес жертву, но его повиновение не было полным. Он пренебрег самым главным, а именно: признанием своей нужды в Искупителе…

В лице Каина и Авеля представлены две группы людей, которые будут существовать до конца мира. Одни люди получают прощение через жертву за грех; другие предпочитают полагаться на собственные заслуги, их жертва не нуждается в Божественном посредничестве, и она не может примирить людей с Богом. Наши преступления могут быть прощены только через заслуги Иисуса …

Некоторые утверждают, что человечество нуждается не в искуплении, а в развитии, что люди собственными усилиями могут облагородить, возвысить и преобразовать свою натуру. Подобно тому как Каин надеялся приобрести Божью милость через жертву, лишенную искупительной крови, так и эти люди надеются возвысить человечество до Божественного уровня независимо от примирения с Богом. Но история Каина свидетельствует о том, к чему это приводит. Она — подтверждение того, чем может стать человек без Христа. Человечество бессильно возродить себя, поскольку направлено не ввысь, к Божественному, а вниз, к сатанинскому. Христос — наша единственная надежда. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». «И нет ни в ком ином спасения» (Деян.4:12,11) (Патриархи и пророки, с. 72, 73).

20 января

Ваше лицо говорит

«Тогда сказал Господь Каину: «Отчего ты так сильно разгневался? Отчего поник взор твой? Если намерения твои добры, разве не поднимаешь ты голову? А если недобры, грех притаился у порога. Овладеть тобой он хочет, но ты можешь господствовать над ним» (Быт.4:6,7. ИПБ, см. также Быт.4.3-7.)

Господь видел возмущение Каина. Он видел, как поникло его лицо. Это показывает нам, насколько внимательно Господь относится к каждому действию человека, к его намерениям, целям и даже выражению лица. Так, человек может ничего не говорить, но на его лице можно прочитать отказ следовать по Божьему пути и выполнять Его волю (Библейский комментарий АСД т. 1, с. 1086. Комментарий Э. Уайт).

Обратите внимание на слова Господа… Этот вопрос может быть обращен к каждому молодому мужчине и женщине, которые, подобно Каину, открывают свою страсть… следуя внушениям сатаны, полностью противоположным требованиям Божьим (Рукопись 77, 1897 г.).

Если ты решишь отбросить святое, сдерживающее влияние истины, сатана уведет тебя в плен. Тебе будет угрожать опасность дать волю своим страстям и вкусам, перестать сдерживать свои похоти, греховные, низменные желания. При испытаниях и скорбях вместо того, чтобы иметь на лице выражение спокойной безмятежности, как это было у верного Еноха, и излучать надежду и мир, превосходящие разумение, на нем можно будет прочитать плотские помышления и похотливые желания. Ты начнешь носить на себе сатанинскую, а не Божественную печать (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 92).

У многих детей, юношей и девушек характер запечатлен на лице. В чертах их лица запечатлена их история жизни… Если Христос является неизменным принципом в сердце, в чертах лица человека можно прочитать чистоту, утонченность, покой и любовь. На других лицах злой характер оставляет свой опознавательный знак; на них выражены эгоизм, хитрость, обман, фальшь, враждебность и зависть. Как трудно истине влиять на сердца и лица обладателей такого характера!..

Христос предоставил в распоряжение Своим детям всю духовную культуру. Если Иисус пребывает в душе, сердце наполняется святыми милостями Его Духа, проявляющего Себя в преобразовании качеств характера. Если вы хотите иметь красоту и привлекательность характера, начертайте Божественный Закон на своем сердце и исполняйте его в жизни (Советы по работе Субботней школы, с. 112, 113).

21 января

Каин «ушел»

«Тогда ушел Каин с того места, где явился ему Господь» (Быт.4:16, ИПБ; см. также Быт.4:8-16).

Бог даровал ему возможность сознаться в содеянном преступлении… Каин понимал чудовищность совершенного им злодеяния и лжи, к которой прибегнул, дабы скрыть его, но, несмотря на все это, он продолжал упорствовать, и вскоре был вынесен приговор …

Хотя Каин заслуживал смертного приговора за содеянное им преступление, сострадательный Творец пощадил его и дал ему возможность раскаяться. Но Каин только все больше ожесточал свое сердце, подстрекал к восстанию против Божественной власти и стал предводителем дерзких, распутных грешников. Этот руководимый сатаной отступник соблазнил и других. Его пример и влияние оказывали столь сильное разлагающее действие, что земля растлилась и наполнилась насилием, что вызвало необходимость в ее уничтожении…

Проклятый Богом Каин оставил дом своего отца … Он ушел от лица Божьего, искоренил из души обетование о воз-вращении в Едем, по грузившись в поиски богатства и наслаждений на проклятой за грех земле, и таким образом стал родоначальником большой группы людей, поклоняющихся богу века сего. Потомки Каина достигли выдающихся успехов в делах, в обретении земных благ. Но к Богу они были равнодушны и противодействовали Его намерениям относительно человека (Патриархи и пророки, с. 77-81).

Пощадив жизнь Каина-убийцы, Бог тем самым показал миру, к чему привело бы позволение грешнику вечно жить и творить беззаконие. Личным влиянием и примером Каин ввел в грех многих своих потомков, и наконец «наполнилась земля злодеяниями», «помышления сердца их были зло во всякое время» (Великая борьба, с. 543).

Как Каин пошел от лица Господня искать свой дом, как блудный сын «пошел в дальнюю страну», так и грешники ищут свое счастье в пренебрежении Богом (Наглядные уроки Христа, с. 200).

22 января

Он ходил пред Богом

«Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет» (Быт. 5:21,22; см. также Быт.5:21-24).

О Енохе говорится, что он жил шестьдесят пять лет и родил сына… Уже в раннем периоде своей жизни Енох любил Бога, боялся Его и соблюдал Его заповеди … Но после рождения первенца Енох поднялся на еще более высокий духовный уровень, он установил еще более тесные отношения с Богом. Он еще глубже осознал свои обязанности и ответственность как сына Божьего. Видя любовь дитяти к своему отцу, его простодушную веру в покровительство отца, и сам испытывая глубокую нежность к своему первенцу, Енох усвоил драгоценный урок чудесной любви Бога к людям, явленной в Его даре Своего Сына, а также урок доверия, которое дети Божьи могут проявлять к своему Небесному Отцу. Безграничная непостижимая любовь Бога, проявленная в Иисусе Христе, стала предметом его размышлений днем и ночью, и со всем пылом своей души он стремился открыть эту любовь людям, среди которых жил.

Хождение Еноха пред Богом совершалось не в состоянии исступления или видений, но в исполнении всех повседневных обязанностей его жизни. Он не стал отшельником, полностью отстранившись от Людей, ибо должен был трудиться в мире для Бога. И в своей семье, и в своем общении с людьми он был стойким, непоколебимым слугой Божьим … И это святое хождение длил ось триста лет. Найдется мало христиан, которые не сделались бы гораздо серьезнее и посвященнее, если бы знали, что им осталось недолго жить или что Пришествие Христа скоро совершится. Вера же Еноха становилась все тверже, а любовь — более пламенной с течением столетий (Патриархи и пророки, с. 84, 85).

Он [Енох] имел единомыслие с Богом … Если мы в единомыслии с Богом, наша воля будет поглощена Божьей волей и мы будем идти туда, куда поведет нас Бог. Как любящий ребенок дает отцу свою руку и идет с ним в совершенном доверии, во тьме или во свете, так сыновья и дочери Божьи должны идти с Иисусом через радости или печали (Ревью энд Геральд, 2 декабря 1889 г.).

23 января

Бог взял его

«Триста шестьдесят пять лет провел Енох на земле, живя в тесном общении с Богом; и не стало его, потому что Бог взял его на небо живым» (Быт.5:23,24, ИПБ; см. также Быт.5:21-24).

Мы читаем о том, что Енох ходил с Богом триста лет… Это было продолжительное по времени общение. Он общался с Богом, ибо ему это было приятно… и он любил находиться в Божьем присутствии (Рукопись 16, 1887 г.).

Енох был замечательной личностью, и для многих его жизнь — нечто такое, чего простому смертному никогда не достичь. Однако жизнь и характер Еноха … представляют, какими должны быть жизнь и характер всех, если, подобно Еноху, они хотят, чтобы Христос во время пришествия взял их с собой. Его жизнью может жить каждый, если сблизится с Богом. Нам следует помнить: Енох был окружен влиянием столь развращенным, что Бог послал воды потопа на мир, дабы уничтожить его обитателей за их безнравственность (Знамения времени, 30 октября 1879 г.).

Мы живем в злой век. Вокруг нас сгущаются опасности последних дней. По причине умножения беззаконий во многих охладевает любовь…

Перед нами жизнь Еноха… Он жил в растленный век, когда вокруг него умножалась нравственная скверна, однако он приучил свой ум любить чистоту и быть преданным Богу. Его разговоры были только о небесном. Он приучил свои мысли течь в этом русле и носил на себе печать Божественного. Его лицо светилось светом, исходящим от лица Иисуса.

Еноха преследовали такие же искушения, как и нас. Его окружали люди, не более дружелюбно настроенные к праведности, чем окружающие ныне нас. Воздух, которым он дышал, как и тот, которым мы дышим сегодня, был заражен грехом и растлением; однако Енох жил святой жизнью. Его не запятнали господствующие грехи века, в котором он жил. Так и мы можем оставаться чистыми и неоскверненными. Енох был представителем святых, живущих среди опасностей и испорченности последних дней. За свое преданное послушание Богу он был перенесен живым на Небо. Точно так же будут перенесены и верные, которые останутся в живых в последний день. Они будут взяты из грешного, растленного мира, чтобы жить среди радости, царящей на Небесах (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 121, 122).

Наша задача сегодня — выйти из мира и отделиться. Только в этом случае мы сможем ходить с Богом, как это делал Енох (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 535).

24 января

Взирая на Христа

«И все мы, — каждый с открытым лицом, — отражая, как зеркало, славу Господа, сами преображаемся в образ Его. От славы к славе ведет нас Господь, Который есть Дух» (2Кор.3:18, ИПБ; см. также Быт.5:1-24; Иуд.14,15).

Проводя жизнь в активном труде, Енох пребывал в непрестанном общении с Богом. Чем больше и тяжелее были его труды, тем постоянней и искренней были его молит-вы. У него вошло в привычку иногда удаляться от всякого общества. Какое-то время Енох находился среди людей, трудился на их благо наставлением и собственным примером, а затем, испытывая жажду того Божественного знания, поделиться которым мог с ним только Бог, он удалялся, чтобы побыть в одиночестве. Общаясь таким образом с Богом, Енох все более и более отражал Божественный образ. Лицо излучало святое сияние, напоминающее то сияние, которым светилось лицо Иисуса. Когда он возвращался к людям после своего общения с Богом, даже нечестивцы с трепетом взирали на печать Небес на его лице (Служители Евангелия, с. 52).

Енох всегда взирал на Господа… Он навсегда избрал себе в спутники Христа. Он жил в мире и исполнял свой долг перед миром, однако всегда при этом оставался под влиянием Иисуса. Енох отражал характер Христа, являя в жизни Его качества: благость, милость, нежное сострадание, сочувствие, терпение, кротость, смирение и любовь. Его общение со Христом день за днем преобразовало его в подобие Того, с Кем он был так тесно связан. День за днем в своих мыслях и чувствах он оставлял свои собственные пути и утверждал стопы на путях Христа, путях небесного, Божественного (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1097, 1098. Комментарий Э. Уайт).

Если мы всегда будем видеть перед собой Господа, прославляя и благодаря Его всем сердцем, то сохраним свежесть религиозного опыта. Наши молитвы станут беседами с Богом, подобными беседе с другом. Он будет говорить лично с нами, открывая Свои тайны. Часто при этом нас будет охватывать радостное ощущение присутствия Иисуса. Наши сердца будут гореть, когда Он будет приближаться к нам, чтобы беседовать, как с Енохом. Когда подобное действительно происходит с христианином, в его жизни проявляются простота, скромность, кротость и смирение сердца, показывающие всем, с кем общается, что он был с Иисусом и научился у Него (Наглядные уроки Христа, с. 129, 130).

25 января

Открытая дверь

«Верил Енох и был взят на небо не познавшим смерти. Никто тогда не мог его найти, потому что Бог забрал его к Себе живым. Ему и до того, как это произошло, было открыто, что он Богу угоден» (Евр.11:5, ИПБ).

Когда мы научимся руководствоваться в жизни верой, а не чувствами, тогда в момент нужды получим помощь от Бога, а наши сердца наполнит Его мир. Именно такой простой жизнью послушания и доверия жил Енох. Если воспримем этот урок простой веры, мы также можем иметь свидетельство, которое получил он, угодив Богу (Моя жизнь сегодня, с.14).

Стремитесь угодить Богу всегда, на каждом этапе формирования вашего характера. Вы можете это сделать, ибо Енох угодил Богу во времена всеобщей порочности. Подобные Еноху есть и в наши дни (Наглядные уроки Христа, с. 332).

Триста лет Енох стремился к чистоте сердца, чтобы быть в гармонии с Небесами. Три столетия он ходил с Богом. День за днем жаждал более тесного единения с Ним; он становился к Богу ближе и ближе, пока Бог не взял его к Себе. Енох стоял на пороге вечного мира, только один шаг отделял его от Царства блаженства, и вот двери открылись. Хождение с Богом, так долго происходившее на Земле, продолжилось, и он прошел через ворота святого города — первый из людей, вошедший туда (Служители Евангелия, с. 53).

Со Словом Божьим в руках каждый человек, куда бы его ни забросила судьба, имеет возможность общаться с Богом. На страницах Библии он может вести беседу с благороднейшими и выдающимися из людей, и слушать голос Всевышнего, когда Он говорит к людям… Уже на этой Земле человек может жить в небесной атмосфере, наделяя опечаленных и искушаемых вестью надежды и жаждой святости … подобно тому, кто в древности ходил с Богом, все больше и больше приближаясь к порогу вечности до тех пор, пока ворота не открылись и он не вошел туда. Он обнаружит, что не чужой здесь. Голоса, которые будут приветствовать его, — это голоса святых, которые невидимо были его друзьями на Земле, голоса, которые он научился различать и любить здесь. Тот, кто через Слово Божье жил в общении с Небом, почувствует себя дома в небесном обществе (Воспитание, с. 127).

26 января

Бог или идолы?

«Идолы их, серебро и золото, — изделие рук человеческих… Те, кто делает их, сами подобны им, как и все надеющиеся на них» (Пс.113:12,16, ИПБ; см. также Быт.6:1-8).

Во дни Ноя вследствие грехопадения Адама и совершенного Каином убийства на Земле лежало двойное проклятие. Однако это еще не сильно изменило природу… Человеческий род все же сохранял большую часть своей первоначальной силы. Уже несколько поколений сменилось с тех пор, как Адам имел доступ к дереву жизни, но продолжительность земного существования человека все еще исчислялась столетиями. Если бы эти долговечные люди с их редкостной силой мысли и действия посвятили себя служению Богу, тогда они прославили бы своего Творца по всей Земле… Но они не сделали этого…

Не желая помнить Бога в своих познаниях, они вскоре начали отрицать Его существование… Они боготворили природу вместо Бога природы. Большие вечнозеленые рощи предназначались для поклонения лжебогам… Люди оставили Бога, поклонялись вымышленным богам и в результате опус кались все ниже и ниже (Патриархи и пророки, с. 90, 91).

Не все жители допотопного мира были идолопоклонниками в полном смысле этого слова. Многие считали себя верующими в Бога. Они утверждали, что их идолы являются лишь символом Бога, с помощью которых люди могли получить более ясное представление о Божественном Существе. Эти люди первыми отвергли проповедь Ноя. В то время как они пытались зримо представить Бога, их ослепленный разум не видел Его могущества и силы. Они перестали понимать святость Его характера и священную, незыблемую природу Его требований (там же, с. 95, 96).

Человек не может подняться выше своего понимания истины, чистоты и святости. Если разум никогда не поднимается выше человеческого уровня и верой не возносится к созерцанию бесконечной мудрости и любви, человек будет постоянно опускаться все ниже и ниже. Идолопоклонники наделили своих богов человеческими свойствами и страстями, поэтому их нравственные нормы опустились до уровня грешного человека (там же, с. 91).

27 января

Исполины на земле

«В то время были на земле исполины» (Быт.6:4; см. также Быт.6:1-8).

Первые люди на Земле получали наставления от вечного Бога, создавшего мир. Люди, получавшие знание непосредственно от безграничной мудрости, не были ограничены в познании…

Сейчас существует множество изобретений, усовершенствований и трудосберегающих машин, которых не имели люди в древности. Они не нуждались в них…

Люди до потопа жили много сотен лет, тогда столетние считались молодыми. Тогдашние долгожители обладали здравым умом и крепким телом… Они достигали расцвета сил в интервале от шестидесяти до ста лет, примерно в то время, когда наши долгожители уже сыграли свою роль в своей недолгой жизни и сходят со сцены (Духовные дары, т. 4, ч. 1, с. 154-156).

В то время жили исполины, мужи выдающегося телосложения и силы, славящиеся мудростью и искусством в изобретении самых замысловатых и чудесных вещей. Однако их вина, заключавшаяся в потворстве умножающемуся беззаконию, была пропорциональна их навыкам и умственным способностям.

Бог одарил жителей допотопного мира многочисленными богатыми дарами, но они употребляли их для собственного прославления. Его благословения они превратили в проклятие, возлюбив больше дары, чем Дарителя. Они использовали золото и серебро, драгоценные камни и ценное дерево для украшения своих жилищ, стремясь при этом превзойти друг друга в искусстве и мастерстве. Они стремились только к тому, чтобы ублажать желания своих гордых сердец, и упивались сценами наслаждения и нечестия (Патриархи и пророки, с. 90, 91).

Они стали испорченными в своих мыслях, ибо вычеркнули Бога из своих планов и не искали Его советов. Они были изобретательны на свершение того, чего Бог никогда не велел им делать, изобретательны на злые дела… Милостиво дарованное им время они использовали для того, чтобы высмеивать Ноя. Они пародировали его и критиковали, смеялись над его серьезностью и глубокими переживаниями относительно судов, которые, как он заявлял, Бог непременно исполнит. Они говорили о науке и о законах, управляющих природой. Эти люди потешались над словами Ноя и называли его сумасшедшим фанатиком (Библейский комментарий, т. 1, с. 1090. Комментарий Э. Уайт).

28 января

Злоупотребленные таланты

«Имя брату его Ювал, он — родоначальник всех играющих на гуслях и свирели. А у Циллы родился сын Тувал-Каин, он был первым, кто начал изготавливать всякие орудия из меди и железа» (Быт.4:21,22, ИПБ).

В результате потопа были утрачены более значимые изобретения в сфере искусства и человеческого мастерства, чем известные миру на сегодняшний день. Уничтоженные произведения искусства были прекраснее тех, которыми мы гордимся сегодня…

Глядя на мир, Бог видел, что интеллект, которым Он наделил человека, извратился, что помышления его сердца были зло во всякое время. Бог дал этим людям знание. Он даровал им ценные идеи, чтобы они могли следовать Его плану. Но Господь увидел: те, кто по Его замыслу должен был обладать мудростью, тактом и правосудием, используют каждую способность своего разума для прославления себя. Водами потопа Он стер этих долгожителей с лица Земли, и вместе с ними исчезло знание, которое они употребляли исключительно во зло. Когда Земля снова наполнилась людьми, Господь наделил их Своей мудростью уже не так щедро, даровав им лишь способности, необходимые для выполнения Его великого плана (Библейский комментарий, т. 1, с. 1089. Комментарий Э. Уайт).

Современный мир черпает огромное удовлетворение, рассуждая о прогрессе века сего. Но Бога это не радует. О наших современниках, как и о жителях допотопного мира, можно сказать, что они многое изобрели. В допотопном мире существовало множество удивительных произведений искусства и научных разработок. Эти потомки Адама, первые сотворенные Богом люди, обладали такими способностями и талантами, каких нам не встретить сегодня (Рукопись 16,1898 г.).

Всего несколько шагов отделяли живших до потопа людей от Бога, Создателя мира и его обитателей. Долгая жизнь и великий интеллект, данные этим людям, могли быть использованы в Божьем служении. Но их интеллектуальная сила, эта могучая энергия, была извращена и стала бесславить Бога …

Отделяясь от Бога, люди отдают себя во власть сатаны. Таланты дарованы им для того, чтобы использовать их в Божьем служении… Для каждого человека есть только один безопасный путь — и это путь послушания тому, что говорит Господь (Рукопись 31а, 1898 г.).

29 января

Общество изобилия

«В дни перед потопом люди ели, пили… Не сознавали они ничего, пока не пришел потоп и не погубил всех» (Мф.24:38,39. ИПБ)

Грех допотопного мира заключался в невоздержанности, и сегодня этот грех невоздержанности в вопросах еды и питья настолько очевиден, что Бог не будет всегда его терпеть… Человек доводит до крайности то, что законно, и все его естество страдает от результатов нарушения установленных Господом законов.

Невоздержание в еде и питье возрастает. На столах появляется всевозможная пища, чтобы удовлетворить прихотливый вкус. За такого рода действиями непременно последуют страдания. Жизненные силы организма не в состоянии выдержать подобную нагрузку и в конечном итоге подрываются.

Бог… не станет совершать чуда, чтобы воспрепятствовать упорному нарушению законов здоровья и жизни… Человек должен оценивать себя, исходя из уплаченной за него цены. Осознавая свою ценность, он не станет намеренно злоупотреблять какими-либо физическими или умственными дарами. Бога Небес оскорбляет, когда человек неправильно обращается со своими драгоценными силами, отдавая себя во власть сатаны и увлекаясь потворством тому, что губительно сказывается на его здоровье, благочестии и духовности (Письмо 73а, 1896 г.).

Хотя развращенность мира была так велика, Господь отвел людям 120 лет испытательного срока, когда они, если бы захотели, могли покаяться. Но вопреки терпению доброго и милосердного Бога люди не воспользовались этой благоприятной возможностью. Какое-то время они испытывали благоговение и боялись поступать так же безрассудно, как раньше. Но затем развращенные привычки одержали победу над сдержанностью. Их проницательность затуманивалась, а желание следовать безбожным путем укреплялось по мере того, как они отказывались признать свою греховность (Рукопись 16, 1898 г.).

Нам необходимо есть и пить, чтобы поддерживать свои физические силы для служения Господу, но когда питание мы превращаем в обжорство, не думая о том, чтобы порадовать нашего Небесного Отца, а едим только то, что нам по вкусу, тогда поступаем точно так же, как поступали люди во дни Ноя (Рукопись 31а, 1898 г.).

30 января

Женились и выходили замуж

«В дни перед потопом люди… женились и выходили замуж до того самого дня, как Ной вошел в ковчег» (Мф.24:38, ИПБ; см. также Быт.6:1-8).

Во дни Ноя влияние в основном оказывали с помощью грубой силы. Угрожая расправой, одни люди запугивали других (Рукопись 29, 1911 г.).

Вместо того чтобы справедливо поступать со своими ближними, допотопные жители воплощали в жизнь свои без-законные желания. Они заводили множество жен, что противоречило мудрому Божьему установлению. Вначале Бог дал Адаму одну жену, показав всем, кто будет жить на Земле, Свой порядок и закон в этом отношении. Непослушание и падение Адама и Евы принесло человечеству грех и несчастье, человек стал следовать своим плотским желаниям и изменил Божий порядок. Чем больше жен заводили себе мужчины, тем развращеннее и несчастнее они становились. Если кто-то хотел присвоить жен, скот или имущество своего ближнего, он не думал о справедливости или законности; а если мог отнять все это силой или, даже убив своего ближнего, он делал это и радовался своим жестоким поступкам. Людям нравилось убивать животных. Они употребляли их мясо в пищу, а это еще больше возбуждало в них жестокость, насилие и было причиной того, что они смотрели на человеческую кровь с поразительным безразличием (Духовные дары, т. 3, с. 63; 64).

Потомки Сифа были названы сынами Божьими, а потомки Каина — сынами человеческими. По мере общения с сынами человеческими сыны Божьи развратились, а смешанные браки между ними привели к тому, что под влиянием своих жен они утратили свой особый святой характер и объединились с сынами Каина в их идолопоклонстве. Многие отбросили страх Божий и надругались над Его заповедями. Но на Земле все же оставались немногие, кто поступал праведно, боялся и почитал своего Создателя. Среди этих немногих праведных были Ной и его семья (История спасения, с. 62).

Многоженство практиковалось с самого раннего периода человеческой истории. Оно явил ось одним из тех преступлений, которые вызвали гнев Божий на допотопный мир… Сатана приложил особые усилия к тому, чтобы извратить институт брака, ослабить его обязанности и уменьшить. его святость; ибо не существует более надежного способа исказить образ Божий в человеке и открыть дверь страданиям и порокам (Патриархи и пророки, с. 338).

31 января

До дня…

«Не пощадил Он и древнего мира, когда навел потоп на нечестивых, и только Ноя, глашатая праведности, да с ним еще семь душ сохранил» (2Пет.2:5, ИПБ; см. также Быт.6:11-13).

Бог предостерегал жителей древнего мира о том, что намерен сделать для очищения Земли от ее нечистоты. Но они презрительно насмехались над тем, что считали суеверным вздором (Рукопись 161, 1897 г.).

Вначале казалось, что многие приняли весть предостережения, но все же они не обратились к Богу с искренним раскаянием. Они не были готовы оставить свои грехи. В течение всего времени, остававшегося до начала потопа, их вера подвергалась испытанию, но они не выдержали его. Побежденные господствующим неверием, эти люди в конце концов вернулись к своим прежним друзьям, отвергая серьезное послание. Некоторые чувствовали глубокое осуждение в своем сердце и вняли бы словам предупреждения; но так многие шутили и насмехались, что они разделили их настроения… и вскоре превратились в самых смелых и дерзких насмешников, ибо никто не бывает столь безрассуден и не заходит столь далеко в своем грехе, как те, кто некогда был озарен светом, а потом воспротивился обличающему голосу Духа Божьего (Патриархи и пророки, с. 95).

Люди продолжали развлекаться, устраивая пиры, на которых предавались различного рода излишествам; они ели, пили, сеяли, строили, намечали различные выгодные сделки, которые в будущем принесли бы им немало прибыли. Так они продолжали все глубже погружаться в нечестие, дерзко отвергая Божьи требования и тем самым свидетельствуя о том, что не имели страха перед Всевышним…

Если бы жители допотопного мира поверили вести предостережения и раскаялись в своих злых поступках, Бог отвратил бы Свой гнев, как Он впоследствии поступил с Ниневией. Но, упорно сопротивляясь голосу совести и предостережениям Божьего пророка, они наполнили чашу беззакония, и участь их была решена (там же, с. 97).

Господь посылает нам через Своих посланников вести предостережения, провозглашая, что близок всему конец. Некоторые прислушаются к этим предостережениям, но подавляющее большинство проигнорирует их.

То же произойдет, когда придет Христос. Фермеры, торговцы, юристы, ремесленники будут совершенно поглощены своими делами, и на них день Господень найдет как сеть (Рукопись 161, 1897 г.).