7. Нафанаил – апостол, в котором нет лукавства

«Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев»

Иоан. 1:49.

Близкий товарищ Филиппа Нафанаил назван Варфоломеем во всех четырех перечнях Двенадцати. В Евангелии от Иоанна этот апостол упоминается как Нафанаил. Варфоломей – еврейская фамилия, которая означает «сын Толмея»[32]. Имя Нафанаил означает «Бог даровал». Итак, апостола зовут Нафанаил, Сын Толмея, или Нафанаил Бар-Толмей.

Синоптические Евангелия и книга Деяний не содержат информации о происхождении, характере или личности Нафанаила. Более того, каждая из этих книг только раз упоминает о Нафанаиле: в перечислении имен двенадцати апостолов. В Евангелии от Иоанна о Нафанаиле рассказывается только в двух отрывках: в 1-й главе, где описывается призвание апостола, и в 21-й главе, во 2-м стихе, где имя апостола упоминается среди тех, кто по воскресении Иисуса и перед Его вознесением возвратился в Галилею и пошел с Петром ловить рыбу.

Исходя из записанного в Евангелии от Иоанна (21:2), мы знаем, что Нафанаил был родом из маленького галилейского городка Кана. (Там Иисус совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино (см. Иоан. 2:11). Кана была расположена довольно близко к родному городу Иисуса Назарету.

Как мы узнали из предыдущей главы, сразу же после того, как Иисус нашел и призвал Филиппа, Филипп приводит к Иисусу Нафанаила. Очевидно, Филипп и Нафанаил были близкими друзьями, потому что во всех перечнях апостолов, данных в синоптических Евангелиях, имена Филиппа и Нафанаила стоят рядом. В истории ранней церкви, а также во многих преданиях об апостолах имена этих двух учеников также неразрывны. Вероятно, Филипп и Нафанаил дружили в течение всех лет следования за Христом. Эти два апостола всегда находятся рядом, но не как братья, подобно Петру и Андрею или Иакову и Иоанну, а как близкие товарищи.

Фактически, все, что нам известно о Нафанаиле Бар-Толмее, мы находим в описании его призвания стать учеником, в Евангелии от Иоанна. Не забывайте, что призвание апостола произошло в пустыне вскоре после крещения Иисуса, когда Иоанн Креститель указал на Христа, Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира (Иоан. 1:29). Андрей, Иоанн и Петр (и, возможно, Иаков) были призваны первыми (Иоан. 1:35–42). На следующий день, намереваясь идти в Галилею, Иисус нашел Филиппа и также призвал его стать учеником (Иоан. 1:43).

Из 45-го стиха (Иоан. 1) мы узнаем, что «Филипп находит Нафанаила». То ли их связывали чисто деловые взаимоотношения, то ли семейные или просто дружеские – Писание не говорит об этом. Однако Филипп, несомненно, был близко знаком с Нафанаилом и знал, что его заинтересует весть о том, что долгожданный Мессия найден. На самом деле Филипп не мог дождаться момента, когда поделится вестью с другом. Итак, он сразу же убедил Нафанаила и привел его к Иисусу.

Вероятно, Филипп нашел Нафанаила неподалеку от того места, где Филиппа нашел Сам Господь. Короткий рассказ о том, как Нафанаил пришел к Иисусу, ярко раскрывает характер апостола. Из описанного мы довольно много узнаем о том, каким человеком был Нафанаил.

Один поразительный факт о Нафанаиле явствует из того, как именно Филипп сообщил ему о Мессии: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Иоан. 1:45). Несомненно, истины Писания имели значение для Нафанаила. Филипп знал своего друга, он также знал, что Нафанаила заинтересует весть о том, что Иисус – Тот, о ком пророчествовали Моисей и пророки в Писании. Поэтому Филипп рассказал Нафанаилу о Мессии с точки зрения пророчеств Ветхого Завета. Сам факт того, что Филипп именно таким образом говорит Нафанаилу о Мессии, наводит на предположение, что Нафанаил знал ветхозаветные пророчества.

Возможно, упомянутый факт свидетельствует и о том, что друзья вместе изучали Ветхий Завет. По всей вероятности, будущие ученики пришли вместе в пустыню, чтобы послушать Иоанна Крестителя. Они оба были заинтересованы в том, чтобы исполнилось ветхозаветное пророчество. Филипп же, очевидно, знал, что новость об Иисусе обрадует Нафанаила.

Обратите внимание и на то, что Филипп не сказал своему другу: «Я нашел человека, у которого есть замечательный замысел для твоей жизни». Он также не говорил: «Я нашел человека, который поможет тебе поправить супружескую жизнь, решит твои личные проблемы и даст смысл твоей жизни». Нет, Филипп говорил о явлении Иисуса как об исполнении ветхозаветных пророчеств, он знал, что такая весть пробудит интерес Нафанаила. Прилежно и усердно изучая Ветхий Завет, Нафанаил уже искал божественную истину, стремился к ней.

Между прочим, все апостолы, за исключением Иуды Искариота, в большей или меньшей степени стремились к познанию божественной истины еще до встречи с Иисусом. Бог уже привлекал их к Себе Духом Своим. Сердца будущих апостолов уже были открыты к истине и переполнялись жаждой познания. Они искренне любили Бога, желали познать истину и принять Мессию. В этом будущие ученики совершенно отличались от религиозного мира того времени, мира, в котором доминировали лицемерие и напускное благочестие. Ученики же были искренними.

Вполне вероятно, что Филипп и Андрей долгими часами обдумывали и изучали Писание, исследовали Закон и Пророков, чтобы распознать истину о грядущем Мессии. Тот факт, что эти ученики хорошо знали Писания, объясняет их быстрый отклик на призыв Иисуса. В случае с Нафанаилом знание Писаний проявляется особенно. Он смог сразу же и безусловно принять Иисуса, потому что ясно понимал, что говорит о Нем Писание. Нафанаил знал обетования, поэтому, увидев их исполнение, сразу же все принял. Нафанаил знал Того, о Ком писали Моисей и пророки, и после кратчайшего разговора с Иисусом узнал в Нем Обещанного. Нафанаилу удалось узнать Иисуса, потому что он тщательно и усердно изучал Писания.

Филипп сказал ему: «…Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Имя Иисус довольно распространенное, на арамейском оно звучит как Иешуа. Это же имя дано было Иисусу Навину[33]. Имя несет в себе важный смысл: «Яхве – спасение» («Он спасет людей Своих от грехов их», Матф. 1:21). Фразу «сын Иосифов» Филипп использует подобно фамилии – Иисус Бар-Иосиф, точно так же, как и его друга звали Нафанаил Бар-Толмей. Так обычно называли людей. (Таким был еврейский эквивалент современных фамилий, таких как Джозефсон или Джонсон[34]. В течение всей истории людей называли подобным образом, то есть по полученной от отца фамилии).

Должно быть, в голосе Филиппа слышалось удивление. Он будто бы говорил: «Ты просто не поверишь, но Иисус, сын Иосифа, плотника из Назарета, и есть Мессия!»

Его предубеждения

В 46-м стихе (Иоан. 1) характер Нафанаила раскрывается дальше. Несмотря на то что он изучал Писания и стремился к истинному познанию Бога, несмотря на то что его серьезно занимали духовные вопросы, несмотря на то что он был верным, усердным и искренним в своем посвящении Божьему Слову, он все же оставался человеком. У Нафанаила были определенные предубеждения. Вот что он ответил Филиппу: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

Будущий ученик мог бы сказать: «Читая Ветхий Завет и изучая пророчества Михея, я узнал, что Мессия придет из Вифлеема (см. Мих. 5:2), а не из Назарета». Он также мог ответить: «Но Филипп, Мессия всегда ассоциируется с Иерусалимом, ведь Он будет править в Иерусалиме!» Однако глубокие предубеждения Нафанаила сквозят в сказанных им словах: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

Возражение не было Библейским и обоснованно разумным; оно основывалось только лишь на эмоциях и нетерпимости. Слова Нафанаила ясно говорят о том, как этот ученик презирал город Назарет. Откровенно говоря, Кана также не была известным городом и до сего дня остается совершенно непримечательной. Если вы не желаете посетить место поклонения, где Иисус превратил воду в вино, то, вероятно, вам вообще не захочется посетить этот город. Кана находилась в стороне от торговых путей, в то время как Назарет располагался, по крайней мере, на их перекрестке. Путешествующие из Средиземноморья в Галилею шли через Назарет. Один из основных маршрутов, соединявших север и юг – Иерусалим и Ливан, – пролегал через Назарет. Никто не проходил через Кану, направляясь в другой город; Кана всегда оставалась в стороне.

Поэтому отсутствие чего-либо привлекательного в Назарете едва ли может полно объяснить предвзятость Нафанаила. В ответе этого ученика, возможно, отражено некое соперничество между жителями Каны и Назарета.

Назарет был не очень приятным городом. Жители были невежливыми и невежественными. (Сегодня ситуация почти не изменилась). Хотя Назарет и располагается в красивом месте – на склонах холмов Галилеи, – это не слишком запоминающийся город; а во времена Иисуса он был еще менее привлекательным. Иудеи свысока смотрели на всех галилеян, но даже сами галилеяне свысока смотрели на жителей Назарета. Нафанаил же просто выразил общее в те времена презрительное отношение галилеян к жителям Назарета, хотя сам был родом из еще более непритязательного городка. Нафанаил просто проявил региональную гордость, которая и сегодня может вызвать у жителя, скажем, Кливленда пренебрежительные отзывы о Баффало[35].

В этом случае мы снова видим, что Богу угодно работать с обычными, слабыми и презренными мира сего, чтобы посрамить сильное (1-е Кор. 1:27). Он призывает людей даже из самых незначительных городов и регионов. Бог может призвать человека с недостатками, ослепленного своими предубеждениями, и изменить его, сделать из него человека, через которого Он потом изменит мир.

Для Нафанаила было совершенно непостижимым, что Мессия придет из такого презренного города, как Назарет. Город был некультурным, испорченным, и жили в нем грешные люди. Нафанаил просто не ожидал, что из подобного места может прийти что-то доброе.

Предубеждения отталкивают. Обобщения, основанные на чувстве превосходства, а не фактах, могут ослабить нас духовно. Предубеждения мешают многим людям познать истину. В действительности большая часть иудеев отвергла Мессию из-за своих предубеждений. Они также не верили, что Мессия придет из Назарета. Также они совершенно не могли принять тот факт, что Мессия и все Его апостолы придут из Галилеи. Они насмехались над апостолами, называя их неотесанными галилеянами. Фарисеи подтрунивали над Никодимом: «И ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Иоан. 7:52). Им не нравилось то, что Иисус выступал против государственной церкви в Иерусалиме. Поэтому и религиозных вождей, и обычных посетителей синагог к отвержению Иисуса в какой-то мере подтолкнули их предубеждения. Так произошло даже в родном городе Иисуса. Жители высмеяли Иисуса, называя Его всего лишь сыном Иосифа (Лук. 4:22). К Божьему Сыну отнеслись непочтительно, ведь для них Он оставался только сыном плотника (Лук. 4:24). Более того, все прихожане в синагоге Назарета, в Его родной синагоге, были настолько преисполнены предубеждений против Него, что, выслушав лишь одно Его наставление, они попытались отвести Его на вершину горы и сбросить оттуда (Лук. 4:28, 29).

Народ израильский был исполнен предубеждений против Иисуса, потому что Он был галилеянином и назарянином. Его считали необразованным человеком, который не вписывался в установленный религиозный порядок. Особенно же они воспротивились Его учению. Предубеждения людей не позволили им понять Евангелие, они отказывались слушать Иисуса, потому что оставались слепыми поборниками своей культуры и мертвой религии.

Джон Буньян осознал опасность предубеждений. В своей известной аллегории «Духовная война» он рассказывает о том, как рать Эммануила приносит добрую весть городу Душа. Воины решили войти в город через ворота Слух, потому что «вера от слышания». Но Дьяволос, враг Эммануила и Его рати, хочет, чтобы город Душа остался пленником ада. Поэтому Дьяволос решает поставить на стражу ворот Слуха особого охранника. «Сторожем был назначен старик Предубеждение, ворчливый и всем недовольный». Буньян написал, что «в подчинение ему были даны несколько глухих горожан»[36].

Очень живое и точное описание того, как многим людям остаются недоступны истины Евангелия. Из-за собственных предубеждений они становятся глухими к ним.

Уши человека закрыты от истины Евангелия различными видами предубеждений: расовыми, социальными, религиозными. Именно из-за предубеждений большинство евреев остается глухими к вести о Мессии. Сатана назначил старика Предубеждение и его глухих подчиненных стражами ворот Слуха Израиля. Вот почему Иисус «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоан. 1:11).

Джон Буньян дал иллюстрацию глухоты. Апостол Павел воспользовался метафорой слепоты: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2-е Кор. 4:3–4). Оставшись глухими и слепыми из-за своих предубеждений, люди не поняли смысла Доброй Вести. Так происходит и по сей день.

Нафанаил жил в обществе, которое было порабощено предубеждениями и предрассудками. В действительности предубеждения присущи всем грешным людям. Мы высказываем свои предубеждения, предвзято судим об отдельных людях, о целых сословиях и даже обществах. Нафанаил, как и мы с вами, обладал подобной греховной наклонностью. Из-за своих предубеждений он сначала скептически отнесся к вести Филиппа о том, что Мессия пришел из Назарета.

К счастью, предубеждения Нафанаила не были настолько сильными, чтобы помешать ему принять Христа. «Филипп говорит ему: пойди и посмотри» (Иоан. 1:47). Вот правильный метод решения проблемы предубеждения: изложите факты. Предубеждения основаны на чувствах, они субъективны и необязательно отражают реальное положение вещей. Итак, справиться с предубеждениями поможет открытое рассмотрение объективной реальности, иными словами «пойди и посмотри».

И Нафанаил пошел. К счастью, предубеждение будущего апостола было не так сильно, как искреннее стремление к истине.

Его чистосердечная искренность

Наиважнейшая черта характера Нафанаила названа устами Иисуса. Божий Сын уже знал Нафанаила. Он «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Иоан. 2:25). Поэтому в первых словах Иисуса прозвучала величайшая похвала характера Нафанаила. «Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Иоан. 1:47).

Можете ли вы себе представить нечто более прекрасное, чем слова одобрения, прозвучавшие из уст Иисуса? С одной стороны, прекрасно было бы в конце жизни услышать такие слова: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Матф. 25:21). Зачастую на похоронах мы слышим хвалебные речи, в которых превозносят добродетели почившего. Но что бы вы ощутили, если бы Иисус сказал вам подобные слова в самом начале вашего служения?

Как много эти слова свидетельствуют о характере Нафанаила. Конечно же, он оставался человеком. Он был грешен. Его разум в некоторой степени затмевали предубеждения. Сердце его было отравлено лукавством, хитростью. Но вместе с тем Нафанаил не был лицемером. Им владели неподдельная любовь к Богу и чистосердечное стремление увидеть Мессию.

Иисус называет Нафанаила «подлинно Израильтянин». В греческом оригинале упоминается слово alethos, что значит «истинно, действительно». Нафанаил был настоящим, истинным израильтянином.

Иисус ссылается не на земное происхождение Нафанаила как потомка Авраама; он говорит не о генетическом происхождении. Слова «подлинно Израильтянин» Иисус связывает с тем фактом, что в Нафанаиле не было лукавства. Именно отсутствие лукавства и простодушие характеризовали ученика как истинного израильтянина. Во дни жизни Иисуса на земле израильтяне, в большинстве своем, не были истинно верующими, потому что лицемерили. Они были обманщиками. В их жизни проглядывала лишь видимость духовности, и поэтому они не являлись истинными духовными детьми Авраама. Нафанаил же был сделан из другого «теста».

В послании к Римлянам (9:6–7) апостол Павел пишет: «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его». Во 2-й главе этого же послания (28–29) написано: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».

Вот истинный иудей, настоящий духовный потомок Авраама. Вот тот, кто нелицемерно и без лукавства поклонялся истинному, живому Богу. Позже Иисус скажет (см. Иоан. 8:31): «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Здесь также используется слово alethos.

С самого начала Нафанаил был истинным учеником. В нем не было лицемерия. Эта черта в Израиле в первом веке встречалась особенно редко. Не забывайте, что всю религиозную систему того времени Иисус назвал лицемерием. В Евангелии от Матфея (23:13–33) записана поразительно резкая, обличительная речь против книжников и фарисеев, когда Иисус корит их за лицемерие в широком смысле. Начиная от наивысших вождей народа и заканчивая простыми людьми на улице, все были поражены чумой того времени – лицемерием. Но вот истинный, нелицемерный иудей. Вот человек с обрезанным сердцем, чистый от скверны. Его вера подлинная, его посвящение Богу настоящее. Нафанаил был поистине праведным человеком – хотя и грешником, как и все мы, – но оправданным перед Богом живой, истинной верой.

Его действующая вера

Благодаря искреннему сердцу и настоящей вере Нафанаил смог преодолеть свои предубеждения. Его настоящий характер раскрывается в ответе Иисусу и в последующей короткой беседе. Сначала Нафанаил поражен тем, что Иисус, кажется, все знает о нем. «Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня?» (Иоан. 1:48).

Можно предположить, что Нафанаил все еще размышлял, действительно ли этот человек – Мессия. Нельзя сказать, что он сомневался в суждениях Филиппа. Филипп был его другом, и он достаточно хорошо знал своего друга: такой нерешительный человек, обдумывающий все до мелочей, не будет делать поспешных выводов. Нафанаил также не подвергал сомнению авторитет Писания и не был склонен к скептицизму. Просто этот Человек, казалось, не вписывался в рамки представления Нафанаила о Мессии. Иисус был сыном плотника, человека неизвестного и не выдающегося, не имеющего никакой связи с пророчествами. (В ветхозаветные времена Назарет просто не существовал). Теперь же Иисус говорит о Нафанаиле так, будто знает о нем все и видит даже глубины сердца. Нафанаил пытался все это уместить в своей голове.

«Почему Ты знаешь меня?» Возможно, этим ученик хотел спросить: «Ты просто льстишь мне? Ты хочешь с помощью похвалы сделать меня Своим учеником? Как Ты можешь знать, что происходит в моем сердце?»

«Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Иоан. 1:48). Такой ответ придает делу совершенно иной оборот. Так это была не похвала, а всеведение! Иисуса не было рядом с Нафанаилом, когда тот сидел под смоковницей, и Нафанаил знал об этом. Ученик внезапно понял, что находится в присутствии Того, Кто всевидящим оком мог заглянуть в глубины его сердца.

При чем здесь смоковница? Вполне вероятно, что Нафанаил сидел под деревом, изучая Писания и размышляя. В той культуре было принято строить в большинстве небольшие дома с одной комнатой. Пищу готовили в основном в доме, поэтому огонь горел даже летом. Дом мог наполняться дымом, становилось душно. Вокруг домов обычно сажали деревья, чтобы их крона создавала тень и прохладу. Одним из наилучших деревьев была смоковница, потому что приносила вкусные плоды и давала много тени. Смоковницы вырастают не выше 4,5 метра. У них короткий сучковатый ствол, ветви растут низко и достигают 7,5–9 метров. Благодаря смоковницам во дворах существовали обширные прохладные площадки, создаваемые тенью от кроны. Если вам хотелось уйти от домашнего шума и духоты, вы могли выйти на улицу и отдохнуть в тени смоковниц. Такое место прекрасно подходило для размышлений и уединения. Несомненно, именно в такое место пошел Нафанаил, чтобы поразмышлять над Писанием и помолиться.

В Своем ответе Иисус, в сущности, говорил: «Я знаю, что наполняет твое сердце, потому что видел тебя под смоковницей. Я знаю, что ты делал. Это место твоего уединения. Туда ты уходишь, чтобы изучать Писание и молиться. Там ты размышляешь. Я видел тебя в твоем уединении и знал, чем ты занимаешься». Иисус видел не только место нахождения Нафанаила, Он также видел и его сердце. Он знал об искренности Нафанаила, потому что заглянул в его сердце еще тогда, когда тот сидел под смоковницей.

Таких слов Нафанаилу было достаточно. И он «отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Иоан. 1:49).

Все Евангелие от Иоанна доказывает, что Иисус – Сын Божий (Иоан. 20:31). В самых первых словах Иоанн убедительно заявляет о божественности Иисуса («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»). В его Евангелии все направлено на подтверждение того факта, что Иисус – Сын Божий (обладает той же сущностью, что и Бог); с этой целью Иоанн подчеркивает чудеса Иисуса, Его совершенство и непорочность, божественную мудрость в учении и Его качества, которые по сути являются качествами Самого Бога. Иоанн старается показать, как Иисус проявил Свою божественную суть. В первой главе он записывает свидетельство Нафанаила о том, что Иисус – всеведущий Божий Сын. Он обладает той же сущностью, что и Бог.

Не забывайте, что эту же самую истину его друг Филипп не смог усвоить до конца в течение двух лет, ведь в горнице он попросил Иисуса: «Покажи нам Отца» (Иоан. 14:8–9). То, что Филипп не смог полностью понять до самого конца земного служения Иисуса, его друг Нафанаил уловил сразу же.

Нафанаил знал Ветхий Завет. Он был знаком с пророчествами. Он ведал, Кого ожидает. И теперь, несмотря на то что Иисус пришел из Назарета, всеведения Иисуса, Его духовной проницательности, Его способности видеть само сердце ученика было достаточно, чтобы убедить Нафанаила в том, что Он (Иисус) действительно Мессия.

Познания ветхозаветных мессианских пророчеств Нафанаила проявляются в его коротком ответе Иисусу («Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев»). Во 2-м псалме ясно говорится, что Мессия будет Божьим Сыном. Многие пророчества Ветхого Завета называют Мессию Царем Израилевым, включая книгу Софонии (3:15) («Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла») и книгу Захарии (9:9) («Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»). В книге Михея (5:2), в том же стихе, где предрекается рождение Мессии в Вифлееме, написано: «Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных», – Иисус назван не только Царем, но и Предвечным. Итак, увидев доказательство всеведения Иисуса, Нафанаил сразу же признал в Нем обещанного Мессию, Сына Божьего и Царя Израилева.

Нафанаил был подобен Симеону, который взял Младенца Иисуса на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лук. 2:29–32). Он сразу же увидел в Иисусе Того, Кого так долго ожидал. Усердно изучая Писание, Нафанаил был подлинным иудеем, который ожидал Мессию и знал, что Мессия будет Сыном Божьим и Царем. Он никогда не был в числе тех, кто наполовину предан истине. В один день этот ученик полностью понял истину и посвятил себя ей без остатка.

«Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан. 1:50–51). Божий Сын подтвердил веру Нафанаила и пообещал, что тот увидит нечто большее, чем простое проявление всеведения Иисуса. Уже одно простое утверждение о смоковнице было достаточным подтверждением для Нафанаила, что Иисус – Божий Сын и Царь Израиля; при этом Нафанаил еще ничего не видел. Поэтому с того времени все увиденное Нафанаилом собственными глазами обогащало и укрепляло его веру.

Большинству учеников было трудно достичь того, чего достиг Нафанаил после первой встречи со Христом. Что касается Нафанаила, все последующее служение Христа лишь подтверждало усвоенные им истины. Как прекрасно видеть человека настолько верного и надежного с самого начала! А годы, проведенные в общении с Иисусом, открыли для него обширную панораму сверхъестественной реальности!

В ветхозаветные времена Иаков видел сон: «Вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12). Слова Иисуса, сказанные Нафанаилу, относились именно к тому ветхозаветному событию. Иисус стал такой «лестницей», и Нафанаил видел, как «Ангелы Божии восходят и нисходят по ней». Иными словами, Иисус и есть та «лестница», которая соединяет небо и землю.

Это все, что мы знаем о Нафанаиле из Писания. В исторических записях о ранней церкви говорится, что апостол трудился в Персии и Индии и принес Евангелие даже в Армению. Нет достоверных источников, в которых бы рассказывалось о смерти Нафанаила. Одно из преданий повествует о том, что его посадили в мешок, завязали и бросили в море. В другом предании говорится, что апостола распяли. Но все они рассказывают о том, что он умер мученической смертью, как и все апостолы, за исключением Иоанна.

Однако мы точно знаем одно: Нафанаил остался верным до конца, потому что был верным с самого начала. Все пережитое им в общении со Христом и после основания новозаветной церкви в конечном итоге только укрепляло его веру. Нафанаил, как и другие апостолы, служит доказательством того, что через жизнь ничем не примечательных людей из самых маленьких поселений Бог может явить Свою славу.