Раздел 6. Является ли незаконным предсказание по сновидениям?

С шестым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что предсказание по сновидениям не является незаконным. В самом деле, в использовании божественного наставления нет ничего незаконного. Но люди наставляются Богом во сне, о чем читаем [в Писании]: «Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе; тогда Он», то есть Бог, «открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление» (Иов. 33:15, 16). Следовательно, использование предсказания по сновидениям не является незаконным.

Возражение 2. Далее, толкователи сновидений в строгом смысле слова предсказывают посредством снов. Но мы знаем святых, которые толковали сны. Так, Иосиф толковал сны [главного] виночерпия и главного хлебодара фараона (Быт. 40), и Даниил толковал сны царя Вавилона (Дан. 2; 4). Следовательно, предсказание по сновидениям не является незаконным.

Возражение 3. Далее, глупо отрицать общий для всех людей опыт. Но все знают по опыту, что сны являются знаками будущего. Следовательно, нелепо отрицать пользу от предсказаний по сновидениям и прислушиваться к ним законно.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Не должен находиться у тебя… наблюдающий сны»- (Вт. 18:10).

Отвечаю: как уже было сказано (2), предсказание суеверно и незаконно тогда, когда оно основано на ложном мнении. Поэтому нам надлежит рассмотреть то истинное, которое содержится в предвидении будущего по сновидениям. Итак, в одних случаях сон может являться причиной будущих событий, например, когда человеческий ум обеспокоен приснившимся, вследствие чего начинает к чему-то стремиться или чего-то избегать. В других случаях сны являются знаками будущих событий — в той мере, в какой сон и будущее событие вместе связаны с некоторой общей им причиной, и таким вот образом будущее нередко становится известным благодаря сновидениям. Следовательно, далее мы должны рассмотреть то, что является причиной снов и может ли она быть также причиной будущих событий или сообщать знание о них.

Итак, надлежит заметить, что причина снов в одних случаях может находиться в нас, а в других — вне нас. Внутренняя причина снов бывает двоякой. Одна относится к душе, а именно в той мере, в какой то, что занимает человеческие помыслы и расположения во время бодрствования проникает в его воображение во время сна. Такого рода причина сновидений не является причиной будущих событий, поскольку такие сны связаны с будущими событиями акцидентно и любое их совпадение друг с другом тоже акцидентно. Другая же внутренняя причина снов относится к телу, поскольку внутреннее расположение тела может вызывать сообразующееся с этим расположением движение в воображении; так, человеку, в [теле] которого излишне много холодных телесных жидкостей, может сниться, что он находится в воде или снегу, и потому врачи настаивают на том, чтобы мы обращали внимание на сны, дабы с их помощью они могли выявить наши внутренние расположения.

И точно так же внешняя причина сновидений бывает двоякой, телесной и духовной. Телесной, когда на воображение спящего воздействует или окружающий воздух, или небесное тело, в результате чего спящему представляются некие образы, соответствующие расположению небесных тел. Духовная же причина в некоторых случаях связана с Богом, Который через посредство служебных ангелов открывает людям нечто в их снах, согласно сказанному [в Писании]: «Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении (во сне говорю

с ним)» (Чис. 12:6). Однако в других случаях то, что людям в их снах представляются некие образы, связано с действиями демонов, что означает, что они иногда показывают некоторые будущие вещи тем, кто вступил с ними в незаконный сговор.

Поэтому нам надлежит говорить, что нет ничего незаконного в том, чтобы использовать сны для предвидения будущего, если эти сны обусловлены божественным откровением или некоторой естественной причиной, внутренней или внешней, в той мере, в какой эта причина является действенной. Но если они обусловлены действиями демонов, с которыми вступили в сговор или явно, призвав их для этой цели, или неявно, пытаясь предсказывать вне поля действенности [причины], то тогда речь идет о незаконном и суеверном предсказании.

Сказанного достаточно для ответа на все возражения.