Раздел 5. Знали ли гонители Христа, кем Он был?

С пятым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что гонители Христа знали, кем Он был. Так, [в Писании] мы читаем, что виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это — наследник; пойдем, убьем его» (Мф. 21:38). Иероним, комментируя эти слова, замечает, что «таким образом Господь со всей очевидностью показал, что вожди евреев распяли Сына Божия не по неведенью, а из зависти, поскольку поняли, что Он был Тот, к Кому обратился Отец устами пророка: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе»». Следовательно, похоже на то, что они знали: Он был Христос и Сын Божий.

Возражение 2. Далее, Господь говорит: «Теперь и видели — и возненавидели и Меня, и Отца Моего» (Ин. 15:24). Но если видели, то и знали. Следовательно, евреи, зная Христа, причинили Ему страсти из ненависти.

Возражение 3. Далее, в поучении Эфесского собора сказано: «Как тот, кто порвал княжеское послание, заслуживает смерти как презревший княжеское слово, так и распявшие Его евреи наказаны за то, что осмелились поднять руку на Самое Слово Божие». Но если бы они не знали, что Он был Сыном Божиим, то их неведенье служило бы им оправданием. Следовательно, похоже, что распявшие Христа евреи знали, что Он был Сыном Божиим.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2:8). И Петр, обращаясь к евреям, говорит: «Я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведенью» (Деян. 3:17). И Господь, вися на кресте, сказал: «Отче! Прости им — ибо не знают, что делают!» (Лк. 23:34).

Отвечаю: среди евреев одни были по чину старшими, а другие младшими. Так вот, говорят, что старшие, которых называют «начальниками», знали, как и бесы, что Он был обетованный Законом Христос, поскольку видели в Нем все признаки, о которых предвозвещали пророки, но и они не знали тайны Его Божества. Поэтому апостол говорит: «Если бы познали, то не распяли бы Господа славы». Однако не следует думать, что это неведенье извиняет их преступление, поскольку оно было, так сказать, напускным неведеньем. Ведь им были явлены очевидные признаки Его Божества, но из ненависти и зависти к Христу они толковали их превратно и не хотели верить Его словам о том, что Он есть Сын Божий. Поэтому Сам Он говорит: «Если бы Я не пришел и не говорил им, — то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения во грехе своем!» (Ин. 15:22). И далее Он продолжает: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал — то не имели бы греха» (Ин. 15:24). И что еще могут они привести в свою защиту, кроме слов из книги Иова: «[Они] говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!»» (Иов. 21:14).

Младшие же чины, то есть простонародье, не знавшие тайн Священных Писаний, не могли в полной мере познать, что Он был Христос и Сын Божий. В самом деле, хотя некоторые из них уверовали в Него, тем не менее, большинство не уверовало. Впрочем, они, как читаем [в Писании] (Ин. 7:31, 41), видя признаки силы в Его учении, подчас сомневались в том, был ли Он Христом, однако, будучи впоследствии введены в заблуждение своими начальниками, так и не уверовали, что Он был Сыном Божиим и Христом. Поэтому Петр и сказал им: «Я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведенью», то есть потому, что были обмануты своими начальниками.

Ответ на возражение 1. Под произнесшими эти слова виноградарями обозначены начальники народа, которые знали, что Он был наследником, ибо им было ведомо, что Он был обетованным Законом Христом. Однако слова [псалма]: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (Пс. 2:8), похоже, не согласуются с таким ответом, поскольку они адресованы Тому, Кому сказано: «Ты — Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Поэтому если бы они знали, что Он был Тем, Кому сказано: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе», то из этого бы следовало, что они знали, что он был Сыном Божиим. Так, Златоуст, комментируя эти слова, говорит, что «они знали, что он был Сыном Божиим». И Беда в своем комментарии к словам [Писания]: «Ибо не знают, что делают!» (Лк. 23:34), говорит: «Заметь, что Он молится не о тех, которые, зная, что Он — Сын Божий, предпочли не признать Его, а распять». Однако на это можно возразить, что хотя они и признали в Нем Сына Божия, но признали не по Его естеству, а единственно по величию Его благодати.

Тем не менее мы вправе предполагать, что они знали о том, что Он был поистине Сыном Божиим, поскольку им были явлены все признаки этого, однако из ненависти и зависти не пожелали поверить этим признакам, посредством которых могли бы познать, что Он был Сыном Божиим.

Ответ на возражение 2. Вначале читаем: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал — то не имели бы греха», а уже после сказано: «Теперь и видели — и возненавидели и Меня, и Отца Моего» (Ин. 15:24). Все это свидетельствует о том, что они видели чудесные дела Христовы, но вследствие своей ненависти не познали Его как Сына Божия.

Ответ на возражение 3. Напускное неведенье не только не снимает вины, но, пожалуй, даже усугубляет ее, поскольку оно показывает, что человек настолько расположен к греху, что предпочитает оставаться в неведении, лишь бы не прекратить грешить. Поэтому евреи согрешили как распявшие не только Человека Христа, но и Бога.