Раздел 3. Сообщалась ли при крещении Иоанна благодать?

С третьим, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что при крещении Иоанна сообщалась благодать. Так, [в Писании] сказано: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4). Но покаяние и прощение грехов являются следствиями благодати. Следовательно, крещение Иоанна сообщало благодать.

Возражение 2. Далее, крестящиеся у Иоанна, как сказано, «исповедовали грехи свои» (Мф. 3:6; Мк. 1:5). Но исповедание грехов определяет к прощению, которое производится благодатью. Следовательно, крещение Иоанна сообщало благодать.

Возражение 3. Далее, крещение Иоанна в большей степени, чем обрезание, напоминает крещение Христа. Но первородный грех отпускался посредством обрезания. В самом деле, как говорит Беда, «во времена Закона обрезание являлось столь же спасительным лекарством для исцеления раны первородного греха, каким ныне, когда нам явлена благодать, является крещение». Следовательно, крещение Иоанна тем более обусловливало прощение тех грехов, которые не могут быть прощены без благодати.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Я крещу вас в воде в покаяние» (Мф. 3:11), каковые слова Григорий в своей проповеди разъясняет так: «Иоанн крестил не в Духе, а в воде, поскольку ему не было дано отпускать грехи» -. Но благодать сообщается Святым Духом, и именно благодаря ей отпускаются грехи. Следовательно, крещение Иоанна не сообщало благодать.

Отвечаю: как уже было сказано (2), все, чему учил и что делал Иоанн, предваряло явление Христа, что подобно тому, как обязанностью слуги или подмастерья является подготовить материю к принятию формы, которую придаст ей главный мастер. Затем, благодать должна была быть дарована людям чрез Христа, согласно сказанному [в Писании]: «Благодать же и Истина произошли чрез Иисуса, Христа» (Ин. 1:17). Поэтому крещение Иоанна не сообщало благодать, а только приуготовляло путь к ней, причем трояко: во-первых, учением Иоанна, которое направляло людей к вере в Христа; во-вторых, приучением людей к обряду крещения Христа; в-третьих, покаянием, готовя людей обрести следствие крещения Христа.

Ответ на возражение 1. Под этими словами, как говорит Беда, можно понимать двоякое крещение покаяния. Первое — то, которым крестил Иоанн и которое названо «крещением покаяния» по причине того, что оно побуждало людей к покаянию и являлось своего рода заявлением людей о готовности покаяться. Другое — это крещение Христа, которым прощаются грехи; им Иоанн крестить не мог, хотя и проповедовал его, говоря: «Он будет крестить вас Духом Святым».

Или же можно сказать, что он проповедовал «крещение покаяния», то есть побуждал людей к покаянию, каковое покаяние вело людей к «прощению грехов».

А еще можно, вторя Иерониму сказать, что «благодетельно отпускающая грехи благодать сообщается крещением Христа; это было соделано женихом, но начало положил дружка», то есть Иоанн. Поэтому-то и читаем, что «он крестил и проповедовал крещение покаяния для прощения грехов», то есть не то, что он делал все это сам, а то, что он положил начало, готовя путь.

Ответ на возражение 2. Целью этого исповедания грехов было не немедленное прощение грехов через крещение Иоанна, а прощение их через последующее покаяние и крещение Христа, к которым подготавливало это покаяние.

Ответ на возражение 3. Обрезание было учреждено как средство от первородного греха.

Крещение же Иоанна было учреждено не для этого, а было, как сказано, просто приготовлением к крещению Христа, притом что таинства обусловливают свои следствия посредством силы своего учреждения.